Кому принадлежат данные в цифровых платформах гражданам государству бизнесу оператору платформы

Обновлено: 05.05.2024

В России могут обязать бизнес на безвозмездной основе передавать государству информацию о гражданах без обезличивания. По запросу Минцифры операторы данных должны будут передавать их в специальную систему. Данные буду обезличены уже после их передачи. При этом не требуется получать согласие человека. Доступ к информации получат другие ведомства и российские разработчики ИИ. Бизнес негативно относится к такой схеме, а эксперты указывают на ее рискованность.

Ничего личного

Минцифры предложило передавать государству персональную информацию о гражданах без обезличивания. При этом согласие человека не потребуется. Такое предложение было разработано и включено министерством в новый вариант законопроекта, регулирующего оборот данных. Об этом пишет «Коммерсант».

Документ предполагает, что по запросу министерства бизнес будет бесплатно передавать в государственную информационную систему (ГИС) уполномоченного органа данные. Он обязан будет их обезличить и сформировать на их основе дата-сеты. После обезличивания доступ к данным получат другие ведомства и российские разработчики систем искусственного интеллекта (ИИ).

Предполагается, что состав данных и цели их использования определит Правительство. Извлекать исходные данные, по замыслу Минцифры, госорганы и российские разработчики не смогут. В министерстве «Коммерсанту» комментарий не предоставили.

Идею не поддержали

По мнению президента Ассоциации больших данных Анны Серебряниковой, в нынешнем виде законопроект не будет способствовать развитию рынка данных в России. «Напротив, инициатива в предложенной редакции лишит бизнес стимула развивать проекты в области аналитики данных и искусственного интеллекта, так как направлена фактически на монополизацию рынка данных», — отмечает она.

obezlichennye_dannye.jpg

О негативных последствиях для развития рынка больших данных высказались и в «Вымпелкоме» (юрлицо «Билайна»). «Обязанность передавать результаты интеллектуальной деятельности в адрес ГИС негативно скажется на развитии направления больших данных, и не будет стимулировать компании к внедрению передовых инновационных решений в этой области», — считают там.

Помимо этого, эксперты говорят о рисках безопасности в новом варианте законопроекта. Необходимо разработать режим обезличивания, позволяющий соблюсти баланс интересов разработчиков и защищенности личной информации, подчеркнул глава Института исследований интернета Карен Казарян. По его словам, без полноценного обезличивания данных перед передачей их сторонней организации этого невозможно гарантировать.

Эксперт отмечает, что даже обезличивание данных не гарантирует анонимизации. Например, при обогащении имеющихся данных другими есть риск деанонимизации. «Поэтому при каждом объединении различных баз данных необходимо заново проводить оценку рисков возможного деобезличивания», — говорит он.


Инициатива Минцифры отступает от целей регулирования персональных данных — защиты и неприкосновенности частной жизни, полагает зампред комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Савельев.

«Если и рассматривать персональные данные как экономический актив, то его предоставление другим участникам оборота ("пользователям") должно сопровождаться адекватной компенсацией, учитывая, что оператор несет затраты на сбор и обработку данных», — подчеркивает Савельев.

Эволюция законопроекта

Законопроект об обезличивании данных был принят в первом чтении в марте 2021 г. В соответствии с ним, обезличивание данных могло происходить только с согласия гражданина, а бизнес мог затем их свободно использовать.

Минцифры трижды вносило доработанный ко второму чтению законопроект. Третья версия была одобрена, она включала требование для бизнеса передавать уже обезличенные данные государству, которое будет их использовать для развития технологии ИИ.

К 2024 г. россияне будут совсем иначе взаимодействовать с государством: все данные о них будут храниться в специальном реестре, поэтому людям не придется обращаться за оформлением услуг – они будут проактивны, делится планами по цифровизации государственного управления в разговоре с «Ведомости&» заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве России и руководитель Центра компетенций по цифровому госуправлению Михаил Прядильников.

Что значит проактивно? Например, когда придет время замены документа, реестр автоматически запустит процедуру выдачи нового. Пользователю нужно будет только прийти, поставить подпись и его забрать. Любую услугу можно будет получить в цифровом виде, людям не придется посещать госучреждения без особой необходимости. Использование потенциала перевода госуслуг в цифровой вид может высвободить до $1 трлн в год по всему миру, утверждают аналитики McKinsey в статье «Цифровой государственный сектор: задача на триллион долларов».

Общение граждан и государства стало похожим на взаимодействие пользователей с приложениями в телефоне не вчера. Россия уже несколько лет один из заметных игроков в области государственных сервисов, доступных гражданам онлайн. В 2018 г. Россия заняла 32-е место из 193 возможных в индексе развития eGovernment (электронных госуслуг) ООН, поднявшись за два года на 3 строчки. Лидерами этого рэнкинга в прошлом году стали Дания, Австралия и Южная Корея.

Суперсервисами называются

комплексные госуслуги гражданам или бизнесу, которые требуют одновременного участия сразу нескольких ведомств. Сами же услуги сгруппированы по типичным жизненным ситуациям (например, рождение ребенка или получение разрешения на строительство).

В 2018 г. Россия также вошла в десятку стран, где граждане наиболее часто используют госуслуги в цифровом виде, по результатам опроса Boston Consulting Group. Опрос 14 500 человек в 30 странах показал, что в России 47% респондентов пользуются цифровыми государственными сервисами хотя бы раз в неделю, из них 11% опрошенных – раз в день и чаще. Причем доля россиян, использующих цифровые сервисы государства, за последние два года выросла на 42% – это 3-й показатель в мире по темпам роста после Австралии и Швеции. В среднем за последние два года россияне пользовались 9 цифровыми сервисами государства каждую неделю.

Несмотря на высокие позиции в международных рейтингах, цифровизация госуправления должна стать еще более результативной. В конце ноября премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил дорожную карту по созданию цифровой платформы госуправления до 2024 г., на основе которой будет создан план работ для ведомств, писал «Коммерсантъ». Работа по этому плану начнется уже в 2020 г., когда должны быть запущены конкретные пилоты с ведомствами по разработке цифровых сервисов (суперсервисов).

Эта дорожная карта предлагает полностью изменить подход к цифровизации государства: вместо автоматизации регламентов все процессы изначально должны быть цифровыми. Это должно упростить взаимодействие ведомств, а затем и пользовательский опыт общения с государством.

В процессе реализации карты часть существующих сегодня услуг, вероятно, получится вовсе устранить – например, справки некоторых ведомств, нужные лишь для предоставления их в другое ведомство, надеется Прядильников (он один из архитекторов нынешней концепции цифровизации госуправления). Цель стратегии – ведомства и взаимодействие с ними должны стать незаметными для граждан и бизнеса, полагает он.

Тиражировать московский опыт

Еще выше в международных рейтингах по цифровизации госуслуг российская столица. В 2018 г. ООН поставила Москву на 1-е место в мире по качеству и доступности госуслуг. ООН проводила многосоставный анализ, состоящий из 60 индикаторов, учитывая, например, технологичность, доступность информации, наличие госуслуг и вовлечение граждан в использование цифровых услуг. Оценка мировых столиц проводилась впервые. Москва обошла Кейптаун, Таллин, Лондон, Сеул и Нью-Йорк. Есть планы тиражировать московский опыт на всю страну, говорит Прядильников. Заложенная модель взаимодействия органов власти предусматривает возможность организовать обмен данными не только между федеральными ведомствами, но и между федеральными и региональными с той же легкостью – протоколы и принципы организации взаимодействия должны быть схожи. Многие решения из успешной московской практики госуправления уже перенесены на федеральный уровень, и вскоре планируется внедрять такие решения в других регионах.

более 340

Источник: департамент информационных технологий

У Москвы есть опыт управления в сфере IТ, который пришел от международных коллег, но на примере Москвы отработан и может лечь в основу системы управления цифровой трансформацией госуправления. Наконец, Москва демонстрирует высокие результаты в части сбора, анализа и реагирования на обратную связь от граждан и их вовлечения в процессы управления через приложение «Активный гражданин», перечисляет Прядильников.

На федеральном уровне

На федеральном уровне с 2009 г. работает портал госуслуг. Через него государство оказывает значительную часть госуслуг. Государственный заказчик и владелец портала – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, оператором выступает «Ростелеком». Чаще всего россияне пользуются на нем сервисами для записи к врачу и в детский сад, получения информации о пенсионных накоплениях, регистрации автотранспортных средств, подачи заявления на сдачу экзамена в Госавтоинспекцию и получения водительского удостоверения.

Стратегия для цифрового государства

Высокие позиции в международных рейтингах, конечно, не основная цель в цифровизации госуправления. Например, ООН пишет, что цифровизация способна существенно повысить эффективность оказания государственных услуг. Особенно это актуально для развивающихся стран, где значительная часть людей живет вне крупных городов и государству сложно до них «дотянуться» (например, в удаленном населенном пункте нет ни почты, ни отделения МФЦ). Кроме того, цифровизация способна снизить коррупционную составляющую.

«Сверхцель цифровизации государственного управления – минимизировать временные издержки в экономике, связанные с проникновением государства в жизнь граждан и организаций», – отмечал в корпоративном издании Борис Глазков, вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» (компания с 2009 г. поддерживает и развивает портал госуслуг). Максимального эффекта можно достичь только благодаря максимальной прозрачности, предупреждает он: дать государству доступ к банковскому аккаунту, превратить учетную запись на портале госуслуг в целый цифровой профиль, чтобы государство могло проактивно реагировать на возникшие жизненные ситуации. «Если вы владеете бизнесом, дайте государству доступ в ERP-систему, чтобы не сдавать отчетность, и подключите сенсоры к станкам для дистанционного контроля. В результате государство начнет само справляться с учетами, не используя время граждан и компаний, и тогда они, возможно, просто перестанут замечать его вмешательство», – считает Глазков.

Воспользоваться первым суперсервисом –

оформлением европротокола при ДТП онлайн – можно, скачав приложение «Помощник ОСАГО». Оба участника аварии должны иметь учетную запись на «Госуслугах», с ее помощью они авторизуются в приложении. Там нужно указать номера полисов (приложение проверит их наличие) и описать весь ущерб, после чего получить форму извещения о ДТП. Если форма подписана обоими участниками, она передается в базу Российского союза автостраховщиков, а в мобильном приложении появляется уведомление об успешном завершении оформления ДТП и его уникальный номер. С этим номером можно обратиться в ГИБДД.

Добиться бесшовности в оказании госуслуг невозможно без цифровизации взаимодействия ведомств друг с другом. Именно поэтому в дорожную карту по цифровизации госуслуг, утвержденную Медведевым, легли требования к информационным системам. Ведомства должны взаимодействовать по единым стандартам и быть одинаковыми с точки зрения пользовательского опыта как для гражданина, так и для бизнеса, объясняет Прядильников. Государство – единая сущность, поэтому ведомства не должны не только перенаправлять гражданина ради решения какой-то задачи в другой орган, но и допускать ситуации, когда запрос информации одним ведомством у другого занимает месяц, указывает он.

Первый такой суперсервис – оформление европротокола при ДТП онлайн – был запущен в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области 1 ноября. Всего по национальному проекту «Цифровая экономика» Минкомсвязи обязано разработать 25 суперсервисов и внедрить их на федеральном уровне.

Москва, в свою очередь, планирует начать пилотный проект по внедрению комплексных услуг (те же суперсервисы) на базе цифровой площадки в области строительства (подробнее см. статью). На этой площадке участникам будут доступны базовые компоненты: цифровой паспорт объекта капитального строительства, среда для совместной работы разных участников (бизнеса и ведомств), единое хранилище проектной, градостроительной и разрешительной документации, а также собственно библиотека доступных сервисов. Также там может появиться, например, калькулятор процедур – достаточно будет указать технико-экономические параметры объекта будущей застройки, чтобы он просчитал перечень необходимых комплексных услуг и условий их предоставления.

Внедрение платформы должно сократить количество обращений застройщиков за услугами в госорганы в 5–7 раз и ускорить проведение административных процедур в 2–2,5 раза. Экономия времени должна достигаться за счет параллельного или совместного рассмотрения документов разными органами, на основании чего они могут формировать как атомарные услуги, так и комплексные при участии различных ведомств, рассчитывают разработчики. Также органы власти должны будут проактивно формировать перечень необходимых действий для застройщиков на каждом этапе реализации проекта.

Москва проделала огромную работу в создании инфраструктуры для комплексных услуг, говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова, эксперты рассчитывают, что экономический эффект для строительной отрасли от внедрения комплексных услуг станет очевиден и для других регионов. Застройщикам внедрение суперсервисов даст новые инвестиционные возможности, продолжает Дыбова: они смогут в реальном времени получать информацию о состоянии площадки и наличии мощностей для подключения. Внедрение комплексных услуг даст толчок развитию строительной отрасли, что будет способствовать росту ВВП, отмечает она. &

Трансформационные проекты, или проекты цифровой трансформации — это подмножество цифровых проектов, в которых предусмотрено создание или развитие информационных систем особого класса — цифровых платформ. Именно такие проекты приводят к кардинальным изменениям, положительно влияют на большой круг людей и составляют основу цифровой экономики.

Трансформационный проект — цифровой проект, в котором для достижения поставленной цели создается или функционально расширяется (дорабатывается) платформенное решение, то есть решение, основанное на цифровых платформах и доступное широкому либо неограниченному кругу лиц для автоматизированного выполнения каких-либо задач.

Всегда ли цифровой проект нужно делать трансформационным? Нет, цифровой проект может сам не быть трансформационным, но готовить почву для реализации трансформационного проекта. В реальности не всегда есть возможность подойти к трансформации сразу. Например, проект в части природоохранной деятельности зависит от ЦТ управления лесным хозяйством, где пока многие процессы идут в ручном режиме и сопровождаются бумажными документами. В этом случае любой проект автоматизации или цифровой проект может и должен стать подготовкой к трансформационному, то есть учитывать появление в дальнейшем цифровой платформы и использование цифровых технологий.

Наглядный пример ЦТ — поиск и предоставление частных услуг (таких как «дам уроки», «перевезу и помогу собрать мебель», «испеку торт» и десятков других). В доцифровом формате поставщики размещали объявления на столбах и трамвайных остановках, в разделе объявлений в газетах и т. д. Потребитель не знал, будет ли услуга, приобретенная по такому каналу, качественной и каковы риски (например, не украдут ли что-либо в процессе оказания услуги). Подавляющая часть этой деятельности перешла в цифровой формат: объявление видно всем, у кого есть доступ в интернет, поставщики и покупатели могут оценивать друг друга и эта оценка прозрачна.

Трехсекторная модель (см. рисунок 6.5) позволяет фокусироваться не только на том, где происходят изменения, но и на том, куда они направлены. Например, изменения в государственном управлении могут быть направлены на госуправление или на экономику. Но сами изменения непосредственно происходят в определенном виде или даже в подвиде деятельности. И, как правило, изменения в одном секторе оказывают влияние на другие сектора — и это тоже делает их кардинальными.

Трансформационный эффект — это наблюдаемые и измеримые последствия кардинальной смены принципов осуществления видов деятельности в государственном управлении, экономике или социальной сфере.

Появление сервисов таксомоторных пассажирских перевозок значительно повлияло на государственное управление этой отраслью. Во многих странах были внесены существенные изменения в законодательство. Например, появление в России закона о самозанятых отчасти вызвано широким распространением цифровых сервисов заказа такси. Они повлияли и на социальную сферу и бытовое поведение граждан. Стоимость поездки резко упала, и статус такси как условно привилегированного средства передвижения ушел в прошлое. У многих граждан появилась возможность избежать общественного транспорта и в случае необходимости уменьшить контакты с другими людьми.

Если проект предусматривает создание и доработку автоматизированной информационной системы, то это проект автоматизации как минимум. Если такая система интегрируется с одной или несколькими цифровыми платформами, то это уже цифровой проект. А если автоматизированная информационная система может быть отнесена к классу цифровых платформ, то мы называем такой проект трансформационным.

Стратегия ЦТ предусматривает управляемое и осознанное движение к намеченным целям, следовательно, уже на стадии выбора и проработки решений необходимо понимать, как получить проект(ы) именно с трансформационным эффектом. Роль стратегии ЦТ заключается в том, чтобы целенаправленно и системно добиваться кардинальных улучшений на многих направлениях, в различных сферах и видах деятельности, приводящих в итоге к повышению благосостояния граждан. Платформенное решение позволяет получить именно такие улучшения.

Пример платформенных решений в сфере госуслуг — системы, которые позволяют подавать заявления и получать различные социальные услуги дистанционно (электронный больничный, выплаты детского пособия всем гражданам РФ). Несколько цифровых сервисов такого рода возникли в 2020 году в связи с пандемией, но проактивное предоставление госуслуг с помощью электронных сервисов было стратегическим направлением цифровизации социальной сферы и до пандемии. Например, на апрель 2020 года был запланирован переход на беззаявительную выдачу сертификатов на материнский капитал. Это позволило в период пандемии эффективно перевести многие услуги, связанные с выплатами пособий, в дистанционный формат. Были реорганизованы и другие сервисы, например регистрация безработных и мониторинг сферы занятости. Важность предоставления госуслуг без очной явки отметил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев: «Когда все поняли, что надо довести деньги до граждан, быстро помочь им в тяжелой ситуации, оказалось, что единственный способ сделать это — убрать все требования, все барьеры»


В последнее десятилетие в России появились такие многофункциональные государственные платформы как, например, портал госуслуг, цифровой профиль, единая биометрическая система. Кроме того, Банком России внедряются инновационные высокотехнологичные цифровые сервисы: Система быстрых платежей, маркетплейс и другие. Участники сессии «Мультсервисы и технологии государства и бизнеса» в рамках ПМЭФ-2021 обсудили, насколько это безопасно для сохранения конкуренции на финансовом рынке и работы частного бизнеса.

Государство против монополии

Российский финансовый рынок только выигрывает от внедрения государственных платформ, так как подобные технологические решения, ранее доступные только крупным игрокам отрасли, теперь могут использовать все заинтересованные организации — такое мнение в ходе выступления на сессии платежной системы «Мир» высказала председатель Центробанка Эльвира Набиуллина.

«Если мы посмотрим на наш финансовый рынок, то на нем есть разные игроки — и крупные, и небольшие, и в целом он очень концентрированный. Развитие платформенных решений и платформенной экономики могут профинансировать только очень крупные игроки, и если государство не будет вмешиваться, я не исключаю, что у нас в конечном счете останется один-два игрока, а меньше трех — это уже не конкуренция, и, соответственно, на следующем этапе потребители будут за эти услуги платить больше, как они платят всегда за монополию. Поэтому мы и развиваем наши сервисы», — пояснила глава Банка России.

По ее словам, речь ни в коем случае не идет о том, чтобы подменить рынок — наоборот, регулятор хочет дать возможность развивать конкуренцию.

«Мы делаем это именно в интересах конечных потребителей, людей, бизнеса, и создаем инфраструктурные сервисы на принципах равноудаленности от всех игроков и открытые для участия. Если не раскрывать технологические возможности для конкуренции, у нас не только будет технологический разрыв между участниками рынка, но и будет тормозиться технологический прогресс», — уверена Набиуллина.


Глава ЦБ отметила, что есть случаи, когда на финансовом рынке возникают технологические решения, более удобные и более дешевые для потребителя, но они кладутся на полку, потому что крупным игрокам важно монетизировать предыдущие инвестиции. Если не раскрывать эти возможности, уверена Набиуллина, технологический прогресс просто будет более медленным.

«Для экономики это будет означать сохранение высоких транзакционных издержек – это издержки, которые люди и бизнес платят за проведение операций. Технологически мы готовы к тому, чтобы удешевить такого рода операции, и удешевление этих операций должно проникать в экономику. Общая инфраструктура, которую мы создаем, позволяет рыночным игрокам сфокусироваться именно на создании удобных клиентских сервисов. На мой взгляд, это не искажение конкуренции, а наоборот, выравнивание условий и снижение негативных эффектов от уже накопленных искажений конкуренции, от того, что у нас есть такая концентрация на рынке», — пояснила она, напомнив, что нельзя забывать и о геополитических рисках, требующих наличия в стране элементов национальной инфраструктуры в финансовой сфере.

Стимул для конкуренции

С мнением председателя Центробанка согласился и представитель бизнеса — главный управляющий директор «Альфа-Банка» Владимир Верхошинский. Он полагает, что Россия является одним из мировых лидеров в области цифровизации, опережая Европу и США на 7 или даже на 10 лет.

«И это, конечно, заслуга правительства, Центробанка, то есть государственных структур, которые могут проводить масштабные инвестиции и строить какие-то платформенные решения. Мы и прошлый коронакризисный год прошли, не буду говорить, хорошо или плохо, но финансового кризиса в стране не было, в отличие от многих других государств. Это во многом стало возможным благодаря той технологической трансформации, тем технологическим платформам, которые реализовывает государство. До тех пор, пока государство не вмешивается в бизнес-вопросы и в вопросы ценообразования в рамках созданных платформ, я считаю, это благо. Я считаю, что это действительно приводит к демонополизации рынка», — сказал он.


Затем слово взял генеральный директор, АО «НСПК» Владимир Комлев, который рассказал о преимуществах, которые дает стране в целом и отдельным гражданам в частности использование государственных цифровых платформ.

«Классическая система взаимодействия платежной системы – это b2b- взаимодействие, и так всегда было. Но жизнь меняется, меняются и обстоятельства, в которых работают те или иные платежные системы — в частности, платежная система «Мир» уже несколько больше, чем просто платежная система, работающая в стране. И самое главное, что меняются технологии, и жизнь не стоит на месте», — уверен Комлев.
Согласно приведенной им аналогии, сам по себе платеж сегодня – как электричество в розетке, он перестает быть самостоятельной ценностью. Это просто некая утилита, которая должна быть, пояснил Комлев, подчеркнув, что там, где есть такой утилитарный сервис, должна идти битва за эффективность.


«Сегодня те платформы, которые делает НСПК совместно с государством — это одна из наших функций, которая развивается опережающими темпами, — это распределение целевых выплат из бюджета гражданам. Сегодня это не всегда эффективно. Мы понимаем, что важно спрямление траектории прохождения денег из бюджета до гражданина, у которого есть счет в любом банке - в случае поступления денег от государства они должны доставляться бесплатно для бюджета. Сегодня это далеко не всегда так, и мы работаем на этом направлении», — сказал он в ходе дискуссии.

Банки не устраняются из цепочки перемещения денег, но сам процесс распределения бюджетных средств становится гораздо более эффективным, быстрым, целевым и бесплатным для государства, подчеркнул Комлев.

«Второе направление работы – это создание сервисов, которые были бы равноудаленными. Когда создается платформа, к которой могут присоединяться любые банки — мы называем такие платформы надбанковскими. Можно говорить и о транспортном процессинге, и о платформе лояльности, на которой в обычной жизни многие средние и не очень крупные банки создают свои системы для своих клиентов, это еще целый ряд платформ, над которыми мы работаем», — рассказал он.

Согласно позиции НСПК, подобные инструменты не убивают конкуренцию, а в каких-то случаях делают взаимодействие граждан и государства гораздо более эффективной, существенно увеличивают скорость оборачивания денежных средств, и это приводит к общему повышению уровня конкуренции.

Еще один представитель бизнеса, присутствовавший на сессии — управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян.

По его мнению, вопрос о доле участия государства в разработке и использовании цифровых платформ для финансовых рынков можно рассматривать под разным углом.

«С одной стороны, хочется, чтобы все основные платформы развивались бы частным бизнесом, и причина такова — если посмотреть, например, на бизнесы «Яндекса», и представить, как они выглядели три года назад, то к настоящему моменту они очень сильно изменились. Причина, по которой бизнес умеет меняться — в наличии сильной конкуренции. По сути все платформы, которые сейчас существуют, живут в конкурентной среде, кто-то выживает, кто-то нет, но в результате все они предоставляют сервисы в том виде, который нужен потребителю», — поделился мнением Худавердян.

Цифровой профиль гражданина РФ (ЦП) является совокупностью всех данных о гражданине, которые имеются в распоряжении государственных органов и государственных информационных систем, а также совокупностью технических средств, которые позволяют управлять этими данными (в первую очередь, гражданину). Такое описание приводится в законопроекте о ЦП.

С помощью сервиса цифрового профиля гражданин может получить централизованный доступ к личной информации, которая хранится в государственных информационных системах (ГИСах), использовать эти данные, предоставлять или отказывать в доступе к ним. Профиль позволяет иметь личный архив документов, который можно открыть не только на компьютере, но и на мобильных устройствах. [1]

Содержание

Цифровой профиль (или ЕСИА 2.0) – это расширенная версия личного кабинета гражданина на Портале Госуслуг, где будут храниться сведения о гражданах из различных баз данных (ФНС, Росреестр, МВД, ПФР и др.).

Основные статьи:

«Цифровой профиль» создан и развивается Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и Банком России. Концепция проекта разрабатывалась на площадке Ассоциации ФинТех с привлечением ключевых участников финансового рынка. В «Цифровом профиле» содержатся записи 30 типов, среди них паспортные данные, адрес, ИНН, водительские права и место работы и др.

Цифровой профиль юридического лица

Цифровой профиль туриста

АСВ и кредитные бюро получат доступ к цифровому профилю россиян

В декабре 2021 года стало известно о решении Центробанка РФ открыть доступ к цифровому профилю россиян новой группе организаций для предоставления финансовых услуг.

Как сообщает регулятор в проекте основных направлений цифровизации финансового рынка на период 2022-2024 годов, в 2022-м будут внесены изменения в постановление правительства от 03.06.2019 № 710, которые позволят профессиональным участникам рынка ценных бумаг, негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям инвестиционных фондов, бюро кредитных историй и Агентству по страхованию вкладов (АСВ) использовать цифровой профиль для получения достоверных сведений о гражданах.



К 10 декабря 2021 года цифровой профиль функционирует в рамках эксперимента, реализация которого предусмотрена до конца 2022 года. Участниками эксперимента уже являются кредитные, страховые, микрофинансовые организации и операторы финансовых платформ.

Также планируется принятие проекта федерального закона № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)», закрепляющего правовой статус цифрового профиля гражданина и устанавливающего законодательные основы для создания Цифрового профиля юридического лица.

Законопроектом предусматривается возможность получения с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) органами и организациями сведений о физических и юридических лицах, содержащихся в государственных, региональных и муниципальных информационных системах, а также результатов предоставления государственных и муниципальных услуг, необходимых для оказания таким лицам услуг, в том числе финансовых.

К 10 декабря 2021 года услуги с использованием цифрового профиля предоставляют 19 банков и 3 страховые компании. Граждане воспользовались этими услугами более 1,55 млн раз, сообщили в ЦБ. [2]

Возможность получения информации с помощью «RS-Connect. Цифровой профиль»

17 ноября 2021 года компания R-Style Softlab сообщила об автоматизации взаимодействия банков в рамках получения сведений о клиенте из Цифрового профиля. Подробнее здесь.

На Госуслугах организовано взаимодействие микрофинансовых организаций с гражданами

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 26 мая 2021 года сообщило о том, что расширен перечень финансовых организаций, которые могут взаимодействовать с клиентами через сервис «Цифровой профиль» на портале Госуслуг. Теперь сервис позволяет пользователям дистанционно передавать сведения о себе в микрофинансовые организации для проведения процедур идентификации и оценки кредитных рисков при получении онлайн-займов.

Первые микрофинансовые организации уже прошли все этапы технического подключения, в рамках которого была обеспечена защита каналов получения информации. Еще несколько участников рынка находятся в процессе интеграции с сервисом.

В перспективе проект будет расширен на все кредитные и микрофинансовые организации, а также дополнен новыми сведениями. Список доступных сведений постоянно расширяется.

Минцифры определило сценарии использования цифрового профиля гражданина

В конце февраля 2021 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ опубликовало на своём сайте методические рекомендацию по использованию инфраструктуры цифрового профиля гражданина. В число базовых сценариев применения технологии, которые описаны в документе, вошли:

  • запрос согласий пользователей для доступа к их сведениям;
  • получение информационными системами участников эксперимента данных из регистров, хранимых в цифровом профиле;
  • уведомление цифровым профилем участником эксперимента об изменениях в регистрах, хранимых в таком профиле.

Методический документ определяет цифровой профиль как все цифровые записи о гражданине в государственных информационных системах (ГИС), при этом инфраструктура цифрового профиля выполнена на базе единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).



В материалах на сайте Минцифры сказано, что одной из функций цифрового профиля является предоставление сведений о гражданине, содержащихся в ЕСИА или ГИС, взаимодействующих с ЕСИА посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), с его согласия третьим лицам в интересах самого гражданина (например, предоставление банку проверенных сведений, необходимых для заполнения кредитной заявки). В данном случае взаимодействие гражданина с цифровым профилем заключается исключительно в подтверждении согласия на предоставление сведений организации, которая запросила доступ к этим сведениям посредством инфраструктуры профиля. Сценарии подтверждения согласия пользователем доступны онлайн и офлайн.

Для получения доступа к данным пользователя ИТ-системам необходимо получить от него согласие на выполнение определённых действий с этими данными для определённых целей на запрошенный срок. Запрос согласий возможен только для пользователей с подтверждённой учетной записью ЕСИА. [3]

3,5 млн согласий на предоставление различных сведений дано за год работы цифрового профиля

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 20 мая 2021 года подвело итоги года работы цифрового профиля гражданина на портале Госуслуг. Сервис был запущен в промышленную эксплуатацию 20 мая 2020 года Минцифры России совместно с Банком России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.06.2019 №710.

Сервис является совокупностью всех данных о гражданине, которые имеются в распоряжении государственных органов и государственных информационных систем, а также совокупностью технических средств, которые позволяют управлять этими данными, в первую очередь, самому гражданину.

В мае 2020 года в рамках цифрового профиля был реализован сервис, позволяющий гражданам через личный кабинет на Госуслугах дистанционно предоставлять информацию о себе в кредитные и страховые организации и получать услуги и сервисы полностью в цифровом виде без посещения офисов. Речь идет о сведениях из баз данных ФНС, Росреестра, МВД, ПФР и других.

За год существования сервиса на портале Госуслуг со стороны граждан было дано 3,5 млн согласий на предоставление тех или иных сведений банкам и страховым организациям. Максимальное количество выданных согласий достигало 30 тыс. в сутки. Таким образом, было реализовано дистанционное взаимодействие клиентов и банков без необходимости дополнительного предоставления документов. На май 2021 года в проекте принимают участие 19 банков и 4 страховые организации.

В ноябре 2020 года правовые основания для интеграции с сервисом также получили небанковские кредитные организации, операторы финансовых платформ и микрофинансовые организации. Несколько участников рынка находятся в процессе интеграции с сервисом, многие сообщили о своих планах по подключению к нему в ближайшей или среднесрочной перспективе.

В будущем проект будет расширен на все кредитные и микрофинансовые организации, а также дополнен сведениями. Список доступных сведений постоянно расширяется. Так, в марте 2021 года на портале Госуслуг через цифровой профиль гражданина реализован механизм передачи справки 2-НДФЛ в банки при оформлении кредитов. После получения согласия от гражданина на предоставление данных справка автоматически направляется в банк, а в личном кабинете пользователя Госуслуг фиксируется информация, когда и кому было дано согласование.

ВСК подключился к сервису «Цифровой профиль» на портале госуслуг

Страховой Дом ВСК 16 декабря 2020 года сообщил, что при поддержке Ассоциации ФинТех осуществил интеграцию c сервисом «Цифровой профиль» в рамках масштабного экспериментального проекта, направленного на повышение качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах. Подробнее здесь.

До конца 2021 года продлят срок пилотного проекта «Цифровой профиль»

До конца 2021 года продлят срок пилотного проекта «Цифровой профиль». Об этом стало известно 12 октября 2020 года.

На октябрь 2020 года участниками проекта стали 12 банков и одна страховая компания, доступно 15 сведений и получено более 900 тысяч согласий клиентов на обработку данных.

Банк России планирует увеличить число организаций, подключенных к «Цифровому профилю», в том числе кредитные и страховые организации, МФО, а также операторов финансовых платформ. Кроме этого, предполагается добавить еще 15 видов сведений в «Цифровой профиль». Например, справку 2-НДФЛ, данные из электронной трудовой книжки или об остатке материнского капитала.

На основе данных «Цифрового профиля» финансовые организации могут проводить скоринговые процедуры и оформлять клиенту продукт на индивидуальных условиях [4] .

«Сбербанк» подключился к сервису «Цифровой профиль» на портале госуслуг

Сбербанк 5 октября 2020 года сообщил о расширении возможности потребительского кредитования благодаря «Цифровому профилю». Подробнее здесь.

Банк «Русский Стандарт» подключился к сервису «Цифровой профиль» на портале госуслуг

7 июля 2020 года Банк Русский Стандарт – участник Ассоциации ФинТех сообщил о подключении к сервису «Цифровой профиль». Подробнее здесь.

«Совкомбанк» подключился к сервису «Цифровой профиль» на портале госуслуг

21 мая 2020 года Совкомбанк сообщил о подключении к сервису «Цифровой профиль», запущенному в промышленную эксплуатацию Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Банком России.

Сервис позволит гражданам дистанционно подавать заявки на получение кредитов, на сайте Совкомбанка, путем предоставления банку данных о заемщике из «цифрового профиля» с сайта Госуслуг. Подробнее здесь.

«Ак Барс Банк» присоединился к проекту «Цифровой профиль» на портале госуслуг

20 мая 2020 года Ак Барс Банк сообщил о присоединении к проекту «Цифровой профиль». Теперь клиентам при подаче заявки на потребительский кредит на сайте банка не нужно вручную заполнять данные в анкете. Они загрузятся автоматически с помощью учетной записи на Портале Госуслуг после того, как клиент разрешит банку доступ к своему цифровому профилю. Подробнее здесь.

«ДомКлик» от Сбербанка интегрировался с Госуслугами

20 мая 2020 года Сбербанк сообщил о запуске инструмента «Цифровой профиль», который позволяет клиентам, при оформлении ипотеки сократить время на предоставление документов в бумажном виде, загрузив свои данные с Портала Госуслуг. На 20 мая 2020 года сервис доступен для пользователей веб-версии «ДомКлик». Подробнее здесь.

«Райффайзенбанк» завершил интеграцию с «Цифровым профилем» на портале госуслуг

20 мая 2020 года Райффайзенбанк сообщил о завершении интеграции с сервисом «Цифровой профиль», доступным всем пользователям портала «Госуслуги» в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика». Использование цифрового профиля позволит действующим и новым клиентам банка быстрее оформлять заявку на получение потребительского кредита и не предоставлять документы, подтверждающие занятость и доход. Подробнее здесь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: