Конституционные принципы судоустройства в зарубежных странах порядок формирования судов

Обновлено: 19.04.2024

27. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ.

Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, субъектом которой является суд, занимающий особое место в системе государственных органов и реализующий свои функции в особой процессуальной форме.

На конституционном уровне находят отражение следующие аспекты организации и деятельности судебной власти:

1) судебная власть – составная часть системы разделения властей;

2) основы организации судебной системы;

3) гарантии прав граждан в отношениях с органами юстиции;

4) основы правового статуса судей.

Характерными чертами судебной власти являются:

1) осуществление в связи с конкретным делом (социальным конфликтом);

2) реализация в особой процессуальной форме, отличной от процедур в других ветвях власти.

Суд осуществляет важнейшие социальные функции в любом государстве:

1) охрану и защиту прав и свобод физических и юридических лиц, находящихся на территории данной страны;

2) роль эксперта по правовым вопросам, имеющего одновременно право выносить обязательные для участников процесса решения;

3) осуществление судебного (конституционного, административного) контроля;

4) политико-репрессивную функцию;

5) поддержку экономических устоев общества, охрану принципов собственности, регулируя социальные конфликты в этой сфере.

В разных правовых системах и в зависимости от политического устройства государства социальные функции судебной власти могут варьироваться.

Судебная система – это сложно организованная, имеющая несколько определенным образом взаимосвязанных звеньев (инстанций) система органов, осуществляющих правосудие.

Она может включать государственные и иные судебные органы (общественные суды, религиозные суды, суды, действующие на основе обычного права, и т. д.).

Конституционные принципы организации деятельности судебных систем в зарубежных странах:

1) независимость судебной власти (судов, судей) и закрепление ее гарантий (означает автономность судебных учреждений по отношению к другим государственным и общественным органам, а также беспристрастность судей и подчинение их только закону);

2) осуществление правосудия только законными и надлежащими судьями (судами) (значит, что правосудие осуществляется только органами судебной власти, спор рассматривается тем судьей (судом), к компетенции которого он отнесен законом);

3) запрет на создание чрезвычайных судов (исключает появление особых судов или квазисудов особого производства, по упрощенной процедуре (без предоставления права подсудимому иметь защитника, обжаловать приговор или просить о помиловании и т. д.), что является нарушением основных прав граждан, демократических принципов судопроизводства и приводит к беззаконию и произволу);

4) гласность, открытость и доступность судебных слушаний (обеспечивает публичный характер отправления правосудия, доступность суда для всех заинтересованных лиц);

5) мотивированность судебных действий (мотивированность необходима для вынесения объективного решения по делу).

Деятельность суда опирается на принципы, закрепленные в конституции. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовный процесс, где особенно важна защита прав личности.

К числу общих конституционных принципов относятся:

- осуществление правосудия только судом , другие должностные лица и органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия.

- независимость судей и подчинение их только закону . Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и личного убеждения.

- свобода доступа к суду . Нельзя отказывать в приеме дела по причинам отсутствия закона или его неясности. Суд обязан принять и рассмотреть иск (он может отклонить рассмотрение только по причинам неподведомственности или неподсудности).

- коллективное отправление правосудия . Мировой, полицейский, иной судья единолично может рассматривать лишь мелкие правонарушения.

- ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами , или с обеспечением им переводчика за счет государства.

- гласность , т.е. открытый, публичный суд. Закрытые заседания проводятся, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны, интимные отношения сторон.

- возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции (повторное рассмотрение дела по существу по процедуре первой инстанции), кассации (проверка выполнения закона судом).

- ответственность государства за судебную ошибку . Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.

К числу особых принципов в сфере уголовного процесса относятся:

- право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или невиновности;

- право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста (в подавляющем большинстве стран - с момента задержания);

- право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях;

- презумпция невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда;

- никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление;

- при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона;

- закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Некоторые из этих принципов относятся, прежде всего, к уголовному процессу, но распространяются и на гражданские дела (например, о недопустимости доказательств, полученных с нарушением закона, о неприменимости обратной силы закона, отягчающего ответственность).

В зависимости от процедуры формирования состава судов могут быть дифференцированы следующие системы:

- системы, основанные на назначении на должность (без участия представительного органа);

- системы, основанные на выборах:

- системы формирования состава суда «по должности».

Система, основанная на назначении на должность, действует во Франции, где три члена Конституционного Совета назначаются Президентом Республики, три – Председателем Национального Собрания и три – Председателем Сената. В Швеции, Японии и во многих африканских государствах, где судебный конституционный контроль осуществляется Верховный Судом, его судьи назначаются исключительно правительством. В Дании, Ирландии, Кипре, Сенегале, США, Турции, Южной Африке конституционные судьи назначаются только главой государства.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) государство на юге Африки. Население – 41,2 млн. чел. Согласно Конституции страны, принятой парламентом 8 мая 1996 г. ЮАР – унитарная республика с элементами федерализма. Установленная форма правления, не имеет аналогов в мире. Ее можно охарактеризовать как «сверхпарламентскую республику».

Системы, основанные на выборах, как правило, предусматривают избрание конституционных судей парламентами. В Бельгии, Венгрии, Германии, Литве, Лихтенштейне, Польше, Словении, Хорватии, Швейцарии, Эстонии конституционные судьи назначаются исключительно законодательными органами. Этому принципу в основном следует и Португалия, где конституционные судьи, назначенные Парламентом, кооптируют определенное число других конституционных судей. В том случае, когда подобные системы подразумевают участие исполнительной власти, то роль последней ограничивается подбором кандидатов.

Смешанные системы совмещают назначение и выборы судей. В Андорре в назначении конституционных судей участвуют как Президент, так и Парламент. В Австрии, Албании, Болгарии, Канаде, Румынии, Словакии и Чехии одна часть конституционных судей избирается парламентом либо назначается главой государства или председателем парламента, а другая часть – исполнительной властью. В Испании, Италии, Перу одна часть конституционных судей избирается парламентом, вторая часть назначается правительством, а третья часть – высшими судебными чиновниками. В смешанных системах роль парламента является доминирующей, а полномочия исполнительной власти ограничены подбором кандидатов.

Системы формирования состава суда «по должности», которые предполагают вхождение в орган судебного конституционного контроля представителей высших национальных судов, существуют в Греции, Гонконге, Мавритании, Руанде, Судане. Здесь ни парламент, ни правительство не участвуют в назначении конституционных судей.

Независимость конституционного суда подчеркивается способом назначения его председателя. Эта независимость становится большей, если председатель назначается своими коллегами – самими конституционными судьями (Бельгия, Испания, Италия, Словения). В других случаях председатель назначается квалифицированным органом (Австрия, Андорра, Германия, Польша, Франция).

Так, например, княжество Андорра – самое крупное среди «карликовых государств», находится на юге-западе Европы – между Францией и Испанией. Население страны свыше 60 тыс. человек. В административно-территориальном отношении страна поделена на семь приходов (общин). Официальный язык – каталанский, наравне с которым используются французский и испанский. Столица – г. Андорра-ла-Велья. Средствами денежного обращения является евро.

Андорра - единственное государство в Европе и в мире находящееся с 1278 года под двойным сюзеренитетом, Епископа Урхельского и графа де Фуа. Права последнего через дом д’Альберов в 1607 г. передаются французской короне. В настоящее время соправители Андорры Президент Французской Республики и Епископ Урхельский.

С 1419 г. в стране действует Генеральный совет – одни из старейших парламентов в Европе. Состоит из 28 депутатов, которые избирают главу правительства. Правительство несет полную политическую и солидарную ответственность перед Генеральным Советом. Судебная система Андорры едина на всей ее территории. Руководство и управление судебной системой осуществляется Высшим советом Правосудия, в состав которого входят шесть андоррских граждан, имеющих опыт работы в учреждениях юстиции.

Контроль за соблюдением конституционной законности возлагается на Конституционный Трибунал, который является верховным толкователем Конституции, он заседает как судебный орган и его решения вменяются в обязанность публичных властей и частных лиц. Конституционный Трибунал принимает свой регламент и осуществляет свои функции, подчиняясь только Конституции и специальному закону, которые регулируют его деятельность (статья 95 Конституции).

Конституционный Трибунал состоит из четырех конституционных судей, назначаемых по одному – каждым Соправителем и двоих – Генеральным советом, из лиц, имеющих признанный юридический или служебный опыт. Они назначаются на восемь лет и их мандат не подлежит непосредственному возобновлению. Обновление состава Конституционного Трибунала проводится частично. Условия несовместимости устанавливаются специальным законом, упомянутым в предыдущей статье.

Педседательствует в Трибунале в течение двух лет один из судей с последующей ротацией (Статья 96).

Конституционный Трибунал правомочен рассматривать:

а) жалобы о неконституционности законов и декретов, принятых в порядке делегирования законодательных полномочий и в нарушение Регламента Генерального совета;

б) запросы на предварительное заключение о конституционности законов и международных договоров;

с) индивидуальные ходатайства о конституционной защите прав и свобод;

д) конфликты по поводу распределения полномочий меду конституционными органами. Такими органами являются Соправители, Генеральный совет, Правительство, Высший совет Правосудия и общины. (Статья 98)

С ходатайством о неконституционности законов и декретов, принятых в порядке, делегированного законодательства, могут обратиться одна пятая членов Генерального совета, глава Правительства и три коммуны. Одна пятая членов Генерального совета может обратиться с ходатайством о признании неконституционным регламента палаты. Срок подачи ходатайства составляет тридцать дней с момента публикации оспариваемого документа. Срок внесения ходатайства не может быть приостановлен. Трибунал должен принять решение в двухмесячный срок.

Когда в ходе судебного разбирательства у суда возникают разумные и обоснованные сомнения в конституционности закона или декрета, принятого в силу делегированного законодательства, он вправе обратиться в Конституционный Трибунал с преюдициальным вопросом и попросить его высказаться о действительности нормы, на основании которой он действует. Трибунал может объявить о неприемлемости ходатайства. В случае принятия ходатайства к рассмотрению он должен высказаться в двухмесячный срок.

Соправители, в пределах пункта «f» части 1 статьи 46, глава Правительства или одна пятая членов Генерального совета могут обратиться в Конституционный Трибунал с ходатайством о неконституционности международных договоров перед ратификацией. Трибунал рассматривает это обращение в приоритетном порядке. Если Трибунал констатирует неконституционность договора, последний не подлежит ратификации. В любом случае заключение международного договора, содержащего положения, противоречащие Конституции, требует предварительного пересмотра последней. (Статья 101)

Вправе обратиться посредством ходатайства за защитой Конституционного Трибунала против актов публичных властей, которые покушаются на основные права:

а) лица, которые являются сторонами непосредственно или в качестве третьих лиц участвуют в предварительном судебном разбирательстве, упомянутом в части 2 статьи 41 настоящей Конституции;

б) лица, законные интересы которых поставлены под угрозу предписаниями или действиями Генерального совета, не имеющими силу закона;

с) прокурор – в случае нарушения фундаментального права при обращении в судебный орган.

Существует конфликт между конституционными органами, когда один из них ссылается на незаконное осуществление другим полномочий, которые возложены на него Конституцией. Конституционный Трибунал может приостановить, в предупредительных целях, спорные нормы и акты и, в случае необходимости, предписать прекращение процедур, которые стали основанием конфликта. Обращение в Конституционный Трибунал в связи с конфликтом в сфере полномочий запрещено, когда дело вынесено на рассмотрение судебного органа. Закон определяет случаи, которые могут вызвать конфликт в связи с неисполнением органами возложенных на них полномочий.

Специальный закон устанавливает правовой статус членов Конституционного Трибунала, судебные процедуры и порядок деятельности этого учреждения. (Статья 104).

Требования к судьям

Практически во всех странах квалификация и необходимый профессиональный опыт конституционных судей должны отвечать высоким требованиям. Кандидаты должны обладать не только юридической квалификацией выше среднего уровня, но и обладать развитым чувством ответственности за политические последствия принимаемых ими решений. На практике конституционные судьи отбираются исключительно из числа высококвалифицированных юристов с многолетним опытом – судей, адвокатов, высших правительственных чиновников, профессоров права или политических деятелей. В некоторых случаях требуется специальная квалификация (в Бельгии от судьи требуется владение соответствующим национальным языком). Большинство систем признают иммунитет конституционных судей, а некоторые системы распространяют на них парламентский иммунитет (Болгария, Испания, Италия, Словения, Чехия). Независимость конституционных судей подразумевает также признание соответствующей материальной независимости и наличие адекватного протокольного статуса.

Особенность осуществления полномочий конституционными судьями заключается в несовместимости исполняемых обязанностей с занятием определенной деятельностью. Практически во всех системах с должностью конституционного судьи совместимо занятие научной и творческой деятельностью, но не совместима политическая и коммерческая деятельность. В отношении политической деятельности существуют различные ограничения, варьирующиеся от полного запрещения членства в политической партии до запрещения членства на определенный период до выборов (Австрия) или до запрещения членства в органах политической партии. В отношении публичных выступлений конституционных судей чаще всего действует следующее положение: право судей на выражение своей точки зрения не ограничивается исключительно судом, их публичная деятельность рассматривается как вклад в разъяснение позиции конституционного суда, а также в развитие плюрализма мнений.

Понятием «порядок формирования конституционного суда» охватываются органы, участвующие в формировании суда, процедура, т.е. последовательность действий указанных органов, требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей конституционного суда, сроки представления кандидатур и др. Эти вопросы, как правило, урегулированы в конституциях и в законах о конституционных судах.

Различают три вида процедур формирования органов конституционного контроля: парламентскую, внепарламентскую и смешанную. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / М.Ф. Чудаков. - Мн.: Новое знание, 2001. - С. 170.

Парламентская процедура сводится к тому, что весь состав органа конституционного контроля формируется парламентом. Классическим примером является формирование Конституционного суда Германии. Конституционный суд состоит из 16 членов, половина из которых избирается Бундестагом, а вторая половина - верхней палатой, Бундесратом. Для избрания каждому из кандидатов нужно набрать 2/3 голосов депутатов той или иной палаты. Интересно, что в случае несоблюдения Парламентом Германии требований закона о сроках проведения выборов судей Конституционного Суда (в течение 2 месяцев после истечения срока их полномочий) право выдвижения кандидатов для избрания судьи переходит самому Федеральному Конституционному Суду, который на своем Пленуме простым большинством голосов принимает соответствующее решение. Однако Парламент не связан этим предложением и вправе избрать кандидата, не выдвигавшегося Конституционным Судом. Утверждение на должность судей Федерального Конституционного Суда производит Президент ФРГ.

2. Смешанная процедура формирования органа конституционного контроля предполагает, что в ней участвует не один орган государственной власти, а два или три. Имеется в виду, что в назначении одного человека принимают участие два или три органа. Например, в США это выражается в том, что кандидатуры на должность в Верховном суде предлагает президент, но, согласно конституционной формуле, судьей Верховного суда становится кандидат с совета и согласия Сената. На практике это означает, что кандидатура, рекомендованная президентом, должна быть одобрена 2/3 членов Сената. Если Сенат не поддерживает кандидатуру, то кандидат не становится членом Верховного суда. С другой стороны, Сенат сам не предлагает, а только одобряет или не одобряет выбор президента, голосуя «за» или «против».

К смешанной относят такую процедуру, когда члены органа конституционного надзора на паритетных началах назначаются представителями разных ветвей власти. Например, во Франции в Конституционный совет входят 9 судей. Президент республики, председатель Национального собрания и председатель Сената назначают по три члена Совета сроком на 9 лет. Аналогичные процедуры применяются в Италии и Австрии, а также в Республике Беларусь, где шесть судей назначаются Президентом, шесть - избираются Парламентом, Председатель Конституционного суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь назначаются или избираются на одиннадцать лет и могут быть назначены или избраны на новый срок. Председатель Конституционного Суда может быть в любое время освобожден от должности Председателя Конституционного Суда Президентом Республики Беларусь.

3. Существует еще внепарламентский способ формирования органа конституционного контроля. Например, в Японии 15 членов конституционного суда назначаются Кабинетом министров, а председатель суда назначается императором, правда, по представлению Кабинета министров.

По Конституции Испании (ст. 159) формально все 12 членов назначаются королем. Однако, как гласит конституция, 4 из них назначаются по предложению нижней палаты, 4 - по предложению Сената, 2 - по предложению правительства, 2 - по предложению главного Совета судебной власти. Фактически это смешанная система, где представлены все ветви власти. Король формально назначает всех членов, но реально не имеет права отказать в назначении лиц, утвержденных нижней палатой, Сенатом, правительством и главным Советом судебной власти. Кандидаты от парламента утверждаются 3/4 голосов членов парламента.

Можно выделить также иной способ классификации способов формирования состава конституционных судов:

1) в формировании состава конституционного суда участвуют три ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная;

2) в формировании состава конституционного суда участвуют две ветви государственной власти - законодательная и исполнительная;

3) в формировании состава конституционного суда участвует лишь одна ветвь государственной власти - либо законодательная, либо исполнительная. Существуют и другие модели формирования состава конституционных судов.

Три ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - участвуют в формировании конституционных судов Болгарии, Грузии, Испании, Италии, Молдовы, Перу, Украины и др.

В Италии назначение членов Конституционного Суда осуществляется следующим образом: одна треть состава (пять судей) назначается Президентом Республики, одна треть - Парламентом на совместном заседании палат, одна треть - высшими магистратурами (трое - Кассационным судом и по одному - Государственным советом и Счетной палатой). Любопытно, что судьи, назначенные Парламентом, должны пройти утверждение Конституционным Судом Италии (требуется абсолютное большинство голосов). Президент назначает судей без представления правительства, хотя декрет о назначении контрассигнуется председателем правительства. Для избрания судей Парламентом требуется большинство в две трети от общего числа членов Палаты депутатов и Сената в двух первых турах выборов и в три пятых - в последующих турах. Квалифицированное большинство предусмотрено для того, чтобы устранить партийное влияние на избрание судей. Судьи Конституционного Суда от судебной власти избираются тремя коллегиями, в которые входят высшие должностные лица Кассационного Суда, Государственного совета и Счетной палаты.

В Болгарии одна треть (четыре судьи) состава Конституционного Суда избирается Народным Собранием, одна треть - назначается Президентом, а одна треть - избирается общим собранием судей Верховного кассационного суда и Верховного административного суда.

В Республике Молдова двое судей из шести назначаются Парламентом, двое - Президентом Молдовы и двое - Высшим советом магистратуры. Трех судей из девяти членов Конституционного Суда Грузии назначает Президент Грузии, трех - избирает Парламент большинством не менее трех пятых списочного состава и трех - назначает Верховный Суд.

Законодательная и исполнительная ветви государственной власти участвуют в формировании конституционных судов Австрии, Болгарии, Чехии и др. Трое из девяти судей Конституционного Суда Румынии назначаются Палатой депутатов, трое - Сенатом и трое - Президентом Румынии. В Республике Армении пятерых из девяти судей Конституционного Суда назначает Парламент - Национальное Собрание по предложению его Председателя, четырех - Президент Республики.

Исключительно представительными (законодательными) органами государственной власти назначаются конституционные судьи Венгрии, Германии, Кыргызстана, Литвы, Эстонии, Польши, Узбекистана и др.

Пятнадцать членов Конституционного Суда Венгрии избираются Государственным собранием. Предлагает кандидатуры комиссия, состоящая из членов депутатских партийных фракций, обладающих представительством в Государственном собрании. Для избрания членов Конституционного Суда необходимы две трети голосов депутатов Государственного собрания.

Исключительно исполнительной властью в лице главы государства конституционные судьи назначаются в Австрии, Бельгии, Испании, и др.

В Испании члены Конституционного Суда назначаются главой государства (королем) из числа кандидатов, представляемых палатами Парламента - по 4, Правительством и Генеральным (Высшим) Советом судебной власти (орган высшего правления судебной власти) - по 2.

В Австрии назначение 14 судей и 6 заместителей судей Конституционного Суда производится главой государства - Президентом Республики: председатель, заместитель председателя, 6 судей и 3 заместителя судей - по представлению Федерального Правительства, 6 членов и 3 заместителя судей - по представлению палат Парламента.

Арбитражный Суд Бельгии, осуществляющий конституционный контроль, состоит из 12 судей. Они назначаются монархом из списка, представленного раздельно палатами Парламента 6 судей образуют франкоговорящую группу, 6 - фламандскоговорящую. Один судья должен хорошо владеть немецким языком.

Положительной тенденцией в посттоталитарных государствах можно назвать формирование конституционных судов в равных пропорциях тремя ветвями власти (главой государства, парламентом и высшими судебными инстанциями и/или судейским сообществом), что в большей степени обеспечивает сбалансированность их состава.

Цель: уяснить место и роль судебной власти в механизме государства зарубежных стран по защите прав и свобод человека и гражданина.

План:

1 Понятие, социальная функция судебной власти

2 Структура судебной власти. Высшие органы судейского самоуправления

3 Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем

1Судебная власть возложена на всю совокупность судебных органов от самых низовых до верховных. Каждый судебный орган, а не только верховный суд, является носителем судебной власти. Совокупность судов (а порой их деятельность) именуется юстицией (от лат. justitia – справедливость).

Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера такой деятельности – юрисдикцией (лат. jurisdictio – судебное разбирательство; судебный орган).

Юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, т.е. вынесение подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам.

Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, выраженного прежде всего в конституциях и других законах, международных договорах, а также в приравненных к закону или подзаконных высокого уровня актах – указах, декретах, ордонансах, внутригосударственных публично-правовых договорах и т.п.

Известно латинское изречение: «Fiat justitia, pereat mundus!» («Да свершится правосудие, хотя бы погиб мир!»), служившее девизом германскому императору Фердинанду I (1556-1564). Оно означает, что право должно применяться судом, несмотря ни на какие политические и иные последствия. … И кому будет нужно правосудное решение, если мир из-за него погибнет?

В общем судебная власть – это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения.

Можно схематично выделить 3 основных взаимосвязанных направления деятельности судебной власти:

1) охрана прав и законных интересов граждан;

2) охрана правопорядка от преступных и иных правонарушений;

3) контроль за тем, чтобы деятельность государственных органов не выходила за правовые рамки.

Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (гражданские, уголовные дела, трудовые споры, споры политического характера, например, по вопросу о запрещении деятельности политической партии, жалобы граждан на действия чиновников и т.п.). Судебная деятельность по рассмотрению и разрешению юридических дел и споров производится в особой процессуальной форме.

Деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть. Принимая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить свое решение и возместить лицу ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц, лишить недостойного родителя родительских прав и т.п.

В то же время из всех властей судебная власть – слабейшая: она не опирается на волеизъявление избирателей, как законодательная власть, и не располагает силовыми структурами для принуждения, как власть исполнительная. Судебные исполнители – крайне слабый аппарат. Но сила судебной власти в уважении цивилизованного общества к праву и к суду как его профессиональному толкователю и справедливому применителю. Не случайно в западных странах юристы не сразу могут взять в толк, о чем идет речь, когда мы спрашиваем их о последствиях неисполнения судебных решений. Они не могут себе представить, как это возможно – не исполнить решение суда.

Суд – это последний бастион, последний рубеж демократии; если он подчинен «телефонному праву» (неважно, чьим указаниям он внимает – партийного лидера, президента страны или пахана преступного сообщества) либо если судебные решения могут безнаказанно игнорироваться, в такой стране нет конституционного строя, а конституция, если и есть, то не стоит той бумаги, на которой напечатана.

Социальная функция суда заключается также в ее цене. Речь идет о цене обращения в суд. Цена эта выражается как в деньгах, в которые обходится деятельность суда и которые приходится платить заявителю (это неодинаковые суммы), так и во времени, затрачиваемом для получения искомого результата. Судебный процесс стоит дорого. Поэтому во всех странах стоит вопрос о доступности суда для бедных. В некоторых случаях предусматривается бесплатная юридическая помощь (бесплатное оказание адвокатских услуг и др.), некоторые виды исков не подлежат оплате судебной пошлиной, например, дела об алиментах, трудовые споры.

2Эта структура охватывает прежде всего сами суды. Можно выделить 4 модели судебных систем: англо-американскую (англосаксонскую), Романо-германскую (европейскую континентальную), социалистическую и мусульманскую.

В англосаксонской модели обычно существует единая система судов во главе с верховным судом. В англосаксонской модели широко используется судебный прецедент, что несколько снижает роль законодательства. Судья пассивен в судебном процессе, он лишь ведет заседание и в уголовных делах не решает вопроса о виновности, поскольку полномочия судьи и присяжных разделены (вопросы факта, т.е. виновности, решают присяжные заседатели, вопросы права – т.е. назначение наказания, форма ответственности по гражданским делам – решает судья или судьи).

В Романо-германской модели обычно нет единой системы судов, она полисистемна. В разных системах судов, которые специализированы, есть свои высшие органы. Например, в Германии действуют 5 высших судов федерации, в Бразилии тоже несколько высших федеральных судов. При этой системе деятельность судов определяется широко развитым законодательством, судебный прецедент применяется крайне редко; наряду с апелляцией используется кассационный и ревизионный порядок обжалования, чего нет в англосаксонской модели; судья активен в процессе, он не только оценивает, но и сам собирает доказательства; «судьи из народа», «непрофессиональные судьи» (ассизы, шеффены) участвуют вместе с судьей в определении наказания.

Для социалистической модели характерны: выборность всех судей и народных заседателей; равенство прав судей и народных заседателей; совпадение границ административно-территориальных единиц и судебных округов (специальные судебные округа не создаются). Избранный местным советом суд действует на его же территории, в границах этой же территории действует и соответствующий орган коммунистической (правящей) партии.

Мусульманская модель имеет персональный характер: мусульманскому суду подлежат только единоверцы или лица, согласившиеся на такой суд; народных заседателей, ассизов, присяжных не существует; процесс осуществляется по канонам шариата со специфическими формами ответственности и в гражданском, и в уголовном праве. В некоторых мусульманских странах процедуры обжалования судебных решений не существует, можно лишь обращаться к имаму – высшему духовному лицу, которым по совместительству обычно является монарх, но в некоторых странах, например, в Нигерии, существуют вышестоящие мусульманские суды.

Виды судебных органов.

1. В странах с Романо-германской правовой системой и некоторых иных часто наряду с системой судов общей юрисдикции (т.е. рассматривающих главным образом гражданские и уголовные дела0 создается отдельная система административной юстиции, возглавляемая органом, который обычно именуется государственным советом и осуществляет также некоторые иные функции (Франция, Италия), либо верховным административным судом (Швеция). Эти суды рассматривают споры граждан с чиновниками и органами государства по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан. В административные суды нельзя жаловаться, если чиновником не нарушен закон, поскольку при решении конкретных дел чиновник имеет свободу усмотрения и вправе действовать самостоятельно в пределах закона (дискреционные полномочия). В Испании такие суды называются «судами чести», но они рассматривают не только административные дела, но и вопросы нарушения профессиональной этики (в последнем случае действуют как общественные суды).

2. Органы досудебного разбирательства, например, медиаторы, консилиаторы (посредники, примирители) во Франции, Италии (более 1000 в каждой стране). Они рассматриваются как мировые судьи по малозначительным делам. Они обычно назначаются муниципалитетами – органами местного самоуправления – из числа отставных государственных служащих, знакомых с основами права, и решают мелкие споры между соседями, вопросы арендной платы и др.

3. Суды общей юрисдикции («общие суды»), рассматривающие гражданские, уголовные дела, трудовые споры и т.д. В некоторых постсоциалистических странах, где нет административных судов, они осуществляют также некоторые функции административной юстиции. К судам общей юрисдикции относятся также мировые судьи, которые в ряде стран зарплату не получают, могут не иметь юридического образования и вправе заниматься другой оплачиваемой работой (например, коммерцией). Система общих судов всегда включает разные звенья от верховных до низовых судов.

4. Специальные суды: военные (для военнослужащих), суды по делам малолетних, трудовые, по земельным и водным спорам, претензионные, коммерческие (по торговым делам) и др.

5. Мусульманские суды, которые рассматривают дела только по тем вопросам, которые указаны в священных книгах (Коране и сунне) и только среди единоверцев.

6. Суды обычного права – племенные суды, в которых участвуют вожди, старейшины. Они рассматривают споры между соседями, споры об использовании земли, лесов, пастбищ, некоторые вопросы семейного права на основе обычаев племени. Уголовные дела такие суды рассматривать не могут. Их решения не признаются, если они противоречат законам. Решения племенных судов можно обжаловать в суд общей юрисдикции.

Особое место занимают конституционные суды, а также суды, рассматривающие вопросы конституционной ответственности высших должностных лиц (например, Высокий суд правосудия во Франции, Государственный трибунал в Польше).

В некоторых странах действуют церковные суды, которые рассматривают дела священников, но могут налагать также наказания на прихожан (покаяние, отлучение от церкви).

Конституции запрещают создание чрезвычайных судов, т.е. таких, которые образуются в ином порядке, чем установлено конституцией и законами, действуют вне правил судебной процедуры, а иногда и применяют наказания, не предусмотренные уголовным кодексом. Однако в условиях военных режимов такие суды обычно создаются.

Структурой судебной власти охватываются, кроме судов, некоторые иные виды государственных органов и учреждений, обслуживающих судебную власть, среди которых прежде всего нужно отметить органы предварительного расследования и органы прокуратуры. В некоторых странах они встроены в судебную систему, в других существуют отдельно от судов, поддерживая с ними функциональную связь. Обслуживает судебную власть и такое учреждение, как адвокатура, главная функция которой заключается в оказании правовой помощи всем, кто в ней нуждается. Наконец, в ряде стран существует специальная судебная полиция, подчиненная судебной власти (Италия). Эти полицейские обеспечивают порядок в зале заседания, охраняют обвиняемых, выполняют распоряжения судьи.

Судейское самоуправление.

Судейское самоуправление – специальный орган, призванный контролировать поведение судей, решать вопросы об их назначении, перемещении, повышении в должности, дисциплинарной ответственности магистратов (судей, прокуроров, судебных следователей). Он называется по-разному. В Италии, Франции, Румынии это Высший совет магистратуры, в Болгарии – Высший судебный совет, в Албании – Верховный совет правосудия, на Украине – Высший совет юстиции, в Испании – Высший совет судебной власти. Обычно в состав такого органа входит председатель верховного (кассационного), высшего административного суда, министр юстиции, генеральный прокурор; часть его членов может быть назначена главой государства, часть избирается на общегосударственном съезде судей (особенно это практикуется в постсоциалистических странах). Существуют также квалификационные коллегии судей.

3 Принципы организации.

Из организационных принципов выделяют независимость судей, подчиняющихся только закону, и ее гарантии: несменяемость, иммунитеты, неуменьшаемость вознаграждения во время пребывания в должности. Некоторые конституции дополняют этот принцип такой гарантией, как административная и финансовая автономия судебной власти вообще.

Широко распространен конституционный принцип отправления правосудия только законно установленными судами с запрещением чрезвычайных судов.

В ряде конституций предусмотрено участие народа в отправлении правосудия, прежде всего в качестве присяжных.

Отличие присяжных заседателей от народных заседателей.

1. Народные заседатели формально обладают равными процессуальными правами с профессиональными судьями в рассмотрении юридических дел. Народных заседателей в народе прозвали «кивалами».

2. Народные заседатели избираются трудовыми коллективами или представительными органами.

Присяжные же не избираются, а отбираются по специальным методикам из списков граждан, составленных с этой целью местной администрацией. В списки включаются все граждане, которые отвечают установленным законом требованиям. Отбор четко проводится по жребию, и отказываться гражданин без уважительных причин не вправе. Но главное отличие не в этом и не в том, что скамья присяжных насчитывает не 2-х, а обычно 6, 9 или 12 присяжных. Главное отличие в том, что присяжные решают вопросы не права, а факта, для чего им особых юридических познаний не требуется. В основном институт присяжных заседателей используется в сфере уголовного судопроизводства. В англоязычных странах скамья присяжных именуется в зависимости от стадии процесса большим или малым жюри, во франкоязычных странах суд с участием присяжных именуется судом ассизов, а скамья присяжных – также жюри, которое, впрочем, вместе с судьями принимает участие в определении меры наказания осужденному.

Принцип инстанционности получает выражение в виде права на обжалование судебных решений. Существуют две основные формы обжалования: апелляция и кассация. При апелляционном порядке вышестоящий суд пересматривает дело по существу с новой проверкой ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств и постановляет свое решение, отменяя тем самым решение суда нижестоящего. При кассационном порядке вышестоящий суд проверяет только соблюдение закона нижестоящим судом, не вдаваясь в существо дела, и только в рамках заявленной жалобы. Если решение нижестоящего суда отменено вышестоящим судом в кассационном порядке, дело заново рассматривается обычно тем же нижестоящим судом, но в ином составе судей.

Контрольные вопросы:

1. Что означает понятие «юстиция»?

2. Как называется деятельность суда по разрешению правовых конфликтов?

3. Что означает понятие «юрисдикция»?

4. В чем заключается социальная роль судебной власти в демократическом обществе?

5. Что означает латинское изречение «Fiat justitia, pereat mundus»?

6. Назовите направления деятельности судебной власти.

7. В какой форме производится судебная деятельность по рассмотрению и разрешению юридических дел и споров?

8. Какие выделяют модели судебных систем?

9. Охарактеризуйте англосаксонскую модель судебной системы.

10. Охарактеризуйте романо-германскую модель судебной системы.

11. Охарактеризуйте социалистическую модель судебной системы.

12. Охарактеризуйте мусульманскую модель судебной системы.

13. Назовите виды судебных органов в зарубежных странах.

14. Что означает понятие «суд общей юрисдикции»?

15. Какие категории дел рассматривает административная юстиция в странах романо-германской правовой семьи?

16. Какие категории дел рассматривают мусульманские суды и суды обычного права?

17. Допускается ли в зарубежных странах создание чрезвычайных судов?

18. Что еще входит в структуру судебной власти, кроме судов, в зарубежных странах?

19. Что означает судейское самоуправление?

20. Назовите принципы организации и деятельности судов и судей.

21. В чем отличие друг от друга присяжных заседателей и народных заседателей?

22. В каких странах скамья присяжных именуется в зависимости от стадии процесса большим или малым жюри, а в каких суд ассизов, а скамья присяжных – также жюри?

23. Что означает принцип инстанционности?

24. Какое место занимают в механизме государства зарубежных стран органы конституционного контроля (конституционные суды, конституционные советы, верховные суды, суды общей юрисдикции)?

27. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ.

Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, субъектом которой является суд, занимающий особое место в системе государственных органов и реализующий свои функции в особой процессуальной форме.

На конституционном уровне находят отражение следующие аспекты организации и деятельности судебной власти:

1) судебная власть – составная часть системы разделения властей;

2) основы организации судебной системы;

3) гарантии прав граждан в отношениях с органами юстиции;

4) основы правового статуса судей.

Характерными чертами судебной власти являются:

1) осуществление в связи с конкретным делом (социальным конфликтом);

2) реализация в особой процессуальной форме, отличной от процедур в других ветвях власти.

Суд осуществляет важнейшие социальные функции в любом государстве:

1) охрану и защиту прав и свобод физических и юридических лиц, находящихся на территории данной страны;

2) роль эксперта по правовым вопросам, имеющего одновременно право выносить обязательные для участников процесса решения;

3) осуществление судебного (конституционного, административного) контроля;

4) политико-репрессивную функцию;

5) поддержку экономических устоев общества, охрану принципов собственности, регулируя социальные конфликты в этой сфере.

В разных правовых системах и в зависимости от политического устройства государства социальные функции судебной власти могут варьироваться.

Судебная система – это сложно организованная, имеющая несколько определенным образом взаимосвязанных звеньев (инстанций) система органов, осуществляющих правосудие.

Она может включать государственные и иные судебные органы (общественные суды, религиозные суды, суды, действующие на основе обычного права, и т. д.).

Конституционные принципы организации деятельности судебных систем в зарубежных странах:

1) независимость судебной власти (судов, судей) и закрепление ее гарантий (означает автономность судебных учреждений по отношению к другим государственным и общественным органам, а также беспристрастность судей и подчинение их только закону);

2) осуществление правосудия только законными и надлежащими судьями (судами) (значит, что правосудие осуществляется только органами судебной власти, спор рассматривается тем судьей (судом), к компетенции которого он отнесен законом);

3) запрет на создание чрезвычайных судов (исключает появление особых судов или квазисудов особого производства, по упрощенной процедуре (без предоставления права подсудимому иметь защитника, обжаловать приговор или просить о помиловании и т. д.), что является нарушением основных прав граждан, демократических принципов судопроизводства и приводит к беззаконию и произволу);

4) гласность, открытость и доступность судебных слушаний (обеспечивает публичный характер отправления правосудия, доступность суда для всех заинтересованных лиц);

5) мотивированность судебных действий (мотивированность необходима для вынесения объективного решения по делу).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: