Обращение прокурора в суд с заявлением о признании правового акта противоречащим требованиям закона

Обновлено: 15.04.2024

ГПК РФ Статья 45. Участие в деле прокурора

1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

3. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Защита прокурором государственных и общественных интересов в арбитражном суде путем обращения с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными

Одной из главных задач участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов, которая осуществляется посредством реализации полномочий, предусмотренных ст. 52, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу положений ч. 1 ст. 52, ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правом на обращение с соответствующим заявлением в арбитражный суд субъекта обладают только прокуроры субъектов либо их заместители, а также приравненные к ним прокуроры или их заместители.

При этом предъявление прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта в интересах конкретного лица (лиц), в отношении которого акт принят, является недопустимым.

Применительно к части 4 статьи 198 АПК РФ течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором срок подачи такого заявления может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора, если причины пропуска срока были уважительными, в частности если прокурор до истечения указанного срока или в иной разумный срок предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов либо не имел возможности, действуя в пределах своих полномочий, выявить указанные нарушения в установленный срок.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

На всех стадиях арбитражного процесса прокурор определяет свою позицию в строгом соответствии с требованиями закона, материалами дела и внутренним убеждением, последовательно отстаивает ее, руководствуясь принципами законности, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.

Прокуратура
Ростовской области

Прокуратура Ростовской области

26 февраля 2021, 00:00

Защита прокурором государственных и общественных интересов в арбитражном суде путем обращения с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными

Одной из главных задач участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов, которая осуществляется посредством реализации полномочий, предусмотренных ст. 52, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу положений ч. 1 ст. 52, ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правом на обращение с соответствующим заявлением в арбитражный суд субъекта обладают только прокуроры субъектов либо их заместители, а также приравненные к ним прокуроры или их заместители.

При этом предъявление прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта в интересах конкретного лица (лиц), в отношении которого акт принят, является недопустимым.

Применительно к части 4 статьи 198 АПК РФ течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором срок подачи такого заявления может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора, если причины пропуска срока были уважительными, в частности если прокурор до истечения указанного срока или в иной разумный срок предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов либо не имел возможности, действуя в пределах своих полномочий, выявить указанные нарушения в установленный срок.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

На всех стадиях арбитражного процесса прокурор определяет свою позицию в строгом соответствии с требованиями закона, материалами дела и внутренним убеждением, последовательно отстаивает ее, руководствуясь принципами законности, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.

Полномочия прокурора в административном процессе регламентированы статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Прокурор может участвовать в деле путем подачи административного иска в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В том числе, прокурор может подать административный иск о признании нормативного правового акта недействующим (ст. 208 КАС РФ).

Согласно части 7 статьи 39 КАС РФ одной из форм участия прокурора в административном судопроизводстве является вступление в процесс для дачи заключения по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 213 КАС РФ);

Участвуя в рассмотрении судом дел названной категории, прокурор одновременно выполняет несколько функций: является представителем государства, представителем публичного интереса, защитником граждан и организаций.

Оспаривание прокурором нормативных правовых актов представляет собой правовой механизм участия прокурора в судебном нормоконтроле, основными элементами которого являются: предмет публично-правового спора; форма участия прокурора в рассмотрении судами административных дел этой категории, а также правовое положение прокурора в административном судопроизводстве; процессуальный порядок участия прокурора в рассмотрении судами административных дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Предметом публично-правового спора или предметом оспаривания выступает нормативный правовой акт (полностью или в части), подлежащий судебной проверке.

Так, в ч. 8 ст. 213 КАС РФ установлен перечень обстоятельств, подлежащих выяснению судом при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта.

В частности, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация этих нормативных правовых актов предусмотрена законодательством РФ) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В пунктах 2 и 3 части 8 названной статьи КАС РФ перечислены предъявляемые к нормативным правовым актам правовые требования как внешнего (формально-процессуального), так и внутреннего (содержательного) характера. Соответственно, соблюдение органом, издавшим нормативный правовой акт, названных требований является объектом проверки при решении вопроса о законности нормативного правового акта и принятии мер прокурорского реагирования.

Именно эти нормы раскрывают содержание ст. 213 КАС РФ, в соответствии с которой с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого на референдуме субъекта Федерации или на местном референдуме, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор.

Прокуратура
Республики Адыгея

Прокуратура Республики Адыгея

4 марта 2019, 11:40

Участие прокуроров по делам об оспаривании нормативных актов в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ

Полномочия прокурора в административном процессе регламентированы статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Прокурор может участвовать в деле путем подачи административного иска в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В том числе, прокурор может подать административный иск о признании нормативного правового акта недействующим (ст. 208 КАС РФ).

Согласно части 7 статьи 39 КАС РФ одной из форм участия прокурора в административном судопроизводстве является вступление в процесс для дачи заключения по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 213 КАС РФ);

Участвуя в рассмотрении судом дел названной категории, прокурор одновременно выполняет несколько функций: является представителем государства, представителем публичного интереса, защитником граждан и организаций.

Оспаривание прокурором нормативных правовых актов представляет собой правовой механизм участия прокурора в судебном нормоконтроле, основными элементами которого являются: предмет публично-правового спора; форма участия прокурора в рассмотрении судами административных дел этой категории, а также правовое положение прокурора в административном судопроизводстве; процессуальный порядок участия прокурора в рассмотрении судами административных дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Предметом публично-правового спора или предметом оспаривания выступает нормативный правовой акт (полностью или в части), подлежащий судебной проверке.

Так, в ч. 8 ст. 213 КАС РФ установлен перечень обстоятельств, подлежащих выяснению судом при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта.

В частности, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация этих нормативных правовых актов предусмотрена законодательством РФ) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В пунктах 2 и 3 части 8 названной статьи КАС РФ перечислены предъявляемые к нормативным правовым актам правовые требования как внешнего (формально-процессуального), так и внутреннего (содержательного) характера. Соответственно, соблюдение органом, издавшим нормативный правовой акт, названных требований является объектом проверки при решении вопроса о законности нормативного правового акта и принятии мер прокурорского реагирования.

Именно эти нормы раскрывают содержание ст. 213 КАС РФ, в соответствии с которой с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого на референдуме субъекта Федерации или на местном референдуме, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. N 5
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону"
(в редакции от 21 декабря 1993 г.)

С изменениями и дополнениями от:

25 октября 1996 г.,

Обсудив материалы проведенного совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации изучения практики предъявления прокурорами заявлений о признании правовых актов противоречащими закону и рассмотрения этих заявлений судами, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 10 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения

1. Решая вопрос о принятии заявления прокурора о несоответствии закону правового акта, необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" судам, в частности, подведомственно рассмотрение заявлений прокуроров о признании противоречащими закону правовых актов, принятых представительными органами власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления и местной администрацией, министерствами, ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, независимо от их подчиненности, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, общественными политическими организациями и движениями, должностными лицами.

2. Правовыми актами, соответствие которых закону может проверить суд по заявлению прокурора, являются, в частности, принятые указанными выше органами и должностными лицами решения, содержащие обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия. Такие акты могут носить нормативный характер, то есть устанавливать правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, а также индивидуальный характер, то есть устанавливать, изменять или отменять права и обязанности конкретных лиц.

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 10 в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения

3. Дело, возбужденное по заявлению прокурора, поданному в порядке ст. 41 ГПК РСФСР и п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в интересах конкретного лица, рассматривается судом с обязательным участием этого лица, в исковом производстве, если имеется спор о праве гражданском, в котором указанное лицо в силу ч. 2 ст. 33 ГПК РСФСР участвует в качестве истца, а лицо, нарушившее его права, - в качестве ответчика; либо как жалоба на действие органа власти, управления, должностного лица, если этим действием, совершенным в сфере административно-правовых отношений, нарушаются права гражданина, но спора о праве не возникает (п. 2 ст. 231, ст.ст. 239.1 - 239.8 ГПК РСФСР, Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст. 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, п. 1 ст. 60 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации").

ГАРАНТ:

Об ответственности местных органов самоуправления см. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ

Такие дела рассматриваются судьей единолично либо судом в коллегиальном составе в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 6, ч. 2 ст. 232 ГПК РСФСР.

4. Дела по заявлениям прокуроров о признании противоречащими закону правовых актов, носящих нормативный характер, рассматриваются как дела, возникающие из административно-правовых отношений, по общим правилам ГПК РСФСР с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены законами Российской Федерации.

Указанные дела рассматриваются судьей единолично в соответствии со ст.ст. 231, 232 ГПК РСФСР (в редакции Закона Российской Федерации от 29 мая 1992 г.).

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 10 в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения

5. Судья не вправе принимать заявления прокуроров о признании недействительными актов государственных и иных органов, адресованных конкретным лицам или группе лиц, по мотивам противоречия их закону и нарушения прав и охраняемых законом интересов организации и граждан-предпринимателей, поскольку рассмотрение таких заявлений в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подведомственно арбитражному суду и прокурор в силу ст.ст. 4, 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе обращаться в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов.

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 10 в пункт 6 настоящего постановления внесены изменения

6. Судья не вправе отказать в принятии заявления прокурора по тем мотивам, что:

а) опротестовав правовой акт в орган или должностному лицу, издавшим этот акт, прокурор уже использовал один из установленных законом способов реагирования на такой акт, поскольку Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" предоставляет ему право по своему усмотрению в зависимости от конкретных обстоятельств обратиться в суд непосредственно или после предварительного опротестования акта в орган либо должностному лицу, которые издали этот акт, если иное не предусмотрено другими законами;

б) до обращения в суд правовой акт не был опротестован прокурором в орган или должностному лицу, издавшему этот акт, поскольку Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" не предусматривает обязательного предварительного внесудебного порядка опротестования противоречащего закону правового акта. Исключение составляют случаи, специально предусмотренные законами, когда требуется предварительное опротестование такого акта (например, ст. 61 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации").

7. При принятии заявления прокурора судье необходимо иметь в виду, что для дел о признании некоторых правовых актов недействительными законами установлена подсудность не районному (городскому) народному суду, а краевому, областному либо иному суду (например, ст. 61 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации").

8. Правовой акт может быть признан судом противоречащим закону, если он издан органом либо должностным лицом с превышением предоставленной им законом компетенции или в пределах компетенции, но с нарушением действующего законодательства (Конституции Российской Федерации, других законов, указов, распоряжений Президента Российской Федерации, решений представительных органов власти краев, областей и т.д.).

9. Резолютивная часть решения по делу о признании правового акта противоречащим закону должна содержать вывод суда об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления прокурора о признании правового акта недействительным.

10. Если при рассмотрении заявления прокурора о признании правового акта противоречащим закону будет установлено, что имеется спор о праве, подведомственный суду, заявление оставляется без рассмотрения, поскольку в этом случае прокурор обязан обратиться в суд с заявлением в порядке искового производства.

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 10 пункт 11 настоящего постановления изложен в новой редакции

11. Решение по делу по заявлению прокурора о признании правового акта противоречащим закону может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке, за исключением специально предусмотренных законами случаев (например, ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", в силу которой решение суда по существу жалобы, заявления на решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, является окончательным).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" (в редакции от 21 декабря 1993 г.)

Текст постановления опубликован в "Сборнике постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации", Москва, издательство "Юридическая литература", 1994 г., "Сборнике постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации", Москва, издательство "Юридическая литература", 1997 г.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 настоящее постановление признано утратившим силу

Основанием для обращения прокурора в суд в интересах гражданина является его обращение. Строго установленной формы обращения в прокуратуру нет. Оно может быть составлено в произвольной форме с описанием существа допущенного нарушения (можно без ссылок на конкретные нормы закона), с указанием сведений о нарушителе либо организации, где оно допущено. В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, адрес заявителя, наименование органа или должностного лица, которому оно направлено, дата, личная подпись, изложено существо вопроса. В заявлении лучше как можно более тщательно изложить фактические обстоятельства, указать адреса и телефоны нарушителей прав. Обращение пишется на имя прокурора того района, в котором находится организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона. Заявление, жалоба или обращение могут быть представлены для рассмотрения прокурору: на личном приеме; по почте; по электронной почте; через Интернет-приемную на официальном сайте. Исковое заявление инициируется прокурором не в любом случае, а только если в результате проведенной проверки будут установлены нарушения законодательства, влекущие ущемление прав заявителя, подтвержденное доказательствами. В соответствии с нормами действующего законодательства иск может быть подан прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возраста, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратится в суд. Указанные ограничения не распространяются на заявления прокурора, основания для которых являются обращения граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав граждан, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение право на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. На заявления прокурора распространяются те же сроки исковой давности и процессуальные сроки, которые действуют в отношении граждан. В случае пропуска срока исковой давности или процессуального срока по уважительной причине необходимо ставить перед судом вопрос о его восстановлении. В гражданском и административном судопроизводстве прокурор выступает самостоятельно и независимо от других участвующих в деле лиц. Процессуальный закон не относит его ни к сторонам, ни к третьим лицам, ни к лицам, обращающимся за защитой прав и свобод других лиц, ни к заинтересованным лицам. Представитель всегда выступает в защиту интересов представляемого, а прокурор, даже если он предъявляет иск в порядке ст. 45 ГПК РФ, 39 КАС РФ выступает в защиту интересов закона и совершенно независим от того лица, в интересах которого подает заявление. Сущность участия прокурора в гражданском и административном судопроизводстве четко выражена в законе: прокурор обеспечивает законность действий всех участников судопроизводства, правильность выносимых судом постановлений, устраняет всякие нарушения закона, оказывает помощь суду в осуществлении правосудия. Прокурор, предъявивший иск, пользуется всеми процессуальными правами, несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска (ч.2 ст. 45 ГПК РФ). Если истец отказывается от иска, суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Процессуальным истцом, по иску заявленным прокурором в интересах гражданина, является сам гражданин. В соответствии с нормами действующего законодательства неявка истца не является препятствием к рассмотрению дела по существу. Истцу необходимо заранее поставить в известность в суд о том, что он будет отсутствовать, например посредством телефонного звонка, путем подачи письменного заявления о рассмотрении дела в его отсутствие. Вместе с тем, при рассмотрении дела по существу, в случае установления судом необходимости обязательного участия истца в судебном заседании и дачи им пояснений по делу, суд может возложить на истца обязательную явку в судебный процесс. Незаконные и необоснованные судебные решения и определения как по искам и заявлениям прокуроров, так и по делам, в которых предусмотрено обязательное участие прокурора, подлежат обжалованию в вышестоящий суд. Работа по предъявлению прокурором исков, заявлений в интересах граждан, государства и общества может считаться завершенной лишь в случае исполнения судебных решений на добровольной основе или путем принудительного исполнения. Исполнение судебных актов находится на контроле прокуратуры.

Прокуратура
Сахалинской области

Прокуратура Сахалинской области

25 июня 2021, 18:55

Обращение прокурора в суд с исковым заявлением в защиту нарушенных прав граждан

Основанием для обращения прокурора в суд в интересах гражданина является его обращение. Строго установленной формы обращения в прокуратуру нет. Оно может быть составлено в произвольной форме с описанием существа допущенного нарушения (можно без ссылок на конкретные нормы закона), с указанием сведений о нарушителе либо организации, где оно допущено. В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, адрес заявителя, наименование органа или должностного лица, которому оно направлено, дата, личная подпись, изложено существо вопроса. В заявлении лучше как можно более тщательно изложить фактические обстоятельства, указать адреса и телефоны нарушителей прав. Обращение пишется на имя прокурора того района, в котором находится организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона. Заявление, жалоба или обращение могут быть представлены для рассмотрения прокурору: на личном приеме; по почте; по электронной почте; через Интернет-приемную на официальном сайте. Исковое заявление инициируется прокурором не в любом случае, а только если в результате проведенной проверки будут установлены нарушения законодательства, влекущие ущемление прав заявителя, подтвержденное доказательствами. В соответствии с нормами действующего законодательства иск может быть подан прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возраста, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратится в суд. Указанные ограничения не распространяются на заявления прокурора, основания для которых являются обращения граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав граждан, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение право на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. На заявления прокурора распространяются те же сроки исковой давности и процессуальные сроки, которые действуют в отношении граждан. В случае пропуска срока исковой давности или процессуального срока по уважительной причине необходимо ставить перед судом вопрос о его восстановлении. В гражданском и административном судопроизводстве прокурор выступает самостоятельно и независимо от других участвующих в деле лиц. Процессуальный закон не относит его ни к сторонам, ни к третьим лицам, ни к лицам, обращающимся за защитой прав и свобод других лиц, ни к заинтересованным лицам. Представитель всегда выступает в защиту интересов представляемого, а прокурор, даже если он предъявляет иск в порядке ст. 45 ГПК РФ, 39 КАС РФ выступает в защиту интересов закона и совершенно независим от того лица, в интересах которого подает заявление. Сущность участия прокурора в гражданском и административном судопроизводстве четко выражена в законе: прокурор обеспечивает законность действий всех участников судопроизводства, правильность выносимых судом постановлений, устраняет всякие нарушения закона, оказывает помощь суду в осуществлении правосудия. Прокурор, предъявивший иск, пользуется всеми процессуальными правами, несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска (ч.2 ст. 45 ГПК РФ). Если истец отказывается от иска, суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Процессуальным истцом, по иску заявленным прокурором в интересах гражданина, является сам гражданин. В соответствии с нормами действующего законодательства неявка истца не является препятствием к рассмотрению дела по существу. Истцу необходимо заранее поставить в известность в суд о том, что он будет отсутствовать, например посредством телефонного звонка, путем подачи письменного заявления о рассмотрении дела в его отсутствие. Вместе с тем, при рассмотрении дела по существу, в случае установления судом необходимости обязательного участия истца в судебном заседании и дачи им пояснений по делу, суд может возложить на истца обязательную явку в судебный процесс. Незаконные и необоснованные судебные решения и определения как по искам и заявлениям прокуроров, так и по делам, в которых предусмотрено обязательное участие прокурора, подлежат обжалованию в вышестоящий суд. Работа по предъявлению прокурором исков, заявлений в интересах граждан, государства и общества может считаться завершенной лишь в случае исполнения судебных решений на добровольной основе или путем принудительного исполнения. Исполнение судебных актов находится на контроле прокуратуры.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: