Частные детективные и охранные службы как негосударственные организации обеспечения правоохраны

Обновлено: 18.04.2024

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело;

8) поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, на договорной основе с взыскателем.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а частные детективы оказывают содействие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.

ГАРАНТ:

О типовых формах соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений см. приказ МВД России от 17 апреля 2013 г. N 211

Статья 3. Виды охранных и сыскных услуг

(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 3

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, на договорной основе с взыскателем.

(п. 8 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

(п. 6 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 534-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а частные детективы оказывают содействие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.

1. Частная детективная и охранная деятельность в России.

К числу изменений, произошедших в последние годы в правовой сфере, следует отнести передачу части функций государственных правоохранительных органов и спецслужб негосударственным детективным и охранным агентствам, службам безопасности предприятий и организаций, в которых в настоящее время работают сотни тысяч человек.

На данный момент правовой основой частной детективной и охранной деятельности являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон
Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности» от 11 марта 1992 года, Федеральный Закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г,
Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 2001 г. Существует также целый ряд законов и подзаконных актов, кругом своего действия задевающих частную охранную и детективную деятельность. В соответствии выше указанными источниками частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях зашиты законных прав и интересов своих клиентов. Не мало важным является факт указания того, что граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, «не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется»[3].

Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В целях охраны предусмотрены следующие виды услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Указанные выше услуги, особо подчеркивается в Законе, могут оказывать лишь физические или юридические лица, имеющие статус частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения.
Физические и юридические лица, не имеющие такого статуса, не вправе оказывать сыскные и охранные услуги, причем частный охранник может оказывать услуги по охране только в составе предприятия, имеющего лицензию на оказание охранных услуг. «Физическим лицам лицензия на частную охранную деятельность не выдается, они получают только документ (удостоверение частного охранника), подтверждающий их статус частного охранника»[4].
Регламентируется вопрос о праве предприятий, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, на содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. Далее
Закон разделяет понятия частной детективной и охранной деятельности, и дает подробное описание обоим видам, что попытаемся сделать и мы.

2. Частная детективная (сыскная) деятельность.

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий перечисленные в Законе сыскные услуги. Согласно Закону сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, таким образом, Законодатель приближает частного детектива к работнику правоохранительных органов, так же лишенному права совмещать службу с иными способами заработка. Статья 5 ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности» очерчивает круг действии частного детектива.
Согласно этой статье частный детектив имеет право на устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений, и других объектов, наблюдение. Допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан окружающей среде. Нельзя не отметить важность оговорок о согласии лиц, на которых направлена частная детективная деятельность, что, соответствует положениям Конституции РФ, в частности ее п. 1 ст. 23: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну…».

В ст. 5 рассматривается также и вопрос о применении специальных средств в ходе оказания услуг. Отдельно оговорено то, что частные детективы имеют право использовать специальные средства только в ситуациях, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья. Виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств устанавливаются
Правительством Российской Федерации. На данный момент действует
Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. №587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности». Приложение №2 к этому Постановлению приводит перечень специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности: жилет защитный 1-5 класса защиты, шлем защитный 1-3 класса защиты, спецсредство «Черемуха-10» и его аналоги, газовый пистолет, наручники, палка резиновая (пластиковая). Постановление также заявляет о том, что применение спец. средств – прерогатива лиц, прошедших специальную подготовку, и выдержавших ежегодную проверку в органах внутренних дел на профессиональную пригодность. Любому использованию этих средств должно предшествовать предупреждение о намерении их применения, в случае, если спец средства были все же применены частный детектив обязан оказать доврачебную помощь, уведомить о произошедшем органы здравоохранения и внутренних дел. Неправомерное применение специальных средств влечет установленную законодательством ответственность.

В определении частной детективной и охранной деятельности задевается вопрос о необходимости получения специального разрешения (лицензии). Это положение развивается в статье 6 настоящего Закона и в Положении о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности.
Лицензирующим органом является Министерство внутренних дел РФ. Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории РФ производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции. «Таким образом, в основе лицензирования сыскной деятельности положен территориальный принцип: орган внутренних дел конкретного региона
(субъекта РФ) дает разрешение на проведение вышеуказанной деятельности на территории конкретного региона (субъекта РФ)»[5]. Для получения лицензии гражданин – соискатель лицензии обязан лично предоставить в соответствующий орган внутренних дел анкету, фотографии, медицинскую справку о состоянии здоровья, документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождения специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет, сведения о потребности в спец. средствах и намерении их использовать. Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в документах. Но только в течение 60 дневного срока, после чего обязательно принятие решения. В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или суд.
Гражданину, получившего лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ, установленного образца, удостоверяющий его личность. Лицензия выдается на срок 5 лет, и может быть продлена еще на 5 лет в случае представления в лицензирующий орган соответствующего заявления лицензиата, не позднее, чем за один месяц до истечения срока ее действия.

Помимо необходимости лицензирования, Закон накладывает и другие ограничения в сфере детективной деятельности. Довольно широкий спектр этих ограничений изложен в статье 7 ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности». Среди них наиболее примечательные и важные: запрет выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, запрет скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений. Эти требования формулируют необходимость содействия между правоохранительными органами и частными детективами.
Дублируются запреты о недопустимости посягательств на конституционные права и свободы граждан: запреты собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц, прибегать к действиям, ставящим под угрозу жизнь, здоровье, честь и достоинство граждан. Закреплены положения морально-нравственного характера: запреты фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента, разглашать собранную информацию, использовать ее вопреки интересам своего клиента. В заключении статьи сказано, что нарушение данных положений влечет установленную законом ответственность.

Защита интересов клиента подтверждается статьей 9 вышеназванного закона. Согласно этой статье частное детективное предприятие (объединение) обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг. В договоре должны быть обозначены сведения о договаривающихся сторонах, содержание поручения, срок выполнения, меры ответственности сторон, дата заключения договора. В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о проделанной работе. Копия отчета подлежит в архиве предприятия (объединения) в течении трех лет. Споры между клиентом и частным детективным предприятием (объединением) по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором, рассматриваются в судебном порядке.

3. Частная охранная деятельность.

Оказание охранных услуг, перечисленных в части третьей статьи третьей выше указанного Закона, разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения, получившим соответствующую лицензию в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и
Положением о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 600 от 14 августа 2002 года.

Для получения лицензии на оказание охранных услуг предприятие, создаваемое для этих целей, представляет в соответствующий территориальный орган внутренних дел записку, в которой «перечисляются виды охранных услуг и указываются территория деятельности, данные о предполагаемой численности персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные средства, оружие и потребности в них»[6]. Обязательным требованием к руководителю охранного предприятия является наличие высшего образования.
ОВД при необходимости вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензий на охранную деятельность. На рассмотрение представленных документов органам внутренних дел отводится до 60 суток, после чего выносится решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии на охранную деятельность. При отказе в выдаче лицензии, ответ дается в письменном виде с объяснением причин отказа. Претендент вправе обжаловать данное решение в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Лицензии, выданные частным охранным предприятиям и их объединениям, должны своевременно продлеваться. Лицензия подлежит аннулированию в случаях нарушения закона и только по решению суда.

Охранная деятельность не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством
Российской Федерации.

Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Охранникам запрещается использовать методы сыска. Смешанная охранно- розыскная деятельность может осуществляться путем создания ассоциаций частных охранных и частных детективных предприятий с сохранением их самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия различных форм собственности, действующие на территории Российской Федерации, вправе создавать свои службы безопасности для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности. Руководитель и персонал таких служб обязаны получить лицензии и действовать на основании Закона о частной детективной и охранной деятельности и уставов, согласованных с органами внутренних дел. Службе безопасности запрещается оказывать какие- либо услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

В процессе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять как специальные средства так и огнестрельное оружие. Условия и порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия определены в ст.ст. 16, 17, 18 Закона. Охранник либо частный детектив при применении специальных средств или огнестрельного оружия обязан: предупредить противника о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия; стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить в возможно короткий срок о происшедшем органы здравоохранения и внутренних дел; немедленно уведомить прокурора обо всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию).

Частные охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность; для предупреждения
(выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а так же для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.

4. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью.

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности», Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной и детективной деятельности определяют порядок контроля и надзора за данными видами деятельности. В соответствии с этими документами контроль возложен на
Министерство внутренних дел РФ и иные министерства и ведомства РФ. В целях контроля за соблюдением лицензионных условий и требований, лицензирующий орган имеет право проводить плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 2 года, продолжительность таких проверок не должна превышать 5 дней. О проведении плановой проверки лицензиат извещается не менее чем за 3 дня.

Проверка наличия, организации хранения оружия, патронов и специальных средств проводится в соответствии с Приказом МВД РФ _____, регламентирующим порядок __________.

В случае выявления нарушений в ходе плановой проверки или поступления в лицензирующий орган информации о нарушениях от органов государственной власти, граждан, юридических лиц проводится внеплановая проверка.

По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых вручается проверяемому. В случае выявления нарушений лицензионных требований и условий в акте указывается, какие именно требования и условия нарушены, и устанавливаются сроки их устранения. В зависимости от характера нарушения ОВД вправе вынести предупреждение либо (если ранее выносились предупреждения) приостановить действие лицензии, до устранения нарушений. В случае неоднократных нарушений лицензионных требований, орган внутренних дел вправе ходатайствовать перед судом о лишении предприятия лицензии.
Лицензиат в течение указанного в акте срока обязан устранить выявленные недостатки и известить об этом в письменной форме орган, проводивший проверку. В случае изменения места нахождения, либо замены руководителя охранного предприятия необходимо в 5-дневный срок письменной уведомить об этом орган внутренних дел по месту нахождения учетного дела.

«Надзор за исполнением законодательства осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры»[7].

Создание или деятельность незаконных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом «О частной детективной и охранной деятельности», влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Под частной правоохранительной деятельностью понимается частная детективная (сыскная), а также охранная деятельность по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Данная деятельность осуществляется на коммерческой основе и является платной предпринимательской деятельностью, рассчитанной на получение прибыли теми лицами и предприятиями, которые ее осуществляют.

Обязательное условие осуществления частной детективной и охранной деятельности – предварительное заключение между частным детективно-охранным предприятием и клиентом письменного договора о содержании оказываемых ему услуг.

Действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется.

Задачами законодательства в области частной правоохранительной деятельности являются:

а) регулирование частной сыскной деятельности, включая сыскной процесс;

б) установление оснований и порядка охранной деятельности.

Решение этих задач должно способствовать цели обеспечения законных прав и интересов клиентов, а так же укреплению законности частной сыскной деятельности, предупреждению совершения преступлений и иных правонарушений, быстрейшему их обнаружению и наиболее эффективному пресечению и расследованию.

В соответствии с законодательством частная правоохранительная деятельность должна осуществляться в установленных законом процедурно-процессуальных формах и на основе следующих общеправовых принципов:

– законность в частной правоохранительной деятельности;

– соблюдение прав и свобод человека и гражданина в частной правоохранительной деятельности;

– государственное регулирование частной правоохранительной деятельности;

– сочетание частных и публичных интересов в частной правоохранительной деятельности;

– взаимная ответственность субъектов частной правоохранительной деятельности;

– гуманизм, исключающий выполнение действий или вынесение решений, унижающих достоинство лица, приводящих к незаконному распространению сведений об обстоятельствах личной жизни, ставящих под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющих ему физические или нравственные страдания;

– получение прибыли как цель частной правоохранительной деятельности.

Законом о частной детективной деятельности предусматриваются следующие виды частной правоохранительной деятельности:

– частная сыскная (детективная);

– частная охранная, имеющая два подвида: охрана материальных объектов и охрана физических лиц;

– смешанная охранно-сыскная деятельность.

Частная сыскная (детективная) деятельность имеет своей целью сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в установленной форме.

Виды услуг, предоставление которых в целях сыска разрешено в частной правоохранительной деятельности:

– услуги, связанные с оказанием помощи в расследовании преступлений (сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса). Необходимым условием выполнения этих услуг является обязательное в течение суток с момента заключения контракта с клиентом письменное уведомление об этом частным детективом органа дознания, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится уголовное дело;

– услуги, направленные на предупреждение вероятного совершения преступлений и иных правонарушений;

– услуги так называемой гражданско-правовой направленности (сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса, изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров);

– услуги, связанные с розыском лиц и материальных объектов.

Сыскные действия в процессе оказания перечисленных услуг:

– устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия);

– изучение предметов и документов;

– внешний осмотр строений, помещений и других объектов;

Частная охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраны законодательством разрешен следующий перечень услуг:

– защита жизни и здоровья граждан, цель которой – не допустить причинения вреда здоровью охраняемых лиц, лишения их жизни;

– охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке (как физическая, так и техническая охрана зданий, сырья, продукции, транспортных средств, иного имущества различных организационно-правовых форм собственности, в том числе зарубежных деловых партнеров). Охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране;

– проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

– консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной их защиты от противоправных посягательств;

– обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями таких мероприятий).

Данный перечень услуг частной сыскной (детективной) и частной охранной деятельности носит исчерпывающий характер. Другие услуги ни сыщики, ни представители охранных структур оказывать кому бы то ни было не вправе. Указанные услуги не должны служить никаким другим целям, кроме защиты законных прав и интересов клиентов. Поэтому охранно-сыскные предприятия не вправе заключать договоры на выполнение услуг, которые направлены на ограничение законных прав и интересов третьих лиц.

  • Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1-3)
    • Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность
    • Статья 1.1. Основные понятия
    • Статья 2. Правовая основа частной детективной и охранной деятельности
    • Статья 3. Виды охранных и сыскных услуг
    • Статья 4 (утратила силу)
    • Статья 5. Действия частных детективов
    • Статья 6. Предоставление лицензий частным детективам
    • Статья 7. Ограничения в сфере деятельности частного детектива
    • Статья 8. Создание объединений частных детективных предприятий (утратила силу)
    • Статья 9. Особенности требований к договору на оказание сыскных услуг
    • Статья 10 (исключена)
    • Статья 11. Оказание услуг в сфере охраны
    • Статья 11.1. Правовой статус частного охранника
    • Статья 11.2. Лицензирование частной охранной деятельности
    • Статья 11.3. Предоставление юридическим лицам лицензий на осуществление частной охранной деятельности
    • Статья 11.4. Внесение изменений в реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий
    • Статья 11.5. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
    • Статья 11.6. Ведение реестров лицензий
    • Статья 12. Дополнительные условия осуществления частной охранной деятельности
    • Статья 12.1. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны
    • Статья 15.1. Требования к частным охранным организациям
    • Статья 15.2. Требования к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку частных детективов, частных охранников и руководителей частных охранных организаций
    • Статья 15.3. Профессиональная подготовка частных детективов, частных охранников и руководителей частных охранных организаций
    • Статья 16. Условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Статья 16.1. Применение физической силы
    • Статья 17. Применение специальных средств
    • Статья 18. Применение огнестрельного оружия
    • Статья 19. Социальная и правовая защита частных детективов и охранников
    • Статья 20. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью
    • Статья 21. Ответственность за осуществление незаконной частной детективной и охранной деятельности

    Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I
    "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 6 июня 2005 г., 18 июля 2006 г., 24 июля 2007 г., 22 декабря 2008 г., 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 15 ноября 2010 г., 7 февраля, 1 июля, 3 декабря 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 23 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 5 декабря 2017 г., 26 июля, 2 августа, 27 декабря 2019 г., 11 июня 2021 г., 28 июня 2022 г.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Закону

    Президент Российской Федерации

    Москва, Дом Советов России

    11 марта 1992 года

    Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Определены виды частной детективной и охранной деятельности.

    Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечень которых закреплен в Законе. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Регулируются вопросы выдачи лицензий (продления их срока действия, аннулирования) частным детективам, а также лицензий на создание объединений частных детективных предприятий. Закреплены случаи, когда лицензия не выдается. Установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Рассмотрены положения о договоре между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом.

    Самостоятельный раздел Закона посвящен частной охранной деятельности. За некоторыми исключениями к ней применяются правила, установленные для осуществления детективной деятельности. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в ОВД.

    Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия (независимо от их организационно-правовых форм), расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить соответствующие лицензии.

    Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения.

    В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

    Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

    Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.

    Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"

    Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

    Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г., N 17, ст. 888, в "Российской газете" от 30 апреля 1992 г.

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 28 июня 2022 г. N 230-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 28 июня 2022 г.

    Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.

    Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

    Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 310-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

    Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 534-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 210-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня государственной регистрации ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (20 марта 2015 г.)

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

    Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

    Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

    Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 301-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением пункта 11 статьи 2 названного Федерального закона

    Пункт 11 статьи 2 названного Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2009 г.

    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 59-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: