Конституционно судебные процессуальные правоотношения это

Обновлено: 03.05.2024

Правоотношение — это урегулированное нормами права общественное отношение, т.е. предписанное нормами права правомерное поведение субъектов права в определенных отношениях.

Уголовно-процессуальные отношения по своей структуре имеют много общего с правоотношениями, возникающи­ми на основе норм других отраслей права. В то же время они доста­точно специфичны, основные их особенности обусловлены своео­бразием предмета регулирования уголовно-процессуального права и спецификой норм материального уголовного права.

Особенности уголовно-процессуальных отношений:

  1. возникают для уста­новления действительного уголовно-правового отношения или его отсутствия при соответствующих основа­ниях;
  2. в них участвуют субъекты, которые в целом нехарактерны для других отраслей права (например, понятой, специалист);
  3. имеют государственно-властный характер (поскольку одним из субъектов, как правило, вы­ступает компетентный государственный орган);
  4. характеризуются соб­ственным объектом;
  5. возникают в связи с поступательно развивающимся про­изводством по уголовному делу (любое действие правопри­менительного органа выражается в принятии определенно­го процессуального решения, что, в свою очередь, порождает возникновение соответствующего правоотношения, требую­щего также производства процессуальных действий и приня­тия решений).

Таким образом, уголовно-процессуальные отношения можно опре­делить как индивидуализированную общественную связь, возни­кающую на основе норм уголовно-процессуального права в связи с необходимостью реализации норм материального уголовного права и направленную на конкретные предметы или действия, участники которой наделяются субъективными правами и несут юридические обязанности.

В доктрине уголовного процесса выделяется основное (системообразующее) уголовно-процессуальное отношение , которое направлено на выявление (изобличение) лица, совершившего преступление. В ряде случаев, при рассмотрении в со­отношении и взаимосвязи с уголовной ответственностью и некото­рыми другими элементами механизма уголовно-правового регулиро­вания, его также называют уголовным преследованием.

На примере основного уголовно-процессуального отношения проявляется еще одна важная их особенность. Она заключается в том, что характеристика уголовно-процессуальных отношений не­разрывно связана с характеристикой уголовно-правовых отношений. Подобное соотношение между ними определяется главным образом некоторыми особенностями норм материального уголовного права, поскольку последние для своей реализации, для своего применения, как правило, нуждаются в процессуальных нормах.

Как и любые другие правоотношения, уголовно-процессуальные отношения имеют свою собственную структуру. В ее составе тра­диционно выделяются

    • субъекты, или участники;
    • объект;
    • содержание.

    Содержание правоотношения составляют взаимные права и обя­занности его участников.

    В уголовно-процессуальном праве существуют так называемые традиционные отношения , которые возникают на основе процессу­альных норм-правил, указывающих на субъективные права и юридические обязанности участников. Иногда их называют классическими или конкретными правоотношениями, поскольку в них четко опре­делены как содержание правоотношения (права и обязанности), так и его участники.

    Вместе с тем данная формула в уголовно-процессуальном праве соблюдается не всегда. Например, при закреплении принципов уго­ловного судопроизводства (законность, охрана прав и свобод лично­сти) права и обязанности носят абстрактный, всеобщий характер.

    По своему функциональному предназначению уголовно-процессуальные отношения

    1. связаны с определением порядка, про­цедурных правил совершения тех или иных действий/бездействия (порядок производства допроса, обыска, выемки) и
    2. ни в коем случае не связаны с определением преступности или наказуемости деяния (например, установление верхнего предела наказания за совершен­ное преступление); последнее свойственно именно материальным, уголовно-правовым отношениям.

    Субъекты уголовно-процессуальных отношений

    Субъектами уголовно-процессуальных отношений выступают их участники, круг которых достаточно широк. Как правило, одной из сторон правоотношения выступают органы государственной власти, их представители и должностные лица, иными словами, правопри­менители. Например, субъектами уголовно-процессуальных отно­шений выступают суд; прокурор; следователь; дознаватель; иные ор­ганы государственной власти на правах юридических лиц, за исклю­чением публично-правовых образований (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования), последние выступают в лице своих органов.

    Объект уголовно-процессуальных отношений

    Объект уголовно-процессуальных правоотношений - обязательный компонент отношений, который необходимо рассматривать в двух аспектах:

      1. как сово­купность взаимосвязанных отношений;
      2. как единичные право­вые отношения.

      Под общим объектом следует пони­мать то, по поводу чего или в связи с чем функционирует и развивается вся совокупность отношений по конкретному уголовному делу. Обращение к ст. 299 УПК позволяет констатировать, что ожидаемым результатом дейст­вия всей системы уголовно-процессуальных отношений является установ­ление уголовно-правовых отношений (включая установление фактических обстоятельств и их юридическую оценку), хотя результат может быть и негативным (т. е. их неустановление).

      Специальный объект (т. е. объекта отдельного, единично­го уголовно-процессуального отношения) - ожидаемый ре­зультат поведения (действий) субъектов каждого конкретного отношения. Такими ожидаемыми результатами могут быть: пресечение уклонения по­дозреваемого, обвиняемого от следствия или суда; обеспечение возмеще­ния причиненного преступлением ущерба; опознание (или неопознание) предъявляемого для опознания объекта; получение в результате допроса сведений, имеющих значение для дела и т. п. При всей важности объекта отдельного правоотношения следует подчеркнуть, что он не раскрывает особенностей уголовно-процессуальных отношений и их социального на­значения, не вскрывает смысл и цель их бытия в общественной жизни. По­этому при исследовании уголовно-процессуальных правоотношений важно учитывать не только их специальный, но и общий объекты.

      Предмет регулирования. Предмет конституционного судебного процессуального права составляет группа однородных отношений, регулируемых его нормами. Это отношения, возникающие в ходе осуществления процессуальных действий, образующих в своей совокупности конституционное судопроизводство.

      Действующее законодательство различает две формы конституционного судебного процесса, конституционного (уставного) судопроизводства: федеральную и региональную. Конституционное судопроизводство в силу своего целевого предназначения обладает рядом особенностей по сравнению с иными видами судопроизводства (гражданским, административным, уголовным). К числу таких особенностей, задаваемых нормами конституционного права, относятся:

      регламентация конституционного судопроизводства в Конституции РФ и актах конституционного (уставного) законодательства;

      обеспечение непосредственного действия Конституции РФ, конституций, уставов субъектов Федерации;

      нацеленность на решение наряду с правоприменительными затруднениями правотворческих задач, раскрытие подтекста конституций, уставов в результате их толкования;

      отсутствие законодательных актов, регулирующих конституционное судопроизводство отдельно от иных вопросов конституционного правосудия;

      отсутствие инстанционности, окончательность актов Конституционного Суда РФ, не подлежащих обжалованию1.

      Конституционное судопроизводство имеет несколько видов и распадается в каждом из них на несколько стадий.

      Виды конституционного судопроизводства выделяются в зависимости от категорий дел, рассматриваемых конституционными (уставными) судами. Например, Конституционный Суд РФ осуществляет судопроизводство по следующим категориям дел:

      о толковании Конституции РФ;

      о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними;

      о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ;

      по спорам о компетенции между органами государственной власти всех уровней;

      о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан;

      о конституционности законов по запросам судов;

      о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

      o проверке конституционности инициативы проведения общефедерального референдума.

      Обычно выделяют следующие стадии конституционного судопроизводства:

      внесение в конституционный (уставный) суд обращений и их предварительное рассмотрение;

      назначение и подготовка дела к слушанию в судебном заседании;

      рассмотрение дела в судебном заседании;

      принятие итогового решения суда.

      Это, так сказать, полный набор стадий. Однако дело в конституционном (уставном) суде может завершиться на первой или второй стадии вынесением отказного определения, на третьей стадии - в связи с прекращением производства по делу1.

      Необходимо отметить, что федеральный конституционный судебный процесс имел определенную предысторию. Как известно, до действующего Федерального конституционного закона от 24 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" действовал Закон 1991 г. Последний содержал несколько иные положения, касающиеся не только объема полномочий федерального Конституционного Суда, но и некоторых процессуальных аспектов. Так, Закон 1991 г. предусматривал процедуру рассмотрения конституционности правоприменительной практики при исследовании жалоб на нарушение конституционных прав и свобод, а не конституционности собственно законов. Это порождало некоторые процедурные особенности. Скажем, суд вынужден был прийти к выводу о том, что такое нарушение носит характер обыкновения, т. е. сложившейся практики в деятельности правоприменительных органов при применении тех или иных законодательных норм, регламентирующих права и свободы граждан.

      Метод регулирования. Совокупность приемов и способов регулирования конституционно-судебных процессуальных отношений составляет метод конституционного судебного процессуального права. Данный метод однотипен с методами регулирования иных судебных процессуальных отношений (уголовно-процессуальных, гражданско-процессуальных и т. д.) и состоит в установлении с помощью дозволений, обязываний, запретов, поощрений, санкций, иных велений процедур реализации участниками конституционного судопроизводства своих полномочий, прав и обязанностей.

      Законодательство о конституционном судопроизводстве четко устанавливает режим осуществления всех необходимых действий в рамках конституционного судебного процесса. Это, кроме всего прочего, является важной гарантией объективного рассмотрения дел без ущемления прав кого-либо из участников конституционного судебного процесса. Как Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", так и законы субъектов РФ о конституционных (уставных) судах довольно детально закрепляют все стадии конституционного судебного процесса, полномочия, права и обязанности его участников, особенности судопроизводства по отдельным категориям дел и т. д.

      1 Эту особенность отмстил, например, Н. В. Витрук в своем особом мнении (постановление Конституционного Суда РФ от 28 мая 1999 г. "По делу о проверке конституционности части второй статьи 266 и пункта 3 части первой статьи 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан Е. А. Арбузовой, О. Б. Колегова, А. Д. Кутырева, Р. Т. Насибулина и В. И. Ткачука") // ВКС РФ. 1999. № 5.


      Учебное пособие составлено с учетом практики преподавания, требований государственного стандарта, типовой программы для высших учебных заведений. Содержание состоит из методических указаний по изучению учебной дисциплины, нормативного материала и литературы к каждой рассматриваемой теме, экзаменационных вопросов.

      Оглавление

      • Введение
      • 1 Конституционное правосудие в России
      • 2 Конституционное право и его место в системе российского права

      Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное процессуальное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

      1 Конституционное правосудие в России

      1.1 Становление и развитие науки конституционного судебного процессуального права.

      1.2 Предмет и методы науки конституционного судебного процессуального права.

      1.3 Источники науки конституционного судебного процессуального права. Задачи науки конституционного судебного процессуального права в современных условиях.

      1.4 Конституционное судебное процессуальное право как учебная дисциплина.

      1.1 Становление и развитие науки конституционного судебного процессуального права.

      Формирование науки конституционного судебного процессуального права напрямую связано с учреждением и началом функционирования института конституционного контроля в нашей стране, появлением относительно самостоятельной группы конституционно-правовых норм, опосредующих конституционный судебный процесс. Насущная потребность научного анализа нового для правовой системы института была очевидной. Первоначально исследования в этой области шли по пути описания порядка создания и деятельности Комитета конституционного надзора СССР, Конституционного Суда РСФСР, Конституционного Суда Российской Федерации, их полномочий, порядка деятельности. Позже появились работы, содержащие анализ собственно решений федерального Конституционного Суда РФ, а после учреждения ряда конституционных (уставных) судов субъектов РФ — и их решений.

      В последнее время появляются научные работы по проблематике собственно конституционного судебного процесса, в которых обосновывается необходимость обособления и институционализации конституционно-процессуальных норм.

      1.2 Предмет и методы науки конституционного судебного процессуального права.

      Предметом науки конституционного судебного процессуального права являются как конституционно-судебные процессуальные нормы, так и конституционно-судебные процессуальные отношения.

      К основным методам науки конституционного судебного процессуального права можно отнести:

      — диалектический метод, предполагающий анализ теоретических основ конституционного судебного процессуального права и изучение его норм в их становлении и развитии, во взаимосвязи с другими отраслями российского права, в первую очередь с конституционным правом, и иными общественными явлениями;

      — исторический метод, дающий возможность показать причины появления конституционного судебного процесса, формы и способы его правового закрепления, а также механизмы функционирования на различных этапах развития российского государства;

      — метод системно-структурного анализа, предполагающий подробное изучение каждой стадии конституционного судебного процесса, рассмотрение их функционального значения и правовых последствий;

      — сравнительно-правовой анализ конституционного судебного процесса, применяемого как в субъектах РФ, так и в зарубежных странах;

      — социологический метод, включающий в себя обобщение судебной практики конституционных (уставных) судов, анализ статистических данных (включая данные судебной статистики), анкетирование и т. д.;

      — другие общенаучные и частнонаучные методы.

      1.3 Источники науки конституционного судебного процессуального права. Задачи науки конституционного судебного процессуального права в современных условиях.

      1.4 Конституционное судебное процессуальное право как учебная дисциплина.

      Конституционное судебное процессуальное право как учебная дисциплина представляет собой вспомогательную часть науки конституционного судебного процессуального права, содержащую материал, необходимый для эффективного овладения обучаемыми, в первую очередь студентами, сведениями, составляющими основное содержание предмета конституционного судебного процессуального права.

      Целями формирования учебной дисциплины конституционного судебного процессуального права являются: более рациональное расположение материала для удобства его изучения, а также для дополнения теоретических знаний, полученных при изучении конституционного права, практическими навыками правовой работы; систематизация обширного теоретического, нормативного и практического материала в сфере конституционного судебного процесса, которым обогатилась российская правовая система после принятия Конституции РФ в 1993 г.; обобщение и анализ судебной практики (решений Конституционного Суда РФ, региональных конституционных (уставных) судов); обучение работе с такими новыми для российской правовой системы источниками, каковыми являются решения федерального Конституционного Суда и решения региональных конституционных (уставных) судов; анализ многочисленных процедурных вопросов, имеющих практическое значение при реализации как материальных, так и процессуальных правовых норм; формирование навыков практической работы с Конституцией РФ, имеющей прямое действие, с конституционным законодательством и законодательством о конституционном судопроизводстве; обучение составлению процессуальных документов (жалобы, запросы, ходатайства в конституционные (уставные) суды).

      1.5 Контрольные вопросы по теме.

      1.5.1 Определите разницу понятий: «конституционное процессуальное право»; «конституционное судопроизводство»; «конституционный процесс» и «конституционное правосудие».

      1.5.2 Дайте понятие конституционного процессуального права как учебной дисциплины.

      1.5.3 Какова система источников конституционного процессуального права.

      1.5.4 Назовите основные методы науки конституционного процессуального права.

      1.6 Тесты по теме.

      1.6.1 В зависимости от чего выделяются виды конституционного судопроизводства:

      а) в зависимости от полномочий Конституционного Суда РФ;

      б) в зависимости от категорий дел, рассмотренных Конституционным Судом РФ; в) в зависимости от метода регулирования.

      1.6.2 Когда был принят федеральный закон «О Конституционном Суде РФ»:

      а) 24 мая 1994 года;

      б) 24 июня 1996 года;

      в) 21 июля 1994 года.

      1.6.3 Какой нормативный акт РФ предусматривает создание Конституционного Суда РФ:

      а) Конституция РФ;

      б) Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»;

      в) Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ».

      1.6.4 Какая из частей не входит в систему конституционного судебного процессуального права:

      1.6.5 Конституционный Суд РФ — судебный орган:

      а) конституционного надзора;

      б) конституционного регулирования;

      в) конституционного контроля.

      1.6.6 Укажите правильный хронологический порядок создания органов конституционного правосудия:

      а) Комитет конституционного надзора РСФСР; Конституционный Суд РСФСР; Конституционный Суд РФ;

      б) Конституционный Суд РСФСР; Комитет конституционного надзора РСФСР; Конституционный Суд РФ;

      в) Комитет конституционного надзора РСФСР; Конституционный Суд РФ; Конституционный Суд РСФСР.

      1.6.7 В каком году был принят Закон «О Конституционном надзоре в СССР»? а) 1989;

      1.6.8 В каком году был принят ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»?

      1.6.9 Какой орган РСФСР, приняв изменения и дополнения в Конституцию РСФСР, учредил Конституционный Суд РСФСР?

      а) Верховный Совет РСФСР;

      б) Съезд Советов;

      в) Съезд народных депутатов РСФСР.

      1.6.10 Предметом конституционного процессуального права является:

      а) отношения, возникающие по поводу принятия и рассмотрения законопроектов;

      б) отношения, возникающие в ходе процессуальных действий, образующих конституционное судопроизводство;

      в) отношения, возникающие по поводу защиты прав налогоплательщиков.

      1.7 Литература, рекомендуемая для изучения темы.

      1.7.1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. — М.: Маркетинг, 2001. — 39 с. — ISBN 5-94462-025-0.

      1.7.2 Российская Федерация. Законы. О Конституционном Суде Российской Федерации: [федер. конст. закон: принят Гос. Думой 24 июня 1994 г.: одобр. Советом Федерации 12 июля 1994 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 13. — Ст. 1447.

      1.7.3 Российская Федерация. Законы. О референдуме Российской Федерации: [федер. конст. закон: принят Гос. Думой 7 июля 1995 г.: одобр. Советом Федерации 3 октября 1995 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 42. — Ст. 3921.

      1.7.4 Российская Федерация. Законы. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: [федер. конст. закон: принят Гос. Думой 25 дек. 1996 г.: одобр. Советом Федерации 12 фев. 1997 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 9. — Ст. 1011.

      1.7.5 Российская Федерация. Законы. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О Прокуратуре РФ»: [федер. закон: принят Гос. Думой 18 окт. 1995 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.

      1.7.6 Российская Федерация. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации: [принят на пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации 1 марта 1995 г.: по состоянию на 3 июля 1997 г.] // Сборник конституционно-правовых актов: в 2 т. / сост. Н. А. Михалева. — М.: Юристь, 1998. — Т. 2. — С. 123-126.

      1.7.7 Баглай, М. В. Конституционное правосудие в Российской Федерации / М. В. Баглай. — Ереван: Центр конституционного права РАН, 1999. — 115 с.

      1.7.8 Витрук, Н. В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: учебн. пособие для вузов / Н. В. Витрук. — М.: Закон и право, 1998. — 383 с.

      1.7.9 Витрук, Н. В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.). Очерки теории и практики / Н. В. Витрук. — М.: Городец-издат, 2001. — 508 с.

      1.7.10 Шульженко, Ю. Л. Конституционный контроль в России / Ю. Л. Шульженко. — М.: ИГИП РАН, 1995. — 175 с.

      1.7.11 Шульженко, Ю. Л. Институт конституционного надзора в Российской Федерации / Ю. Л. Шульженко. — М.: Институт государства и права РАН, 1998. — 112 с.

      1.7.12 Авакьян, С. А. Проблемы теории и практики конституционного контроля и правосудия / С. А. Авакьян // Вестник МГУ. — 1995. — № 4. — С. 24-29.

      1.7.13 Барнашов, А. М. Правовая охрана Конституции и становление в России института конституционного контроля / А. М. Барнашов // Состояние и проблемы развития российского законодательства: сб. статей / под ред. В. Ф. Воловича. — Томск: Изд-во ТГУ, 1998. — С. 270-281.

      1.7.14 Барнашов, А. М. Некоторые особенности осуществления функции конституционного контроля в РСФСР и СССР в период с 1918 по 1989 год / А. М. Барнашов // Актуальные проблемы государства и права в современный период / под ред. В. Ф. Воловича. — Томск: Изд-во ТГУ, 1998. — С. 82-84.

      1.7.15 Митюков, М. А. Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации / М. А. Митюков // Актуальные проблемы государства и права в современный период: сборник статей / под ред. В. Ф. Воловича. — Томск: Изд-во ТГУ, 1996. — С. 42-45.

      1.7.16 Митюков, М. А. К предыстории конституционного правосудия в России / М. А. Митюков // Журнал российского права. — 2001. — № 1. — С. 11-17.

      1.7.17 Овсепян, Ж. И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации (сравнительный анализ) / Ж. И. Овсепян // Государство и право. — 1996. — № 1. — С. 32-42.

      Право — понятие растяжимое и даже, пожалуй, всеохватывающее. О какой стороне жизни ни шла бы речь, всегда найдется закон, который говорит, что делать и как делать. Вот и в суде есть свои правила. Каждый шаг суда и всех участников спора строго регламентирован, причем нарушение процессуальных прав чревато отменой судебного акта даже в том случае, если сам спор разрешен правильно и в соответствии с законом.


      Понятие процессуального права

      Само по себе право — это совокупность законодательных норм. Традиционно сложилось, что эти нормы подразделяются на группы, хотя дело тут не столько в традиции, сколько в удобстве. Гораздо легче различать и применять нормы права (да и, элементарно, находить их), если они классифицированы. Поэтому право разделено на отрасли. Допустим, уголовное, гражданское, избирательное, трудовое. Отраслей много, и все их перечислять не имеет смысла.

      Так происходит классификация по отраслям, но существуют и другие виды классификации. В частности, право подразделяется на материальное и процессуальное.

      Процессуальное право регулирует порядок, которого необходимо придерживаться для реализации материальных норм. Другими словами, это право, регламентирующее порядок действий. Применяют понятие «процессуальное право» в основном к процессу судопроизводства и третейского разбирательства, хотя условно процессом можно назвать любой порядок действий, необходимых для реализации материального права.

      Предмет процессуального права

      Предметом процессуального права выступает непосредственно сам процесс, а вот какой именно, это уже зависит от отрасли.

      Виды процесса:

        ;
      • уголовный;
      • административный;
      • конституционное производство;
      • арбитражный; .

      Последний, по сути, является разновидностью арбитражного, но рассматривать его лучше отдельно, потому что он имеет свои правила и особенности, установленные Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации», а если процесс международный — Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» и, конечно, международными нормами и соглашениями.

      Каждая отрасль устанавливает свои правила, в ее рамках действуют свои источники. Некоторые суды так же, как и процесс, разделены на отрасли. Допустим, если суд общей юрисдикции может рассматривать и уголовные, и гражданские, и административные дела, то конституционное производство доступно исключительно Конституционному Суду РФ. Арбитражные и третейские суды также имеют собственную систему.

      Предмет процессуального права не совпадает с предметом процесса. Процесс — это порядок взаимодействия участников судопроизводства между собой и с судом, который происходит в рамках каждого конкретного дела. Получается, что предмет процесса — это отдельные судебные споры. Сам процесс, в свою очередь, является предметом процессуального права. Получается такая многоуровневая система:

      Судебный спор процесс процессуальное право

      Метод процессуального права

      Метод принято понимать как способ воздействия на общественные отношения, действующие в той или иной отрасли. В нашем случае — отрасли процессуальной.

      Существуют некоторые «пунктики», на которые необходимо обратить внимание для определения метода:

      1. каким образом устанавливаются права и обязанности участников отношений (то есть участников процесса);
      2. что будет, если права не будут соблюдаться другими участниками, а обязанности не будут исполняться, какая ответственность за это предусмотрена и предусмотрена ли вообще;
      3. насколько участники процесса самостоятельны, предоставлена ли им свобода действий или, наоборот, каждый их шаг заранее предопределен.

      В зависимости от вида и этапа процесса на эти вопросы можно отвечать по-разному. Это значит, что в зависимости от обстоятельств либо будут действовать процессуальные нормы, необходимые к обязательному исполнению, либо, наоборот, участники процесса будут поступать так, как считают нужным. В этом проявляются два метода процессуального права:

      1. Императивный . Происходит от латинского imperativus, то есть повелительный. Это как раз тот метод, который свободы не предоставляет. В его рамках процессуальными нормами подробно описано, что и каким образом каждый из участников процесса должен делать.
      2. Диспозитивный , то есть тот, который предоставляет свободу выбора. Когда задействован именно этот метод, участники процесса либо самостоятельно выбирают способ поведения, либо его устанавливают, но сами, по договоренности между собой без вмешательства законодательных норм.

      Пленум ВАС РФ в рамках Постановления от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» объясняет это так:

      Норма, определяющая права и обязанности сторон договора, является императивной, если она содержит явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой правила»

      Различные отрасли процессуального права не используют исключительно императивный или исключительно диспозитивный метод. В любом случае мы имеем дело с комбинированным подходом. В рамках законодательства участником отношений предоставляется полная свобода, однако есть моменты ключевые, где предполагается исключительно определенный способ поведения.

      На примере Гражданского процессуального кодекса РФ это выглядит так:

      Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия»

      Императивная норма. Представить документы — это обязанность адвоката, которую он исполняет в обязательном порядке, независимо от своего желания.

      Истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением»

      Норма диспозитивная, истцу предоставляется полная свобода действий, а в отношении возможности заключения мирового соглашения по своему усмотрению могут действовать обе стороны.

      Принципы процессуального права

      Принципы — категория, провозглашенная официально. Они прописаны в процессуальных законах каждой отрасли процессуального права, одним списком или по отдельности. Нет смысла рассматривать их по категориям, потому что в каждой отрасли они одинаковы и дублируют общие принципы процесса и судопроизводства:

      • законность;
      • осуществление правосудия только судом;
      • независимость судей;
      • открытое судопроизводство, за исключением случаев, предусмотренных законом;
      • равноправие сторон;
      • состязательность.

      Источники процессуального права

      С правилами процесса его участники могут ознакомиться в процессуальных правовых актах конкретной отрасли права. В Российской Федерации действуют Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства. Последний используют в судебном процессе при оспаривании решений государственных органов, а если речь идет об административных правонарушениях, то в отношении них процессуальные нормы содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

      Каждый из перечисленных Кодексов представляет собой совокупность правил процесса в определенной отрасли, а дополняются эти правила судебными прецедентами и обычаями.

      В сферу конституционного права попада­ет только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объе­му эти отношения весьма важны.

      Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права.

      Или, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

      Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим юридический факт, приводящий норму в действие.

      Юридический факт - это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

      Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов правоотношения.

      В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст. 117 Конституции: "Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ". Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений. Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ.

      Однако заявление Правительства об отставке является юридическим фактом, порождающим конституционно-правовое отношение. При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.

      Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конститу­ционного права, то не все его нормы способны породить право­отношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через кон­кретные правоотношения, а путем психологического воздейст­вия на людей и провозглашения самых общих правил и прин­ципов, которые влияют на создание конкретных норм.

      Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкрет­ного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отноше­нию к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

      Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за наруше­ние предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти пра­воотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимо­отношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.

      Специфика конституционно-правовых отношений:

      • отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих
        предмет конституционного права;
      • им свойствен особый субъектный состав (среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений);
      • обладают высоким политическим потенциалом (по сути, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе);
      • реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

      Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

      1. субъекты (число которых не может быть менее двух);
      2. содержание;
      3. объект.

      Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: "Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства - его заявления об уходе в отставку. Возникают конкретные конституционно-правовые отношения. Субъектами этих правоотношений являются Правительство и Президент РФ. Содержание данного правоотношения составят субъективные права и обязанности Президента и Правительства, а именно: у Президента есть право принять или отклонить отставку; если отставка отклоняется, у Правительства возникает обязанность продолжать свою деятельность, а если отставка принимается, то у Правительства возникает обязанность уйти в отставку. Объектом данных правоотношений является власть, полномочия Правительства.

      Следует заметить, что часто полная реализация одной правовой нормы служит основанием возникновения нового правоотношения. Так, если на основании ч. 1 ст. 117 Правительство уходит в отставку, начинает действовать другая норма, сформулированная в ч. 5 той же ст. 117 Конституции: "В случае, отставки, или сложения полномочий, Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации". Таким образом, реализация определенной группы связанных между собой правовых норм, часто составляющих тот или иной правовой институт (например, активное избирательное право), представляет целую систему - цепь юридических фактов и последовательно порождаемых ими конкретных правоотношений.

      Субъекты конституционно-правовых отношений

      Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

      Субъекты конституционно-правовых отношений:

      1. Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).
      2. Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).
      3. Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).
      4. Государства (РФ, субъекты Федерации).
      5. Органы государственной власти:
        • федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);
        • субъектов Федерации;
        • государственные органы на местах.
      6. Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).

      Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Чело­век вступает в конституционно-правовые отношения с государст­вом через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих от­ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот­ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для оп­ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект­ностью.

      Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ. » Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

      Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города феде­рального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.

      Таким образом, субъектами являются главы го­сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла­менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно­шения с народом.

      Содержание конституционно-правового отношения

      Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.

      Субъективное право - это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, - возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. Так, в ст. 31 Конституции РФ записано: "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.

      Субъективная обязанность - это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:

      • активными, предусматривающими необходимость определенных действий;
      • пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.

      Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.

      Объекты конституционно-правовых отношений

      Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

      1. Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица , которого требует управомоченный субъект этого отношения.
      2. Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага , по поводу которых сложились юридические связи.

      Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

      Виды конституционно-правовых отношений

      1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

      • конкретные ;
      • общие ;
      • правовые состояния (особый вид).

      В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм - правил поведения. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.

      Вместе с тем в конституционном праве имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений - возникает особый вид правоотношений общего характера. В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.

      В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.

      Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния . Их особенность - четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России.

      2. С точки зрения времени функционирования:

      • постоянные (срок их действия не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях, напр., смерть гражданина прекращает отношения по гражданству);
      • временные (возникают в результате реализации конкретных норм - правил поведения; с выполнением заложенной в правоотношение правовой обязанности они прекращаются, напр., правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

      Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм - правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.

      3. По назначению (по специфике правового регулирования):

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: