Государственные доходы система налогов государственного и муниципального бюджета

Обновлено: 27.04.2024

Государственные финансы — важнейшая составляющая финансовой системы страны, ее задача состоит в обеспечении органов власти необходимыми для решения задач ресурсами.

Государственные доходы — это различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение (собственность) государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении им своих задач и выполнении соответствующих функций.

Государственные доходы составляют финансовую основу деятельности государства. В финансовой науке разработано положение, согласно которому все государственные доходы подразделяются на централизованные и децен- трализованные_(рис. 3.2).

Государственные доходы, поступающие в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны.

По социально-экономическому признаку и формам собственности выделяют: доходы государственные, муниципальные, частные.

По территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные доходы, доходы субъектов федерации, местные доходы.

По методу мобилизации государственных доходов они могут быть подразделены на обязательные и добровольные.

По форме поступления государственные доходы, поступающие на обязательной основе, подразделяются на налоги и неналоговые платежи.

Основная классификация государственных доходов

Рис 3.2. Основная классификация государственных доходов

Понятие «государственные доходы» более объемное, чем понятие «доходы государственного бюджета», хотя последние и составляют основную часть государственных доходов.

Для сопоставимости бюджетных показателей доходы бюджетов всех уровней группируются в соответствии с бюджетной классификацией.

Бюджетная классификация — это систематизированная группировка доходов бюджетов по однородным признакам.

Классификация доходов государственного бюджета РФ сформирована в соответствии с международной классификацией. Согласно ей, доходы бюджета это обязательные невозвратные платежи, поступающие в бюджет (рис. 3.3).

Текущие доходы — запланированные доходы, поступающие на обязательной основе, они включают налоговые и неналоговые поступления.

Текущие налоговые доходы — это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей.

К налоговым поступлениям относятся также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными монополиями, доходы акцизного типа (прибыль от монопольных закупок и продаж иностранной валюты), штрафы и пени за нарушение налогового законодательства.

Текущие неналоговые поступления — это невозвратные возмездные поступления (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж) и некоторые невозвратные безвозмездные поступления (штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, текущие частные пожертвования).

Классификация доходов государственного бюджета

Рис. 3.3. Классификация доходов государственного бюджета

Капитальные доходы — это доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли), а также капитальные трансферты из негосударственных источников, то есть поступление безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей целевого назначения (на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, на покупку оборудования).

Официальные трансферты — это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единовременными и добровольными. Официальные трансферты классифицируются по источнику их получения (внутренние и внешние), а также по назначению (текущие и капитальные).

Основную долю поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивают налоговые поступления.

Налоговые поступления — это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенные законом размерах и в установленные сроки.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ: налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. К иным условиям установления налогов относятся: категории налогоплательщиков, объект налогообложения, источник налога, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, методы налогообложения, порядок начисления налогов, срок и порядок уплаты налога, налоговые льготы.

Социально-экономическая сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях.

Фискальная функция. Налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 90% доходов.

Распределительная функция. С помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами.

Регулирующая функция. Налоги как экономический рычаг используются государством для стимулирования развития общественного производства либо для его сдерживания.

Контрольная функция. С помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов.

Налоговая система — это совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. К последним относятся: принципы, формы и методы установления, изменения, отмены, уплаты налогов; виды налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность участников налоговых отношений; способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.

Налоговая система устанавливает в Российской Федерации систему федеральных, региональных и местных налогов (рис.3.4).

Система налогов, формирующих государственный и муниципальный бюджет

Рис. 3.4. Система налогов, формирующих государственный и муниципальный бюджет

Понятие «налоговая система» шире понятия «система налогов и сборов».

Налоговая система характеризуется не только системой налогов и сборов, но и принципами ее построения, закрепленными в существенных условиях налогообложения. Налоговую систему определяют порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней, права и обязанности налогоплательщиков

(плательщиков сборов), организацию отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых правоотношений.

Финансовый контроль и прогноз размеров собираемых ими средств, поступающих в доход консолидированного и федерального бюджетов в планируемом году и на среднесрочную перспективу, с соответствующими обоснованиями и расчетами осуществляют Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ и Министерство имущественных отношений РФ.

Министерство РФ по налогам и сборам совместно Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству осуществляют прогнозирование поступление дополнительных средств в федеральный бюджет на среднесрочную перспективу в результате реструктуризации задолженности, проводимой этими органами в прошедшие три года.

БК РФ Статья 41. Виды доходов бюджетов

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 301-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 24.11.2014 N 375-ФЗ, от 03.07.2016 N 345-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

(см. текст в предыдущей редакции)

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан, инициативные платежи;

(в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

иные неналоговые доходы.

4. К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА - денежные средства, поступающие в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджета города формируются на основе прогноза социально-экономического развития города Москвы, с учетом действующего законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым устанавливаются нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы, а также законодательства Российской Федерации, законов города Москвы, устанавливающих неналоговые доходы бюджета города Москвы.

Учет и контроль за осуществлением платежей в бюджет, а также пеней и штрафов по ним осуществляют Администраторы доходов бюджета.

ОТКУДА ПОСТУПАЮТ ДОХОДЫ?

Доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Налоговые доходы бюджета города Москвы формируются из федеральных, региональных и местных налогов, а также доходов от применения специальных налоговых режимов.

Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации. Распределение федеральных налогов между федеральным бюджетом, региональным и местными бюджетами осуществляется в соответствии с нормативами, установленными Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Из федеральных налогов и сборов основными налоговыми доходами бюджета города Москвы являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.

Региональные налоги и сборы установлены и обязательны к уплате на территории города Москвы.

К региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы установлены нормативными правовыми актами о налогах и сборах органов муниципальных образований (законы города федерального значения Москвы) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.

Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- единый сельскохозяйственный налог;
- патентная система налогообложения;
- налог на профессиональный доход.

Неналоговые доходы бюджета города Москвы формируются за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений города Москвы, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений города, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
- доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями города Москвы;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных городом Москвой, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти города Москвы, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков;
- и других неналоговых поступлений.

Безвозмездные поступления – это межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому)

К безвозмездным поступлениям в бюджет относятся:
- субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города Москвы на условиях долевого финансирования целевых расходов;
- субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
- дотации - бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов бюджету Москвы;
- иные межбюджетные трансферты;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Государственные финансы — важнейшая составляющая финансовой системы страны, ее задача состоит в обеспечении органов власти необходимыми для решения задач ресурсами.

Государственные доходы — это различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение (собственность) государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении им своих задач и выполнении соответствующих функций.

Государственные доходы составляют финансовую основу деятельности государства. В финансовой науке разработано положение, согласно которому все государственные доходы подразделяются на централизованные и децен- трализованные_(рис. 3.2).

Государственные доходы, поступающие в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны.

По социально-экономическому признаку и формам собственности выделяют: доходы государственные, муниципальные, частные.

По территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные доходы, доходы субъектов федерации, местные доходы.

По методу мобилизации государственных доходов они могут быть подразделены на обязательные и добровольные.

По форме поступления государственные доходы, поступающие на обязательной основе, подразделяются на налоги и неналоговые платежи.

Основная классификация государственных доходов

Рис 3.2. Основная классификация государственных доходов

Понятие «государственные доходы» более объемное, чем понятие «доходы государственного бюджета», хотя последние и составляют основную часть государственных доходов.

Для сопоставимости бюджетных показателей доходы бюджетов всех уровней группируются в соответствии с бюджетной классификацией.

Бюджетная классификация — это систематизированная группировка доходов бюджетов по однородным признакам.

Классификация доходов государственного бюджета РФ сформирована в соответствии с международной классификацией. Согласно ей, доходы бюджета это обязательные невозвратные платежи, поступающие в бюджет (рис. 3.3).

Текущие доходы — запланированные доходы, поступающие на обязательной основе, они включают налоговые и неналоговые поступления.

Текущие налоговые доходы — это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей.

К налоговым поступлениям относятся также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными монополиями, доходы акцизного типа (прибыль от монопольных закупок и продаж иностранной валюты), штрафы и пени за нарушение налогового законодательства.

Текущие неналоговые поступления — это невозвратные возмездные поступления (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж) и некоторые невозвратные безвозмездные поступления (штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, текущие частные пожертвования).

Классификация доходов государственного бюджета

Рис. 3.3. Классификация доходов государственного бюджета

Капитальные доходы — это доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли), а также капитальные трансферты из негосударственных источников, то есть поступление безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей целевого назначения (на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, на покупку оборудования).

Официальные трансферты — это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единовременными и добровольными. Официальные трансферты классифицируются по источнику их получения (внутренние и внешние), а также по назначению (текущие и капитальные).

Основную долю поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивают налоговые поступления.

Налоговые поступления — это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенные законом размерах и в установленные сроки.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ: налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. К иным условиям установления налогов относятся: категории налогоплательщиков, объект налогообложения, источник налога, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, методы налогообложения, порядок начисления налогов, срок и порядок уплаты налога, налоговые льготы.

Социально-экономическая сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях.

Фискальная функция. Налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 90% доходов.

Распределительная функция. С помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами.

Регулирующая функция. Налоги как экономический рычаг используются государством для стимулирования развития общественного производства либо для его сдерживания.

Контрольная функция. С помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов.

Налоговая система — это совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. К последним относятся: принципы, формы и методы установления, изменения, отмены, уплаты налогов; виды налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность участников налоговых отношений; способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.

Налоговая система устанавливает в Российской Федерации систему федеральных, региональных и местных налогов (рис.3.4).

Система налогов, формирующих государственный и муниципальный бюджет

Рис. 3.4. Система налогов, формирующих государственный и муниципальный бюджет

Понятие «налоговая система» шире понятия «система налогов и сборов».

Налоговая система характеризуется не только системой налогов и сборов, но и принципами ее построения, закрепленными в существенных условиях налогообложения. Налоговую систему определяют порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней, права и обязанности налогоплательщиков

(плательщиков сборов), организацию отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых правоотношений.

Финансовый контроль и прогноз размеров собираемых ими средств, поступающих в доход консолидированного и федерального бюджетов в планируемом году и на среднесрочную перспективу, с соответствующими обоснованиями и расчетами осуществляют Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ и Министерство имущественных отношений РФ.

Министерство РФ по налогам и сборам совместно Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству осуществляют прогнозирование поступление дополнительных средств в федеральный бюджет на среднесрочную перспективу в результате реструктуризации задолженности, проводимой этими органами в прошедшие три года.

Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, как устроена российская система налогов и сборов, и какие конкретно налоги платит бизнес.

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Продолжаем налоговый ликбез. Сегодня разберемся какие налоги есть в нашей стране и куда они платятся. Этому посвящена глава 2 НК РФ, но я сожму её до одного поста.

В России есть три вида налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги и сборы

Обязательны к уплате на всей территории страны, полностью описываются НК РФ. Неважно где находится налогоплательщик — правила везде одинаковы. Большая часть федеральных налогов сразу поступает в федеральный бюджет, крохи от некоторых достаются регионам. Некоторые федеральные налоги платятся всеми (например, НДС). Другие — только теми, кто занимается определенными видами деятельности (например, НДПИ). К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • водный налог;
  • государственная пошлина;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Региональные налоги

Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов. Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Вот эти налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на имущество организаций.

Местные налоги и сборы

Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:

  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощённая система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.

Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени 😄 А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: