Понятие виды основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных фондов
Обновлено: 28.03.2024
Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств появились в финансовой системе России недавно. Первоначально они создавались преимущественно как госу- -дарственные внебюджетные фонды.
Создание внебюджетных фондов в России относится к 1990 г. Как внебюджетный в числе первых был создан в России Пенсионный фонд РФ, затем стали появляться и другие.
С помощью внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресурсы. Через государственный бюджет, как показала практика прошлых лет, не всегда удавалось достаточно последовательно проводить в жизнь те или иные социальные и экономические программы. Это связано с тем, что в государственном бюджете доходы не за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило, оказываются урезанными.
Вместе с тем, с 1994 г. в федеральном бюджете, а затем и в бюджетах субъектов РФ стали формироваться целевые бюджетные фонды1.
К числу целевых государственных фондов относятся и щиеся иногда отраслевые денежные фонды. Эти фонды, как правило, не носят название «внебюджетные», средства на их образование нередко поступают, помимо других источников, из федерального бюджета.
Наконец, существует целый ряд целевых государственных фондов, которые создаются Правительством РФ в виде государст-
СЗ РФ. 1994. № 10. Ст. 1108.
венных учреждений или государственных некоммерческих организаций.
Целевые государственные и муниципальные фонды денежных средств — достаточно динамичное явление в финансовой системе РФ. Это обусловлено тем, что они создаются для реализации более или менее долгосрочных целей. В связи с достижением этих целей они расформировываются, поэтому в финансовой системе постоянно идет процесс создания новых и расформирования «отработанных» целевых фондов. Кроме того, в финансовой системе РФ происходит и консолидация ряда внебюджетных фондов в бюджетную систему.
С 1995 по 2001 г. согласно законам о федеральном бюджете целый ряд фондов, которые являлись внебюджетными, ежегодно консолидировались (включались) в феде-4 ральный бюджет .
Итак, на сегодняшний день определились четыре вида госу-дарственных и местных целевых фондов: государственные вне-бюджетные фонды; целевые бюджетные фонды; государственные целевые фонды Правительства РФ и Президента РФ; государственные отраслевые денежные фонды.
Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств характеризуют следующие отличительные особенности:
фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению;
правовой статус целевого фонда определяется положением о фонде, которое утверждается компетентным органом государственной власти или местного самоуправления.
Государственные и муниципальные (местные) денежные фонды могут быть классифицированы по различным основа-ниям:
а) по целевому назначению,
б) по способу образования,
в) по уровню управления фондом,
г) по юридической природе. В зависимости от целевого назначения целевые фонды делятся на экономические и социальные. К числу последних относятся Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Остальные целевые фонды следует отнести к экономическим.
По способу образования целевые государственные и муници-пальные фонды денежных средств подразделяются на а) бюджетные, которые образуются в составе бюджетов и вместе с бюджетом, и б) внебюджетные, которые образуются отдельно от него. В 2001 г. вместе с федеральным бюджетом был образован бюджетный фонд Министерства РФ по атомной энергии.
В зависимости от уровня управления целевые фонды подразделяются на федеральные, региональные Федерации) и К числу федеральных относятся: все целевые фонды Правительства РФ, отраслевые денежные фонды (федеральных органов исполнительной власти). Многие государственные внебюджетные фонды являются только федеральными.
Региональные и муниципальные фонды создаются соответствующими органами на уровне субъектов РФ или муниципальных образова- ний1. В частности, к их числу относятся:'территориальные фонды обязательного медицинского страхования, территориальные дорожные фонды, экологические фонды и др.
С точки зрения юридической природы целевые фонды подразделяются на две группы: 1) фонды, которые создаются в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, но по решениям компетентных органов; 2) фонды, которые создаются в силу требований федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. В первую группу включаются самые различные фонды, создаваемые субъектами РФ и муниципальными образованиями в соответствии с их и уставами, а также внебюджетные фонды развития жилищного строительства, которые согласно Указу Президента РФ «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищ-ной сферы» от 24 декабря 1993 г. могут создаваться на региональном и муниципальном уровнях. Во вторую группу включаются: Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населе- РФ, Фонд социального страхования РФ, дорожные фонды в РФ и др.
Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств определяется как законами, так и
Согласно ст. 3 БК РФ в бюджетной системе РФ не образуются муниципальные (местные) внебюджетные фонды. Однако в науке нет однозначного мнения по этому вопросу (см.: ВялкинаТ. Что не запрещено, то разрешено // Муниципальная власть. 2001. № 1). иными нормативными актами. В их числе федеральные законы «О дорожных фондах в РФ», «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», о федеральном бюджете на конкретный год, о бюджетах субъектов РФ на конкретный год, постановления Правительства РФ и др.
Правовое регулирование ряда государственных внебюджетных фондов дано и в БК РФ (ст. В нем определяются доходы, расходы, а также процесс формирования и исполнения Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного страхования.
Наконец, в ближайшие годы во исполнение ст. 143 БК РФ должен быть принят федеральный закон, который определит правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов.
Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств появились в финансовой системе России недавно. Создание внебюджетных фондов в России относится к 1990 г.
Целевые денежные фонды — это особая форма образования, распределения и использования денежных средств целевого назначения для обеспечения финансирования конкретных мероприятий государства, муниципальных образований и различных ведомств.
Определились четыре вида государственных и местных фондов:
а) государственные и муниципальные (местные) внебюджетные фонды;
б) целевые бюджетные фонды;
в) государственные целевые фонды Правительства РФ;
г) государственные отраслевые денежные фонды.
Общими для всех целевых фондов являются следующие черты:
а) они имеют строго определенную цель создания и функционирования;
б) их вправе создавать только компетентные государственные и муниципальные органы;
в) их правовое положение регулируется (помимо БК РФ) либо Положением о конкретном фонде, либо основным финансово-плановым актом соответствующего уровня (законом; решением о бюджете на текущий финансовый год).
Указанные фонды могут быть классифицированы по различным основаниям:
1) по территориальному уровню функционирования — на федеральные, субъектов Федерации, местные (муниципальные);
2) по форме собственности — на государственные (федеральные и региональные) и муниципальные;
3) по времени функционирования — на постоянные и временные;
4) по целевому назначению — на экономические, научно-исследовательские, природоохранительные, социальные и т. д.;
5) по органам, их создающим и (или) осуществляющим контроль за их деятельностью, — на образование представительными или исполнитель-ными органами власти;
6) по связи с бюджетом — на бюджетные (в составе бюджета) и внебюджетные (за рамками бюджета, имеющие самостоятельный орган управления);
7) по правовой основе образования — образованные на основе федеральных законов, указов Президента РФ, законов субъектов РФ, подзаконных актов субъектов РФ, решений органов местного самоуправления.
Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств характеризуют следующие отличительные особенности:
- фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению;
- правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным органом государственной власти или местного самоуправления.
Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств определяется как законами, так и иными нормативными актами. В их числе федеральные законы «О дорожных фондах в РФ», «О занятости населения в РФ», «О медицинском страховании граждан в РФ», о федеральном бюджете на конкретный год, о бюджетах субъектов РФ на конкретный год, постановления Правительства РФ и др.
Правовое регулирование ряда государственных внебюджетных фондовдано и в Бюджетном кодексе РФ (ст. 143—150). В нем определяются доходы, расходы, а также процесс формирования и исполнения Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ.
Правовой режим целевых бюджетных фондов определяется законами о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, иными законами, а также положениями, утверждаемыми Правительством РФ и исполнительными органами власти субъектов РФ.
Целевые государственные и местные фонды денежных средств появились в финансовой системе России недавно. Первоначально они создавались преимущественно как государственные внебюджетные фонды. Создание внебюджетных фондов в России относится к 1990 г. Как внебюджетный в числе первых был создан Пенсионный фонд РФ, затем стали появляться и другие.
С помощью внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресурсы. Через государственный бюджет, как показала практика прошлых лет, не всегда удавалось достаточно последовательно проводить в жизнь те или иные социальные и экономические программы. Это связано с тем, что в государственном бюджете доходы не закреплены за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило, оказываются урезанными.
Практически определилисьтри видацелевых фондов:1) государственные и местные внебюджетные фонды денежных средств; 2) целевые бюджетные фонды денежных средств; 3) государственные целевые фонды Правительства РФ.
Целевые государственные и местные фонды денежных средств характеризуют следующие отличительные особенности: фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению; правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным органом.
Государственные и местные внебюджетные фонды могут быть классифицированы по различным основаниям: по целевому назначению, по способу образования, по уровню управления фондом, по юридической природе. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные. К числу последних относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования РФ. Остальные внебюджетные фонды в основном могут быть отнесены к экономическим. По способу образования целевые государственные фонды подразделяются на те, которые выделены в составе бюджетов, и те, которые имеют самостоятельное управление.
В зависимости от уровня управления целевые фонды подразделяются на федеральные и региональные. Многие целевые фонды являются одновременно и федеральными, и региональными. Это обусловлено тем, что многие внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, как правило, характеризуются выделением части, передаваемой в распоряжение территориальных властных структур.
Правовой режим целевых государственных и местных фондов денежных средств определяется как законами, так и иными нормативными актами. В их числе Законы Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», «О дорожных фондах в РФ»°, «О занятости населения в РФ»", «О медицинском страховании граждан в Рф», о федеральном бюджете на конкретный год. В них определены порядок формирования и использования целевых государственных и местных фондов денежных средств, порядок утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении.
Целевой государственный (муниципальный) денежный фонд денежных средств образуется в соответствии с законодательством РФв составе государственного (местного) бюджета или внебюджетного фонда за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого денежного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого денежного фонда.
Целевые государственные и муниципальные фонды денежных средств - достаточно динамичное явление в финансовой системе РФ. Это обусловлено тем, что они создаются для реализации относительно долгосрочных целей. При достижении этих целей они расформировываются, поэтому в финансовой системе постоянно идет процесс создания новых и расформирования «отработанных» целевых фондов. Кроме того, в финансовой системе РФпроисходит и консолидация ряда внебюджетных фондов в бюджетную систему.
На сегодняшний день определились четыре вида государственных и местных фондов:
1. целевые бюджетные фонды;
2. государственные и муниципальные (местные) внебюджетные фонды;
3. государственные целевые фонды Правительства РФ;
4. государственные отраслевые денежные фонды.
Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств характеризуют следующие отличительные особенности:
§ фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению;
§ правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным органом государственной власти или местного самоуправления.
Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств определяется как законами, так и иными нормативными актами. В их числе Законы РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», федеральные законы о федеральном бюджете на конкретный год, о бюджетах субъектов РФ,постановления Правительства РФи др.
Правовое регулирование ряда государственных внебюджетных фондов дано и в БК РФ(ст. 143-150). В нем определяются доходы, расходы, а также процесс формирования и исполнения Пенсионного фонда РФ,Фонда социального страхования РФ,Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
2. Целевые бюджетные и внебюджетные денежные фонды.
Целевые бюджетные фонды создаются в бюджетах разных уровней для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. На федеральном уровне они создаются в силу Федерального закона «О федеральном бюджете на предстоящий финансовый год и финансовый год, а на региональном - в силу законов о бюджетах субъектов РФ.
Особенностью целевых бюджетных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование.
Источниками формирования целевых бюджетных фондов являются, как правило, специальные налоги, средства бюджета, иные доходы. Целевые бюджетные фонды отличает от всех остальных, что их доходы и направления расходов учитываются в составе доходов и расходов соответствующего бюджета.
Федеральные и территориальные дорожные фонды как целевые бюджетные фонды создавались для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1992 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации», который утратил силу с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.
Федеральные, региональные (субъектов РФ) и муниципальные экологические фонды создавались в соответствии со ст. 21 Закона РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» для решения неотложных природоохранительных задач.
В настоящее время Закон 1991 г. отменен в связи с принятием нового Федерального закона от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Экологические фонды расходуются на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий и др.
В ст. 42, 43, 44, 49, 50 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год», например, в качестве целевых бюджетных фондов предусмотрены следующие: Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Федеральный фонд компенсаций, Федеральный фонд регионального развития, Фонд софинансирования социальных расходов. В бюджет на 2008 и плановый 2009-2010 годы создание фондов предусмотрено в соответствии с ведомственными расходами на соответствующие цели, например, образование, физкультура и спорт и т.д. Таким образом, утратил силу ФЗ «О бюджетной классификации», и денежные фонды предусматриваются в функциональном разделе бюджетной классификации бюджета на очередной финансовый год.
Создание внебюджетных фондов в России относится к 1990 г. Как внебюджетный в числе первых был создан Пенсионный фонд РФ, затем стали появляться и другие фонды.
С помощью внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресурсы. Это связано с тем, что в государственном бюджете доходы не закреплены за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило, оказываются урезанными.
Внебюджетные фонды по целевому назначению подразделяются на социальные на экономические.
К числу социальных фондов относятся Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами потому что созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи; медицинского обслуживания и т.д.
Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (на сегодняшний день данный Закон отменен в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Его правовой режим определен Положением о Пенсионном фонде РФ,утвержденным Постановлением Верховного Совета РФот 27 декабря 1991 г.
Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
Источниками формирования Пенсионного фонда РФ являются:
- страховые взносы работодателей и граждан;
- ассигнования из федерального бюджета РФ, выделяемые на выплату пенсий и пособий и приравненные ним выплат военнослужащим и их семьям, а также на выплату пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы;
- средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
- добровольные взносы и др.
Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплату «Государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком
в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, на другие мероприятия.
Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правлением Пенсионного фонда и исполнительной дирекцией. Правление Пенсионного фонда РФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Правительством РФв районах и городах действуют уполномоченные Пенсионного фонда РФ.
Бюджет Пенсионного фонда РФи отчет о его исполнении ежегодно рассматривается и принимается Государственной Думой.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы во исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Правовой режим этих фондов определен Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФот 29 июля 1998 г. NQ 857, а также Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.
Основными источниками образования Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются:
- страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование;
- доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса;
- добровольные взносы и иные поступления.
При этом Устав о федеральном фонде и Положение о территориальных фондах обязательного медицинского страхования дают конкретный перечень источников для каждого вида фондов.
Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования и другие мероприятия.
Бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются и принимаются Государственной Думой.
Фонд социального страхования РФ является специализированным Финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Его право вой режим определен постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации».
Источниками образования фонда социального страхования РФ являются:
- страховые взносы работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих.субъектов независимо от форм собственности);
- страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
- доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
- добровольные взносы граждан и юридических лиц;
- поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
- ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
Направлениями расходов фонда являются:
1) выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на погребение;
2) оплата путевок для работников и их де1;ей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; В) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; г) частичная оплата путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;
3) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и др.
Иные внебюджетные фонды могут быть созданы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 113-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ (например, внебюджетные фонды развития жилищного строительства).
3. Целевые фонды Правительства РФ
Целевые фонды Правительства РФподразделяются на фонды, создаваемые Правительством РФ во исполнение ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете, и фонды, создаваемые Правительством РФв силу федеральных законов, указов Президента РФ,а также по собственному усмотрению.
Целевые фонды Правительства РФ относятся к экономической группе, так как они создаются для решения экономических задач. Характерной чертой всех этих фондов является то, что основным, а иногда и единственным источником их формирования выступают бюджетные ассигнования,
К числу фондов, создаваемых Правительством РФ во исполнение ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете, сегодня относятся Государственный фонд конверсии и Фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса.
Государственный фонд конверсии создан во исполнение Указа Президента РФ от 22 ноября 1997 г. № 1259 «О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета).
Государственный фонд конверсии является агентом Правительства РФ по осуществлению финансирования инвестиционных программ конверсии. Источником этого фонда являются исключительно средства федерального бюджета, образовавшиеся за счет погашения ранее выделенных бюджетных кредитов на цели конверсии оборонной промышленности.
Средства фонда конверсии используются на финансирование затрат, связанных с переориентацией оборонной промышленности с военных на гражданские нужды. Средства предоставляются на возвратной основе на срок не более трех лет с уплатой процентов, определенных законодательством РФ на соответствующий финансовый год. Для предоставления средств проводятся экспертизы программ и их конкурсный отбор.
Фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса также является целевым фондом Правительства. Правовой режим этого фонда определяется Положением о порядке формирования и использования специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях, утвержденным постановлением Правительства РФ.
Источниками образования фонда льготного кредитования являются бюджетные ассигнования, определяемые федеральным бюджетом на соответствующий год; плата по про центам за кредиты, выданные из фонда, пени за просрочку уплаты процентов.
Средства фонда используются для краткосрочного кредитования сезонных затрат организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях на срок не более одного года. Вышеназванные целевые фонды Правительства очень схожи с целевыми бюджетными фондами. Однако от последних они отличаются тем, что в федеральном бюджете не определены статьи доходов и расходов этих фондов. Они имеют некоторое сходство и с государственными внебюджетными фондами, однако отличаются от последних тем, что создаются только в силу законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и имеют в качестве главного источника бюджетные ассигнования.
К числу целевых фондов Правительства РФ, создаваемых им во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и по собственному усмотрению, относятся, в частности, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и др.
Фонды денежных средств, которые образуются на основе законодательства РФ и входят в состав государственного (местного) бюджета или внебюджетного фонда за счет целевых доходов или в порядке отчислений целевого назначения от конкретного вида дохода называются целевыми денежными фондами.
Такие фонды используются по отдельной смете. Целевые государственные и муниципальные фонды – это динамический процесс в финансовой системе РФ. Это объясняется тем, что подобные фонды создаются для достижений целей в течение длительного срока. После того как цель достигается, фонд расформировывается, поэтому в системе финансирования идет постоянный процесс создания и расформирования фондов денежных средств. Кроме этого, в финансовой системе идет процесс консолидации внебюджетных фондов в бюджетную систему. Начиная с 1995 года внебюджетные фонды включаются в федеральный бюджет.
Виды денежных фондов
Выделим четыре основных группы фондов:
- целевые бюджетные;
- государственные и муниципальные (местные) внебюджетные;
- государственные целевые Правительства РФ;
- государственные отраслевые.
Целевые фонды имеют свои особенности. Во-первых, они создаются со строго обозначенной целью и используются только в соответствии с этой целью. Во-вторых, имеют Положение о фонде, утвержденное государственным органом.
Правовое регулирование фондов
Функционирование фондов регулируется законами и другими документами. Внебюджетные фонды регулируются статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Здесь определяются доходы, расходы, процесс формирования и исполнения.
Целевые бюджетные фонды
В бюджетах разных уровней может быть создан целевой бюджетный фонд. Осуществляется направление финансов в наиболее значимые отрасли народного хозяйства, требующие развития и поддержки. Фонды функционируют в течение года, как и бюджет. Впоследствии расформировываются или создаются снова.
От всех остальных отличаются тем, что доходы и расходы учитываются в составе доходной и расходной части бюджета.
Дорожные фонды являлись целевыми бюджетными. Создавались для вложения финансов в содержание, ремонтные работы, работы по реконструкции и строительству дорог. Федеральные, региональные и муниципальные экологические фонды создавались на основе закона «Об охране окружающей природной среды» с целью решения срочных задач экологического характера. Сегодня этот закон отменен в связи с принятием нового ФЗ «Об охране окружающей среды». Деньги экологических фондов идут на мероприятия по сохранению и восстановлению природы, на рациональное использование природных ресурсов, чтобы предотвратить воздействия негативного характера на природную среду и ликвидировать их последствия
Автор статьи
Читайте также:
- Снятие земельного участка с кадастрового учета в с судебном порядке
- Судебные дела делятся на какие категории
- Является ли лишение водительских прав судимостью при приеме на работу
- Судебная практика не признает совокупности тогда когда
- Кто из перечисленных государственных деятелей возглавил верховную распорядительную комиссию