Что различает внутригосударственные договоры и соглашения

Обновлено: 02.05.2024

Следует различать междуна­родные договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с другими суверенными государствами, и внут­ренние договоры и соглашения, заключаемые между Феде­рацией и ее субъектами или между субъектами Федерации. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общеприз­нанные принципы и нормы международного права и между­народные договоры Российской Федерации являются состав­ной частью ее правовой системы. Более того, по аналогии с рядом зарубежных конституций Конституция устанавливает приоритет международного права по отношению к внутрен­нему, указывая, что, если международным договором Рос­сийской Федерации установлены иные правила, чем предус­мотренные законом, то применяются правила международ­ного договора. Эта конституционная норма приобретет веду­щее значение, когда состоится вступление России в Евро­пейский Союз, в котором действует наднациональный парла­мент обладающий законодательной функцией. Законы, при­нятые этим парламентом, являются источником конституци­онного права каждой входящей страны.

Включенная в Конституцию РФ формулировка "обще­признанные принципы и нормы международного права" таит в себе много неясностей, поскольку в мире не суще­ствует общепринятого определения этих принципов и норм. Таковыми называют принципы Устава Организации Объе­диненных Наций и "некоторые другие", но даже универ­сальное признание какой-либо нормы (т. е. подавляющим большинством государств) не порождает обязанности каж­дого государства соблюдать ее, если эта норма не нашла своего закрепления во внутреннем праве, в акте ратифика­ции или в межгосударственном договоре. Поэтому многие исследователи справедливо задаются вопросом; существу­ют ли вообще «общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права», а если существуют, то каково их со­держание?

Весьма многозначительна конституционная формула о примате договорной нормы по отношению к закону. Отсюда можно сделать вывод о том, что в иерархии источников пра­ва ратифицированный международный договор стоит выше, чем закон, поскольку нормы последнего не могут отменять или противоречить нормам международного договора. Заключение Российской Федерацией договоров с дру­гими государствами регулируется Федеральным законом о международных договорах Российской Федерации от 15 июля 1995 г. Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требу­ющие издания внутригосударственных актов для примене­ния, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных дого­воров РФ принимаются соответствующие правовые акты. Законом устанавливаются порядок ратификации междуна­родных договоров, порядок присоединения Российской Фе­дерации к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров.

Закон закрепляет очень важный "особый порядок выра­жения согласия на обязательность для Российской Федера­ции международных договоров". Статья 22 устанавливает: "Если международный договор содержит правила, требую­щие изменения отдельных положений Конституции Россий­ской Федерации, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации или пересмотра ее по­ложений в установленном порядке". Международный договор, следовательно, сам по себе не может изменить Конституцию или действовать в противоречии с ней. Учитывая сложный порядок внесения поправок в Конституцию и пересмотра ее положений, можно предположить, что ''неконституционные" договоры будут заключаться крайне редко.

Дела о соответствии Конституции РФ международных договоров, не вступивших в силу (или отдельных их поло­жений), разрешаются Конституционным Судом РФ. Если Суд признает их не соответствующими Конституции, то такие договоры не подлежат введению в действие и применению.

К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Россия, а также Договор о создании Союзного государства (1999 г.) России и Белоруссии и акты других объединений части го­сударств СНГ и России. Правовые акты конституционного характера в будущем будут приниматься Межпарламентс­кой Ассамблеей, Парламентом Союзного государства Рос­сии и Белоруссии и соответствующими исполнительными и судебными органами. Процедура их принятия и юридичес­кая сила пока не определены. В практику Российской Федерации все шире входят внут­ренние договоры и соглашения. Важным источником консти­туционного права остается Федеративный Договор от 31 мар­та 1992 г., которым были разграничены предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов в той мере, в какой это не противоречит Конституции. Другой пример: Договор между Российской Федерацией и Республикой Та­тарстан 1994 г., которым было проведено разграничение пред­метов ведения и взаимное делегирование полномочий между органами государственной власти Федерации и Республики Татарстан. Ряд субъектов Федерации заключили между со­бой соглашения по конкретным вопросам, в которых содер­жатся отдельные конституционно-правовые нормы.

Декларации. В этой правовой форме были приняты важ­ные конституционно-правовые кормы: Декларация о госу­дарственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) и анало­гичные акты в ряде республик — субъектов Российской Фе­дерации, Декларация о языках народов России (25 октяб­ря 1991 г.). Все они были приняты высшим законодательным органом страны — Съездом народных депутатов или Верхов­ными Советами республик.

Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Ныне эти принципы реализованы в принятой в 1993 г. Конституции РФ. Консти­туция не содержит какого-либо упоминания о праве Феде­рального Собрания принимать декларации, об их юридичес­кой силе и о порядке принятия. Но поскольку это и не исключено, можно сделать вывод, что парламент вправе принимать подобного рода акты без притязания на их выс­шую юридическую силу и без соблюдения обычной законо­дательной процедуры.

Договорно-правовые источники подразделяются на две большие группы: международные договоры Российской Федерации и внутригосударственные договоры и соглашения. Будучи формально однотипными (в обоих случаях формой акта выступает договор), международные и внутригосударственные источники целесообразней рассматривать в разных группах по следующим причинам.

Международные и внутригосударственные договоры различаются по их юридической силе и предмету регулирования. Одна из сторон в обоих видах договоров совпадает (федеральные органы государственной власти), а вторая сторона всегда отлична (в международных договорах — это иностранное государство, международная организация и т.п., а во внутригосударственных договорах — всегда субъект Федерации в лице соответствующих органов).

Наконец, ст. 15 Конституции РФ, впервые включившая международно-правовые источники в состав российской правовой системы, относит к их числу не только международные договоры Российской Федерации, но и общепризнанные принципы и нормы международного права, что не позволяет рассматривать названные источники в отрыве друг от друга.

Международные договоры относились к источникам конституционного права и ранее, а внутригосударственные договоры и соглашения в качестве таковых появились относительно недавно. Они включают в себя горизонтальные договоры и соглашения (между субъектами Федерации) и вертикальные договоры и соглашения (между Федерацией и ее субъектами), которые в зависимости от числа сторон могут быть двусторонними, трехсторонними и т.д.

Федеративный договор. В 1992 г. были заключены три договора между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти различных типов субъектов Федерации, получившие в целом родовое название — Федеративный договор. Данный документ был включен тогда в текст Конституции.

Сейчас Конституция РФ не содержит в своем тексте Федеративный договор. Более того, согласно ч. 4 п. 1 Раздела второго Конституции, в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора, действуют положения Конституции. В условиях, когда ст. 71—73 Конституции РФ по-новому, по сравнению, с Федеративным договором, формулируют принципы разграничения предметов ведения между центром и субъектами, положений Договора, не противоречащих Конституции, остается крайне мало.

Так, рассматривая дело о «республиканском суверенитете» Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что, как следует из преамбулы, ч. 3 ст. 3 и п. 1 Раздела второго Конституции РФ, принятая всенародным голосованием Конституция как таковая является актом высшего непосредственного выражения власти многонационального российского народа в целом. Поэтому положения Федеративного договора, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции РФ.

Часть 3 ст. 11 Конституции называет Федеративный договор в качестве одного из документов, посредством которого разграничиваются предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации.

В то же время, как указал Конституционный Суд РФ, в ч. 3 ст. 11 Конституции РФ кроме Федеративного указываются и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. К ним относятся индивидуальные договоры с отдельными субъектами федерации. Предметами таких договоров могут быть: конкретизация предметов ведения и полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора; иные вопросы, связанные с исполнением положений договора.

Договор может быть заключен при прямом указании в федеральном законе по предмету совместного ведения на его допустимость, а также при отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения — с условием приведения договора в соответствие с федеральным законом после его принятия. Договор может конкретизировать предметы совместного ведения с учетом политических, экономических, социальных, географических, этнических и иных особенностей субъектов Российской Федерации.

Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий (вертикальные договоры) могут быть двусторонними (таких большинство), трехсторонними и т.д. Трехсторонними договорами являются, например, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Пермской области и органами государственной власти Коми-Пермяцкого автономного округа. О необходимости подготовки и заключения подобных договоров в рамках еще более сложной конфигурации (два субъекта Федерации — автономные округа в составе третьего — области) говорится в решении Конституционного Суда РФ от 17 июля 1996 г.

Вертикальные соглашения. Последние заключаются органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ. Предметами соглашений могут быть: передача части полномочий, условия их осуществления, порядок, материально-финансовая основа; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. В настоящее время действуют более 200 соглашений о разграничении полномочий по конкретным предметам совместного ведения.

Среди них имеются соглашения в области развития агропромышленного комплекса; санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма; строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства (соглашения между Правительством РФ и администрацией Краснодарского края); в области социально-экономического развития; международных и внешнеэкономических связей; общего среднего, начального профессионального и среднего профессионального (педагогического) образования (соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Коми); о разграничении государственной собственности; по вопросам межбюджетных отношений (соглашения между Правительством РФ и Правительством Удмуртской Республики).

Горизонтальные договоры и соглашения. Они заключаются между субъектами Федерации. Последние самостоятельно реализовывают свою компетенцию, в том числе путем кооперации усилий и средств в рамках двусторонних и многосторонних договоров без участия федерального центра. Предметом горизонтальных договоров и соглашений являются экономическое, культурное, научно-техническое и иное сотрудничество.

В качестве примеров можно привести договоры между Москвой и Республиками Башкортостан и Бурятией, соглашение между Республикой Коми и Свердловской областью о совместном развитии сырьевой базы черной и цветной металлургии, соглашение между правительствами Башкортостана и Санкт-Петербурга о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве и др.

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • - законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • - федеральных конституционных законов;
  • - федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • - ненормативные акты общего характера;
  • - акты официального разъяснения;
  • - правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только "в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается".

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 "О положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в "Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально - правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • - договоры (сделки);
  • - жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • - носят индивидуально - правовой характер;
  • - направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • - материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • - материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • - материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • - образцы деловых бумаг;
  • - комментарии законодательства;
  • - научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?


Чем отличается договор от соглашения?

Чем отличается договор от соглашения, нередко интересует юристов, которые специализируются на договорных взаимоотношениях. В статье далее рассмотрим, в чем заключается основное и принципиальное различие между данными понятиями, а также разберемся, какие существуют факультативные отличия договора от соглашения.

Принципиальное отличие договора от соглашения

В соответствии со статьей 420 ГК РФ договором следует считать соглашение, которое порождает новые либо изменяет или прекращает уже возникшие у сторон права и обязанности. Учитывая, что точного юридического определения термина «соглашение» в отечественном законодательстве нет, ряд практиков приходит к выводу, что разницы между договором и соглашением не существует, т. е. сами эти понятия являются синонимами.

Однако если детально проанализировать нормы отечественного законодательства, то можно заметить, что отличия договора от соглашения все-таки есть. Заключаются они в объеме информации, характерной для того и другого.

Так, договор всегда предполагает:

  1. Наличие конкретного обязательства, которое возникает у сторон сделки. При этом нормы закона могут детально расписывать сущность конкретного обязательства, а также пределы осуществления прав и выполнения обязанностей сторонами. В качестве примера можно привести любой договор, содержание которого определяется нормами части 2 ГК РФ (купля-продажа, дарение и т. д.).
  2. Наличие заранее четко определенных сторон (граждан, организаций и даже государств, если речь идет о международных обязательствах) и невозможность присоединения к договору дополнительных субъектов при наличии только их желания (без согласования с участниками договорных отношений).

Особенности заключения соглашений

В отличие от договора соглашение может предполагать любую договоренность между его участниками. При этом оно может как предполагать конкретные обязанности сторон, так и определять лишь общие черты или принципы будущих соглашений. Яркий пример — это региональное или отраслевое соглашение, заключаемое между представителями работников и работодателей согласно статье 45 ТК РФ, которое определяет лишь общие принципы регулирования трудовых и иных отношений в определенной отрасли.

Еще один характерный пример — это мировое соглашение, которое, согласно статье 173 ГПК РФ, вправе заключить стороны гражданского процесса. При этом для него, в отличие от договора, не предусмотрено обязательных условий или пределов, в отсутствии которых соглашение считается незаключенным.

Что же касается персонификации сторон, то статья 48 ТК РФ предполагает возможность работодателя без согласия иных участников присоединяться к уже заключенному ранее отраслевому или региональному соглашению, тем самым признавать его действие и принимать в качестве обязательных указанные в нем принципы.

Таким образом, соглашение и договор соотносятся как общее и частное. Всякий договор будет являться соглашением, но не всякое соглашение будет являться договором.

Соглашение и договор - в чем разница между ними при оформлении?

Для практиков также имеет значение и вопрос, в чем разница между соглашением и договором с точки зрения технического оформления документов. В этой связи важно обратить внимание на два обязательных признака, которые определяют действительность договора (о последствиях их несоблюдения — в нашей отдельной статье):

  1. Наличие согласия сторон по всем обязательным условиям (предмету, цене, сроку и т. д.), которые закон определяет существенными для каждого конкретного вида сделки (статья 432 ГК РФ).
  2. Соблюдение предусмотренной законом формы (статья 158 ГК РФ).

Участникам же гражданских правоотношений приходится заключать между собой целый ряд соглашений, не обладающих признаками именно договора (например, соглашение о задатке), к которым не предъявляются столь четкие требования.

Таким образом, для некоторых соглашений нехарактерны обязательные для договоров признаки, что также подтверждает вывод о том, что соглашение — более широкое понятие, чем договор, т. к. оно охватывает больший спектр правоотношений.

Подводя итог, отметим, что перечень ситуаций, в которых заключаются соглашения, значительно шире, чем случаев, когда оформляется именно договор. Соответственно, требования к соглашениям предъявляются не столь жесткие в силу многообразия форм и ситуаций, в которых необходимо их применение.

Каждый человек определяет понятия «договор» и «соглашение» в качестве тождественных определений, не имеющих между собой различий. С общей точки зрения, подобное суждение является верным, однако углубляясь в рассмотрение различий между данными словами, стоит сделать некоторые уточнения.

В целом, и относительно права, и относительно практики особых различий между договором и соглашением не имеется. Несмотря на это, если рассматривать оба понятия, отталкиваясь от различных отраслей и сфере правовых взаимодействий, можно выделить некоторые отличия между ними. Подробней именно о том, чем отличается договор от соглашения и насколько различия существенны, поговорим в приведенной ниже статье.

Договор и соглашение в истории

чем отличается договор от соглашения

Договор и соглашение — разные документы

Как было отмечено выше, практически каждый человек полностью отожествляет понятия «договор» и «соглашение». Более того, все толковые словари толкуют определения с тем же отожествлением, выделяя один из них в синонимы другого.

Однако с исторической точки зрения подобный взгляд имелся далеко не всегда. Пожалуй, первые упоминания о договорах и соглашениях датируются временами Древних Рима и Греции.

Если верить переводчикам писаний данных государств, то и в греческом, и в римском праве все соглашения – взаимодействия между людьми, порождающие их права и обязанности, делили на простые и договорные (проще – договоры).

Различие разных формаций соглашений заключалось в том, что простые взаимодействия имели место быть между любыми людьми, вне зависимости от их статуса и возраста. А вот договоры представляли собой соглашения исключительно между полностью дееспособными субъектами права, которые обладали должными правами, обязательствами согласно действующим законам.

Говоря проще, простым соглашением считалась любая договоренность людей, а договором – оформленный документ между теми лицами, которые имели на данную процедуру все права. Более того, договорной тип соглашений всегда обжаловался в суде (естественно, если была необходимость), а простое соглашение нет.

Если же рассматривать историю нашего государства, то на Руси или, как будет правильней, в дореволюционной России понятия «договор» и «соглашение» были тождественными. Ни законодательство, ни практика юриспруденции не выделяли различий между представленными определениями, в чем, честно говоря, и не было никакого смысла.

Аналогичной позиции в трактовке понятий придерживались и во всем мире. В любом случае, что договор, что соглашение всегда представляли собой некоторые правоотношения, порождающие между двумя и более лицами некоторые обязательства, права. Как с этими определениями обстоят дела сегодня, пойдет речь далее.

Различие понятий в современной юриспруденции

чем отличается договор от соглашения

Договор и соглашения — определения тождественные

Отметим, что в юриспруденции разных стран трактовка определений «договор» и «соглашение» может представлять совершенно разные проявления.

Так как информация со страниц нашего ресурса преимущественно направлена на жителей РФ, то углубленную суть резюмированных понятий будем рассматривать именно относительно правовой сферы России.

В первую очередь, отметим, что с точки зрения практически всех правовых сфер и отраслей юриспруденции РФ договор и соглашение – определения тождественные.

Согласно гражданскому законодательству, договор – это соглашение нескольких сторон, которое влечет за собой установление, изменение или различные формы прекращения гражданский прав, обязательств.

То есть, в юриспруденции России особой разницы между понятиями не выделяют. Единственное, слово «договор» в силу своей большей конкретики используется заметно чаще, нежели его сегодняшнее визави. Несмотря на представленную ранее информацию, в одной сфере права нашей страны между договором и соглашением различия имеются. Речь идет о трудовом законодательстве.

Если углубиться в его изучение, то на страницах Трудового Кодекса РФ (ТК РФ) можно найти разделение документов взаимодействия субъектов права на договоры и соглашения, которым даются отличительно ясные понятия. Так, определения трактуются следующим образом:

  • Договор – это некоторое правовое взаимодействие между представителями трудового права, которое может приобретать некоторую силу как в письменной, так и в устной форме. Вне зависимости от выбранной формации договоры должны полностью удовлетворять положениями и нормам ТК РФ.
  • Соглашение – это также правовое взаимодействие, однако оформляемое между субъектами трудового права исключительно в письменном формате. ТК РФ выделяет соглашения разных видов, например: отраслевые, генеральные, тарифные, региональные и многие другие. В общем случае, соглашение в трудовом праве – правовой акт, регулирующий социально-трудовой аспект правоотношений между работодателем и работником и оформленный только в письменном виде.

Конечно, отличия не столь существенные, но в законе они отражены, поэтому не выделить их при рассмотрении сегодняшнего вопроса просто недопустимо.

В остальном же, понятие «договор» и «соглашение» имеют лишь крайне субъективные отличия. По сложившейся правовой практике, договоры чаще всего представляют собой узконаправленные взаимоотношения субъектов права, узаконенные в виде нормативного акта, которые составлен одной стороной и подписан другой (Договор оказания услуг, Договор купли-продажи и т.п.).

Определение соглашения чаще всего применяется в тех случаях, когда имеет место быть некий процесс переговоров, по исходу которых стороны правоотношений решают каким-либо образом оформить достигнутые договоренности (Соглашение о взаимозачете, Соглашение о расторжении договора и т.п.).

Выводы по рассмотренным положениям

Понятие договор встречается чаще

Резюмируя представленный материал, стоит сделать основные выводы по рассматриваемому сегодня вопросу. Если обобщить и систематизировать вышесказанное, то получится выделить основные мысли:

  1. Ни с научной, ни с исторической, ни с общеправовой точек зрения понятия «договор» и «соглашения» отличий не имеют.
  2. Зачастую данные определения являются тождественными, однако в силу большей конкретизации слова «договор» в законах именно оно имеет более широкое применение. В стандартном виде считается, что договор – это соглашение, которое способствует законному возникновению между субъектами права некоторых прав и обязанностей. То есть, понятию «соглашение» можно дать точно такое же определение и ошибкой подобную формулировку уж точно будет считать неверно.
  3. Если трактовать понятия договора и соглашения относительно современной системы юриспруденции и законодательства РФ, то существенных различий между ними также найти не выйдет. В большинстве случаев они будут являться полностью тождественными. Единственный нюанс касается трудового права нашей страны. В нем, как было отмечено ранее, некоторое отличие между определениями «договор» и «соглашение» имеются. Пожалуй, главное различие – это разница в плане оформления подобных документов взаимодействия субъектов права. Если быть точней, то договор может быть оформлен как устно, так и письменно, а соглашение узаконивается исключительно в письменной форме.
  4. С точки зрения юридической практики формулировка понятий «договор» и «соглашение» имеет исключительно субъективный, но при этом устойчивый характер. Говоря точнее, в юриспруденции принято оформлять в виде договора любые более-менее значимые правоотношения, так как относительно взгляда законодателя именно договорные взаимодействия являются защищенными в исковом плане. Соглашения же имеют место заметно реже и используются лишь для оформления незначимых правоотношений или формальных дополнений к основным договорам.

Как видите, вопрос отличия договора от соглашений довольно-таки интересен к рассмотрению. Надеемся, представленный материал был для вас полезен и дал ответы на интересующие вопросы.

Что такое соглашение о разделе имущества, подскажет видеоконсультация:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Расскажите друзьям! Поделитесь с друзьями! Напишите об этом материале в социальной сети с помощью кнопок ниже. Большое спасибо! -->

Всегда воспринимала договор как основополагающий документ взаимодействия во всех юридических сферах. А соглашение — приведение к общему знаменателю, то есть мнению, результату, с которым абсолютно все участники согласны.

А я всегда раньше считала договор как документ, который на законных основаниях заключается на основе каких-либо предварительных соглашений. По-видимому, такое впечатление сложилось от того, что слово договор имеет более широкое применение, чем соглашение.

Я всегда воспринимала слова «договор» и «соглашение», как синонимы. Но, если смотреть на это с юридической точки зрения, получается, что различия все-таки есть. Трудно математику, как я, разобраться в тонкостях юриспруденции.

Касательно англо-саксов: у них в трудовом праве вы никогда не встретите понятие трудовой договор (labor contract), только соглашение (employment agreement). Этим подчеркивается характер отношений: персонализация конкретного работника и организации, как более крупного субъекта.

Эксперт JuristPomog : : -->

Граждане в своей жизни чаще всего сталкиваются в повседневной жизни с договорами в сфере гражданских правоотношений. Иными словами, с ситуациями, которые регулируются Гражданским кодексом РФ. Следовательно, очень важно иметь представление о том, что такое договор.
ГК РФ определяет, что, договором признается соглашение двух или нескольких лиц. Из этого следует, что любой договор – это соглашение. Но не любое соглашение является договором. Также, как и любой договор является сделкой, но не каждая сделка является договором (ведь сделки могут быть и односторонними).
Договор должен быть основан на законе и заключен с учетом установленных правил. В тоже время, стороны свободны в заключении договора. Главное, чтобы заключаемый договор, не противоречил закону.
Форма заключения договора может быть как устной, так и письменной, или в других современных формах с использованием коммуникаций и иных технологий.
Вот простой пример. Девушка заходит в трамвай и на входе приобретает за наличные деньги билет. За ней входит дедушка и предъявляет льготный проездной билет в виде индивидуальной электронной карты. Какие договорные отношения имеют место? У обоих пассажиров – договор перевозки и договор страхования. Чем подтверждается заключение договоров?
У девушки наличием номерного билета на проезд. А у дедушки? У него – наличием электронной записи в базах перевозчика, которая была сформирована в момент предъявления карточки.
Научиться безошибочно определять в каких именно договорных отношениях человек состоит очень важно в нынешней жизни.
Обоснование: глава 27 ГК РФ

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: