Кто из ученых впервые ввел термин судебная психология

Обновлено: 25.04.2024

1.1. История развития юридической психологии.

Юридическая психология– наука о функционировании психики человека, вовлеченного в правовые отношения. В сферу ее внимания попадает все богатство психических явлений: психические процессы и состояния, индивидуально-психологические особенности личности, мотивы и ценности, социально-психологические закономерности поведения людей, но все эти явления рассматриваются только в ситуациях правового взаимодействия.

Юридическая психология возникла как ответ на запросы юристов-практиков, по сути, это прикладная наука, призванная помогать юристу искать ответы на интересующие его вопросы. Не являясь самостоятельной теоретической дисциплиной, она не имеет собственной методологии – ее принципы и методы являются общепсихологическими. Юридическая психология носит междисциплинарный характер. Так как юридическая психология возникла и развивалась на стыке психологических и правовых знаний, она имеет отношение как к общей психологии, так и к юридическим наукам. Эта наука сравнительно молода, ей около двухсот лет. Но примечателен тот факт, что это направление возникло практически одновременно с психологией: психология и юридическая психология весь путь развития прошли «рука об руку».

Сам термин «психология» начал появляться в философской литературе уже в ХVII–ХVIII вв. и означал науку о душе, умение понимать душу человека, его устремления и поступки. В ХIХ в. психология покидает лоно философии и выделяется в самостоятельную отрасль знания, приобретая несколько иной – естественно-научный – оттенок. Официальной датой рождения психологии традиционно считают 1879 г. – в этом году немецкий психолог и философ В. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. Именно введение строгого, контролируемого эксперимента обозначило становление психологии как науки.

Конец ХVIII – начало ХIХ вв. отмечены ростом интереса ученых и общественников к проблеме человека. Принципы гуманизма (от лат. humаnitа– человечность), ведущего в то время философского течения, подтолкнули революционеров к созданию первой в Европе «Декларации прав человека и гражданина». Победа Великой французской революции (1789–1794) и принятие в 1789 г. нового законодательства положили начало активному внедрению юридической психологии в судебную практику.

В это время зародилась антропологическая школа права, уделявшая особое внимание «человеческому фактору». Появились труды К. Экартсгаузена («О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений», 1792), И. Шауманна («Мысли о криминальной психологии», 1792), И. Гофбауэра («Психология в ее основных применениях к судебной жизни», 1808), И. Фредрейха («Систематическое руководство по судебной психологии», 1835).

Более полувека спустя подобный процесс начался и в России. Судебная реформа 1864 г. подготовила благотворную почву для использования психологического знания юристами-практиками. Введение принципов состязательности судебного процесса и равенства сторон обвинения и защиты, независимости судей и подчинения их только закону, независимой от государства свободной адвокатуры, суда присяжных позволили шире использовать практические психологические приемы.

Выходят труды Б.Л. Спасовича «Уголовное право» (1863), насыщенное психологическими данными, А.А. Фреза «Очерки судебной психологии» (1874), Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям». В дореволюционной России юридическая, или как тогда говорили, судебная, психология развивалась достаточно мощно. Возможностью пользоваться психологическими приемами на судебных процессах заинтересовались А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Б.Л. Спасович, А.И. Урусов.

Русский юрист, общественный деятель и выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони внес значительный вклад в развитие юридической психологии. Его труды «Свидетели на суде» (1909), «Память и внимание» (1922), а также курс лекций «О преступных типах» затрагивали проблемы взаимодействия участников следственного и судебного процессов, поведения свидетелей в зале суда, влияния речи судьи на суде на ход судебного разбирательства, феномен «общественного пристрастия» суда присяжных. Знание как теории, так и практической стороны дела придавало его работам особую ценность.

В 1912 г. в Германии проходит юридический конгресс, на котором юридическая психология обретает официальный статус в качестве необходимой составляющей первоначального образования юристов. Интересно и то, что, пока Запад решал вопрос о востребованности новой науки юристами, в Московском университете уже в 1906–1912 гг. читался курс «Уголовная психология».

Послереволюционный период оказался достаточно благоприятным для дальнейшего развития отечественной психологии. В это время активно трудились российские психологи и психофизиологи В.М. Бехтерев, В.П. Сербский, П.И. Коваленко, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия. Отечественная наука во многом опережала зарубежную.

Значимое место отводилось и юридической психологии – необходимо было быстро наводить порядок в новом государстве: бороться с бандами, повсеместно орудовавшими в послевоенные годы, обеспечивать безопасность на улицах городов, воспитывать и перевоспитывать малолетних беспризорников. В 1925 г. в Москве был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. Он стал первым в мире специализированным криминологическим институтом. Отдельные кабинеты и лаборатории по изучению преступности открывались и в ряде периферийных городов – Ленинграде, Саратове, Казани, Харькове, Баку.

На Западе же в это время выходят работы Ч. Ломброзо, Г. Гросса, П. Кауфмана, Ф. Вульфена. Активно развиваются психоаналитическая теория и учение бихевиористов.

Сокрушительный удар по социальным и гуманитарным дисциплинам нанесли репрессии 1930-х гг. Не избежала этой участи и психология – были закрыты важнейшие лаборатории и исследовательские центры, подверглись репрессии многие видные ученые. Психология, в том числе и юридическая, была фактически подчинена педагогике. Полностью прекратились все психологические исследования, находящиеся на стыке с юриспруденцией. Такое положение дел установилось на долгий срок, и только оттепель 1960-х гг. изменила его к лучшему.

С развитием космонавтики, техники, деятельности полярных экспедиций психология постепенно начала обретать статус самостоятельной и значимой дисциплины. Дала знать о себе и социология – в виде массовых статистических опросов и публицистических размышлений. Важным моментом стал 1964 г. – дата принятия специального постановления Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) «О дальнейшем развитии юридической науки и улучшении юридического образования в стране». В составе НИИ прокуратуры был открыт отдел психологии, а уже в 1965 г. в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был введен курс «Психология (общая и судебная)». Стали разворачиваться прикладные психологические исследования для обеспечения целей правоохранительной, правоприменительной и профилактической деятельности. Дальнейшее осмысление теоретических и методологических проблем пришлось на конец 1960 – начало 1970-х гг.: появились первые крупные работы по юридической психологии А.Р. Ратинова, А.В. Дулова, В.Л. Васильева, А.Д. Глоточкина, В.Ф. Пирожкова.

На протяжении последующих двадцати лет положение юридической психологии было относительно стабильным: активное сотрудничество психологов и юристов принесло немалые плоды. Следующий удар по отечественной науке нанес экономический кризис конца 1980 – начала 1990-х гг.

После «второй русской революции» наступил новый этап развития: начали возрождаться лаборатории и исследовательские центры, открываться кафедры, издаваться книги. Стали вводиться штатные места психологов в районных отделениях милиции, следственных изоляторах, местах отбытия наказания. Новый статус обрела судебная психологическая экспертиза.

В настоящий момент открываются новые направления совместной работы юристов и психологов: осознана необходимость обеспечения специальным психологическим знанием работы оперативно-следственных групп, следователей, прокуроров и судей, создания центров психологической помощи потерпевшим. К новым, экспериментальным направлениям можно отнести введение института ювенальной юстиции, требующее введения в работу правоохранительных органов новых психологических структур: специализированного телефона доверия для подростков при отделениях милиции, групп воспитателей и психологов нового поколения в детских исправительно-трудовых учреждениях.

Что из перечисленного не является подразделом юридической психологии?
- Специальная психология.

В каком году в юридических вузах страны было введено преподавание общей и судебной психологии?
- 1966 г.

Что из перечисленного не относится к ведущим задачам юридической психологии?
- Нет верного ответа.

Кто из ученых в первые ввел термин "юридическая психология"?
- Э.Клапаред.

В каком году был создан Психоневрологический институт?
- 1907г.

Кто из перечисленных ученых рассматривал нарушение социального шаблона как преступление, а социальную реакцию на него как наказание?
- А.П.Сорокин.

Что такое пенитенциарная психология?
- раздел, занимающийся проблемами психологической эффективности различных видов уголовного наказания, психологией осужденных и отбывающих наказание, а также разработкой программ психологической помощи лицам, преступивших закон.

Какое название носил издаваемый в 1903-1906г. в Лейпциге специальный психологический журнал?
- Доклады по психологии показаний.

Кто из ученых указывал на возможность научиться преступному поведению при помощи использования в реальном обществе психологических механизмов "подражания" и "научения"?
- Г.Тард.

В каком городе в 1925г. в первые был создан Государственный иститут по изучению преступности и преступника?
- Москва

На какое направление традиционно ориентирована судебная психология в Италии?
- Клиническое направление.

Кому из ученых принадлежит концепция "психология права"?
- Л.И.Петражицкий.

Кто является автором френологической теории?
- Ф.Галль.

Что из перечисленного можно обозначить как объект изучения юридической психологии?
-личность.

Какое название носила монография Дж.Говарда в которой активно осваивались идеи улучшения содержания заключенных и соблюдения их прав?
- Состояние тюрем в Англии и Уэльсе.

Кто из ученых создал "утилитарную теорию причин преступности"?
- И.Бентам.

В каком городе была создана первая монография по судебной психологии?
- Казань.

Кто из ученых обратил внимание исследователей на необходимость использования комплексного подхода к изучению преступного человека, в том числе с учетом генеалогической наследственности, влияние воспитания, среды жизни и особенности генезиса самой психики?
- В.М.Бехтеров.

Что из перечисленного изучает психологическая виктимология?
- Особенности личности и поведение жертвы преступления.

Что из перечисленного не относится к конструктивным стратегиям поведения?
- вытеснение проблемы из сознания.

Что такое скрибо-терапия?
- консультирование по переписке.

Какой принцип социального обслуживания предполагает приоритет заботливого, внимательного, участливого отношения к личности?
- принцип гуманности.

Что из перечисленного не относится к основным принципам социального обслуживания?
- нет верного ответа.

Что из перечисленного относится к задачам социальной службы?
- все ответы верны.

Что является основой коммуникативной компетентности?
- социальный интеллект.

Какая модель развивается как элемент движения за равенство прав человека, поскольку ответственность за социальные изменения в этом случае перекладывается на самого клиента, восстанавливающего свой потенциал с помощью социального работника?
- социально-радикальная.

Что из перечисленного не относится к правилам социального консультирования?
- невключенность клиента в процесс консультирования.

На каком уровне принимаются такие нормативно-правовые документы как Гражданский, Семейный, Трудовой и другие кодексы?
- федеральный.

В чем суть дискуссионной терапии?
- решение проблемы через ее активное обсуждение в кругу заинтересованных лиц с возможностью свободного высказывания собственного мнения и его аргументированного обоснования.

Что из перечисленного является первым этапом посреднической деятельности социального работника?
- диагностика социальной ситуации личности.

Какие принципы, разработанные М.Ричмонд, впоследствии были принятые за основу этического кодекса социального работника?
- принципы ментальной гигиены.

Основы какой школы заложила теоретическая деятельность М.Ричмонд?
-диагностическая школа.

Какой из перечисленных ученых является идеологом функциональной школы социальной работы?
- О.Ранк.

Что из перечисленного не относится к особенностям административного метода?
- отложенный эффект.

К какой модели социальной работы может быть отнесен следующий постулат: "анализируя поведенческие реакции клиента, крайне важно учитывать его восприятие и интерпретацию представлений об окружающем мире и уделять большое значение рассмотрению специфики поведения клиента в так называемых первичных по отношению к нму группах"?
- экзистенциальная модель.

В чем заключается принцип максимизации социальных ресурсов?
- рациональное, грамотное использование имеющих ресурсов, нахождение возможности привлечения дополнительных материальных, организационных, финансовых ресурсов из различных источников.

Какая из перечисленных теорий базируется на положении, что воспитание является составной частью процесса социального становления человека как сознательного целенаправленного воздействия на индивида, социальную группу со стороны субъектов воспитательной деятельности, ставящих своей целью выработку у воспитуемых определенных социальных качеств?
- социально-педагогическая.

Что из перечисленного не относится к числу наиболее распространенных технологий на основе ролевой теории?
- ролевая дискуссия.

В чем заключается принцип адресности?
- оказание социальных услуг должно быть произведено в соответствии с нуждами и потребностями конкретного индивида, а не по принципу его принадлежности к определенной группе населения.

Что из перечисленного не относится к ведущим принципам проведения политики интеграции?
- конфиденциальность информации о принимаемых решениях в области государственной политики содействия интеграции.

Какое второе название имеет такая модель интеграции модель как модель "плавильного котла"?
- ассимиляционная модель.

Что из перечисленного не относится к социально-экономическим принципам миграции?
- религиозное паломничество.

Что собой представляет маятниковая миграция?
- перемещение людей по относительно стабильным маршрутам, предполагающее возвращение на прежнее место жительства.

Как называется раздельное существование и развитие культурных групп?
- сегрегация.

Что из перечисленного относится к финансовому направлению практической социальной работы с мигрантами?
- представление финансовой помощи на основе принципа индивидуального подхода в каждой конкретной ситуации.

Что из перечисленного не относится к организаторской функции социальной работы с мигрантами?
- координация деятельности государственных и негосударственных учреждений.

Что из перечисленного относится к приоритетным задачам политики в области содействия интеграции мигрантов?
- все ответы верны.

Сколько в среднем составляет срок "приживаемости" мигрантов?
- 10 лет.

Кем была разработана теория относительной депривации?
- Т.Гурр.

Что такое социокультурная адаптация?
- способность эффективно взаимодействовать с новым культурным окружением, связанная с приобретением социальных навыков, соответствующих новой культурной среде, которые в результате позволяют эффективно решать социально-культурные проблемы в повседневной жизни.

Какую из перечисленных стратегий адаптации в новой культуре не выделяет С.Бочнер?
- аккультурация.

Что из перечисленного не относится к направлениям, входящим в состав практической социальной работы с мигрантами?
- организационное.

Кто из ученых ввел понятие "культурного шока"?
- К.Оберг.

Какая стратегия с точки зрения С.Бочнера соответствует ассимиляции?
- переход.

Как называется отказ от собственных культурных норм и ценностей и добровольное или вынужденное принятие норм и ценностей другой культуры вплоть до полного в ней растворения?
- ассимиляция.

Что из перечисленного не относится к причинам миграции?
- психологические причины.

Что из перечисленного не осуществляется в рамках социального направления практической социальной работы?
- психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации.

Что такое миграция?
- перемещение, переселение людей, связанное с изменением места пребывания и проживания сроком не менее чем на шесть месяцев, детерминированное различными причинами социального и природного характера.

Что из перечисленного относится к неблагоприятным социальным последствиям миграции?
- рост общественной напряженности.

Что происходит в 3-й фазе переживания безработными сложившейся жизненной ситуации?
- значительное ухудшение состояния.

Что из перечисленного влияет на степень маргинальности?
- все ответы верны

Какое направление предполагает повышение самооценки, коррекцию представлений человека о самом себе?
- когнитивное

Какой фактор, обуславливающий возникновение безработицы как социального явления, особую значимость приобретает в развивающих странах?
- несоответствие между населением страны и уровнем национального производства.

какая фаза наступает после 6-7 месяцев отсутствия работы?
- 3.

Что из перечисленного не относится к направлениям, целью которых является мобильная перестройка поведения, изменение иерархии ценностей, пересмотр жизненных сценариев?
- системный.

Что из перечисленных не относится к особенностям государственной услуги?
- однократность обращения за требующейся государственной услугой.

Для каких стран характерна циклическая безработица?
- для стран, которые переживают общий экономический спад.

Что из перечисленного не относится к особенностям формального подхода?
- фиксированное время на прием специалистом посетителя ( ищущего работу или безработного).

Что из перечисленного относится к причинам безработицы?
- все ответы верны.

Характерной чертой какого вида безработицы является то, что работу ищут уже специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации?
- фрикционная.

Что из перечисленного можно отнести к положительным последствиям безработицы?
- увеличение способности адаптироваться к новым сложным жизненым условиям.

Какой вид безработицы связан в первую очередь с естественными тенденциями в миграции рабочей силы?
- фрикционная.

Какой подход базируется на предположении, что все безработные, не устроившиеся на работу при наличии любых вакансий, просто не хотят работать?
- формальный.

Что представляет собой синдром "выученной беспомощности"?
- делегирование ответственности за решение проблем своей профессиональной занятости различными социальными институтами.

Что из перечисленного не относится к объективным показателям степени маргинальности?
- повышение или понижение своего социально-профессионального статуса, преобладание пессимизма или оптимизма в оценке перспектив.

Какое направление предполагает повышение активности человека, актуализацию потребности в работе, в самопознании и саморазвитии?
- мотивационное.

Что из перечисленного может быть результатом предоставления государственной услуги?
- все ответы верны.

Какой из перечисленных факторов влечет за собой возникновение структурной безработицы?
- существенные изменения в экономике и структуре общественного производства.

Сколько длится 2-ая фаза переживания безработными сложившейся жизненной ситуации?
- 3-4 месяца.

Что из перечисленного не относится к типологии Ф.Гизе?
- старик- оптимист.

Какое направление предполагает защиту интересов старых людей, признанных недееспособными, от их имени для оказания необходимой помощи?
- представительство.

Что из перечисленного нельзя отнести к типичным личностным проявлениям пожилого человека?
- повышение интереса ко всему новому.

Что из перечисленного можно отнести к услугам, оказываемым на дому?
- все ответы верны.

В рамках какой теории старения рассматривается как неизбежное взаимное отдаление или разъединение, которое ведет к минимизации взаимодействия между стареющей личностью и другими индивидами в той же социальной системе?
- теория разъединения.

В чем заключается принцип социального реагирования?
- в пересмотре социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышением минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.

Какой возраст в геронтологии считается границей перехода из "третьего" в "четвертый" возраст?
- 75-80 лет.

Какую теорию называют "теорией освобождения"?
- теорию разъединения.

Какая теория представляет старость как состояние девиантности?
- теория наименования.

В рамках какой теории предполагается, что когда пожилые люди расстаются со своими привычными ролями, их мучает ощущения утраты и чувство своей ненужности в обществе?
- теория активности.

Какому из ученых принадлежит разработка теории разъединения?
- Э.Каминз.

Что из перечисленного можно отнести к числу наиболее часто встречающихся причин, по которым люди попадают в дома-интернаты?
- все ответы верны.

К какой группе принципов относится обеспечение своевременным уходом и защитой со стороны общественных организаций?
- уход.

Какие факторы влияют на темп и динамику старения?
- все ответы верны.

Какова частота посещаемости социальным работником своих подопечных?
- не менее 2-3 раз в неделю.

Что из перечисленного не относится к социальному обслуживанию и обеспечению пожилых людей?
- нет верного ответа.

Что из перечисленного не относится к постулатам группы принципов "независимости"?
- обеспечение возможности создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста.

Что такое "пенсионная болезнь"?
- состояние, при котором трудившийся на протяжении всей жизни индивид после ухода на пенсию начинает тяготиться своим новым положением.

Над какой категории лиц не может быть установлено попечительство?
- над несовершеннолетними лицами в возрасте от 10-ти до 15-ти лет, которые остались бес попечения родителей.

Какие психологические черты могут сформироваться у индивида при желании, но отсутствии у него возможности продолжать трудовую деятельность?
- развитие чувства неуверенности.

Инвалиды какой группы характеризуются как трудоспособные в щадящих условиях труда?
инвалиды III группы.

Что из перечисленного осуществляется на восстановительном этапе реабилитации?
- предотвращение формирования психических нарушений.

Какие черты не входя в психологический портрет родителей детей-инвалидов?
- увеличение социальных контактов.

В чем заключается предотвращение явления госпитализма?
- в нивелировании индивидуальных особенностей личности в итоге нахождения пациента в общих однообразных условиях стационара.

Что из перечисленного не относится к направлениям, осуществляемым в рамках медико-социально-педагогического патронажа?
-все ответы верны.

Какие вопросы не отражены в Декларации ООН "О правах инвалидов"?
- нет верного ответа.

На какой срок разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида?
- на 1 год.

На каком этапе реабилитации происходит предотвращение явления госпитализма?
-восстановительном.

В каком веке в Европе впервые возникают больничные учреждения, выполняющие функции домов призрения и оказывающие духовную помощь калекам и увечным?
-в IX в.

Что из перечисленного не входит в задачи социального работника?
- психологическое консультирование.

Какой уровень компенсации заключается в приспособлении к имеющемся нарушению?
- низкий.

Какой закон определяет полномочия органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов и раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы?
- "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

До какого возраста инвалиду может быть установлена категория "ребенок-инвалид"?
- лицам в возрасте до 18 лет.

Что из перечисленного не входит в обязанности органов медико-социальной экспертизы?
- выдача психологических заключений.

В каком законе сформулированы основные принципы социального обслуживания инвалидов в РФ?
- "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Какой тип воспитания характеризуется тем, что родители, недопонимая сложившейся ситуации, пытаются компенсировать свое негативное или пассивное отношение к ребенку подчеркнутой заботой о его здоровье и материальном благополучии?
- эмоциональное отвержение.

На каком этапе реабилитация проходит во вне больничных условиях?
- реабилитационном.

Сколько врачей-специалистов должно входить в состав бюро медико-социальной экспертизы?
- 3.

На каком этапе реабилитации основными методами являются психосоциальные методы воздействия, стимулирующие социальную активность больных?
- реадаптационном.

Что из перечисленного относится к классификации инвалидов по происхождению инвалидности?
- инвалиды с детства.

Первоначально вопросы психологии применительно к задачам судопроизводства излагались в работах по судебной медицине и только впоследствии начала самостоятельно разрабатываться юридическая психология.

Во 2 половине 19 века под влиянием экспертов-психологов стала развиваться криминалистическая психология. Заметную роль сыграли труды итальянского тюремного психиатра Чезаре Ламбразо. В своей теории он считал, что преступное поведение считается разновидностью психопатологии. Это привело к тому, что психология – часть судебной психиатрии.

В начале 20 века предмет криминалистической психологии получил свое окончательное оформление в научных трудах немецких исследователей. Основоположник криминалистики Ганс Гросс в книге «Криминалистическая психология» впервые ввел термин «судебная психология», рассматривая ее как прикладную отрасль общей психологии. Он разделил судебную психологию на большие группы:

1) субъективная – психологическая деятельность судьи

2) объективная – деятельность остальных участников процесса + свидетелей и обвиняемого
В 50-60гг. возрастает интерес к проблемам юридической психологии и появляется много научных исследований на эту тему.

В России психология как наука начала зарождаться в 18 веке, но развития она не получила. После судебной реформы в 1864г. возникает необходимость изучения психологических проблем, которые появились в деятельности суда и следственных органов. Появляются работы, посвященные применению психологических знаний в уголовном судопроизводстве. Выходят монографии по судебной психологии, появляются работы, которые подвергают критике теорию Ламбразо. В результате в работах некоторых русских ученых начала 20 века психика преступника начала рассматриваться как психопатия – состояние, близкое к психическому заболеванию. В целом развитие судебной психологии происходит по следующим направлениям:
1) исследования в области криминальной психологии под влиянием теории Ламбразо (Бехтерев). После октябрьской революции результаты исследований затрагивают стороны использования данных психики в судопроизводстве и исправительной деятельности. В 1918г. в Петрограде по предложению Бехтерева был создан институт по изучению мозга и психической деятельности.
2) исследование психики свидетельских показаний (Кони). В работах этого периода активно исследуется личность преступника и судебная психология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знаний. В Минске создается криминально-психический кабинет, в котором было несколько секций, в частности секция криминальной психологии и психиатрии. В 1930г. прошел 1 всесоюзный съезд по изучению психологии.

3) судебная практика психических экспертиз.

Начались психические исследования различных профессоров с целью установления психической пригодности, профессиональной ориентации при выборе профессии, особенности деятельности следователя и его профессиограммы.

4) 60-70гг. В 60г. профессор Ратинов предложил новое название – юридическая психология, которая в 1969г. была включена в перечень научных специальностей.
В его рамках появляется ряд исследований по судебной психологии, психологии допроса, исправительной психологии. Данные работы оказали положительное влияние на многие последующие публикации в данной области и на учебники и учебные пособия по судебной психологии (Васильева В.Л., Дулова, Еникеева М.И., Шиханцов).

В 71 году под руководством Ратейного была проведена всесоюзная конференция, стала функционировать секция судебной психологии. В составе Академии МВД в 74г. была организована кафедра психологии, в НИИ общей и судебной психологии создана психическая лаборатория.

В 77г. было издано первое методическое пособие по судебно-психологической экспертизе для служебного пользования (Коченов).

Как наука юридическая психология появилась в начале XX в. под названием психология следственной деятельности, или судебная психология. В конце 1960-х гг. ее было предложено переименовать в юридическую психологию, так как со временем вопросы, которые изучает эта наука, стали касаться не только следственной и судебной деятельности, но и тех областей знаний, которыми занимаются в более узком плане криминология (профилактика преступности), виктимология (изучение и типирование жертв преступлений) и т. п.

Сфера интересов юридической психологии направлена не только на пути и способы выявления преступников и психологическое обоснование мотивов их деяний, но и на выявление причин и условий, способствующих преступной деятельности, профилактике преступлений и правонарушений среди населения, что невозможно сделать без отличного знания и понимания психологии людей.

Юридическая психология основывается как на общих психологических и биологических знаниях, так и на узком спектре юридических наук, поскольку представляет собой тесное сплетение психологии и юриспруденции. Как психологическая наука юридическая психология рассматривает все изучаемые вопросы с точки зрения психологии, как юридическая наука она имеет предметом изучения правовые аспекты.

Можно дать определение: юридическая психология изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности.

Любому специалисту, работающему в области юриспруденции, знание психологии необходимо как для того, чтобы понять сущность базовых уголовно-правовых категорий, к числу которых относятся мотив, цель преступления и личность самого преступника, так и для того, чтобы работать с максимальной отдачей и пользой для общества. Структура юридической психологии определяется кругом изучаемых ею проблем, которые относятся к области правового регулирования.

Крупными разделами юридической психологии являются психология: правовая, криминальная, уголовного судопроизводства, судебной деятельности, исправительная, гражданско-правового регулирования.

Юридическая психология носит интегративный характер, так как находится на стыке юриспруденции и психологии. В состав юридической психологии входят правовая психология, которая занимается изучением правовой социальной регуляции поведения человека и психологией правосознания; криминальная психология, направленная на изучение всех психологических аспектов совершения преступления; психология уголовного судопроизводства, разрабатывающая вопросы психологии следственных действий и производства судебно-психологической экспертизы; психология судебной деятельности, рассматривающая аспекты психологии уголовного судопроизводства; исправительная психология, занятая вопросами психологии осужденных и психологическими аспектами реабилитации освобожденных лиц; психология гражданско-правового регулирования, рассматривающая аспекты психологии гражданского судопроизводства.

Основой предмета юридической психологии являются существующие взаимосвязи, явления и механизмы, характерные для преломления правовых норм в социуме в целом и в сознании каждого конкретного человека. Предметом юридической психологии являются психологические аспекты деятельности юридических, государственных, хозяйственных органов и общественных организаций, а также правовые аспекты образа жизни и поведения граждан и социальных групп.

2. Система и методы юридической психологии.

Юр психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:

*правовая психология, изучающая право как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;

*криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;

*психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;

*психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений; *исправительная психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, психологии осужденных к лишению свободы я социальной адаптации освобожденных;

* психология гражданско-правового регулирования — состоит из психологии гражданских правоотношений и психологических особенностей организации судебного рассмотрения гражданских дел

Юридическая психология изучает характерные для социальной психологии массовидные явления (общественные, коллективные, групповые цели, интересы, запросы, мотивы, мнения, нормы поведения, обычаи и традиции, настроения и т. п.); межгрупповые, межличностные, личностно-групповые взаимоотношения; личностные социально-психологические явления. Для их адекватного понимания юридическая психология использует стандартные исследовательские методы: структурный анализ, структурно-генетический анализ, естественный эксперимент, беседу, изучение гражданских и уголовных дел, биографический метод, обобщение независимых характеристик, изучение отдельного случая.

Метод структурного анализа является общим методом, направленным на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом феномене; в юридической психологии он применяется для разработки личности преступника.

Метод структурно-генетического анализа предполагает доскональное исследование возникновения и развития изучаемого объекта; таковым объектом может быть как преступник, так и совершенное им преступление.

Метод естественного эксперимента предполагает погружение исследуемого лица в условия эксперимента, которые данное лицо воспринимает как реально происходящее событие; при расследовании уголовных дел для этого используется метод следственного эксперимента.

Метод беседы предполагает доверительное общение с изучаемым лицом путем косвенных вопросов; используется как для допросов участников судебного процесса, так и для опросов свидетелей на месте происшествия.

Метод изучения гражданских и уголовных дел, следственных и судебных ошибок применяется для полного и скрупулезного изучения личности преступника, жертвы, свидетелей.

Биографический метод предполагает изучение личности исследуемого лица по его биографии и принадлежащим ему документам.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает изучение характеристик (служебных, творческих и т. п.) для психологически обоснованных выводов о личности изучаемого лица.

Метод изучения отдельного случая предполагает углубленное изучение какого-то социально-психологического явления на конкретном примере.

Юридическая психология – наука о функционировании психики человека, вовлеченного в правовые отношения. В сферу ее внимания попадает все богатство психических явлений: психические процессы и состояния, индивидуально-психологические особенности личности, мотивы и ценности, социально-психологические закономерности поведения людей, но все эти явления рассматриваются только в ситуациях правового взаимодействия.

Юридическая психология возникла как ответ на запросы юристов-практиков, по сути, это прикладная наука, призванная помогать юристу искать ответы на интересующие его вопросы. Не являясь самостоятельной теоретической дисциплиной, она не имеет собственной методологии – ее принципы и методы являются общепсихологическими. Юридическая психология носит междисциплинарный характер. Так как юридическая психология возникла и развивалась на стыке психологических и правовых знаний, она имеет отношение как к общей психологии, так и к юридическим наукам. Эта наука сравнительно молода, ей около двухсот лет.

Предмет. В эту совокупность включаются или в перспективе включатся психология личности в праве, психология правового поведения, психология деятельности юридических органов и полномочных лиц, наделенных правами и обязанностями, личность юриста и др. В то же время в предмете с помощью системного подхода можно выделить психологические составляющие – процессы, состояние, явления, деятельность, поведение личности, общение и т, д. или юридические – правоспособность, дееспособность, вменяемость, вину, умысел, мотив и т. п.

Ранняя история юридической психологии.

Как большинство новых наук, возникших на стыке различных отраслей знания, юридическая психология на первых этапах своего развития не была самостоятельной и не располагала специальными кадрами. Относящиеся к этой дисциплине вопросы пытались решать отдельные психологи, юристы и ученые, специализировавшиеся в других областях знании. Начальный этап развития связан с необходимостью обращения правовых наук к психологии для разрешения специфических задач, которые не могли быть решены традиционными методами правоведения. Юридическая психология, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному исследованию.

Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма, был М.М. Щербатов (1733 -1790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условно - досрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

Представляют интерес и работы И.Т. Посошкова (1652-1726), в которых давались психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей, классификация преступников, затрагивались и некоторые другие вопросы.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника обусловило необходимость обращения к психологии для научного их обоснования. Над этим в начале XIX века в России работали В.К. Елпатьевский, П.Д. Лодий, Л.С. Гордиенко, X. Штельцер и др.

Однако сама психология, носившая в то время метафизический, умозрительный характер, не могла даже в союзе с уголовным правом разработать достаточно обоснованные критерии и методы изучения человеческой личности.

Значительное количество работ по юридической психологии появилось в России в третьей четверти XIX в. Это работы И.С. Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения», К.Я. Яновича-Яневского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», А.У. Фрезе «Очерк судебной психологии», Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые другие.

В указанных работах высказывались мысли о чисто прагматическом использовании психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов. Так, И.С. Баршев писал, что если судья не знает психологии, то это будет «суд не над живыми существами, а над трупами».

Попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений сделана в работах немецких ученых И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридриха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835).

Психологические вопросы оценки свидетельских показаний занимали и выдающегося французского ученого-математика Пьера Симона Лапласа. В «Опытах философии теории вероятностей», изданной во Франции в 1814 г., П.С. Лаплас делает попытку дать материалистическую интерпретацию вопроса надежности судебных решений. Он считал, что вероятность того, что данное показание соответствует действительности, слагается:

из вероятностей самого события, о котором повествует свидетель;

из вероятности четырех гипотез в отношении допрашиваемого:

а) свидетель не ошибается и не лжет;

б) свидетель не лжет, но ошибается;

в) свидетель не ошибается, но лжет;

г) свидетель и лжет, и ошибается.

Лаплас понимал, насколько трудно оценить правдивость или ложность показаний свидетелей из-за большого числа сопровождающих обстоятельств, но считал, что суд в своих суждениях опирается не на математическую достоверность, а лишь на вероятность. Но, тем не менее, схема Лапласа интересна, как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний.

История юридической психологии в XX столетии.

Конец XIX — начало XXв. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж.. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и др., которые, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий. Для своего времени эти работы были, безусловно, прогрессивным явлением.

Солидный статистический анализ различных аномальных проявлений (преступности, самоубийств, проституции) за определенный исторический отрезок, проведенный, в частности, Жаном Кетле, Эмилем Дюркгеймом, показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в период войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что убедительно опровергало теорию «врожденного» преступника, указывая на социальные корни этого явления.

Эти факты нашли свое отражение, в частности, в ряде социально-психологических теорий преступности американских социальных психологов этого периода — Р. Мертона, Ж. Старленда, Д. Матса, Т. Сайкса, Э. Глюка и др. В работах этих авторов представлены многообразные подходы к объяснению природы делинквентного (субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия) поведения за счет различных социально-психологических феноменов и механизмов, регулирующих взаимодействие и поведение людей в группе. Характерная черта многих социально-психологических теорий преступности — отсутствие методологической платформы, игнорирование социально-экономической детерминированности преступности и других негативных социальных явлений.

Отличительная особенность современного криминологического знания — это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, социологами, психологами, медиками.

Это, в свою очередь, позволяет подходить к практике предупреждения преступлений комплексно. Немалую роль при этом играет психолого-педагогическое обеспечение правоохранительной, превентивной и пенитенциарной деятельности соответствующих социальных институтов.

Современные биологизаторские криминологические теории далеко не так наивно, как Ломброзо, объясняют природу преступного поведения. Они строят свою аргументацию на достижениях современных наук: генетики, психологии, психоанализа. Так, например, одной из сенсаций 1970-х гг. было открытие так называемого синдрома Клайнфельтера: хромосомные нарушения типа 74XVV при нормальном наборе хромосом у мужчин среди преступников встречаются в 36 раз чаще.

Была проведена также проверка гипотезы, согласно которой хромосомные аномалии чаще встречаются не у всех преступников, а, прежде всего среди лиц высокого роста. Американский национальный центр психического здоровья в 1970 году опубликовал доклад, включающий обзор 45 исследований предполагаемой связи хромосомных аномалий с преступностью. Всего было исследовано 5342 преступника, при этом специально была подобрана группа лиц высокого роста, что якобы чаще всего связано с агрессивным поведением при хромосомных нарушениях. Среди этих лиц у 2 % были обнаружены хромосомные нарушения, среди преступников любого роста — 0,7 %, среди контрольной группы законопослушных граждан, которая составляла 327 человек, — 0,1 %. По существу, это исследование установило некоторую минимальную связь хромосомных аномалий не столько с преступностью, сколько с душевными заболеваниями.

На Международной конференции во Франции в 1972 г. исследователи разных стран высказали единодушное мнение, что зависимость между генными нарушениями и преступностью не подтверждается статистически.

Таким образом, теория хромосомных аномалий, как когда-то и антропологическая теория преступности, при более тщательном изучении не нашла своего подтверждения и была подвергнута серьезной обоснованной критике.

Поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникает, по мнению фрейдистов и неофрейдистов, в результате того, что по различным причинам не получают реализации отдельные неосознаваемые врожденные влечения, что и вызывает агрессию. В качестве таких неосознаваемых врожденных влечений 3. Фрейд рассматривал либидо, А. Адлер — стремление к власти, к превосходству над другими, Э. Фромм — влечение к разрушению.

Очевидно, что в таком случае агрессивность неизбежно должна возникать у любого человека с врожденными, сильно выраженными неосознаваемыми влечениями, которые далеко не всегда способны реализоваться в жизни и потому находят свой выход в деструктивном поведении.

Однако последующие исследователи агрессивности и ее природы, как за рубежом, так и у нас в стране (А. Бандура, Д. Бергковец, А. Басс, Э. Квятковская-Тохович, С.Н. Ениколопов и др.) существенно изменили точку зрения на природу агрессии и на ее выражение.

Все большая роль в природе агрессии отводится социальным прижизненно действующим факторам. Так, А.. Бандура считает, что агрессия — результат искаженного процесса социализации, в частности результат злоупотребления родителей наказаниями, жестоким отношением к детям.. А. Бергковец указывает, что между объективной ситуацией и агрессивным поведением человека всегда выступают две опосредующие причины: готовность к агрессии (злость) и интерпретация данной ситуации.

Индивидуальные психосоматические и половозрастные особенности, а также связанные с ними отклонения (отставание в умственном развитии, нервно-психическая и соматическая патология, кризисные возрастные периоды развития и т.д.) рассматриваются как психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые способны затруднять социальную адаптацию индивида, отнюдь не являясь при этом причиной преступного поведения.

Сюда можно отнести теорию «социальной аномалии» Р. Мертона, которая построена на гипотезе об отмирании, отпадении норм морали при делинквентном поведении (социология преступности); теорию «нейтрализации» Д. Матса и Т. Сайкса, которые считают, что преступник в целом разделяет общепринятые нормы морали, но оправдывает свое преступное поведение.

В 1925 году в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течение первых пяти лет существования этим институтом было опубликовано значительное количество работ по юридической психологии. Специальные кабинеты по изучению преступника и преступности были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Киеве, Харькове, Минске, Баку и других городах.

Одновременно велись исследования по психологии свидетельских показаний, по психологической экспертизе и некоторым другим проблемам.

Интересные исследования провел психолог А.Р. Лурия в лаборатории экспериментальной психологии, созданной в 1927 году при Московской губернской прокуратуре. Он изучал возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования преступлений и сформулировал принципы работы прибора, который впоследствии получил наименование «разоблачителя лжи» (лай-детектор).

Значительный вклад в развитие юридической психологии того времени внесли такие известные специалисты, как В. М. Бехтерев и А. Ф. Кони.

Юристы и психологи настойчиво искали новые формы борьбы с преступностью. Новый общественный строй видел в преступнике, прежде всего человека. Этот гуманистический принцип, положенный в основу советского законодательного регулирования вопросов доказывания, естественно, усиливал интерес к психологическим особенностям людей, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства, вводил психологию в круг проблем, изучение которых было важно для успешного расследования преступлений.

Сущность судебно-психологических изысканий того периода известный отечественный психолог А. В. Петровский охарактеризовал следующим образом: «В 20-е гг. "судебная психология" — это авторитетная и обширная область науки, имеющая предметом изучения психологические предпосылки преступления, быт и психологию различных групп преступников, психологию свидетельских показаний и судебно-психологическую экспертизу, психологию заключенного (тюремная психология) и т. п.».

В те годы были переведены на русский язык и изданы труды западных ученых: Г. Гросса, О. Липпмана, Э. Штерна, М. Геринга, Г. Мюнстерберга, А. Гельвига.

В 1922 г. А. Ф. Кони опубликовал брошюру «Память и внимание», в которой излагались проблемы свидетельских показаний. А.Р. Лурия в ряде своих исследований подверг специальному психологическому анализу сущность свидетельских показаний. Много внимания уделял вопросам психологии свидетельских показаний известный судебный психолог А. Е. Брусиловский. Следует особо остановиться на исследованиях А..С. Тагера, немало сделавшего для судебной психологии вообще и для психологии свидетельских показаний в особенности. Он считал, что уголовный процесс — это подлинный исследовательский процесс и что формирование и изучение научных основ его предпосылок не может не дать значительного материала для законотворчества.

Семнадцатого декабря 1928 г. А..С. Тагер выступил на совете Психологического института с докладом «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии». Совместно с А. Е. Брусиловским, С. В. Познышевым, С. Г. Геллерштейном он принимал активное участие в работе I Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (М., 1930). Съезд имел специальную секцию по судебной психологии, где обсуждались различные вопросы изучения психологических проблем, касающихся борьбы с преступностью.

Были заслушаны доклады А. С. Тагера «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии» и А. Е. Брусиловского «Основные проблемы психологии подсудимого в уголовном процессе».

В Московском государственном институте экспериментальной психологии (ныне Институт психологии РАН) А. С. Тагер возглавлял экспериментальные работы по психологии свидетельских показаний. Он составил программу исследований, которая охватывала формирование показаний свидетелей от процесса восприятия фактов и явлений в различных ситуациях до их процессуального закрепления. Тагер искал формы исследований, раскрывающие особенности формирования показаний с учетом психологических навыков свидетелей, зависящих от профессии, возраста, эмоциональных состояний и т.д.

Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии внесли В. В. Романов, М. И. Еникеев: первый — в сфере внедрения юридической психологии в сферу военной юстиции, а второй — в области организации преподавания этой дисциплины в московских вузах.

В июне 1989 г. в Ленинграде на базе ИПК прокурорско-следственных работников был организован Всесоюзный семинар-совещание преподавателей юридической психологии. Его участники рассмотрели и утвердили предложенную в докладе проф. В.Л. Васильева программу вузовского курса предмета «Юридическая психология». В соответствии с этой программой В. Л. Васильевым был создан учебник «Юридическая психология».

Такова, в самых общих чертах, история зарождения и развития юридической психологии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: