Кто должен обеспечить разработку оценки уязвимости и плана охраны судна оспс

Обновлено: 25.04.2024

Основные документы: Глава XI-2 МК СОЛАС, Международный кодекс по охране судов и портовых средств
(приняты в декабре 2002 года резолюциями 1 и 2 на Конференции Договаривающихся правительств Конвенции СОЛАС-74 по охране на море);
Дата вступления в силу: в полном объёме с 1 июля 2004 года.
Статус: реализуется.

КОТОРЫЙ ПРИНЯЛ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКСПЛУАТАЦИЮ СУДНА
И СОГЛАСИЛСЯ ПРИНЯТЬ НА СЕБЯ ВСЕ ОБЯЗАННОСТИ И ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО МКУБ

Субъект применения МКУБ - компания .
В целях МКУБ под компанией понимается следующая организация или лицо:

НЕФТЯНЫЕ ТАНКЕРЫ, ТАНКЕРЫ-ХИМОВОЗЫ, ГАЗОВОЗЫ, НАВАЛОЧНЫЕ , ГРУЗОВЫЕ ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ СУДА
(валовой вместимостью от 500)

Признанные в области охраны организации:

ФБУ «СЛУЖБА МОРСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
ФАУ «РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА» (имеет поручения от различных администраций флагов в части освидетельствования судов)

Компания должна обеспечить:

- наличие на судне, попадающем под требования Главы XI-2 МК СОЛАС, Плана охраны судна, соответствующего требованиям Главы XI-2 МК СОЛАС и Части А Кодекса ОСПС (см. п. 9.4). План охраны судна должен быть разработан на основании ранее проведённой оценки охраны судна, в соответствии с п. 8 Части А МК ОСПС и утверждён признанной в области охраны организацией со стороны Администрации флага;
- наличие в компании лица, ответственного за охрану (ДЛК), прошедшего подготовку в соответствии с национальными и международными требованиями;
- наличие на судне лица командного состава, ответственного за охрану (ЛКС), прошедшего подготовку в соответствии с национальными и международными требованиями;
- наличие на судне Международного свидетельства об охране (временного или постоянного), выданного признанной организацией со стороны Администрации флага судна;
- наличие на судне судовой системы охранного оповещения, как это требуется Правилом 6 Главы XI-2 МК СОЛАС.




С момента вступления в силу МК ОСПС командой наших высококвалифицированных специалистов для различных администраций флагов, включая, кроме РФ, Панаму, Белиз, Маршалловы острова, Кипр, Камбоджа и других было разработано

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС ПО ОХРАНЕ СУДОВ И ПОРТОВЫХ СРЕДСТВ

ПРЕАМБУЛА

1 Дипломатическая конференция по охране на море, состоявшаяся в Лондоне в декабре 2002 года, приняла новые положения для включения в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 года и настоящий Кодекс с целью усиления охраны на море. Эти новые требования очерчивают международную структуру, с помощью которой возможно сотрудничество со стороны судов и портовых средств с целью обнаружения и предотвращения актов, угрожающих обеспечению охраны на морском транспорте.

2 После трагических событий 11 сентября 2001 года, на 22-й сессии Ассамблеи ИМО в ноябре 2001 года было единогласно принято решение выработать новые меры в отношении судов и портовых средств для принятия их в декабре 2002 года на Конференции Договаривающихся правительств Конвенции СОЛАС-74 (известной как Дипломатическая конференция по охране на море). Подготовка к Дипломатической конференции была поручена Комитету по безопасности на море (КБМ) Организации на основе документов, представленных государствами-членами, межправительственными, а так же неправительственными организациями, имеющими консультативный статус в ИМО.

3 КБМ, на своей первой внеочередной сессии, проходившей также в ноябре 2001 года, организовал Межсессионную рабочую группу по охране на море с целью ускорения разработки и принятия соответствующих мер. Первое заседание Межсессионной рабочей группы КБМ по охране на море состоялось в феврале 2002 года, результаты обсуждения были направлены на рассмотрение 75-й сессии КБМ в мае 2002 года, когда специальная Рабочая группа КБМ разработала далее эти предложения. На КБМ-75 был рассмотрен доклад этой Рабочей группы, и было рекомендовано продолжить работу в сентябре 2002 года на следующем заседании Межсессионной рабочей группы КБМ. На 76-й сессии КБМ были рассмотрены итоги сессии Межсессионной рабочей группы КБМ, заседавшей в сентябре 2002 года, итоги заседания, состоявшегося в декабре 2002 года, непосредственно перед Дипломатической конференцией, и заседания Рабочей группы КБМ в ходе КБМ-76. Была согласована окончательная версия предложенных текстов для рассмотрения на Дипломатической конференции.

4 Дипломатическая конференция (9-13 декабря 2002 года) приняла также поправки к существующим положениям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74), способствующие ускорению выполнения требования об оборудовании судов автоматическими идентификационными системами, и приняла новые правила для включения в главу XI-1 СОЛАС-74, касающиеся нанесения опознавательных номеров судов и необходимости иметь на судне Журнал непрерывной регистрации истории судна. Дипломатическая конференция приняла также несколько резолюций Конференции, включая резолюции, касающиеся внедрения и пересмотра Кодекса, технического сотрудничества и совместной работы с Международной организацией труда и Всемирной таможенной организацией. Было признано, что после завершения работы вышеупомянутых двух организаций может потребоваться пересмотр и внесение поправок в определенные новые положения, касающиеся охраны на море.

5 Положения главы ХI-2 Конвенции СОЛАС-74 и данного Кодекса применяются к судам и портовым средствам. Расширенное применение СОЛАС-74 в отношении портовых средств было согласовано на том основании, что в СОЛАС-74 имеются ускоренные меры, обеспечивающие скорейшее вступление в силу и результативность упомянутых положений по охране. Однако, далее было решено, что положения, касающиеся портовых средств, должны относиться только к взаимодействию судно/порт. А вопросы, касающиеся всей охраны портовых территорий, станут предметом дальнейшего обсуждения при проведении дальнейшей совместной работы Международной морской организации и Международной организации труда. Было также решено, что положения не должны распространяться на конкретные ответные действия при нападении или на какую-то бы то ни было необходимую деятельность после таких нападений.

6 При составлении проектов этих положений учтена необходимость обеспечить совместимость положений Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками, Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов (МКУБ) и гармонизированной системы освидетельствований и оформления свидетельств.

7 В положениях представлены значительные изменения в подходе международного морского сообщества к вопросу об охране на морском транспорте. Признается, что эти положения могут оказаться значительным дополнительным бременем для некоторых Договаривающихся правительств. Поэтому полностью признается важность технического сотрудничества в деле оказания помощи Договаривающимся правительствам при применении упомянутых положений.

8 Выполнение этих положений потребует постоянного эффективного сотрудничества и взаимопонимания всех вовлеченных сторон или всех тех, кто использует суда и портовые средства, включая судовой персонал, портовый персонал, пассажиров, структуры, представляющие интересы груза, управленческий персонал судна и порта и всех тех представителей национальных и местных властей, кто несет ответственность за охрану. Существующая практика и процедуры должны пересматриваться и изменяться, если они не обеспечивают адекватного уровня охраны. В интересах усиления охраны на море дополнительная ответственность ляжет на представителей судоходства и портов, а также на национальные и местные власти.

9 Руководство, представленное в части В данного Кодекса, следует учитывать при выполнении положений главы ХI-2 Конвенции СОЛАС-74 и части А данного Кодекса, касающихся охраны на море. Признается, однако, что сфера применения этого руководства может меняться, в зависимости от характера портового средства, судна, и особенностей выполняемых им рейсов и/или от груза.

10 Ничто в данном Кодексе не должно истолковываться или использоваться таким образом, чтобы не соответствовать основным правам и свободам личности, предусмотренным международными инструментами, особенно если это касается тружеников моря и беженцев, включая положения Декларации МОТ об основных принципах, правах и труде, также как и соответствующим международным трудовым стандартам, применимым к морякам и портовым рабочим.

11 Признавая, что Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 года с поправками обеспечивает возможность членам иностранных экипажей быть допущенными государственными властями на берег, при условии что судно, на котором они прибыли в порт, выполнило формальности по приходу, а государственные власти, не имеют причин отказать в разрешении сойти на берег по причинам, связанным со здоровьем, государственной безопасностью или общественным порядком, Договаривающимся правительствам, при принятии планов охраны судов и портовых средств, следует осознавать тот факт, что судовой персонал живет и работает на судне, и людям необходимо сходить на берег и иметь доступ к расположенным на берегу и предназначенным для моряков учреждениям, включая медицинские.

ЧАСТЬ А

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ
ГЛАВЫ XI-2 ПРИЛОЖЕНИЯ К МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ ПО
ОХРАНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА МОРЕ 1974 ГОДА С
ПОПРАВКАМИ


1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Введение

Данная часть Международного кодекса по охране судов и портовых средств содержит обязательные положения, на которые делается ссылка в главе XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками.

1.2 Цели

Целями данного Кодекса являются:

.1 создание международной структуры, использующей сотрудничество между Договаривающимися правительствами, правительственными учреждениями, местными администрациями, представителями морского судоходства и портов для выявления угрозы и принятия мер, предупреждающих происшествия, связанные с нарушением охраны судов или портовых средств, используемых в международной торговле;

.2 распределение соответствующих ролей и ответственности между Договаривающимися правительствами, правительственными учреждениями, местными администрациями, представителями морского судоходства и портов на национальном и международном уровнях для обеспечения охраны на море;

.3 обеспечение заблаговременного и эффективного сбора и обмена информацией, связанной с охраной;

.4 предоставление методологии оценок охраны, так чтобы иметь готовые планы и процедуры реагирования на изменяющиеся уровни охраны; и

.5 обеспечение уверенности в том, что в наличии имеются адекватные и надлежащие меры обеспечения охраны на море.

1.3 Функциональные требования

Для достижения своих целей, данный Кодекс объединяет большое количество функциональных требований. Не ограничиваясь перечисленным ниже, они включают:

.1 сбор и оценку информации в отношении угроз охране и обмен такой информацией с соответствующими Договаривающимися правительствами;

.2 требование соблюдения протоколов связи для судов и портовых средств;

.3 предотвращение неразрешенного доступа на суда, портовые средства и в их районы с ограниченным доступом;

.4 предотвращение доставки на суда или на портовые средства неразрешенных предметов (оружие, зажигательные устройства) или взрывчатых веществ;

.5 обеспечение средствами подачи сигналов оповещения в случае происшествия или угрозы происшествия;

.6 требование наличия планов охраны судов и портовых средств, основанных на оценках охраны; и

.7 требование о подготовке персонала, учениях и занятиях для освоения планов охраны и процедур.

2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1 Для целей данной части, если специально не оговорено иное:

.2 Правило означает правило Конвенции.

.3 Глава означает главу Конвенции.

.4 План охраны судна означает план, выработанный для обеспечения применения мер на судне, предназначенных для защиты людей, груза, грузовых транспортных единиц или судна от рисков нарушения охраны.

.5 План охраны портового средства означает план, выработанный для обеспечения выполнения мер, предназначенных для защиты портового средства и судов, их грузов, грузовых транспортных единиц, людей и судовых запасов от рисков нарушения охраны на территории портового средства.

.6 Лицо командного состава, ответственное за охрану судна означает лицо, подотчетное капитану, назначенное компанией для решения вопросов обеспечения охраны судна, включая выполнение плана охраны судна и связь с должностным лицом компании, ответственным за охрану и должностным лицом портового средства, ответственным за охрану.

.7 Должностное лицо компании, ответственное за охрану означает лицо, назначенное компанией для обеспечения проведения оценки охраны судов, выработки, представления на одобрение и последующего выполнения планов охраны судов и для связи с должностными лицами портовых средств, ответственными за охрану, и лицом командного состава, ответственным за охрану судна.

.8 Должностное лицо портового средства, ответственное за охрану означает лицо, назначенное ответственным за выработку, выполнение и пересмотр плана охраны портового средства и за связь с лицами командного состава, ответственными за охрану судов, и с должностными лицами компании, ответственными за охрану.

.9 Уровень охраны 1 означает уровень, при котором постоянно должны поддерживаться минимальные соответствующие меры по обеспечению охраны.

.10 Уровень охраны 2 означает уровень, при котором, из-за повышенного риска происшествия, в течение некоторого периода времени должны поддерживаться соответствующие дополнительные меры по обеспечению охраны.

.11 Уровень охраны 3 означает уровень, при котором в некотором ограниченном промежутке времени, в течение которого происшествие вероятно или неминуемо, должны поддерживаться дальнейшие особые меры по обеспечению охраны, хотя иногда невозможно определить конкретную цель нападения.

2.2 Термин судно, когда он используется в данном Кодексе, включает морские передвижные буровые установки и высокоскоростные суда, определенные в правиле ХI-2/1.

2.3 Термин Договаривающееся правительство, в связи с любой ссылкой на портовое средство, когда он используется в разделах 14-18, включает в себя ссылку на Назначенный властный орган.

2.4 Термины, не определенные иначе в данной части Кодекса, имеют то же самое значение, которое придается им в главах I и ХI-2 Конвенции.

3 ПРИМЕНЕНИЕ

3.1 Данный Кодекс применяется к:

.1 следующим типам судов, совершающих международные рейсы:

.1* пассажирские суда, включая высокоскоростные пассажирские суда;

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

.2 грузовые суда, включая высокоскоростные суда, вместимостью 500 и более; и

.3 морские передвижные буровые установки; и

.2 портовым средствам, обслуживающим такие суда, совершающие международные рейсы.

3.2 Несмотря на положение пункта 3.1.2, Договаривающиеся правительства решают вопрос об объеме применения данной части Кодекса к тем портовым средствам на их территории, которые, хотя и используются главным образом судами, не совершающими международные рейсы, вынуждены иногда обслуживать суда, приходящие из международного рейса или уходящие в международный рейс.

3.2.1 Договаривающиеся правительства основывают свои решения по пункту 3.2 на оценке охраны портового средства, выполненной в соответствии с данной частью Кодекса.

3.2.2 Любое решение, принимаемое Договаривающимися правительствами по пункту 3.2, не должно вести к снижению уровня охраны, предусмотренного главой ХI-2 или данной частью Кодекса.

3.3 Данный Кодекс не применяется в военным кораблям, вспомогательным судам военно-морского флота и другим судам, принадлежащим Договаривающемуся правительству или эксплуатируемым им и используемым только для правительственной некоммерческой службы.

3.4 Разделы с 5 по 13 и раздел 19 данной части Кодекса применяются к судам и компаниям, как указано в правиле ХI-2/4.

3.5 Раздел 5 и разделы с 14 по 18 данной части Кодекса применяются к портовым средствам, как указано в правиле ХI-2/10.

3.6 Ничто в данном Кодексе не предопределяет права и обязанности государств по международному праву.

4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОГОВАРИВАЮЩИХСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВ

4.1 При условии соблюдения положений правил ХI-2/3 и ХI-2/7, Договаривающиеся правительства устанавливают уровни охраны и предоставляют руководство по защите от происшествий, связанных с охраной. Более высокие уровни охраны предполагают наличие большей вероятности происшествия. Для установления соответствующего уровня охраны принимаются к рассмотрению следующие факторы:

.1 степень доверия к информации об угрозе;

.2 степень обоснованности информации об угрозе;

.3 степень конкретности информации об угрозе или степень неизбежности угрозы; и

.4 потенциальные последствия такого происшествия.

4.2 Договаривающиеся правительства, если они устанавливают уровень охраны 3, издают, при необходимости, соответствующие инструкции и обеспечивают относящейся к охране информацией суда и портовые средства, к которым может относиться этот уровень.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 ноября 2021 года N 370

2. Признать утратившими силу:

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

в Министерстве юстиции

30 ноября 2021 года,

регистрационный N 66134

УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 1 ноября 2021 года N 370

Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации

1. Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и (или) судна, подлежащего оценке уязвимости (далее - оценка уязвимости, суда, подлежащие оценке уязвимости соответственно), проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и судна, подлежащего оценке уязвимости, от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в их деятельность.

2. Оценка уязвимости акватории морского порта проводится в целях определения степени защищенности от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в отношении судов, находящихся в акватории морского порта, возможности незаконного нахождения или перемещения судов, принятия мер капитаном морского порта по обнаружению судов, их идентификации, установления с ними радиосвязи, прекращения их незаконного нахождения, перемещения в акватории морского порта.

3. Оценка уязвимости морского терминала, акватории морского порта включает в себя оценку охраны морского терминала, акватории морского порта и проводится с учетом требований, установленных главой XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., Международным кодексом по охране судов и портовых средств и Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Бюллетень международных договоров. 2011 (приложение N 1, часть 1). С.3-211. Вступила в силу для СССР 25 мая 1980 г.

Одобрен Конференцией Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (Резолюция N 2 принята 12 декабря 2002 г.) и является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. Бюллетень международных договоров. 2011 (приложение N 1, часть 5). С.454-535. Вступила в силу для Российской Федерации 1 июля 2004 г.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст.837; 2021, N 24, ст.4188.

4. Оценка уязвимости судна, в отношении которого применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, является оценкой охраны судна, осуществляющего международные рейсы, и проводится с учетом требований, установленных главой XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., Международным кодексом по охране судов и портовых средств и частью 5 статьи 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. В ходе проведения оценки уязвимости осуществляются:

5.1. В отношении объектов транспортной инфраструктуры и судов, подлежащих оценке уязвимости, за исключением акватории морского порта:

5.1.1. Изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры и (или) судна, подлежащего оценке уязвимости (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования).

Результатом изучения организациями, указанными в части 2 статьи 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - специализированные организации), объекта транспортной инфраструктуры является описание его основных технических и технологических характеристик с детализацией соответствующей представленной в технической и эксплуатационной документации (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации его эксплуатации (функционирования), границ зоны транспортной безопасности с учетом пункта 1.1 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", критических элементов (при наличии) объекта транспортной инфраструктуры.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст.837; 2019, N 31, ст.4429.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст.837; 2019, N 31, ст.4429.

Результатом изучения судна, подлежащего оценке уязвимости, является описание его технических и технологических характеристик, организации его эксплуатации (функционирования), границ зоны транспортной безопасности, с учетом пункта 1.1 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", критических элементов судна.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст.837; 2019, N 31, ст.4429.

5.1.2. Изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры и (или) судне, подлежащем оценке уязвимости, мер по защите от актов незаконного вмешательства.

Результатом изучения является описание системы мер по защите от актов незаконного вмешательства, принятых субъектом транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры и (или) судне, подлежащем оценке уязвимости, а также оценка соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст.837; 2019, N 31, ст.4429.

5.1.3. Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и судна, подлежащего оценке уязвимости, с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и судна, подлежащего оценке уязвимости (далее - модель нарушителя).

Результатом изучения является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и (или) судна, подлежащего оценке уязвимости, применительно к модели нарушителя.

5.1.4. Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) судна, подлежащего оценке уязвимости.

Результатом определения рекомендаций является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры и (или) судне, подлежащем оценке уязвимости, в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности.

5.2. В отношении акватории морского порта:

5.2.1. Описание границ акватории морского порта (включая места якорных стоянок) в соответствии с установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1775 "Об утверждении Правил установления или изменения границ территории морского порта, а также расширения территории морского порта" границами акватории морского порта, в том числе географическими особенностями расположения акватории морского порта.

Собрание законодательства Российской Федерации 2019, N 1, ст.66; 2021, N 7, ст.1131.

5.2.2. Описание подходов к морскому порту в соответствии с обязательными постановлениями в морском порту.

5.2.3. Описание районов акватории морского порта, запрещенных или ограниченных для судоходства в соответствии с обязательными постановлениями в морском порту, другими нормативными правовыми актами и публикациями, содержащимися в "Извещениях мореплавателям".

5.2.4. Установление возможности обнаружения и идентификации судов на поверхности воды акватории морского порта с помощью инженерно-технических средств, установленных в морском порту.

5.2.5. Описание технических возможностей и зон действия инженерно-технических средств (Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности, автоматическая идентификационная система, средства визуального наблюдения, система управления движением судов, ультракороткая волновая радиосвязь), с помощью которых возможны обнаружение и идентификация судов, а также установление радиосвязи с ними.

5.2.6. Определение интенсивности судоходства в акватории морского порта.

5.2.7. Описание погрузочно-разгрузочных операций, осуществляющихся в акватории морского порта в соответствии с Правилами оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно.

5.2.8. Описание системы мер, принятых субъектом транспортной инфраструктуры на акватории морского порта по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", и определение границ зоны транспортной безопасности, ее частей, которые определяются специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности по согласованию с капитаном морского порта.

5.2.9. Описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в акватории морского порта.

Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. N 746
"О реализации положений главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств"

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2013 г.

В целях выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта по выполнению обязательств Российской Федерации, вытекающих из главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее - Конвенция) и Международного кодекса по охране судов и портовых средств (далее - Кодекс).

2. Установить, что Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет следующие функции, возложенные в соответствии с Конвенцией и Кодексом на Договаривающееся правительство:

а) определяет применение положений Конвенции и Кодекса в отношении портовых средств, которые находятся на территории Российской Федерации, обслуживают в отдельных случаях суда, прибывающие из международного рейса или отбывающие в международный рейс (далее - портовые средства);

б) определяет применение положений Конвенции и Кодекса в отношении стационарных и плавучих платформ, морских передвижных буровых установок, которые находятся на месте разработки континентального шельфа Российской Федерации;

в) определяет перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять контроль за судами, которые находятся в расположенных на территории Российской Федерации портах или намереваются зайти в такие порты;

г) определяет требования к Декларации об охране, устанавливает случаи, в которых требуется ее оформление для портового средства, минимальный период хранения Декларации об охране на портовом средстве;

д) определяет перечень объектов, относящихся к портовым средствам;

е) определяет порядок проведения оценки эффективности планов охраны судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации (далее - планы охраны судов), и планов охраны портовых средств;

ж) определяет перечень подлежащих обязательному представлению сведений о судне, которое намеревается зайти в расположенный на территории Российской Федерации порт, и порядок их предоставления;

з) определяет порядок проведения проверки судов, которые находятся в расположенных на территории Российской Федерации портах или намереваются зайти в такие порты, на соответствие требованиям Конвенции и части А Кодекса, а также порядок принятия мер в отношении судов, не выполняющих указанные требования;

и) определяет порядок передачи Администрации иностранного государства (далее - Администрация) копий Международного свидетельства об охране судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, и относящихся к этому свидетельству документов в случае передачи судна под флаг иностранного государства;

к) устанавливает порядок определения уполномоченных организаций в области охраны судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, и портовых средств;

л) определяет по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядок информирования администраций иностранных государств об уровне охраны портовых средств при установлении опасности нападения;

м) определяет по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядок действий на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, и портовых средствах в случае установления уровня охраны 3.

3. Установить, что Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет в отношении судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, следующие функции, возложенные в соответствии с Конвенцией и Кодексом на Администрацию:

а) определяет порядок разработки и утверждения планов охраны судов;

б) определяет порядок выдачи Международного свидетельства об охране судна и Временного международного свидетельства об охране судна, а также подтверждения действия Международного свидетельства об охране судна;

в) определяет порядок проведения проверки судов при оформлении Международного свидетельства об охране судна и Временного международного свидетельства об охране судна, а также порядок проведения промежуточных и дополнительных проверок, предусмотренных частью А Кодекса;

г) определяет порядок приема тревожных оповещений с судна на берег ("судно - берег");

д) определяет требования к ведению записей о деятельности, предусмотренной в плане охраны судна, и минимальный период хранения на судне записи об этой деятельности;

е) определяет минимальный период хранения Декларации об охране на судне.

4. Установить, что Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет в отношении портовых средств следующие функции, возложенные в соответствии с Конвенцией и Кодексом на назначенный орган:

а) заключает соглашения с назначенными органами иностранных государств об альтернативных мерах в области охраны судов и портовых средств;

б) определяет меры, которые необходимо предусмотреть в плане охраны портового средства для различных уровней охраны, включая случаи, когда требуется представление Декларации об охране;

в) определяет порядок проведения оценки портовых средств на соответствие требованиям раздела 15 "Оценка охраны портового средства" части А Кодекса;

г) определяет порядок рассмотрения и утверждения плана охраны портового средства;

д) определяет порядок оформления и выдачи Акта о соответствии портового средства;

е) представляет в Международную морскую организацию информацию, предусмотренную правилом 13 "Представление информации" Конвенции;

ж) представляет в Международную морскую организацию сведения о портовых средствах, в отношении которых проведена общая оценка и (или) утвержден общий план их охраны.

5. Установить, что Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет следующие функции, возложенные в соответствии с Конвенцией и Кодексом на Договаривающееся правительство:

а) передает на суда и портовые средства касающуюся их информацию в части охраны;

б) проводит в установленном порядке оценку эффективности планов охраны судов и планов охраны портовых средств;

в) проводит в установленном порядке проверку судов, которые находятся в расположенных на территории Российской Федерации портах или намереваются зайти в такие порты, на соответствие требованиям Конвенции и части А Кодекса;

г) передает в установленном порядке Администрации иностранного государства копии Международного свидетельства об охране судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, и относящихся к этому свидетельству документов в случае передачи судна под флаг иностранного государства;

д) определяет уполномоченные организации в области охраны судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, и портовых средств;

е) информирует соответствующую Администрацию иностранного государства и при необходимости государство(а), вблизи которого(ых) судно совершает плавание, о получении тревожного оповещения, переданного с судна, плавающего под флагом иностранного государства;

ж) информирует Международную морскую организацию и Администрацию иностранного государства, судно которого зашло в расположенный на территории Российской Федерации порт, о мерах контроля, принятых в отношении этого судна;

з) передает на суда, которые находятся в территориальном море Российской Федерации или намереваются войти в ее территориальное море, информацию об уровне охраны и мерах, которые в этой связи должны быть приняты, а в случае необходимости - о мерах, принятых для обеспечения защиты от угроз;

и) передает на суда, которые намереваются зайти в расположенные на территории Российской Федерации порты, информацию о мерах контроля, предпринимаемых в их отношении, в случае если есть основания полагать, что указанные суда не соответствуют требованиям Конвенции или части А Кодекса.

6. Установить, что Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет в отношении судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, следующие функции, возложенные в соответствии с Конвенцией и Кодексом на Администрацию:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 1309 подпункт "а" изложен в новой редакции

а) объявляет (устанавливает) уровень охраны судна, который должен быть не ниже объявленного (установленного) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

б) информирует Договаривающееся правительство иностранного государства об установлении уровня охраны 2 или 3 в отношении судов, находящихся в порту государства этого Договаривающегося правительства;

в) утверждает в установленном порядке планы охраны судов;

г) выдает Международное свидетельство об охране судна либо Временное международное свидетельство об охране судна, подтверждает действие Международного свидетельства об охране судна, устанавливает срок, на который указанные свидетельства выдаются;

д) проводит в установленном порядке проверки судов, предусмотренные частью А Кодекса;

е) одобряет по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации применение в отношении судна (группы судов) иных мер охраны, равноценных мерам, предусмотренным в Конвенции и части А Кодекса;

ж) информирует государство(а), вблизи которого(ых) судно совершает плавание, о получении переданного с судна тревожного оповещения.

7. Установить, что Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет в отношении портовых средств следующие функции, возложенные в соответствии с Конвенцией и Кодексом на назначенный орган:

а) одобряет по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации применение в отношении портовых средств, на которые не распространяются соглашения с назначенными органами иностранных государств об альтернативных мерах в области охраны, иных мер охраны, равноценных мерам, предусмотренным в Конвенции и части А Кодекса;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 1309 подпункт "б" изложен в новой редакции

б) объявляет (устанавливает) уровень охраны портовых средств, соответствующий объявленному (установленному) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, уровню безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

в) проводит в установленном порядке оценку портовых средств на соответствие требованиям раздела 15 "Оценка охраны портового средства" части А Кодекса;

г) утверждает в установленном порядке планы охраны портовых средств;

д) согласовывает применение указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта оценки и планов в отношении нескольких портовых средств одновременно;

е) определяет пункт связи, через который иностранные суда, находящиеся в территориальном море Российской Федерации или намеревающиеся войти в ее территориальное море, могут обратиться за рекомендацией или содействием, и сообщает о проблемах, связанных с охраной;

ж) выдает в установленном порядке Акт о соответствии портового средства.

8. Контроль и надзор за соблюдением обязательств, вытекающих из Конвенции и части А Кодекса, осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в пределах установленных полномочий.

9. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется за счет установленных численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации, работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также работников Федерального агентства морского и речного транспорта.

Председатель Правительства
Российской Федерации

3 ноября 2007 г.

Определены функции, которые возлагаются на Минтранс РФ и на Росморречфлот в целях выполнения обязательств РФ, установленных Главой XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Международным кодексом по охране судов и портовых средств. Указанные международные обязательства связаны с обеспечением безопасности морских судов, совершающих международные рейсы, и портовых средств, обслуживающих данные суда, от актов терроризма.

Так, Минтранс РФ уполномочен определять: перечень должностных лиц, осуществляющих контроль за судами, которые находятся в российских портах или намереваются зайти в такие порты; требования к Декларации об охране и случаи, когда требуется ее оформление для портового средства; перечень объектов, относящихся к портовым средствам; порядок проведения оценки эффективности планов охраны судов, плавающих под Государственным флагом РФ, и планов охраны портовых средств и т.д.

Росморречфлот, в свою очередь: оценивает эффективность планов охраны судов и планов охраны портовых средств; проводит проверку судов, которые находятся в российских портах или намереваются зайти в такие порты, на соответствие требованиям Конвенции и части А Кодекса; выдает Международное свидетельство об охране судна либо Временное международное свидетельство об охране судна, подтверждает действие Международного свидетельства об охране судна; выполняет ряд иных функций.

Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. N 746 "О реализации положений главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 ноября 2007 г. N 46 ст. 5585

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 1309

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Обеспечение транспортной безопасности морских судов

ФБУ «Служба морской безопасности» как исполнительный орган, ответственный за реализацию в России требований главы ХI-2 Международной конвенции СОЛАС (Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.) и Кодекса ОСПС (Международный кодекс по охране судов и портовых средств), накопило огромный опыт практической работы по вопросам охраны морских судов.

О наиболее актуальных вопросах транспортной безопасности в отношении морских судов в беседе с корреспондентом «Морского флота» рассказал начальник ФБУ «Служба морской безопасности» Виктор Кузнецов.

«МФ»: Виктор Константинович, что включает в себя понятие «транспортная безопасность» морского судна и чем оно отличается от понятия «охрана судна» по Кодексу ОСПС? На какие морские суда распространяется требование транспортной безопасности? В каких законодательных документах, постановлениях и ведомственных приказах изложены критерии и процедуры обеспечения транспортной безопасности в отношении морского судна?

– Под охраной судна по Кодексу ОСПС следует понимать применение ряда мер по предупреждению происшествий, связанных с охраной судна (Кодекс ОСПС, часть А, п. 7). В соответствии со ст. 1 п. 10 Федерального закона Российской Федерации от 9.02. 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под транспортной безопасностью понимается «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства». Как видим, принципиальное понятие транспортной безопасности (ТБ) относится ко всем видам транспорта, включая водный. О том, какие морские суда как транспортные средства подпадают под требование ТБ, указано в ст. 1 п. 11 п/п «г» того же закона: «…суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со ст. 123 настоящего Федерального закона». В законе указаны практически все морские суда под флагом Российской Федерации за небольшим исключением. Напомню о том, что международные требования главы ХI-2 СОЛАС и Кодекса ОСПС применяются только к следующим типам судов, совершающих международные рейсы: пассажирским судам, включая высокоскоростные пассажирские суда; грузовым, включая высокоскоростные суда, валовой вместимостью 500 регистровых тонн и более.

Таким образом, охват наших национальных требований шире международных, которые мы тоже должны учитывать на практике. Однако реализация Федерального закона № 16-ФЗ вызвала необходимость доработки и пояснения некоторых его положений с помощью подзаконных актов и ведомственных приказов.

Так, например, одной из задач обеспечения ТБ объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ТС) согласно ФЗ № 16 (ст. 2 п. 2 п/п 3) является оценка уязвимости (ОУ), то есть «определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и ТС от угроз совершения актов незаконного вмешательства» (ст. 1 п. 6). Впоследствии законом от 23.07.2013 № 225-ФЗ в Федеральный закон «О транспортной безопасности» был введен дополнительный п. 61, определяющий оценку охраны морского судна и портового средства как «определение степени защищенности морского судна, акватории морского порта, морского терминала, проведенное в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации в области охраны судов и портовых средств», то есть в соответствии с требованиями главы ХI-2 СОЛАС и Кодекса ОСПС.

Согласно приказу Министерства транспорта РФ от 8.02.2011 № 41 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» субъект транспортной инфраструктуры (собственник ТС или использующий его на ином законном основании) обязан обеспечить проведение ОУ ТС (морского судна) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ТС в Реестр категорированных ТС. В то же время срок проведения ОУ не должен превышать одного месяца согласно приказу Министерства транспорта РФ от 12.04.2010 № 87 «Об утверждении порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (п. 5).

«МФ»: Что включает в себя ОУ морского судна и в каком подзаконном акте изложены требования к ее проведению? Кто практически может проводить эту оценку?

– Федеральным законом от 23.07.2013 № 225-ФЗ предписано: «Оценка уязвимости (ОУ) морского судна включает в себя оценку охраны морского судна и проводится с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, ФЗ № 16 (ст. 5 п. 5), а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Оценку уязвимости морского судна могут выполнять сами субъекты транспортной инфраструктуры (СТИ) или организации, имеющие одновременно свидетельства специализированной организации (национальные требования) и уполномоченной организации (международные требования). Свидетельство уполномоченной организации на проведение оценки охраны судов и портовых средств на соответствие международным требованиям выдается согласно приказу Минтранса России от 11.03.2008 № 42. ФБУ «Служба морской безопасности» является одной из уполномоченных организаций.

В ОУ морского судна должны быть отражены сведения, указанные в п. 3 приказа Минтранса России от 12.04.2010 № 87, а также в п. 8 частей А и В Кодекса ОСПС.

При оценке уязвимости группы идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам транспортных средств (морских судов), находящихся в собственности одного юридического (физического) лица или использующихся им на ином законном основании, по его ходатайству результаты ОУ одного транспортного средства распространяются на всю группу ТС.

Результаты проведенной ОУ оформляются в виде текстового документа с графическими планами-схемами.

Сведения о результатах проведенной ОУ объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, как сказано в Федеральном законе № 16-ФЗ (ст. 5 п. 4), являются информацией ограниченного доступа, которая должна храниться в компании (у субъекта транспортной инфраструктуры). Этого, кстати, требует и Кодекс ОСПС (часть А п. 8.5) в отношении судов и портовых средств, подпадающих под действие этого Кодекса.

«МФ»: Оценка уязвимости морского судна лежит в основе плана обеспечения его транспортной безопасности, неукоснительное выполнение которого должно способствовать безопасности судна в любой ситуации. Что собой представляет этот план?

– Действительно, в законе «О транспортной безопасности» сказано: «На основании результатов проведенной оценки уязвимости… транспортных средств (морских судов) субъекты транспортной инфраструктуры (собственники ТС или использующие их на ином законном основании) разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности… транспортных средств…» (Федеральный закон № 16-ФЗ (ст. 9 п. 1).

Однако план обеспечения транспортной безопасности морского судна является планом охраны морского судна, предусмотренным международными договорами Российской Федерации, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 9 п. 5 Федерального закона № 16-ФЗ, введена ФЗ от 23.07.2013 № 225). Это означает, что план ОТБ морского судна должен учитывать все действующие международные и национальные требования.

В плане ОТБ морского судна должны быть отражены все сведения, указанные в п. 4 приказа Минтранса России от 11.02.2010 № 34, а также положения п. 9.4 части А и п. 9 части В Кодекса ОСПС.

На практике до вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 № 225 планы охраны разрабатывались в основном (до 95%) уполномоченными организациями, имевшими соответствующие свидетельства о таком праве. Сейчас субъекты транспортной инфраструктуры (СТИ) предпочитают обращаться к экспертам для разработки плана ОТБ морского судна, как это делали в отношении плана охраны по Кодексу ОСПС. Одной из таких экспертных организаций является ФБУ «Служба морской безопасности».

«МФ»: В итоге практически создается некий интегрированный план?

– Можно и так сказать, однако официально он называется планом обеспечения транспортной безопасности морского судна (планом ОТБ). В нем необходимо очень многое учесть, поскольку такой план создается с целью обеспечить принятие на судне мер по защите находящихся на нем людей, груза, грузовых транспортных единиц, судовых запасов или судна от опасности происшествия, связанного с ТБ.

Как правило, план ОТБ морского судна состоит из двух частей: первая отображает все то, что требуется по Кодексу ОСПС; вторая – все данные по безопасности в соответствии с российскими национальными требованиями. Поэтому первая часть плана разрабатывается на русском языке с обязательным переводом на английский язык.

Образец плана ОТБ морского судна, разработанный Службой и согласованный с Управлением транспортной безопасности Росморречфлота, представлен на интернет-сайте Федерального агентства в разделе «Транспортная безопасность».

«МФ»: Допускается ли разработка одного плана ОТБ для нескольких морских судов? Устанавливается ли срок годности плана ОТБ морского судна?

В. Кузнецов: Для транспортных средств, используемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы и категория, допускается разработка плана ОТБ для группы транспортных средств. Однако для судов, подпадающих под действие Кодекса ОСПС, объединение в группу недопустимо.

Cрок годности плана ОТБ морского судна не устанавливается.

«МФ»: В каких случаях перерабатываются оценка уязвимости и план ОТБ морского судна?

– Дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений, проводится при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик транспортного средства и/или потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортных средств, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (п. 9 приказа Минтранса России от 12.04.2010 № 87).

Изменения (дополнения) вносятся в план ОТБ при изменении оценки уязвимости, а также требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств (п. 9 приказа Минтранса России от 11.02.2010 № 34).

«МФ»: Где хранится план ОТБ морского судна? Кто имеет доступ к сведениям, содержащимся в этом плане?

– В нормативных документах не сказано, где должен храниться план ОТБ (решение принимает СТИ), однако если он одобрен Администрацией, то должен храниться на борту каждого судна – это требования Кодекса ОСПС (часть А п. 9.1).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.11.2015 № 1257 установлены правила обращения со сведениями о результатах проведенной ОУ и сведениями, содержащимися в планах ОТБ объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (морских судов). Указанные сведения являются информацией ограниченного доступа. К ней допускаются работники специализированных организаций в области ОТБ, субъектов транспортной инфраструктуры, сил обеспечения ТБ по письменному распоряжению лиц, ответственных за обеспечение ТБ в таких организациях.

Информация ограниченного доступа содержится на бумажных и иных материальных носителях (гибких магнитных дисках, картриджах, накопителях и т.д.), на которых проставляется пометка «Для служебного пользования». Носители подлежат строгому учету.

«МФ»: Предусматриваются ли какие-либо проверки судна по ТБ?

– Федеральный госконтроль в области ТБ осуществляется органами государственного контроля (надзора) согласно их компетенции. Такая проверка осуществляется комплексно: на соответствие требованиям проверяется субъект транспортной инфраструктуры, включая его транспортные средства. Однако на сегодняшний день проверки, предусмотренные п. 19 части А Кодекса ОСПС, нормативными правовыми актами по ТБ не предусмотрены.

«МФ»: Оформляются ли судовые документы (свидетельства, сертификаты и т.д.) на соответствие требованиям по ТБ? Кто должен проходить обучение по ТБ? Кто конкретно из членов экипажа должен выполнять обязанности лица, ответственного за ТБ на судне?

– Выдача упомянутых судовых документов никакими нормативными правовыми актами по ТБ не предусмотрена.

Проходить обучение должны сотрудники сил обеспечения ТБ в соответствии с программами, установленными приказом Минтранса России от 8.09.2014 № 243.

Нормативные правовые акты не устанавливают, кто на судне должен быть назначен лицом, ответственным за ТБ на ТС. И также в отношении лица, ответственного за ТБ в СТИ. Решение о назначении принимает СТИ. При назначении этих лиц должны учитываться следующие факторы: рабочая нагрузка, личные способности, пригодность к этой работе, и должна быть проведена соответствующая проверка и подготовка кандидатов. Уместно будет еще раз обратить внимание на постановление Правительства РФ от 24.11.2015 № 1257, которым, помимо прочего, установлены правила проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу.

«МФ»: Как часто должны проводиться учения по ТБ? Какова ответственность СТИ за невыполнение требований по ТБ?

– Все зависит от категории ТС: 1-я, 2-я категории – не реже двух раз в год; 3-я, 4-я категории – не реже одного раза в год. Что касается ответственности, то российским законодательством предусмотрена и административная, и уголовная ответственность за нарушение требований по ТБ.

«МФ»: С какими трудностями сталкиваются СТИ (компании) при реализации требований по ТБ?

– Некоторые трудности, конечно, есть. Например, предъявляются единые требования к объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам (без учета специфики). Среди других проблем – отсутствие единых образцов удостоверений о повышении квалификации в области обеспечения транспортной безопасности; противоречия некоторых нормативных актов друг другу.

Об этих проблемах довольно ясно высказался заместитель директора Департамента Минтранса по государственной политике в области морского и речного транспорта Виталий Клюев 2 октября 2014 г. на конференции «Безопасность портов и судоходства: инновации, технологии, оборудование», которая прошла в рамках международной выставки «ТРАНСТЕК-2014» (г. Санкт-Петербург). В своем выступлении представитель Минтранса отметил: «Федеральный закон РФ от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» внес определенную ясность в регулирование транспортной безопасности. Но некоторые вещи требуют доработки и пояснения».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: