Моносистемная судебная система это

Обновлено: 26.04.2024

совокупность cyдов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Правосудие, а равно выполнение иных полномочий, образующих судебную власть, должны осуществляться только судебными органами. Никакие другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова "суд" или "судебный" (например. третейский суд, Судебная палата по информационным спорам, суд чести), не относятся к числу органов, уполномоченных выполнять функции судебной

власти - такие, как правосудие, конституционный контроль, контроль за законностью действий и решений государственных органов и должностных лиц, дача разъяснений по вопросам судебной практики и др.

Суды в РФ подразделяются на два вида - суды федеральные и суды субъектов РФ. В ст. 126 Конституции РФ основной блок федеральных судов именуется судами общей юрисдикции. К ним наряду с Верховным Судом РФ причисляются ВС республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов, районные суды. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства гражданских и уголовных дел и материалов об административных правонарушениях, разрешаемых в судебном порядке.

Особую ветвь в подсистеме судов общей юрисдикции образуют военные суды. Их не относят к числу общих (гражданских) судов, поскольку они "осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба" (ч. 1 ст. 22 ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"). Эти суды состоят из военных судов гарнизонов, соединений,флотилий.армий, военных округов, флотов, видов и групп войск, а также Военной коллегии - одного из основных подразделений ВС РФ.

Закон допускает возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов.

Во второй блок федеральных судов включены арбитражные суды: федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, и автономных округов), возглавляемые ВАС.

Суды субъектов РФ не образуют подобного рода систем (подсистем), поскольку их конституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не имеют каких-то взаимосвязанных или взаимоподчиненных структур. В соответствии с ч. 1 ст. 27 вышеназванного Закона конституционные (уставные) суды могут создаваться для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного само-

управления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Порядок деятельности этих судов определяется законами соответствующих субъектов РФ. Не связанные друг с другом мировые судьи должны действовать на территории участков, образуемых в пределах районов (городов). Контроль за законностью и обоснованностью их действий возложен на районные суды, входящие в состав федеральных судов.

Вся С.с. РФ - единое целое. Единство обеспечивается путем: а) установления С.с. РФ Конституцией РФ: б) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных ФЗ РФ правил судопроизводства; в) применения всеми судами Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ: г) признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; д) законодательного закрепления единства статуса судей; е) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Под судебной системой понимается совокупность взаимодействующих между собой судов конкретного государства, объединенных общими целями, задачами и функциями.

В зарубежных странах существует несколько разновидностей (моделей) судебных систем.

В странах с англосаксонской системой правасуды образуют единую систему, где различные ветви замыкаются на единый Верховный Суд.

Основными признаками этой системы являются:

·историческая приверженность общему праву;

·признание правотворческой роли суда и судебного прецедента как источника права;

·выработка процессуальных форм судебного преследования, прежде всего судебной практикой;

·исключительно апелляционная форма обжалования судебных решений;

·предельная состязательность, при которой суд в большей мере пассивен и следит главным образом за соблюдением сторонами процессуальных норм;

·более широкое использование институтов присяжных заседателей и мировых судей;

·допущение в уголовном процессе сделок о признании вины.

В странах с романо-германской (континентальной) системой права нет единой судебной системы. Имеет место полисистемность, выражающаяся в существовании нескольких независимых систем общих и специализированных судов во главе со своими высшими судами. Так, в Германии согласно ст. 95 Конституции 1949 г., наряду с Федеральным конституционным Судом, для отправления правосудия в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юстиции учреждены в качестве верховных судебных органов:

·Федеральная судебная палата;

·Федеральный административный суд;

·Федеральная финансовая палата;

·Федеральный трудовой суд;

·Федеральный социальный суд.

Основными признаками континентальной модели судебной системы являются:

·развитая законодательная база, определяющая организацию и деятельность судов;

·формальное признание судебного прецедента как источника права;

·использование наряду с апелляционной формой также кассационной и ревизионной форм обжалования судебного решения;

·активная роль судьи в процессе;

·меньшая распространенность институтов присяжных заседателей и мировых судей;

·существование органов судейского самоуправления, имеющих задачу подбора кадров для судов;

·преимущественно назначение профессиональных судей низового уровня.

В социалистических странах судебная система характеризуется следующими чертами:

·выборность всех судей и народных заседателей;

·равенство прав судей и народных заседателей;

·отсутствие практики создания специальных судебных округов. Суд действует в границах конкретной административно-территориальной единицы.

Для мусульманской модели судебной системы характерно:

·мусульманскому суду подлежат только мусульмане, а также лица, согласившиеся на такой суд;

·отсутствие народных заседателей и присяжных;

·процесс осуществляется по канонам шариата со специфическими формами ответственности;

·в большинстве мусульманских стран обжаловать судебное решение можно лишь у имама (высшего духовного лица государства).

  • Список высших судов содержит перечень главных судебных инстанций государств мира, которые возглавляют национальную судебную систему или являются самостоятельными высшими судами вне общей иерархии. Высшие суды непризнанных или частично признанных государств приводятся в самостоятельном разделе.

В конституционном праве классически выделяются следующие модели построения судебной системы:

* моносистемная — в государстве действует единая система судов общей юрисдикции во главе с верховным судом, который одновременно осуществляет все виды судопроизводства (уголовное, гражданское, административное и конституционное); при этом специализированные суды не создаются.

полисистемная — в государстве помимо судов общей юрисдикции существует целая система самостоятельных специализированных судов, имеющих собственную компетенцию, которая не пересекается с компетенцией общих судов. Как правило отдельно создаются конституционные, административные, экономические, избирательные и другие суды.Суды общей юрисдикции — суды, осуществляющие правосудие как правило по гражданским и уголовным делам, также могут рассматривать административные дела.

В качестве специализированных судов на практике чаще всего отдельно формируются конституционные и административные суды, также возможно создание иных судов с особой отраслевой юрисдикцией.

Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм актов различного уровня нормам конституции. В большинстве стран имеет статус суда sui generis и не входит в общую судебную систему, а является независимым специализированным органом вне разделения властей. В таких странах как КНР, Вьетнам, КНДР, Лаос, Куба, Нидерланды и Финляндия институт судебного конституционного контроля вообще отсутствует.

Административный суд — специализированный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения жалоб граждан на решения и действия органов государственного управления или их должностных лиц. В станах, которые копируют модель французского Государственного совета, такой орган одновременно является и органом исполнительной власти, и высшим судом административной юстиции. Противоположной является модель построения административных судов в Германии и в странах, перенявших её опыт, где подобное учреждение считается только органом правосудия.

Связанные понятия

Судоустро́йство (но́рмы) — совокупность правовых норм, определяющих задачи и принципы организации и деятельности, структуру и компетенцию судов.

Судебный акт — это правоприменительный акт суда, разрешающий уголовное, гражданское или административное дело по существу. Суды подразделяются на первую, апелляционную, кассационную и надзорную инстанции.

Ню́рнбергские при́нципы (англ. Nuremberg principles, полное название Принципы международного права, признанные статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала) — представляют свод основополагающих правовых принципов, которые характеризуют деяния, являющиеся, в соответствии с международным правом, преступлениями против мира и безопасности человечества.

Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных, логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона. Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или, в широком толковании термина, совпадать с этим понятием, обозначая деятельность по подготовке и принятию законов.

Суде́бная пра́ктика — руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, обеспечивающие правильное и единообразное применение законов судами Российской Федерации, а также множественность судебных актов, образуемых в процессе деятельности судебных органов Российской Федерации по гражданским, административным, уголовным делам с конкретным применением норм права, регулирующих схожие отношения.

Уголовный кодекс Киргизской Республики (УК Киргизии) — основной и единственный источник уголовного права Киргизии, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Киргизии.

Реторсия (в международном праве) — правомерные принудительные действия государства в ответ на недружественный акт другого государства.

Парламентский контроль — контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.

Общественное участие (англ. public participation) — это непрерывный процесс взаимодействия между учреждением (организацией), ответственным за принятие решения, и гражданами, чьи интересы могут быть затронуты прямыми или косвенными последствиями планируемого решения, а также государственными органами различного уровня, регулирующими данный вид деятельности. Концепция общественного участия появилась в процессе развития демократии как системы государственного управления. Но истинной причиной её развития.

Обязательные работы — вид административного наказания, которое заключается в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ. На Украине было введено Законом Украины от 24.09.2008 № 586-VI (ст. 301 КоАП Украины) и применяется с 16 ноября 2008 года. В Российской Федерации было введено Федеральным законом от 08.06.2012 № 65-ФЗ (ст. 3.13 КоАП РФ) и применяется с 1 января 2013 года.

Руководитель следственного органа — согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации уполномоченное должностное лицо следственного органаПолномочия руководителя следственного органа осуществляют: Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители территориальных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, их заместители, руководители следственных органов уполномоченных на проведение предварительного следствия федеральных органов исполнительной.

Уголовный кодекс Латвийской Республики (УК Латвии), также Уголовный закон Латвийской Республики латыш. Krimināllikums — основной источник уголовного права Латвии, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Латвии.

В канадском конституционном праве параграф 91(2) Конституционного акта 1867 предоставляет федеральному правительству полномочие издавать законы по вопросам, связанным с регулированием торго́вли и обме́на. Это полномочие в целом уравновешивается провинциальным полномочием в сфере права собственности и гражданских прав согласно параграфу 92(13) и полномочием во «всех вопросах, по своему характеру имеющих местное или частное значение» согласно параграфу 92(16).

Уголовный кодекс Грузии (УК Грузии, груз. საქართველოს სისხლის სამართლის კოდექსი) — основной источник уголовного права Грузии, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Грузии.

Уголовный кодекс Республики Таджикистан (УК Таджикистана) — основной и единственный источник уголовного права Таджикистана, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Таджикистана.

Правоохранительная служба — в Российской Федерации вид федеральной государственной службы, профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Они обеспечиваются форменной одеждой с соответствующими знаками отличия.

Институционная система — принципы построения гражданского кодекса, разработанные французскими юристами при составлении Кодекса Наполеона (1804), берущие свое начало от системы изложения (учебника) «Институции» римского юриста Гая. Институционная система предполагает разделение кодекса на три части (книги) — первая посвящена лицам, вторая описывает виды имущества, третья оговаривает способы приобретения собственности. Общая часть при этом отсутствует, вместо неё, как правило, используется краткий.

Арбитражная оговорка должна быть сформулирована таким образом, чтобы однозначно определялись вопросы урегулирования возможного спора: доарбитражный порядок или претензионный порядок урегулирования и предмет спора (указание на контракт или иное соглашение сторон), материальное право применимое к спору между сторонами (либо гражданское законодательство, которое включает в себя также гражданское процессуальное законодательство, в части регулирования предъявления иска), место арбитража, орган или образование.

Санкция нормы права, санкция правовой нормы, правовая санкция — элемент нормы права, который указывает на правовые последствия несоблюдения требований правовой нормы (её диспозиции). Эти последствия, как правило, неблагоприятные для правонарушителя, являются мерами юридической ответственности, как государственного принуждения и способа обеспечения правового воздействия.

Арбитра́жное судопроизво́дство, арбитра́жный проце́сс — урегулированная арбитражно-процессуальным законодательством, деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций и граждан-предпринимателей. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Термин «арбитражное судопроизводство.

Уголовная политика — деятельность государства по защите граждан и общества от преступных посягательств и преступлений в целом. Содержанием уголовной политики является разработка целей и задач, а также выработка средств и методов борьбы с преступностью.

Надгосударственность, наднациональность — правовое качество международной организации, позволяющее ей, в соответствии с утверждённой государствами-членами процедурой, принимать решения обязательного характера, в том числе без прямого согласия на то заинтересованного государства.

Че́стное испо́льзование (англ. fair dealing) — положение в законе об охране авторских прав, создающее некоторые ограничения из исключительного права, используемое во многих юрисдикциях общего права Содружества наций.

Налоговые преступления — это преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. В настоящее время уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в российском законодательстве предусмотрена статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ.

Европе́йский суд о́бщей юрисди́кции (также О́бщий суд Европе́йского сою́за, Европе́йский трибуна́л о́бщей юрисди́кции или просто Европе́йский трибуна́л) — судебный орган первой инстанции в рамках судебной системы Европейского союза. Созданный 1986 году Единым европейским актом, суд начал свою работу 1 января 1989 года как Европейский суд первой инстанции и был нацелен ускорить рассмотрение дел в расширяющимся Европейском союзе. Настоящее название получил после вступления в силу Лиссабонского договора.

Регламент Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации — нормативный акт, регулирующий порядок работы Государственной думы, определяющий её внутреннее устройство и принятые в ней парламентские процедуры, в том числе порядок её участия в законодательной деятельности и иных вопросах, отнесённых к ведению палаты российской Конституцией. Не является законом.

Парламентский запрос — обращение парламента или одной из его палат к государственному органу или должностному лицу за предоставлением информации по вопросам парламентской компетенции. Частный случай реализации интерпелляции — права законодательного органа задавать вопросы правительству. Один из инструментов парламентского контроля. Лицо или орган, к которому обращён запрос, обязано дать на него ответ в установленные законом сроки. Проект парламентского запроса выносится на рассмотрение палаты и принимается.

Конституцио́нный Суд Респу́блики Дагеста́н — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Срок в праве — это момент или период времени, наступление или истечение которого влечет возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Европейская патентная организация (ЕПО) (англ. European Patent Organisation EPO или иногда EPOrg, чтобы отличать от Европейского патентного ведомства — англ. European Patent Office) — международная организация, основанная в 1973 году на базе Европейской патентной конвенции (англ. European Patent Convention (EPC)). Штаб-квартира ЕПО находится в Мюнхене. ЕПО юридически не связана с Европейским союзом и имеет несколько членов, которые сами не являются членами ЕС. Для осуществления процедуры выдачи европейского.

Юридическая обязанность — предусмотренная законом или соглашением сторон мера должного поведения субъекта правоотношения.

Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.

Международный день поддержки жертв преступлений — памятная дата, призванная обратить внимание на проблемы пострадавших от криминальных действий людей(преступников).

Самозащита права — инициативное, самостоятельное действие лица по недопущению нарушения гражданского права и по уменьшению последствий данного нарушения. Защита прав самого лица, без обращения в компетентные органы.

Поме́ха богослуже́нию — осознанное воспрепятствование осуществлению права на свободу вероисповедания, уголовное преступление в ряде стран, где законодательства особо защищают как сами богослужения, так и места их проведения.

Презумпция авторства – норма в авторском праве, согласно которой авторство признаётся юридически достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное. В общепринятой юридической практике, при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в этом качестве на оригинале или экземпляре произведения. В законодательстве Российской Федерации презумпция авторства закреплена в ст. 1257 ГК РФ: «Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается.

Дисциплинарный проступок — противоправное виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины сотрудником (работником), за которое предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.

Права гражданина — это принятые и находящиеся под защитой соответствующего государства права человека. Данное понятие тесно связано с понятием «гражданство», тогда как права человека не связаны с принадлежностью к какому-либо государству. Отмечается, что кру́гом гражданских прав в соответствующем государстве могут также пользоваться лица без гражданства и иностранцы (право на труд, право на образование и т. п.), но граждане имеют преимущественные права исключительного характера: право избирать и.

Административное наказание или Административное взыскание — мера административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Должностная инструкция — документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника.

Европе́йский уполномо́ченный по права́м челове́ка (англ. European Ombudsman, фр. Médiateur européen, нем. Europäischer Bürgerbeauftragter, иногда называемый Европейский омбудсмен или Евроомбудсмен, англ. Euro-Ombudsman) — уполномоченный по правам человека Европейского союза; должность, введённая Маастрихтским договором в 1993 году. Он уполномочен принимать жалобы от граждан Союза, физических или юридических лиц, резидентов государств-членов на неудовлетворительное качество деятельности институтов.

Правовой режим — это совокупность правил, регулирующих ту или иную сферу деятельности; специальный закрепленный в нормативно-правовых актах различного уровня порядок регулирования общественных отношений основанный на установленных и обеспеченных государством правовых средствах, направленный на формирование благоприятных условий для удовлетворения интересов субъектов права, выражающийся в специфике способов и гарантий его реализации, ответственности за нарушение его требований и основывается на действии.

Коллизионное право — совокупность норм международного частного права, помогающих разрешить противоречия (коллизии), возникающие между теми или иными правовыми системами (национальными, международными) по одному и тому же предмету регулирования.

День суде́бного при́става Росси́йской Федера́ции — профессиональный праздник судебных приставов — людей, выполняющих задачи по обеспечению установленного законами государства порядка деятельности судов, а также по исполнению всех судебных актов и актов специально уполномоченных органов.

На данный момент в состав ООН входит 193 государства-члена и 2 государства-наблюдателя. Святой Престол (Ватикан) и Государство Палестина являются субъектами международного права и постоянными наблюдателями-не членами ООН.

Правовая (юридическая) помощь — это профессиональная деятельность юристов, направленная на содействие гражданам и юридическим лицам в решении вопросов, связанных с реализацией норм права, что выражается в предоставлении правовых (юридических) услуг.

Финансовые отношения - это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений.

Возвра́т акти́вов — процесс по возвращению средств, полученных с использованием незаконных, в том числе коррупционных, механизмов; признается основополагающим принципом Конвенции ООН против коррупции (UNCAC).

Превенция (от позднелат. praeventio — опережаю, предупреждаю; англ. prevention) — предупреждение, предохранение, предотвращение.

Понятие и общая характеристика высших судебных инстанций

Судебная система современного демократического государства предполагает наличие целостной системы соподчиненных судебных инстанций, формирование которых обусловлено целой совокупностью обстоятельств – необходимостью обеспечения территориальной и фактической возможности доступа граждан и организаций к правосудию, контролем за правильностью применения норм материального и процессуального права в процессе вынесения судебных актов, специализацией юрисдикционных органов, и т.д.

При этом ключевым элементом судебной системы выступают Высшие суды, которые в зависимости от того, о правопорядке какой стране идет речь, могут именоваться по-разному.

Так, например, в системах общего права высший суд принято определять следующим образом:

Высший суд По данной теме мы уже выполнили отчёт по практике Мировые суды подробнее в системах «common law» – самостоятельное звено системы судов общей юрисдикции, которым предоставляются неограниченные полномочия в отношении гражданских и уголовных судебных дел.

Иными словами, Высший суд в судебной иерархии фактически и юридически находится «выше» всех иных судов низших по отношению к рассматриваемому органу инстанций, которым, в силу императивных предписаний процессуально-правового характера определяется рассмотрение гражданских дел с меньшими суммами исков, либо уголовными делами по рассмотрение несложных преступлений.

В континентальных правовых системах задачи высших судебных инстанций несколько отличны, поскольку, значительно сокращается количество споров, подлежащих рассмотрению высшими судами по первой инстанции, а их задачи, преимущественно, сводятся к контролю и надзору за деятельностью нижестоящих судов, а также обеспечению единообразия их деятельности, в том числе путем, формирования обязательных для применения разъяснений (толкования) норм действующего законодательства, сборников правовых позиций, и т.д.

Таким образом, исходя из рассмотрения особенностей и признаков высших судов в различных правовых системах, следует сформулировать следующее общее определение высшего суда:

Готовые работы на аналогичную тему

Высший суд – судебная инстанция, возглавляющая национальную систему судов, либо выступающая самостоятельным высшим судом, находящимся вне системы судов, охватываемых общей иерархией.

Модели формирования национальной судебной системы

Характеристика и особенности высших судов находятся в непосредственной зависимости от того, какова модель построения национальной судебной системы, в связи с чем, представляется необходимым подробнее остановиться на изучении соответствующих моделей.

Так, в специальной юридической литературе, посвященной изучению вопросов организации и функционирования национальных систем судопроизводства, отмечается, что в настоящее время, основными моделями такой организации выступают:

  1. Моносистемная модель, предполагающая функционирование в государстве единой системы судов общей юрисдикции во главе с верховным судом, сфера компетенции которого одновременно охватывает осуществление всех видов судопроизводства: гражданского, административного, уголовного и конституционного, в связи с чем, формирование специальных судов не предусматривается;
  2. Полисистемная модель, при которой в государстве наряду с системой судов общей юрисдикции формируется совокупность самостоятельных специализированных судов, имеющих собственную компетенцию, не пересекающуюся с компетенцией общих судов. Для подобных целей, как правило, образуются административные, арбитражные (экономические), и иные суды, возглавляемые соответствующим высшим (верховным) судом.

Особенности высших судов общей юрисдикции и специализированных судов

Ранее в рамках представленной статьи было обращено внимание на то, что характеристика высшего суда напрямую зависит от того, о какой судебной системе идет речь, в связи с чем, представляется целесообразным подробнее остановиться на рассмотрении особенностей судов общей юрисдикции и специальных судов.

Суды общей юрисдикции – самостоятельные суды, осуществляющие правосудие по гражданским и уголовным делам, а при наличии прямого указания в национальном процессуальном законодательстве – также рассматривают и разрешают административные споры;

Конституционный суд – специализированный суд высший инстанции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Верховный суд РФ-высший судебный орган судов общей юрисдикции подробнее , выступающий органом конституционного контроля, в компетенцию которого включается оценка соответствия правовых норм различных нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти и местного самоуправления в рамках соответствующей компетенции, требованиям основного закона страны (как правило – Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее ). Кроме того, полномочиями Конституционных судов По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционное право подробнее , как правило, охватывается разрешение споров вне разделения властей. Однако, в ряде современных государств, высшие органы конституционного правосудия не образованы вовсе (КНР, Финляндия, Вьетнам По данной теме мы уже выполнили реферат Право Вьетнам подробнее , и т.д.), а соответствующие полномочия распределяются между иными юрисдикционными органами;

Административный суд По данной теме мы уже выполнили реферат Суд и судопроизводство подробнее – специализированный юрисдикционный орган, направленный на отправление правосудия в форме рассмотрения и разрешения споров по жалобам граждан на действия и решения органов государственной власти либо их должностных лиц. Применительно к высшим административным инстанциям следует отметить, что в различных государств их задачи осуществляются по-разному.

Так, например, в ряде современных государств реализована модель французского Государственного совета, одновременно выступающего органом исполнительной власти и высшим звеном системы административных судов. В рамках иной модели, характерной для германских юрисдикционных органов, административные суды, возглавляемые Вышей инстанции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Высшее должноствное лицо субъектов подробнее , составляют исключительно юрисдикционную систему, не вмешиваясь в сферу компетенции органов исполнительной власти.


Список высших судов содержит перечень главных судебных инстанций государств мира, которые возглавляют национальную судебную систему или являются самостоятельными высшими судами вне общей иерархии. Высшие суды непризнанных или частично признанных государств приводятся в самостоятельном разделе.

В конституционном праве классически выделяются следующие модели построения судебной системы [1] [2] [3] :

  • моносистемная — в государстве действует единая система судов общей юрисдикции во главе с верховным судом, который одновременно осуществляет все виды судопроизводства (уголовное, гражданское, административное и конституционное); при этом специализированные суды не создаются.
  • полисистемная — в государстве помимо судов общей юрисдикции существует целая система самостоятельных специализированных судов, имеющих собственную компетенцию, которая не пересекается с компетенцией общих судов. Как правило отдельно создаются конституционные, административные, экономические, избирательные и другие суды.

Суды общей юрисдикции — суды, осуществляющие правосудие как правило по гражданским и уголовным делам, также могут рассматривать административные дела.

В качестве специализированных судов на практике чаще всего отдельно формируются конституционные и административные суды, также возможно создание иных судов с особой отраслевой юрисдикцией.

Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм актов различного уровня нормам конституции. В большинстве стран имеет статус суда sui generis и не входит в общую судебную систему, а является независимым специализированным органом вне разделения властей. В таких странах как Китай, Вьетнам, КНДР, Лаос, Куба, Нидерланды и Финляндия институт судебного конституционного контроля вообще отсутствует [4] [5] .

Административный суд — специализированный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения жалоб граждан на решения и действия органов государственного управления или их должностных лиц. В станах, которые копируют модель французского Государственного совета, такой орган одновременно является и органом исполнительной власти, и высшим судом административной юстиции [6] . Противоположной является модель построения административных судов в Германии и в странах, перенявших её опыт, где подобное учреждение считается только органом правосудия [7] .

Самостоятельную систему в некоторых странах образуют экономические (арбитражные) суды, которые разрешают коммерческие споры между различными хозяйствующими субъектами. В странах Латинской Америки хорошо развита система специальных избирательных судов (трибуналов) для разрешения вопросов, связанных с выборами и референдумами. В некоторых странах отдельно организованы главные военные, трудовые и счётные суды [комм. 1] , а также высшие государственные трибуналы для привлечения к ответственности высших должностных лиц. В ряде мусульманских стран государством сформирована система шариатских судов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: