Кто обладает правом найма моряков на суда под российским флагом под иностранным флагом
Обновлено: 03.05.2024
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 25.01.2001 N 14
Условия,
на которых иностранные граждане и лица
без гражданства могут входить в состав экипажа судна,
плавающего под Государственным флагом Российской
Федерации, за исключением судна рыбопромыслового флота
Прием на работу на судно, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы, при соблюдении следующих условий:
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать на судне, плавающем под Государственным флагом Российской Федерации (далее именуется - судно), должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, имеют уровень профессиональной подготовки и компетентности, соответствующий требованиям, предъявляемым нормативными правовыми актами Российской Федерации к лицам, замещающим должности, на занятие которых претендуют иностранные граждане и лица без гражданства.
Уровень профессиональной подготовки и компетентности иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых на работу на судно, подтверждается следующими документами:
действительным дипломом, квалификационным свидетельством, специальным свидетельством специалиста, выданными капитанами морских торговых портов, входящих в перечень*, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации, или действительными дипломом, квалификационным свидетельством, специальным свидетельством специалиста, выданными уполномоченными органами государства - участника Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками к этой Конвенции 1995 года (далее именуется - Конвенция ПДМНВ 78/95)**, при наличии подтверждений, удостоверяющих их признание, выданных в соответствии с правилами*, установленными Министерством транспорта Российской Федерации;
* Вводятся Минтрансом России в соответствии с Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 года N 900.
** Решение о вступлении СССР в Конвенцию ПДМНВ 78/95 принято постановлением Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 года N 871.
действительными квалификационным свидетельством и специальным свидетельством о прохождении специальной дополнительной подготовки в соответствии с Кодексом по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (для лиц рядового состава), выданными капитанами морских торговых портов, входящих в перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации, или выданными уполномоченными органами государства - участника Конвенции ПДМНВ 78/95, при условии признания их в соответствии с правилами, установленными Министерством транспорта Российской Федерации;
документом о морском образовании - при необходимости.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, владеют русским языком в объеме, обеспечивающем надлежащее выполнение ими своих служебных обязанностей по занимаемой на судне должности. В зависимости от конкретных обстоятельств работодатель в соответствии с Кодексом по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты может принять на работу лицо, свободно владеющее Стандартным морским навигационным словарем - разговорником, замененным Стандартным морским разговорником ИМО.
4. Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, имеют соответствующие документы, подтверждающие их годность к такой работе по состоянию здоровья, выданные в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В случае найма иностранного гражданина или лица без гражданства для работы в качестве члена экипажа при нахождении судна за пределами территории Российской Федерации удостоверение, подтверждающее его пригодность к работе на море, должно удовлетворять требованиям Конвенции Международной организации труда N 73 "Конвенция о медицинском освидетельствовании моряков"*.
5. Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, имеют следующие документы, удостоверяющие их личность:
действительные удостоверения личности моряков, предусмотренные Конвенцией Международной организации труда N 108 "Конвенция о национальных удостоверениях личности моряков"*, выданные соответствующими компетентными властями иностранных государств, - для работы на судне заграничного плавания;
действительные удостоверения личности моряков, предусмотренные Конвенцией Международной организации труда N 108 "Конвенция о национальных удостоверениях личности моряков", или действительные национальный заграничный паспорт или вид на жительство, признаваемые Российской Федерацией в качестве документов, удостоверяющих личность на территории Российской Федерации, - для работы на судне, не являющемся судном заграничного плавания.
Требования определяют критерии соответствия услуг по найму и трудоустройству моряков международным конвенциям и устанавливают стандарты в деятельности российских организаций по найму и трудоустройству моряков.
Требования разработаны Службой морского флота Министерства транспорта Российской Федерации с учетом предложений Союза российских судовладельцев, профсоюзных организаций российских моряков, Ассоциации компаний по подбору, обучению, найму и трудоустройству моряков и закрытого внешнеэкономического акционерного общества "Совбункер".
2. Требования разработаны на основе следующих международных и национальных нормативно - правовых документов:
- Конвенции Международной организации труда (МОТ) N 147 "Конвенция о минимальных нормах на торговых судах";
- Конвенции МОТ N 179 "Конвенция о найме и трудоустройстве моряков";
- Рекомендации МОТ N 186 "Рекомендация о найме и трудоустройстве моряков";
- Конвенции Международной морской организации (ИМО) 1978/95 гг. "О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты";
- Конвенции МОТ N 108 "Конвенция о национальных удостоверениях личности моряков";
- Международного стандарта ИСО 9002-94 "Системы качества - модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании";
- Международного стандарта ИСО 9004-2 "Общее руководство качеством и элементы системы качества" - часть 2: "Руководящие указания по услугам";
- Законов Российской Федерации " О занятости населения в Российской Федерации", " О выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию", "О защите прав потребителей" ;
- Положения о паспорте моряка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.97 N 1508, и Инструкции по применению Положения о паспорте моряка, утвержденной совместным Приказом Минтранса России и Минсельхозпрода России в 1998 году.
3. Организации по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом, прошедшие сертификацию на соответствие оказываемых ими услуг по найму и трудоустройству моряков международным требованиям и получившие при этом сертификат соответствия, получают право работы с морскими администрациями портов, находящимися в ведении Службы морского флота Минтранса России, по вопросам оформления паспортов моряка и судовых ролей.
4. Изменения и дополнения в настоящие Требования вносятся Службой морского флота Минтранса России и также являются неотъемлемой частью Системы добровольной сертификации услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом.
В Требованиях применяются следующие термины и определения.
Организация по найму и трудоустройству моряков - организация, вне зависимости от формы собственности, на законном основании занимающаяся наймом и (или) трудоустройством граждан Российской Федерации на суда под иностранным флагом, услуги которой сертифицированы на соответствие международным конвенциям о найме и трудоустройстве моряков и международным стандартам в этой области.
Трудоустройство моряков - деятельность организации по найму и трудоустройству моряков (далее - организации) по подбору и направлению моряков, удовлетворяющих всем требованиям судовладельца, в его распоряжение без делегирования организации права управления экипажем судна и выплаты заработной платы.
Наем моряков - деятельность организации по оформлению трудовых отношений моряка с судовладельцем, при которой судовладельцем делегировано данной организации право управления экипажем и расчета его по заработной плате.
Моряк - любое лицо, имеющее российское гражданство и отвечающее условиям, требуемым для трудоустройства или получения работы в любом качестве на борту морского судна, кроме военного судна.
Услуга - результат взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя (МС ISO-9004.2).
Процедуры - задокументированные правила, провозглашенные организацией для покрытия всех аспектов деятельности, связанных с трудоустройством.
Наем и трудоустройство моряка - совокупность деятельности, направленной на предоставление услуг, связанных с поиском рабочего места на судне, с процедурами отбора, оформления и обеспечения выполнения договорных обязательств по предоставленной услуге.
Агентский договор - документ, определяющий условия деятельности организации, в рамках которых она осуществляет предоставление услуг по найму и трудоустройству моряков в обмен на оговоренное финансовое вознаграждение со стороны судовладельца.
Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством услуг.
III. Требования к услугам по найму и трудоустройству
моряков на суда под иностранным флагом
5. Услуги, предоставляемые организациями по найму и трудоустройству российских моряков, должны соответствовать требованиям, изложенным в четырех основных блоках:
- требования к организационной структуре, организации работы и ресурсам организации, влияющие на качество предоставляемых услуг;
- требования к уровню квалификации персонала организации и порядку работы с ним;
- требования к профессиональной подготовке, компетентности и состоянию здоровья моряков, трудоустраиваемых на суда под иностранным флагом;
- требования по социальной защищенности моряков и членов их семей.
6. Требования к организационной структуре, организации работы и ресурсам организации, влияющие на качество предоставляемых услуг.
6.1. Организацией заключен договор с судовладельцем или его агентом на менеджмент команды судна и (или) трудоустройство моряков, отвечающий следующим требованиям:
а) договор составлен на английском и русском языках, причем оба варианта договора имеют одинаковую силу. Терминология и язык договора ясен и понятен для обеих сторон;
б) договор включает в себя финансовые аспекты, процедуру отчетности и бухгалтерскую систему, порядок прекращения действия договора, процедуры на случай невыполнения, арбитраж и главенствующее законодательство, гарантии от убытков, ответственность и форс - мажор, а также официальную процедуру связи;
в) в договоре ясно определены обязанности и ответственность судовладельца или его агента, включая размер выплачиваемого организации вознаграждения;
г) ничто в договоре не содержит нарушений и противоречий с действующими международными и национальными правовыми актами и коллективными договорами;
д) подписанию контрактов и договоров предшествует анализ их содержания в целях достижения:
- достаточной полноты и понятности требований судовладельца и организации в применяемых терминах;
- полного отражения требований судовладельца и организации;
- возможности рассмотрения и решения любых возникающих новых вопросов;
- возможности освобождения от обязательств в рамках данного договора или контракта.
6.2. Руководство организации декларацией о намерениях подтверждает выполнение ею международных требований в области найма и трудоустройства моряков и настоящих Требований.
6.3. Организационная структура организации предусматривает такую систему ответственности, управления и взаимоотношений персонала, которая обеспечивает требуемое качество предоставляемых услуг и контроль за качеством этих услуг.
6.4. Организация имеет необходимые ресурсы, позволяющие эффективно выполнять установленные процедуры и осуществлять контроль за их исполнением. Назначено должностное лицо, имеющее властные полномочия по обеспечению качества предоставляемых организацией услуг требованиям международных конвенций о найме и трудоустройстве моряков и настоящих Требований. Создана и эффективно функционирует система контроля за качеством услуг.
6.5. Организация располагает достаточными ресурсами для администрирования моряков, направляемых для работы в составе экипажей судов под иностранным флагом:
- оформляются, ведутся и в дальнейшем хранятся личные дела трудоустроенных моряков;
- все претенденты на работу проходят соответствующее тестирование и (или) собеседование и инструктаж;
- трудоустроенным морякам организуется визовая поддержка и проезд к месту нахождения судов.
6.6. Ведется реестр моряков, нанятых или трудоустроенных организацией, открытый для проверки компетентным органом.
6.7. В организации создана база данных о трудоустроенных моряках и моряках, ищущих работу, которая должна включать следующую информацию, но не ограничиваться ею:
- предшествующая трудовая деятельность;
- личные данные, касающиеся трудовой деятельности;
- сведения о состоянии здоровья и вакцинациях.
Хранение данной информации организовано с учетом права на невмешательство в личную жизнь и защиты конфиденциальности.
6.8. Ведутся списки экипажей судов, для которых организацией подбираются моряки.
6.9. Введен порядок рассмотрения случаев некомпетентности или нарушения дисциплины, соответствующий международным правовым нормам, национальному законодательству и коллективным договорам.
6.10. Приняты необходимые меры, обеспечивающие, чтобы, по мере практической возможности, дипломы, свидетельства о квалификации и медицинские справки, предоставляемые моряками при найме на работу, были действительны и не приобретены обманным путем. При необходимости проводится проверка сведений о трудовой деятельности моряков.
6.11. Бухгалтерский учет и отчетность соответствуют требованиям российского законодательства.
6.12. Установлен надлежащий контроль за документооборотом и информацией, имеющей отношение к предоставляемым услугам по найму и трудоустройству моряков. Имеются все необходимые для деятельности организации нормативные акты (конвенции, рекомендации, кодексы, правила и т.д.).
6.13. В целях обеспечения контроля выполнения организацией установленных требований в области найма и трудоустройства моряков отработана и функционирует система документирования:
- определен порядок классификации, учета, хранения и уничтожения документов, имеющих отношение к услугам по найму и трудоустройству моряков;
- определены и выполняются сроки хранения документов, имеющих отношение к услугам по найму и трудоустройству моряков. Организовано хранение компьютерной информации;
- документирование отражает поставленные задачи и полученные результаты.
6.14. Организация признает, что эффективная связь на всех уровнях имеет важное значение в достижении качества услуг по найму и трудоустройству моряков.
Определены и функционируют линии связи в рамках берегового управленческого звена, между организацией и судовладельцем (его агентом), включая выходные, праздничные дни и нерабочее время, обеспечивающие получение информации относительно направленного на судно экипажа.
7. Требования к уровню квалификации персонала организации и к порядку работы с ним.
7.1. Аппарат управления и персонал организации имеют достаточный уровень квалификации и профессиональной подготовки, включающий в себя знания в области морского транспорта, соответствующих международных морских нормативных актов в области найма и трудоустройства моряков, условий труда и социальной защиты моряков, требований к уровню их профессиональной подготовки и компетентности.
Перечень нормативно - правовых документов, знание которых обязательно для персонала организаций, определяется Службой морского флота.
7.2. Установлены и соблюдаются процедуры отбора, найма и обучения персонала организации, при которых:
- определены минимальные требования к квалификации и опыту работы персонала;
- имеется должностная инструкция для каждого сотрудника;
- уровень подготовленности и опыт работы сотрудников организации соответствуют должностям, которые они занимают. Все сотрудники ознакомлены и правильно понимают нормативные документы, касающиеся их должностных обязанностей;
- определен порядок оценки выполнения сотрудниками своих обязанностей;
- отработана система повышения квалификации сотрудников организации.
8. Требования к профессиональной подготовке, компетентности и состоянию здоровья моряков, трудоустраиваемых на суда под иностранным флагом.
8.1. Организация признает, что экипаж судна и его менеджмент является ключевым для успешной работы судна.
8.2. Организация в работе по подбору экипажей придерживается следующих принципов:
- все нанятые или трудоустроенные моряки обязаны иметь необходимую для выполнения соответствующих функций подготовку и уровень компетентности, подтвержденные действительными дипломами и сертификатами, годны по состоянию здоровья в объеме требований Конвенции ИМО 1978/95 гг. "О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты";
- уточнены и полностью выполняются требования судовладельца в отношении уровня подготовки и компетентности, опыта и особых качеств каждого члена экипажа и, при необходимости, предпринимаются меры по их доподготовке;
- особое внимание уделяется квалификации капитана судна, наличию у него опыта работы на судах определенного типа, подтвержденного соответствующими документами;
- направляемые на судно моряки знают английский язык в объеме, обеспечивающем эффективное выполнение возлагаемых на них обязанностей;
- отработана система и соответствующие процедуры контроля выполнения указанных выше требований до отправки моряков на судно. Ведется оценка действий персонала организации по отбору моряков и их доподготовке, с принятием адекватных мер в случае невыполнения этих требований.
8.3. Организация имеет необходимую материально - техническую базу и (или) контакты с учебными заведениями морского транспорта для контроля уровня подготовленности трудоустраиваемых моряков и их доподготовки в случае необходимости.
8.4. Организация уделяет должное внимание оценке уровня подготовленности и, в случае необходимости, доподготовке моряков в вопросах безопасной эксплуатации судна, техники безопасности при выполнении обязанностей на борту, в вопросах предотвращения загрязнения окружающей среды. Проводится инструктаж трудоустроенных моряков по указанным выше вопросам перед отправкой их на суда.
Определены процедуры, позволяющие получать информацию по обеспечению безопасности, в которую включаются инциденты, произошедшие по вине моряков, направленных организацией на суда. Получаемая информация используется для совершенствования работы в вопросах обеспечения безопасности.
9. Требования к социальной защищенности моряков и членов их семей.
9.1. Генеральный договор организации с судовладельцем предусматривает такие условия труда и социальной защиты моряков, которые соответствуют национальным и международным требованиям и коллективным договорам.
9.2. Организацией заключено соглашение с общероссийским профсоюзом, представляющим интересы моряков, об урегулировании условий и оплаты труда на судах под иностранным флагом на условиях коллективного договора, одобренного Международной федерацией труда (при наличии у организации договоров с судовладельцами, не имеющими коллективных договоров с ITF или коллективных договоров с национальными профсоюзами на условиях, одобренных ITF).
9.3. Трудовые договоры, заключаемые моряками с судовладельцами через организацию, предусматривают условия труда и социальной защиты, находящиеся в полном соответствии с действующими международно - правовыми нормами, национальным законодательством и коллективными договорами, или должны быть выше по объему и уровню гарантий, предусмотренных в них. Должны быть предусмотрены процедуры поддержки членов экипажей, попавших в затруднительное положение, а также их репатриация, в случае необходимости, за счет судовладельца или организации по найму и трудоустройству.
9.4. При обращении в организацию и в процессе трудоустройства моряки получают полную информацию о своих правах и обязанностях, указанных в трудовых договорах, о всех особых условиях на конкретном рабочем месте, которое они будут занимать, о конкретной политике работодателей в вопросах занятости, предоставляется возможность для ознакомления с трудовыми договорами до и после их подписания и для получения копии трудового договора.
9.5. Введен порядок, обеспечивающий, чтобы просьбы о получении информации или консультации, поступающие от семей моряков, находящихся в плавании, удовлетворялись быстро, доброжелательно и бесплатно.
9.6. Введен порядок рассмотрения и принятия необходимых мер по жалобам в отношении деятельности организаций по найму и трудоустройству, условий труда и быта на борту судна, а также порядок доведения жалоб до соответствующих судовладельцев и Службы морского флота.
9.7. На моряков в процессе найма или трудоустройства не возлагаются прямо или косвенно, полностью или частично какие-либо сборы или иные издержки в связи с их наймом или предоставлением работы. (При этом оплата за прохождение медицинского освидетельствования, выдачу свидетельств, личных проездных документов и паспорта моряка не считается "сборами или иными издержками в связи с наймом".)
9.8. Организация обеспечивает, чтобы судовладелец или сама организация по найму и трудоустройству осуществляли страхование каждого нанятого моряка на случаи:
- болезни, травмы, ранения, смерти;
- безработицы в результате кораблекрушения;
9.8.1. Организация имеет доступ к страховым экспертам, которые хорошо знакомы с соответствующими видами страхования.
9.8.2. Страхование оговорено в договоре организации с судовладельцем и в индивидуальных контрактах моряков с судовладельцем.
Соответствие деятельности организаций требованиям международных конвенций о найме и трудоустройстве моряков определяется посредством сертификации услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом (за исключением рыболовецких судов), оказываемых этими организациями, которая проводится Государственной службой Минтранса Российской Федерации.
- Российские судовладельцы, командирующие своих работников для работы на суда под иностранным флагом.
К российским судовладельцам, одной из сторон деятельности которых является наем и/или трудоустройство российских моряков на суда под иностранным флагом, в рамках этой деятельности предъявляются такие же требования, как к организациям по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом.
Каждая служба найма и трудоустройства должна вести реестр в отношении всех моряков, нанятых или трудоустроенных через нее, а также хранить документацию о моряках, находящихся на учете. Такая документация включает в себя данные о квалификации моряка и его предшествующей трудовой деятельности, личные данные, касающиеся трудовой деятельности, медицинские сведения. Служба должна обеспечивать получение моряками информации обо всех особых условиях работы на конкретном месте и руководствоваться принципом, в соответствии с которым моряки направлялись бы только к работодателям, предлагающим морякам такие условия занятости, которые находятся в полном соответствии с действующим законодательством или коллективными договорами. Служба отвечает за то, чтобы все моряки, нанятые или трудоустроенные ею, имели квалификацию и располагали дипломами и свидетельствами, необходимыми для выполнения соответствующих функций; были информированы о своих правах и обязанностях до приема на работу или в процессе трудоустройства и им предоставлялась возможность ознакомиться с трудовыми договорами до и после подписания и для получения их копий.
Один из базовых принципов, отражающих особенности трудовых отношений на судне, а именно — принцип единоначалия, нашел отражение в положении КТМ РФ, которое, в частности, предусматривает, что никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна (см. подробнее 1.6.1).
В КТМ РФ также нашли подтверждение нормы международного права, устанавливающие права моряков на репатриацию — возвращение на родину после прекращения трудовых отношений.
Члены экипажа судна имеют право на репатриацию в следующих случаях:
1) истечение за пределами РФ срока действия трудового договора, заключенного на определенный срок или на определенный рейс;
2) расторжение трудового договора по инициативе судовладельца или члена экипажа судна по истечении срока, указанного в уведомлении, сделанном в соответствии с трудовым договором;
4) заболевание или травма, требующие лечения вне судна;
5) невозможность выполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении членов экипажа судна, предусмотренных законом или иными правовыми актами РФ либо трудовыми договорами, вследствие банкротства, продажи судна или изменения государства регистрации судна;
6) направление судна без согласия членов экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности;
7) истечение определенного коллективным договором максимального срока работы члена экипажа на борту судна.
Репатриация по желанию члена экипажа судна осуществляется в государство, в котором он проживает, в порт, в котором он был принят на работу на судно или который указан в коллективном договоре, либо в любой другой пункт, указанный при найме члена экипажа судна.
Судовладелец обязан организовать надлежащую и быструю репатриацию. Репатриация осуществляется воздушным транспортом.
Расходы по репатриации несет судовладелец. Они включают в себя следующее:
- проезд члена экипажа судна к месту репатриации;
- питание и проживание члена экипажа судна с момента, когда он покидает судно, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации;
- лечение члена экипажа судна, если это необходимо, до тех пор, пока он по состоянию здоровья не будет годен для переезда к месту репатриации;
- провоз 30 килограммов багажа члена экипажа судна до места репатриации;
- заработная плата и пособие с момента, когда член экипажа покидает судно, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации, если это предусмотрено коллективным договором.
В случае если причины, вызвавшие репатриацию, возникли по вине члена экипажа судна при исполнении им трудовых обязанностей, судовладелец имеет право на возмещение расходов на репатриацию в соответствии с законодательством РФ о труде.
В случае гибели имущества члена экипажа судна или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном судовладелец обязан возместить члену экипажа судна причиненный ущерб. Однако не подлежит возмещению ущерб, причиненный имуществу члена экипажа судна, виновного в происшествии с судном.
Согласно ст. 60 КТМ РФ судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна:
- безопасные условия труда;
- охрану их здоровья;
- наличие спасательных средств;
- бесперебойное снабжение продовольствием и водой;
- наличие надлежащих помещений: кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов и помещений для отдыха;
- культурно-бытовое обслуживание.
Кроме того, судовладелец обязан страховать: заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию; жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.
В отраслевых тарифных соглашениях предусматривается также обязанность судовладельца обеспечивать безопасность условий и охрану труда работников, внедрять новые безопасные технологии, оборудование и механизмы, планомерно приводить производство в соответствие с действующими правилами и нормами охраны труда. Судовладелец обеспечивает членов экипажа спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, своевременное пополнение судовых аптечек необходимыми лекарствами и перевязочными материалами, по рекомендации врачей при неотложных показаниях принимает меры для приобретения лекарственных препаратов, необходимых для лечения моряков, заболевших в рейсах (в том числе за иностранную валюту).
УТВЕРЖДЕНЫ
Министерством транспорта
18 марта 1998 года
ТРЕБОВАНИЯ
к услугам по найму и трудоустройству российских моряков
на суда под иностранным флагом
1. Общие положения
Требования определяют критерии соответствия услуг по найму и трудоустройству моряков международным конвенциям и устанавливают стандарты в деятельности российских организаций по найму и трудоустройству моряков.
Требования разработаны Службой морского флота Министерства транспорта Российской Федерации с учетом предложений Союза российских судовладельцев, профсоюзных организаций российских моряков, Ассоциации компаний по подбору, обучению, найму и трудоустройству моряков и закрытого внешнеэкономического акционерного общества "Совбункер".
2. Требования разработаны на основе следующих международных и национальных нормативно-правовых документов:
- Конвенции Международной морской организации (ИМО) 1978/95 годов "О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты";
- Международного стандарта ИСО 9002-94 "Системы качества - модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании";
- Международного стандарта ИСО 9004-2, "Общее руководство качеством и элементы системы качества" - Часть 2: "Руководящие указания по услугам";
- Положения о паспорте моряка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.97 N 1508 и Инструкции по применению Положения о паспорте моряка, утвержденной совместным приказом Минтранса России и Минсельхозпрода России в 1998 году.
3. Организации по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом, прошедшие сертификацию на соответствие оказываемых ими услуг по найму и трудоустройству моряков международным требованиям и получившие при этом сертификат соответствия, получают право работы с морскими администрациями портов, находящимися в ведении Службы морского флота Минтранса России, по вопросам оформления паспортов моряка и судовых ролей.
4. Изменения и дополнения в настоящие Требования вносятся Службой морского флота Минтранса России и также являются неотъемлемой частью Системы добровольной сертификации услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом.
II. Определения
В Требованиях применяются следующие термины и определения.
Организация по найму и трудоустройству моряков - организация вне зависимости от формы собственности, на законном основании занимающаяся наймом и (или) трудоустройством граждан Российской Федерации на суда под иностранным флагом, услуги которой сертифицированы на соответствие международным конвенциям о найме и трудоустройстве моряков и международным стандартам в этой области.
Трудоустройство моряков - деятельность организации по найму и трудоустройству моряков (далее - организации) по подбору и направлению моряков, удовлетворяющих всем требованиям судовладельца, в его распоряжение без делегирования организации права управления экипажем судна и выплаты заработной платы.
Наем моряков - деятельность организации по оформлению трудовых отношений моряка с судовладельцем, при которой судовладельцем делегировано данной организации право управления экипажем и расчета его по заработной плате.
Моряк - любое лицо, имеющее российское гражданство и отвечающее условиям, требуемым для трудоустройства или получения работы в любом качестве на борту морского судна, кроме военного судна.
Услуга - результат взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя (MC ISO-9004.2.).
Процедуры - задокументированные правила, провозглашенные организацией для покрытия всех аспектов деятельности, связанных с трудоустройством.
Наем и трудоустройство моряка - совокупность деятельности, направленной на предоставление услуг, связанных с поиском рабочего места на судне, с процедурами отбора, оформления и обеспечения выполнения договорных обязательств по предоставленной услуге.
Агентский договор - документ, определяющий условия деятельности организации, в рамках которых она осуществляет предоставление услуг по найму и трудоустройству моряков, в обмен на оговоренное финансовое вознаграждение со стороны судовладельца.
Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством услуг.
III. Требования к услугам по найму и трудоустройству моряков на суда
под иностранным флагом
5. Услуги, предоставляемые организациями по найму и трудоустройству российских моряков, должны соответствовать требованиям, изложенным в четырех основных блоках:
- требования к организационной структуре, организации работы и ресурсам организации, влияющие на качество предоставляемых услуг;
- требования к уровню квалификации персонала организации и порядку работы с ним;
- требования к профессиональной подготовке, компетентности и состоянию здоровья моряков, трудоустраиваемых на суда под иностранным флагом;
- требования по социальной защищенности моряков и членов их семей.
6. Требования к организационной структуре, организации работы и ресурсам организации, влияющие на качество предоставляемых услуг.
6.1. Организацией заключен договор с судовладельцем или его агентом на менеджмент команды судна и (или) трудоустройство моряков, отвечающий следующим требованиям:
а) договор составлен на английском и русском языках, причем оба варианта договора имеют одинаковую силу. Терминология и язык договора ясны и понятны для обеих сторон;
б) договор включает в себя финансовые аспекты, процедуру отчетности и бухгалтерскую систему, порядок прекращения действия договора, процедуры на случай невыполнения, арбитраж и главенствующее законодательство, гарантии от убытков, ответственность и форс-мажор, а также официальную процедуру связи;
в) в договоре ясно определены обязанности и ответственность судовладельца или его агента, включая размер выплачиваемого организации вознаграждения;
г) ничто в договоре не содержит нарушений и противоречий с действующими международными и национальными правовыми актами и коллективными договорами;
д) подписанию контрактов и договоров предшествует анализ их содержания в целях достижения:
- достаточной полноты и понятности требований судовладельца и организации в применяемых терминах;
- полного отражения требований судовладельца и организации;
- возможности рассмотрения и решения любых возникающих новых вопросов;
- возможности освобождения от обязательств в рамках данного договора или контракта.
6.2. Руководство организации декларацией о намерениях подтверждает выполнение ею международных требований в области найма и трудоустройства моряков и настоящих Требований.
6.3. Организационная структура организации предусматривает такую систему ответственности, управления и взаимоотношений персонала, которая обеспечивает требуемое качество предоставляемых услуг и контроль за качеством этих услуг.
6.4. Организация имеет необходимые ресурсы, позволяющие эффективно выполнять установленные процедуры и осуществлять контроль за их исполнением. Назначено должностное лицо, имеющее властные полномочия по обеспечению качества предоставляемых организацией услуг требованиям международных конвенций о найме и трудоустройстве моряков и настоящих Требований. Создана и эффективно функционирует система контроля за качеством услуг.
6.5. Организация располагает достаточными ресурсами для администрирования моряков, направляемых для работы в составе экипажей судов под иностранным флагом:
- оформляются, ведутся и в дальнейшем хранятся личные дела трудоустроенных моряков;
- все претенденты на работу проходят соответствующее тестирование и (или) собеседование и инструктаж;
- трудоустроенным морякам организуется визовая поддержка и проезд к месту нахождения судов.
6.6. Ведется реестр моряков, нанятых или трудоустроенных организацией, открытый для проверки компетентным органом.
6.7. В организации создана база данных о трудоустроенных моряках и моряках, ищущих работу, которая должна включать следующую информацию, но не ограничиваться ею:
- предшествующая трудовая деятельность;
-личные данные, касающиеся трудовой деятельности;
- сведения о состоянии здоровья и вакцинациях.
Хранение данной информации организовано с учетом права на невмешательство в личную жизнь и защиты конфиденциальности.
6.8. Ведутся списки экипажей судов, для которых организацией подбираются моряки.
6.9. Введен порядок рассмотрения случаев некомпетентности или нарушения дисциплины, соответствующий международным правовым нормам, национальному законодательству и коллективным договорам.
6.10. Приняты необходимые меры, обеспечивающие, чтобы по мере практической возможности дипломы, свидетельства о квалификации и медицинские справки, предоставляемые моряками при найме на работу, были действительны и не приобретены обманным путем. При необходимости проводится проверка сведений о трудовой деятельности моряков.
6.11. Бухгалтерский учет и отчетность соответствуют требованиям российского законодательства.
6.12. Установлен надлежащий контроль за документооборотом и информацией, имеющей отношение к предоставляемым услугам по найму и трудоустройству моряков. Имеются все необходимые для деятельности организации нормативные акты (конвенции, рекомендации, кодексы, правила и т.д.).
6.13. В целях обеспечения контроля выполнения организацией установленных требований в области найма и трудоустройства моряков отработана и функционирует система документирования:
- определен порядок классификации, учета, хранения и уничтожения документов, имеющих отношение к услугам по найму и трудоустройству моряков;
- определены и выполняются сроки хранения документов, имеющих отношение к услугам по найму и трудоустройству моряков. Организовано хранение компьютерной информации;
- документирование отражает поставленные задачи и полученные результаты.
6.14. Организация признает, что эффективная связь на всех уровнях имеет важное значение в достижении качества услуг по найму и трудоустройству моряков.
Определены и функционируют линии связи в рамках берегового управленческого звена, между организацией и судовладельцем (его агентом), включая выходные, праздничные дни и нерабочее время, обеспечивающие получение информации относительно направленного на судно экипажа.
7. Требования к уровню квалификации персонала организации и к порядку работы с ним.
7.1. Аппарат управления и персонал организации имеет достаточный уровень квалификации и профессиональной подготовки, включающий в себя знания в области морского транспорта, соответствующих международных морских нормативных актов в области найма и трудоустройства моряков, условий труда и социальной защиты моряков, требований к уровню их профессиональной подготовки и компетентности.
Перечень нормативно-правовых документов, знание которых обязательно для персонала организаций, определяется Службой морского флота.
7.2. Установлены и соблюдаются процедуры отбора, найма и обучения персонала организации, при которых:
- определены минимальные требования к квалификации и опыту работы персонала;
- имеется должностная инструкция для каждого сотрудника;
- уровень подготовленности и опыт работы сотрудников организации соответствуют должностям, которые они занимают. Все сотрудники ознакомлены и правильно понимают нормативные документы, касающиеся их должностных обязанностей;
- определен порядок оценки выполнения сотрудниками своих обязанностей;
- отработана система повышения квалификации сотрудников организации.
8. Требования к профессиональной подготовке, компетентности и состоянию здоровья моряков, трудоустраиваемых на суда под иностранным флагом.
8.1. Организация признает, что экипаж судна и его менеджмент является ключевым для успешной работы судна.
8.2. Организация в работе по подбору экипажей придерживается следующих принципов:
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. N 2033 "О случаях и порядке осуществления деятельности с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств"
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. N 2033 "О случаях и порядке осуществления деятельности с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств"
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
2. Утвердить прилагаемые Правила выдачи разрешения на осуществление с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа, а также подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, морских ресурсных исследований (за исключением сейсморазведочных работ), разведки (за исключением сейсморазведочных работ) и разработки минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации.
3. Установить, что суда, с использованием которых осуществляется деятельность, указанная в пункте 1 настоящего постановления, могут осуществлять плавание во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, за исключением запретных для плавания и временно опасных для плавания районов, в соответствии с разрешением, предусмотренным пунктом 1 настоящего постановления, после прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
4. Установить, что разрешения, выданные Федеральным агентством морского и речного транспорта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 г. N 504 "О деятельности, которая может осуществляться с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств", действуют до истечения срока, на который они были выданы.
5. Министерству транспорта Российской Федерации доложить в Правительство Российской Федерации до 1 июля 2021 г. о результатах анализа практики применения настоящего постановления.
6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 декабря 2020 г. N 2033
Правила
выдачи разрешения на осуществление с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа, а также подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, морских ресурсных исследований (за исключением сейсморазведочных работ), разведки (за исключением сейсморазведочных работ) и разработки минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации
1. Настоящие Правила устанавливают порядок выдачи заявителю разрешения на осуществление с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа, а также подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, морских ресурсных исследований (за исключением сейсморазведочных работ), разведки (за исключением сейсморазведочных работ) и разработки минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации (далее соответственно - каботаж, иная деятельность).
2. Разрешение на осуществление с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа и иной деятельности (далее - разрешение), выдается Федеральным агентством морского и речного транспорта по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации.
Для осуществления с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа разрешение выдается исключительно для однократной перевозки конкретного груза или буксировки конкретного объекта, а также перевозки пассажиров и их багажа между пунктом отправления и пунктом назначения. Указанные ограничения не применяются к плавающим под флагами иностранных государств судам, осуществляющим деятельность, связанную с обеспечением (в том числе снабжением, обслуживанием, перевозкой персонала) подъема затонувшего имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, а также морских ресурсных исследований, разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации.
4. Заявление должно содержать:
а) сведения о заявителе (идентификационный номер налогоплательщика, а также основной государственный регистрационный номер юридического лица (в случае, если заявителем является юридическое лицо Российской Федерации), сведения о филиале иностранного юридического лица (в случае, если заявителем является филиал иностранного юридического лица);
б) сведения о судне, плавающем под флагом иностранного государства, с указанием его названия, государства флага судна, номера Международной морской организации (при наличии), вида осуществляемых работ, идентификатора морской подвижной службы (при наличии);
в) сведения о судовладельце (название, номер Международной морской организации (при наличии), место регистрации, организационно-правовая форма, место нахождения, сведения о государственной регистрации, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, контактный телефон, адрес электронной почты, номер факса, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) и основной государственный регистрационный номер юридического лица (при наличии);
г) информацию о гражданстве членов экипажа судна, плавающего под флагом иностранного государства;
д) сведения о планируемом к перевозке грузе (номенклатура грузов, размер общей судовой партии и размер одной судовой партии в соответствии с договором на выполнение работ, класс опасности груза (если применимо) и (или) о буксируемом объекте (описание объекта, в отношении которого проводятся работы, связанные с буксирными операциями, подъемом затонувшего в море имущества, с указанием географических координат района выполнения работ);
е) сведения о проведенном заявителем анализе информации о наличии или об отсутствии соответствующих судов в реестре судов Российской Федерации для осуществления необходимых каботажа или иной деятельности;
ж) сведения о портах захода судов и пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых планируется осуществление пограничного, таможенного и иных видов контроля;
з) сведения о навигационном, исследовательском и радиотехническом оборудовании судна, плавающего под флагом иностранного государства.
5. К заявлению прилагаются:
а) копии судовых документов (копии свидетельств, выданных компетентным органом иностранного государства, подтверждающих право плавания под флагом иностранного государства и право собственности на судно, копия классификационного свидетельства (при наличии)), мерительного свидетельства, свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом и (или) свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (в случае, если на судно распространяется действие Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом и Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью);
б) копия технического задания (при наличии);
в) выписка из реестра лицензий на право осуществления деятельности по перевозке морским транспортом пассажиров, по перевозке морским транспортом опасных грузов, по осуществлению буксировок морским транспортом (если такая деятельность подлежит лицензированию), а также копии документов, подтверждающих соответствие судна, плавающего под флагом иностранного государства, требованиям технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" (за исключением плавучих платформ и морских подвижных буровых установок, осуществляющих разведку и разработку минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр).
6. Заявление и приложенные к нему документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил (далее - приложенные документы), направляются заявителем в Федеральное агентство морского и речного транспорта по почтовому адресу, номеру факсимильной связи или по адресу электронной почты, которые указаны на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
7. Федеральное агентство морского и речного транспорта принимает к рассмотрению заявление при наличии всех приложенных документов.
Заявление считается принятым к рассмотрению в день поступления в Федеральное агентство морского и речного транспорта, а если заявление поступило в выходной либо праздничный день - в первый рабочий день, следующий за этим выходным либо праздничным днем.
8. Федеральное агентство морского и речного транспорта не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия заявления к рассмотрению, размещает информацию о поступившем заявлении на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта в сети "Интернет", а также направляет указанную информацию общероссийскому отраслевому объединению работодателей-судовладельцев с одновременным направлением копии заявления в Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации. В Министерство обороны Российской Федерации также направляются копии приложенных документов.
9. Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет проверку полноты сведений, указанных в заявлении и приложенных документах, а также достоверности указанных в заявлении сведений на предмет:
б) регистрации судна, заявленного для выполнения каботажа или иной деятельности, в одном из реестров судов Российской Федерации в течение последних 5 лет до дня обращения за разрешением;
в) возможности осуществления указанными в заявлении судами каботажа или иной деятельности, исходя из требований безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов и (или) технических и эксплуатационных характеристик, определенных в приложенных к заявлению копий судовых документов и техническом задании;
г) наличия в отношении заявленного судна утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности или паспорта обеспечения транспортной безопасности, разработанных и представленных в Федеральное агентство морского и речного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности;
д) открытия портов для захода иностранных судов по маршруту следования указанного в заявлении судна при осуществлении каботажа и (или) портов в районе осуществления иных видов деятельности, в которые планируется заход этого судна.
10. В случае если от Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации в течение 15 рабочих дней со дня направления копии заявления не поступила информация о том, что осуществление каботажа или иной деятельности с использованием указанного в заявлении судна противоречит интересам безопасности и обороны Российской Федерации, разрешение считается согласованным.
12. В разрешении указывается срок его действия. Разрешение выдается на срок не более одного года с соблюдением ограничений, установленных пунктом 2 настоящих Правил.
13. Решение о выдаче разрешения принимается в течение 25 рабочих дней со дня принятия заявления к рассмотрению и оформляется распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта, которое в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения направляется заявителю по электронной почте и (или) на бумажном носителе.
Информация о принятом решении о выдаче разрешения размещается на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта в сети "Интернет" в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения.
14. Федеральное агентство морского и речного транспорта принимает решение об отказе в выдаче разрешения по следующим основаниям:
в) суда для выполнения каботажа или иной деятельности, в отношении которых поступило заявление, не соответствуют требованиям безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов и (или) не способны осуществить указанные в заявлении каботаж или иную деятельность по своим техническим и эксплуатационным характеристикам, исходя из приложенных документов;
г) хотя бы один из портов по маршруту следования судна при осуществлении каботажа и (или) портов в районе осуществления иной деятельности, в которые планируется заход судов, плавающих под флагами иностранных государств, не объявлен открытым для захода иностранных судов в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 5 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
д) осуществление указанных в заявлении каботажа или иной деятельности с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, в соответствии с информацией Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации противоречит интересам безопасности и обороны Российской Федерации.
15. Отказ в выдаче разрешения по основаниям, не указанным в пункте 14 настоящих Правил, не допускается.
16. Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в течение 25 рабочих дней со дня принятия заявления к рассмотрению и направляется заявителю по электронной почте и (или) на бумажном носителе с обоснованием отказа в выдаче разрешения в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения.
Информация о решении об отказе в выдаче разрешения в течение 2 рабочих со дня его принятия размещается на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта в сети "Интернет".
Заявитель имеет право подать жалобу на принятое по заявлению решение.
Обзор документа
Правительство установило новые правила выдачи разрешения на проведение с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, отдельных видов работ во внутренних морских водах и территориальном море РФ. Речь идет о каботаже, подъеме затонувшего имущества, о гидротехнических, подводно-технических и других подобных работах. Это также морские ресурсные исследования (кроме сейсморазведочных работ), разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ.
Разрешение выдается Росморречфлотом по согласованию с ФСБ и Минобороны.
Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует в течение 6 лет.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Автор статьи
Читайте также:
- Пленум верховного суда о процессуальных сроках 2020
- Неопределенность правовой нормы конституционный суд
- Досудебный порядок финансовый уполномоченный с 1 января 2021
- В 1995 году предметом рассмотрения конституционного суда рф стала норма федерального закона
- Срок принудительного лечения психически больного по решению суда