Конституционный суд республики марий эл порядок избрания судей

Обновлено: 28.04.2024

23 июля 1918 года Наркомат юстиции РСФСР издал инструкцию об организации и действии местных народных судов, в которой подробно излагались правила судебного разбирательства дел и другие вопросы судоустройства. Кассационной инстанцией для дел, рассмотренных местными народными судами, стал уездный совет (съезд), а в столицах — столичный совет (съезд) местных народных судей. В губернских городах и при советах народных судей, а в уездных городах при уездных бюро юстиции были учреждены особые сессии народного суда, где рассматривались наиболее важные дела. На территории Марийского края в то время действовали особые сессии народного суда при Козьмодемьянском и Сернурском кантонных бюро юстиции, особые сессии при Совете местных судей Марийской автономной области.

В 1936 году, когда МАО была преобразована в автономную республику, областные органы сменились республиканскими, появился Наркомат юстиции, а областной суд был преобразован в Главный суд Марийской АССР. На основании постановления Президиума исполкома Марийской АССР от 3 апреля 1937 года и в соответствии со ст. 107 Конституции РФСФР Главный суд был переименован в Верховный суд Марийской АССР.

В августе 1938 года был принят Закон СССР о судоустройстве.

27 августа 1939 года на второй сессии Верховного Совета республики был образован новый состав Верховного суда Марийской АССР, его председателем стал Ефим Гаврилович Софронов.

Грянула Великая Отечественная война. Суровое время требовало строжайшего порядка и железной дисциплины на фронте и в тылу. Были неминуемы изменения и в работе судов. В частности, расширилась подсудность дел военным трибуналам, приговоры которых теперь не подлежали кассационному обжалованию. Выполняя свой долг перед Родиной, многие работники судов Марийской АССР уходили на фронт и мужественно сражались с врагом.

После победы над фашизмом перестали действовать правовые нормы военного времени, в судебной системе вновь произошли реформы. В 1948 — 1949 годах состоялись выборы народных судов.

Чтобы улучшить руководство судами, 14 августа 1954 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об образовании президиумов в верховных судах союзных и автономных республик, краевых и областных судах и судах автономных областей. На них возлагалось рассмотрение дел в порядке надзора. В результате значительно ускорился поднадзорный пересмотр дел, усилилась роль судов областного уровня.

В конце 50-х годов прошлого столетия организационное руководство судами сосредоточилось в союзных республиках, и вместо органов юстиции его осуществляли вышестоящие суды. Однако вскоре от этой практики отказались — она не отвечала задачам осуществления судопроизводства.

С началом демократических процессов в России неизбежно изменился и статус судебной власти. В октябре 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Концепцию судебной реформы. В 1992 году ввиду изменения правового статуса республики Верховный суд Марийской АССР был преобразован в Верховный суд Республики Марий Эл. Следующими шагами стали закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, принятие законов о статусе судей и судебной системе, создание арбитражных и конституционных (уставных) судов, мировой юстиции.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

от 11 марта 1997 года N 14-З

О Конституционном суде Республики Марий Эл

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2022 на основании Закона Республики Марий Эл от 05.05.2021 N 10-З.
____________________________________________________________________

Принят
Государственным Собранием
Республики Марий Эл
27 февраля 1997 года

РАЗДЕЛ I ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ И СТАТУС СУДЕЙ

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Конституционный суд Республики Марий Эл - судебный орган конституционного контроля

Конституционный суд Республики Марий Эл - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о Конституционном суде Республики Марий Эл

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, регулирующими вопросы правосудия в Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл и настоящим Законом.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд Республики Марий Эл принимает Регламент Конституционного суда Республики Марий Эл.

Статья 3. Полномочия Конституционного суда Республики Марий Эл

Конституционный суд Республики Марий Эл:

1) по запросам Главы Республики Марий Эл, Государственного Собрания Республики Марий Эл или депутата (группы депутатов) Государственного Собрания Республики Марий Эл, Верховного Суда Республики Марий Эл, Арбитражного суда Республики Марий Эл, прокурора Республики Марий Эл, Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл, глав муниципальных образований, представительных органов муниципальных образований Республики Марий Эл разрешает дела о соответствии Конституции Республики Марий Эл:

а) законов Республики Марий Эл, принятых по вопросам ведения органов государственной власти Республики Марий Эл или по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Марий Эл, если нет в производстве Конституционного Суда Российской Федерации дела по аналогичному вопросу или принятого им решения;

б) нормативных правовых актов Главы Республики Марий Эл, Государственного Собрания Республики Марий Эл, Правительства Республики Марий Эл;

в) уставов муниципальных образований и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления (далее - муниципальные нормативные правовые акты);

2) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан (объединений граждан) и по запросам судов, мировых судей проверяет конституционность законов Республики Марий Эл и иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл, а также их отдельных положений (далее - нормативные правовые акты Республики Марий Эл), принятых по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Республики Марий Эл, или по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Марий Эл, муниципальных нормативных правовых актов и их отдельных положений, принятых по вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, если нет в производстве Конституционного Суда Российской Федерации дела по аналогичному вопросу или принятого им решения;

3) по запросам Главы Республики Марий Эл, Государственного Собрания Республики Марий Эл, Правительства Республики Марий Эл дает толкование Конституции Республики Марий Эл.

Конституционный суд Республики Марий Эл решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.

Конституционный суд Республики Марий Эл выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного суда Республики Марий Эл

Конституционный суд Республики Марий Эл состоит из пяти судей, назначаемых на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Главы Республики Марий Эл.

Конституционный суд Республики Марий Эл вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех судей.

Полномочия Конституционного суда Республики Марий Эл не ограничены определенным сроком.

Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл

Основными принципами деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Статья 5.1. Организация доступа к информации о деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл

В занимаемом Конституционным судом Республики Марий Эл здании (помещении) обеспечивается свободный доступ:

на открытые судебные заседания;

в приемную Конституционного суда Республики Марий Эл;

в места размещения информационных стендов о деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл.

Информация о деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа. Информация о деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл предоставляется в письменной форме в ответ на письменный запрос пользователя информации, если иной способ предоставления информации не определен запросом.

При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется. О невозможности предоставления информации в запрашиваемой форме пользователь информации должен быть уведомлен с указанием причины, по которой информация не может быть предоставлена в указанной пользователем форме.

Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл, устанавливаются Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Статья 5.2. Организация доступа к информации о деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл, размещаемой в сети Интернет

Конституционный суд Республики Марий Эл для размещения информации о своей деятельности использует сеть Интернет, в которой создает свой официальный сайт с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос.

Порядок создания официального сайта Конституционного суда Республики Марий Эл, размещения на нем информации о деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл, сроки обновления указанной информации, требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом устанавливаются Регламентом Конституционного суда Республики Марий Эл в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" и настоящим Законом.

Пользователям должна предоставляться наглядная информация о структуре официального сайта Конституционного суда Республики Марий Эл.

Технологические и программные средства обеспечения пользования официальным сайтом Конституционного суда Республики Марий Эл в сети Интернет должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на сайте, на основе общедоступного программного обеспечения.

Статья 6. Обязательность решений Конституционного суда Республики Марий Эл

Решения Конституционного суда Республики Марий Эл обязательны на всей территории Республики Марий Эл для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Решение Конституционного суда Республики Марий Эл, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл

Конституционный суд Республики Марий Эл независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов.

Финансирование Конституционного суда Республики Марий Эл производится за счет средств бюджета Республики Марий Эл и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В республиканском бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл средства, которыми Конституционный суд Республики Марий Эл распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного суда Республики Марий Эл не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

1. Конституционный суд Республики Марий Эл является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2. Конституционный суд Республики Марий Эл состоит из пяти судей.

3. в целях защиты основных прав и свобод человека и гражданина, непосредственного действия Конституции Республики Марий Эл на территории Республики Марий Эл Конституционный суд Республики Марий Эл по запросам Главы Республики Марий Эл, Государственного собрания Республики Марий Эл или депутата (группы депутатов) Государственного собрания Республики Марий Эл, верховного суда Республики Марий Эл, Арбитражного суда Республики Марий Эл, прокурора Республики Марий Эл, уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл, глав муниципальных образований, представительных органов муниципальных образований республики разрешает дела о соответствии Конституции Республики Марий Эл:

а) законов Республики Марий Эл, принятых по вопросам ведения органов государственной власти Республики Марий Эл или по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Марий Эл, если нет в производстве Конституционного суда Российской Федерации дела по аналогичному вопросу или принятого им решения;

б) нормативных правовых актов Главы Республики Марий Эл, Государственного собрания Республики Марий Эл, Правительства Республики Марий Эл;

в) уставов муниципальных образований и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

4. Конституционный суд Республики Марий Эл по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан (объединений граждан) и по запросам судов проверяет конституционность законов Республики Марий Эл

или их отдельных положений, а также иных нормативных правовых актов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, по вопросам ведения органов государственной власти Республики Марий Эл или по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Марий Эл, если нет в производстве Конституционного суда Российской Федерации дела по аналогичному вопросу или принятого им решения.

5. Конституционный суд Республики Марий Эл дает толкование Конституции Республики Марий Эл по запросам Главы Республики Марий Эл, Государственного собрания Республики Марий Эл, Правительства Республики Марий Эл.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

7. Порядок образования, организация деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл устанавливаются законом.

1. Статья 95 Конституции Республики Марий Эл предусматривает создание в республике особого судебного органа — Конституционного суда Республики Марий Эл и определяет его как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В этой конституционной формулировке отражены все признаки юридической и государственно-властной природы Конституционного суда: правовой статус — судебный орган; функциональное предназначение — осуществление конституционного контроля; основные принципы деятельности — самостоятельное и независимое осуществление судебной власти; процессуальная форма деятельности — конституционное судопроизводство.

11 марта 1997 года был принят Закон Республики Марий Эл № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл», развивающий положения комментируемой статьи Конституции, определивший правовой статус суда, его полномочия, организационную структуру, статус судей, процессуальные особенности рассмотрения дел.

18 июня 1998 года Конституционный суд Республики Марий Эл был сформирован в правомочном составе. В этот день первые судьи Конституционного суда Республики Марий Эл принесли присягу на XV сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Конституционный суд Республики Марий Эл является органом государственной власти Республики Марий Эл, стоящим в одном ряду с другими высшими конституционными органами республики — Главой республики, Государственным Собранием и Правительством Республики Марий Эл.

Конституционный суд Республики Марий Эл выполняет особую роль в обеспечении принципа разделения властей, в сохранении конституционного строя, защите прав и свобод граждан. Его создание ознаменовало завершение формирования системы органов государственной власти республики. Конституционный

суд Республики Марий Эл — необходимый элемент конституционно-правового статуса Республики Марий Эл как субъекта Российской Федерации, действующий как особый судебный орган конституционного контроля, призванный обеспечить верховенство Конституции республики по отношению к иным нормативным правовым актам республики и применительно ко всем субъектам права.

Конституционное судопроизводство в Республике Марий Эл — это регламентированная Законом Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» деятельность Конституционного суда Республики Марий Эл по осуществлению целей и задач правосудия в соответствии с предоставленными правомочиями. Результат конституционного судопроизводства — официальное толкование Конституции Республики Марий Эл, устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта Конституции Республики Марий Эл.

Также Конституционный суд Республики Марий Эл выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

2. В Конституционном суде Республики Марий Эл нет единоличного рассмотрения дел, все дела рассматриваются коллегиально. Судьи Конституционного суда Республики Марий Эл назначаются на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Главы Республики Марий Эл. Конституционный суд Республики Марий Эл вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех судей. Полномочия Конституционного суда Республики Марий Эл не ограничены определенным сроком.

3. Компетенция Конституционного суда Республики Марий Эл определяется закреплением видов правовых актов, подлежащих проверке и официальному толкованию, а также круга правомочных субъектов обращения в Конституционный суд. Важно отметить, что Конституционный суд не вправе рассматривать дела по собственной инициативе.

Конституционный суд решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Одно из важнейших полномочий Конституционного суда Республики Марий Эл установлено частью 3 комментируемой статьи Конституции. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции Республики Марий Эл:

а) законов Республики Марий Эл, принятых по вопросам ведения органов государственной власти Республики Марий Эл или по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Марий Эл, если нет в производстве Конституционного Суда Российской Федерации дела по аналогичному вопросу или принятого им решения;

б) нормативных правовых актов Главы Республики Марий Эл, Государственного Собрания Республики Марий Эл, Правительства Республики Марий Эл;

в) уставов муниципальных образований и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

К субъектам, правомочным на обращения в Конституционный суд Республики Марий Эл с запросом о проверке конституционности перечисленных в части 3 статьи 95 Конституции нормативных актов, относятся Глава Республики Марий Эл, Государственное Собрание Республики Марий Эл или депутат (группа депутатов) Государственного Собрания Республики Марий Эл, Верховный Суд Республики Марий Эл, Арбитражный суд Республики Марий Эл, прокурор Республики Марий Эл, Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл, главы муниципальных образований, представительных органов муниципальных образований республики.

4. Особую категорию дел, рассматриваемых Конституционным судом, составляют жалобы граждан и их объединений на нарушение конституционных прав и свобод. В основном это вопросы в сферах образования, социального обеспечения, налогообложения и т.п.

В случае признания закона или иного нормативного правового акта не соответствующим Конституции Республики Марий Эл защиту нарушенных прав и свобод получает не только гражданин-заявитель, но и другие граждане, в отношении которых применялся неконституционный акт. Поэтому решения Конституционного суда Республики Марий Эл являются средствами публичной защиты прав и свобод для неограниченного круга лиц. Это означает, что при вынесении Конституционным судом Республики Марий Эл решения о признании неконституционным оспоренного нормативного правового акта иные граждане, не являющиеся заявителями по делу, вправе потребовать пересмотра своих дел, в которых был применен нормативный правовой акт, признанный неконституционным.

Правом и одновременно обязанностью судов, как это вытекает из статьи 84 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», является обращение в Конституционный суд Республики Марий Эл с запросом, если суд придет к выводу о несоответствии Конституции Республики Марий Эл закона, примененного или подлежащего, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле и изданного по вопросам ведения органов государственной власти Республики Марий Эл или по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Марий Эл, если нет в производстве Конституционного Суда Российской Федерации дела по аналогичному вопросу или принятого им решения.

5. Толкование Конституции Республики Марий Эл — одно из специальных полномочий Конституционного суда Республики Марий Эл. Осуществляя толкование Конституции, Конституционный суд Республики Марий Эл преодолевает неопределенность в понимании ее положений. При этом он, свободно используя различные способы толкования, выработанные юридической доктриной и практикой, уясняет и разъясняет смысл интерпретируемых норм. Толкование Конституции Республики Марий Эл, данное Конституционным судом Республики Марий Эл, является официальным и обязательным для всех представительных,

исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

6. Решение Конституционного суда Республики Марий Эл окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного суда Республики Марий Эл действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного суда о признании нормативного правового акта Республики Марий Эл, муниципального нормативного правового акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же нормативного правового акта Республики Марий Эл, муниципального нормативного правового акта. Нормативные правовые акты Республики Марий Эл, муниципальные нормативные правовые акты, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на нормативных правовых актах Республики Марий Эл, муниципальных нормативных правовых актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных законом случаях. В случае если признание нормативного правового акта Республики Марий Эл, муниципального нормативного правового акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Республики Марий Эл. Решение Конституционного суда Республики Марий Эл подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного суда Республики Марий Эл влечет ответственность, установленную законодательством.

Решения Конституционного суда Республики Марий Эл выносятся от имени Республики Марий Эл.

7. Порядок образования, организация деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл установлены Законом Республики Марий Эл от 11.03.1997 № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл».

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного суда Республики Марий Эл.

Деятельность Конституционного суда Республики Марий Эл обеспечивает аппарат, осуществляющий организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное, материально-техническое и иное обеспечение.

К судам Республики Марий Эл относятся Конституционный суд Республики Марий Эл и мировые судьи. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл и полномочия, порядок назначения и деятельности мировых судей определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл и законами Республики Марий Эл.

Конституция относит к судам Республики Марий Эл Конституционный суд Республики Марий Эл и мировых судей.

Конституционный суд Республики Марий Эл занимает самостоятельное положение в судебной системе Российской Федерации. От всех иных судов его отличает ряд особенностей. Во-первых, данный суд является одним из высших органов государственной власти Республики Марий Эл. Во-вторых, Конституционный суд Республики Марий Эл разрешает особые дела, в которых рассматриваются конституционные конфликты. В-третьих, указанный суд рассматривает дела, руководствуясь Конституцией Республики Марий Эл, воздерживаясь от установления фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов. В-четвертых, его деятельность осуществляется в форме особого, конституционного судопроизводства на основе правил, определенных специальным законодательством.

Решение Конституционного суда Республики Марий Эл, принятое в пределах предоставленных ему полномочий, не может отменяться никаким другим судом, в том числе Конституционным Судом Российской Федерации (ч. 4 ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

В отличие от Конституционного суда мировые судьи не представляют собой самостоятельной системы судов субъекта, а действуют в составе судов общей юрисдикции в качестве «низового звена». При этом из общего количества дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, свыше двух третей приходится на мировых судей. Организация, полномочия и деятельность мировых судей в значительной степени урегулированы федеральным законодательством (Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» и др.). В соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются также законом субъекта Российской Федерации. В Республике Марий Эл к таким актам можно отнести Закон от 10.04.2000 № 21-З «О мировых судьях в Республике Марий Эл» и Закон от 21.12.2000 № 51-З «О создании должностей мировых судей и судебных участков в Республике Марий Эл».

Мировые судьи, в том числе действующие на территории Республики Марий Эл, осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Это следует из общих процессуальных норм.

Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом. Мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в соответствии с федеральным законодательством. Компетенция мировых судей, действующих на территории Республики Марий Эл, определяется Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами Республики Марий Эл. В частности, в ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» указаны уголовные дела, гражданские дела и дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к правомочиям мирового судьи. Основным принципом при этом является отнесение к компетенции мирового судьи дел, которые по своему характеру являются менее значительными, чем подсудные иным судам, рассматривающим уголовные дела, гражданские дела и дела об административных правонарушениях. Компетенция мирового судьи определена также в соответствующих процессуальных законах — УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ.

Решения мировых судей могут быть оспорены в федеральных судах. Вместе с тем вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Отбор кандидатов на должность мирового судьи осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Государственное Собрание Республики Марий Эл играет решающую роль в отношении мировых судей через механизм их назначения. Мировые судьи назначаются на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению председателя Верховного Суда Республики Марий Эл. Представление по кандидатурам мировых судей вносится председателем Верховного Суда Республики Марий Эл с учетом заключения квалификационной коллегии судей Республики Марий Эл.

Государственное Собрание Республики Марий Эл принимает постановление о назначении представленного кандидата на должность мирового судьи соответствующего судебного участка либо о мотивированном отклонении представления.

Статья 11 Закона Республики Марий Эл «О мировых судьях в Республике Марий Эл» закрепляет, что в Республике Марий Эл мировой судья впервые назначается на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность. При повторном и последующих назначениях на должность мирового судьи мировой судья назначается на срок десять лет. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается на должность мирового судьи на

срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.

На мировых судей, действующих на территории Республики Марий Эл, и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

Судебные участки и должности мировых судей на территории Республики Марий Эл создаются и упраздняются республиканскими законами. По общему правилу судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Обеспечение выплаты заработной платы мировым судьям производится из федерального бюджета.

Организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органом исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным Правительством Республики Марий Эл, за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в объеме, обеспечивающем возможность независимого осуществления правосудия (за исключением обеспечения оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями, которое осуществляется через Управление Судебного департамента в Республике Марий Эл). Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и Управлением Судебного департамента в Республике Марий Эл.

Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информаци

онного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Вопросы обеспечения деятельности мировых судей Республики Марий Эл находятся в компетенции Министерства юстиции Республики Марий Эл, как это следует из соответствующего Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29.12.2008 № 361.

В республиканском бюджете Республики Марий Эл ежегодно предусматриваются отдельной строкой необходимые для обеспечения деятельности мировых судей средства.

Доступ к информации о деятельности мировых судей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

1. Правосудие в Республике Марий Эл осуществляется только судом.

2. в Республике Марий Эл действуют: верховный суд Республики Марий Эл, Арбитражный суд Республики Марий Эл, Конституционный суд Республики Марий Эл, районные суды и мировые судьи, которые входят в судебную систему Российской Федерации.

1. Правосудие — это особая сфера государственной деятельности, которая осуществляется специально уполномоченными государственными органами и заключается в рассмотрении и разрешении дел в процедуре уголовного, гражданского, административного, арбитражного и конституционного судопроизводства. Исходя из нормативных положений, сформулированных в статье 18 Конституции Республики Марий Эл, об обеспечении правосудием смысла, содержания и применения законов, реализация данной формы государственной власти обеспечивает определенную направленность правоприменения для достижения охраны прав личности в условиях справедливого устройства общества.

Посредством правосудия устанавливаются основы фактического и правового равенства всех социальных групп и слоев населения, каждого отдельного гражданина перед законом и судом. В силу этого сфера правосудия приобретает самостоятельный характер во всей деятельности государства, чем и обусловлено ее закрепление в главе 5 Конституции.

Правосудие, как самостоятельную сферу государственной деятельности, не следует смешивать с охраной правопорядка. Суды в правовом государстве не осуществляют борьбу с преступностью, административными правонарушениями, исполняют функции правоприменительного, а не правоохранительного характера.

Как и любой другой вид государственной деятельности, деятельность по осуществлению правосудия может быть охарактеризована наиболее общими началами, характеризующими его самые существенные стороны, называющиеся принципами. Принципы правосудия широко известны — независимость суда и судей, их несменяемость, объективность и компетентность, законность и приоритет прав и свобод личности при отправлении правосудия, равенство всех перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, публичность судебного процесса.

2. Осуществление правосудия выражается вовне через соответствующую систему органов государства — судебную систему. Судебная система России определена исчерпывающим перечнем судов, осуществляющих правосудие, причем Конституция Российской Федерации указывает единственное основание учреждения судебных органов — путем конституционного закрепления и исключает даже возможность создания каких-либо чрезвычайных судов. Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Таким образом, судебная система олицетворяется персональным составом судей и привлекаемых к осуществлению правосудия представителей народа. В соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судьи выступают как носители судебной власти, они наделяются в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняют свои обязанности на профессиональной основе. При этом полномочия и компетенция судей различных звеньев и видов судов различаются между собой, но статус всех судей России в силу закона является единым.

Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» закреплено единство судебной системы, в которую включаются федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. К федеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, а также мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

В части 2 комментируемой статьи приводится исчерпывающий перечень судов, действующих на территории Республики Марий Эл.

Система судов общей юрисдикции в республике включает в себя Верховный Суд Республики Марий Эл, районные суды и мировых судей. Эта система в силу нормативных положений Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» образует определенную иерархичность и соподчиненность этих звеньев между собой, означающую

обязанность вышестоящих судов контролировать правильность применения закона нижестоящими в установленной процессуальным законом процедуре, при этом решения вышестоящих судов обязательны для исполнения нижестоящими судами. Мировые судьи, районные суды и Верховный Суд Республики Марий Эл являются судом первой инстанции по делам, отнесенным к их компетенции законом. Кроме того, районные суды являются апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным мировыми судьями, а Верховный Суд Республики Марий Эл, помимо осуществления им апелляционных полномочий по делам, рассмотренным районными судами, является кассационной инстанцией, а также рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

В отношении мировых судей следует дополнительно отметить, что они являются судьями общей юрисдикции Республики Марий Эл и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» и другими федеральными законами. Порядок назначения и деятельности мировых судей устанавливается Конституцией Республики Марий Эл и Законом Республики Марий Эл от 10.04.2000 № 21-3 «О мировых судьях в Республике Марий Эл», а порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается соответствующими федеральными законами, регулирующими процессуальные вопросы отправления правосудия (УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ).

Система арбитражных судов в республике представлена Арбитражным судом Республики Марий Эл, представляющим собой первое звено этой системы. Арбитражный суд Республики Марий Эл в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» является судом первой инстанции по делам, отнесенным к подсудности арбитражных судов в Российской Федерации.

Конституционный суд Республики Марий Эл является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Правовой статус Конституционного суда, его полномочия, а также процессуальный порядок рассмотрения им дел устанавливаются положениями статьи 95 Конституции Республики Марий Эл и Законом Республики Марий Эл от 11.03.1997 № 14-3 «О Конституционном суде Республики Марий Эл».

Конституционный суд Республики Марий Эл, Верховный Суд Республики Марий Эл и Арбитражный суд Республики Марий Эл отношениями инстанционности и соподчиненности не связаны.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: