Что различает внутригосударственные договоры и соглашения
Обновлено: 02.05.2024
Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, по аналогии с рядом зарубежных конституций Конституция устанавливает приоритет международного права по отношению к внутреннему, указывая, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эта конституционная норма приобретет ведущее значение, когда состоится вступление России в Европейский Союз, в котором действует наднациональный парламент обладающий законодательной функцией. Законы, принятые этим парламентом, являются источником конституционного права каждой входящей страны.
Включенная в Конституцию РФ формулировка "общепризнанные принципы и нормы международного права" таит в себе много неясностей, поскольку в мире не существует общепринятого определения этих принципов и норм. Таковыми называют принципы Устава Организации Объединенных Наций и "некоторые другие", но даже универсальное признание какой-либо нормы (т. е. подавляющим большинством государств) не порождает обязанности каждого государства соблюдать ее, если эта норма не нашла своего закрепления во внутреннем праве, в акте ратификации или в межгосударственном договоре. Поэтому многие исследователи справедливо задаются вопросом; существуют ли вообще «общепризнанные принципы и нормы международного права», а если существуют, то каково их содержание?
Весьма многозначительна конституционная формула о примате договорной нормы по отношению к закону. Отсюда можно сделать вывод о том, что в иерархии источников права ратифицированный международный договор стоит выше, чем закон, поскольку нормы последнего не могут отменять или противоречить нормам международного договора. Заключение Российской Федерацией договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом о международных договорах Российской Федерации от 15 июля 1995 г. Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты. Законом устанавливаются порядок ратификации международных договоров, порядок присоединения Российской Федерации к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров.
Закон закрепляет очень важный "особый порядок выражения согласия на обязательность для Российской Федерации международных договоров". Статья 22 устанавливает: "Если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции Российской Федерации, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации или пересмотра ее положений в установленном порядке". Международный договор, следовательно, сам по себе не может изменить Конституцию или действовать в противоречии с ней. Учитывая сложный порядок внесения поправок в Конституцию и пересмотра ее положений, можно предположить, что ''неконституционные" договоры будут заключаться крайне редко.
Дела о соответствии Конституции РФ международных договоров, не вступивших в силу (или отдельных их положений), разрешаются Конституционным Судом РФ. Если Суд признает их не соответствующими Конституции, то такие договоры не подлежат введению в действие и применению.
К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Россия, а также Договор о создании Союзного государства (1999 г.) России и Белоруссии и акты других объединений части государств СНГ и России. Правовые акты конституционного характера в будущем будут приниматься Межпарламентской Ассамблеей, Парламентом Союзного государства России и Белоруссии и соответствующими исполнительными и судебными органами. Процедура их принятия и юридическая сила пока не определены. В практику Российской Федерации все шире входят внутренние договоры и соглашения. Важным источником конституционного права остается Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., которым были разграничены предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов в той мере, в какой это не противоречит Конституции. Другой пример: Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 г., которым было проведено разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между органами государственной власти Федерации и Республики Татарстан. Ряд субъектов Федерации заключили между собой соглашения по конкретным вопросам, в которых содержатся отдельные конституционно-правовые нормы.
Декларации. В этой правовой форме были приняты важные конституционно-правовые кормы: Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) и аналогичные акты в ряде республик — субъектов Российской Федерации, Декларация о языках народов России (25 октября 1991 г.). Все они были приняты высшим законодательным органом страны — Съездом народных депутатов или Верховными Советами республик.
Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Ныне эти принципы реализованы в принятой в 1993 г. Конституции РФ. Конституция не содержит какого-либо упоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации, об их юридической силе и о порядке принятия. Но поскольку это и не исключено, можно сделать вывод, что парламент вправе принимать подобного рода акты без притязания на их высшую юридическую силу и без соблюдения обычной законодательной процедуры.
Договорно-правовые источники подразделяются на две большие группы: международные договоры Российской Федерации и внутригосударственные договоры и соглашения. Будучи формально однотипными (в обоих случаях формой акта выступает договор), международные и внутригосударственные источники целесообразней рассматривать в разных группах по следующим причинам.
Международные и внутригосударственные договоры различаются по их юридической силе и предмету регулирования. Одна из сторон в обоих видах договоров совпадает (федеральные органы государственной власти), а вторая сторона всегда отлична (в международных договорах — это иностранное государство, международная организация и т.п., а во внутригосударственных договорах — всегда субъект Федерации в лице соответствующих органов).
Наконец, ст. 15 Конституции РФ, впервые включившая международно-правовые источники в состав российской правовой системы, относит к их числу не только международные договоры Российской Федерации, но и общепризнанные принципы и нормы международного права, что не позволяет рассматривать названные источники в отрыве друг от друга.
Международные договоры относились к источникам конституционного права и ранее, а внутригосударственные договоры и соглашения в качестве таковых появились относительно недавно. Они включают в себя горизонтальные договоры и соглашения (между субъектами Федерации) и вертикальные договоры и соглашения (между Федерацией и ее субъектами), которые в зависимости от числа сторон могут быть двусторонними, трехсторонними и т.д.
Федеративный договор. В 1992 г. были заключены три договора между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти различных типов субъектов Федерации, получившие в целом родовое название — Федеративный договор. Данный документ был включен тогда в текст Конституции.
Сейчас Конституция РФ не содержит в своем тексте Федеративный договор. Более того, согласно ч. 4 п. 1 Раздела второго Конституции, в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора, действуют положения Конституции. В условиях, когда ст. 71—73 Конституции РФ по-новому, по сравнению, с Федеративным договором, формулируют принципы разграничения предметов ведения между центром и субъектами, положений Договора, не противоречащих Конституции, остается крайне мало.
Так, рассматривая дело о «республиканском суверенитете» Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что, как следует из преамбулы, ч. 3 ст. 3 и п. 1 Раздела второго Конституции РФ, принятая всенародным голосованием Конституция как таковая является актом высшего непосредственного выражения власти многонационального российского народа в целом. Поэтому положения Федеративного договора, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции РФ.
Часть 3 ст. 11 Конституции называет Федеративный договор в качестве одного из документов, посредством которого разграничиваются предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации.
В то же время, как указал Конституционный Суд РФ, в ч. 3 ст. 11 Конституции РФ кроме Федеративного указываются и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. К ним относятся индивидуальные договоры с отдельными субъектами федерации. Предметами таких договоров могут быть: конкретизация предметов ведения и полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора; иные вопросы, связанные с исполнением положений договора.
Договор может быть заключен при прямом указании в федеральном законе по предмету совместного ведения на его допустимость, а также при отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения — с условием приведения договора в соответствие с федеральным законом после его принятия. Договор может конкретизировать предметы совместного ведения с учетом политических, экономических, социальных, географических, этнических и иных особенностей субъектов Российской Федерации.
Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий (вертикальные договоры) могут быть двусторонними (таких большинство), трехсторонними и т.д. Трехсторонними договорами являются, например, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Пермской области и органами государственной власти Коми-Пермяцкого автономного округа. О необходимости подготовки и заключения подобных договоров в рамках еще более сложной конфигурации (два субъекта Федерации — автономные округа в составе третьего — области) говорится в решении Конституционного Суда РФ от 17 июля 1996 г.
Вертикальные соглашения. Последние заключаются органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ. Предметами соглашений могут быть: передача части полномочий, условия их осуществления, порядок, материально-финансовая основа; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. В настоящее время действуют более 200 соглашений о разграничении полномочий по конкретным предметам совместного ведения.
Среди них имеются соглашения в области развития агропромышленного комплекса; санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма; строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства (соглашения между Правительством РФ и администрацией Краснодарского края); в области социально-экономического развития; международных и внешнеэкономических связей; общего среднего, начального профессионального и среднего профессионального (педагогического) образования (соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Коми); о разграничении государственной собственности; по вопросам межбюджетных отношений (соглашения между Правительством РФ и Правительством Удмуртской Республики).
Горизонтальные договоры и соглашения. Они заключаются между субъектами Федерации. Последние самостоятельно реализовывают свою компетенцию, в том числе путем кооперации усилий и средств в рамках двусторонних и многосторонних договоров без участия федерального центра. Предметом горизонтальных договоров и соглашений являются экономическое, культурное, научно-техническое и иное сотрудничество.
В качестве примеров можно привести договоры между Москвой и Республиками Башкортостан и Бурятией, соглашение между Республикой Коми и Свердловской областью о совместном развитии сырьевой базы черной и цветной металлургии, соглашение между правительствами Башкортостана и Санкт-Петербурга о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве и др.
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.
Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
Рассмотрим названные группы более подробно.
1. Официальная правовая информация
Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
1.1. Нормативная правовая информация
Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
- 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
- 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
- а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
- б) круга должностных лиц;
- в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
- г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
- д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.
Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде:
- - законов РФ о поправках к Конституции РФ;
- - федеральных конституционных законов;
- - федеральных законов (в том числе кодексов).
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).
1.2. Иная официальная правовая информация
К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
- - ненормативные акты общего характера;
- - акты официального разъяснения;
- - правоприменительные акты.
Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.
Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).
1.3. Формы правовых актов
Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.
НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только "в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается".
Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 "О положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.
Минюст РФ в "Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.
Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.
2. Информация индивидуально - правового характера,
имеющая юридическое значение
Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.
Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:
- - договоры (сделки);
- - жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.
Общие черты этих актов:
- - носят индивидуально - правовой характер;
- - направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.
3. Неофициальная правовая информация
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
- - материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
- - материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
- - материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
- - образцы деловых бумаг;
- - комментарии законодательства;
- - научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.
Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!
Чем мы можем Вам помочь?
Чем отличается договор от соглашения?
Чем отличается договор от соглашения, нередко интересует юристов, которые специализируются на договорных взаимоотношениях. В статье далее рассмотрим, в чем заключается основное и принципиальное различие между данными понятиями, а также разберемся, какие существуют факультативные отличия договора от соглашения.
Принципиальное отличие договора от соглашения
В соответствии со статьей 420 ГК РФ договором следует считать соглашение, которое порождает новые либо изменяет или прекращает уже возникшие у сторон права и обязанности. Учитывая, что точного юридического определения термина «соглашение» в отечественном законодательстве нет, ряд практиков приходит к выводу, что разницы между договором и соглашением не существует, т. е. сами эти понятия являются синонимами.
Однако если детально проанализировать нормы отечественного законодательства, то можно заметить, что отличия договора от соглашения все-таки есть. Заключаются они в объеме информации, характерной для того и другого.
Так, договор всегда предполагает:
- Наличие конкретного обязательства, которое возникает у сторон сделки. При этом нормы закона могут детально расписывать сущность конкретного обязательства, а также пределы осуществления прав и выполнения обязанностей сторонами. В качестве примера можно привести любой договор, содержание которого определяется нормами части 2 ГК РФ (купля-продажа, дарение и т. д.).
- Наличие заранее четко определенных сторон (граждан, организаций и даже государств, если речь идет о международных обязательствах) и невозможность присоединения к договору дополнительных субъектов при наличии только их желания (без согласования с участниками договорных отношений).
Особенности заключения соглашений
В отличие от договора соглашение может предполагать любую договоренность между его участниками. При этом оно может как предполагать конкретные обязанности сторон, так и определять лишь общие черты или принципы будущих соглашений. Яркий пример — это региональное или отраслевое соглашение, заключаемое между представителями работников и работодателей согласно статье 45 ТК РФ, которое определяет лишь общие принципы регулирования трудовых и иных отношений в определенной отрасли.
Еще один характерный пример — это мировое соглашение, которое, согласно статье 173 ГПК РФ, вправе заключить стороны гражданского процесса. При этом для него, в отличие от договора, не предусмотрено обязательных условий или пределов, в отсутствии которых соглашение считается незаключенным.
Что же касается персонификации сторон, то статья 48 ТК РФ предполагает возможность работодателя без согласия иных участников присоединяться к уже заключенному ранее отраслевому или региональному соглашению, тем самым признавать его действие и принимать в качестве обязательных указанные в нем принципы.
Таким образом, соглашение и договор соотносятся как общее и частное. Всякий договор будет являться соглашением, но не всякое соглашение будет являться договором.
Соглашение и договор - в чем разница между ними при оформлении?
Для практиков также имеет значение и вопрос, в чем разница между соглашением и договором с точки зрения технического оформления документов. В этой связи важно обратить внимание на два обязательных признака, которые определяют действительность договора (о последствиях их несоблюдения — в нашей отдельной статье):
- Наличие согласия сторон по всем обязательным условиям (предмету, цене, сроку и т. д.), которые закон определяет существенными для каждого конкретного вида сделки (статья 432 ГК РФ).
- Соблюдение предусмотренной законом формы (статья 158 ГК РФ).
Участникам же гражданских правоотношений приходится заключать между собой целый ряд соглашений, не обладающих признаками именно договора (например, соглашение о задатке), к которым не предъявляются столь четкие требования.
Таким образом, для некоторых соглашений нехарактерны обязательные для договоров признаки, что также подтверждает вывод о том, что соглашение — более широкое понятие, чем договор, т. к. оно охватывает больший спектр правоотношений.
Подводя итог, отметим, что перечень ситуаций, в которых заключаются соглашения, значительно шире, чем случаев, когда оформляется именно договор. Соответственно, требования к соглашениям предъявляются не столь жесткие в силу многообразия форм и ситуаций, в которых необходимо их применение.
Каждый человек определяет понятия «договор» и «соглашение» в качестве тождественных определений, не имеющих между собой различий. С общей точки зрения, подобное суждение является верным, однако углубляясь в рассмотрение различий между данными словами, стоит сделать некоторые уточнения.
В целом, и относительно права, и относительно практики особых различий между договором и соглашением не имеется. Несмотря на это, если рассматривать оба понятия, отталкиваясь от различных отраслей и сфере правовых взаимодействий, можно выделить некоторые отличия между ними. Подробней именно о том, чем отличается договор от соглашения и насколько различия существенны, поговорим в приведенной ниже статье.
Договор и соглашение в истории
Договор и соглашение — разные документы
Как было отмечено выше, практически каждый человек полностью отожествляет понятия «договор» и «соглашение». Более того, все толковые словари толкуют определения с тем же отожествлением, выделяя один из них в синонимы другого.
Однако с исторической точки зрения подобный взгляд имелся далеко не всегда. Пожалуй, первые упоминания о договорах и соглашениях датируются временами Древних Рима и Греции.
Если верить переводчикам писаний данных государств, то и в греческом, и в римском праве все соглашения – взаимодействия между людьми, порождающие их права и обязанности, делили на простые и договорные (проще – договоры).
Различие разных формаций соглашений заключалось в том, что простые взаимодействия имели место быть между любыми людьми, вне зависимости от их статуса и возраста. А вот договоры представляли собой соглашения исключительно между полностью дееспособными субъектами права, которые обладали должными правами, обязательствами согласно действующим законам.
Говоря проще, простым соглашением считалась любая договоренность людей, а договором – оформленный документ между теми лицами, которые имели на данную процедуру все права. Более того, договорной тип соглашений всегда обжаловался в суде (естественно, если была необходимость), а простое соглашение нет.
Если же рассматривать историю нашего государства, то на Руси или, как будет правильней, в дореволюционной России понятия «договор» и «соглашение» были тождественными. Ни законодательство, ни практика юриспруденции не выделяли различий между представленными определениями, в чем, честно говоря, и не было никакого смысла.
Аналогичной позиции в трактовке понятий придерживались и во всем мире. В любом случае, что договор, что соглашение всегда представляли собой некоторые правоотношения, порождающие между двумя и более лицами некоторые обязательства, права. Как с этими определениями обстоят дела сегодня, пойдет речь далее.
Различие понятий в современной юриспруденции
Договор и соглашения — определения тождественные
Отметим, что в юриспруденции разных стран трактовка определений «договор» и «соглашение» может представлять совершенно разные проявления.
Так как информация со страниц нашего ресурса преимущественно направлена на жителей РФ, то углубленную суть резюмированных понятий будем рассматривать именно относительно правовой сферы России.
В первую очередь, отметим, что с точки зрения практически всех правовых сфер и отраслей юриспруденции РФ договор и соглашение – определения тождественные.
Согласно гражданскому законодательству, договор – это соглашение нескольких сторон, которое влечет за собой установление, изменение или различные формы прекращения гражданский прав, обязательств.
То есть, в юриспруденции России особой разницы между понятиями не выделяют. Единственное, слово «договор» в силу своей большей конкретики используется заметно чаще, нежели его сегодняшнее визави. Несмотря на представленную ранее информацию, в одной сфере права нашей страны между договором и соглашением различия имеются. Речь идет о трудовом законодательстве.
Если углубиться в его изучение, то на страницах Трудового Кодекса РФ (ТК РФ) можно найти разделение документов взаимодействия субъектов права на договоры и соглашения, которым даются отличительно ясные понятия. Так, определения трактуются следующим образом:
- Договор – это некоторое правовое взаимодействие между представителями трудового права, которое может приобретать некоторую силу как в письменной, так и в устной форме. Вне зависимости от выбранной формации договоры должны полностью удовлетворять положениями и нормам ТК РФ.
- Соглашение – это также правовое взаимодействие, однако оформляемое между субъектами трудового права исключительно в письменном формате. ТК РФ выделяет соглашения разных видов, например: отраслевые, генеральные, тарифные, региональные и многие другие. В общем случае, соглашение в трудовом праве – правовой акт, регулирующий социально-трудовой аспект правоотношений между работодателем и работником и оформленный только в письменном виде.
Конечно, отличия не столь существенные, но в законе они отражены, поэтому не выделить их при рассмотрении сегодняшнего вопроса просто недопустимо.
В остальном же, понятие «договор» и «соглашение» имеют лишь крайне субъективные отличия. По сложившейся правовой практике, договоры чаще всего представляют собой узконаправленные взаимоотношения субъектов права, узаконенные в виде нормативного акта, которые составлен одной стороной и подписан другой (Договор оказания услуг, Договор купли-продажи и т.п.).
Определение соглашения чаще всего применяется в тех случаях, когда имеет место быть некий процесс переговоров, по исходу которых стороны правоотношений решают каким-либо образом оформить достигнутые договоренности (Соглашение о взаимозачете, Соглашение о расторжении договора и т.п.).
Выводы по рассмотренным положениям
Понятие договор встречается чаще
Резюмируя представленный материал, стоит сделать основные выводы по рассматриваемому сегодня вопросу. Если обобщить и систематизировать вышесказанное, то получится выделить основные мысли:
- Ни с научной, ни с исторической, ни с общеправовой точек зрения понятия «договор» и «соглашения» отличий не имеют.
- Зачастую данные определения являются тождественными, однако в силу большей конкретизации слова «договор» в законах именно оно имеет более широкое применение. В стандартном виде считается, что договор – это соглашение, которое способствует законному возникновению между субъектами права некоторых прав и обязанностей. То есть, понятию «соглашение» можно дать точно такое же определение и ошибкой подобную формулировку уж точно будет считать неверно.
- Если трактовать понятия договора и соглашения относительно современной системы юриспруденции и законодательства РФ, то существенных различий между ними также найти не выйдет. В большинстве случаев они будут являться полностью тождественными. Единственный нюанс касается трудового права нашей страны. В нем, как было отмечено ранее, некоторое отличие между определениями «договор» и «соглашение» имеются. Пожалуй, главное различие – это разница в плане оформления подобных документов взаимодействия субъектов права. Если быть точней, то договор может быть оформлен как устно, так и письменно, а соглашение узаконивается исключительно в письменной форме.
- С точки зрения юридической практики формулировка понятий «договор» и «соглашение» имеет исключительно субъективный, но при этом устойчивый характер. Говоря точнее, в юриспруденции принято оформлять в виде договора любые более-менее значимые правоотношения, так как относительно взгляда законодателя именно договорные взаимодействия являются защищенными в исковом плане. Соглашения же имеют место заметно реже и используются лишь для оформления незначимых правоотношений или формальных дополнений к основным договорам.
Как видите, вопрос отличия договора от соглашений довольно-таки интересен к рассмотрению. Надеемся, представленный материал был для вас полезен и дал ответы на интересующие вопросы.
Что такое соглашение о разделе имущества, подскажет видеоконсультация:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Расскажите друзьям! Поделитесь с друзьями! Напишите об этом материале в социальной сети с помощью кнопок ниже. Большое спасибо! -->
Всегда воспринимала договор как основополагающий документ взаимодействия во всех юридических сферах. А соглашение — приведение к общему знаменателю, то есть мнению, результату, с которым абсолютно все участники согласны.
А я всегда раньше считала договор как документ, который на законных основаниях заключается на основе каких-либо предварительных соглашений. По-видимому, такое впечатление сложилось от того, что слово договор имеет более широкое применение, чем соглашение.
Я всегда воспринимала слова «договор» и «соглашение», как синонимы. Но, если смотреть на это с юридической точки зрения, получается, что различия все-таки есть. Трудно математику, как я, разобраться в тонкостях юриспруденции.
Касательно англо-саксов: у них в трудовом праве вы никогда не встретите понятие трудовой договор (labor contract), только соглашение (employment agreement). Этим подчеркивается характер отношений: персонализация конкретного работника и организации, как более крупного субъекта.
Эксперт JuristPomog : : -->
Граждане в своей жизни чаще всего сталкиваются в повседневной жизни с договорами в сфере гражданских правоотношений. Иными словами, с ситуациями, которые регулируются Гражданским кодексом РФ. Следовательно, очень важно иметь представление о том, что такое договор.
ГК РФ определяет, что, договором признается соглашение двух или нескольких лиц. Из этого следует, что любой договор – это соглашение. Но не любое соглашение является договором. Также, как и любой договор является сделкой, но не каждая сделка является договором (ведь сделки могут быть и односторонними).
Договор должен быть основан на законе и заключен с учетом установленных правил. В тоже время, стороны свободны в заключении договора. Главное, чтобы заключаемый договор, не противоречил закону.
Форма заключения договора может быть как устной, так и письменной, или в других современных формах с использованием коммуникаций и иных технологий.
Вот простой пример. Девушка заходит в трамвай и на входе приобретает за наличные деньги билет. За ней входит дедушка и предъявляет льготный проездной билет в виде индивидуальной электронной карты. Какие договорные отношения имеют место? У обоих пассажиров – договор перевозки и договор страхования. Чем подтверждается заключение договоров?
У девушки наличием номерного билета на проезд. А у дедушки? У него – наличием электронной записи в базах перевозчика, которая была сформирована в момент предъявления карточки.
Научиться безошибочно определять в каких именно договорных отношениях человек состоит очень важно в нынешней жизни.
Обоснование: глава 27 ГК РФ
Автор статьи
Читайте также: