Конституционное правосудие это самостоятельная отрасль права или подотрасль конституционного права

Обновлено: 25.04.2024

1. Конституционное правосудие как отрасль (подотрасль) права, вид деятельности государственных органов, наука и учебная дисциплина

В.Б. Сычев,
к.ю.н., доцент кафедры конституционного и
муниципального права Саратовского национального
исследовательского государственного университета
имени Н.Г. Чернышевского

2. План лекции

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Понятие конституционного судебного процесса,
конституционного судопроизводства, конституционного
правосудия, конституционного судебного процессуального права,
судебного конституционного права, судебного конституционного
процесса, судебно-конституционного права и процесса.
Предмет конституционного судебного права.
Метод конституционного судебного права.
Система конституционного судебного права.
Источники конституционного судебного права.
Нормы конституционного судебного права.
Конституционно-судебные правоотношения.
Конституционное судопроизводство как наука.
Конституционное судопроизводство как учебная дисциплина.

3. 1. Понятие конституционного судебного процесса, конституционного судопроизводства, конституционного правосудия,

конституционного
судебного процессуального права, судебного
конституционного права, судебного
конституционного процесса, судебноконституционного права и процесса.

4. Конституционный судебный процесс

• 1) Деятельность по рассмотрению и разрешению
дел, подсудных конституционным судам
• 2) Порядок осуществления такой деятельности
• 3) Совокупность правовых норм,
регламентирующих такую деятельность
• 4) Совокупность правоотношений, возникающих
при осуществлении такой деятельности
• 5) Наука, изучающая вышеперечисленное
• 6) Учебная дисциплина, изучающая
вышеперечисленное

5. Конституционное судопроизводство

1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
Способ осуществления судебной власти
Процессуальная форма, порядок осуществления
правосудия
Деятельность по рассмотрению и разрешению дел
Совокупность правовых норм, регламентирующих такую
деятельность
Система процессуальных отношений
Совокупность процессуальной деятельности и
правоотношений
Единство процессуальной деятельности, процессуальной
формы и процессуальных правоотношений
Наука, изучающая вышеперечисленное
Учебная дисциплина, изучающая вышеперечисленное

6. Конституционное правосудие

• 1)
Способ осуществления судебной власти
конституционным (уставным) судом
• 2) Деятельность конституционного (уставного)
суда по рассмотрению и разрешению
подведомственных ему дел
• 3) Совокупность правовых норм,
регламентирующих такую деятельность
• 4) Наука
• 5) Учебная дисциплина

7. Конституционное судебное процессуальное право, судебное конституционное право, судебный конституционный процесс,

• Судебное конституционное право как подотрасль
конституционного правосудия есть система норм права,
устанавливающих статус конституционного суда и статус
его судей, а именно способ формирования
конституционного суда, его состав, принципы и гарантии
его организации и деятельности, компетенцию
конституционного суда, права и обязанности
конституционных судей, гарантии их независимости.
• Судебный конституционный процесс как подотрасль
конституционного правосудия есть система норм права,
регулирующих процедуру рассмотрения дел в
конституционном суде (принципы конституционного
судопроизводства, стадии конституционного
судопроизводства, особенности рассмотрения
отдельных категорий дел).

9. 2. Предмет конституционного судебного права

• Предмет конституционного судебного
процессуального права РФ – это общественные
отношения, возникающие по поводу
формирования и деятельности
Конституционного Суда РФ и конституционных
(уставных) судов субъектов РФ.

• Конституционное судебное процессуальное
право – это система правовых норм,
регулирующих общественные отношения,
возникающие по поводу формирования и
деятельности Конституционного Суда РФ и
конституционных (уставных) судов субъектов
РФ.

12. 3. Метод конституционного судебного права.

13. Методы конституционного судебного процессуального права

14. Методы конституционного судебного процессуального права

15. Методы конституционного судебного процессуального права

16. Методы конституционного судебного процессуального права

18. 4. Система конституционного судебного права

Судебно-конституционное
право и процесс
Конституционное
судебное право
Конституционный
судебный процесс

20. Конституционное судебное процессуальное право


Статус Конституционного Суда (цели, задачи)
Компетенция
Порядок формирования
Общие правила деятельности (кворум)
Гарантии деятельности
Структура
Формы деятельности
Статус судей (порядок назначения на должность,
приостановления, возобновления и прекращения
полномочий, ограничения и запреты, гарантии деятельности).
• Место в системе разделения властей, в судебной системе
• Сотрудничество на внутригосударственном и международном
уровне

21. Конституционный судебный процесс

• Общие правила рассмотрения дел: Принципы, Участники, Доказательства и
доказывание, Процессуальные сроки, Судебные расходы, Ответственность
в конституционном судопроизводстве, Информационное обеспечение
конституционного судопроизводства.
• Стадии конституционного судопроизводства
Внесение обращения
Предварительное рассмотрение обращения
Принятие решения о принятии или отказе в принятии обращения
Подготовка дела к рассмотрению
Рассмотрение дела
Принятие решения
Провозглашение решения
Опубликование решения
Исполнение решения
Внесение исправлений в решение
Разъяснение решения
• Решения Конституционного Суда
• Особенности производства по отдельным категориям дел

22. С.Э. Несмеянова

Конституционное
судебное право
Общая часть:
нормы, закрепляющие
компетенцию, состав участников,
сроки, расходы, доказывание в
конституционном
судопроизводстве
Особенная часть:
нормы, регламентирующие
различные стадии
конституционного судебного
процесса

23. М.С. Саликов

Конституционное судебное право
Общая часть:
нормы, посвященные регламентации
принципов конституционного
судопроизводства, вопросов
подведомственности дел, процессуальных
сроков, судебных расходов и штрафов,
судебных доказательств, стадий
конституционного судебного процесса
нормы, устанавливающие статус участников
конституционного судебного процесса,
определяющие юридическую силу решений
судов
Особенная часть:
нормы, определяющие порядок
рассмотрения отдельных категорий дел

24. Понятие института конституционного судебного процессуального права

25. 5. Источники конституционного судебного права

26. Понятие источника конституционного судебного процессуального права

• Источник конституционного судебного
процессуального права в формальном смысле –
это форма внешнего выражения правовых норм,
регулирующих формирование и деятельность
конституционных (уставных) судов

27. Источники конституционного судебного процессуального права

• 1) Конституция РФ –
статьи 46, 125, 128, глава 7
• 2) Законы о поправке в Конституцию РФ:
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от
05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде
Российской Федерации и прокуратуре
Российской Федерации»

28. Источники конституционного судебного процессуального права

• 3) Общепризнанные принципы и нормы международного права: Всеобщая декларация
прав человека (Ст. 8)
• 4)
Международные договоры: Международный пакт о гражданских и политических
правах (Ст. 14, 26), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Ст. 6, 13),
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека
(Ст. 6 ).
• 5)
Федеральные конституционный законы: Федеральный конституционный закон от
21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральный
конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской
Федерации» (ст. 18, 27), Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ
«О референдуме Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 17
декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее
составе нового субъекта Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от
26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
• 6)
Федеральные законы: ГПК, АПК, УПК, КАС, НК, РФ Федеральный закон от
17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 15
июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»,
Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о
деятельности судов в Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

29. Источники конституционного судебного процессуального права


7) Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
8)
Указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 23 декабря 2007 г. N 1741 «Вопросы
Конституционного Суда Российской Федерации», Указ Президента РФ от 23.12.2007 N 1740 «О месте
постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации», Указ Президента РФ от
14.09.1995 N 941 «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей
Конституционного Суда Российской Федерации», Указ Президента РФ от 31.12.1996 N 1791 «Об
обеспечении деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в
Конституционном Суде Российской Федерации»
9)
Постановления Правительства РФ: Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 N 257
«О порядке и размерах возмещения судебных расходов, понесенных гражданами и (или)
объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном
судопроизводстве», Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 333
«Об утверждении Положения о полномочном представителе Правительства Российской Федерации в
Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации и внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
10)
Акты палат Федерального Собрания: Постановление ГД ФС РФ от 13.04.2012 N 269-6 ГД
«О полномочном представителе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
в Конституционном Суде Российской Федерации», Постановление СФ ФС РФ от 20.03.1996 N 106-СФ
«О представителях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при
рассмотрении в Конституционном Суде Российской Федерации запроса Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации о толковании части 3 статьи 107 Конституции
Российской Федерации»

30. Источники конституционного судебного процессуального права

• 11) Конституции и уставы субъектов РФ
• 12) Законы субъектов РФ
• 13) Нормативные акты высших должностных лиц
субъектов РФ
• 14) Нормативные акты высших исполнительных
органов субъектов РФ
• 15) Регламенты конституционных и уставных судов
• 16) Иные нормативные акты конституционных
(уставных) судов
• 17) Решения конституционных и уставных судов
• 18) Конституционно-правовые обычаи

• Конституция РФ:
• Как нормативная основа деятельности
• Как нормативный акт, на соответствие которому проверяются иные акты
• Иные источники, регламентирующие деятельность
конституционных (уставных) судов:
• Как нормативная основа деятельности
• Как объект проверки
• Конституции (уставы) субъектов РФ:
• Как нормативная основа деятельности (для конституционных (уставных)
судов субъектов РФ)
• Как нормативный акт, на соответствие которому проверяются иные акты
(для конституционных (уставных) судов субъектов РФ)
• Как объект проверки (для Конституционного Суда РФ)
• Иные источники права выступают в деятельности конституционных
(уставных) судов в качестве объектов проверки.

32. 6. Нормы конституционного судебного права

33. Понятие норм конституционного судебного процессуального права

• Нормы конституционного судебного
процессуального права – это правила
поведения в сфере формирования и
деятельности судебных органов
конституционного контроля.

34. Нормы конституционного судебного права

35. Нормы конституционного судебного права

36. Нормы конституционного судебного права

37. Нормы конституционного судебного права

38. Нормы конституционного судебного права

Нормы-начала
Исходные нормы
Нормы-принципы
Нормы-правила
поведения
Целеустанавливающие
нормы
По характеру

39. Нормы конституционного судебного права

40. Нормы конституционного судебного права

Нормы Конституции
РФ
Нормы конституций и
уставов субъектов РФ
По юридической силе
Нормы законов
Нормы подзаконных
актов

• Правовые нормы могут выступать в
деятельности конституционных (уставных) судов
в различных аспектах:
• Как нормы, регулирующие деятельность
конституционных (уставных) судов
• Как нормативы, на соответствие которым
проверяются иные нормы
• Как объект проверки

42. Толкование конституционно-судебных норм

Толкование конституционносудебных норм
Аутентичное
Официальное
Легальное
По субъекту
Доктринальное
Неофициальное
Профессиональное
Обыденное

43. Толкование конституционно-судебных норм

44. Толкование конституционно-судебных норм

Толкование конституционносудебных норм
Грамматическое
Логическое
Систематическое
По способу
Историческое
Политическое
Телеологическое
Функциональное

Конституционное правосудие - это деятельность судебных органов по рассмотрению дел, предметом которых являются государственно-правовые вопросы, связанные с обеспечением верховенства конституции и ее реализацией.

В России конституционное правосудие осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации является федеральным судебным органом конституционного контроля. Конституционный Суд состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее двух третей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

  1. разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам исключительного ведения РФ и совместного ведения; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  2. разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов и между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
  3. по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
  4. по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
  5. дает толкование Конституции Российской Федерации;
  6. дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  7. выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы.

Основанием к рассмотрению дела являются:

  • обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор;
  • обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции;
  • обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации,
  • выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

  1. заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд Российской Федерации обращение;
  2. органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
  3. государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в отдельных случаях - без их проведения. К примеру, без проведения слушания проводится проверка по жалобам, если оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции постановлением Конституционного Суда, сохраняющим силу, либо если оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной, применена судом в конкретном деле, а подтверждение ее неконституционности необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Рассмотрение дел Конституционным Судом основано на принципах независимости судей, коллегиальности, гласности, устности разбирательства, состязательности и равноправия сторон, непрерывности судебного заседания, ведения производства на русском языке при обеспечении участникам процесса, не владеющим русским языком, права давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу вопросов о соответствии Конституции упоминавшихся выше нормативных актов и договоров, по существу споров о компетенции, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененном в конкретном деле, по конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле и по вопросу о толковании Конституции именуется постановлением.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием, если на заседании присутствует не менее двух третей действующих судей, путем поименного опроса. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. При принятии решения Конституционный Суд решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории страны для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию; оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. При этом акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Выраженная в постановлении позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления.

Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации могут осуществлять конституционные (уставные) суды. Разница в наименовании данных судов определяется тем, что статус республик определятся их конституцией, а другие субъекты Российской Федерации имеют свой устав. Соответственно, при наименовании в региональном законодательстве способа осуществления судебной власти конституционными судами употребляется термин «конституционное судопроизводство», а уставными судами - «уставное судопроизводство».

Конституционные (уставные) суды субъекта Российской Федерации могут создаваться субъектами Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Не приходится говорить о значительной популярности создания в России таких судов - в настоящее время конституционные (уставные) суды функционируют менее чем в трети регионов.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды не образуют, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, единой системы, возглавляемой каким-либо судебным органом. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Вместе с тем Конституционный Суд РФ в постановлении от 02.12.2013 г. № 26-П пришел к выводу, что проверка конституционным (уставным) судом субъекта РФ закона субъекта РФ на соответствие конституции (уставу) субъекта федерации, не исключает возможности последующей проверки того же закона Конституционным Судом РФ на соответствие Основному Закону страны.

В современном мире сложились две основные модели конституционного правосудия - американская и европейская.

Характерной чертой первой модели является осуществление конституционного правосудия судами общей юрисдикции без создания специального органа (США, Бразилия, Австралия, Канада, Индия). В европейской модели (ФРГ, Испания, Россия, Франция и др.) конституционное правосудие вверено специализированному органу конституционной юстиции, который не возглавляет, подобно верховным судам в американской модели, инстанционную систему судов, и создан специально для реализации конституционного контроля.

Система конституционного права как национальной отрасли права

В философской литературе под системой понимается упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования. Все элементы системы закономерно объединены устойчивыми отношениями и связями, которые в совокупности образуют структуру системы.

Система в отличие от образующих ее элементов обладает новыми интегральными качествами, которые не свойственны входящим в нее компонентам. Они проявляются в способности системы объединять в единое целое комплекс элементов, обеспечивать их взаимодействие, эффективно влиять на их функционирование и развитие, придавать им новые качества. По этой причине в системе совершенно невозможно существование обособленных от нее частей. Все ее элементы способны к развитию и преобразованию не иначе как вместе с системой в целом. Их постоянное обновление служит важнейшим условием и гарантией стабильности системы.

Все признаки системы, схваченные в ее философском определении, характерны и для национальной системы права каждого суверенного государства. Она представляет собой исторически сложившееся объединение правовых норм с одновременной их дифференциацией по соответствующим отраслям права в согласованную, упорядоченную и единую целую правовую общность, обладающую относительной самостоятельностью и автономностью функционирования. В качестве устойчивых отношений и связей между элементами системы выступают предмет и методы правового регулирования.

Национальная система права не существует изолированно от других социальных систем. На правах элемента она интегрируется в систему более высокого порядка, известную в юридической науке как правовая система, включающая действующее право, правовую идеологию, правовую психологию, правовые отношения, юридическую практику и правовые учреждения.

В то же время национальная система права объединяет в своем составе сложившиеся отрасли права конкретной страны, которые являются ее интегрированными элементами.

В отечественной литературе имеются десятки самых различных определений отрасли права. Для настоящего раздела учебника наибольшую эвристическую ценность представляют определения, сформулированные с учетом системных признаков отрасли права. Они дают реальное представление об отрасли права как о системе внутренне согласованных норм, объединенных в правовые институты и подотрасли общностью предмета и методов правового регулирования, которая отличается относительной самостоятельностью, устойчивостью, автономностью функционирования и может по своему уровню выступать в качестве элемента национальной системы права. Обязательным признаком отрасли права является ее способность взаимодействовать с другими отраслями как системами одного и того же порядка, в результате чего возникает система на один порядок выше отрасли права, то есть национальная система права конкретной страны.

Выявленные в результате научного анализа сущностные признаки отрасли права вполне пригодны и для характеристики конституционного права как системного образования.

Первичным элементом системы конституционного права служит юридическая норма - начальная частица всей отрасли права.

При наличии объективных предпосылок нормы интегрируются в институты конституционного права. Институт - это группа, комплекс взаимосвязанных норм конституционного права, регулирующих определенный вид схожих, близких по содержанию, родственных общественных отношений. Он включает в себя не только нормы-правила поведения, но и учредительные (исходные) нормы, которые в системном взаимодействии участвуют в процессе конституционно-правового регулирования общественных отношений.

При рассмотрении институтов конституционного права надо иметь в виду, что сложившаяся в каждой стране их система носит по существу уникальный характер. Поэтому представляется целесообразным выделить, прежде всего, институты конституционного права России, а затем в порядке иллюстраций обратить внимание на общее и особенное в системе правовых институтов некоторых стран.

Представляется, что типичными институтами конституционного права России, непосредственно входящими в его систему, являются следующие институты: 1) конституционного регулирования общественных отношений; 2) федеративного устройства государства; 3) президентской власти; 4) законодательной власти; 5) исполнительной власти; 6) судебной власти; 7) прокурорско-надзорной власти; 8) местного самоуправления; 9) конституционно-правового принуждения; 10) пересмотра и отмены Конституции РФ.

В институт конституционного регулирования общественных отношений интегрировались правовые нормы, устанавливающие высшую юридическую силу Конституции РФ, ее прямое действие и правообразующее значение, критерии конституционности правовых актов и их обеспечение, соотношение национального и международного права.

Институт федеративного устройства государства объединяет в своем составе конституционно-правовые нормы, определяющие статус Российской Федерации и ее субъектов, суверенитет государства и его символы, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта, состав территории государства, конституционные основы режима государственной границы и границ между субъектами Федерации, единого экономического, валютного и таможенного пространства на всей территории России.

В институт президентской власти входят в качестве его элементов правовые нормы, закрепляющие статус Президента РФ, порядок его вступления в должность, полномочия Президента РФ как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России, неприкосновенность Президента РФ, основания досрочного прекращения исполнения им своих полномочий, виды правовых актов, издаваемых Президентом РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции. Эти нормы содержатся как в специальной главе Конституции РФ, так и в ее последующих главах.

Структуру института законодательной власти образуют правовые нормы, устанавливающие статус Федерального Собрания РФ, порядок его взаимодействия с другими органами государства, общие принципы организации системы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Институт исполнительной власти конституционного права России составляют правовые нормы, закрепляющие основы формирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации и ее структуру, статус Правительства РФ, общие принципы организации исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В институт судебной власти интегрировались конституционно-правовые нормы, закрепляющие легальное определение судебной власти, ее основные принципы, систему федеральных органов судебной власти, порядок их организации и деятельности, механизм назначения судей, их статус и правовые гарантии независимости в отправлении правосудия.

Правовые нормы института прокурорско-надзорной власти устанавливают единую централизованную систему Прокуратуры Российской Федерации, порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей, а также подчиненных ему прокуроров, конституционные основы определения полномочий, организации и порядок деятельности Прокуратуры РФ.

В институт местного самоуправления входят нормы конституционного права, закрепляющие самостоятельность местного самоуправления, формы его осуществления, территориальные основы местного самоуправления, предметы ведения, порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, правовые гарантии местного самоуправления в Российской Федерации.

Институт конституционно-правового принуждения консолидирует в своем составе нормы, определяющие субъектов конституционно-правового принуждения и его инстанции, основания и меры принуждения, а также процессуальный порядок применения мер юридического воздействия.

Институт пересмотра и отмены Конституции РФ формируют тесно взаимосвязанные и взаимодействующие правовые нормы, регламентирующие порядок изменения действующей Конституции РФ и принятия новой. Они закрепляют порядок внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, вероятные модели решения вопроса об изменении ее содержания, полномочия Конституционного Собрания по подтверждению неизменности действующей Конституции РФ или разработке проекта новой Конституции РФ, а также процессуальные формы принятия новой Конституции РФ.

Кроме того, в конституционном праве России сформировалось немало институтов, которые интегрировались в его систему не непосредственно, а через соответствующие подотрасли права.

В юридической литературе подотрасль права обычно рассматривается как цельное по составу и предмету регулирования системное образование, нормы которого регламентируют относительно обособленную сферу общественных отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных нормами соответствующей отрасли права. Подотрасль права представляет собой образование на один порядок выше правового института.

В системе конституционного права современной России можно с определенной долей условности выделить такие подотрасли права, как основы конституционного строя Российской Федерации, гуманитарное, конституционно-корпоративное, избирательное, референдумное, парламентское, федеральное коллизионное и конституционно-судебное право. Об интегрирующей роли подотраслей в системе конституционного права России можно судить по содержанию представленной ниже таблицы:

Подотрасль конституционного права РФИнституты, интегрированные в подотрасль конституционного права РФ
1. Основы конституционного строя Российской Федерацииа) конституционного статуса Российского государства; б) народовластия (народного суверенитета); в) гражданского общества; г) политической системы; д) экономической системы; е) основ социальной политики Российского государства; ж) основ внешней политики Российского государства.
2. Гуманитарное правоа) российского гражданства; б) конституционных прав, свобод и обязанностей человека, личности и гражданина; в) правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства; г) правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев; д) гарантий конституционных прав и свобод человека, личности и гражданина; е) политического убежища; ж) правового статуса русского языка и языков других народов России; з) прав коренных малочисленных народов России; и) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
3. Конституционно корпоративное правоа) конституционно-правового статуса политических партий; б) конституционно-правового статуса общественных объединений; в) национально-культурной автономии; г) конституционно-правового статуса религиозных организаций и групп; д) конституционных основ средств массовой информации.
4. Избирательное правоа) избирательной системы; б) принципов избирательного права; в) избирательного процесса; г) выборов Президента Российской Федерации; д) выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ; е) выборов высших должностных лиц и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; ж) гарантий избирательных прав граждан РФ.
5. Референдумное правоа) референдума Российской Федерации; б) гарантий граждан на участие в референдуме Российской Федерации.
6. Парламентское правоа) Федерального Собрания Российской Федерации; б) законодательного процесса; в) правового статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
7. Федеральное коллизионное правоа) разрешения коллизий между Российской Федерацией и ее субъектами; б) разрешения коллизий между Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ; в) разрешения коллизий между Президентом Российской Федерации и Государственной Думой; г) разрешения коллизий между Государственной Думой и Правительством Российской Федерации.
8. Конституционно судебное правоа) Конституционного Суда Российской Федерации; б) правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации; в) конституционно-судебного процесса; г) конституционного контроля.

Таким образом, система конституционного права России характеризуется исключительной сложностью, множеством закономерно соединенных между собой элементов, разноуровневым строением. Она в основном соответствует сложности предмета конституционно-правового регулирования.

По своим системным характеристикам ближе всех к конституционному праву России находится конституционное право стран СНГ. Объясняется это тем, что они формировались с учетом исторического опыта конституционного строительства в СССР и в рамках скоординированной правовой политики СНГ. Различия касаются в основном содержания конституционно-правовых институтов политико-территориальной организации государства, законодательной и исполнительной властей. Все страны СНГ, за исключением России, по форме политико-территориального устройства являются унитарными, что накладывает глубокий отпечаток на систему высших органов государственной власти этих стран, а следовательно, и на систему конституционного права как национальной отрасли права.

Российская система права относится к романо-германской правовой семье. Поэтому вполне естественно, что в системе конституционного права России есть много общего с национальными системами конституционного права стран континентальной Европы. Практически в каждой стране сформировались такие подотрасли национальных систем конституционного права, как избирательное, парламентское и конституционно-судебное право. В Швейцарии и Франции в подотрасли национальных систем конституционного права интегрировались институты референдумного права.

Имеется много общего и в видовом составе институтов конституционного права России и стран континентальной Европы. Различия заключаются преимущественно в том, что в системе конституционного права России сложилась подотрасль основ конституционного строя, тогда как в зарубежных странах континентальной Европы сформировались относительно обособленные институты народовластия (народного суверенитета), основ общественного и государственного строя. По известным причинам в системе конституционного права России отсутствует институт монарха, типичный для конституционного права Бельгии, Дании, Испании, Нидерландов, Швеции и ряда других государств.

В Российской Федерации каждый из ее субъектов осуществляет в пределах своей компетенции собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ). Однако формирование отрасли конституционного права - исключительно сложный, противоречивый и долгий процесс. В этой связи в субъектах Российской Федерации сложились лишь отдельные институты конституционного права, не интегрированные в самостоятельные отрасли регионального права. Среди них можно назвать, например, такие правовые институты, как конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, административно-территориального устройства, референдума, высшего должностного лица, законодательного (представительного) органа государственной власти, уставного (конституционного) суда, уполномоченного по правам человека, мировой юстиции.

Национальные системы конституционного права России и других суверенных государств не находятся в статическом, застывшем состоянии. Как всякие социальные системы они динамично развиваются, взаимодействуют с внешней средой. Происходит это путем отпочкования от конституционного права новых отраслей, отмирания устаревших и формирования новых институтов, изменения содержания функционирующих институтов. Так, в России от конституционного права отпочковалось муниципальное право, в Киргизии появился правовой институт парламентской республики, в Афганистане сложился институт права политических партий, в странах континентальной Европы сформировались институты Государственных советов и социокультурной сферы. Под влиянием международного права во многих странах произошла демократизация институтов общественного и государственного строя, политической системы общества, основных прав и свобод человека, личности и гражданина, а также расширение объема и укрепление института

конституционно-правовых гарантий реализации прав и свобод.

Национальная система конституционного права каждой страны может считаться эффективной, если в регулировании общественных отношений участвуют в целостном взаимодействии все ее элементы: правовые нормы, правовые институты и подотрасли права, каждый из которых играет собственную роль в достижении конечного социального результата. Наличие в ней неработающих компонентов разрушает систему конституционного права, в результате чего она, сохраняя простую целостность, утрачивает качества системности. В этой связи конституционно-правовое регулирование общественных отношений становится хаотичным, фрагментарным, ситуационным, что может подорвать единство и территориальную целостность государства, поставить под угрозу его суверенитет, затормозить социально-экономическое развитие страны. Именно в такой ситуации находилась Россия, страны СНГ и страны Восточной Европы в 90-е годы прошлого столетия и теперь находится Украина, из чего следует извлекать уроки, делать практические выводы.


Учебное пособие составлено с учетом практики преподавания, требований государственного стандарта, типовой программы для высших учебных заведений. Содержание состоит из методических указаний по изучению учебной дисциплины, нормативного материала и литературы к каждой рассматриваемой теме, экзаменационных вопросов.

Оглавление

  • Введение
  • 1 Конституционное правосудие в России
  • 2 Конституционное право и его место в системе российского права

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное процессуальное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 Конституционное правосудие в России

1.1 Становление и развитие науки конституционного судебного процессуального права.

1.2 Предмет и методы науки конституционного судебного процессуального права.

1.3 Источники науки конституционного судебного процессуального права. Задачи науки конституционного судебного процессуального права в современных условиях.

1.4 Конституционное судебное процессуальное право как учебная дисциплина.

1.1 Становление и развитие науки конституционного судебного процессуального права.

Формирование науки конституционного судебного процессуального права напрямую связано с учреждением и началом функционирования института конституционного контроля в нашей стране, появлением относительно самостоятельной группы конституционно-правовых норм, опосредующих конституционный судебный процесс. Насущная потребность научного анализа нового для правовой системы института была очевидной. Первоначально исследования в этой области шли по пути описания порядка создания и деятельности Комитета конституционного надзора СССР, Конституционного Суда РСФСР, Конституционного Суда Российской Федерации, их полномочий, порядка деятельности. Позже появились работы, содержащие анализ собственно решений федерального Конституционного Суда РФ, а после учреждения ряда конституционных (уставных) судов субъектов РФ — и их решений.

В последнее время появляются научные работы по проблематике собственно конституционного судебного процесса, в которых обосновывается необходимость обособления и институционализации конституционно-процессуальных норм.

1.2 Предмет и методы науки конституционного судебного процессуального права.

Предметом науки конституционного судебного процессуального права являются как конституционно-судебные процессуальные нормы, так и конституционно-судебные процессуальные отношения.

К основным методам науки конституционного судебного процессуального права можно отнести:

— диалектический метод, предполагающий анализ теоретических основ конституционного судебного процессуального права и изучение его норм в их становлении и развитии, во взаимосвязи с другими отраслями российского права, в первую очередь с конституционным правом, и иными общественными явлениями;

— исторический метод, дающий возможность показать причины появления конституционного судебного процесса, формы и способы его правового закрепления, а также механизмы функционирования на различных этапах развития российского государства;

— метод системно-структурного анализа, предполагающий подробное изучение каждой стадии конституционного судебного процесса, рассмотрение их функционального значения и правовых последствий;

— сравнительно-правовой анализ конституционного судебного процесса, применяемого как в субъектах РФ, так и в зарубежных странах;

— социологический метод, включающий в себя обобщение судебной практики конституционных (уставных) судов, анализ статистических данных (включая данные судебной статистики), анкетирование и т. д.;

— другие общенаучные и частнонаучные методы.

1.3 Источники науки конституционного судебного процессуального права. Задачи науки конституционного судебного процессуального права в современных условиях.

1.4 Конституционное судебное процессуальное право как учебная дисциплина.

Конституционное судебное процессуальное право как учебная дисциплина представляет собой вспомогательную часть науки конституционного судебного процессуального права, содержащую материал, необходимый для эффективного овладения обучаемыми, в первую очередь студентами, сведениями, составляющими основное содержание предмета конституционного судебного процессуального права.

Целями формирования учебной дисциплины конституционного судебного процессуального права являются: более рациональное расположение материала для удобства его изучения, а также для дополнения теоретических знаний, полученных при изучении конституционного права, практическими навыками правовой работы; систематизация обширного теоретического, нормативного и практического материала в сфере конституционного судебного процесса, которым обогатилась российская правовая система после принятия Конституции РФ в 1993 г.; обобщение и анализ судебной практики (решений Конституционного Суда РФ, региональных конституционных (уставных) судов); обучение работе с такими новыми для российской правовой системы источниками, каковыми являются решения федерального Конституционного Суда и решения региональных конституционных (уставных) судов; анализ многочисленных процедурных вопросов, имеющих практическое значение при реализации как материальных, так и процессуальных правовых норм; формирование навыков практической работы с Конституцией РФ, имеющей прямое действие, с конституционным законодательством и законодательством о конституционном судопроизводстве; обучение составлению процессуальных документов (жалобы, запросы, ходатайства в конституционные (уставные) суды).

1.5 Контрольные вопросы по теме.

1.5.1 Определите разницу понятий: «конституционное процессуальное право»; «конституционное судопроизводство»; «конституционный процесс» и «конституционное правосудие».

1.5.2 Дайте понятие конституционного процессуального права как учебной дисциплины.

1.5.3 Какова система источников конституционного процессуального права.

1.5.4 Назовите основные методы науки конституционного процессуального права.

1.6 Тесты по теме.

1.6.1 В зависимости от чего выделяются виды конституционного судопроизводства:

а) в зависимости от полномочий Конституционного Суда РФ;

б) в зависимости от категорий дел, рассмотренных Конституционным Судом РФ; в) в зависимости от метода регулирования.

1.6.2 Когда был принят федеральный закон «О Конституционном Суде РФ»:

а) 24 мая 1994 года;

б) 24 июня 1996 года;

в) 21 июля 1994 года.

1.6.3 Какой нормативный акт РФ предусматривает создание Конституционного Суда РФ:

а) Конституция РФ;

б) Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»;

в) Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ».

1.6.4 Какая из частей не входит в систему конституционного судебного процессуального права:

1.6.5 Конституционный Суд РФ — судебный орган:

а) конституционного надзора;

б) конституционного регулирования;

в) конституционного контроля.

1.6.6 Укажите правильный хронологический порядок создания органов конституционного правосудия:

а) Комитет конституционного надзора РСФСР; Конституционный Суд РСФСР; Конституционный Суд РФ;

б) Конституционный Суд РСФСР; Комитет конституционного надзора РСФСР; Конституционный Суд РФ;

в) Комитет конституционного надзора РСФСР; Конституционный Суд РФ; Конституционный Суд РСФСР.

1.6.7 В каком году был принят Закон «О Конституционном надзоре в СССР»? а) 1989;

1.6.8 В каком году был принят ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»?

1.6.9 Какой орган РСФСР, приняв изменения и дополнения в Конституцию РСФСР, учредил Конституционный Суд РСФСР?

а) Верховный Совет РСФСР;

б) Съезд Советов;

в) Съезд народных депутатов РСФСР.

1.6.10 Предметом конституционного процессуального права является:

а) отношения, возникающие по поводу принятия и рассмотрения законопроектов;

б) отношения, возникающие в ходе процессуальных действий, образующих конституционное судопроизводство;

в) отношения, возникающие по поводу защиты прав налогоплательщиков.

1.7 Литература, рекомендуемая для изучения темы.

1.7.1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. — М.: Маркетинг, 2001. — 39 с. — ISBN 5-94462-025-0.

1.7.2 Российская Федерация. Законы. О Конституционном Суде Российской Федерации: [федер. конст. закон: принят Гос. Думой 24 июня 1994 г.: одобр. Советом Федерации 12 июля 1994 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 13. — Ст. 1447.

1.7.3 Российская Федерация. Законы. О референдуме Российской Федерации: [федер. конст. закон: принят Гос. Думой 7 июля 1995 г.: одобр. Советом Федерации 3 октября 1995 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 42. — Ст. 3921.

1.7.4 Российская Федерация. Законы. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: [федер. конст. закон: принят Гос. Думой 25 дек. 1996 г.: одобр. Советом Федерации 12 фев. 1997 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 9. — Ст. 1011.

1.7.5 Российская Федерация. Законы. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О Прокуратуре РФ»: [федер. закон: принят Гос. Думой 18 окт. 1995 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.

1.7.6 Российская Федерация. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации: [принят на пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации 1 марта 1995 г.: по состоянию на 3 июля 1997 г.] // Сборник конституционно-правовых актов: в 2 т. / сост. Н. А. Михалева. — М.: Юристь, 1998. — Т. 2. — С. 123-126.

1.7.7 Баглай, М. В. Конституционное правосудие в Российской Федерации / М. В. Баглай. — Ереван: Центр конституционного права РАН, 1999. — 115 с.

1.7.8 Витрук, Н. В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: учебн. пособие для вузов / Н. В. Витрук. — М.: Закон и право, 1998. — 383 с.

1.7.9 Витрук, Н. В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.). Очерки теории и практики / Н. В. Витрук. — М.: Городец-издат, 2001. — 508 с.

1.7.10 Шульженко, Ю. Л. Конституционный контроль в России / Ю. Л. Шульженко. — М.: ИГИП РАН, 1995. — 175 с.

1.7.11 Шульженко, Ю. Л. Институт конституционного надзора в Российской Федерации / Ю. Л. Шульженко. — М.: Институт государства и права РАН, 1998. — 112 с.

1.7.12 Авакьян, С. А. Проблемы теории и практики конституционного контроля и правосудия / С. А. Авакьян // Вестник МГУ. — 1995. — № 4. — С. 24-29.

1.7.13 Барнашов, А. М. Правовая охрана Конституции и становление в России института конституционного контроля / А. М. Барнашов // Состояние и проблемы развития российского законодательства: сб. статей / под ред. В. Ф. Воловича. — Томск: Изд-во ТГУ, 1998. — С. 270-281.

1.7.14 Барнашов, А. М. Некоторые особенности осуществления функции конституционного контроля в РСФСР и СССР в период с 1918 по 1989 год / А. М. Барнашов // Актуальные проблемы государства и права в современный период / под ред. В. Ф. Воловича. — Томск: Изд-во ТГУ, 1998. — С. 82-84.

1.7.15 Митюков, М. А. Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации / М. А. Митюков // Актуальные проблемы государства и права в современный период: сборник статей / под ред. В. Ф. Воловича. — Томск: Изд-во ТГУ, 1996. — С. 42-45.

1.7.16 Митюков, М. А. К предыстории конституционного правосудия в России / М. А. Митюков // Журнал российского права. — 2001. — № 1. — С. 11-17.

1.7.17 Овсепян, Ж. И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации (сравнительный анализ) / Ж. И. Овсепян // Государство и право. — 1996. — № 1. — С. 32-42.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: