Беспилотные воздушные суда до 30кг это

Обновлено: 18.04.2024

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в последнее время используются все чаще для разного вида работ от любительской и коммерческой аэрофотосъемки до мониторинга и доставки. Количество дронов на рынке растет. И сегодня их можно буквально считать повседневным приобретением наравне с автомобилем или мобильными телефонами. Когда число квадрокоптеров стало измеряться тысячами, возникла необходимость в регулировании полетов. На использование летательных аппаратов распространяются авиационные правила, о чем мы упоминали в материалах ранее. Сегодня к нам поступает многочисленные вопросы о том, как правильно регистрировать беспилотник, где можно их использовать, а также куда обращаться за получением соответствующих документов. Отвечаем на каждый из них.

Планирую приобрести беспилотник для съемки и путешествий. Какой аппарат мне купить?

Вы можете купить любой беспилотный летательный аппарат. Далее его индивидуальные технические характеристики будут влиять на то, какие документы будет необходимо получить. Согласно Воздушному кодексу РФ, дроны делятся на тяжелые и легкие, исходя из максимальной взлетной массы аппарата и целей использования. По массе беспилотники делятся на те, которые весят до 30 кг включительно и на те, которые весят более 30 кг. По цели — для личного использования и коммерческого, в том числе применения БПЛА в промышленных работах.

Если вы планируете съемку для себя и не хотите возиться с оформлением дрона, советуем приобрести DJI Mini 2. Это маленький беспилотник весом всего 249 граммов и его можно не регистрировать для использования. При этом вы должны помнить, что правила по полетам на него распространяются также, как и на другие модели. Другой более интересный вариант DJI Air 2S — квадрокоптер с отличными летными возможностями и высоким качеством съемки.


Какие документы нужны для регистрации дрона? Куда обращаться?

Если беспилотный летательный аппарат весит более 250 граммов и менее 30 кг, вам необходимы:

  • разрешение на использование воздушного пространства (ИВП);
  • полис страхования гражданской ответственности;
  • свидетельство о постановке на учет беспилотного воздушного судна.

Если беспилотный летательный аппарат весит 30 кг, вам необходимы:

  • свидетельство о государственной регистрации/учете беспилотного воздушного судна (БВС);
  • разрешение на использование воздушного пространства (ИВП);
  • полис страхования гражданской ответственности;
  • сертификат летной годности;
  • свидетельство внешнего пилота.

Для постановки БВС на учет владельцу дрона необходимо подать заявление с приложением данных об устройстве и фотографии одним из следующих способов:

Кому: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Куда: 125993, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2

  1. Самостоятельно через отделение МФЦ, которые есть практически в каждом муниципальном образовании в Москве и регионах. Срок предоставления услуги составляет 20 рабочих дней с даты поступления заявления.
  1. Самостоятельно на сайте Росавиации в разделе учета беспилотных воздушных средств или через курьерскую службу в Росавиацию.
  1. Самостоятельно через Единый портал государственных услуг

Образец заявления для подачи в авиарегуляторы можно скачать на сайтах. При регистрации онлайн воспользуйтесь следующими сервисами:

Разрешение на ИВП выдает Зональный центр Единой системы организации воздушного движения (ОРВД), их контакты есть на сайте Росавиации.

Что такое полис страхования гражданской ответственности? Для чего он нужен и можно ли его не оформлять?

Полис страхования гражданской ответственности покрывает расходы на случайные травмы или материальный ущерб в результате использования беспилотных летательных аппаратов. Это включает в себя телесные повреждения, инвалидность и даже смерть в результате крушения беспилотника. Кроме того, учитываются повреждения имущества, в том числе жилья и автомобилей, а также объектов, типа линий электропередач и газопроводов. Важно понимать, что БПЛА не осуществляет перевозку пассажиров, поэтому страховка относится к владельцу летательного аппарата, а также третьим лицам, которые пострадали из-за неосторожного использования устройства.

Дроны — это не только увлекательная “игрушка” для полетов и получения красивых кадров, но и также устройства повышенной опасности для окружающих. Неаккуратное использование летательных аппаратов может привести к серьезным травмам и увечьям, а также к повреждениям имущества в случае падения устройства. А еще все чаще люди обращаются по поводу незаконного “вторжения” дронов на частную территорию. Страховка покрывает и эти случаи.

Кроме того, в некоторых странах вам попросту не выдадут разрешение на использование и полеты с квадрокоптером, если у вас не окажется полиса страхования. Поэтому стоит или нет страховать свой летательный аппарат, решать вам. Мы рекомендуем сделать это, чтобы в дальнейшем не столкнуться с непредвиденными ситуациями.


На какую сумму мне, как владельцу дрона, нужно страховать свою ответственность?

В среднем лимит ответственности страхования составляет от 50 тыс. рублей до 1 миллиона. Минимальный размер страховой суммы рассчитывается из двух минимальных размером оплаты труда (МРОТ) в час на текущий момент страхования (сейчас сумма составляет 100 рублей) за 1 кг максимальной взлетной массы.

Минимальный размер страховой суммы — это два минимальных размера оплаты труда (МРОТ) в час на момент страхования (сейчас МРОТ за часовую работу составляет 100 рублей) за килограмм максимальной взлетной массы. Например, в Ингосстрах, согласно калькулятору страхования, покрытие на сумму от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей составляет от 800 рублей до 1,5 тыс. рублей.

Ранее Минтранс России внес предложение о фиксированной страховой сумме для беспилотных летательных аппаратов в размере 30 тыс. рублей для “легких” дронов. Если вес летательного аппарата превышает 30 кг, сумма рассчитывается из расчета 1 тыс. рублей за каждый килограмм сверх этой массы. Законопроект внесен на рассмотрение в правительство РФ.

Что нужно указывать в заявлении на регистрацию/учет БПЛА?

Сперва необходимо сфотографировать ваш беспилотный летательный аппарат. Фотография должна быть четкой, без искажений. Непосредственно в заявлении нужно указать технические характеристики устройства, в том числе наименование продукта (например, DJI Mavic 2 Pro), серийный номер, присвоенный квадрокоптеру производителем, количество двигателей и их вид, максимальную взлетную массу.

Если беспилотник собран вручную, тогда нужно дополнить заявление данными лица, разработавшего конструкцию. Далее в заявлении вы указываете свои личные данные: ФИО, дату и место рождения, серию и номер паспорта, дату выдачи документа, СНИЛС, адрес регистрации, номер телефона и адрес электронной почты. Если вы являетесь юридическим лицом или ИП — полное наименование компании (ФИО индивидуального предпринимателя), ОГРН, идентификационный налоговый номер, адрес регистрации.

Когда нужно подать заявление?

В течение 10 рабочих дней с момента покупки летательного аппарата или его ввоза в страну. Если вы собрали беспилотный летательный аппарат самостоятельно — перед первым взлетом.


У меня есть беспилотник. Хочу начать зарабатывать на фото- и видеосъемки с дрона. Что мне делать?

Аэрофотосъемка относится к коммерческому использованию беспилотных летательных аппаратов. Для этого вам необходимо получить сертификат эксплуатанта. Документ выдается в Росавиации после подачи соответствующего заявления.

Согласно ВК РФ, эксплуатантами воздушных судов могут быть только юридические лица или индивидуальные предприниматели. Коммерческая фотосъемка, если вы являетесь физическим лицом, незаконна.

Для получения сертификата эксплуатанта вам необходимо получить:

  • свидетельство о государственной регистрации/учете беспилотного воздушного судна (БВС);
  • руководство по производству полетов (РПП);
  • полис страхования гражданской ответственности;
  • сертификат летной годности;
  • свидетельство о квалификации внешнего пилота/пилотов.

Если речь о промышленном применении квадрокоптера, в том числе для геодезических, картографических работ, использования БПЛА для инспекций и мониторинга, для того потребуются разрешения Генерального штаба России и регионального УФСБ. Как представителю компании или производства, понадобятся лицензии на выполнение работ.

Я прошел курсы оператора БПЛА Skymec. Могу ли я получить документы, разрешающие коммерческое использование дрона?

Нет. Для использования квадрокоптера в коммерческих целях требуется специальный сертификат внешнего пилота. Документ выдается в Росавиации по итогам тестирования после прохождения квалификации внешнего пилота в специализированных авиационных учебных центрах.

Свидетельство пилота требуется для дронов “тяжелой” категории – весом более 30 кг. Если же вы планируете заниматься коммерческой деятельность или осуществлять фото- и видеосъемку с целью заработка, вам потребуется квалификация.

Могут ли мне отказать в регистрации?

Да, если предоставленные технические характеристики, указанные в заявлении, не соответствуют действительности или вы указали неверный серийный номер. В иных случаях отказов в регистрации зафиксировано не было.

Мне пришел ответ, подтверждающий регистрацию дрона. Можно ли им пользоваться?

Да, но перед первым полетом необходимо нанести учетный номер на корпус устройства. Основным требованием к этой надписи является отчетливо видимые символы, отсутствие ошибок и возможность считывание при визуальном контакте с устройством.


В городе запрещены полеты с дронами. Где найти данную информацию?

Согласно действующему законодательству, полеты с дроном допускаются только за пределами населенных пунктов, вдали от аэропортов и вертодромов, диспетчерских центров и охраняемых зон, военных объектов и тюрем. Стадионы, национальные парки и места массового скопления людей приравниваются к местам, ограниченным для полетов.

Как показывает практика, полеты над городом все же бывают, особенно в регионах. Для этого предусмотрено правило, которое гласит, что помимо разрешения на использование воздушного пространства нужно получить разрешение на полеты от органов местного самоуправления. Полеты в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе запрещены, согласно приказу Минтранса России № 254 от 24 июля 2020 года. Разрешение на полеты БПЛА и воздушных судов над этой территорией может быть выдано только в исключительных случаях. Они касаются выполнения оперативных заданий в интересах государства, проведения спасательных работ и работ по оказанию помощи при ЧС. Заявление для получения разрешения полета над столицей подается в Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы.

Могу ли я запустить дрон над своим домом/дачным участком?

Можете, но для этого также потребуется подать заявление, в котором следует указать, что беспилотник используется в личных целях для полетов над своей собственностью. Для таких полетов устанавливается особый режим: “местный” или “временный”. Это требуется для того, чтобы передать информацию в диспетчерскую о нахождении в воздушном пространстве летательного аппарата. Это также означает временное закрытие части воздушного пространства для других владельцев беспилотников в интересах владельца, который запросил соответствующее разрешение.

Заявку следует подавать за 3-5 дней в органы Единой системы ОРВД. Срок рассмотрения заявки от 3 до 7 дней.

Что мне грозит за использование дрона без разрешения на полет?

Сегодня штраф за полет БПЛА без учетного номера составляет от 2 до 5 тыс. рублей для физических лиц и от 250 до 300 тыс. рублей для юридических. Для должностных лиц сумма составляет от 25 до 30 тыс. рублей. Если управление беспилотным воздушном судном повлекло за собой причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека — лишение свободы на срок от одного года до пяти лет. Штрафы распространяются за использование как легких моделей дронов, так и тяжелых БВС.


Еще больше новостей и полезной информации вы найдете на наших страницах в социальных сетях:

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о вступлении в силу Постановления Правительства РФ от 25.05.2019 № 658 «Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации»[1] (далее – Правила).

Правила вступают в силу 27 сентября 2019 г. Они разработаны во исполнение п. 3.2 ст. 33 Воздушного кодекса РФ, согласно которому беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в РФ или произведенные в РФ, подлежат учету в порядке, установленном Правительством РФ.

Беспилотное воздушное судно - это воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого судна (внешним пилотом) (п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ).

Легальному термину «беспилотное воздушное судно» (сокращенно – БВС) соответствуют такие термины, как «беспилотный летательный аппарат» (сокращенно — БПЛА), «дрон» (от англ. «drone»), «мультикоптер» (летательный аппарат, построенный по вертолетной схеме, с тремя и более несущими винтами), «квадрокоптер» (летательный аппарат с четырьмя винтами) и др.

Главной задачей учета беспилотных гражданских воздушных судов является идентификация владельцев соответствующих воздушных судов в случае нарушения ими законодательства, регулирующего использование воздушного пространства РФ.

Беспилотники со взлетной массой более 30 кг подлежат уже не учету, а государственной регистрации, на них требования Правил не распространяются.

Требование Правил не распространяется и на беспилотники, временно ввозимые иностранными гражданами на территорию РФ в целях участия в спортивных мероприятиях по авиамодельному спорту.

Для постановки беспилотника на учет его владелец представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию) заявление о постановке на учет, содержащее сведения о беспилотнике и его фотографию. В заявлении, в том числе, указывается тип беспилотника, серийный номер (при наличии), количество установленных двигателей и их вид, а также сведения об изготовителе и владельце.

Для постановки на учет нескольких принадлежащих одному владельцу беспилотников одного типа (наименования) может предоставляться одно заявление с указанием в нем всех серийных номеров.

Заявление представляется в Росавиацию почтой или электронно с использованием портала Госуслуг или портала учета беспилотных воздушных судов.

Сроки подачи заявления:

  1. в случае приобретения беспилотника на территории РФ – в течение 10 рабочих дней со дня приобретения;
  2. в случае ввоза беспилотника в РФ – в течение 10 рабочих дней со дня ввоза;
  3. в случае самостоятельного изготовления беспилотника – до начала его использования для выполнения полетов в воздушном пространстве над территорией РФ, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на РФ;
  4. в отношении беспилотника, ввезенного в РФ или произведенного в РФ до 27.09.2019 – не позднее 30 дней с этой даты.

Заявление рассматривается в срок, не превышающий 10 рабочих дней, по результатам рассмотрения заявления информация о беспилотнике вносится Росавиацией в базу данных. Одновременно формируется учетная запись с присвоением беспилотнику учетного номера, который подлежит нанесению на элементы его конструкции до начала выполнения полетов.

О чем подумать, что сделать

Рекомендуем владельцам беспилотников с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг включительно представить в Росавиацию заявление о постановке беспилотника на учет в описанные выше сроки, получить учетный номер беспилотника и перед его первым полётом нанести этот номер на элементы его конструкции.

Статьей 11.5 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов. Управление воздушным судном, не поставленным на государственный учет, влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от 2 000 до 2 500 руб. или лишение права управления воздушным судном на срок до 1 года.

Допуск к полету такого воздушного судна влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 15 000 руб.

Помимо этого необходимо соблюдать положения Воздушного кодекса РФ и Федеральные правила использования воздушного пространства РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138), за нарушение которых предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Помощь консультантов

Команда межотраслевой группы «Правовое сопровождение цифровой экономики» юридической компании «Пепеляев Групп», состоящая из специалистов в области правового регулирования информационных технологий, интеллектуальной собственности и использования персональных данных, готова оказать полный спектр юридических услуг, связанных с любыми аспектами применения информационных технологий.

Наши эксперты участвуют в рабочих группах, образованных с участием представителей бизнеса и профильных ведомств, где готовятся предложения о совершенствовании нормативно-правовой базы с учетом происходящих технологических изменений.

12 февраля 2020 года вступили в силу изменения в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2020 г. № 74).

Теперь для выполнения визуального полета беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой до 30 кг при определенных условиях не требуется представлять план полета и получать разрешение на использование воздушного пространства. Для этого:

  • такой полет должен выполняться в пределах прямой видимости в светлое время суток,
  • а его высота должна быть менее 150 метров от поверхности земли или воды.

И еще одно важное условие – такие полеты должны проходить:

  • вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий;
  • на расстоянии не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Напомним, что беспилотники с максимальной взлетной массой от 250 г до 30 кг должны быть поставлены на учет (см. подробнее).

Документы по теме:

Правда, ответственность за их непостановку или несвоевременную постановку на учет не установлена.

Речь идет про воздушные суды с максимальной взлетной массой от 0,25 до 30 кг, ввезенных или произведенных в Российской Федерации.

Они будут действовать с 27 сентября.

По действующим ПДД участники дорожного движения, использующие электронные устройства передвижения, приравниваются к пешеходам.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС" (ИНН 7718013048, ОГРН 1027700495745). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Главный редактор: Игнаткина В.В.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Среди наиболее значимых поправок можно выделить переименование БПЛА на “беспилотное воздушное судно” (БВС), а также освобождение от получения спецразрешения у авиационных регуляторов на полеты БПЛА с максимальной взлетной массой до 30 килограммов. Об этом, и других поправках мы поговорим подробнее в нашем сегодняшнем материале.

Единое наименование

Пункт 2 закона о БПЛА исключает понятие «беспилотного летательного аппарата». Вместо этого летные суда будут называться единым именем «беспилотное воздушное судно» (БВС). Само понятие, однако, в Федеральные правила использования воздушного пространства не включено, но термин в тексте документа используется. А вот в пункте 49 «полеты беспилотных летательных аппаратов», согласно новому закону, заменяются словами “полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг)”. Здесь же отмечено, что пользователям квадрокоптеров больше не придется получать разрешение у органов местного самоуправления на полеты над территориями населенных пунктов БВС с максимальной взлетной массой менее 250 граммов.

Также вносится уточненная формулировка в понятие “воздушные суда”. Каждый пункт, где присутствует данный термин, дополняется словом “пилотируемые”.


Постановление Правительства РФ от 03.02.20 № 74 “О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ”

Кроме того, более четко сформулировано понятие “визуального полета беспилотного воздушного судна — полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном”.

Кому на Руси с БПЛА жить хорошо

Наиболее интересным и важным пунктом для всех любителей аэросъемки является внесение изменений в п. 52, который дополняется п. 52-1, который гласит:

“Дополнить пунктом 52-1 следующего содержания: 52-1. Положения пункта 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности:

вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом “О государственной охране”;

на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Разберем подробнее. Сразу бросается в глаза, что, согласно новому закону, БВС весом менее 30 килограммов явно получают больше прав и свобод на полеты. Так и есть, однако регистрировать воздушные суда все же придется. Единственным изменением является тот факт, что для таких дронов больше не придется составлять и согласовывать план полета для получения разрешения у контролирующих воздушные полеты органов. Никаких вообще документов на полеты не нужно, если ваш беспилотник весит менее 250 г. Правила и законы, регулирующие полет дрона, а также процедуру регистрации квадрокоптера мы описывали ранее в статье.

Во избежание проблем с законом, поправками вносятся правила осуществления полетов без специальных разрешающих полеты документов. Среди прочего, полет должен проходить в зоне прямой видимости в светлое время суток на высоте не более 150 метров от земли или водной поверхности, вне аэродромов (аэроузлов, вертодромов), в местах проведения публичных мероприятий, спортивных соревнований и другое.

Информации об использовании шлемов виртуальной реальности, в том числе FPV-очков, в поправках нет, поэтому их можно использовать, не нарушая прочих пунктов действующего законодательства.


Важно, что в поправки закона о БПЛА также вносится изменение в понятие “неконтролируемого аэродрома”, то есть аэродрома, на котором не предоставляется диспетчерское обслуживание. Таким образом, данные зоны являются запретными для полета в радиусе 5 километров, однако отслеживать их придется самому пилоту, без взаимодействия с диспетчерской службой в случае необходимости.


Стоит отметить, что отдельными пунктами на карте обозначаются наличие аэродромов и вертодромов. Летать в данных зонах можно строго на удалении не менее 5 километров от “красной зоны”. Без активации специального фильтра эти места обозначены специальными цветными кругами, некоторые с буквой “Н” в середине круга.


В пункте “Специальные зоны” на карте отображаются прочие воздушные судна в данный момент на определенном участке. Это могут быть самолеты, вертолеты, и даже парапланы. Эти зоны являются воздушно-охраняемыми, а значит полеты квадрокоптеров там запрещены. Заранее следует узнать, если в городе планируется массовое мероприятие. Для полета над такой зоной требуется специальное разрешение на ИВП. Также на сайте Министерства спорта РФ можно изучить календарь спортивных мероприятий, чтобы случайно не оказаться живой мишенью для органов безопасности.


Не стоит забывать, что запрещены полеты над охраняемыми природными зонами и над частной собственностью. Нарушение последнего пункта влечет за собой уголовную ответственность. Изучить запретные зоны для полета можно также на сайте dji.


Среди прочего, изменения вносятся в пункт 56.1, который гласит “Применение лазеров и изделий на основе лазеров в направлении осуществляющих руление, взлет, посадку и полет пилотируемых воздушных судов запрещается, за исключением лазерных излучателей, входящих в состав оборудования, применяемого в целях обеспечения полетов пилотируемых воздушных судов”.

Напомним, что во время торжественных мероприятий с использованием салютов и фейерверков высотой более 50 метров использование дронов может осуществляться только со специальным разрешением контролирующего органа.

Личный фактор на корабле – командир!

Интересным изменением в закон о БПЛА является также исключение данного абзаца из нами рассматриваемого пункта 52-1:

Ответственность за предотвращение столкновений воздушных беспилотных судов с пилотируемыми воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота”. В обновленной редакции закона данного пункта нет.

Таким образом, с одной стороны это усложняет процесс получения разрешения, с другой же стороны, составить план полета и собрать иные нормативные документы не составляет ни для кого труда. А если ваше судно весит менее 30 кг., то заморачиваться о таких формальностях не придется вовсе.

Наконец, пункт 114, как и в предыдущей редакции, отменяет необходимость получения разрешения на ИВП в случаях, предусмотренных в 52-1. Напомним, что разрешение на ИВП не придется получать, если взлетная масса вашего беспилотника составляет менее 250 граммов, также нет необходимости получать разрешение в случаях, указанных в пункте 52-1 и согласовывать план полета, если ваш БВС весит менее 30 кг.


В заключении стоит отметить, что новые поправки сильно облегчают жизнь пилотам, однако закона никто не отменял, и нужно внимательно относится к таким мелочам, как регистрация дрона, в том числе в случае приобретения новой рамы или корпуса для вашего дрона. Но, опять-таки, полную комплектацию никто не будет проверять. Главное правильно выбрать место и не подниматься выше указанной законом нормы.

Внимательно изучите действующие поправки и смелее взлетайте!

Еще больше новостей и полезной информации вы найдете на наших страницах в социальных сетях:

Понятие беспилотного воздушного судна и квадрокоптера

Понятие беспилотного воздушного судна и квадрокоптера.

Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Беспилотное воздушное судно (БВС) - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

Квадрокоптер - летательный аппарат, построенный по вертолетной схеме, как правило, с четырьмя несущими винтами, является разновидностью БВС.

Требования воздушного законодательства в отношении полетов беспилотных воздушных судов (далее - БВС).

Полеты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физическое или юридическое лицо, планирующее осуществлять запуски БВС, должно быть наделено правом на осуществление такой деятельности, а также знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе БВС, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее - ФП ИВП).

Виды квадрокоптеров

Законодательно квадрокоптеры разделяются на три категории и два подвида в зависимости от веса и назначения квадрокоптера.

Значение для определения особенностей правового режима имеет максимальная взлетная масса квадрокоптера или иного БВС.

Выделяют три группы:

1) до 250 г. - такие БВС не подлежат государственной регистрации или учету;

2) от 250 г. до 30 кг - подлежат государственному учету. В эту категорию попадают большинство «бытовых» и «коммерческих» квадрокоптеров (иных БВС).

3) от 30 кг и более - подлежат государственной регистрации и в основном используются специализированными организациями, а также в армии.

На последние две категории БВС распространяется действие специальных авиационных правил по использованию воздушного пространства.

Правила использования квадрокоптера

Для использования квадрокоптера по назначению потребуется соблюдение ряда правил, а именно:

1. Постановка квадрокоптера (иное БВС) на государственный учет. Использование квадрокоптера допускается только при условии постановки БВС на государственный учет (госрегистрацию), если только исключение для конкретного типа БВС не установлено законом. В противном случае существует большая вероятность привлечения владельца к административной ответственности за использование БВС без прохождения госучета, а также предъявления, например, транспортной прокуратурой иска в суд о запрете полетов (использования) БВС.

Учетный номер БВС, присвоенный в порядке, установленном Правилами учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, подлежит нанесению на элементы конструкции беспилотного воздушного судна до начала выполнения им полетов.

2. Получение разрешения на использование воздушного пространства.

Для выполнения полетов БВС установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства в котором выполняется полет БВС.

Разрешительный порядок использования воздушного пространства подразумевает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ЕС ОрВД) представленного плана полета воздушного судна, а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.

а) аэродром (место вылета) и время вылета;

б) маршрут с указанием последовательно значения диапазона высот полета и границы зоны полетов;

в) аэродром (место посадки) и общее расчетное истекшее время до окончания полета.

Помимо получения разрешения от центра ЕС ОрВД полеты БВС (за исключением полетов БВС с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг) над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

При необходимости использования запретных зон и зон ограничения полетов, утвержденных приказами Минтранса России от 24.07.2020г. № 254 «Об установлении запретных зон» и № 255 «Об установлении зон ограничения полетов», владельцем БВС потребуется получение разрешения от лиц, в интересах которых установлены такие зоны.

Эксплуатация БВС при отсутствии соответствующего разрешения может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 11.4 КоАП РФ.

3. Соблюдение правил выполнения авиационных работ.

В ряде случаев использование квадрокоптера (БВС) может приравниваться к выполнению авиационных работ, к которым предъявляются особые требования.

Так, проведение фото-, видео-, киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с помощью БВС относится к авиационным работам, а значит, требует соблюдения правил.

В частности, физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям. Для получения сертификата эксплуатант должен владеть БВС на праве собственности или ином законном основании.

Контроль использования беспилотных воздушных судов.

Функциями контроля соблюдения использования беспилотных воздушных судов наделены в Удмуртской Республике:

- Уральское межрегиональное территориальное управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта в границах Екатеринбургской зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации;

- Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта в границах Самарской зон Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (также наделено полномочиями лицензионного контроля, проведение инспекций гражданских воздушных судов, аттестации авиационного персонала гражданской авиации и другими полномочиями).

Получить консультацию по вопросам использования беспилотных воздушных судов можно:

ПАМЯТКА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ БВС

1. Необходимо всегда держать БВС в пределах его визуальной видимости.

2. Убедитесь, что район запуска БВС свободен для полетов.

3. Проверяйте исправность своего БВС перед каждым полетом. Планируйте полет заранее и учитесь у других.

4. Внимательно изучайте требования и инструкции производителя БВС.

5. Необходимо всегда держаться на большом расстоянии (исключать полеты) в районах аэродромов, вертодромов, посадочных площадок.

6. Как только Вы запускаете БВС, Вы становитесь внешним пилотом. Следовательно, Вы несете ответственность за предотвращение опасных сближений и безопасность полетов.

7. Для выполнения коммерческих перевозок или работ требуется получение специального разрешения авиационных властей.

8. Запрещается:

выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, которые могут создавать опасности для других;

летать над людьми, сооружениями или транспортными средствами;

приближаться ближе, чем на 50 метров к людям, сооружениям или транспортным средствам;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: