Конституционное закрепление россии как правового государства можно считать перспективной нормой

Обновлено: 28.03.2024

Россия — демократическое государство. Это наиболее общая, важная х-ка современной рос. государственности. Демократическое гос-во не может не быть правовым и социальным, ибо вне подчинения праву, вне соблюдения и защиты прав человека нет и не м.б. демократии.

Демократизм РФ базируется прежде всего на конституционном закреплении народовластия, всеобщих прав и свобод человека, разделения властей, выборности основных гос. органов, свободы общественной самоорганизации и самодеятельности, политического плюрализма и идеологического многообразия, МС и др. Статья 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; ст. 2 — что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства; ст. 10 — что гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а органы этих властей самостоятельны. В Конституции РФ признается и гарантируется МС, органы которого не входят в систему органов гос. власти и в пределах своих полномочий самостоятельны, а также признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность.

В трактовке демократического характера РФ особенно важен тезис о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ. Не тот или иной класс, социальный слой или группа людей, не та или иная нация, а именно российский многонациональный народ как целое, как общегосударственное единство граждан страны независимо от их социальных, этнических, конфессиональных и иных различий. Не случайно та же ст. 3 Конституции РФ в своей четвертой части заявляет, что никто не может присваивать власть в РФ, что захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по закону. Это положение прямо вытекает из того, что суверенитет в РФ непосредственно принадлежит всему многонациональному российскому народу, а не его части. А это в свою очередь означает, что любая власть в стране призвана выражать и защищать волю и интересы суверенного российского народа и только такая государственная власть может и должна признаваться легитимной и законной. В УК РФ (ст. 278, 280), насильственный захват власти или насильственное удержание власти, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя рассматриваются как преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

В соответствии со стандартами демократических конституций многих стран мира Конституция РФ (ч. 2 и 3 ст. 3) говорит об осуществлении народом своей власти непосредственно (прямая демократия), а также через органы государственной власти и органы МС (представительная демократия). Сочетание таких двух форм и механизмов народовластия, как непосредственная демократия и представительная демократия, — один из важнейших признаков демократического государства. Непосредственная демократия — это форма и механизм осуществления народовластия, опирающиеся на прямое, неопосредованное кем-либо волеизъявление народа или какой-либо части граждан. Конституция РФ рассматривает референдум и свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа; общие собрания (сходы) и конференции граждан села или района, собрания избирателей и др. Представительная демократия — это форма и механизм осуществления народовластия опосредованно, через органы государственной власти и органы МС, прежде всего выборные. В основе представительной демократии в РФ лежит выборность ГД, конституционные принципы формирования СФ, выборность законодательных органов субъектов РФ и органов МС.

Вслед за народным суверенитетом, Конституция РФ закрепляет и производный от него государственный суверенитет РФ в трех основных положениях: а) суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию; б) Конституция РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории РФ; в) РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Действительный суверенитет РФ был провозглашен еще в июне 1990 г. в принятой тогда Первым СНД Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция РФ закрепила и упрочила суверенитет РФ уже в отсутствие СССР.

Суверенитет государства и его территория — это неразрывно связанные явления, поскольку последняя определяет пространственные границы первого. Согласно ст. 67 Конституции РФ, территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Суверенитет РФ распространяется также на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону РФ, хотя права и юрисдикция тут определяются ФЗ и международным правом. Все это подчеркивает верховенство и единство государственной власти РФ, что особенно важно в федеративном государстве. Из этого вытекает разноуровневый характер суверенитетов РФ и ее субъектов — республик.

Если бы желать только быть счастливым, то этого скоро можно достигнуть. Но люди желают обыкновенно быть счастливее других, а это почти невозможно, потому что мы считаем других всегда более счастливыми, чем они есть на самом деле.


Гражданское общество

Так что представляет собой гражданское общество? Можно сказать, что это относительно независимая от государства сфера жизнедеятельности людей, общественных отношений, в которые вступают свободные индивиды, преследующие свои частные цели и интересы. Но это далеко не единственное определение. Также гражданским обществом называют совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Или развитое независимое от государства, но взаимодействующее с ним общество граждан, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Как мы видим, дефиниции могут даны быть разные, но существуют четко определенные элементы и условия существования гражданского общества.

  • Признание естественных и неотъемлемых прав человека;
  • Частная собственность;
  • Правовое государство;
  • Совокупность правовых, экономических и идеологических условий;
  • Местное самоуправление;
  • Различные общественные объединения (политические партии, союзы, ассоциации);
  • Экономическая структура (все виды собственности);

Гражданское общество - достаточно молодой институт, к онцепция которого базируется на основных положениях теории естественного права и общественного договора.

Идея гражданского общества возникла в середине XVII века. Впервые термин "гражданское общество" был употреблен Г. Лейбницем (1646 - 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем.


Человек, как личность, стремится к свободе и реализации своих естественных прав. Но как существо общественное, человек не может жить вне общества и особенно вне государства, а, значит, реализация его естественных прав затрудняется государством, властью. Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой - ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главное условие действенности гражданского общества - добровольность и взаимность подобного договора между гражданами и государством.

Особое место в разработке концепций гражданского общества занимают идеи Г. Гегеля. По его мнению, гражданское общество это своеобразная стадия в диалектическом движении от семьи к государству. "Гражданское общество, - писал он, - есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства".

По Гегелю, гражданское общество включает рыночную экономику, социальные классы и политические институты и составляет комплекс частных лиц; деятельность гражданского общества регулируется правом и само оно прямо не зависит от государства.

Особый подход к проблеме гражданского общества у К. Маркса. Он рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения. По Марксу, гражданское общество, это совокупность экономических, производственных отношений, которые соответствуют производительным силам общества и образуют базис государства. В гражданском обществе происходят революционные изменения: ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов. Эти революционные преобразования приводят к тому, что владельцами средств производства становятся ранее угнетенные классы, исчезает эксплуатация человека человеком и происходит отмирание государства - основного орудия угнетения.

В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей.

Стоит сказать, что среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества: о дни видят зачатки общества уже на первобытно-общинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины, д ругие считают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса, т ретьи считают, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы.

Что касаемо меня, я придерживаюсь точки зрения, что гражданское общество невозможно без демократии, правового государства, свободного рынка и наличия реальных и защищенных законом прав и свобод человека и гражданина.

Правовое государство


"Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" - сказано в основном законе России - Конституции РФ. Так что же означает понятие "правовое государство"? Стоит отметить, что данная выдержка из закона закрепляет конституционно-правовой статус российского государства и его основные сущностные проявления, при этом здесь представлена очень важная характеристика России как правового государства. Конституционное закрепление России как правового государства можно считать перспективной нормой, определяющей один из главных ориентиров общественного развития. Воплощение идеи правового государства - скорее идеал, к которому должны стремиться все цивилизованные страны. Наличие в Конституции нормы о правовом государстве имеет большое значение. Она призвана оказать определяющее влияние на весь строй отношений личности - общества - государства.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

Теория разделения властей

Разделение властей - один из наиважнейших признаков правового государства, поэтому мне хотелось бы немного остановиться на данном вопросе. Как уже было сказано в самом начале, одним из основоположников данной теории является Шарль Монтескье. Разумеется, он не был единственным, кто рассуждал о теории разделения властей. Как самостоятельная и цельная политическая доктрина она сформировалась в Новое время, когда была необходимость компромисса между буржуазией и либеральным дворянством за счет разделения между этими сословиями государственно-властных функций.

В 1689 году Джоном Локком было создано "Два трактата о правлении", где он говорит о разделении на законодательную и исполнительную ветви, причем законодательная была выше: "Ведь то, что может создавать законы для других необходимо должно быть выше их". Судебная же власть была элементом исполнительной.

Так же здесь можно отметить Иммануила Канта, который дал философское обоснование данной теории, Бенжамена Констана, разработавшего теорию о разделение властей на четыре ветви (четвертую власть он считал необходимым представить монарху для того, чтобы устранять конфликты и сглаживать столкновения между тремя другими властями), Джона Стюарта Милля и других.

В соответствии с Конституцией (ст. 1) РФ является правовым государством.

Сущность идеи правового государства – его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения гос. органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство права означает верховенство закона. Главные, основополагающие общественные отношения регулируются законами. Через верховенство закона в общественной жизни, во всех ее сферах воплощаются высшие правовые начала, дух права, обеспечиваются реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическая защищенность. Сюда же относится и его всеобщность.

Верховенство закона означает утверждение его господства, т.е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без исключения подчинялись бы его нормам. «Органы государственной власти, органы МС, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы», –ст. 15 Конституции РФ.

Почему верховенство именно закона? Являясь высшей формой выражения государственной воли народа, законы обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным НА государства и составляют основу всей системы права. Законом вводятся в жизнь нормы, выражающие народовластие. Закон является также гарантом демократии. Он призван обеспечивать действенные средства и механизмы, стоящие на страже осуществления демократических принципов, форм и институтов.

Только посредством закона, совершенного законодательного регулирования может быть обеспечен высокий юридический статус личности, при котором человек является не «винтиком» государственной системы, а личностью, гражданином, обладающим реальными, юридически гарантированными правами.

Правовое государство – это прежде всего конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Основные принципы конституционного строя, важнейшие направления развития общества, его главные идеи закрепляются не иначе, как на высшем законодательном – конституционном – уровне. Конституция является центром правовой системы. На ее базе создается механизм законности в правовом государстве: «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ» (ст. 15).

Правовое государство по самой своей сути требует наличия Конституции, оформленной в виде нормативного документа и обязывающей государственную власть действовать на основе установленного порядка. РФ признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Поэтому если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Серьезным препятствием на пути утверждения верховенства закона являются издержки ведомственного, регионального и местного нормотворчества, которое зачастую противоречит закону и нередко лишает граждан тех прав, которые им предоставляются законом. Однако, обход закона под предлогом общественной «целесообразности» недопустим даже в том случае, когда закон действительно плох или, например, устарел. Закон может отменить или изменить только уполномоченный на то государственный орган. До тех пор государственные органы, организации и лица обязаны действовать на основе данного закона и в его рамках. Тот, кто пренебрегает законом, едва ли свободен от пренебрежения к людям, их судьбам, правам и интересам.

Важнейшей предпосылкой формирования правового государства является наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы жизни общества. Отсюда требуется прежде всего динамичное правовое регулирование общественных отношений посредством научно обоснованных правовых норм, отвечающих объективным потребностям всестороннего прогресса общества.

Согласно Конституции России (ст. 19), в Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и др. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права.

Функционирование правового государства исключает сохранение и воспроизводство в будущем всех форм правового неравенства, предполагает последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости.

Социальная справедливость – это обеспечение прав человека. В распределительных отношениях она означает соответствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и их оценкой обществом. В отношениях, связанных с принуждением, с ответственностью, справедливость есть соответствие между мерой нарушения и мерой наказания.

Не верно рассматривать права и свободы как своеобразный дар государства гражданам, за который они ему должны быть благодарны. В правовом государстве ответственность не может быть односторонней. Для правового государства характерны такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части, ответственны перед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, честь и достоинство в качестве высшей ценности. А граждане в свою очередь несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.

Однако смысл существования правового государства не сводится к защите человека от государственных притязаний. Правовое государство в равной мере ограничивает и обеспечивает государственную деятельность, чтобы таким образом гарантировать права и свободы человека, справедливость и правовую защищенность

Для такого рода взаимоотношений требуются прежде всего знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей. Поэтому все законы должны быть опубликованы. «Законы подлежат официальному опубликованию, – указывается в Конституции РФ (ст. 15). – Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

РФ, провозглашенная Конституцией правовым государством, на деле таким государством пока не является. Но это цель, идеал, к которому Россия стремится

Сущность идеи правового государства – его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения гос. органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство права означает верховенство закона. Главные, основополагающие общественные отношения регулируются законами. Через верховенство закона в общественной жизни, во всех ее сферах воплощаются высшие правовые начала, дух права, обеспечиваются реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическая защищенность. Сюда же относится и его всеобщность.

Верховенство закона означает утверждение его господства, т.е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без исключения подчинялись бы его нормам. «Органы государственной власти, органы МС, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы», –ст. 15 Конституции РФ.

Почему верховенство именно закона? Являясь высшей формой выражения государственной воли народа, законы обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным НА государства и составляют основу всей системы права. Законом вводятся в жизнь нормы, выражающие народовластие. Закон является также гарантом демократии. Он призван обеспечивать действенные средства и механизмы, стоящие на страже осуществления демократических принципов, форм и институтов.

Только посредством закона, совершенного законодательного регулирования может быть обеспечен высокий юридический статус личности, при котором человек является не «винтиком» государственной системы, а личностью, гражданином, обладающим реальными, юридически гарантированными правами.

Правовое государство – это прежде всего конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Основные принципы конституционного строя, важнейшие направления развития общества, его главные идеи закрепляются не иначе, как на высшем законодательном – конституционном – уровне. Конституция является центром правовой системы. На ее базе создается механизм законности в правовом государстве: «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ» (ст. 15).

Правовое государство по самой своей сути требует наличия Конституции, оформленной в виде нормативного документа и обязывающей государственную власть действовать на основе установленного порядка. РФ признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Поэтому если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Серьезным препятствием на пути утверждения верховенства закона являются издержки ведомственного, регионального и местного нормотворчества, которое зачастую противоречит закону и нередко лишает граждан тех прав, которые им предоставляются законом. Однако, обход закона под предлогом общественной «целесообразности» недопустим даже в том случае, когда закон действительно плох или, например, устарел. Закон может отменить или изменить только уполномоченный на то государственный орган. До тех пор государственные органы, организации и лица обязаны действовать на основе данного закона и в его рамках. Тот, кто пренебрегает законом, едва ли свободен от пренебрежения к людям, их судьбам, правам и интересам.

Важнейшей предпосылкой формирования правового государства является наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы жизни общества. Отсюда требуется прежде всего динамичное правовое регулирование общественных отношений посредством научно обоснованных правовых норм, отвечающих объективным потребностям всестороннего прогресса общества.

Согласно Конституции России (ст. 19), в Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и др. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права.

Функционирование правового государства исключает сохранение и воспроизводство в будущем всех форм правового неравенства, предполагает последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости.

Социальная справедливость – это обеспечение прав человека. В распределительных отношениях она означает соответствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и их оценкой обществом. В отношениях, связанных с принуждением, с ответственностью, справедливость есть соответствие между мерой нарушения и мерой наказания.

Не верно рассматривать права и свободы как своеобразный дар государства гражданам, за который они ему должны быть благодарны. В правовом государстве ответственность не может быть односторонней. Для правового государства характерны такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части, ответственны перед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, честь и достоинство в качестве высшей ценности. А граждане в свою очередь несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Однако смысл существования правового государства не сводится к защите человека от государственных притязаний. Правовое государство в равной мере ограничивает и обеспечивает государственную деятельность, чтобы таким образом гарантировать права и свободы человека, справедливость и правовую защищенность

Для такого рода взаимоотношений требуются прежде всего знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей. Поэтому все законы должны быть опубликованы. «Законы подлежат официальному опубликованию, – указывается в Конституции РФ (ст. 15). – Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

РФ, провозглашенная Конституцией правовым государством, на деле таким государством пока не является. Но это цель, идеал, к которому Россия стремится.

Как и формула о России как правовом государстве, данное конституционное положение сегодня больше отражает стремление, цель, задачу стать таким государством, нежели уже достигнутую реальность. И тем не менее формулирование в Конституции РФ такого стремления, таких целей и задач имеет большое значение. Положения Конституции РФ направлены на то, чтобы политика государства обеспечивала создание максимально возможных на данном этапе развития страны благоприятных условий и возможностей обеспечения достойной жизни и свободы человека, в том числе и путем регулирования им социально-экономических сфер, а также защиты и поддержки малоимущих и слабо социально защищенных слоев населения. Статья 7 Конституции РФ гласит, что РФ — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В этой формуле обращает на себя внимание прежде всего указание на органическую взаимосвязь социального характера государства с его демократическим и правовым характером. В принципе и тоталитарное государство может обеспечить на какое-то время достаточно высокий материальный уровень жизни, но от этого оно не будет действительно социальным, ибо в последнем достойный уровень материальной обеспеченности населения не может достигаться за счет ограничения или подавления его свободы.

Социальный характер РФ находит свое выражение и в том, что, согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, государство обязуется обеспечить: охрану труда и здоровья людей; установление гарантированного МРОТ; государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Кроме того, такой характер российской государственности более широко и подробно раскрывается в ряде других статей Конституции РФ, характеризующих социальные права и свободы граждан и их гарантии (ст. 37—43 – свобода и поощрение труда, защита материнства, право на жилище, гарантии соц. Обеспечения, право на охрану здоровья и мед. Помощь, благоприятную экологию и др). Конституционные положения о социальной политике РФ конкретизируются и развиваются в целой серии специальных ФЗ законов, например, «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 г., «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г.,* «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. И др

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: