Кем устанавливается объем периодичность и методика оперативного водоконтроля на судах

Обновлено: 25.04.2024

Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций

Дата введения 1997-07-01

1. РАЗРАБОТАНЫ ЗАО "Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (ЦНИИМФ)

Зам. генерального директора, доктор технических наук С.Н.Драницын

Зав. отделом стандартизации А.П.Вольваченко

Руководитель разработки, канд. техн. наук А.Н.Неелов

кандидаты технических наук Брикер А.С. (Часть II), Левин Б.М. (Часть IV), Неелов А.Н. (Части I, III), Смольник А.Ю. (Часть V), Сорокин В.А. (Части VII, VIII), Филимонов В.Д. (Часть VI).

2. ВНЕСЕНЫ Департаментом мореплавания Службы морского флота Министерства транспорта РФ

Заместитель начальника Д.Д.Анисин

3. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Службой морского флота Министерства транспорта Российской Федерации

Первый заместитель министра В.Л.Быков

3. ВВОДЯТСЯ ВЗАМЕН:

РД 31.21.30-83. Правила технической эксплуатации судовых технических средств.

РД 31.21.65-84. Правила технической эксплуатации закрытий судовых грузовых люков.

РТМ 31.2003-77. Корпус, помещения, системы и устройства судна. Правила технической эксплуатации.

1. Область применения

Настоящие Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций (в дальнейшем - Правила) содержат требования к техническому использованию и техническому обслуживанию корпуса, систем, устройств, агрегатов и механизмов судов морского флота Российской Федерации, направленные на предотвращение отказов и тем самым на обеспечение безопасности людей, судна, перевозимого груза и охраны окружающей среды.

Знание и исполнение Правил обязательно для членов экипажей морских судов и должностных лиц судовладельца. Объем необходимых знаний каждого конкретного члена экипажа судна и должностного лица судовладельца в зависимости от занимаемой должности, типа и конструктивных особенностей судов определяет судовладелец. Типовой перечень лиц, обязанных полностью или частично знать Правила, приведен в Приложении "А".

Настоящие Правила не охватывают технические средства радиосвязи и навигации.

Правила не распространяются на ядерные паропроизводящие установки.*

* Текст настоящего документа разбит на части, обозначенные римскими цифрами. При ссылках на отдельные пункты номер части не указывается, если пункт находится в пределах той же части. В противном случае дополнительно указывается номер части.

2. Нормативные ссылки

В настоящих Правилах использованы ссылки на следующие нормативные документы:

2.1. Устав службы на морских судах России.

2.4. Наставление по борьбе за живучесть на судах морского флота.

2.5. Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации. Российский Морской Регистр судоходства. (Регистр).

2.6. Правила классификации и постройки морских судов. Регистр.

2.7. Правила по оборудованию морских судов. Регистр.

2.8. Правила по грузоподъемным устройствам морских судов. Регистр.

2.9. Правила о грузовой марке морских судов. Регистр.

2.12. Правила морской перевозки опасных грузов (правила МОПОГ). РД 31.15.01-89.

2.13. Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов. Основное руководство. РД 31.20.50-87.

2.14. Методика дефектации морских транспортных судов (ЦНИИМФ)

2.17. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ). IMO.

2.18. Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов. IMO.

2.19. Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих палубные лесные грузы. IMO.

2.20. Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза. IMO.

2.21. Международный кодекс по безопасной перевозке зерна насыпью. IMO.

2.22. Международный кодекс по газовозам (МКГ). IMO.

2.23. Международный кодекс по химовозам (МКХ). IMO.

2.24. Кодекс по безопасной перевозке химически активных грузов наливом. IMO.

2.25. Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС). IMO.

Часть I. Общие требования к технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций

1. Общие положения

1.1. Техническая эксплуатация судовых технических средств и конструкций (СТСиК) должна производиться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и требованиями настоящих Правил. В тех случаях, когда инструкции заводов-изготовителей не согласуются с отдельными положениями Правил, должны выполняться требования инструкций.

1.2. При отсутствии инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации СТСиК и в случае необходимости развития и детализации требований, изложенных в Правилах, судовладелец обязан обеспечить разработку инструкций.

1.3. Судовладелец имеет право при наличии достаточных технических обоснований заменять или дополнять отдельные положения инструкций завода-изготовителя. Если изменения касаются документации, согласованной с органами надзора, должно быть получено заключение этих органов на изменение.

В гарантийный период эксплуатация СТСиК должна осуществляться только в строгом соответствии с инструкциями и рекомендациями изготовителя.

1.4. Все операции, связанные с вводом в действие, изменением режимов работы, выводом из действия, проворачиванием и разборкой технических средств, должны производиться с разрешения, по указанию или с извещением должностных лиц (капитана, вахтенного помощника капитана, старшего механика, вахтенного механика, ответственного по заведованию), если это предусмотрено соответствующими пунктами Правил или другими документами, регламентирующими действия судового экипажа. Необходимо помнить, что несогласованный ввод в действие, изменение режима работы, остановка или разборка технического средства могут привести к непредсказуемым последствиям.

1.5. Все действия, связанные с техническим использованием, обслуживанием и ремонтом СТСиК, должны регистрироваться вахтенным механиком в машинном журнале в соответствии с инструкцией по его ведению.

1.6. На судне должен быть организован учет технического состояния СТСиК, а также учет наличия и движения сменно-запасных частей и предметов материально-технического снабжения по заведованиям. Порядок учета и формы учетных документов устанавливает судовладелец.

2. Общие требования к техническому использованию СТСиК

2.1. Подготовка к действию и ввод в действие (пуск)

2.1.1. Подготавливать и вводить в действие допускается только исправные технические средства. При неисправном состоянии технического средства должна быть вывешена предупредительная табличка: "Неисправность! Ввод в действие запрещен".

2.1.2. Подготовка технических средств к действию должна включать тщательный наружный осмотр. Необходимо убедиться в отсутствии посторонних предметов и в том, что включению и пуску ничто не препятствует.

2.1.3. Предохранительные устройства, если они имеются, должны быть на штатных местах и исправны. Запрещается вводить в действие техническое средство с отключенными или неисправными предохранительными устройствами.

2.1.4. Штатные контрольно-измерительные приборы (КИП) должны быть без видимых повреждений. Подготовка к работе и работа технических средств при отсутствии штатных приборов или при неисправном их состоянии запрещается. На шкалах приборов должны быть нанесены метки, указывающие предельные значения измеряемого параметра и при необходимости запретные зоны работы.

2.1.5. Во время подготовки СТСиК необходимо:

.1 снять стопоры, чехлы и временные закрытия, препятствующие нормальной работе;

.2 проверить соответствие положения всех управляющих органов, клапанов, кранов, задвижек, переключателей и т.д. режиму пуска технического средства;

.3 подать смазку ко всем трущимся частям в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Убедиться в наличии достаточного количества масла во всех системах и устройствах смазки (маслосборниках, лубрикаторах, масляных ваннах и т.д.);

.4 при наличии системы охлаждения подать воду или убедиться в достаточности ее количества в системе.

2.1.6. В случаях, предусмотренных инструкцией по эксплуатации, до пуска следует провернуть механизм, машину или агрегат вручную или валоповоротным устройством. Убедиться в отсутствии заеданий и посторонних звуков.

2.1.7. При подготовке автоматизированных технических средств к действию после продолжительного нерабочего периода должна быть проверена работоспособность средств автоматизации, включая средства аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.

2.1.8. Резервные технические средства должны быть исправными. При подготовке к работе установки с автоматически запускающимися резервными техническими средствами должна быть обеспечена и проверена их постоянная готовность к пуску.

2.1.9. Ввод в действие (пуск) технического средства допускается только после выполнения всех операций по подготовке, предусмотренных инструкциями по эксплуатации, исключая экстренные случаи, связанные с предотвращением аварии. В последнем случае должны быть выполнены подготовительные операции, обеспечивающие действие технического средства (снятие ограничителей, подача электропитания и рабочих сред: масла, воды, топлива, а также выполнение необходимых переключений в системах, связанных с техническим средством, отключение при необходимости автоматической защиты). Об экстренной подготовке и вводе в действие СТСиК делается запись в машинном журнале с указанием ответственного лица, давшего это распоряжение.

2.1.10. Если при пуске агрегата от окружающих требуется особое внимание, то о пуске такого агрегата должно быть сделано соответствующее предупреждение. На входах в помещения, где расположены автоматически или дистанционно запускающиеся механизмы, должна быть предупреждающая надпись: "Внимание! Механизмы запускаются автоматически".

2.1.11. После ввода в действие (пуска) СТСиК необходимо проверить показания всех контрольно-измерительных приборов и в случае необходимости отрегулировать нагрузку и параметры рабочих сред, а также убедиться в отсутствии ненормальных шумов, стуков и вибрации. Убедиться в исчезновении световых и звуковых аварийных сигналов, когда контролируемые параметры достигнут рабочих значений.

2.1.12. В случае появления при пуске аварийно-предупредительных сигналов, ненормальных шумов, стуков или вибрации, а также при выходе значений контролируемых параметров за допустимые пределы техническое средство должно быть выведено из действия (остановлено) для выяснения и устранения причин неисправности.

2.2. Обслуживание во время работы

2.2.1. Режим работы технических средств должен устанавливаться с учетом условий эксплуатации таким образом, чтобы значения контролируемых параметров не выходили за установленные пределы.

2.2.2. Во время действия технических средств должен вестись контроль за их работой по показаниям контрольно-измерительных приборов и сигналам аварийно-предупредительной сигнализации, а также путем осмотра, прослушивания и ощупывания. Периодичность контроля устанавливается инструкциями по эксплуатации. При отсутствии указаний в инструкции периодичность должна быть установлена старшим или вахтенным механиком с учетом назначения технического средства, его надежности, а также наличия устройств аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.

2.2.3. При использовании для охлаждения технического средства забортной воды необходимо следить за тем, чтобы ее температура на выходе не превышала 55 °С во избежание интенсивного солеотложения в полостях охлаждения.

2.2.4. В случае остановки или изменения режима работы технического средства вследствие срабатывания автоматической защиты должно быть введено в действие резервное техническое средство (при наличии). Ввод в действие остановленного технического средства или восстановление режима его работы допускается только после тщательного выявления и устранения всех причин, вызвавших срабатывание защиты.

2.2.5. Необходимо периодически сличать показания контрольно-измерительных приборов на пульте дистанционного управления с показаниями приборов, установленных непосредственно на техническом средстве.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

1. Кодекс торгового мореплавания РФ. Устав службы на судах ММФ. Дисциплинарный устав.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации — нормативно-правовой акт , являющийся основным источником, регулирующим отношения торгового мореплавания на территории Российской Федерации .


  • морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или законами РФ;

  • суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река — море) плавания, во время их плавания по морским путям;

  • в отдельных, прямо установленных в Кодексе, случаях его действие также распространяется и на военные суда Российской Федерации.

  • перевозок грузов , пассажиров и их багажа ;

  • промысла водных биологических ресурсов;

  • разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр ;

  • лоцманской и ледокольной проводки;

  • поисковых, спасательных и буксирных операций;

  • подъема затонувшего в море имущества;

  • гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;

  • санитарного, карантинного и другого контроля;

  • защиты и сохранения морской среды;

  • проведения морских научных исследований;

  • учебных, спортивных и культурных целей;

  • иных целей.

  • Настоящий Устав определяет основы организации службы на

  • судах Министерства морского флота, а также основные обязанности и

  • права лиц судового экипажа.

  • 2. Требования настоящего Устава распространяются на членов

  • экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при исполнении

  • служебных обязанностей на берегу, а также на других лиц, временно

  • пребывающих и выполняющих служебные обязанности и работы на судне.

  • 3. Нарушение требований настоящего Устава влечет за собой

  • дисциплинарную или иную установленную законом ответственность.

Обслуживание котла на режимах, отличных от нормальных:

Во время шторма необходимо особо тщательное наблюдение за уровнем воды в котлах, который должен колебаться на примерно одинаковую величину относительно отметки "рабочий уровень" водоуказательных приборов.

В период маневров при ручном управлении питанием котла уровень воды должен находиться не выше отметки "рабочий уровень" водоуказательных приборов ввиду опасности уноса воды в пароперегреватель и главный паропровод.

При внезапном прекращении горения в одном из параллельно работающих котлов следует снизить нагрузку работающих котлов, закрыть стопорный клапан отключившегося котла и принять меры по восстановлению горения.
Водный режим котла :
1. Для предупреждения в процессе эксплуатации паровых котлов явлений накипеобразования, коррозии металла со стороны пароводяного пространства и уноса из котлов влаги и солей необходимо строго соблюдать водные режимы, устанавливаемые инструкциями завода-изготовителя и судовладельца.
2. Соблюдение норм водного режима на каждом судне должно регулярно контролироваться при помощи штатных приборов, а также путем периодических анализов средствами судовой лаборатории водоконтроля. Объем, периодичность и методика оперативного контроля устанавливаются судовладельцем (при отсутствии указаний судовладельца следует пользоваться данными справочного приложения V.3). Результаты анализов котловой и питательной воды должны быть отражены в машинном журнале. Во всех случаях отклонения от установленных норм состав котловой воды должен немедленно корректироваться. При исключительных обстоятельствах (чрезвычайно высокая остаточная жесткость или большое солесодержание котловой воды в результате грубых нарушений норм водообработки) разрешается частичная или полная смена воды в котле.
3. Способами осуществления и регулирования водного режима паровых котлов являются: докотловая обработка питательной и добавочной воды; обеспечение высокого качества и максимального возврата конденсата; внутрикотловая обработка воды; верхнее и нижнее продувание котлов.
4. Результаты осуществления водных режимов паровых котлов должны периодически контролироваться путем анализа воды в береговых лабораториях, а также внутренними освидетельствованиями котлов с исследованием обнаруженных при этом твердых отложений и коррозионных повреждений металла. По результатам анализов и исследований предписываются необходимые меры по поддержанию и корректировке водного режима котла.
5. Основными показателями качества питательной воды являются содержание хлоридов, общая жесткость, содержание кислорода и нефтепродуктов, значения которых не должны превышать указанных в приложении V.1. Питательная вода должна содержать минимальное количество растворенных солей, газов, органических веществ и нерастворимых взвешенных частиц .

Меры предосторожности при упуске воды из котла
Причинами упуска воды из котла могут быть:
- невнимательное наблюдение и недостаточный контроль за уровнем воды;
- неисправности водоуказательных приборов;
- неисправности регуляторов питания;
- неисправности питательных насосов;
- пропуски клапанов нижнего продувания:
- течи (свищи, трещины, разрывы) испарительных, дымогарных труб, змеевиков и петель экономайзера;
- неисправности питательных клапанов котла;
- большие пропуски питательного трубопровода;
- срыв нодачи воды питательным насосом;
- неисправное состояние систем автоматики и защиты котла.
Признаки упуска воды из котла:
- отсутствие уровня воды в водоуказательных приборах, не появляющегося после их продувания;
- свист сухого пара при открывании нижних пробных клапанов;
- покраснение и побеление от перегрева видимых частей поверхности нагрева котла;
- заметные провисания групп или отдельных труб поверхностей нагрева.
При быстром снижении уровня воды в водоуказательном приборе следует уменьшить подачу топлива, усилить питание, перейти на ручное питание, снизить или прекратить расход пара на потребители, установить и устранить причины быстрого снижения уровня.
При упуске воды из котла необходимо немедленно:
- прекратить горение;
- прекратить питание;
- прекратить подачу воздуха;
- закрыть стопорные клапаны;
- сообщить об упуске воды вахтенному помощнику капитана и старшему механику, затем:
- открыть вручную предохранительные клапаны, клапаны продувания пароперегревателя и спустить пар;
- закрыть заслонки воздухонаправляющих устройств и принять другие меры к недопущению местного и общего резкого охлаждения котла.
Питание котла категорически запрещается, если уровень воды в нем упал ниже нижнего пробного клапана в огнетрубных котлах и ниже нижней кромки водоуказательного прибора в водотрубных котлах.
После вывода котла из действия в результате упуска воды необходимо тщательно осмотреть котел и при отсутствии видимых повреждений (проседаний топок, выпучин, трещин, деформации труб, пропусков пара и воды) провести гидравлическое испытание котла на рабочее давление. Если течи и деформации элементов не обнаружены, старшему механику предоставляется право допустить котел к дальнейшей эксплуатации, о чем должен быть составлен акт для передачи в техническую службу судовладельца, а также произведены соответствующие записи в машинном журнале. По приходе в порт старший механик обязан предъявить котел для освидетельствования инспектору Морского Регистра или другого классификационного общества.
Предотвращение и тушение пожара в котельном помещении
Для предотвращения и при тушении пожара в котельном помещении следует строго руководствоваться указаниями руководящих документов (РД) «Правила техники безопасности на судах морского флота» и «Наставление по борьбе за живучесть судов морского флота».
В случаях горения сажи в газоходах котла необходимо немедленно выключить форсунки и котельные вентиляторы, усилить по возможности подачу воды в экономайзер, включить в действие паровые саже обдуватели, а при наличии соответствующих устройств — пустить в газоходы углекислый газ или другие огнегасители.
В тех случаях, когда пожар возник под котлами, необходимо пользоваться аппаратами высокократной.пены или ввести в действие местное стационарное паротушение. Остатки топлива под настилом следует тушить паром, пеной, песком или сухим огнетушителем.
При начавшемся пожаре не следует спешить с прекращением действия котла и всех вспомогательных механизмов в котельном помещении, не попытавшись ликвидировать пожар местными средствами. Если пожар возник в результате разрыва топливного трубопровода, необходимо прекратить доступ топлива в поврежденный трубопровод.
Если стала очевидной необходимость вывода личного состава из котельного отделения для использования объемного способа тушения, необходимо:
- котлы экстренно вывести из действия с помощью местных или дистанционных приводов, для чего немедленно остановить топливные насосы, закрыть быстро запорные клапаны на подаче топлива к форсункам и у топливных цистерн, выключить подогрев
топлива, прекратить питание котлов, остановить вентиляторы и закрыть все воздушные заслонки и отверстия:
- удалить людей из горящего помещения, используя выходы, находящиеся на наиболее низком уровне (например, через туннель валопровода);
- после ухода людей из котельного отделения немедленно загерметизировать его;
- пустить пар, углекислый газ или другое огнегасящее средство в котельное отделение.
При необходимости затопления котельного отделения, являющегося крайней мерой тушения пожара, необходимо полностью спустить пар из котлов.
3. Электробезопасность. Защита от поражения электрическим током, защитное заземление. Диэлектрические средства защиты, периодичность проверок их на электрическую прочность .

Электробезопасность обеспечивается конструкцией электроустановок, техническими способами и средствами защиты, организационными «техническими мероприятиями.

Конструкция электроустановок должна соответствовать условиям их эксплуатации и обеспечивать защиту персонала от соприкосновения с токоведущим и и движущимися частями, а оборудования − от попадания внутрь посторонних твердых тел и воды.

Защитным заземлением называется преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением в результате повреждения изоляции электроустановки.

Принцип действия защитного заземления состоит в снижении до безопасных значений напряжения прикосновения и силы тока, проходящего через человека, обусловленных замыканием на корпус.

При заземлении корпуса происходит замыкание на землю и прикосновение к заземленному корпусу вызывает появление параллельной ветви, по которой часть тока замыкания проходит в землю через тело человека.

Знаки безопасности и предупредительные плакаты предназначаются для:

* предупреждения опасности при приближении к частям, находящимся под напряжением;

* запрещения оперировать аппаратами, которые могут подать напряжение на отведенное для работы место;

* указания места, подготовленного к работе; напоминания о принятых мерах безопасности.

Диэлектрические средства защиты, периодичность проверок их на электрическую прочность

диэлектрические перчатки

Среди средств, защищающих персонал от поражения током, наиболее широкое распространение имеют диэлектрические перчатки, галоши, боты и ковры. Они изготовляются из резины специального состава, обладающей высокой электрической прочностью и хорошей эластичностью. Однако и специальная резина разрушается под действием тепла, света, минеральных масел, бензина, щелочей и т.п., легко повреждается механически.

Диэлектрические перчатки


  • диэлектрические перчатки для электроустановок до 1000 В, в которых они применяются как основное защитное средство при работах под напряжением. Эти перчатки запрещается применять в электроустановках выше 1000 В;

  • диэлектрические перчатки для электроустановок выше 1000 В, в которых они применяются как дополнительное защитное средство при работах с по мощью основных изолирующих защитных средств (штанг, указателей высокого напряжения, изолирующих и электроизмерительных клещей и т.п.). Кроме того, эти диэлектрические перчатки используются без применения других защитных средств при операциях с приводами разъединителей, выключателей и другой аппаратуры напряжением выше 1000 В.

  • Диэлектрические ковры применяются в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных по условиям поражения током. При этом помещения не должны быть сырыми и пыльными.

  • Ковры расстилаются по полу перед оборудованием, где возможно соприкосновение с токоведущими частями,

  • Диэлектрические галоши и боты как дополнительные защитные средства применяются при операциях, выполняемых с помощью основных защитных средств. При этом боты могут применяться как в закрытых, так и открытых электроустановках любого напряжения, а галоши — только в закрытых электроустановках до 1000 В включительно.

Испытания диэлектрических перчаток


  • В процессе эксплуатации проводят электрические испытания диэлектрических перчаток.

  • Перчатки погружаются в ванну с водой при температуре (25±15) °С. Вода наливается также внутрь перчаток. Уровень воды как снаружи, так и внутри перчаток должен быть на 45-55 мм ниже их верхних краев, которые должны быть сухими.

  • Испытательное напряжение подается между корпусом ванны и электродом, опускаемым в воду внутрь перчатки. Возможно одновременное испытание нескольких перчаток, но при этом должна быть обеспечена возможность контроля значения тока, протекающего через каждую испытуемую перчатку.

Техническое состояние корпуса судна определяют периодическими освидетельствованиями его основных частей. Освидетельствование корпусных конструкций производят визуально, путем испытаний и различных методов контроля. Освидетельствование корпуса судна с целью определения его технического состояния, установления необходимости, объема и метода ремонта основных корпусных конструкций, обеспечивающих требуемую прочность для безопасного плавания, называют дефектацией. По результатам дефектации производят оценку пригодности судна к дальнейшей эксплуатации.
Для освидетельствования корпусных конструкций производят очистку поверхности от старой краски и продуктов коррозии, покрытий и изоляций. В местах, где покрытия пришли в негодность (изоляция декоративной обшивки, покрытие палуб мастикой и др.), производят частичное вскрытие их для осмотра корпусных конструкций. При обнаружении повышенного износа покрытие удаляют полностью.
Освидетельствование путем испытаний проводят для проверки непроницаемости, а иногда и прочности корпусных конструкций.
Обнаружение дефектов корпусных конструкций трещин, вмятин, гофр, бухтин, разрывов, утонений и др. осуществляют применением различных методов измерения и дефектоскопии.

Виды и методы неразрушающего контроля и диагностики технического состояния корпуса и конструкций судна.
Дефектоскопия — это совокупность ряда физических методов контроля состояния материалов, изделий или конструкций на отсутствие в них дефектов, недопустимых техническими условиями. Для обнаружения дефектов применяют самые разнообразные приспособления и аппараты (мерительный инструмент, лупы, микроскопы, рентгеновские установки и другую аппаратуру). Этот метод контроля состояния металла производят без разрушений или ухудшения качества корпусных конструкций.
Для проверки состояния корпусных конструкций наиболее широко применяют методы контроля, рассматриваемые ниже.
Остаточную толщину элементов конструкций корпуса измеряют специальным индикатором и с помощью толщиномеров: механического, магнитного ультразвукового, ү-толщиномера.
Для определения величины деформации листов обшивки применяют прогибомеры .
Трещины на отдельных участках корпуса выявляют внешним осмотром при помощи лупы, дефектоскопов (ультразвуковых и рентгеновских аппаратов и др.), а также протиранием керосином. При этом способе проверяемые листы протирают с одной стороны керосином, а с другой — меловым полужидким раствором. Керосин, проникая в трещины, обнаруживается в виде пятен и полос на белом фоне меловой обмазки, воспроизводя направление трещины на поверхности изделия.

1. Комплекс активной противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации. Судовые системы, предназначенные для предотвращения возникновения или распространения пожара. Средства пожаротушения на судах и их классификация.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма


Уровень управления.
Вопросы старших и вторых механиков для устного
собеседования при проведении квалификационного испытания.
Функция 3. Раздел «Судовые операции и обеспечение безопасности людей»
1. Сформулируйте определение центра величины судна (center of buoyancy).
Точка приложения гидростатических сил давления воды на судно.
2. Сформулируйте определение метацентра судна (metacenter).
Точка пересечения линий действия сил плавучести при накренении судна на малый угол.
3. Как влияет на осадку судна перенос груза с борта на борт на одном уровне по высоте?
Изменяет крен судна.
Не влияет на остойчивость судна.
4. Укажите, имеет ли право Портовый Государственный Контроль задерживать судно в порту?
Да, если оно создает опасность окружающей среде.
5. Каков минимальный стаж работы на судне для получения диплома второго механика судов с главной двигательной установкой мощностью от 750 до 3000 кВт?
12 месяцев.
6. Кто несет ответственность за работу машинного отделения, если в нем присутствует старший механик?
Вахтенный механик.
7. В каком журнале осуществляется регистрация операций с нефтью на судах не являющимися танкерами?
Журнал нефтяных операций, часть 1.
8. Что понимается под термином «особый район» в отношении требований Приложения 1 к МК
МАПРОЛ 73/78?
Морской район, в котором необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения
загрязнения моря нефтью.
9. С какой предельной высоты безопасно прыгать в воду в гидрокостюме?
Приблизительно 5 метров.
10. С какой периодичностью в соответствии с требованиями МК СОЛАС-74 должна производиться проверка работы двигателей всех спасательных шлюпок и дежурных шлюпок?
Еженедельно, раз в неделю.
11. Где должна находиться папка документов по борьбе за живучесть судна?
На мостике.
Функция 4. Раздел «Судовые механические установки»
1.
Как часто производится проверка постоянной готовности к действию резервных и аварийных СТС?
Не реже одного раза в две недели.
В соответствии с судовым планом проверок.
2.
Укажите силы, характеризующие механическую напряженность дизеля.
Сила расширяющихся газов.
Центробежная сила инерции.
Сила инерции поступательно движущихся масс.
3.
Укажите максимальную температуру подогрева маловязкого топлива в расходных и отстойных цистернах.
Не менее чем на 10°C ниже температуры вспышки паров топлива в закрытом тигле.
4.
Допускается ли в случае крайней необходимости работа дизеля с водотечными трещинами в деталях цилиндра?
Допускается.
5.
В какое положение, каждый раз после проворачивания, необходимо устанавливать вал дизеля?
Отличающееся от предыдущего.
6.
Кем устанавливаются вахтенные и дежурные посты на судне?
Судовладельцем.
7.
Что необходимо предпринять при упуске воды из системы охлаждения дизеля?
Остановить дизель и сразу начать его проворачивать с одновременной прокачкой маслом.
8.
Под каким давлением должно подаваться подогретое топливо к топливным насосам дизеля?


Исключающим возможность его вскипания при всасывании.
9.
Какова необходимая температура воздуха после воздухоохладителя, если система наддува не оборудована сепаратором для непрерывного удаления выпадающей из воздуха влаги?
На 3 – 4°C выше точки росы.
10.
Кто устанавливает периодичность продувки воздушных полостей воздухоохладителя?
Вахтенный механик.
11.
Кто имеет право дать разрешение на проворачивание и пробные пуски в установках, не имеющих разобщительных муфт?
Вахтенный помощник капитана.
12.
Подготовленный двигатель не вводится в работу длительное время. С какой периодичностью по согласованию с вахтенным помощником капитана необходимо проворачивать двигатель валоповоротным устройством с открытыми индикаторными кранами для поддержания двигателя в состоянии постоянной готовности?
Каждый час.
13.
Укажите причину вскипания воды в котле и уноса её в паропровод через главный стопорный клапан
(что сопровождается шумом и гидравлическим ударами в паропроводе).
Засоление питательной воды.
14.
Кем устанавливается объем, периодичность и методика оперативного водоконтроля?
Судовладельцем.
Правилами технической эксплуатации судовых технических средств при отсутствии указаний
судовладельца.
15.
Укажите температуру, которую необходимо поддерживать в теплом ящике открытых систем питания котлов.
80-85°C
16.
Укажите действия, которые необходимо выполнить в первую очередь при подготовке к пуску холодильной установки согласно правил технической эксплуатации.
Проверить причину ее последней остановки и герметичность системы.
17.
Какое число циклов в течение часа считается нормальным для холодильной установки, эксплуатируемой без постоянно установленных контрольных приборов?
2 – 5
18.
Какие действия должен предпринять вахтенный механик при обнаружении неисправности системы
ДАУ?
Немедленно проверить и ввести в действие машинный телеграф.
По согласованию с вахтенным помощником перейти по управление ГД (ВРШ) из машинного
отделения.
19.
Сколько пусков должен обеспечивать общий запас сжатого воздуха для пуска главных двигателей?
6 пусков для двигателей, работающих на ВРШ.
12 пусков попеременно на передний и задний ход.
Функция 5. Раздел «Эксплуатация электрического и электронного оборудования»
1. Укажите периодичность проверки действия авральной сигнализации.
Перед выходом судна в рейс.
Не реже одного раза в 10 дней.
2. Укажите периодичность проверки действия телефонов безбатарейной связи.
Не реже одного раза в месяц.
3. Укажите периодичность проверки действия электрической аппаратуры управления и сигнализации закрытия водонепроницаемых дверей.
Перед выходом судна в рейс.
Не реже одного раза в неделю.
4. Укажите правильный порядок включения на параллельную работу силового трансформатора напряжения.
Включение производится со стороны первичной, а затем вторичной сети.
5. Кто должен контролировать установки срабатывания и временных задержек средств автоматизации объектов?


Ответственный по заведованию.
6. Каков максимально допустимый интервал продолжительного нерабочего периода электроприводов, после которого они должны осматриваться и проворачиваться, для поддержания их постоянной готовности к действию?
Месяц.
7. Как часто необходимо производить запуск аварийного генераторного агрегата с обесточиванием главного распределительного щита и приемом нагрузки?
1 раз в 6 месяцев.
8. С какой целью у синхронных генераторов с контактными кольцами и щетками необходимо периодически менять полярность колец?
Равномерного изнашивания колец.
9. Кто отвечает за правильность использования по назначению судового электрооборудования, включая подготовку к действию, ввод и вывод из действия и соблюдения допустимых режимов работы?
Лица, использующие электрооборудование.
10. Какое условие синхронизации генераторных агрегатов проверяют, используя синхроноскоп?
Разность частот генератора и сети.
Отсутствие сдвига по фазе одноименных напряжений генератора и сети.
11. Укажите случаи, в которых разрешается отключать устройства аварийно предупредительной сигнализации и автоматической защиты.
В случаях специально оговоренных в соответствующих пунктах «ПТЭ СТК и К» или в инструкциях
по эксплуатации.
Функция 6. Раздел «Организация ремонта и технического обслуживания»
1. Что понимается под термином «Техническое обслуживание судна»?
Комплекс работ и мероприятий, выполняемых экипажем или работниками береговых организаций с
целью поддержания судна в исправном техническом состоянии.
2. Какими документами устанавливаются материалы, используемые при выполнении ТО и ремонта?
Одобренные судоходной компанией.
Те, которые установлены конструкторской документацией.
3. Кто подписывает контракт на ремонт судна?
Администрации судовладельца и судоремонтного предприятия.
Уполномоченные представители судовладельца и судоремонтного предприятия.
4. Кто являются руководителями работ по подготовке судна к ремонту?
Старший механик.
Старший помощник капитана
5. Кто должен принять СТСиК после окончания работ и проверки средства управления, контроля, аварийно-предупредительной сигнализации и защиты?
Лицо, ответственное за заведование.
6. Какую операцию необходимо выполнить после регулировки цикловой подачи топлива до пуска дизеля?
Проверка и установка нулевой подачи ТНВД.
7. Укажите документ, в соответствии с которым должны быть отрегулированы предохранительные клапаны котла.
Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации Регистра.
8. Какова периодичность переборки предохранительных клапанов парового котла при нормальной их работе?
Раз в год.
9. Как часто производиться выборочный контроль остаточных толщин стенок труб судовых систем с использованием приборов неразрушающего контроля?
Не реже, чем раз в год.
10. Как часто должно производиться вскрытие балластных цистерн, цистерн запасов котельной воды, питьевой и мытьевой воды для осмотра, очистки и восстановления (в случае необходимости) антикоррозионного покрытия?
Не реже одного раза в год.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2003, N 14, ст. 1256; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 50, ст. 5279; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 30; N 18 (ч. 1), ст. 2141; N 52 (ч. 1), ст. 6450) и пунктом 5.2.18 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; N 24, ст. 2601; N 52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740; N 11 (ч. 1), ст. 1029; N 17, ст. 1883; N 18, ст. 2060; N 22, ст. 2576; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 4, ст. 506; N 6, ст. 738; N 13, ст. 1558; N 18 (ч. 2), ст. 2249; N 32, ст. 4046; N 33, ст. 4088; N 36, ст. 4361; N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650, 652), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации.

Регистрационный N 17010

Порядок
диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации
(утв. приказом Минтранса РФ от 1 марта 2010 г. N 47)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает порядок диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации (далее - ВВП) в целях обеспечения безопасности судоходства.

2. Диспетчерское регулирование движения судов на ВВП организуется Федеральным агентством морского и речного транспорта через подведомственные организации, уполномоченные осуществлять диспетчерское регулирование движения судов на ВВП (далее - подведомственные Росморречфлоту организации), и осуществляется в соответствии с настоящим Порядком.

3. Диспетчерскому регулированию движения судов на ВВП подлежат все самоходные суда (кроме маломерных судов) и буксируемые (толкаемые) составы.

4. Диспетчерское регулирование движения несамоходных и буксирующих (толкающих) судов в составах осуществляется с учетом особенностей, определенных схемами их формирования, подготовленными судовладельцами и согласованными с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подведомственными Росморречфлоту организациями.

5. Диспетчерское регулирование движения судов на ВВП осуществляется диспетчерами подведомственных Росморречфлоту организаций (далее - диспетчер) во взаимодействии с диспетчерами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

6. Диспетчерское регулирование движения судов на ВВП осуществляется во всем бассейне или на отдельных участках внутренних водных путей бассейна (далее - регулируемый участок). На реках, на которых возведены искусственные водоподпорные и судоходные сооружения, изменившие естественный режим стока, каналах, а также регулируемых участках ВВП, имеющих ограничения по условиям плавания, диспетчерское регулирование движения судов на ВВП является обязательным для судов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.

7. Временное введение обязательного диспетчерского регулирования движения на ВВП объявляется в извещениях судоводителям и в оперативной путевой информации.

II. Организация работы диспетчеров

8. Диспетчер на ВВП является организатором безопасного судоходства по ВВП в части осуществления диспетчерского регулирования движения судов на ВВП в соответствии с требованиями настоящего Порядка.

1) принимает меры для обеспечения безопасного плавания судов на регулируемом участке, своевременно передает на суда оперативную информацию по вопросам безопасности судоходства;

2) получает сведения от капитанов (вахтенных начальников) судов о соответствии габаритов судов и составов габаритам пути, шлюзов, мостов, соблюдении установленных запасов воды под днищем;

3) информирует судоводителей об ограничениях движения судов на внутренних водных путях и осуществляет диспетчерское регулирование в соответствии с этими ограничениями;

4) передает на суда по заявкам капитана (вахтенного начальника) и судовладельца информацию о путевых условиях плавания на ВВП, а также об опасных для плавания судов явлениях;

5) при получении от судна сигнала бедствия незамедлительно сообщает в Государственный морской спасательно-координационный центр, а также всем судам, находящимся в данном районе, его координаты для оказания помощи в спасании судна, людей и имущества;

6) при получении информации о транспортном происшествии незамедлительно сообщает о них руководителю подведомственной Росморречфлоту организации, осуществляющей диспетчерское регулирование на регулируемом участке ВВП, территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в Государственный морской спасательно-координационный центр и судовладельцу (судовому агенту);

7) в целях диспетчерского регулирования движения судов на ВВП имеет право получать информацию от руководителя работ по ликвидации последствий транспортных происшествий на регулируемом участке;

9) принимает меры к обеспечению своевременного пропуска судов и составов через шлюзы и по регулируемым участкам;

10) в целях регулирования движения судов на ВВП фиксирует местонахождение судов на регулируемом участке. На графике или дислокации судов указываются название судна, судовладелец, арендатор, судовой агент, количество пассажиров, род и количество груза, пункты отправления и назначения судов;

11) информирует по запросу капитана (вахтенного начальника) о расстановке природоохранных объектов и пунктах комплексного обслуживания флота;

12) передает по запросу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информацию о местонахождении принадлежащих им судов и составов;

13) ведет следующую документацию:

журнал приема-сдачи дежурств;

журналы (подшивки, файлы данных) прогнозов погоды и путевых условий;

журнал регистрации транспортных происшествий;

14) запрашивает и получает от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информацию о местонахождении принадлежащих им судов, их прибытии, отправлении и транспортных происшествиях;

15) при подходе судна к регулируемому участку внутренних водных путей разрядов "О" или "М", передает капитану (вахтенному начальнику) прогноз погоды на планируемый период перехода и другую имеющуюся информацию, касающуюся обеспечения безопасности плавания на ВВП;

16) в зависимости от установленных судну ограничений по ветро-волновому режиму и (или) ледовым условиям плавания судов и прогноза погоды дает разрешение на выход или запрещает его;

17) получает доклад капитана о дальнейшем движении или остановке судна;

18) должен знать местонахождение закрепленных в обслуживаемом районе ВВП разряда "М" аварийно-спасательных (буксирных) судов и иметь с ними радиосвязь.

10. Диспетчеры смежных бассейнов информируют друг друга о подходе судов к границе бассейнов.

11. Диспетчер имеет право получать информацию от судовладельцев об организации ими временного диспетчерского пункта для управления работой флота на временно используемых участках внутренних водных путей (экспедиционный завоз) или в местах сосредоточения технических средств добычи и погрузки нерудных строительных материалов.

12. Диспетчер контрольного пункта должен своевременно передавать на суда оперативную информацию по вопросам безопасности судоходства и об особенностях плавания судов по участку, движущихся и стоящих судах, а также изменениях в навигационной обстановке.

Диспетчер контрольного пункта дает разрешение на движение судна по участку, отход судов из пунктов, с рейдов ожидания исходя из сложившейся дислокации флота и с учетом фактической гидрометеорологической обстановки.

III. Взаимодействие капитана судна с диспетчером

13. При подходе судна к регулируемому участку, а также к пункту местонахождения диспетчерской (контрольного пункта), капитан (вахтенный начальник) судна передает по запросу диспетчера следующую информацию:

о названии и классе судна, судовладельце, арендаторе, габаритах и техническом состоянии судна, максимальной осадке, а также о пунктах отправления и назначения, роде и количестве груза, количестве пассажиров;

о дате и времени выхода судна в рейс из пункта отправления;

о полагаемом времени прибытия судна в пункт назначения;

о вынужденной или намеренной остановке судна в пути и ее окончании;

о повреждении, неисправности или отсутствии знаков навигационного ограждения, транспортном происшествии, загрязнении водной среды;

о неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке на судне.

14. При невозможности передачи информации, изложенной в пункте 13 настоящего Порядка, капитан (вахтенный начальник) судна доводит ее до судовладельца (арендатора), который доводит эту информацию до диспетчера.

15. Капитан (вахтенный начальник) запрашивает у диспетчера разрешение на движение судна по участку, отход судна из пункта стоянки, с рейда ожидания.

16. Капитан (вахтенный начальник) судна при подходе судна к участку внутреннего водного пути разрядов "О" или "М" сообщает диспетчеру об установленных судну ограничениях по ветро-волновому режиму, а также по ледовым условиям плавания судна и запрашивает разрешение на продолжение движения.

Капитан (вахтенный начальник) судна докладывает диспетчеру о дальнейшем движении судна с указанием времени выхода судна, полагаемом и фактическом времени прохождения участка разрядов "О" или "М" или остановке судна и делает соответствующую запись в судовом журнале.

При невозможности передачи информации диспетчеру, информация передается капитаном (вахтенным начальником) диспетчеру ближайшего диспетчерского пункта.

Определен новый порядок диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях (ВВП). Это необходимо для безопасности судоходства.

Диспетчерское регулирование теперь организует Росморречфлот через уполномоченные подведомственные организации. Раньше этим занимались диспетчерские службы государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства ФГУП "Канал имени Москвы". Заключались договоры с судовладельцами.

Диспетчерскому регулированию подлежат все самоходные суда (кроме маломерных) и буксируемые (толкаемые) составы.

Если мероприятия проводятся в отношении несамоходных и буксирующих (толкающих) судов, то учитываются особенности, определенные схемами их формирования. Они готовятся судовладельцами и согласуются с территориальными органами Ространснадзора и подведомственными Росморречфлоту организациями.

Назначаются диспетчеры подведомственных Росморречфлоту организаций. Они взаимодействуют с диспетчерами юрлиц и ИП.

Регулируемым участком признается весь бассейн или отдельные участки его внутренних водных путей.

На реках, где возведены искусственные водоподпорные и судоходные сооружения, изменившие естественный режим стока, каналах, а также на участках ВВП, имеющих ограничения по условиям плавания, диспетчерское регулирование обязательно.

Определен порядок работы диспетчеров. Предусмотрено взаимодействие с капитанами судов.

Прежний порядок признан утратившим силу.

Приказ Минтранса РФ от 1 марта 201 г. N 47 "Об утверждении Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации"

Регистрационный N 17010

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

УСТАНОВКИ ДИЗЕЛЬНЫЕ СУДОВЫЕ

Приемка и методы испытаний на судне

Shipboard diesel installations. Acceptance and methods of ship trials

Дата введения 1991-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством судостроительной промышленности СССР

О.С.Яковлева (руководитель темы), А.В.Марченко

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.11.89 N 3484

3. Срок первой проверки - 1995 г.

Периодичность проверки - 5 лет

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

1.3.1.7, 1.3.2.3, 2.3.1, 2.3.11, 2.3.13

1.1.20, 1.3.1.7, 2.1.9, 2.1.10, 2.4.5, 2.4.11

Настоящий стандарт распространяется на дизельные установки и дизель-редукторные агрегаты (далее - ДУ) судов всех ведомств, классов и назначений, работающие в составе комплексов и агрегатов и включающие в себя главный и вспомогательные дизели, линию валопровода, потребитель мощности, обслуживающие механизмы, системы, устройства, а также системы управления, регулирования и контроля дизеля при проектировании, строительстве, переоборудовании, модернизации и ремонте судов.

Стандарт устанавливает порядок проведения и требования к приемке, объему и методам испытаний ДУ на судне.

Стандарт не распространяется на ДУ, устанавливаемые на катерах, шлюпках и других плавучих средствах, поставляемых на комплектацию судов.

Пояснение терминов, применяемых в стандарте, даны в приложении 1.

1. ПРИЕМКА

1.1. Общие положения

1.1.1. Приемка ДУ проводится для оценки соответствия ее стандартам, техническим условиям (ТУ), проектно-конструкторской и технологической документации (ПКД и ТД), условиям договора на постройку и оформления документов, свидетельствующих о качестве и годности ДУ для эксплуатации.

1.1.2. Приемка ДУ осуществляется посредством проведения контроля и испытаний, регламентированных программой и методикой испытаний судна.

Программа (для головных и серийных судов) и методика испытаний (для головных судов) разрабатываются проектантом судна и согласовываются с судостроительным предприятием или головной организацией ведомства, производящего ремонт, заказчиком, органами государственного надзора, а также для отечественных дизелей - с предприятием-поставщиком дизеля (кроме судов, поднадзорных Речному Регистру, оборудованных ДУ мощностью до 75 кВт).

1.1.3. ДУ должны быть укомплектованы в соответствии с требованиями ТУ, стандартов, ПКД и ТД и иметь документы (сертификат Регистра), допускающие установку их на судне.

1.1.4. Судовые ДУ подвергают следующим видам испытаний:

1. Категория приемо-сдаточных испытаний ДУ устанавливается программой испытаний в зависимости от ведомства заказчика и в соответствии с действующими в ведомстве нормативными документами и приказами.

2. В технически обоснованных случаях отдельные проверки и режимы предъявительских и приемо-сдаточных испытаний ДУ могут совмещаться по согласованию с представителями заказчика и Регистра.

1.1.5. Приемку ДУ в период предъявительских испытаний осуществляют представители технического контроля судостроительного или судоремонтного предприятия.

1.1.6. Приемку ДУ в период приемо-сдаточных испытаний осуществляют члены приемной (государственной или ведомственной) комиссии, представители Регистра, Госинспекций, заказчика и других органов приемки, а на головных судах - и представители ЦК профсоюза, руководствуясь программой испытаний и перечнями приемок для каждого этапа испытаний.

1. Здесь и далее под словами "представители Регистра" подразумеваются "представители Регистра СССР или Речного Регистра РСФСР".

2. Здесь и далее под словом "приемка" для представителей Регистра подразумевается "освидетельствование".

1.1.7. Подготовка и проведение испытаний ДУ проводятся сдаточной командой, состав которой формируется из специалистов судостроительного или судоремонтного предприятия, личного состава, контрагентских предприятий, а на головных судах - также из представителей проектанта судна.

1.1.8. Организация, планирование, техническое руководство и ответственность за подготовку, регулировочно-наладочные работы (РНР) и проведение испытаний ДУ возлагаются на ответственного сдатчика и сдаточного механика судна.

Примечание. Организация и проведение работ по испытанию отремонтированных ДУ проводятся в соответствии с действующими в ведомстве руководящими документами.

1.1.9. В период испытаний ДУ проведение измерений и их обработка, заполнение формуляров, паспортов и таблиц, оформление приемной документации, а также сбор и анализ информации по отказам и неисправностям возлагаются на испытательную партию, состав которой формируется из представителей технического контроля судостроительного или судоремонтного предприятия, а на головных судах - то же с привлечением проектанта судна.

1.1.10. Испытания ДУ считают законченными при условии:

выполнения всех проверок и проведения испытаний в полном объеме программы испытаний при получении положительных результатов испытаний;

окончания технического осмотра и устранения дефектов;

проведения контрольных проверок;

подписания протоколов испытаний, заполнения паспортов и формуляров по результатам испытаний на все механизмы и оборудование, входящие в состав ДУ.

Примечание. В случае применения при испытаниях средств автоматизированного контроля с использованием вычислительной техники для оформления результатов испытаний вместо протоколов допускается использовать машинную форму документа, удостоверяющего соответствие судовой ДУ всем требованиям НТД, установленным при испытаниях.

1.1.11. Результаты испытаний считают положительными, если значения параметров ДУ соответствуют требованиям ТУ, ПКД и договору на постройку судна.

1.1.12. Испытания ДУ должны быть прерваны в случае:

обнаружения неисправностей или дефектов, препятствующих проведению испытаний, искажающих их результаты или угрожающих безопасности обслуживающего персонала;

поломок и аварий;

отклонения основных показателей от допускаемых значений.

1.1.13. При выходе из строя или обнаружении дефектов у отдельных деталей и сборочных единиц дизеля и обслуживающих его механизмов, а также необходимости дополнительной подрегулировки их параметров в период испытаний ДУ решение о прекращении, повторении или продолжении испытаний в каждом отдельном случае должно приниматься председателем приемной комиссии или представителями заказчика по согласованию с представителем Регистра с учетом конкретных обстоятельств и оформлением соответствующих документов.

1.1.14. В период испытаний проводится сбор данных в части безотказной работы ДУ, для чего необходимо вести учет отказов с указанием отказавших элементов, причин отказов, принятых мер и фактического времени восстановления. Замена отказавшего элемента ДУ и повторные испытания не допускаются до установления причин отказа и принятия согласованного решения.

Сведения по отказам и дефектам должны регистрироваться и заноситься в таблицу приложения 2, которая является приложением к приемному акту судна.

1.1.15. При установившемся технологическом процессе производства, строительства или ремонта судов, дизелей и обслуживающих их механизмов, соответствии гребного винта и корпуса судна дизелю и получении стабильных показателей работы ДУ в период приемо-сдаточных испытаний серийных судов допускается сокращать объем проверок и длительности режимов работы ДУ по согласованию с представителями заказчика, Регистра и членами приемной комиссии с соответствующей записью в протоколе испытаний.

1.1.16. Сборка, обкатка и регулировка главных дизелей, поступающих на судостроительные предприятия в разобранном виде, а также ремонтируемых на судне, должны выполняться представителями предприятия-изготовителя (ремонтного предприятия) дизеля при содействии предприятия-строителя судна (или ремонтного предприятия) в соответствии с ТУ на поставку (ремонт) дизеля и эксплуатационной документацией, разработанной по ГОСТ 2.601*.

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 2.601-2006. - Примечание изготовителя базы данных.

1. Программа-методика обкатки дизеля на судне разрабатывается предприятием-изготовителем дизеля и согласовывается с судостроительным предприятием или головной организацией ведомства, производящего ремонт.

2. Отклонение основных теплотехнических параметров при РНР и обкатке дизеля не должно превышать пределов, указанных в инструкции по эксплуатации, а время работы дизеля на холостом ходу должно быть сведено к минимуму и не превышать значения, оговоренного документацией на дизель.

1.1.17. Наладка и регулировка систем управления, сигнализации и другого оборудования, входящих в ДУ, в том числе подрегулировка дизелей, прошедших стендовые испытания и поступающих на судостроительное (судоремонтное) предприятие в неразобранном виде, а также дизелей, ремонтируемых агрегатным способом, должны осуществляться контрагентами или судостроительным (судоремонтным) предприятием, если эти работы необходимы, оговорены инструкцией по эксплуатации и не нарушают пломбы предприятий-изготовителей.

1.1.18. Во время испытаний ДУ нагрузка и частота вращения дизеля на любом из режимов не должны выходить за пределы ограничительной характеристики, установленной предприятием-изготовителем дизеля.

1.1.19. Вопросы обеспечения испытаний вспомогательными материалами, приборами, оборудованием, горючесмазочными материалами в количестве, необходимом для проведения испытаний, оговариваются в договоре на постройку (ремонт) судна.

1.1.20. Проверяемые параметры дизелей при испытаниях в зависимости от группы дизеля должны соответствовать ГОСТ 10448. Объем определяемых показателей (параметров) в период испытаний ДУ должен быть достаточным для оценки технического состояния ДУ и устанавливается в каждом конкретном случае проектантом судна в программе испытаний в зависимости от назначения судна, типа и сложности установки.

Примечание. Испытания валопровода и потребителя мощности, а также утилизационных котлов и опреснительных установок, работающих на уходящем тепле дизеля, производятся одновременно с испытаниями ДУ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: