Используя схему перечислите обязанности граждан перед государством 7 класс

Обновлено: 19.04.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы к учебнику Обществознание 7 класс, Боголюбов - Ответы к §15 Гражданин России (с. 144-148). ГДЗ к учебнику обществознание 7 класс Боголюбов

§ 15. Гражданин России

§15. Вспомним. Задание №1

Что значит быть патриотом? Как человек может служить Отечеству?

Патриот − человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.
Чтобы служить своему Отечеству, не обязательно быть военным. Достаточно просто любить свою страну. Служить Отечеству − это служить его народу (то есть, и себе). Это когда каждый на своём месте занимается своим делом, и делает его хорошо. Кто−то учится, кто−то работает: за столом, за станком, на заводах, на фабриках, на полях: или играет в футбол; или ведёт сложные переговоры… Не важно что это, но обязательно, чтобы каждый чувствовал, что делает он одно общее, большое и важное дело, которое всем очень нужно и необходимо, и направлено оно прежде всего, на благо, для процветания нашего огромного и чудесного Отечества, которое называется Россией!

§15. Обсудим вместе. Задание №1

Слово «достойный» означает «заслуживающий похвалы, уважаемый, почтенный». Как вы думаете, какого человека можно назвать достойным сыном своего Отечества?

Достойным сыном своего Отечества можно назвать гражданина. Настоящий гражданин − это патриот, готовый пожертвовать самым ценным, что есть у него, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушным к судьбе своего народа и в трудные минуты он готов смело защищать его, потому что считает это своим долгом.

Понятие «гражданин», как вы, вероятно, уже знаете, сложилось в Древней Греции и Древнем Риме.
Афинское государство было демократическим. Слово «демократия» означает «власть народа» (от греческих слов «демос» − народ и «кратос» − власть). Важнейшие решения в этом государстве принимались голосованием на народном собрании. Однако в этом собрании могли участвовать не все жители Афин, а только граждане. Например, рабы не были гражданами. Не имели права присутствовать на народном собрании и женщины. Только граждане могли участвовать в управлении государством, голосовать в народном собрании, занимать государственные должности, входить в состав суда.
Можно ли в России участвовать в решении государственных дел таким же способом, как в древних Афинах?

В России можно участвовать в решении государственных дел таким же способом, как в древних Афинах. Но есть некоторые ограничения. В голосовании и выборах можно принимать участие при достижении человеком совершеннолетия (18 лет). Занимать государственные должности можно с определённого возраста и имея определённое образование. Всё это прописано в Конституции РФ.

Есть люди, которых не интересуют события, происходящие в обществе. Их волнует только собственное благополучие. Отношение этих людей к жизни своего села, города, страны выражено в пословицах: «Что мне до него − было б мне хорошо», «Моё дело сторона», «Моя хата с краю, ничего не знаю!», «После нас хоть потоп».
Можно ли назвать таких людей достойными гражданами?

Таких людей достойными гражданами назвать нельзя. Эти люди думают только о себе, о своём благополучии. Их не интересует жизнь людей своего села, города, страны. На других людей они не обращают внимания.

В годы Великой Отечественной войны на военных заводах 14−15−летние подростки трудились вместе со взрослыми. Иногда, чтобы работать на станке, им приходилось становиться на ящик, ведь они были малы ростом. Им было трудно, но они понимали, что заменить ушедших на фронт отцов больше некому.
Недавно многие школьники одной из российских областей пожелали поехать в лагерь, организованный Министерством по чрезвычайным ситуациям (МЧС). В лагере ребята учились оказывать помощь попавшим в беду людям.
Во многих школах учащиеся организовали «зелёные патрули». Они помогают взрослым оберегать природу от загрязнения, сохранять от повреждений молодые деревья, предотвращать истребление птиц и зверей. Они строят скворечники, ставят кормушки, делают щиты с призывами беречь природу.
Относятся ли к этим школьникам пословицы, которые приведены ранее? Можно ли сказать, что им безразлично происходящее вокруг? Или они ведут себя как достойные граждане?

К этим школьникам пословицы, которые приведены ранее не относятся. Им небезразлично происходящее вокруг. Эти школьники ведут себя как достойные граждане. В годы Великой Отечественной войны на военных заводах 14−15−летние подростки трудились вместе со взрослыми. Они заботятся об окружающей среде, помогают защищать нашу природу.

На памятнике написано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818». Как вы думаете, почему Кузьма Минин был назван гражданином?

Кузьма Минин − земский староста, организатор и один из руководителей Второго ополчения 1611 − 1612 годов в период борьбы русского народа против польско−литовской и шведской интервенций, русский национальный герой. Он как настоящий и истинный гражданин сделал всё, чтобы создать ополчение и противостоять врагу, захватившему нашу страну. Благодаря Второму ополчению во главе с К. Мининым и Д. Пожарским Москва была освобождена от польско−литовских и шведских интервентов. Наше государство отстояло свою независимость.

§15. Проверим себя. Задание №1

Что означает слово «гражданин»?

Слово гражданин в словаре русского языка В. И. Даля раскрывается так: член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.
В наше время гражданин − человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.

§15. Проверим себя. Задание №2

Каковы права гражданина, дающие ему возможность участвовать в управлении государством?

Права гражданина, дающие ему возможность участвовать в управлении государством:
1. Российские граждане избирают своих представителей (депутатов) в Государственную Думу и доверяют им решение главных дел. Они избирают также Президента Российской Федерации.
2. Каждый гражданин имеет право быть избранным в органы государственной власти.
3. Самые важные вопросы государственной жизни могут быть решены путём голосования всех граждан России. Такое голосование называется референдумом (всенародным опросом). Выборы − это избрание лиц, а референдум − решение вопросов.
4. Любой гражданин может обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в государственные органы.

§15. Проверим себя. Задание №3

Каковы главные обязанности гражданина?

Обязанности гражданина:
1. Соблюдать Конституцию и другие законы РФ.
2. Защищать Отечество.
3. Платить законно установленные налоги и сборы.
4. Бережно относиться к природным богатствам.
5. Беречь памятники истории и культуры.
6. Заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

§15. Проверим себя. Задание №4

Какого человека можно считать достойным гражданином своей страны?

Достойный гражданин не может быть безразличным к судьбе своей страны. Он следит за событиями, происходящими в стране; радуется её успехам; переживает её беды. Он делает всё, что в его силах, для благополучия своей Отчизны; волнуется не только за себя, но и за судьбу своего города, страны, всего общества. Также достойный гражданин выполняет правила и обязанности, которые установлены законом.

§15. В классе и дома. Задание №1

Как ты понимаешь выражение: «Гражданин − Отечества достойный сын»?

Гражданин − это человек, которому небезразлична судьба своего Отечества. Он выполняет все свои обязанности и пользуется всеми правами достойно. Он думает не только о себе и собственном благополучии, но и о благополучии своего Отечества.

§15. В классе и дома. Задание №2

Подумай, есть ли связь между словами «гражданин» и «патриот».

Связь между словами «гражданин» и «патриот» есть, но она касается лишь того, что гражданин и патриот относятся к определённой стране.
Гражданин − человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.
Патриот − человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.
Например, можно быть патриотом страны, гражданином которой являешься. А можно быть гражданином одной страны, а патриотом − другой.

§15. В классе и дома. Задание №3

Что общего в значении слов «гражданин» и «гражданственность» и в чём различие? Приведи примеры проявлений гражданственности нашими современниками.

Гражданин − человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.
Гражданственность − это качества, которые свойственны личности: чувство долга, любви к Родине и ответственность перед своей страной.
Общее в значении слов «гражданин» и «гражданственность»: они связаны с какой−то определённой страной.
Различие в значении слов «гражданин» и «гражданственность»: гражданин − это человек, а гражданственность − это свойства личности.
Примеры проявлений гражданственности нашими современниками: добросовестное выполнение гражданских обязанностей; оказание помощи людям, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации, забота о сохранении растений и животных в родном крае и т.д.

§16. Вспомним. Задание №1

Почему говорят, что нет больших и малых народов?

Нет больших и малых народов, потому что есть многочисленные и малочисленные народы. Все народы и все люди равны между собой. Нет какого−то народа, который был бы лучше или хуже другого. У каждого народа свой язык, культура, обычаи и традиции. Каждый народ уникален по−своему.

Ну что-либо гарантировать мне кажется никто не может, но государство обязано их выполнять, а в случае невыполнения можно обратиться в суд.

3. Выполняют ли граждане нашей страны свои обязанности? Приведите примеры из жизни.

Граждане соблюдают конституцию РФ, соблюдаю правила дородного движения, соблюдают защиту природы и памятников культуры.

4*. Используя Конституцию РФ, скажите, какие права человека и как влияют на экономическое развитие страны. Обоснуйте свой ответ.

Некоторые экономические права могут негативно воздействовать на экономическую обеспеченность. Например, неограниченная свобода договоров и сделок может посредством различных механизмов подрывать благосостояние отдельных лиц. Что касается конституционного права, особое значение тут имеет свободная отчуждаемость земли. Так, пункт 2 статьи 21 болгарской конституции гласит, что владельцы пахотных земель обязаны возделывать свои участки. Хотя мне мало известно о мотивах этого законодательного требования и о его последствиях, можно предположить, что цель его заключается в том, чтобы владельцы земельных участков содействовали национальным интересам в области самообеспечения страны сельскохозяйственной продукцией.

Р. Джованьоли. Спартак

1. Каковы ваши впечатления от прочитанного?

Спартак призывает всех рабов освободиться и восстать против Римской Империи и их режима. Этот отрывок вызвал у меня действительно большие впечатления, Спартак являлся по истине великим оратором и предводителем и с этим нельзя не согласиться.

2. Составьте план отрывка.

3)Приглашение встать на сторону восставших

3. Вспомните историю Древнего Рима и расскажите о восстании Спартака, его причинах.

Восстание Спартака началось в 71 году до н.э. и закончилось в 73-74 году. Это было одно из самых масштабных событий-восстания на тот период. В период восстания было созвано и привлечено больше 120.000 человек, как мужчин , так и женщин.

4. Какова была цель восставших? К чему призывал Спартак?

Целью была захвата Рима, Спартак хотел освободить всех Рабов, в том числе воинов-гладиаторов. Спартак призывал как раз таки к объединению и уничтожению власти.

5. Приведите свои комментарии по поводу прочитанного.

Я думаю, что можно с уверенностью сказать что Спартак был действительно великим полководцем, вот только силы не были равны, что в итоге привело к его гибели в 71 году и победы Римской Империи. Тем не менее мы должны чтить его за его идеи и стремление к свободам и правам человека.

Классифицируйте в таблице обязанности граждан перед государством и государства перед гражданами по Конституции РФ.

1. Какие обязанности граждан и почему записаны в Конституции РФ?

1.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
2. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
3. Граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы страны.
4. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
5. Каждый гражданин обязан платить налоги и сборы.
6. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
7. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Перечислите обязанности государства перед гражданами. Несёт ли государство ответственность за их выполнение?

Обязанности государства:
-гарантия прав и свобод
-защита
-обеспечение жизнедеятельности
-доступ к осуществлению власти и правосудия конечно несет ответственность. все равны перед законом и судом, в том числе и государство.

3. Должны ли граждане всегда выполнять свои обязанности? Почему?

Обязанности должны выполнятся гражданами, иначе нарушаются взаимоотношения и следует наказание. Если не будут выполнять свои обязательства граждане, то и государство их выполнять перестанет.

4. Если граждане не выполняют своих обязанностей, то должно ли государство защищать их?

В данном случае, граждане - слабая сторона, следовательно, государство не может перестать их защищать, т.е. лишить гражданства. п.3 ст.6 конституции.
государство будет продолжать защищать таких граждан и применять к ним меры наказания.

VI. Заполняем схему

Прочитав материал § 10 и вспомнив, что вы проходили в 6 классе, заполните схему составляющих государства.

1. Какие государственные органы составляют парламент России? Какую ветвь власти они представляют?

Государственная дума – нижняя палата, и Совет Федерации – верхняя палата. Законодательная ветвь власти

2. Что входит в исполнительную власть?

В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти:

  • министерства;
  • федеральные службы;
  • федеральные агентства.

3. Что входит в местные органы власти в вашем крае?

4. Назовите главные суды в России.

Верховный и Конституционный.

1-Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;

в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции;

является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Московскому, Санкт-Петербургскому и Севастопольскому городским судам), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики;

разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

2-Конституционный Суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:

По запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.

По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации даёт толкование Конституции Российской Федерации.

По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации.

5. Перечислите правоохранительные органы.

Правоохранительные органы в России

  • Прокуратура Российской Федерации
  • Следственный комитет Российской Федерации
  • Федеральная служба безопасности
  • Федеральная служба войск национальной гвардии
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации .
  • Федеральная таможенная служба (только её правоохранительные подразделения)

И. А. Ильин. Обоснование свободы

1. Какова основная мысль И. А. Ильина? Согласны ли вы с философом? Обоснуйте свой ответ.

Мысль заключается в том что человек свободное, автономное духовное существо которое способно развивается во всех сферах жизни, без принуждения и давления из вне.
Главное дать человеку свободу.
Отнимая диктатурой у него свободу, наноситься вред не только человеку но и экономике, государству в целом.

2. Какие два основания необходимости свободы для человека приводит автор? Раскройте их смысл.

Свобода даёт человеку автономность и нравственность.
Автономность помогает сделать правильный выбор жизненного пути.
Нравственность укрепляет отношения между людьми следовательно и само государство.

3. Почему в условиях диктаторского режима человек перестаёт хорошо работать? Обоснуйте свой ответ, приведите аргументы автора.

Потому что диктаторский режим принуждает человека делать то что он не хочет делать и говорить то что он не хочет говорить. Но нельзя заставить человека думать то, что он не хочет думать. Автор подчёркивает это в мысли «человек не робот, не машина»

4. Что нужно человеку как «живому духу»? Назовите четыре вида свободы, которые приводит автор. Что он пишет об этом?

Свобода веры, любви, убеждений и свобода творчества.
Как живому духу ему нужна вера в Бога.

5. Можно ли заставить человека стать хорошим? В результате чего он может стать таким?

Заставить быть хорошим невозможно.
Но если дать человеку свободу он сам примет решение каким ему быть.

6*. Ильин пишет: «Государство, отнимающее у людей свободу, подтачивает свой фундамент и вскоре разрушается». Согласны ли вы с мнением автора? Обоснуйте свой ответ и приведите известные вам примеры из истории.

Смотря какая сторона жизни, даже в демократическом обществе есть законы и тюрьмы что не предполагает полную свободу. Что касается нравственных сторон жизни и свободы мнений согласен , тоталитарный режим угнетает личность человека и общества в целом.

7. Каким должно быть государство, чтобы человек смог осуществить свой свободный выбор? Назовите две характеристики такого государства. Обоснуйте свой ответ.

Задача урока. Уметь объяснять понятия: государство, гражданин, государственные органы власти.

Мы часто слышим: «государство у нас справедливое» (или, наоборот, «несправедливое»), «мы все в долгу перед государством», «это – государственная забота», «куда смотрит государство?» и т. д. Что же такое государство?

Государство – это органы власти и люди, которые нами управляют (обратите внимание на происхождение слова «государство» – от «государь», т. е. царь). В России это Президент, Правительство, парламент – Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), губернаторы, мэры, префекты. Это суды, прокуратура, армия, полиция, служба безопасности, таможня и др.


Об истории возникновения государства вы уже знаете из курсов истории Древнего мира и обществознания в 5 и 6 классах. Отметим лишь, что государство крепло по мере того, как усложнялась жизнь в обществе. Чтобы содержать государственных служащих, здания, в которых они работают, чтобы производить или покупать оружие для армии и полиции, одевать и кормить солдат и полицейских, помогать социально незащищённым слоям населения, нужны средства. Их государство получает в основном в виде налогов. Все работоспособные граждане, все предприятия, учреждения и организации платят определённую часть от своих доходов в казну государства. Это делается в обязательном порядке, по закону. Тех, кто не платит, наказывают.

Государственные служащие выполняют работу по управлению государством. Граждане, в свою очередь, ожидают от государства выполнения определённых обязанностей. В каком виде? В виде установления порядка, заботы о стариках, детях, инвалидах, борьбы с преступниками, защиты границ страны (средства на эти цели поступают из государственного бюджета), регулярной отчётности, открытых, честных действий. Для граждан важно, чтобы государство, пользуясь своей силой, обеспечивало и гарантировало их права и свободы, но не вмешивалось бы в их личную жизнь.

Однако граждане не должны забывать и о своих обязанностях перед государством. Мы уже говорили о налогах. Ещё есть обязанность (священный долг) защищать своё Отечество; исполнять одни законы (например, Конституцию Российской Федерации) и не нарушать другие (например, уголовные); охранять природу, бережно к ней относиться и т. д.



Государство крепко, если обеспечивает законные интересы граждан, защищает их, если граждане нравственны, чтут законы, трудолюбивы и ответственны перед собой, обществом и государством.

Вопросы и задания к параграфу

1. Что такое государство? Используйте в ответе на этот вопрос материал по обществознанию, пройденный в 5 и 6 классах, а также свои знания по истории Древнего мира.

2. Какова ответственность государства перед гражданами?

3. Где зафиксирована эта ответственность? И почему именно в этом законе? Обоснуйте свой ответ.

4. Используя схему, перечислите обязанности граждан перед государством.

5*. Рассмотрите схему и назовите государственные органы в России, кратко охарактеризуйте их функции.

6. Кто такие губернаторы, мэры, префекты? Каковы их функции?

Обсудите на уроке

Всякий праздный гражданин является вором (Ж. Ж. Руссо, французский писатель и философ).

Кто не сделается прежде человеком, тот плохой гражданин (В. Г. Белинский, русский литературный критик).

Государство – учреждение временное и должно исчезнуть. Сабля и ружьё, оружие нашего времени, со временем будут показываться в музеях, как теперь показывают орудия пытки (Д. Кросби, американский писатель).

Дайте собственные определения

Доходы. Обязанность. Ответственность.

Задания для самостоятельной работы

1. Выберите из приведённых ниже положений одно, которое представляется вам наиболее верным. Почему? Обоснуйте свой ответ.

1) Государство – это я! (Людовик XIV, король Франции).

2) Каждая кухарка может управлять государством (лозунг первых лет после Октябрьской революции 1917 г.).

3) Государство – это организация, которая должна заботиться о народе (мнение учёного-правоведа).

4) Чем меньше государство будет вмешиваться в жизнь общества, тем лучше последнее будет жить (политический лозунг).

2. Как вы думаете, может ли в стране быть частная (негосударственная) армия? Аргументируйте своё мнение.

Размышляем над пройденным

1. Вспомните материал, пройденный ранее, и сформулируйте определение понятия «гражданин». Сравните, что оно означает сегодня и что включало в себя в Древнем Риме.

2. Как вы думаете, могут ли в слабом государстве быть защищены права человека (ребёнка)? Почему?

3. Сможет ли государство действовать, если у него нет армии и полиции (милиции)?

4*. Почему надо платить налоги? Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, назовите, какие бывают налоги.

Проектная деятельность

Какие обязанности по отношению к своим гражданам и почему несёт государство?

Словарь урока

Бюджет – распределение доходов и расходов государства (государственный бюджет), семьи (семейный бюджет) и т. д.

Казна – совокупность денежных и иных средств государства.

Налоги – обязательные платежи, которые взимаются государством с граждан и организаций в государственный или местный бюджеты в целях финансирования деятельности государства.

Таможня – государственное учреждение, контролирующее прохождение грузов через границу.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конституционные обязанности гражданина России урок 5 общ. 7 кл

На прошлых уроках мы познакомились с личными (гражданскими), политическими, экономическими, социальными и культурными правами и свободами граждан Российской Федерации. Сегодня вам предстоит узнать о том, что у граждан есть не только гарантированные права, но ещё и обязанности, которые они должны выполнять.

Согласно Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом».

Что нужно понимать под термином «обязанность»?

Обязанности – это закреплённые в законодательстве виды и меры необходимого поведения.

Возможно у вас уже возник вопрос о том, чего же больше у граждан: прав или обязанностей?

Если ответить на этот вопрос формально, например, открыть текст Конституции и пересчитать количество закреплённых там прав и обязанностей, то выяснится что прав намного больше. Но так ли это?

Давайте обратимся с вами к тексту Конституции. У всех без исключения взрослых граждан Российской Федерации есть шесть прямых обязанностей.

Во-первых , важнейшим долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита своего Отечества. Каждый гражданин России в случае войны против нашей страны обязан принять участие в боевых либо иных действиях, направленных на защиту от врага.

Например, как это произошло в годы Великой Отечественной войны, когда на защиту Родины встало все население нашей страны.

По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны в рядах Красной армии служило более 3500 фронтовиков младше 16 лет. Их называли "сыновьями полка".

А на оккупированной территории Беларуси в партизанских отрядах воевали почти более семидесяти четырёх тысяч мальчишек и девчонок, юношей и девушек.

В мирное же время обязанность по защите Отечества проявляется в виде воинской обязанности, то есть службы в вооружённых силах Российской Федерации.

Во-вторых , все граждане обязаны соблюдать Конституцию и основные законы нашей страны. Это положение распространяется на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации. Оно лежит в основе обеспечения законности и правопорядка в государстве и его исполнение обязательно.

В-третьих , все граждане Российской Федерации обязаны платить налоги и иные сборы, установленные государством. В этой обязанности есть одна особенность, которая заключается в том, что налоги обязаны платить не только граждане России, но и все иные лица, проживающие в нашей стране, ведь они точно также работают и получают доходы, как и россияне. Выполнение всеми данной обязанности гарантирует нормальное развитие экономики страны, ведь за счёт уплаченных налогов формируется значительная часть бюджета.

Также в конституции закреплена норма о том, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Представьте себе такую ситуацию: 1 декабря 2015 года какие-то местные чиновники принимают решение о подъёме суммы налога на прибыль. При этом они заявляют, что данный налог вводится в действие с 1 января 2015 года и все предприниматели обязаны заплатить разницу, которая возникла из-за введения нового тарифа.

Как вы думаете, правомерен ли такой порядок введения налога?

В-четвертых, каждый гражданин России обязан бережно относиться к природе и окружающей среде. Эта обязанность включает в себя конкретные правовые нормы, такие как соблюдение правил ведения охоты, пользования лесами, водными ресурсами, запрет на разрушение или ухудшение среды обитания животных и многие другие.

В-пятых, каждый житель Российской Федерации обязан сохранять историческое и культурное наследие, беречь памятники истории и культуры, чтобы сохранить их для будущих поколений.

В-шестых, каждый гражданин России обязан получить основное общее образование, то есть закончить девять классов, а потом он волен выбирать – учиться дальше или пойти работать.

Некоторые записанные в Конституции обязанности относятся лишь к отдельным категориям граждан, например к совершеннолетним детям, родителям и государственным чиновникам.

В Конституции Российской Федерации говорится о том, что забота о детях, их воспитание – это право и обязанность родителей. В свою очередь дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях, которым уже трудно работать или жить на одну пенсию.

Можно ли говорить о том, что это полный список обязанностей и других попросту не существует?

Конечно, нельзя. Потому что буквально за каждым правом человека стоит обязанность очень многих людей обеспечить это право.

Например, за правом на образование стоит обязанность строителей отремонтировать школу к первому сентября. Учитель обязан преподавать свой предмет понятно и увлекательно, государство – вовремя платить зарплату и учителям, и строителям, чтобы они выполняли свою работу хорошо и так далее.

И так с каждым правом, которое мы бы ни взяли: у каждого есть вторая сторона медали. В нашем случае за любым вашим правом стоят обязанности других людей.

Почему гражданам России необходимо выполнять обязанности, возлагаемые на них Конституцией?

Седьмая статья Конституции гласит: «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Это значит, что одна из главных задач государства – защита интересов всех граждан, создание условий для того, чтобы они жили достойно: имели соответствующею своему труду зарплату, могли обеспечить себя комфортным жильём и всем необходимым, получали образование, медицинское обслуживание и другие блага от государства.

При этом никто не вправе заставить граждан исполнять какие-либо обязанности, которые не предусмотрены действующим законодательством.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

УРОК « Гражданин и государство. Обязанности. Обязанности гражданина и школьника».

Цели: 1. Создать условия для формирования представлений о государстве, гражданине и обязанностях как гражданина, так и обучающегося в МБОУ СОШ № 1.

2. Формирование необходимости выполнения обязанностей.

Методы : воспроизведения, поисковый.

Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины: Государство, гражданин, обязанности государства, обязанности гражданина, Конституция РФ.

1. Постановка целей, мотивация.

Учитель начинает урок с создания рабочих групп.

Затем беседует с семиклассниками:

- Это сладкое слово «свобода»! На прошлом уроке мы изучили права и свободы. Но у гражданина есть не только права и свободы. Какое понятие противоположно термину «права и свободы»?

- Следовательно, тема урока « Гражданин и государство. Обязанность. Обязанности гражданина и школьника, обучающегося в МБОУ СОШ №1».

II . Актуализация знаний. Рефлексия.

Учитель предлагает посмотреть подготовленную ею презентацию (См.: Презентация «Вопросы к уроку») с вопросами по теме предыдущего урока и ответить: «Да» или «Нет». Затем обучающиеся обмениваются листочками и проверяют по заданным критериям ответы друг друга, оценивают ответы.

III . Первичное усвоение новых знаний.

6 групп выполняют задания по вопросам:

1. Что такое государство? Зачем оно нужно? Какие органы входят в государство? (А.Ф. Никитин. Обществознание.7 кл.стр. 60 - 1 абзац стр. 61; А.И.Кравченко. Обществознание. 6 кл., стр.101-102). Нарисовать схему «Органы государственной власти».

2. Кто такой гражданин? Кто может стать гражданином РФ? (А.И. Кравченко. Обществознание. 6 кл. Стр. 106-107)

3. Какова ответственность государства перед гражданами? Где зафиксирована ответственность государства перед гражданами? ( ч. 3 ст. 6; ч.2 ст. 15; ч. 2ст.19; ч.1 ст.21; ч.2 ст.24; ст.25; ст.27; ст.35, ст.38, ст.39, ст.41Конституции РФ, ст.7 ФЗ «О гражданстве РФ»

4. Каковы обязанности граждан по Конституции Российской Федерации? (Конституция РФ, статья 15, часть 2; статья 17, часть 3; статья 38, части 2, 3; статья 43, часть 4; статья 44, часть 3; статья 57; статья 58; статья 59).

5. Каковы обязанности школьников, обучающихся в МБОУ СОШ № 1?

(Правила поведения учащихся МБОУ СОШ №1 г. Красновишерска.)

6. Составление схемы: «Обязанности гражданина и школьника, обучающегося в МБОУ СОШ № 1».

IV . Первичная проверка понимания и закрепление. Рефлексия.

Выступили по1-3 представителя от каждой группы.

Дети начертили схемы: «Органы государственной власти», «Обязанности гражданина и школьника, обучающегося в МБОУ СОШ №1»

V . Домашнее задание: Параграф 10.

VI . Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель предлагает группам самим отметить, чему научились, как работали в группах, оценить работу друг друга и свою, используя таблички:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: