Государство как субъект правовых отношений рб

Обновлено: 17.04.2024

Государство является субъектом гражданского права, и, как и другие субъекты, может участвовать в гражданско-правовых отношениях. Под термином «государство» понимается участие в гражданских отношениях Республики Беларусь, как суверенного государства и ее административных единиц.

Главной особенностью государства является то, что оно является носителем суверенитета и обладает властными функциями. Суверенитет имеет как внутреннее, так и внешнее проявление. Вовне суверенитет проявляется, как независимость государства от других государств и иных субъектов международного права. Внутри – государство олицетворяет наивысшую власть. Именно государство регулирует, в том числе, гражданско-правовые отношения путем издания актов законодательства.

Государство является особым субъектом гражданского права и обладает рядом специфических признаков:

государство само принимает законы, обязательные для всех остальных субъектов гражданского права;

государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданские правоотношения независимо от воли их участников;

государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в гражданские отношения, построенные на началах равенства;

государство пользуется иммунитетом.

Однако, особое положение государства не изменяет характера гражданско-правовых отношений. Поэтому в соответствии с п.1 ст.124 ГК «Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в гражданских отношениях на равных с другими участниками – физическими и юридическими лицами».

Режим участия в гражданском обороте государства приравнивается в ГК к режиму ЮЛ, если иное не установлено законодательством или не вытекает из особенностей этих субъектов (п.2 ст.124 ГК).

Гражданская правоспособность государства

Вопрос об объеме правоспособности государства (является она общей или специальной) остается спорным. Сущность правоспособности государства определяется тем, что оно участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в публичных интересах, в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Она не может быть общей, т.к. государство по своей природе не может приобретать ряд прав и возлагать на себя определенные обязанности. Но с другой стороны ее нельзя считать специальной (она четко определена законом, от имени государства выступают его органы полномочия или компетенция которых строго ограничена законодательством), т.к. государство само обладает полномочиями (законодательными) по расширению своих прав. Поэтому в литературе высказывается мнение, что правоспособность государства можно назвать целевой 24 . Государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению.

Формы участия государства в гражданском обороте

Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей государственные юридические лица (опосредованное). Непосредственное участие государства в гражданском обороте осуществляется через государственные органы в рамках их компетенции (п.1 ст.125 ГК).

При этом государственные органы обладают либо общей, либо специальной компетенцией. Часто в соответствующих актах прямо предусмотрено право государственного органа вступать в гражданские правоотношения. В других случаях такое право вытекает из специального поручения, содержащегося в Законах либо подзаконных актах.

На республиканском уровне от имени государства (Республики Беларусь) могут своими действиями приобретать гражданские права и нести обязанности, выступать в суде как представительные, так и исполнительные органы Республики Беларусь: Национальное собрание, Президент, Правительство, министерства, государственные комитеты. От имени административно-территориальных единиц – органы местного управления и самоуправления. Государство может считаться непосредственно участвующим в гражданском обороте лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от его имени.

Чаще всего в гражданских отношениях от имени государства участвуют исполнительные органы, уполномоченные управлять государственным имуществом и финансами. В соответствии с Положением о Министерстве экономики Республики Беларусь 25 , Министерство экономики осуществляет функции управления и распоряжения государственным имуществом и приватизацией, выступает от имени государства держателем акций, принадлежащих Республике Беларусь, осуществляет в установленном законодательством порядке владение и распоряжение данными акциями, передает их в управление республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, в доверительное управление юридическим и физическим лицам, осуществляет контроль за управлением данными акциями; обеспечивает участие Республики Беларусь в управлении открытыми акционерными обществами, иными хозяйственными обществами, доли в уставном фонде (акции) которых принадлежат Республике Беларусь, выполняет ряд других функций.

Государственную политику в финансовой сфере проводит Министерство Финансов, которое в соответствии с Положением 26 осуществляет такие функции как, например, функции финансового агента и посредника в отношениях Республики Беларусь с международными финансовыми и банковскими организациями, членами которых является Республика Беларусь; организует учет и осуществление операций по управлению внутренним и внешним государственным долгом Республики Беларусь и его обслуживанию, учет и осуществление операций по гарантиям Правительства Республики Беларусь, проводит регистрацию внешних государственных займов, заключает договоры с пользователями средств по внешним государственным займам, банками и гарантами (поручителями) о порядке расчетов за указанные средства; функции государственного заказчика на поставку драгоценных металлов и драгоценных камней для государственных нужд и выполнение подрядных работ (услуг) по производству драгоценных металлов из ценностей фонда переработки Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, осуществляет контроль за выполнением государственного заказа.

Наряду с изложенным порядком участия государства в гражданских отношениях в ГК предусмотрен и иной правовой механизм такого участи через институт специально уполномоченных лиц (п.3 ст.125 ГК).

Участие государства в управлении акционерными обществами и иными юридическими лицами, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь посредством участия представителя (представителей) государства, осуществляется в соответствии с Положением о представителе государства в органах управления акционерных обществ и иных юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1998 г. №2031 27 . Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 г. №125 «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами», установлено, что в случае невыплаты в полном объеме заработной платы работникам хозяйственного общества в течение трех месяцев подряд, неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса хозяйственного общества в течение шести месяцев, а также для защиты прав и свобод граждан, обеспечения обороны и безопасности государства, соблюдения его экономических интересов, в хозяйственных обществах, независимо от наличия доли государства в их уставных фондах на дату принятия решения о ее введении, может вводиться «золотая акция». «Золотая акция» реализуется через представителя государства, назначаемого в органы управления хозяйственного общества не позднее, чем в трехдневный срок со дня принятия решения о введении такого особого права государства 28 .

Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое может находиться только в республиканской или коммунальной собственности.

Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами, например, в отношении казенных предприятий.

Республика Беларусь не отвечает по обязательствам административно-территориальных единиц за исключением случаев, когда Республика Беларусь приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно-территориальной единицы. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Республики Беларусь.

Участником гражданских правоотношений, наряду с юридическими и физическими лицами, выступает государство, т.е. Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы. Государство вступает в гражданские правоотношения на началах равенства с физическими и юридическими лицами. Государство обладает гражданской правоспособностью и дееспособностью. Оно само определяет содержание и объем принадлежащей ему и его административно-территориальным образованиям правоспособности. От имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в гражданско-правовых отношениях выступают соответствующие органы государства.
Гражданская правоспособность и дееспособность государства имеет свои специфические черты: 1) государству принадлежат такие гражданские права, которыми не может обладать ни один субъект, кроме самого государства. Например, только оно вправе выпускать государственные займы; 2) государство, в отличие от других субъектов гражданского права, само определяет условия и объем своей ответственности, как участника гражданских правоотношений (законы, издаваемые государством, обязательны и для самого государства); 3) для государства не существует ограничений по линии правоспособности и дееспособности, установленные законом применительно к другим субъектам гражданского права. Поэтому государство – особый субъект гражданского права.
Кроме указанных специфических черт можно выделить и такие особенности как: 1) государство приобретает право собственности на имущество, взысканное в доход государства в виде санкций, а также на имущество, изъятое на основании акта о конфискации; 2) в установленном законом порядке становится собственником кладов, культурных ценностей, бесхозного имущества; 3) в пользу государства взыскивается ущерб, причиненный лесонарушениями, незаконной охотой и рыбной ловлей.
Государство, реализуя свою гражданскую правоспособность, выступает в качестве субъекта права собственности на государственное имущество, находящееся за границей (например, здания дипломатических представительств).

Субъектами гражданского права наряду с физическими и юридическими лицами признаются Республика Беларусь (государство) и административно-территориальные единицы Республики Беларусь (ст.1, 124 ГК). По своей природе последние являются публично-правовыми образованиями, наделенными властными полномочиями, что накладывает несомненный отпечаток на правовой режим их участия в гражданском обороте и позволяет характеризовать как особые субъекты гражданского права.

Особенности правового положения государства обусловлены тем, что Республика Беларусь есть суверенное государство, которое, решая общенациональные, публичные задачи, определяет правопорядок в целом. Государственные органы, выступая от имени Республики Беларусь, издают акты законодательства, которыми должны руководствоваться все субъекты, и административные акты, могущие являться, в том числе, и основаниями возникновения, изменения или прекращения гражданско-правовых отношений. Иначе говоря, государство в нормативном порядке регулирует имущественные и иные гражданско-правовые отношения, определяет правосубъектность участников гражданского оборота (в том числе и в отношении себя). Властными полномочиями обладают также и административно-территориальные единицы, что вытекает из ст.120-122 Конституции Республики Беларусь. От властных полномочий государства и административно-территориальных единиц сложно абстрагироваться даже тогда, когда они непосредственно вступают в гражданско-правовые отношения, основанные на независимости и равноправии субъектов, их свободной воли и неприкосновенности собственности. Учитывая эти особые качества Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, в ст.124 ГК специально закреплено, что они участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений, а соответственно, не могут использовать свои властные полномочия при осуществлении гражданской правосубъектности. Вступая в гражданско-правовые отношения государство, административно-территориальные единицы не пользуются преимуществами и имеют те же права и обязанности, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений. При нарушении гражданских прав и неисполнении обязанностей к ним на общих основаниях применяются обычные гражданско-правовые санкции, в том числе меры гражданско-правовой ответственности.

2. Правосубъектность государства, как и иных субъектов гражданского права, определяется право- и дееспособностью.

Сущность правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц определяется тем, что они участвуют в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в публичных интересах, интересах народа.

По вопросу о характере правоспособности государства и административно-территориальных единиц единства мнений нет. Можно выделить две основные точки зрения, исходя из общепринятого в науке гражданского права деления правоспособности на общую и специальную. Одни авторы, придерживающиеся мнения об общей (универсальной) правоспособности государства, объясняют свою позицию прежде всего широтой тех задач, которые стоят перед государством, а также тем, что носителем определенных гражданских прав и обязанностей может быть только государство. Другие исследователи, трактуя гражданскую правоспособность рассматриваемых субъектов как специальную, подчеркивают, что, во-первых, органы государства и административно-территориальных единиц имеют право делать только то, что им прямо разрешено, т.е. государство имеет лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законодательно, и, во-вторых, то, что сама правовая природа государства и административно-территориальных единиц не позволяет им приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности (например, государство не может передавать имущество по наследству). Иначе говоря, публично-правовые образования могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

3. К Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов. На этом основании А.А.Иванов приходит к заключению, что государство приравнено к юридическому лицу, хотя и не названо таковым. Идея "государство–юридическое лицо" и ранее имела место в юридической литературе. Подобные утверждения основаны на том, что государство представляет собой разновидность коллективных гражданско-правовых субъектов, каковыми являются и юридические лица, а соответственно, обладает всеми признаками, которые являются необходимыми для коллективных образований как субъектов гражданского права. Распространение же на государство норм о юридических лицах подтверждает тождественность их гражданской правосубъектности. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы действительно обладают всеми признаками, необходимыми для юридических лиц. Однако, обладая признаками общими для других гражданско-правовых субъектов, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы обладают индивидуальными, только им присущими признаками, поэтому и правовой режим, законодательно установленный для них, в одних случаях отражает черты, общие для коллективных субъектов гражданского права (п.2 ст.124 ГК), а в других – специфические черты исследуемых субъектов. Многие нормы, определяющие правосубъектность юридических лиц, неприменимы к таким субъектам, как Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, в частности, нормы о порядке образования и прекращения юридических лиц, об имущественной ответственности юридических лиц по своим обязательствам и др. Одновременно с этим рядом субъективных гражданских прав могут обладать только государство или административно-территориальная единица (например, правом на приобретение в собственность имущества, не имеющего наследников).

Таким образом, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы являются самостоятельными субъектами гражданского права с присущей им спецификой, вытекающей из особого статуса названных субъектов, определенного Конституцией Республики Беларусь.

1. Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте осуществляется путем вступления в оборот государственных органов, действующих при этом как представители государства. Наличие или отсутствие прав юридического лица у органа выступающего от имени государства значения не имеет, важна направленность совершаемых государственным органом действий и соответственно правовая природа отношения, субъектом которого выступает Республика Беларусь или административно-территориальная единица. Так, Правительство Республики Беларусь, не являясь юридическим лицом, выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь (ст.107 Конституции Республики Беларусь). Согласно ст.125 ГК в отношениях, регулируемых гражданским законодательством от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, могут выступать государственные органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Органы, через которые государство и административно-территориальные единицы реализуют свою гражданскую правоспособность, весьма разнообразны. На республиканском уровне от имени государства могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, в частности, Президент, Правительство, министерства, государственные комитеты и другие органы. От имени административно-территориальных единиц своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного управления и самоуправления, действующие в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус соответствующих органов.

Государство может считаться непосредственно участвующим в гражданском обороте лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от его имени. Чаще всего в гражданско-правовых отношениях от имени государства участвуют в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом и финансами. Широкий круг полномочий по участию в гражданско-правовых отношениях предоставляет органам местного управления и самоуправления, действующим от имени административно-территориальных единиц. Наряду с изложенным порядком участия государства и административно-территориальных единиц в гражданских правоотношениях в ГК предусмотрен и иной правовой механизм такого участия через институт специально уполномоченных лиц. В соответствии с п.3 ст.125 ГК от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц по их специальному поручению в гражданском обороте могут выступать государственные органы, органы местного управления, а также юридические лица и граждане. В таких случаях выступление от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц может опираться на специальный нормативный правовой акт, регламентирующий такую возможность.

2. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы непосредственно участвуют в гражданском обороте реже, чем созданные ими государственные юридические лица. Однако это не исключает значительного разнообразия гражданских правоотношений, в которых принимает участие непосредственно государство. Среди гражданско-правовых отношений, участниками которых является Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, важнейшее место занимают отношения собственности. Государственная собственность является основой участия государства и административно-территориальных единиц как субъектов гражданского права в имущественном обороте.

Как собственники своего имущества, государственные образования Республика Беларусь и административно-территориальные единицы - обособлены и независимы друг от друга и самостоятельно выступают в гражданском обороте. В этом смысле они обособлены и от созданных ими республиканских и коммунальных юридических лиц, самостоятельно выступающих в гражданском обороте от своего имени. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы непосредственно владеют, пользуются и распоряжаются только своей казной, из состава которой исключено имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами.

3. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы выступают в качестве субъектов гражданского права и в обязательственных отношениях.

Названные субъекты выступают стороной в сделке всякий раз, когда сделка совершается уполномоченными органами от имени республики или административно-территориальной единицы. В первую очередь речь идет о сделках, совершаемых при реализации полномочия распоряжения государственной собственностью. Как участник сделки государство выступает при выпуске различных государственных ценных бумаг. Государству принадлежит и исключительное право на осуществление лотерейной деятельности, которая в установленном порядке осуществляется республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, государственными юридическими лицами. Участие государства в гражданских правоотношениях прямо предусмотрено в ряде статей ГК. Согласно п.2 ст.234 ГК в государственную собственность передаются вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, обнаруженные в виде клада. Государство является субъектом права собственности на реквизируемое (ст.243 ГК), конфискуемое (ст.244 ГК), национализируемое имущество (ст.245 ГК). Государство может стать стороной в сделке купли-продажи при выкупе им зданий, сооружений и другого недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, изымаемом для государственных нужд или нужд административно-территориальных единиц либо ввиду ненадлежащего использования земли, на которой находится названная недвижимость (ст.240 ГК), а также в случае выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством (ст.241 ГК). В соответствии со ст.239 ГК Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы по решению суда могут стать собственниками имущества, которое по закону не может принадлежать лицу, у которого оно оказалось, а административно-территориальные единицы также собственниками безхозяйной недвижимой вещи (ст.226 ГК). К административно-территориальным единицам в собственность переходит и имущество, признанное судом выморочным (ст.1039 ГК).

При определенных условиях в собственность государства может перейти имущество, переданное по недействительной сделке (см. гл.12).

Поскольку государство и административно-территориальные единицы обладают вещными правами на определенное имущество, они могут использовать предусмотренные законом средства для защиты этих прав при их нарушении. Примером может служить предъявление финансовыми органами от имени государства исков, адресованных лицам, которые повредили или уничтожили имущество, находившееся в республиканской или коммунальной собственности.

Государство может являться субъектом наследственного права. Республика Беларусь, административно-территориальные единицы, наряду с иными субъектами гражданского права, могут быть наследниками по завещанию. В случаях, когда имущество завещано государству как таковому, наследником признается Республика Беларусь.

4. Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам государства, а последнее не несет ответственности по обязательствам административно-территориальных единиц, за исключением тех случаев, когда Республика Беларусь приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно-территориальной единицы либо она приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Республики Беларусь. В таком случае названные государственные образования оказываются сторонами в договоре гарантии (поручительства) и несут соответствующую ответственность.

По общему правилу государство не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц. Однако на Республику Беларусь, административно-территориальные единицы как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников (ст.52 ГК). Точно также на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в их распоряжении денежных средств (п.2 ст.120 ГК). Республика Беларусь, кроме того, несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п.5 ст.115 ГК).

Признание государства субъектом ответственности предусмотрено в ст.15 ГК. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, органов местного управления и самоуправления (их должностных лиц), в том числе путем издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа управления и местного самоуправления, подлежат возмещению Республикой Беларусь или соответствующим административно-территориальным образованием. Применительно к деликтной ответственности это общее положение получило развитие в ст.938 ГК, согласно которой вред, причиненный в результате таких действий, возмещается соответственно за счет казны Республики Беларусь или административно-территориальной единицы. Как субъект ответственности за причинение вреда государство отвечает и за вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, предусмотренными в ст.939 ГК, независимо от их вины. ГК закрепляет и еще один случай ответственности государства. При принятии закона о национализации убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, возмещаются государством (ст.245 ГК).

Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам имуществом, принадлежащим им на праве собственности, кроме имущества, которое может находиться только в республиканской или коммунальной собственности (п.1 ст.126 ГК).

5. В соответствии с действующим законодательством участниками гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеэкономической деятельности могут быть любые субъекты гражданского права, в том числе Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Государство становится участником внешнеэкономической сделки в случаях заключения сделок от его имени в порядке, предусмотренном ст.125 ГК, то есть когда от имени государства такие сделки совершаются соответствующим органом в пределах его компетенции либо с использованием института специально уполномоченных лиц. Поэтому при совершении внешнеэкономической сделки, например, казенным предприятием Республика Беларусь не становится участником внешнеэкономического оборота. От имени государства во внешнем обороте могут выступать различные органы. Обычно от имени государства во внешнеэкономической деятельности выступает Министерство иностранных дел и подведомственные ему торговые представительства Республики Беларусь, находящиеся за границей.

Правосубъектность Республики Беларусь и административно-территориальных единиц.

Участниками общественных отношений, регулируемых гражданским правом, наряду с физическими и юридичес­кими лицами выступает государство, то есть Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.

Это особые субъекты права, поскольку от их имени при­обретают и осуществляют имущественные и личные не­имущественные права, обязанности и несут ответствен­ность соответственно государственные органы и органы местного управления и самоуправления, обладающие вла­стными полномочиями, создающие правовые нормы, ре­гулирующие различные сферы общественных отношений, в том числе отношения гражданского оборота и участников гражданских правоотношений.

Сущность правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц определяется тем, что они участвуют в гражданском обороте в публич­ных интересах, интересах народа и сами определяют со­держание и объем принадлежащей им правоспособности.

Участие Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в гражданских правоотношениях.

Республика Беларусь и административно-территориаль­ные единицы наряду с физическими и юридическими ли­цами являются участниками гражданских правоотношений.

От имени Республики Беларусь и административно-тер­риториальных единиц выступают государственные орга­ны, действующие в рамках их компетенции, установлен­ной актами, определяющими статус этих органов, либо специально уполномоченные лица (Положение о предста­вителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых при­надлежат Республике Беларусь либо административно-тер­риториальным единицам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2008 г. № 694 в ред. от 08.06.2011 г.).

Республика Беларусь и административно-территориаль­ные единицы являются субъектами:

• обязательственных правоотношений (осуществляют кредитование и финансирование, эмиссию государствен­ных ценных бумаг, заключают сделки по распоряжению объектами государственной собственности);

• внешнеэкономической деятельности (от имени госу­дарства во внешнеэкономической деятельности выступает Министерство иностранных дел и подведомственные ему торговые представительства Республики Беларусь, нахо­дящиеся за границей).

Государство как субъект гражданско-правовой ответственности. Республика Беларусь и административно-территориаль­ные единицы несут самостоятельную имущественную от­ветственность по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом (за исключением того имущества, которое может находиться только в госу­дарственной собственности).

Административно-территориальные единицы не отве­чают по обязательствам Республики Беларусь, а Респуб­лика Беларусь не отвечает по обязательствам администра­тивно- территориальных единиц, за исключением случаев, когда Республика Беларусь или административно-терри­ториальные единицы приняли на себя гарантию (поручи­тельство) по обязательствам в отношении друг друга.

По общему правилу Республика Беларусь и админист­ративно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц. Однако возла­гается субсидиарная ответственность на Республику Беларусь:

• по обязательствам республиканского унитарного пред­приятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия), при недостаточности его иму­щества (ст. 115 ГК); ,

• по обязательствам государственных учреждений при недостатке находящихся в их распоряжении денежных-средств (ст. 120 ГК);

• по обязательствам республиканского или коммуналь­ного унитарных предприятий, основанных на праве хо­зяйственного ведения, в случаях экономической несосто­ятельности (банкротства), если экономическая несостоя­тельность (банкротство) этих предприятий вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей или собственников (ст. 52 ГК).

Признание государства субъектом ответственности предусмотрено ст. 15 ГК. Согласно данной статье убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государст­венных органов или должностных лиц этих органов, орга­нов местного управления и самоуправления или должно­стных лиц этих органов, в том числе издания не соответ­ствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, под­лежат возмещению Республикой Беларусь или соответст­вующей административно-территориальной единицей в порядке, предусмотренном законодательством, за счет каз­ны Республики Беларусь или казны административно-тер­риториальной единицы (см. также специальные нормы данной ответственности, помещенные в ст.ст. 938, 940 ГК).

Вред, причиненный гражданину незаконными дейст­виями органов дознания, предварительного следствия, про­куратуры и суда, предусмотренными ст. 939 ГК, возмеща­ется независимо от вины должностных лиц в полном объ­еме за счет казны Республики Беларусь или казны адми­нистративно-территориальной единицы (вина судьи за вред, причиненный при осуществлении правосудия, должна быть установлена приговором суда, вступившим в силу).

2. Договор аренды (общие положения). Виды.

Договор аренды (имущественного найма) - это соглашение, в силу которого одна сторона — арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне — арендатору (нанима­телю) имущество за плату во временное владение и пользова­ние или во временное владение (ст. 577 ГК).

По своей правовой природе договор аренды консенсуальный, двусторонний, возмездный.

В ГК выделяются следующие виды договора аренды: прокат, аренда транспортных средств, аренда зданий, сооружений, аренда предприятий, финансовая аренда (лизинг).

Сторонами договора аренды являются арендодатель и арен­датор. Ими могут быть физические, юридические лица, Рес­публика Беларусь и административно-территориальные еди­ницы. Арендодателями могут быть собственники имущества либо уполномоченные лица.

Предметом договора аренды является имущество, признан­ное в соответствии с законодательством объектом аренды и передаваемое арендодателем арендатору. Предметом аренды могут быть только индивидуально-определенные непотребля­емые вещи. В ГК дан примерный перечень объектов, которые могут быть предметом договора аренды. Ими могут быть зе­мельные участки и другие природные объекты, предприятия и иные имущественные комплексы, здания, сооружения, транс­портные средства и другие непотребляемые вещи. Законода­тельными актами могут устанавливаться виды имущества, сда­ча которых в аренду не допускается или ограничивается.

Форма договора аренды зависит от субъектного состава до­говора, предмета договора, его срока. Договор аренды на срок более 1 года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, - независимо от срока должен быть заклю­чен в письменной форме.

Договоры аренды, субаренды недвижимого имущества, без­возмездного пользования недвижимым имуществом независи­мо от срока аренды, субаренды, безвозмездного пользования, об изменении или расторжении этих договоров, а также права на недвижимое имущество, возникающие в связи с заключени­ем данных договоров, не подлежат государственной регистра­ции. Указанные договоры считаются заключенными со дня их подписания сторонами (п. 1.2 Декрета Президента Республики Беларусь от 19.12.2008 г. № 24 (в ред. от 30.08.2011 г.)).

Цена договора определяется соглашением сторон и не от­носится к существенным условиям договора. Исключение со­ставляет договор аренды здания и сооружения, существенным условием которого является цена (арендная плата).

Арендная плата может устанавливаться в виде:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых пе­риодически или единовременно;

2) установленной доли полученных в результате использова­ния арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

3) предоставления арендатором определенных услуг;

4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

5) возложения на арендатора обусловленных договором за­трат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочета­ние указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды, если иное не установлено законодательством.:

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, пре­дусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

Срок договора аренды не относится к существенным усло­виям договора. Если срок в договоре не определен, договор считается заключенным на неопределенный срок. Каждая из сторон вправе отказаться от договора в любое время, предупре­див об этом другую сторону за 1 месяц, а при аренде недвижи­мости - за 3 месяца. Законодательством могут устанавливаться максимальные сроки по отдельным видам договора аренды, а также по отдельным видам имущества (например, срок аренды земельных участков не может превышать 99 лет).

Договоры аренды, субаренды капитальных строений (зда­ний, сооружений), изолированных помещений, машино-мест заключаются в порядке, предусмотренном законодательством, в том числе с учетом требований Декрета Президента Респуб­лики Беларусь от 19.12.2008 г. № 24 (в ред. от 30.08.2011 г.) на срок не менее трех лет. Заключение таких договоров на срок менее трех лет допускается тольке с согласия арендаторов.

Права и обязанности:

Арендодатель по договору аренды обязан:

•предоставить арендатору имущество в состоянии, соот­ветствующем требованиям законодательства и условиям дого­вора аренды, а также назначению такого имущества вместе со всеми документами и принадлежностями имущества;

• нести ответственность за недостатки сданного в аренду имущества, если эти недостатки не позволяют полностью или частично пользоваться имуществом. Арендодатель не несет от­ветственности за недостатки, если они: оговорены в договоре; были заранее известны арендатору или если эти недостатки сам арендатор должен был обнаружить при передаче имущества;

-предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сда­ваемое в аренду имущество. Если арендодатель не исполнил

эту обязанность, то арендатор вправе по своему выбору требо­вать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков;

-производить за свой счет капитальный ремонт, если дан­ная обязанность возложена на него по договору или в соот­ветствии с законодательством. Капитальный ремонт должен производиться в договорный либо разумный срок, если вызван неотложной необходимостью.

-своевременно вносить арендную плату в установленном размере, в порядке и сроки, определенные договором. Если они в договоре не определены, то плата вносится в порядке, на условиях и в сроки, которые обычно применяются при аренде такого имущества;

-пользоваться имуществом в соответствии с условиями до­говора и назначением имущества;

-поддерживать имущество в исправном состоянии, произ­водить текущий ремонт, нести расходы;

-при прекращении договора вернуть имущество в том же состоянии. Если имущество не возвращено или возвращено с просрочкой, то арендодатель вправе получить арендную плату за это время.

Договор аренды является двусторонним. Обязанностям одной стороны корреспондируют соответствующие права другой стороны.

Прекращение договора аренды.

Договор аренды прекращается:

-с истечением срока договора (в тех случаях, когда арен­додатель потребует возврата имущества или арендатор сам его возвратит);

-в случае гибели предмета аренды.

В одностороннем порядке договор может быть расторгнут по требованию арендодателя, когда арендатор:

-пользуется имуществом с существенным нарушением ус­ловий договора или назначения имущества либо с неоднократ­ными нарушениями;

-существенно ухудшает имущество;

-более 2 раз подряд по истечении установленного догово­ром срока платежа не вносит арендную плату;

-не производит капитального ремонта имущества в уста новленные договором сроки, а при отсутствии их в догово­ре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законодательством или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора. В одностороннем порядке договор может быть расторгнут по требованию арендатора, когда: арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имущес­твом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;

-переданное имущество имеет недостатки, препятствую­щие пользованию, не оговоренные при заключении договора;

арендодатель не производит капитальный ремонт иму­щества в установленные договором сроки в тех случаях, когда , капитальный ремонт имущества является его обязанностью по договору.

1. Субъектами гражданского права наряду с физическими и юридическими лицами признаются Республика Беларусь (государство) и административно-территориальные единицы Республики Беларусь (ст.1, 124 ГК). По своей природе последние являются публично-правовыми образованиями, наделенными властными полномочиями, что накладывает несомненный отпечаток на правовой режим их участия в гражданском обороте и позволяет характеризовать как особые субъекты гражданского права.

Особенности правового положения государства обусловлены тем, что Республика Беларусь есть суверенное государство, которое, решая общенациональные, публичные задачи, определяет правопорядок в целом. Государственные органы, выступая от имени Республики Беларусь, издают акты законодательства, которыми должны руководствоваться все субъекты, и административные акты, могущие являться, в том числе, и основаниями возникновения, изменения или прекращения гражданско-правовых отношений. Иначе говоря, государство в нормативном порядке регулирует имущественные и иные гражданско-правовые отношения, определяет правосубъектность участников гражданского оборота (в том числе и в отношении себя). Властными полномочиями обладают также и административно-территориальные единицы, что вытекает из ст.120-122 Конституции Республики Беларусь. От властных полномочий государства и административно-территориальных единиц сложно абстрагироваться даже тогда, когда они непосредственно вступают в гражданско-правовые отношения, основанные на независимости и равноправии субъектов, их свободной воли и неприкосновенности собственности. Учитывая эти особые качества Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, в ст.124 ГК специально закреплено, что они участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений, а соответственно, не могут использовать свои властные полномочия при осуществлении гражданской правосубъектности. Вступая в гражданско-правовые отношения государство, административно-территориальные единицы не пользуются преимуществами и имеют те же права и обязанности, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений. При нарушении гражданских прав и неисполнении обязанностей к ним на общих основаниях применяются обычные гражданско-правовые санкции, в том числе меры гражданско-правовой ответственности.

2. Правосубъектность государства, как и иных субъектов гражданского права, определяется право- и дееспособностью.

Сущность правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц определяется тем, что они участвуют в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в публичных интересах, интересах народа.

По вопросу о характере правоспособности государства и административно-территориальных единиц единства мнений нет. Можно выделить две основные точки зрения, исходя из общепринятого в науке гражданского права деления правоспособности на общую и специальную. Одни авторы, придерживающиеся мнения об общей (универсальной) правоспособности государства, объясняют свою позицию прежде всего широтой тех задач, которые стоят перед государством, а также тем, что носителем определенных гражданских прав и обязанностей может быть только государство[332]. Другие исследователи[333], трактуя гражданскую правоспособность рассматриваемых субъектов как специальную, подчеркивают, что, во-первых, органы государства и административно-территориальных единиц имеют право делать только то, что им прямо разрешено, т.е. государство имеет лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законодательно, и, во-вторых, то, что сама правовая природа государства и административно-территориальных единиц не позволяет им приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности (например, государство не может передавать имущество по наследству). Иначе говоря, публично-правовые образования могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам[334].

3. К Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов. На этом основании А.А.Иванов приходит к заключению, что государство приравнено к юридическому лицу, хотя и не названо таковым.[335] Идея "государство–юридическое лицо" и ранее имела место в юридической литературе.[336] Подобные утверждения основаны на том, что государство представляет собой разновидность коллективных гражданско-правовых субъектов, каковыми являются и юридические лица, а соответственно, обладает всеми признаками, которые являются необходимыми для коллективных образований как субъектов гражданского права. Распространение же на государство норм о юридических лицах подтверждает тождественность их гражданской правосубъектности. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы действительно обладают всеми признаками, необходимыми для юридических лиц. Однако, обладая признаками общими для других гражданско-правовых субъектов, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы обладают индивидуальными, только им присущими признаками, поэтому и правовой режим, законодательно установленный для них, в одних случаях отражает черты, общие для коллективных субъектов гражданского права (п.2 ст.124 ГК), а в других – специфические черты исследуемых субъектов. Многие нормы, определяющие правосубъектность юридических лиц, неприменимы к таким субъектам, как Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, в частности, нормы о порядке образования и прекращения юридических лиц, об имущественной ответственности юридических лиц по своим обязательствам и др. Одновременно с этим рядом субъективных гражданских прав могут обладать только государство или административно-территориальная единица (например, правом на приобретение в собственность имущества, не имеющего наследников).

Таким образом, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы являются самостоятельными субъектами гражданского права с присущей им спецификой, вытекающей из особого статуса названных субъектов, определенного Конституцией Республики Беларусь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: