Замена экипажей морских судов во время коронавируса

Обновлено: 18.04.2024

Введенные из-за пандемии COVID-19 ограничения нарушили мобильность экипажа, оставив тысячи моряков в карантине на борту судов.

Агентство Safety4sea поделилось отчетом международной судоходной ассоциации BIMCO, в котором представлен список стран, где допускается смена экипажа, и списком стран, в которых она не допускается по состоянию на 20 мая 2020 года.

Смена экипажа разрешена в следующих странах:

  • Аргентина – с 14 мая
  • Австралия – с 14 мая
  • Багамские острова – с 11 мая
  • Бразилия – с 1 мая
  • Канада – с 16 апреля
  • Хорватия – с 5 мая
  • Кипр – с 11 мая
  • Дания – с 16 апреля
  • Эстония – с 16 апреля
  • ЕС+ с 16 апреля
  • Гибралтар – с 16 апреля
  • Исландия – с 7 мая
  • Индонезия – с 6 мая
  • Ирландия – с 6 мая
  • Израиль – с 19 мая
  • Южная Корея – с 20 апреля
  • Литва – с 7 мая
  • Нидерланды – с 14 мая
  • Норвегия – с 16 апреля
  • Остров Реюньон – с 19 мая
  • Россия – с 16 апреля
  • Словения – с 11 мая
  • Испания – с 16 апреля
  • Швеция – с 28 апреля
  • Тимор-Лешти – с 28 апреля

В этих странах имеются ограничения в зависимости от истории рейсов судна:

  • Бахрейн
  • Белиз – с 6 апреля
  • Гренада – с 6 апреля
  • Индонезия
  • Япония – с 7 мая
  • Кения
  • Южная Корея
  • Кувейт
  • Мьянма
  • Нигерия
  • Катар
  • Саудовская Аравия – с 20 апреля
  • Судан
  • Суринам
  • Тринидад и Тобаго
  • США
  • Уругвай – с 1 апреля

Ограничения в зависимости от национальности

  • Аргентина
  • Бангладеш
  • Япония – с 25 марта
  • Мьянма
  • Того – с 24 марта
  • Вьетнам – с 19 марта

Смена экипажа запрещена или границы закрыты

  • Албания – с 25 марта
  • Алжир – с 7 апреля
  • Ангола – с 24 Апреля
  • Аргентина – с 4 мая
  • Аруба – с 11 мая
  • Азорские острова – с 25 марта
  • Бахрейн – с 12 мая
  • Бангладеш – с 24 марта
  • Белиз – с 24 апреля
  • Камерун – с 24 марта
  • Чили – с 19 марта
  • Китай – со 2 апреля
  • Конго – с 6 апреля
  • Чешская Республика
  • Доминиканская Республика
  • Габон – с 6 апреля
  • Гамбия – с 24 марта
  • Грузия – с 28 апреля
  • Германия
  • Гана – с 25 марта
  • Греция – с 27 марта
  • Гвинея-Бисау – с 24 марта
  • Гайана – с 26 марта
  • Индия – с 30 апреля
  • Казахстан – с 25 марта
  • Ливан – с 19 марта
  • Либерия – с 7 апреля
  • Ливия – с 19 марта
  • Мадагаскар – с 7 апреля
  • Мальта – с 11 мая
  • Малайзия
  • Мавритания – со 2 апреля
  • Маврикий – с 4 мая
  • Марокко
  • Намибия – с 26 марта
  • Новая Зеландия – с 1 апреля
  • Норвегия
  • Пакистан
  • Панама – с 19 марта
  • Перу – со 2 апреля
  • Филиппины – с 19 марта
  • Польша
  • Португалия
  • Катар – с 30 марта
  • Саба – с 6 мая
  • Сент-Люсия
  • Святой Евстафий – с 28 апреля
  • Сербия
  • Сингапур – со 2 апреля
  • Словакия
  • Южная Африка – со 2 апреля
  • Шри-Ланка – с 19 марта
  • Тайвань – с 28 апреля
  • Тринидад и Тобаго – с 28 апреля
  • Турция
  • Украина – с 4 мая
  • Объединенные Арабские Эмираты – с 6 апреля
  • Венесуэла – с 19 марта

На этой неделе BIMCO также объявила, что помогает ICS собирать информацию о возможности проведения смены экипажа во время пандемии COVID-19, отмечают в Safety4sea. Судоходным компаниям или капитанам предлагается анонимно заполнять форму отчета как об успешной, так и о неудачной смене экипажа.

Работа моряков на коммерческих судах является одной из самых стрессовых в мире. Средний срок трудового договора составляет 4-6 месяцев, в течение которых моряки практически непрерывно находятся на борту, работая по 10-12 часов 7 дней в неделю. Такая интенсивная работа неизбежно связана с повышенным риском для физического и психологического здоровья. Вот лишь несколько основных причин, по которым моряки прекращают активную работу в море:
• хронический недостаток сна и усталость;
• неблагоприятная рабочая и природная среда;
• чрезвычайно высокий уровень стресса и тревожности;
• одиночество и отсутствие нормальной социальной жизни;
• невозможность провести достаточное время с семьей;
• нехватка адекватной пищи и медикаментов;
• короткие сроки пребывания на суше;
• излишняя бюрократизация и большой объем бумажной работы;
• недостаточное количество членов экипажа на борту;
• риск быть захваченным в заложники пиратами.

Продолжительное воздействие этих факторов даже на одного члена экипажа легко может привести к морской катастрофе (столкновению, навалу, разливу нефти и т.д.). Длительное пребывание в море без смены экипажа значительно увеличивает риск таких происшествий.

Согласно обязательным стандартам А2.4 и А2.5 Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 г., стороной которой является в том числе Россия, максимальный срок работы на борту без перерывов не может превышать 12 месяцев. При этом оплачиваемый отпуск не может длиться менее 2,5 дней на месяц работы, т.е. при работе в течении 11 месяцев у моряка есть право на как минимум 1 месяц отпуска.

Как регулируется смена экипажа и репатриация?

В силу того же обязательного стандарта А2.5 Конвенции, каждый моряк имеет право на репатриацию (возвращение домой) по истечении трудового договора, при его расторжении или если моряк больше не может выполнять свои обязанности по договору по объективным причинам.

Поскольку зачастую трудовые договоры истекают, когда судно находится в море, для скорейшей репатриации моряку может потребоваться сойти на сушу в ближайшем порту выгрузки. Это неизбежно влечет за собой пересечение границы иностранного государства, для чего требуются необходимые визы и иные иммиграционные документы. Часто после высадки в порту морякам требуется наземный транзит через территорию иностранного государства до ближайшего удобного аэропорта.

Репатриация для моряков является бесплатной и осуществляется за счет судовладельца. Согласно руководящему принципу В2.5 Конвенции, судовладелец обязан оплатить как минимум:
• стоимость проезда и перелетов к месту репатриации;
• расходы на проживании и питание до момента репатриации;
• заработную плату и пособия до момента репатриации;
• провоз 30 кг личного багажа;
• лечение до тех пор, пока моряк не будет готов к репатриации по состоянию здоровья.

Эти расходы не могут быть возложены на моряка никоим образом (например, путем вычетов из зарплаты, предварительной оплаты моряком таких расходов с последующим возмещением и т.п.). Конвенция устанавливает лишь минимальный объем обязательств для судовладельцев, более выгодные условия могут быть предусмотрены трудовым договором или коллективными трудовыми соглашениями.

В случае финансовой неспособности или отказа судовладельца оплачивать репатриацию, моряк имеет право на возвращение домой, организованное и оплаченное за счет государства флага судна, а если оно не помогает – то за счет государства, откуда должна произойти репатриация или государства, гражданином которого является моряк.

Несмотря на то, что руководящие принципы Конвенции не являются обязательными для стран-участниц (в отличие от стандартов), многие страны все же внедряют руководящие принципы в свое национальное законодательство. Так, в России принцип В2.5 Конвенции о репатриации отражен в ст. 85 Кодекса торгового мореплавания, которая регламентирует обязанности судовладельца по репатриации.

Кроме того, нормы о репатриации содержатся в Приказе Министерства иностранных дел от 10.02.2016 № 1692. Этот документ устанавливает порядок репатриации:
1) моряков любого гражданства на судах, плавающих под российским флагом, если репатриацию не может осуществить судовладелец;
2) моряков-граждан РФ на судах, плавающих под иностранным флагом, если ни судовладелец, ни государство флага не способно осуществить репатриацию.

Как финансируются расходы на репатриацию?

С 2017 г. все суда, плавающие под флагом государств-участников Конвенции или заходящие в порты, где действует Конвенция, обязаны иметь сертификат, подтверждающий финансовую способность судовладельца оплатить расходы на репатриацию плюс зарплату и пособия на период до 4 месяцев – см. обязательный стандарт А2.5.2 Конвенции. Такие сертификаты выдает судовладельцу P&I клуб, в котором состоит судно и который страхует риск несения расходов на репатриацию.

Несмотря на то, что большинство стандартных правил P&I клубов в принципе покрывают расходы на репатриацию, страховое покрытие не распространяется на случаи, когда моряк оставлен без помощи, т.е. судовладелец:
1) не покрывает издержек, связанных с репатриацией моряка;
2) оставил моряка без необходимой материальной поддержки и помощи;
3) по иным причинам в одностороннем порядке порвал связи с моряком и, в том числе, не выплачивал ему договорной заработной платы за период не менее двух месяцев.

Тем не менее, в случаях оставления без помощи P&I клуб все равно оплачивает репатриацию моряку напрямую, а затем взыскивает выплаченные суммы с застрахованного судовладельца.

Почему в период коронавируса возникли сложности со сменой экипажа?

Как и большинство текущих проблем в морской индустрии, трудности со сменой экипажа вызваны не самим вирусом, а действиями правительств по борьбе с ним. Так, многие страны закрыли свои границы на въезд и транзит иностранных (а иногда и своих собственных) граждан, будь то по суше, через порты или аэропорты. Такие запреты могут содержать исключения для т.н. «ключевых работников» (например, экипажа авиатранспорта и врачей), однако не во всех странах эти исключения распространяются на моряков.

Чтобы добраться до судна или до аэропорта, членам экипажа необходимы транзитные визы (например, в Шенгенской зоне). Из-за коронавируса визовые центры и консульства либо закрыты, либо обрабатывают запросы о продлении или выдаче новых виз со значительными задержками.

Принимая жесткие карантинные меры, власти некоторых стран (в том числе России) не делают исключений для моряков, списывающихся с судов. В результате моряков принудительно направляют на длительную обсервацию, даже если у них отсутствуют синдромы коронавируса, либо же вообще не разрешают им сходить на берег на период карантина.

Все эти меры не позволяют убывающим морякам покинуть свои суда по окончании трудовых договоров и улететь домой. Сменяющие их члены экипажа не могут попасть на борт своих кораблей по тем же самым причинам. Это приводит к тому, что сейчас моряки остаются фактически запертыми на борту в течение многих месяцев, даже если максимально допустимый срок пребывания на судне истек.

Наконец, многие государства не позволяют морякам, заразившимся коронавирусом или требующим медицинской помощи по иным причинам, сойти на берег для получения такой помощи.

Насколько велика проблема со сменой экипажей и репатриацией?

Каждый день более 1,5 миллиона моряков работают на более чем 60 тысячах грузовых судов по всему миру. Из них порядка 80-100 тысяч – граждане России. Наша страна ежегодно входит в пятерку стран, поставляющих больше всего моряков для коммерческого флота.

По состоянию на середину июня 2020 г., смену экипажа на грузовых судах должны пройти по крайней мере 300 тысяч моряков. Из них 150 тысячам необходимо сойти на сушу и вернуться домой на самолете, а еще 150 тысячам проделать тот же путь в обратном направлении. Вдобавок, репатриация требуется 70 тысячам моряков и членам персонала на круизных лайнерах. Хотя статистика по гражданству требующих смены моряков отсутствует, существенная часть из них является гражданами России.

Согласно данным Международной организации труда (МОТ), на данный момент сотни тысяч моряков вынуждены оставаться на судне и после истечения максимального срока нахождения на борту (11 месяцев), в некоторых случаях – и до 15 месяцев.

Какие меры приняты в России?

1) Исключение иностранных и российских членов экипажей из-под действия пограничных мер

18 марта 2020 г. Россия временно ограничила въезд иностранных граждан на свою территорию (даже при наличии у них визы), однако по состоянию на середину июня эти ограничения не распространяются на экипажи морских и речных судов [1]. Тем не менее, иностранным морякам все равно потребуется предъявить удостоверение личности и действующую визу, если только безвизовый порядок не предусмотрен международным договором. МВД временно приостановило прием документов, оформление и выдачу приглашений на въезд для иностранных граждан, однако и здесь для членов экипажей речных и морских судов сделано исключение [2].

Также с 30 марта 2020 г. Россия ограничила выезд со своей территории через любые границы. С 16 апреля для российских [3] и иностранных [4] членов экипажей морских судов, следующих за рубеж для смены, также сделано исключение.

К сожалению, эти исключения не меняют процедуры получения транзитных виз иностранными моряками, и скорость оформления во многом зависит от усилий конкретных крюинговых агентств. Например, 18 июня 2020 г. произошла первая в истории Калининграда смена иностранного экипажа, и транзитные визы в этом случае были оформлены всего за один день.

2) Продление сроков действия квалификационных документов

В середине мая 2020 г. Россия приняла решение продлить на 6 месяцев срок действия судовых конвенционных документов (требуемых по Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 (ПДНВ)) и документов членов экипажей судов (например, профессиональных дипломов, квалификационных свидетельств и т.д.), если этот срок истек или истекает до 20 июня 2020 г.

Продление действует автоматически и применяется к тем морякам, которые не могут продлить эти документы в обычном порядке в связи с ограничениями в субъектах РФ или ограничениями иностранных государств в отношении схода на берег, посадки на судно или перемещения по территории государства, обусловленными COVID-19 [5].

При этом медицинские свидетельства, срок действия которых истек или истекает в период до 20 сентября 2020 г., также автоматически продлеваются на 6 месяцев [6].

3) Продление действия трудовых договоров моряков

Кроме того, в конце марта 2020 г. было принято решение продлить действие трудовых договоров моряков, плавающих на российских судах, на срок до 3 месяцев. Эта мера применяется, только если смена экипажа не может быть обеспечена в течение 11 месяцев (максимальный срок нахождения на борту по Конвенции 2006 г.), моряк согласен на такое продление, а судовладелец обеспечивает право на надлежащий отпуск по стандарту А2.4 и право на репатриацию по стандарту А2.5. Конвенции [7].

4) Частичное исключение членов экипажей из-под действия карантинных мер?

С 18 марта 2020 г. для въезжающих в Россию установлен обязательный 14-дневный карантин, который необходимо отбывать дома или в обсерваторе [8]. Однако спустя несколько дней, членов экипажей морских и речных судов исключили из-под действия этих предписаний.

Несмотря на это, в конце апреля Роспотребнадзор выпустил еще одно, довольно противоречивое разъяснение. С одной стороны, в нем главам субъектов РФ указали на недопустимость применения карантинных мер в отношении моряков после их приезда в Россию, при перемещении по стране или при убытии.

С другой стороны, морякам до убытия из порта на судно предписали использовать средства индивидуальной защиты и соблюдение правил личной гигиены. Кроме того, субъекты РФ могут запрещать высадку на берег «если это не предусмотрено технологическим процессом, в соответствии с введенными ограничительными мерами в связи с особенностью распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ».

Наконец, российские моряки, заходившие в течение 14 дней до прибытия в иностранные порты и следующие через «неблагополучные регионы» России, не должны оставаться на судне. Им предписывается проходить 14-дневный карантин по правилам конкретного субъекта РФ (для иногородних это чаще всего обсервация, местные жители могут проходить карантин дома). К сожалению, положение иностранных членов экипажа хуже – они в принципе не имеют права выйти на берег, а должны проходить карантин только на судне.

5) Протоколы по порядку смены экипажа и репатриации?

В конце мая 2020 г. Минтранс совместно с Роспотребнадзором опубликовал набор рекомендаций для судоходных компаний в целях предотвращения распространения коронавируса на судах и в пределах портов.

К сожалению, рекомендации относительно смены экипажа (п. 13 Приложения I) не отличаются подробностью. Так, перед началом рейса судовладелец должен обеспечить осмотр экипажа врачом на предмет признаков ОРВИ. В процессе репатриации морякам предписывается в полной мере соблюдать правила личной защиты, респираторной гигиены, социального дистанцирования. Если на борту обнаружены признаки заболевания, то весь экипаж должен сдать анализы на коронавирус, заболевшие снимаются с судна, а затем проводится полная дезинфекция изолятора и тех помещений, где находились больные.

Еще менее содержательными выглядят рекомендации по репатриации заболевших коронавирусом пассажиров и членов экипажа (п. 12 Приложения I). Рекомендуется «рассмотреть возможность высадки там, где местные постоянные или временные больницы имеют достаточные возможности для оказания адекватной медицинской помощи». Судовладельцам предписывается сообщить портовым властям место репатриации и маршрут транзита заболевших членов экипажа.

На данный момент, меры, принятые российским правительством для упрощения смены экипажа и репатриации, можно оценить как успешные лишь отчасти. С одной стороны, в отношении ограничений на въезд и выезд из страны, а также продления квалификационных документов, моряки действительно имеют статус “ключевых работников”. С другой стороны, российскому правительству только предстоит разработать конкретные и подробные протоколы, пошагово регулирующие процесс смены экипажа и репатриации для избежания распространения инфекции. Кроме того (и к сожалению), Россия пока не приняла достаточных мер для исключения как российских, так и иностранных моряков из-под действия региональных карантинных мер, даже если конкретный член экипажа присутствует на территории субъекта РФ краткосрочно и лишь в целях смены экипажа или репатриации.

[1] Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р, п. 2, абз. второй.

[2] Там же, п. 4. [3] Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 N 763-р, п. 2, абз. восьмой.

[4] Там же, п. 2, абз. десятый.

[5] Информационное письмо Минтранса России от 15.05.2020 N ЮЦ-Д5-25/8839, абз. четвертый.

[6] Там же, абз. седьмой.

[7] Информационное письмо Минтранса России от 23.03.2020 N ЮЦ-Д5-25/4825, абз. восьмой.

[8] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 №7.

Ассоциация морского права RUMLA продолжит информировать Вас о влиянии COVID-19 на правовое регулирование морской индустрии.

Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU - Моряки попросили премьер-министра Михаила Мишустина поручить Минтрансу и Роспотребнадзору ввести единый порядок смены экипажей с учетом карантинных ограничений для судов, прибывающих из-за рубежа. Об этом пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на обращение Российского профсоюза моряков (РПСМ).

Экономический кризис

К примеру, губернатор Мурманской области Андрей Чибис 16 марта запретил экипажам, прибывшим из-за границы, в течение 14 дней сходить на берег в портах Мурманска и Кандалакши. Экипаж "Совкомфлота" прилетел во Владивосток из Москвы, но не смог сменить другой экипаж из-за требования пройти по прилете двухнедельный карантин.

Простой судна может стоить от $10 000 в сутки. Продление работы экипажа нарушает право моряков на отдых, говорится в письме. Первый зампред РПСМ Игорь Ковальчук объяснил, что в нынешней ситуации, по договоренности Международной федерации транспортников и Международного объединения судовладельцев, дополнительно разрешается продление контракта моряка еще на месяц.

В Минтрансе изданию на это сказали, что морская администрация уже продлила срок действия квалификационных документов членов экипажей, медицинских свидетельств, конвенционных судовых документов, а губернаторов уведомили, что нельзя мешать замене экипажей.

В правительстве Мурманской области не ответили на запрос газеты.

Ранее агентство DPA со ссылкой на профсоюзы сообщало, что в мире в целом около 100 000 моряков вынуждены продлевать контракты и оставаться на судах из-за невозможности сойти на берег из-за пандемии.

Глава совета директоров "Совфрахта" Дмитрий Пурим рассказал, что в условиях пандемии все дополнительные расходы ложатся на судовладельцев. Основные сложности он связал с необходимостью ремонта судов.

Проблемы со сменой экипажей есть и у рыбопромышленников, пишет "Коммерсантъ". Часть из них связана с распоряжением правительства от 27 марта, которое ограничило передвижение через границу и не сделало исключение для рыбопромысловых судов, которым также нужна своевременная смена экипажей. В обращении Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) к Мишустину говорится, что проблема затронула более 350 судов с более чем 20 000 человек.

Вице-премьер Виктория Абрамченко в конце прошлой недели дала поручение оперативно принять меры по организации смены экипажей российских рыбопромысловых судов, пишет издание со ссылкой на копию поручения.

Судовладельцы ждут решения проблем со сменой экипажей

Ограничения из-за пандемии COVID-19 серьезно осложнили смену экипажей на российских грузовых и рыбопромысловых судах. В Мурманской области власти ограничили сход на берег экипажей, если с момента прибытия из иностранного порта прошло менее 14 дней, во Владивостоке потребовали от прибывшего на замену экипажа из Москвы пройти двухнедельный карантин. Многие российские экипажи застряли за границей. Участники рынка просят правительство разобраться с проблемой, такое поручение уже дала, в частности, вице-премьер Виктория Абрамченко.


Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ / купить фото

Российский профсоюз моряков (РПСМ) обратился к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой поручить Минтрансу и Роспотребнадзору установить единый порядок противодействия распространению COVID-19 при списании в морских портах РФ российских моряков с судов, прибывающих из иностранных государств. Копия письма есть у “Ъ”.

Из-за пандемии провести замену экипажа в иностранных портах стало сложно, поэтому судовладельцы вынуждены организовывать ее в странах проживания. Но и это часто оказывается нереальным из-за самоизоляции регионов.

Так, постановлением от 16 марта губернатор Мурманской области Андрей Чибис запретил сход на берег экипажей, прибывших из иностранных государств в Мурманск и Кандалакшу, если с момента прибытия судна прошло менее 14 дней. Во Владивостоке экипаж «Совкомфлота» (СКФ) прилетел из Москвы, но не смог сменить коллег из-за необходимости пройти по прилете 14-дневный карантин, рассказывает первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук:

В таких условиях замену моряков произвести невозможно, и судовладельцу приходится выбирать — оплачивать простой судна, что может стоить от $10 тыс. в сутки, либо продлевать работу моряка, нарушая его право на отдых, отмечает РПСМ.

В пресс-службе правительства РФ на вопросы не ответили. В Минтрансе сообщили “Ъ”, что морская администрация уже приняла ряд мер: продлен срок действия квалификационных документов членов экипажей, медицинских свидетельств, конвенционных судовых документов и пр. Там добавили, что уведомили губернатора о недопустимости препятствования заменам экипажей. По словам представителя Минтранса, аналогичные сигналы поступают и из других регионов, в каждом случае будут приняты необходимые меры.

В правительстве Мурманской области не ответили на запрос “Ъ”.

Первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук пояснил, что контракт с моряком может быть пролонгирован на один-два месяца. В нынешней ситуации, по договоренности Международной федерации транспортников и Международного объединения судовладельцев, дополнительно разрешается продление еще на месяц. При этом моряки не должны перерабатывать, подчеркивает господин Ковальчук, иначе снижается внимание, ухудшается здоровье, что приводит к авариям.

Агентство DPA со ссылкой на профсоюзы сообщало, что в мире в целом около 100 тыс. моряков вынуждены продлевать контракты и оставаться на судах из-за невозможности сойти на берег из-за пандемии.

В СКФ заявили “Ъ”, что разделяют обеспокоенность РПСМ и поддерживают инициативу профсоюза установить единый порядок смены экипажей.

Глава совета директоров «Совфрахта» Дмитрий Пурим отмечает, что в условиях пандемии все дополнительные расходы ложатся на судовладельцев. Основные сложности возникают с ремонтами судов, рассказал он: «Мы уже столкнулись с невозможностью отремонтировать суда в Турции и Китае, придется искать другие варианты».

В FESCO не видят сложностей со списанием российских экипажей в портах Дальнего Востока «при соблюдении требований властей по карантину». Но, как и многие судовладельцы, FESCO столкнулась с трудностями при замене и списании экипажей за рубежом: «В Юго-Восточной Азии, где осуществляется большая часть перевозок судами компании, власти ввели полный запрет на сход членов экипажей на берег. Компания вынуждена продлевать контракты моряков, работающих на судах в длительных чартерах без захода в российские порты». Невозможность смены экипажа ведет не только к переработкам и повышенным расходам, но и к дополнительной нагрузке на членов команд, что в итоге может негативно сказаться на безопасности экипажа и судна в целом, подчеркнули в FESCO.

Рыбакам не хватает рейсов

Проблемы со сменой экипажей есть и у рыбопромышленников. Часть сложностей связана с распоряжением правительства от 27 марта, которое ввело ограничения на движение через госграницу РФ. Экипажи рыбопромысловых судов в список лиц, на которых запрет не распространяется, не вошли. При этом, как сообщал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев в письме премьеру Михаилу Мишустину (копия есть у “Ъ”), для бесперебойных поставок и стабильной работы рыбопромыслового флота необходима своевременная смена экипажей. Проблема затрагивает свыше 350 судов с более 20 тыс. человек, говорится в обращении.

Вице-премьер Виктория Абрамченко в конце прошлой недели дала поручение оперативно принять меры по организации смены экипажей российских рыбопромысловых судов. Копия документа также есть у “Ъ”, в числе адресатов — Росрыболовство и Минтранс. Как пояснил “Ъ” господин Зверев, смена экипажей во многих случаях происходит на территории иностранных государств. Например, рыбопромышленники, которые ведут промысел в Северной Атлантике и у берегов Северной Африки, традиционно проводят замену чартерными рейсами с Фарерских островов и Лас-Пальмаса.

Контракты с действующими экипажами завершаются в марте—апреле, поручение правительства позволит обеспечить их своевременную смену на период противоэпидемических мероприятий, ожидает Герман Зверев.

Обновление. Господин Зверев заявил, что Росрыболовство согласовало «открытие» границ с другими ведомствами. Представитель госпожи Абрамченко Марта Галичева подтвердила факт поручения, отказавшись от дальнейших комментариев. В Минтрансе сообщили, что документ поступил. В Росрыболовстве на момент сдачи номера комментарий не предоставили. Позже в агентстве уточнили, что вопрос касается около 20 судов с численностью экипажей порядка 500 человек, которые находятся в порту Лас-Пальмас на Канарских островах и на Фарерских островах. Там добавили, что дали рекомендации по подготовке данных по членам экипажей для организации смены с использованием чартерных рейсов, сейчас идет организационная работа со стороны судовладельцев.

Как проходят карантинные мероприятия в отношении российских рыбопромысловых судов

Заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников знает, что у ряда российских компаний в РФ не могут вернуться экипажи траулеров, которые вели добычу в Северо-Западной Атлантике и у западного побережья Африки. Экипажи находятся в Лас-Пальмасе и на Фарерских островах, ожидая вылета в Россию, но разрешить перелет чартером могут только на уровне правительства, говорит он. По словам топ-менеджера, по прибытии экипажи будут отправлены на обсервацию на 14 дней за счет работодателя.

Управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов отмечает, что многие российские рыбопромысловые суда проходили ремонт и на китайских заводах. «Сегодня там находится и одно из судов группы. Но из-за ограничений по карантину с китайской стороны смена экипажа, обеспечение ремонта или даже эвакуация экипажа из страны невозможны: Китай просто не впускает экипаж на берег и не разрешает их транзит из страны»,— указывает он.

Господин Сенников также полагает, что наибольшие проблемы могут возникнуть при эвакуации экипажей из стран, в которых закрыли границы в связи с COVID-19.

Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев отмечает, что судовладельцы с пониманием проводят все карантинные мероприятия и заинтересованы в сохранении здоровья экипажей. Но потерь времени, отведенного для путины, из-за смены экипажей при этом избежать не удается, признает он.

Управляющий партнер «Юринфлота» Александр Медников считает, что не стоит ожидать большого числа исков от моряков к судовладельцам — текущая ситуация беспрецедентна. Все участники морской индустрии несут серьезные расходы: грузовладельцы сталкиваются с простоями по доставке, страховщики оплачивают расходы по репатриации экипажей, дополнительная нагрузка ложится на судовладельцев, поясняет он. При этом для моряка продление контракта не самая большая проблема, указывает господин Медников: есть логистические трудности, необходимость соблюдать правила пребывания в регионе после возвращения и т. д.


Большая часть из тринадцати государств, которые в ходе недавнего Международного морского саммита обязались положить конец кризису смены экипажей и упростить ротацию моряков, не имеют процедур оформления поездок, медико-санитарных и иммиграционных процедур, которые помогут с легкостью добиться упрощения ротации моряков, – отмечает Lloyd ’ s List . Судовые операторы в первую очередь нацеливаются на те страны, где репатриация и заход членов экипажей на борт связаны с меньшей бумажной волокитой и бюрократическими препонами. Наиболее популярными точками стали пять стран, чаще всего судовладельцы для смены выбирают Великобританию и Соединенные Штаты Америки.

Напомним, что 9 июля министры 13 из 15 стран, присутствовавших на Международном виртуальном саммите, организованном Великобританией, обязались признать моряков ключевыми работниками, сделать для них исключения из ограничивающих передвижение правил и решить проблему смены экипажей. Среди них были Дания, Франция, Германия, Греция, Индонезия, Нидерланды, Норвегия, Филиппины, Саудовская Аравия, Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания и Соединенные Штаты Америки.

На сегодняшний день в связи с пандемией в отрасль испытывает настоящий кризис смены экипажей, из-за которого сотни тысяч моряков не могут вернуться домой. Судовладельцы, особенно те, в распоряжении которых совсем небольшой флот или одно судно, рассказывают, что их буквально ошеломила бюрократия, непоследовательность и препятствия в смене экипажей после того, как пандемия привела к закрытию границ и остановила большинство международных рейсов.

– На борту наших судов есть экипажи, сроки контрактов которых истекли более трех месяцев назад, и это очень нездоровая ситуация, – рассказал один поставщик морских вспомогательных услуг. – Мы пытались связаться с соответствующими посольствами, чтобы узнать, есть ли какие-то планы по эвакуации в эти страны, но безрезультатно.

Оценки варьируются, однако в настоящее время от 200 000 до 300 000 членов экипажей застряли на судах и не могут сойти на берег из-за закрытия границ в связи с борьбой с пандемией коронавируса. Вместе с тем количество денег и усилий, которые требуются на соответствие вечно меняющимся правилам и расписаниям авиарейсов, также растет.

Помимо Великобритании и США, Франция, Германия и Нидерланды также стали известны как страны, в которых смена экипажей происходит с наименьшими препятствиями. В Дании тоже немного ограничений, однако пока границы закрыты, отсюда нет регулярных рейсов в государства, где проживает большинство моряков.

Не все подписавшиеся страны могут похвастаться и этим. Так, Саудовская Аравия, которая присутствовала на саммите и подписалась под выпущенным заявлением, несмотря на это остается закрытой для репатриации. Объединенные Арабские Эмираты также все еще имеют ограничения, которые при этом, по признанию портовых агентов и операторов судов, являются очень запутанными. Так, местные иммиграционные и портовые власти подвергались критике за непоследовательную визовую политику и различные исключения.

По состоянию на 14 июля исключительно из устного общения судовых операторов с различными властями следовало, что смены экипажей возможны в портах Дубай, Порт Рашид, Джабаль-Али, DMC и сухом доке Дубай. Отметим, что только в конце прошлой недели Дубай официально разрешил смену экипажей. До этого на протяжении недель морякам не дозволялось въехать в страну, чтобы подняться на борт судна, несмотря на наличие руководства, в котором говорилось, что это возможно, и того, что в страну пускали туристов.

При этом большая часть государств, являющихся родиной значительной части моряков, – таких как, в частности, Россия, Китай и Украина – вообще не принимали участия в прошедшем 9 июня морском саммите. Этот факт добавляет сомнений в том, что дипломатическая демонстрация единства действительно положит конец сложностям со сменой экипажей.

В связи с этим Балтийский и международный морской совет (BIMCO) заявил, что правительствам необходимо активизироваться и работать над поиском решения вместе: «Отсутствие на встрече многих ключевых стран международного сообщества подчеркивает явное безразличие некоторых государств к кризису смены экипажей и недостаток понимания критической роли, которую моряки играют в международной торговле», – заявил генеральный секретарь Дэвид Лузли. Совет также обеспокоен отсутствием временных рамок для подписавшихся стран и тем, что закрытые границы, кажется, сделали мысли властей ограниченными.

В общем, по состоянию на 14 июля, в портах стран, подписавшихся под заявлением сделать моряков ключевыми работниками и облегчить процесс репатриации, сложилась следующая ситуация:

Великобритания – смена экипажей возможна при условии одобрения, некоторые порты и терминалы закрыты.

Дания – смена экипажей возможна несмотря на то, что границы закрыты. Проблема – в ограниченном количестве транспорта и авиарейсов.

Франция – смена экипажей возможна при наличии уведомления за 72 часа, в которое входит предоставление свидетельства о прохождении судном санитарного контроля, полного комплекта проездной документации, письма от компании и других документов.

Германия – смена экипажа возможна, тестирование на коронавирус не проводится при отсутствии симптомов, однако перед посадкой на судно невозможно размещение в отеле, необходимы подтвержденная информация об авиарейсах, прямая транспортировка до судна.

Греция – смена экипажа для моряков, не являющихся гражданами Евросоюза, возможна с 1 июля только при условии вылета в тот же день а страну проживания.

Индонезия – списаться с судна можно только в некоторых портах, при посадке необходимо пройти тестирование.

Нидерланды – смена экипажей возможна, однако необходимо иметь действующую шенгенскую визу (что трудноосуществимо, поскольку в настоящий момент консульства закрыты – значит, виза должна остаться с допандемийных времен). Останавливаться в отеле нельзя ни перед заходом на борт, ни после схода на берег.

Норвегия – смена экипажей позволена несмотря на ограничения на перемещение для иностранцев, однако необходимо провести 10 дней в карантине перед въездом в страну.

Филиппины – не допускаются иностранные моряки, при списании с судна необходимо пройти тестирование и 14 дней карантина. В провинции Себу смениться невозможно из-за увеличения числа заболевших.

Саудовская Аравия – смены запрещены, границы закрыты.

Сингапур – смены могут происходить только при особых обстоятельствах, если моряки не могут сразу проследовать на рейс и должны быть размещены в предписанном изоляторе. Необходимо уведомление за 14 дней.

ОАЭ – 15 июля стало известно, что в Дубае официально возможна смена экипажей. Морякам, заходящим на борт, необходимо иметь при себе визу моряка и результаты теста на коронавирус (действительны на протяжении 96 часов) при прибытии в аэропорт. При списании моряк не может оставаться в отеле, если у него нет отрицательного результата теста.

США – смены происходят на индивидуальной основе в нескольких портах, в последнее время часто – в порту Хьюстон. Моряки должны прилететь в один из 13 аэропортов, где проводятся тесты на коронавирус. Процесс проходит легче, чем во многих странах, а следующим домой членам экипажа не нужно проходить тестирование.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что ситуация с репатриацией меняется буквально каждый день и не всегда в лучшую сторону, несмотря на то, что все морское сообщество сходится во мнении о необходимости максимально упростить смену экипажей. «Главная проблема – это нежелание правительств по всему миру взглянуть правде в глаза и признать, что без моряков невозможна мировая торговля, а сами моряки не могут бесконечно работать в ожидании, когда пандемия закончится – это нарушение их прав, которое, к тому же, подрывает безопасность судоходства», – считают в РПСМ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: