Может ли адвокат преподавать в вузе

Обновлено: 26.04.2024

Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования. В России существуют специализированные высшие учебные заведения, обучающие студентов с перспективой дальнейшего приобретения ими адвокатского статуса и ведения адвокатской деятельности.

Также на статус адвоката может претендовать лицо, имеющее ученую степень по юридической специальности.

Кроме того, для получения статуса необходимо иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения.

Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатываются и утверждаются Советом ФПА РФ.

Лицо, отвечающее требованиям Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с заявлением о присвоении ему статуса адвоката и рядом документов (см.: Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката в редакции от 17 апреля 2019 г., действующее с 1 сентября 2016 г.).

Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.

Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.

Лицо, получившее статус адвоката, вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (извлечения)

Статья 2. Адвокат

1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Статья 9. Приобретение статуса адвоката

1. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ)

У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента его получения.

(абзац введен Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ, в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ)

2. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:

1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

3. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее – квалификационная комиссия) после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката (далее также – претендент), квалификационного экзамена.

(в ред. Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ)

4. В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:

1) в качестве судьи;

2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;

3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;

4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;

5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;

7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;

8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и научных организациях;

(в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ)

9) в качестве адвоката;

10) в качестве помощника адвоката;

11) в качестве нотариуса.

5. Адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.

6. Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 10. Допуск к квалификационному экзамену

1. Лицо, отвечающее требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с заявлением о присвоении ему статуса адвоката.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ)

2. Претендент помимо заявления представляет в квалификационную комиссию копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, содержащую биографические сведения, копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Предоставление недостоверных сведений может служить основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену.

3. Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. При этом квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов и сведений. Данные органы обязаны сообщить квалификационной комиссии о результатах проверки документов и сведений либо подтвердить их достоверность не позднее чем через месяц со дня получения запроса квалификационной комиссии.

4. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену.

5. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе. Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.

Статья 11. Квалификационный экзамен

1. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатываются и утверждаются Советом Федеральной палаты адвокатов.

3. Претендент, не сдавший квалификационного экзамена, допускается к повторной процедуре сдачи квалификационного экзамена, установленной настоящим Федеральным законом, не ранее чем через год.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ)

Статья 12. Присвоение статуса адвоката

1. Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката.

Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.

2. Квалификационная комиссия не вправе отказать претенденту, успешно сдавшему квалификационный экзамен, в присвоении статуса адвоката, за исключением случаев, когда после сдачи квалификационного экзамена обнаруживаются обстоятельства, препятствовавшие допуску к квалификационному экзамену. В таких случаях решение об отказе в присвоении статуса адвоката может быть обжаловано в суд.

3. Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката.

Статья 13. Присяга адвоката

1. В порядке, установленном адвокатской палатой, претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу следующего содержания:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката».

2. Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.

Тестовые задания для сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката

Тестовые задания в данной редакции применяются с 1 июня 2021 г.

Перечень вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена у лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката (для устного собеседования)

Перечень вопросов утвержден Советом Федеральной палаты адвокатов РФ 28 января 2016 г. и действует с 1 сентября 2016 г. (с изменениями, утвержденными решением Совета ФПА РФ от 22 марта 2021 г., протокол № 22, вступающими в силу с 1 мая 2021 г.).

Имеет ли право юрист, не имеющий педагогического образования, преподавать в колледже юридические дисциплины?

Ответы на вопрос:

Имеет ли право юрист, не имеющий педагогического образования, преподавать в колледже юридические дисциплины?

Конечно, имеет право. У него имеется профессиональное образование - этого достаточно.

Для работы в качестве преподавателя средне-профессиональных учебных заведений (колледж, техникум) педагогическое образование необязательно. Куда важнее научная деятельность.

Похожие вопросы

Преподаю правовые и общеобразовательные дисциплины в колледже, у меня окончен колледж, квалификация: юрист, а также окончила педагогический ВУЗ, квалификация Учитель истории. Сегодня меня уведомил Начальник отдела кадров о том, что со средним специальным юридическим не имею право преподавать юридические, вернее общепрофессиональные дисциплины. Правомерны ли ее действия, какой документ об этом гласит, спасибо.

У меня среднее специальное образование, закончила педагогический колледж по специальности художественная прическа и декоративная косметика. Получила квалификацию мастер п/о,художник-модельер. Могу ли я преподавать в колледже кроме производственного обучения другие дисциплины, не имея высшего образования, такие какПарикмахерскоедело, Материаловедение, Спецрисунок?

Первое образование у меня математик, также являюсь кандидатом физико-математических наук, имею диплом бакалавра, квалификации - юрист. Хотела бы узнать, имею ли я право преподавать в Вузе юридические дисциплины?

Я хочу преподавать психологические дисциплины в вузе. По образованию я социолог, преподаватель психологии, кандидат педагогических наук. Необходимо ли мне получать дополнительное образование. Например, переподготовка по направлению педагог-психолог?

Какое должно быть образование у педагога профессиональных дисциплин, чтобы преподавать в колледже? Спасибо.

Помогите, пожалуйста, разобраться в сложной ситуации. На нашей кафедре работают три преподавателя истории, которые преподают историю, обществознание, основы философии, и один юрист, который преподает юридические дисциплины. По учебным планам часы юридических дисциплин ежегодно сокращаются, на будущий учебный год у преподавателя юридических дисциплин основная нагрузка составляет 450 часов при норме 720 часов в год. Администрация данного преподавателя сокращать не собирается, поэтому решило перераспределить нагрузку следующим образом: руководство забирает часы обществознания у преподавателей истории и отдает преподавателю юридических дисциплин. В связи с этим у меня возникают вопросы:

1. Правомерны ли такие действия администрации?

2. Можно ли без нашего ведома забирать у нас, преподавателей истории, часы обществознания?

3. Может ли юрист без педагогического образования преподавать у несовершеннолетних студентов?

4. Можно ли дробить дисциплину Обществознание на части для того, чтобы одни разделы преподавал один преподаватель, а остальные разделы - другой преподаватель (например, обществознание состоит из нескольких разделов - это философия, экономика, право, социология, политология, психология, администрация отдает раздел право и экономика юристу, преподавателю юридических дисциплин, а остальные разделы преподавателю истории)?

5. В связи с такими перестановками, по вине администрации моя нагрузка снижается с 1125 часов в год до 800, насколько это правомерно, если по учебным планам ничего не меняется?

Спасибо за ответы.

В 2007 году окончила юридический институт по специальности юрист (второе высшее, первое педагогическое). По профессии не работала, но работала с 2000 до 2012 года муниципальным служащим. С 2012 года индивидуальный предприниматель. В 2015 году по договору устроилась преподавать в колледж юридические дисциплины. Чтобы через 5 лет подать документы на нотариуса или в мировые судьи. Нужно ли официальное трудоустройство в колледже? И какие курсы повышения квалификации нужно пройти заранее?

В качестве руководителя курсов повышения квалификации я часто езжу в регионы вместе с нашими лекторами и имею возможность сравнивать, как обстоят дела с обучением в разных палатах. Сразу могу отметить, что те палаты, которые приглашают лекторов из Москвы, делают это не для галочки, потому что мы никак не проверяем и не просим никаких отчетов после прослушанных курсов. Есть палаты, в которых адвокаты сдают экзамены для проверки подготовленности, но это даже не единичные – исключительные случаи. В тех же палатах, где мне довелось побывать, подход к учебе творческий, неформальный, что радует. Главный критерий, по которому я оцениваю, эффективно ли прошла учеба – это повторное приглашение с лекциями. Если позвали второй раз – значит, курс удался, если нет – это сигнал, что не полностью выложились, не совсем актуальная информация. Но, к счастью, все палаты, где мы были, – сразу приглашают приехать еще.
Конечно, курсы повышения квалификации идут по всей стране, каждый регион работает над своими программами. Но есть еще один фактор – личное общение. Считаю, что общение с умным человеком – эффективней любых лекций. Если ты с кем-то обсуждаешь проблемную тему и тебе рассказывают, что и как сделал профессионал, делятся азами мастерства – это очень эффективный способ обучения. Именно поэтому я люблю заказывать себе билеты с лекторами. По приезде всегда шучу, что могу себе выписать свидетельство о повышении квалификации. Потому что каждый из наших лекторов, которых я очень люблю, – специалист в своем деле. И пока мы вместе в самолете, в переездах, за обедом они рассказывают все, что появилось нового в их сфере. Я повышаю свою квалификацию и от общения с адвокатами в том регионе, в который приехала. То есть за время курсов повышения квалификации, которые мы привозим в регионы, я сама узнаю много полезного и интересного. Очень не хотелось бы, чтобы все это превращалось в зачет часов.
Однажды я была в Чикаго на программе, рассказывающей о том, как у них построено повышение квалификации. Меня смутило, что очень большая часть времени была посвящена системе проверки. В Америке адвокаты могут покупать различные курсы и программы, и задача контролирующих органов понять, смотрит ли человек программу или просто включил курс на компьютере и ушел. Для этого нужно щелкать в телефоне, кликать мышкой, писать слова в определенный промежуток времени. По-моему, это какой-то формализм. Я же хочу, чтобы была такая среда, в которой быть неумным стыдно. Создание такой среды, где быть непрофессиональным – это значит выпасть из профессии, гораздо важней, чем щелкать мышью. Можно и ребенка научить вовремя нажимать на кнопку. Роль повышения квалификации состоит в том, чтобы показывать, что профессионализм приводит к результатам. У адвоката не должно возникать ощущения: «что бы я ни делал в уголовном деле, я не смогу ничего изменить». Это профессиональная апатия. Чтобы ее избежать, мы должны показывать реальные примеры того, что мы можем что-то сделать, тогда и среда будет другая.
Лекторов, к сожалению, немного, хотя я постоянно нахожусь в поиске новых людей. Только проблема в том, что людей, способных просто поговорить обо всем и ни о чем, много, а преподавателей, которые знают больше, чем практикующие адвокаты, – единицы. Выйти в аудиторию, где 300 человек смотрят на тебя с вопросом, скажешь ли ты что-то новое или нет, – это тоже способ сдавать экзамен. Это большая ответственность, поэтому, как бы я ни хотела увеличить круг лекторов, сделать это очень сложно.
Вениамин Яковлев однажды сказал, что прежде чем стать преподавателем, он пошел в адвокаты, потому что должно быть «право преподавать право». Право преподавать адвокатам имеют только правоприменители, чтобы стать лектором наших курсов, нужно быть таким экспертом, который знает свою область гораздо глубже, чем просто профессиональный адвокат.

Юридическая карьера: с чего начать

Связано это с дистанционным форматом работы, который не всегда позволяет качественно адаптировать и обучить молодых специалистов. Кроме того, удаленка уменьшила объем технической работы, которая не требует высокой квалификации и опыта, подчеркивает руководитель юридического отдела недвижимости и строительства «Метро Кэш энд Керри» Алексей Марин.

С отменой первого карантина ситуация начала понемногу меняться. Юрфирма INTELLECT с начала июня начала активно отсматривать кандидатов на позиции стажеров и младших юристов. «Наняли несколько новых коллег, планируем и дальше расширять штат молодых специалистов», – рассказывает Махнева. Об оживлении на рынке юрвакансий говорит и партнер Ost legal Ost legal Федеральный рейтинг. группа Природные ресурсы/Энергетика группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство × Вадим Цветков. Впрочем, ситуация все еще не вышла на допандемийный уровень, признается он.

Более оптимистичен в оценках Андрей Набережный, экс-руководитель направления банка «Траст», глава проектов ЮГ Яковлев и Партнеры Яковлев и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) × . По его словам, рынок юридических стажировок сейчас как никогда активен. У юристов появилось много работы, им нужны дополнительные «руки», а брать штатных специалистов в текущих реалиях многие компании опасаются: непонятно, как будет дальше развиваться ситуация в стране.

Поэтому стажеры будут первыми в очереди на потенциальное трудоустройство, уверен юрист: «Для них сейчас самое благоприятное время. Есть возможность быстро чему-то научиться и заявить о себе». Оптимизируя свои бюджеты, компании с радостью возьмут на работу молодого и перспективного соискателя, который выполнял бы задания не хуже, чем опытный специалист, но за меньшие деньги, соглашается с коллегой вице-президент ГК «ПИК» по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям Дмитрий Тимофеев.


Поиск вакантного места: с чего начать и где искать


Вакантное место можно найти и на университетском дне открытых дверей. Компании, которые заинтересованы в молодых специалистах, презентуют себя студентам. На факультете права НИУ ВШЭ такое ежегодное мероприятие называется «День карьеры». Последний раз в нем приняли участие 23 фирмы. Юрфак МГУ дважды в год проводит целые карьерные недели под названием «Первая ступень». Юркомпании рассказывают о тонкостях трудоустройства и предлагают оставить свое резюме. Подобные мероприятия проходят также в МГЮА, МГИМО, Финансовом университете и многих других вузах, выпускающих юристов.

Кроме того, помочь с началом карьеры могут преподаватели – практикующие юристы. К ним, по словам Цветкова, нередко обращаются коллеги за рекомендацией талантливых студентов. Совет можно получить и от однокурсников, которые расскажут о своих текущих местах работы и шансах трудоустроиться туда, добавляет Виноградов.

Даже если интересующие компании не вывешивают вакансии, соискателю не стоит бояться писать им напрямую. Старший партнер ССП-Консалт ССП-Консалт Региональный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Банкротство (включая споры) Профайл компании × Сергей Привалов признается, что часто работодатель положительно оценивает столь активную позицию и может пригласить на собеседование. В таких сопроводительных письмах нужно обязательно указать, на какую позицию претендует кандидат, подчеркивает директор по персоналу юрфирмы Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Частный капитал группа Уголовное право Профайл компании × Елена Арсеньева.


Дмитрий Тимофеев, вице-президент ГК «ПИК» по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям

Стажировка vs штат

Начинающий специалист, как правило, всегда оказывается перед выбором: попробовать свои силы сначала на стажировке или постараться сразу попасть в штат. На первый взгляд, второй вариант кажется куда более заманчивым, но все не так просто. Набережный уверен, что начинать лучше всего со стажировки. По его словам, она дает молодому специалисту возможность поработать в нескольких местах и попробовать себя в разных практиках. Когда устраиваешься в штат, то возникает чувство привязанности, поясняет юрист: «Если быстро уволиться, то последующие работодатели будут смотреть на кандидата с опаской».

Но даже если начинающий юрист не намерен экспериментировать, такой формат работы позволит ему получше присмотреться к выбранной организации. «Стажировка – отличная возможность познакомиться с корпоративной культурой, принципами компании, особенностями организации рабочего процесса и пространства, правилами взаимодействия и коммуникаций в коллективе», – поясняет Марин. Все эти нюансы лучше изучить до подписания трудового договора.

Еще одно немаловажное преимущество стажировки – плавное погружение в профессию. Такой формат подразумевает не только гибкий график работы, который проще совмещать с учебой, но и своеобразное продолжение обучения. Для стажера совершенно нормально чего-то не знать, его главная цель – получение новых знаний. Поэтому не надо бояться спросить совета у старших коллег, замечает Виноградов.

А самый главный плюс стажировки – возможность без опыта работы попасть в крупную фирму и попытаться в ней закрепиться.


Лучше стажировка в перспективном месте, чем штатная должность в малоперспективном. Важно не тратить время зря. Второго шанса попасть в правильное место может и не быть.

Дмитрий Прокофьев, партнер компании по поиску юридического персонала Norton Caine

По словам партнера компании по поиску юридического персонала Norton Caine Дмитрия Прокофьева, молодому юристу для успешной карьеры необходимо только одно – попасть в самом ее начале в «высокоорганизованное юрсообщество». Речь, по его словам, идет об «ильфе», ведущем «рульфе» или юрдепартаменте с качественной командой. С ним соглашается Кульков, подчеркивая, что начинающим специалистам следует идти только в фирмы с «именем».


Да, туда сложно попасть. Да, там на первых порах будут «много бить и мало кормить». Да, там помощников юристов не подпускают к сложной и интересной работе, в основном только к поиску информации и простейшим документам. Но это опыт, хорошая строка в резюме, а также с самого начала правильно поставленная техника.

Максим Кульков, управляющий партнер ЮФ «Кульков, Колотилов и партнеры»

В фирме «помельче» молодого юриста могут сразу «бросить в бой», ему придется учиться на своих ошибках, но переучиваться потом будет гораздо сложнее, уверен Кульков. Другого мнения придерживается Тимофеев. По его словам, большая и известная структура – это вовсе не обязательное требование для начала успешной карьеры, а лишь дополнительный бонус.


Я бы рекомендовал начинающему специалисту искать не компанию и должность, а конкретную функцию и дело, которым кандидат хочет заниматься.

Дмитрий Тимофеев, вице-президент ГК «ПИК» по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям

Научные работы и социальные проекты: о чем писать в резюме

«При активном образе профессиональной жизни опыта не может не быть», – считает Тимофеев. Хороший бэкграунд – участие в конкурсах и конференциях, прохождение практики и дополнительных курсов. Весь этот накопленный багаж стоит перечислить в своем резюме.


Покажите, что вам уже что-то удалось сделать: вы стажировались там-то, научились тому-то, сделали проект такой-то, просудили для родственника или друга какой-нибудь несложный суд, провели студенческое исследование.

Артем Подшибякин, руководитель юридического департамента Inditex Russia

Такая активность свидетельствует о мотивации студента, которая очень важна для начинающего специалиста, говорит директор по правовым вопросам ППК «Российский экологический оператор» Александр Вязовик. О своем намерении развиваться в профессии не лишним будет упомянуть и прямо.

Акцентировать внимание в резюме стоит на желании работать, развиваться и получать новые знания, советует директор по управлению трудовой, уголовной, административной практиками и сопровождению исполнительного производства ПАО «ВымпелКом» Андрей Петров. Каждый из этих пунктов стоит конкретизировать. Соискатель может описать направление, в котором он видит свое профессиональное развитие, а также задачи, которые ему интересно решать уже сейчас, поясняет Марин.

Также вполне уместно упомянуть в резюме универсальные компетенции, которыми владеет кандидат. Хорошие аналитические способности и умение готовить процессуальные документы добавят «очков» претенденту, замечает Набережный.

Будьте готовы: вопросы, ошибки и главная задача на интервью

На собеседовании начинающему специалисту зададут вопросы, через которые интервьюер попытается раскрыть личностные качества претендента. Молодого юриста могут спросить о его увлечениях, о мотивации и даже об отношениях с близкими, предупреждает Марин.


Во время интервью проверяются не только профессиональные знания или навыки, но и способность рассуждать, умение анализировать, желание развиваться в выбранном направлении, изучать что-то новое.

Александр Виноградов, заместитель генерального директора «Пепеляев Групп»

По словам Тимофеева, с большой долей вероятности соискателю следует быть готовым как минимум к двум вопросам: почему вы выбрали именно эту компанию и чего ожидаете от первой работы. «Ответы на них, как и все интервью, должны быть логичным продолжением вашего резюме», – советует эксперт.


Самая большая проблема студента на интервью – это волнение.

Елена Арсеньева, директор по персоналу юрфирмы Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Частный капитал группа Уголовное право Профайл компании ×

С ней соглашается Виноградов, добавляя, что кандидаты без опыта прохождения собеседований нередко пугаются первой встречи, начинают стесняться, зажимаются и дают односложные ответы. Все это мешает соискателям проявить себя в полной мере.

Вообще, главная задача кандидата на интервью – правильно подать свои преимущества. Очень важно сделать это в меру, дать себе адекватную оценку. «Например: «Я вам подхожу на такую-то позицию, потому что хочу заниматься этой тематикой. Она меня всегда интересовала, я писал по ней курсовые работы, участвовал в профильных олимпиадах. У меня есть хороший теоретический базис, дайте мне шанс проявить его на практике». Такой подход сразу выделит кандидата из числа других, заставит к нему присмотреться получше», – подсказывает Тимофеев.

Как «зацепиться» в компании?

Молодой специалист успешно прошел все этапы отбора и занял вакансию, на которую претендовал. Как правило, главная цель стажера теперь – попасть в штат компании, а работника на младших позициях – получить повышение. Что поможет достигнуть желаемого? Первое, что нужно сделать специалисту, – подтвердить рассказанное о себе на интервью. «Если сотрудник на собеседовании был очень уверен в себе и зацепил своего работодателя именно этим, то ошибкой с его стороны будет в последующем проявить себя «мямлей», – приводит пример Тимофеев.

Также важно ответственно подходить к выполнению даже самых простых задач. «Под ответственностью подразумевают и качество работы, и соблюдение сроков, и умение вовремя уточнить детали, задать вопрос или попросить помощи коллег», – поясняет Виноградов.


Иногда бывшие студенты считают, что большое количество вопросов – это показатель некомпетентности. Это не так. Стажировка – это передача опыта. И чем больше вы будете спрашивать, тем больше получите.

Андрей Набережный, руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры»

Нередко бывают случаи, когда молодой специалист не понял задание, но все равно решил попробовать. У него не получилось, поэтому в дедлайн он пришел не с готовым результатом, а с вопросом. Такой подход ошибочен, он может подвести команду. Поэтому умение по делу побеспокоить нужных людей, отсутствие барьера к этому – это очень важный навык, подчеркивает Тимофеев. В целом начинающий специалист должен быть готов много работать и выполнять самые разные поручения. Ему могут поручить и подготовку процессуальных документов, и их подачу в суд, предупреждает Цветков.


Важно никогда не отказываться от работы, выполнять ее качественно и даже с опережением срока. Можно и ночь посидеть. И не одну. Для молодого юриста это необходимое условие успешного старта карьеры. Оставляют в основном таких.

Дмитрий Прокофьев, партнер компании по поиску юридического персонала Norton Caine

Еще один необходимый навык – инициативность. Для молодого юриста важно быть активным, не стесняться, обсуждать и просить новые задачи. По словам Набережного, сотруднику нужно показать, что он готов и хочет учиться. Часто фирмы набирают кучу стажеров, половина сидит без дела, подчеркивает Кульков: «Надо самому добывать себе работу, предлагать сделать чуть больше, чем просят».

Нельзя забывать о значении социальных связей. Попадая в новый коллектив, молодые специалисты, как правило, «тихонечко сидят в уголке», мало общаются с коллегами и избегают «тусовок». Такой подход во многом мешает им «зацепиться» в компании, признается Махнева. Важно понимать, что именно коллеги могут предложить руководителю взять стажера в штат, поясняет директор по правовым вопросам корпорации «Русские машины» Александр Горлов. А если сотрудник ничем не запомнился, то и предложение такое вряд ли поступит.

Современный мир с нескончаемым потоком информации требует от любого человека постоянного совершенствования. Не является исключением и адвокатское сообщество. При этом знаний, приобретенных в высшей школе, в современных условиях недостаточно для оказания квалифицированной юридической помощи.

Адвокатское удостоверение – не просто документ, освобождающий от предъявления диплома о высшем юридическом образовании в ходе судебного процесса, а знак качества для юриста, прошедшего экзаменационные испытания по проверке уровня знаний.

Нужно ли продолжать совершенствоваться и повышать профессиональный уровень? Ответ на данный вопрос очевиден.

Повышение профессионального уровня – это не только получение конкурентных преимуществ перед коллегами, но и обязанность каждого адвоката и стажера по постоянному и непрерывному совершенствованию знаний.

Так, Всероссийским съездом адвокатов 18 апреля 2019 г. утвержден Стандарт профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов. Стандарт закрепил требования к прохождению стажировки стажерами адвокатов, а также требования к повышению профессионального уровня адвокатов. Согласно п. 13 Стандарта адвокаты со стажем менее 3 лет должны ежегодно повышать профессиональный уровень в количестве не менее 40 академических часов. Адвокаты со стажем более 3 лет должны ежегодно повышать профессиональный уровень в количестве не менее 30 академических часов. При этом адвокатские палаты субъектов РФ могут повысить минимальное количество часов повышения профессионального уровня до 60 академических часов.

Организацию мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов осуществляют Федеральная палата адвокатов РФ и адвокатские палаты субъектов РФ.

Формы повышения профессионального уровня адвокатов могут быть следующими:

– очные аудиторные мероприятия (лекции, тренинги, обучающие мероприятия);

– заочные мероприятия (вебинары, онлайн-курсы);

– научно-практические и иные мероприятия, проводимые Федеральной палатой адвокатов или палатами адвокатов субъектов.

В п. 18 Стандарта определены примерные направления программ повышения профессионального уровня адвокатов, однако они не являются исчерпывающими при составлении плана подготовки на год.

Проблемным вопросом является возможность зачета времени обучения, которое было осуществлено адвокатом не под эгидой Федеральной палаты адвокатов и палат субъектов РФ.

Не секрет, что бурно развивающаяся отрасль банкротного права требует от адвоката как твердых знаний материального и процессуального права, так и знаний в области экономической специальности. Практические знания в области банкротства возможно получить в рамках профильных образовательных проектов, зачастую организуемых высшими учебными заведениями.

Возможность и условия зачета времени повышения профессионального уровня путем получения знаний вне адвокатских палат предусмотрена только для адвокатов со стажем адвокатской деятельности более 3 лет.

Согласно п. 33 Стандарта Советы адвокатских палат субъектов вправе предусмотреть условия и возможность зачета времени документально подтвержденного обучения по специальным программам в рамках юридической, экономической и иной специальности, требующейся адвокату для углубленной специализации в рамках адвокатской деятельности.

В условиях распространения дистанционного образования и продуктов по повышению квалификации и профессионального уровня в сети «Интернет» различными организациями, физическими лицами, органами государственной власти считаем необходимым разработать и принять адвокатскими палатами субъектов критерии допустимости образовательных продуктов для зачета времени обязательного обучения по повышению профессионального уровня. Данные критерии приведут как к непосредственному повышению требований к уровню образовательного продукта, так и станут фильтром для отбора действительно полезного для адвоката материла для обучения.

При этом, определяя критерии допустимости образовательного продукта к зачету времени повышения профессионального уровня, необходимо руководствоваться принципами применимости знаний в повседневной деятельности адвоката, уровнем экспертности спикера или преподавателя, актуальностью темы занятия и т.д.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: