Конституция 1936 года определяла что правосудие должно сга

Обновлено: 25.04.2024

Изменение государственного управления после Конституции 1936 г.

Репрессии в СССР совпали по времени с пропагандой идеи социалистической законности в советском праве. Конечное воплощение эта идея получила в Конституции 1936 г., принятой VIII съездом Советов. Это была «самая демократичная конституция в мире».

Конституция провозглашала широкие гражданские свободы и права личности, открытость судебного процесса, право на защиту, неприкосновенность личности, жилища, права переписки, свободу слова и печати.

Конституция провозглашала окончательную победу социализма как «начальной стадии коммунизма».

Была изменена избирательная система. Если Конституция 1924 г. лишала отдельные категории населения избирательных прав, то теперь избирательные права предоставлялись всем без исключения. Вводилось тайное голосование. Однако все эти демократические принципы на практике были сведены на нет сложившейся традицией выдвигать на пост единственного кандидата.

Была изменена и система высших органов государства: съезд Советов и Центральный исполнительный комитет были заменены на Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет избирался всем населением каждые четыре года.

Изменился состав СССР, вместо 7 республик их стало 11: две автономные области в составе РСФСР получили статус республик – Казахстан и Киргизия, а три Закавказские республики – Армения, Грузия и Азербайджан – были разъединены.

Принятие новой Конституции было следствием завершавшегося процесса «реабилитации государства» как такового, ведь согласно марксистской концепции государство при социализме должно было отмереть. Еще в 1917 г. Ленин доказывал необходимость сохранения государства на стадии социализма. Сталин по-своему дополнил этот тезис, утверждая, что по мере развития советского строя государство должно укрепляться. Всесилие советского государства (особенно его карательных органов) для его собственных граждан объяснялось тем, что страна находилась в капиталистическом окружении, жаждущем смести с лица земли оплот социализма. Образ врага (внешнего и внутреннего, «саботажника») и постоянное напоминание о военной угрозе оправдывали необходимость построения сильного государства, способного противостоять внешней агрессии.

Широкому пересмотру подверглась история. Исчез из учебников ленинский тезис о царской России как «тюрьме народов», политика колонизации стала признаваться для многонациональных окраин России «относительным благом» ввиду цивилизаторской роли русского народа. Исторические исследования и художественные произведения обратились к деятельности выдающихся государственных деятелей прошлого – Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра I, а в особенности Ивана Грозного. В целом процесс «реабилитации государства» имел положительный характер: он вызвал небывалый подъем патриотизма, во многом предопределившего победу СССР в Великой Отечественной войне.

Одна из характерных особенностей Конституции 1936 г. состояла в том, что с ее принятием была предпринята попытка отойти от марксистской идеи объединения законодательной и исполнительной власти в сторону парламентаризма. Статья 32 следующим образом закрепляла этот принцип: «Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР».

Это имело большое значение с точки зрения повышения авторитета законов, роли и значения представительных органов власти. Однако предоставление Президиуму Верховного Совета СССР права принимать указы, юридический статус которых был неясен, не позволило последовательно реализовать вышеуказанный принцип. Вскоре СНК СССР совместно с ЦК ВКП(б) стали также пользоваться законодательной властью.

Исключительно важное политическое значение имела статья 126, в которой впервые была открыто закреплена руководящая роль Коммунистической партии в советском обществе и государстве.

Отличительной чертой Конституции являлся декларативный демократизм, который ярко проявился в главе X «Основные права и обязанности граждан». Конституция значительно расширила права и политические свободы, отменила все ограничения, связанные с классовой принадлежностью граждан. Впервые на конституционном уровне было закреплено равноправие мужчин и женщин.

Равным политическим и социальным правам и свободам граждан соответствовали равные обязанности: соблюдать Конституцию СССР, исполнять законы, соблюдать дисциплину труда, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность, защищать с оружием в руках социалистическое Отечество и др.

Конституция 1936 г. законодательно закрепила победу социализма в СССР. Таким образом, мечта о справедливом общественном и государственном устройстве все теснее сближалась с образом тоталитарной административно-репрессивной системы, сформированной в СССР.

Основной закон 1936 г. действовал в течение 40 лет. Эта Конституция послужила основой для разработки и принятия основных законов союзных республик. При этом была проведена их унификация. В июне-июле 1936 г. во всех союзных республиках были созданы конституционные комиссии, подготовившие проекты республиканских конституций, которые в январе-марте 1937 г. были утверждены.

Конституция СССР 1936 г. имела определенное международное значение. В частности, она служила идеалом для той части населения других государств, которая разделяла идеи социализма или сочувствовала им и объединяла противников фашистской диктатуры.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Со страниц множества книг звучит рефрен: «Пётр создал новые государственные учреждения! Пётр отменил прежнюю систему управления!»Но в первые годы правления Петра он и не думал ничего менять. Страна жила, управляемая все теми же

Реформа государственного управления

Реформа государственного управления В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом. Первая статья Основных законов утверждала: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и не ограниченный. Повиноваться

Изменение государственного управления в период отмены нэпа

Изменение государственного управления в период отмены нэпа XIV съезд РКП(б) (1925 г.) в качестве важнейших задач экономики определил следующие:– обеспечение экономической самостоятельности страны;– превращение СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну,

Реформы государственного управления

Реформы государственного управления Развитие советской государственности во второй половине 40 – начале 60-х гг. XX в. шло по следующим направлениям.Государственный аппарат перестраивался на мирный лад.К сентябрю 1945 г. были упразднены ГКО и другие чрезвычайные органы

ГЛАВА I ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ. ОГРАНИЧЕНИЕ ВЛАСТИ МАГИСТРАТОВ.

ГЛАВА I ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ. ОГРАНИЧЕНИЕ ВЛАСТИ МАГИСТРАТОВ. Строгое понятие о единстве и полновластии общины во всех общественных делах, служившее центром тяжести для италийских государственных учреждений, сосредоточило в руках одного пожизненно

6. Резкое увеличение количества губерний и истребление «московских пережитков государственного управления» в Российской Империи сразу после победы над Пугачевым

6. Резкое увеличение количества губерний и истребление «московских пережитков государственного управления» в Российской Империи сразу после победы над Пугачевым Нам могут сказать: если после 1775 года к романовской Российской Империи были вдруг присоединены огромные

Часть 5. Начало борьбы за изменение Конституции СССР

Часть 5. Начало борьбы за изменение Конституции СССР Как уже говорилось, в 1934 году предельно четко обозначилась смена внешнеполитического курса СССР. Стало явным, неоспоримым рождение того, что и следует понимать под термином «сталинизм», но без какой-либо негативной

Часть 9. Продолжение борьбы за изменение Конституции

Часть 9. Продолжение борьбы за изменение Конституции В течение четырех дней, с 17 по 19 и 22 апреля 1936 года, Сталин вместе с Яковлевым, Стецким и Талем обсуждали «Черновой набросок» проекта Конституции, вносили в него последние исправления. Так, определение советского

5. Организация государственного управления

5. Организация государственного управления Основанное на принципах строжайшего учета и контроля дворцовое хозяйство нуждалось для своего нормального функционирования в развитом бюрократическом аппарате. Документы Пилосского и Кносского архивов показывают этот

Глава 12 Молчаливое сопротивление проекту Конституции СССР и первый московский процесс 1936 года

Глава 12 Молчаливое сопротивление проекту Конституции СССР и первый московский процесс 1936 года Проект Конституции СССР был опубликован во всех газетах страны, передан по радио, издан отдельными брошюрами на 100 языках народов СССР тиражом свыше 70 миллионов экземпляров. О

§ 1. Органы государственного управления

§ 1. Органы государственного управления После смерти Петра I созданная им бюрократическая машина дворянского государства должна была пройти сквозь испытания контрреформ. В итоге всех административных изменений система центральных учреждений осталась почти

Организация государственного управления

Организация государственного управления В период Нового Царства создаётся сложный аппарат государственного управления. Многочисленные документы этого времени позволяют нам ознакомиться с системой центральной и местной администрации. Всё больше и больше усиливается

Система государственного управления

Система государственного управления Как мы уже видели, Венецианская республика осуществляет жесткое руководство экономикой и структурами управления подвластных ей территорий — как заморских, так и материковых, — проводя, как нам кажется, политику государственного

57. ПОДГОТОВКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР 1936 г. ИЗМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА В 1930–1941 гг

57. ПОДГОТОВКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР 1936 г. ИЗМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА В 1930–1941 гг В 1935 г. была создана Конституционная комиссия для подготовки текста новой Конституции СССР: ее возглавил Генеральный секретарь Центрального комитета всесоюзной коммунистической

60. ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ

60. ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ Были расширены права союзных республик в области обороны и внешней политики (народные комиссариаты обороны и иностранных дел стали союзно-республиканскими). Украина и Белоруссия реально

5 декабря, исполняется 85 лет с момент принятия второй Конституции СССР — «сталинской». Ничего подобного этому великому документу не было ни до, ни после, данный факт признают даже закоренелые враги нашей страны.

Все имеют равные права, никакой классовой ненависти, обязанности у любого гражданина тоже идентичные, прежде всего, это защита Отечества. Нет славословий по поводу коммунизма, это слово упомянуто всего один раз, про бородатого «основоположника» вообще молчёк — не было такого. И как всё это понимать?

Дальше — больше. Смотрим статью 126.

«В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

Это какую такую «Коммунистическую партию Советского Союза»? На дворе 1936-й, если кто забыл, КПСС появилась только на XIX съезде, в 1952 году! А до того времени действовала ВКП(б), про неё, что характерно, в Конституции ни слова. То есть получается, что граждане СССР могут «добровольно объединяться», или не объединяются, в некую партию. Которой пока нет!

И не только в неё — в различные союзы, общества и так далее. Зачем? В том числе для того, чтобы заниматься политической деятельностью.

«Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам. Право выставления кандидатов обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами», — говорится в Статье 141.

Уже после принятия Конституции, в 1937-м, стали готовиться к таким выборам, где кандидатам от ВКП(б) придётся конкурировать с «народными выдвиженцами». В газете «Правда» опубликовали вид бюллетеня и учили, как им пользоваться.

Выборы состоялись, но об этом — позже.

По поводу разных видов собственности тоже всё прописали совсем «не по-коммунарски». Помимо государственной и частной (личной) закрепили понятие «собственность кооперативных объединений», то есть частные предприятия, принадлежащие своим работникам. На 1953 год таковых в стране насчитывалось около 114 тысяч, они производили 40% мебели, 35% трикотажа, 100% детских игрушек, 70% металлической посуды и т.д. Розничная кооперативная торговля на тот же год дала 30% от всего оборота!

Артели и кооперативы были очень разными. Например, первые советские ламповые приемники и первые телевизоры с электронно-лучевой трубкой выпустила ленинградская артель «Прогресс-Радио». В общем, это был полноценный завод.

«Стало явным, неоспоримым рождение того, что и следует понимать под термином «сталинизм», но без какой-либо предвзятой, личностной, заведомо негативной оценки. Того, что означало на деле всего лишь решительный отказ от ориентации на мировую революцию, провозглашение приоритетной защиты национальных интересов СССР и требование закрепить все это в Конституции страны», — считает известный историк Юрий Жуков.

«Чтобы понять, что произошло, нужно посмотреть на цели и последствия принятия новой Конституции. Её нельзя считать, как это до сих пор принято думать, циничным пропагандистским трюком во многом для международного потребления. Конституция 1936 года изначально не задумывалась как декларативный документ. Она была частью поворота к умеренности в середине 1930-х годов», — уверена профессор русской истории Университета Северного Техаса Ольга Великанова.

А о главной цели, совсем не стесняясь, рассказывал сам Сталин. В марте 1936 года в интервью американскому журналисту Рою Говарду он чётко определил, что хочет.

«Вам кажется, что не будет избирательной борьбы. Но она будет, и я предвижу весьма оживленную избирательную борьбу. У нас немало учреждений, которые работают плохо. Бывает, что тот или иной местный орган власти не умеет удовлетворить те или иные из многосторонних и все возрастающих потребностей трудящихся города и деревни.

Построил ли ты или не построил хорошую школу? Улучшил ли ты жилищные условия? Не бюрократ ли ты? Помог ли ты сделать наш труд более эффективным, нашу жизнь более культурной? Таковы будут критерии, с которыми миллионы избирателей будут подходить к кандидатам, отбрасывая негодных, вычеркивая их из списков, выдвигая лучших и выставляя их кандидатуры …

Всеобщие, равные, прямые и тайные выборы в СССР будут хлыстом в руках населения против плохо работающих органов власти», — говорил вождь.

Иными словами, он планировал убрать из власти различных «партайгенноссе», всевозможных «старых большевиков» и прочих «героев Гражданской». Которые показали себя не только отвратительными руководителями, но и быстро превратились в новых «бояр». И заменить их специалистами, которых выбрал сам народ. Естественно, пошло мощное противодействие.

Стоит отметить, что к тому моменту возможности Сталина были весьма ограничены, на тот момент стоит говорить о коллегиальном управлении страной. Причём «команду» вождя к тому моменту хорошо проредили — в 1934-м убили Кирова, в 1935-м — Куйбышева, Орджоникидзе уже был плох, в начале 1937-го его добьют. По большому счёту, верными соратниками были лишь Молотов, Жданов, Ворошилов и Будённый. Но этого не всегда хватало.

К примеру, Сталин собирался убрать из Конституции пресловутую «диктатуру пролетариата».

«Наш рабочий класс не только не лишен орудий и средств производства, а наоборот, он ими владеет. Можно ли после этого назвать наш рабочий класс пролетариатом? Ясно, что нельзя», — полемизировал вождь на обсуждении Основного закона страны. Но не преуспел, «диктатуру» оставили.

Зато удалось пробить отмену лишения избирательных прав для «антисоветских элементов».

«Советская власть лишила избирательных прав нетрудовые и эксплуататорские элементы не на веки вечные, а временно, до известного периода… Не пришло ли время пересмотреть этот закон? Я думаю, что пришло время. Говорят, что это опасно, так как могут пролезть в верховные органы враждебные советской власти элементы, кое-кто из бывших белогвардейцев, кулаков, попов и так далее.

Но чего тут, собственно, бояться? Волков бояться – в лес не ходить. Во-первых, не все бывшие кулаки, белогвардейцы или попы враждебны советской власти. Во-вторых, если народ кой-где и изберет враждебных людей, то это будет означать, что наша агитационная работа поставлена плохо, а мы вполне заслужили такой позор», — агитировал Сталин. Тут получилось, хотя и с огромным скрипом.

5 декабря 1936 года VIII Всесоюзный съезд Советов принял новую Конституцию, то есть законодательная основа для начала реформ была готова.

«Казалось, группа Сталина одержала полную победу. Хотя и с опозданием, все же добилась утверждения своего проекта Конституции, которая и должна была стать правовой основой политических реформ. Однако главная цель — прежде всего смена руководства за счет «новых сил», на основе скорейших альтернативных выборов — осталась не только недостигнутой, но и по-прежнему весьма отдаленной, отложенной на неопределенный срок. Второе постановление съезда гласило: поручить ЦИК СССР «на основе новой Конституции разработать и утвердить положение о выборах, а также установить сроки выборов Верховного Совета Союза ССР»», — объясняет Юрий Жуков.

Дальше дело сперва застопорилось, а потом стало совсем не до того. И явно неспроста. В начале мая — попытка военного переворота маршала Тухачевского, далее рост напряжённости и внутрипартийной борьбы. То, что антисоветские историки называют «Большим террором», было всего лишь кровавыми разборками внутри «верхушки», попытками устроить смену власти и общественного строя. Не получилось.

В декабре 1937-го состоялись выборы по новой Конституции. Появились первые «народные выдвиженцы», хотя их и было крайне мало. Во-первых, у людей отсутствовал политический опыт, во-вторых, пока по большей части верили «старым кадрам». В-третьих, народ заботило иное — страна боролась с врагами народа.

И, в четвёртых, шло мощное противодействие. Например, очень сильно мутили народ церковники, которые внезапно начали все разом предрекать «конец света» и всякие кары тем, кто пойдёт голосовать. Прочее антисоветское подполье тоже не сидело, сложа руки, так что в целом первый блин демократии вышел комом.

Два года ушло на то, чтобы унять устроенное троцкистами беззаконие, были невинные жертвы, хотя они в тысячи раз преувеличены. Но в целом первый шаг к народовластию удался, была заложена отличная основа. А дальше была война — вторые выборы в Верховный Совет прошли только в 1946 году.

Сталинская конституция - конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 году. На момент принятия этот документ считался самой демократичной конституцией в мире. Те права и свободы, провозглашенные в главенствующем для страны документе, не были озвучены ни где. Другое дело, что большинство свобод в СССР были реализованы на бумаге, а по факту сразу после принятия этого документа начались репрессии. В любом случае конституция 1936 года закрепила факт существования СССР и заложила фундамент для дальнейшего развития страны.

Конституция 1936 года состояла из 13 глав, из которых:

  • 1 - регламентировала общие положения.
  • 2-8 - регламентировали государственное устройство, а также механизм работы органов власти: от высших до местных.
  • 9 - деятельность судебной системы и, контролирующей ее, прокуратуры.
  • 10 - гражданские права и свободы граждан.
  • 11 - основы избирательной системы.
  • 12 - государственная символика.
  • 13 - правила изменения конституции.

Сталинская конституция фиксировала факт победы социализма, но с одной оговоркой, применяемой в документе, - конституция в основном победившего социализма.

Сталинская конституция 1936 года в СССР

Форма государственности

СССР провозглашался страной, состоявшей из Союзных республик. Все республики сохраняли широкие полномочия по суверенитету за исключением только органов управления.Все органы управления прописывались в конституции СССР, а союзные республики обязаны были это исполнять. В остальном ограничений не было: каждая республика могла добровольно покинуть состав Советского Союза, доработать конституцию под местные нужды, содержать собственную армию, вести прямые переговоры с другими странами в обход Москвы, обмениваться послами и так далее. Конституция гарантировала, что границы отдельных республик не могут быть изменены, кроме как с согласия самой республики.

В 1936 году союзными республиками в составе СССР были:

  • Россия
  • Украина
  • Белоруссия
  • Казахстан
  • Грузия
  • Азербайджан
  • Латвия
  • Литва
  • Эстония
  • Молдавия
  • Киргизия
  • Таджикистан
  • туркменистан
  • Армения
  • Узбекистан

Итого, 15 республиканских государств.

Управление государством

Вся полнота законодательной власти передавалась Верховному Совету. Это был избирательный орган. Депутаты избирались на 4 года. Получилась забавная ситуация - с одной стороны конституция фиксировала, что ВС это главный орган в стране, но с другой стороны все знали и понимали, что реальная власть у ЦК партии. Это главное отличие конституции 1936 года от конституции 1924 года, где вся полнота власти передавалась съезду Советов. Теперь же система управления менялась кардинально, поскольку в 1924 году правление должно было быть экстренным (гражданская война), а в 1936 году оно должно было быть продуктивным (в СССР победил социализм и требовалось его развивать). Система управления СССР, сформировавшаяся после 1936 года, схематически может быть представлена следующим образом.

Управление СССР по сталинской конституции 1936 года

Верховный совет был двухуровневым. Он состоял из 2-ух палат, каждая их которых формировалась избранными депутатами:

  1. Совет Союзов. Занимался общегосударственными делами. Формировался из расчета на 300 тыс человек 1 депутат.
  2. Совет Национальностей. Занимался республиканскими вопросами. Формировался из 32 кандидатов от каждой республики. Дополнительно по 11 человек от каждой автономной республики и 5 от автономной области.

Каждая республика должна была сформировать свой, республиканский ВС, также избираемый на 4 года. Он решал все местные вопросы и подчинялся по иерархии Москве. В его непосредственном подчинении находились республиканское правительство и совет министров. Каждый из этих органов был подконтрольным и сосредотачивал в своих руках исполнительную власть.

Судебная система

Сталинская конституция Советского союза 1936 года систематизировала суды. Вводилась иерархия, когда дела, разделенные по приоритетам, рассматривались в определенных учреждениях. Например, незначительные происшествия рассматривали суды в городе и селах, более значимые происшествия разбирались на областном уровне, а преступления государственного масштаба и значимости разбирались в Москве, в Верховном суде. Судебная иерархия снизу вверх представлена в виде судов:

Конституция наделяла Верховный Совет правом формировать особые суды для разбирательства с важнейшими делами. В дальнейшем, например, такие суды формировались для изучения деталей Чернобыльской катастрофы.

Вне зависимости места проведения заседания, все суды в СССР должны были стать открытыми и прозрачными. Каждый судья должен был действовать объективно. Судья избирался на 5 лет, назначаясь «сверху». Проведение судебных заседаний было запрещено без привлечения народных заседателей. Причем они привлекались вне зависимости от типа судебного учреждения. Заседатели были простыми трудящимися, выдвигаемыми от коллективов. Каждый заседатель выбирался на свой пост на 2 года, частично освобождаясь от своих трудовых обязанностей на время работы в суде.

Плакат - выборы судей и народных заседателей

Судебная система СССР в целом фиксировала свою независимость и самостоятельность. На бумаге заявлялось о принципах прозрачности и объективности, но реально вводился еще 1 орган, который контролировал суды - прокуратура. Прокуратуры также действовали по иерархии: Генеральная прокуратура в Москве, региональная, областная, народная. Генеральный прокурор назначался решением Верховного Совета на 5 лет. В функции прокуратуры входил контроль за соблюдением законности действий судов. Если о судах нельзя говорить о независимости, поскольку над ними был контрольный орган, то о прокуратуре можно говорить как о полностью независимом органе. Они не подчинялись никаким органам власти, неся ответственность только перед Генеральным прокурором.

Гражданские свободы и права

Сталинская конституция стала передовым документом своей эпохи именно благодаря «гражданским» положениям из 10-ой главы. Можно сколько угодно рассуждать, что права и свобод, провозглашенные конституций, чаще всего не выполнялись, но факт заключается в другом - до 1936 года ни в одной стране мира подобный права и свободы не были официально закреплены за всеми гражданами. Это была победа социализма над капитализмом, и этого западные страны не простят никогда. Даже если рассматривать современную конституцию США, то там, с учетом всех поправок, у граждан очень мало прав и они сильно урезаны по сравнению с тем, что было в СССР. Что касается разговоров, что свободы остались на бумаге, то это сравни разговорам, что СССР спровоцировал Германию на атаку. За этим нет ничего, кроме сильного желания других стран принизить историю России и СССР. Ни в одной стране мира конституция не выполнялась на 100%. Но претензия сегодня к СССР не столько из-за того, что гражданские права и свободы умилялись, а в том, что они оказались записанными в официальный документ.

Основные права граждан СССР по конституции:

В конституции указывалось, что каждый гражданин СССР является неприкосновенным и получает гарантии безопасности. Также ему предоставляется гарантия неприкосновенности и целостности жилища. Важная особенность конституции СССР 1936 года - в стране устанавливались равные одинаковые права для мужчин и женщин. Сегодня это кажется обыденным и логичным, но до середины 20 века случай СССР был уникальным. В других странах женщинам гражданские права давали крайне ограниченно.

Каждый гражданин был обязан:

  1. Защищать Родину. Служба в армии была обязательной и почетной обязанностью каждого.
  2. Соблюдать законы. Это требование относилось не только к Конституции и Кодексам, но и к дисциплине на производстве, правилам совместного проживания. Последнее было крайне актуальным, поскольку подавляющая часть населения проживала в общежитиях.
  3. Защищать и оберегать социалистическую собственность. Любой человек, восхищавший государственную собственность, или наносящий серьезный вред производству, приравнивался к изменнику. По законам того времени это была смертная казнь.

Избирательные права

Сталин на выборах в СССР в 1937 году

На роль депутата мог претендовать любой человек старше 23 лет. Других ограничений не было. Но их не было на бумаге. В действительности же депутатом мог быть только член партии.

Отдельно обращаю внимание на Пункт 142 Сталинской конституции, где устанавливались обязанности депутатов. Он должен был ежеквартально и ежегодно отчитываться перед избирателями о проделанной работе. Это вводило систему ответственности депутата перед избирателями. тем более, что чаще всего депутаты избирались заводами, отчитывались перед своими коллегами. У депутатов не было неприкосновенности. Каждый мог лишиться депутатского статуса в любую минуту. Для этого большинство избирателей должны были проголосовать. Делалось это довольно легко, поскольку депутат выдвигался от трудового коллектива, перед которым нес ответственность и отчитывался.

Государственная символика

Столицей СССР утверждался город Москва. Флаг: на красном знамени серп, молот и красная звезда из 5-ти лучей, располагающиеся в углу у флагштока.

Флаг СССР по конституции 1936 года

Герб СССР установилась: изображается Земля с нанесенными на ней серпом и молотом. Земля оформляется пшеничными колосьями в лучах солнца. Над ними располагается красная звезда. Надпись «Пролетарии всех стран объединяйтесь» наносилась на всех «союзных» языках.

Принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры были закреплены XI главой Конституции СССР 1936 г., которая так и называлась: «Суд и прокуратура».

По Конституции, правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

Народные суды должны избираться гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года.

Все остальные звенья судебной системы избираются соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет.

Конституция закрепила важные принципы организации и деятельности судебных органов:

— рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом);

— открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения);

— обеспечение права обвиняемому на защиту;

— ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке.

Конституция провозгласила принцип независимости судей и подчинения их только закону, который на практике нередко нарушался.

Высший надзор за точным исполнением законов всеми народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР, Конституция возлагала на Прокурора СССР.

Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет.

Окружные, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик с утверждения Прокурора СССР сроком на пять лет.

Органы прокуратуры, по Конституции, должны осуществлять свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

91. Конституция 1936 г

91. Конституция 1936 г Новая Конституция СССР была утверждена 5 декабря 1936 г.Политической основой СССР в ней названы Советы депутатов трудящихся, экономической основой — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных

97. Особенности национально-государственного строительства в 1936–1945 гг

97. Особенности национально-государственного строительства в 1936–1945 гг Процесс национально-государственного строительства заставил пересмотреть статус ЗСФСР: она перестала существовать, и в 1936 г. образовались Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская

46. Военная прокуратура

46. Военная прокуратура Военная прокуратура – один из видов специализированных прокуратур РФ; военные прокуроры осуществляют свои полномочия в Вооруженных силах РФ, а также всех прочих войсках, воинских формированиях и органах, которые созданы в соответствии с

Прокуратура

Прокуратура Прокурор вправе привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон при выполнении работ и оказании услуг, не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей.Прокурор обязан[28]:— рассматривать и

59. Генеральная прокуратура РФ

59. Генеральная прокуратура РФ Генеральная прокуратура РФ является центральным органом, руководящим всеми органами прокуратуры на территории РФ. Возглавляется она Генеральным прокурором Российской Федерации, назначаемым на должность и освобождаемым от нее Советом

51. Транспортная прокуратура

51. Транспортная прокуратура Существуют специализированные прокуратуры двух типов.Первый тип – прокуратуры военные, транспортные и войсковых частей, а ко второму типу относятся природоохранные прокуратуры.Транспортная прокуратура – осуществляет расследование

83. Конституция СССР 1936 г

83. Конституция СССР 1936 г Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.Предпосылки создания Конституции 1936 г.:1) СССР все более превращался в

Суд и прокуратура

Суд и прокуратура В соответствии с конституцией (ст. 24) судебная власть в Индонезии осуществляется Верховным судом и другими судебными органами в соответствии с законом.В настоящее время судебная система состоит из следующих основных элементов:1. Верховный суд

Суд и прокуратура

Суд и прокуратура Как отмечалось, разделы конституции, регулирующие статус этих органов, подверглись изменениям после падения социалистического режима в наименьшей степени. Сохранили свое действие с рядом изменений закон IV 1972 года о судах и закон V 1972 года о прокуратуре

3. Прокуратура

3. Прокуратура Задачей Прокуратуры РФ является контроль и надзор за выполнением законов, нормативно-правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры

3. Понятие и сущность конституции, виды конституции

3. Понятие и сущность конституции, виды конституции Термин «конституция» имеет два значения:Фактическая конституция – реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране.Юридическая конституция –

Емельянов Сергей Андреевич (1936–1995), государственный советник юстиции I класса

Емельянов Сергей Андреевич (1936–1995), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 11 августа 1936 в Велижском районе Смоленской обл. После получения в 1954 аттестата зрелости поступил на юридический факультет МГУ. С 1959 стажировался в Вяземской межрайонной

Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.

Предпосылки создания Конституции 1936 г.:

1) СССР все более превращался в мощную промышленную державу, утрачивались черты аграрно-индустриального государства;

2) капиталистические черты экономики были заменены социалистическими;

3) социалистическая собственность на орудия и средства производства окончательно утвердилась;

4) исчезли эскплуататорские классы;

5) образовалось колхозное крестьянство;

6) наметилась дальнейшая демократизация избирательной системы.

Особенности Конституции СССР 1936 г. (в сравнении с Конституцией 1924 г.):

1) это более широкая по содержанию Конституция, которая включала новые главы: об общественном устройстве; о местных органах государственной власти; о суде и прокуратуре; об основных правах и обязанностях граждан; об избирательной системе;

2) нормами Конституции 1936 г. подробно регулировалось государственное устройство СССР, система высших органов власти СССР и союзных республик:

а) высший орган власти – Верховный Совет, его Президиум (формировался на основе всеобщего избирательного права и прямого тайного голосования на 4 года, избирательное право возникало с 18 лет);

б) Совет народных Комиссаров (СНК – высший исполнительный и распорядительный орган), наркомат (подотчетны Верховному Совету);

в) система судов и прокуратуры (Верховный Суд СССР, верховные суды союзных республик, краевые, областные, окружные суды; народные суды были выборными органами, срок полномочий – 3 года);

3) в общественном устройстве устанавливалось наличие в обществе двух дружественных классов: рабочих и крестьян;

4) закреплялась политическая основа СССР – советы депутатов трудящихся, т. е. законодательно оформилась единая политическая идеология;

5) экономической основой Конституция называла социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность на орудия и средства производства; закреплялись две формы собственности: государственная (земля, воды, шахты, транспорт, средства связи) и кооперативно-колхозная (общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их инвентарем, продукцией, общественными постройками), а также личная собственность колхозников на приусадебный участок (дом, скот, мелкий инвентарь);

6) хозяйственная жизнь страны была подчинена государственному народно-хозяйственному плану;

7) труд конституционно объявлялся обязанностью и делом чести каждого трудоспособного гражданина СССР;

8) принципы государственного устройства: советский и социалистический федерализм; добровольность и объединение республик, их равноправие и суверенитет;

9) центральные органы власти СССР обладали наибольшим объемом полномочий:

а) представительство страны в международных отношениях;

б) решение вопросов войны и мира;

в) принятие в состав СССР новых республик;

г) составление народно-хозяйственных планов СССР и др.;

10) статус граждан по данной Конституции включал: право собственности на трудовые доходы; трудовую обязанность; право на отдых, на материальное обеспечение в старости, болезни, при потере трудоспособности и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало

91. Конституция 1936 г

91. Конституция 1936 г Новая Конституция СССР была утверждена 5 декабря 1936 г.Политической основой СССР в ней названы Советы депутатов трудящихся, экономической основой — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных

94. Суд и прокуратура по Конституции 1936 г

94. Суд и прокуратура по Конституции 1936 г Принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры были закреплены XI главой Конституции СССР 1936 г., которая так и называлась: «Суд и прокуратура».По Конституции, правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР,

97. Особенности национально-государственного строительства в 1936–1945 гг

97. Особенности национально-государственного строительства в 1936–1945 гг Процесс национально-государственного строительства заставил пересмотреть статус ЗСФСР: она перестала существовать, и в 1936 г. образовались Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская

113. Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР

113. Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР Съезд народных депутатов СССР был высшим органом государственной власти в стране. Съезд имел всю полноту власти, имея право принять к рассмотрению любой вопрос.Съезд состоял из 2250 депутатов, треть избиралась — по

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ СССР И НАГРУДНЫМИ ЗНАКАМИ, ЗА ПРИСВОЕНИЕ ОРДЕНОВ, МЕДАЛЕЙ И НАГРУДНЫХ ЗНАКОВ И ПЕРЕДАЧУ ИХ НАГРАЖДЕННЫМИ ЛИЦАМИ ДРУГИМ ЛИЦАМ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1943 г. Л» 18) (Из

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ СССР И НАГРУДНЫМИ ЗНАКАМИ, ЗА ПРИСВОЕНИЕ ОРДЕНОВ, МЕДАЛЕЙ И НАГРУДНЫХ ЗНАКОВ И ПЕРЕДАЧУ ИХ НАГРАЖДЕННЫМИ ЛИЦАМИ ДРУГИМ ЛИЦАМ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. («Ведомости Верховного

О ДОСРОЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ ГЕРМАНСКИХ ГРАЖДАН, ОСУЖДЕННЫХ СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ СССР ЗА СОВЕРШЕННЫЕ ИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ НАРОДОВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ПЕРИОД ВОЙНЫ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1955 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1955 г. № 17, ст. 351)

О ДОСРОЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ ГЕРМАНСКИХ ГРАЖДАН, ОСУЖДЕННЫХ СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ СССР ЗА СОВЕРШЕННЫЕ ИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ НАРОДОВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ПЕРИОД ВОЙНЫ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1955 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1955 г. № 17, ст.

80. Конституция СССР 1924 г

80. Конституция СССР 1924 г Конституция СССР 1924 г. – следствие образования СССР.Планы союзного объединения:1) Ленин считал, что СССР должен основываться на конфедеративных началах, революция пойдет на Запад, и любое государство сможет присоединиться к

88. Конституция СССР 1977 г

88. Конституция СССР 1977 г Подготовка проекта новой союзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.Конституция СССР была

§ 1. Договор об образовании СССР 1922 года как орудие разрушения СССР и правовая база «суверенизации» и «возрождения» государственности наций, национальностей и национальных меньшинств

§ 1. Договор об образовании СССР 1922 года как орудие разрушения СССР и правовая база «суверенизации» и «возрождения» государственности наций, национальностей и национальных меньшинств С конца 80-х годов Украина в одностороннем порядке стала стремиться расширить и

Емельянов Сергей Андреевич (1936–1995), государственный советник юстиции I класса

Емельянов Сергей Андреевич (1936–1995), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 11 августа 1936 в Велижском районе Смоленской обл. После получения в 1954 аттестата зрелости поступил на юридический факультет МГУ. С 1959 стажировался в Вяземской межрайонной

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: