Когда верховный суд ссср стал осуществлять конституционный надзор с

Обновлено: 27.04.2024

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН
О ВЕРХОВНОМ СУДЕ СССР
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Верховный Суд СССР - высший судебный орган СССР
В соответствии с Конституцией СССР Верховный Суд СССР является высшим судебным органом Союза Советских Социалистических Республик и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных настоящим Законом.
Верховный Суд СССР действует на основе социалистической законности, способствует укреплению правопорядка, защите интересов общества, прав и свобод граждан.
Всей своей деятельностью Верховный Суд СССР призван обеспечивать правильное и единообразное применение законов при осуществлении правосудия, воспитывать граждан в духе преданности Родине и делу коммунизма, в духе точного и неуклонного исполнения Конституции СССР и советских законов, бережного отношения к социалистической собственности, соблюдения дисциплины труда, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правам, чести и достоинству граждан, к правилам социалистического общежития.
Статья 2. Осуществление Верховным Судом СССР правосудия
Верховный Суд СССР в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
При осуществлении правосудия Верховный Суд СССР руководствуется Конституцией СССР, настоящим Законом, другим законодательством Союза ССР, а также законодательством союзных и автономных республик.
Статья 3. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР
Верховный Суд СССР изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.
Верховный Суд СССР осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР.
Статья 4. Законодательная инициатива Верховного Суда СССР
В соответствии с Конституцией СССР Верховному Суду СССР принадлежит право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР.
Статья 5. Разрешение Верховным Судом СССР вопросов, вытекающих из международных договоров СССР
Верховный Суд СССР разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров СССР.
Статья 6. Порядок избрания Верховного Суда СССР
Верховный Суд СССР избирается Верховным Советом СССР сроком на пять лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. В состав Верховного Суда СССР входят председатели Верховных Судов союзных республик, являющиеся членами Верховного Суда СССР по должности.
Количественный состав Верховного Суда СССР устанавливается Верховным Советом СССР.
Избрание отдельных судей Верховного Суда СССР вместо выбывших производится по представлению Председателя Верховного Суда СССР Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями - Президиумом Верховного Совета СССР с последующим представлением изданного в связи с этим Указа на утверждение Верховного Совета СССР на очередной сессии.
Статья 7. Порядок утверждения первого заместителя Председателя и председателей судебных коллегий Верховного Суда СССР
Президиум Верховного Совета СССР по представлению Председателя Верховного Суда СССР утверждает:
из числа заместителей Председателя Верховного Суда СССР - первого заместителя Председателя Верховного Суда СССР;
из числа членов Верховного Суда СССР - председателей судебных коллегий Верховного Суда СССР.
Статья 8. Независимость судей и народных заседателей Верховного Суда СССР
Судьи и народные заседатели Верховного Суда СССР независимы и подчиняются только закону.
Статья 9. Участие народных заседателей и коллегиальность в рассмотрении дел
Верховный Суд СССР рассматривает дела в качестве суда первой инстанции в составе председательствующего - одного из судей Верховного Суда СССР и двух народных заседателей.
Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.
Дела по кассационным, частным жалобам и протестам, а также по протестам в порядке надзора и по заключениям Генерального прокурора СССР о вновь открывшихся обстоятельствах рассматриваются в судебных коллегиях Верховного Суда СССР в составе трех судей.
Статья 10. Подотчетность Верховного Суда СССР
Судьи и народные заседатели Верховного Суда СССР ответственны и отчитываются перед Верховным Советом СССР.
Верховный Суд СССР не реже одного раза за период полномочий представляет отчет о своей деятельности Верховному Совету СССР и систематически докладывает о ней Президиуму Верховного Совета СССР.
Статья 11. Неприкосновенность судей и народных заседателей Верховного Суда СССР
Судьи Верховного Суда СССР, а также народные заседатели Верховного Суда СССР при осуществлении правосудия не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета СССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета СССР.
Статья 12. Отзыв или досрочное освобождение судей и народных заседателей Верховного Суда СССР
Председатель, его заместители, члены и народные заседатели Верховного Суда СССР могут быть отозваны или досрочно освобождены не иначе как Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями - Президиумом Верховного Совета СССР с последующим представлением изданного в связи с этим Указа на утверждение Верховного Совета СССР на очередной сессии.
Статья 13. Состав Верховного Суда СССР
Верховный Суд СССР действует в составе:
1) Пленума Верховного Суда СССР;
2) Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда СССР;
3) Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда СССР;
4) Военной коллегии Верховного Суда СССР.
Статья 14. Бюллетень Верховного Суда СССР
Верховный Суд СССР издает "Бюллетень Верховного Суда СССР".
Глава 2
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР
Статья 15. Состав Пленума Верховного Суда СССР
Пленум Верховного Суда СССР действует в составе Председателя Верховного Суда СССР, его заместителей, членов Верховного Суда СССР, в том числе председателей Верховных Судов союзных республик.
В случае отсутствия председателя Верховного Суда союзной республики вместо него в заседании Пленума участвует его заместитель, исполняющий обязанности председателя Верховного Суда союзной республики.
В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор СССР и Министр юстиции СССР. Участие Генерального прокурора СССР в работе Пленума обязательно.
В заседаниях Пленума, не связанных с рассмотрением судебных дел, по приглашению Председателя Верховного Суда СССР могут участвовать судьи, члены научно - консультативного совета при Верховном Суде СССР, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.
Статья 16. Порядок созыва Пленума Верховного Суда СССР
Пленум Верховного Суда СССР созывается не реже одного раза в четыре месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Генеральный прокурор СССР и Министр юстиции СССР уведомляются не позднее чем за тридцать дней до заседания.
Проекты постановлений Пленума и копии протестов или заключений по судебным делам направляются членам Пленума, Генеральному прокурору СССР и Министру юстиции СССР не позднее чем за десять дней до заседания.
Статья 17. Порядок принятия постановлений Пленума Верховного Суда СССР
Заседание Пленума Верховного Суда СССР правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума Верховного Суда СССР принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в голосовании.
Постановления Пленума подписываются Председателем Верховного Суда СССР и секретарем Пленума.
Статья 18. Полномочия Пленума Верховного Суда СССР
Пленум Верховного Суда СССР:
1) рассматривает в порядке надзора дела по протестам Председателя Верховного Суда СССР и Генерального прокурора СССР на решения, приговоры, определения судебных коллегий Верховного Суда СССР, а также на постановления президиумов и пленумов Верховных Судов союзных республик в случае противоречия их законодательству Союза ССР или нарушения ими интересов других союзных республик;
2) рассматривает по заключениям Генерального прокурора СССР о вновь открывшихся обстоятельствах дела, по которым решения, приговоры или определения вынесены судебными коллегиями Верховного Суда СССР либо постановления приняты самим Пленумом Верховного Суда СССР;
3) рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора СССР и Министра юстиции СССР и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства;
4) утверждает по представлениям Председателя Верховного Суда СССР составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда СССР из числа членов Верховного Суда СССР;
5) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда СССР научно - консультативный совет при Верховном Суде СССР;
6) рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Верховный Совет СССР или в Президиум Верховного Совета СССР в порядке осуществления законодательной инициативы, а о толковании законов СССР - в Президиум Верховного Совета СССР;
7) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий Верховного Суда СССР о деятельности коллегий;
8) заслушивает доклады председателей Верховных Судов союзных республик, председателей военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов о практике применения законодательства Союза ССР, а также о выполнении руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР;
9) рассматривает представления Председателя Верховного Суда СССР о несоответствии руководящих разъяснений пленумов Верховных Судов союзных республик законодательству Союза ССР или постановлениям Пленума Верховного Суда СССР;
10) рассматривает представления Генерального прокурора СССР о несоответствии руководящих разъяснений пленумов Верховных Судов союзных республик законодательству Союза ССР.
Статья 19. Порядок рассмотрения судебных дел Пленумом Верховного Суда СССР
При рассмотрении дела в порядке надзора Пленум Верховного Суда СССР заслушивает доклад судьи Верховного Суда СССР об обстоятельствах дела и доводах протеста. Затем Генеральный прокурор СССР поддерживает принесенный им протест или дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту Председателя Верховного Суда СССР.
В таком же порядке рассматриваются дела по заключениям Генерального прокурора СССР о вновь открывшихся обстоятельствах.
В необходимых случаях для дачи объяснений на заседание Пленума могут быть приглашены истец, ответчик и их представители, осужденный, оправданный, их защитники, законные представители несовершеннолетних, потерпевший и его представитель. Уведомления о заседании Пленума и копии протеста или заключения направляются этим лицам не позднее чем за десять дней до заседания.
В обсуждении протеста или заключения о вновь открывшихся обстоятельствах принимают участие только члены Пленума Верховного Суда СССР.
Статья 20. Отзыв протеста, принесенного в Пленум Верховного Суда СССР
Председатель Верховного Суда СССР и Генеральный прокурор СССР вправе отозвать свой протест до начала рассмотрения дела.
Статья 21. Порядок принятия постановления по судебному делу Пленумом Верховного Суда СССР
После обсуждения протест или заключение, а также предложения членов Пленума о принятии иного решения, чем указано в протесте или в заключении, ставятся на голосование. Члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования. Судья, принимавший участие в рассмотрении дела по первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора в Верховном Суде союзной республики или в судебных коллегиях Верховного Суда СССР, не может участвовать в рассмотрении этого дела на Пленуме Верховного Суда СССР.
Если ни одно из предложений, в том числе и сформулированное в протесте или заключении, не собрало большинства голосов, протест или заключение оставляется без удовлетворения.
Член Пленума, не согласный с принятым постановлением, вправе изложить свое мнение в письменном виде; оно приобщается к протоколу заседания Пленума.
Статья 22. Частное постановление Пленума Верховного Суда СССР
Пленум Верховного Суда СССР в необходимых случаях частным постановлением обращает внимание руководителей министерств, государственных комитетов, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций и других должностных лиц на установленные по делу факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения.
Указанные лица должны в течение одного месяца сообщить Верховному Суду СССР о мерах, принятых ими по частному постановлению.
Статья 23. Исполнение постановлений Пленума Верховного Суда СССР
Постановления Пленума Верховного Суда СССР по судебным делам вступают в законную силу немедленно по их принятии и исполняются в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным и уголовно - процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 24. Рассмотрение Пленумом Верховного Суда СССР вопросов, не связанных с разрешением судебных дел
Вопросы, не связанные с разрешением судебных дел, внесенные в соответствии с настоящим Законом на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда СССР, Генеральным прокурором СССР или Министром юстиции СССР, заслушиваются соответственно по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц. При этом по вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда СССР либо Министром юстиции СССР, Генеральный прокурор СССР дает заключение. В обсуждении этих вопросов могут участвовать также лица, приглашенные на заседание Пленума Верховного Суда СССР.
Для подготовки проекта постановления, содержащего руководящие разъяснения, Пленум в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа членов Пленума.
Глава 3
СУДЕБНЫЕ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР
Статья 25. Порядок образования судебных коллегий
Судебные коллегии утверждаются Пленумом Верховного Суда СССР из числа членов Верховного Суда СССР. Председатель Верховного Суда СССР в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.
Статья 26. Полномочия Судебной коллегии по гражданским делам
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда СССР:
1) рассматривает в качестве суда первой

О конституционном надзоре в СССР

____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с введением в действие
Федерального закона от 12 июля 1991 года N 1599-1
"О Конституционном Суде РСФСР".
Следует руководствоваться
Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ
"О Конституционном суде Российской Федерации"
____________________________________________________________________

I. Общие положения
Статья 1. Цели конституционного надзора в СССР

Конституционный надзор в СССР учрежден в целях обеспечения соответствия актов государственных органов и общественных организаций Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик, охраны конституционных прав и свобод личности, прав народов СССР, демократических основ советского общества.

Статья 2. Органы конституционного надзора

Конституционный надзор в СССР осуществляют Комитет конституционного надзора СССР и органы конституционного надзора союзных и автономных республик.

Статья 3. Основные принципы деятельности органов конституционного
надзора

Органы конституционного надзора в СССР действуют на основе социалистической законности, коллегиальности и гласности.

Органы конституционного надзора в СССР самостоятельны и подчиняются только Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность органов конституционного надзора не допускается и влечет ответственность в соответствии с законом.

Статья 4. Законодательство о конституционном надзоре в СССР

Задачи, организация и порядок осуществления конституционного надзора в СССР определяются Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик, настоящим Законом, а также законами союзных и автономных республик об органах конституционного надзора.

II. Состав и порядок избрания Комитета
конституционного надзора СССР

Статья 5. Состав Комитета конституционного надзора СССР

Комитет конституционного надзора СССР избирается из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 25 членов Комитета, в том числе по одному из каждой союзной республики.

Статья 6. Избрание Комитета конституционного надзора СССР

Председатель, заместитель Председателя, члены Комитета конституционного надзора СССР избираются Съездом народных депутатов СССР сроком на десять лет.

Предложения о персональном составе Комитета конституционного надзора СССР представляются Съезду народных депутатов СССР Председателем Верховного Совета СССР.

Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа народных депутатов СССР.

В целях обеспечения преемственности в деятельности Комитета конституционного надзора СССР его состав обновляется наполовину каждые пять лет.

Вновь избранные члены Комитета вступают в должность с момента окончания срока полномочий выбывающих из его состава лиц.

Статья 7. Присяга лиц, избранных в Комитет конституционного надзора
СССР

Председатель Верховного Совета СССР приводит к присяге лиц, избранных в Комитет конституционного надзора СССР.

Текст присяги: "Торжественно клянусь добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности члена Комитета конституционного надзора СССР, подчиняться при этом всем положениям Конституции Союза Советских Социалистических Республик и ничему кроме них".

Статья 8. Досрочное прекращение полномочий лица, избранного в
Комитет конституционного надзора СССР

Полномочия лица, избранного в Комитет конституционного надзора СССР, могут быть досрочно прекращены по его просьбе об отставке, по состоянию здоровья, препятствующему выполнению им своих обязанностей; в случае нарушения присяги; в связи с вступившим в отношении его в законную силу обвинительным приговором суда.

Решение о досрочном прекращении полномочий лица, входящего в состав Комитета конституционного надзора СССР, принимается по представлению Председателя Верховного Совета СССР Съездом народных депутатов СССР.

В период между Съездами народных депутатов СССР полномочия лица, избранного в Комитет конституционного надзора СССР, могут быть приостановлены в случае нарушения им присяги или вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда. Решение о приостановлении полномочий принимается Верховным Советом СССР по представлению Председателя Верховного Совета СССР.

Статья 9. Дополнительное избрание в Комитет конституционного надзора
СССР

В случае досрочного выбытия лица, входившего в состав Комитета конституционного надзора СССР, Съездом народных депутатов СССР на оставшийся срок полномочий дополнительно избирается в состав Комитета другое лицо.

В случае досрочного выбытия лица, входившего в состав Комитета конституционного надзора СССР, менее чем за год до истечения срока его полномочий выборы нового члена Комитета вместо выбывшего не проводятся.

III. Полномочия и порядок деятельности Комитета конституционного
надзора СССР

Статья 10. Акты, поднадзорные Комитету конституционного надзора СССР

Комитет конституционного надзора СССР рассматривает вопросы о соответствии Конституции СССР:

проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР;

законов СССР и иных актов, принятых Съездом народных депутатов СССР;

конституций союзных республик.

Комитет конституционного надзора СССР осуществляет надзор за соответствием Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР:

законов СССР и иных актов, принятых Верховным Советом СССР, постановлений Совета Союза и Совета Национальностей, а также проектов актов, внесенных на рассмотрение этих органов.

Комитет конституционного надзора СССР осуществляет надзор за соответствием Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР:

указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР;

распоряжений Председателя Верховного Совета СССР;

законов союзных республик;

постановлений и распоряжений Совета Министров СССР;

международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик, представленных на ратификацию или утверждение;

руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР;

актов Генерального прокурора СССР и Главного государственного арбитра СССР, имеющих нормативный характер, а также нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых в соответствии с Конституцией СССР не осуществляется прокурорский надзор.

Надзорные функции Комитета конституционного надзора СССР не распространяются на приговоры и иные решения судов, решения органов расследования, прокуратуры, государственного арбитража по гражданским, уголовным, административным, арбитражным делам.

Статья 11. Рассмотрение разногласий

В случае возникновения разногласий между Союзом ССР и республиками, между союзными республиками, между союзными республиками и национально-государственными, национально-территориальными образованиями по поводу конституционности актов, принятых их органами государственной власти и управления, Комитет конституционного надзора СССР рассматривает эти разногласия по инициативе любой из спорящих сторон в соответствии с правилами, установленными настоящим Законом и Регламентом Комитета конституционного надзора СССР.

Статья 12. Внесение вопросов на рассмотрение Комитета
конституционного надзора СССР

Комитет конституционного надзора СССР принимает вопрос к рассмотрению:

1) по поручению Съезда народных депутатов СССР - в отношении проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР;

2) по предложениям не менее одной пятой народных депутатов СССР, Председателя Верховного Совета СССР, высших органов государственной власти союзных республик - в отношении законов СССР и иных актов, принятых Съездом народных депутатов СССР;

3) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, Президиума Верховного Совета СССР, высших органов государственной власти союзных республик - в отношении конституций и законов союзных республик;

4) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям не менее одной пятой членов Верховного Совета СССР, Председателя Верховного Совета СССР, высших органов государственной власти союзных республик - в отношении законов СССР и иных актов, принятых Верховным Советом СССР, постановлений Совета Союза и Совета Национальностей, а также проектов актов, внесенных на рассмотрение этих органов; постановлений и распоряжений Совета Министров СССР; международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик;

5) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, его палат, Президиума Верховного Совета СССР, Председателя Верховного Совета СССР, постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, высших органов государственной власти союзных республик, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда CCCP, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, общесоюзных органов общественных организаций и Академии наук СССР - в отношении нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций.

Комитет конституционного надзора СССР вправе также по собственной инициативе рассматривать вопросы о соответствии Конституции СССР и законам СССР актов высших органов государственной власти и управления СССР, других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР.

Если органы государственного управления, судебные, прокурорские и иные правоохранительные и правоприменительные органы, общественные организации и граждане обнаружат расхождение между законом или иным нормативным актом и Конституцией СССР, они доводят об этом до сведения органа, уполномоченного передать вопрос на рассмотрение Комитета конституционного надзора СССР.

Комитет конституционного надзора СССР вправе отклонить как не соответствующие его компетенции отдельные поручения, предложения и обращения.

Статья 13. Принятие вопросов к рассмотрению по собственной
инициативе Комитета конституционного надзора СССР

Право вносить вопрос на рассмотрение по собственной инициативе Комитета конституционного надзора СССР принадлежит Председателю, заместителю Председателя и членам Комитета конституционного надзора СССР.

Решение рассмотреть вопрос принимается большинством голосов членов Комитета, участвующих в заседании.

Статья 14. Председатель Комитета конституционного надзора, СССР

Председатель Комитета конституционного надзора СССР осуществляет общее руководство работой Комитета, созывает его заседания по собственной инициативе или по предложению не менее трех членов Комитета, председательствует на них, а также выполняет другие функции, возложенные на него настоящим Законом.

Заместитель Председателя Комитета конституционного надзора СССР выполняет по уполномочию Председателя Комитета отдельные его функции и замещает Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.

В случае невозможности осуществления Председателем Комитета и его заместителем их функций Комитет избирает из своего состава временного Председателя, действующего в этом качестве до возвращения Председателя или его заместителя к выполнению своих обязанностей либо до избрания Съездом народных депутатов СССР нового Председателя и заместителя Председателя Комитета.

Статья 15. Члены Комитета конституционного надзора СССР

Член Комитета конституционного надзора СССР пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Комитетом.

Член Комитета не имеет права публично высказывать свое мнение о соответствии или несоответствии Конституции СССР и законам СССР актов и проектов актов, находящихся на рассмотрении Комитета, до принятия Комитетом заключения по этому вопросу.

Статья 16. Подготовка к рассмотрению вопроса в Комитете
конституционного надзора СССР

Председатель Комитета конституционного надзора СССР поручает подготовку к рассмотрению вопроса на заседании Комитета одному или нескольким членам Комитета и устанавливает срок ее завершения, который не должен превышать шести месяцев. В ходе подготовки вопроса члены Комитета вправе:

истребовать от государственных органов и общественных организаций любые относящиеся к данному вопросу документы и иную информацию;

заслушивать объяснения должностных лиц соответствующих государственных органов и общественных организаций;

привлекать в качестве консультантов ученых и практических работников.

Статья 17. Рассмотрение вопроса Комитетом конституционного надзора
СССР

Председатель Комитета конституционного надзора СССР ставит вопрос на заседании Комитета в течение одного месяца после окончания подготовки к рассмотрению вопроса. Проект заключения Комитета и относящиеся к нему материалы рассылаются участникам заседания не позднее чем за пятнадцать дней до заседания.

Заседание правомочно при наличии не менее двух третей лиц, избранных в Комитет.

Заседания Комитета проводятся открыто. Закрытое заседание допускается лишь в случае необходимости сохранения государственной или иной охраняемой законом тайны.

В заседании Комитета вправе участвовать представитель органа, по инициативе которого рассматривается данный вопрос, и представитель органа, издавшего акт или внесшего проект акта.

В заседании Комитета могут участвовать:

Председатель Верховного Совета СССР;

заместители Председателя Верховного Совета СССР, председатели палат Верховного Совета СССР, председатели комитетов Верховного Совета СССР и постоянных комиссий его палат;

Верховный Суд СССР — высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года [1] .

Содержание

Создание

Вопрос о необходимости создания единого для всего Союза ССР высшего судебного органа встал сразу после образования СССР в декабре 1922 года, поскольку статья 12 Договора об образовании СССР предусматривала учреждение при ЦИК СССР Верховного Суда СССР «с функциями верховного судебного контроля».

23 ноября 1923 года Президиум ЦИК СССР принимает первое Положение о Верховном Суде СССР, определившее статус, компетенцию и порядок деятельности данного суда.

Конституция СССР 1924 года в главе 7 («О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик»; в 1935 году название этой главы было изменено и изложено в следующей редакции: «О Верховном Суде и Прокуратуре Союза Советских Социалистических Республик» [2] ) закрепила место и роль Верховного Суда в системе органов государственной власти СССР.

Компетенция

Конституцией СССР к компетенции Верховного Суда СССР были отнесены следующие вопросы:

  • дача Верховным Судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
  • рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;
  • дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;
  • разрешение судебных споров между союзными республиками;
  • рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

Позже, 14 июля 1924 года, ЦИК СССР принял Постановление, именовавшееся «Наказ Верховному Суду СССР», которым уточнил и конкретизировал полномочия и порядок деятельности Верховного Суда СССР.

Структура

Первоначально (по Положению 1923 г., Конституции и Наказу 1924 г.) Верховный Суд СССР работал в составе:

  • Пленарного заседания;
  • Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий; и Военно-транспортной коллегий.

Верховный Суд имел право также создавать специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и дел персональной подсудности членов ЦИК СССР, СНК СССР, Председателя и членов Верховного Суда СССР, Прокурора СССР, его заместителя и старших помощников.

Председатель Верховного Суда и его члены назначались Президиумом ЦИК и им же могли быть освобождены от должности. В состав Пленума Верховного Суда входили также по должности четыре председателя верховных судов союзных республик и председатель Объединённого Государственного Политического Управления при СНК СССР. Также в работе Пленума обязательно участвовал Прокурор СССР или его заместитель.

В 1926 году упраздняются военно-транспортные трибуналы и Военно-транспортная коллегия Верховного Суда СССР, а Верховный Суд СССР провозглашается кассационной инстанцией по делам, рассмотренным военными трибуналами; в том же году к компетенции Верховного Суда отнесено толкование общесоюзного законодательства. [3]

24 июля 1929 года ЦИК и СНК СССР принимают новое Положение о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, которым, в частности, Верховному Суду СССР было предоставлено право законодательной инициативы и возложена обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по запросам СНК СССР.

В 1931 году образуется Коллегия Верховного Суда СССР по транспортным делам и определяется новый состав пленарных заседаний Суда — Председатель Верховного Суда СССР, его заместитель, председатели пленарных заседаний верховных судов союзных республик, председатели коллегий Верховного Суда СССР и четыре члена, назначаемые Президиумом ЦИК СССР, в число которых входит один представитель ОГПУ [4] .

В 1935 году вносятся изменения в Конституцию СССР [2] , затронувшие и вопросы Верховного Суда СССР. В частности, была уточнена структура Суда. По новому закону Верховный Суд СССР действовал в составе:

  • Пленарного заседания;
  • Судебно-надзорной коллегии;
  • Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий; ;
  • Коллегии по транспортным делам;
  • Водной транспортной коллегии;
  • Спецколлегии. [5]

Кроме того, Верховный Суд получил право непосредственной отмены судебных актов верховных судов союзных республик, противоречащих общесоюзному законодательству (согласно ранее действовавшим нормами он мог лишь опротестовывать такие акты в адрес союзного ЦИК).

Конституция СССР 1936 года определила Верховный Суд СССР как высший судебный орган. На Верховный Суд СССР, согласно Конституции, возлагался надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законом. Верховный Суд избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет, также в состав Суда входили по должности председатели верховных судов союзных республик (ст. 105 Конституции).

16 августа 1938 года на основании Конституции СССР принимается Закон СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», которым были внесены изменения в структуру Верховного Суда СССР (создана Железнодорожная коллегия и упразднены Коллегия по транспортным делам и Спецколлегия) [6] .

В 1949 году Судебная коллегия по делам лагерных судов Верховного Суда СССР ликвидируется с передачей кассационных функций трибуналам войск МВД [9] .

Верховный Суд СССР — высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года [1] .

Содержание

Создание

Вопрос о необходимости создания единого для всего Союза ССР высшего судебного органа встал сразу после образования СССР в декабре 1922 года, поскольку статья 12 Договора об образовании СССР предусматривала учреждение при ЦИК СССР Верховного Суда СССР «с функциями верховного судебного контроля».

23 ноября 1923 года Президиум ЦИК СССР принимает первое Положение о Верховном Суде СССР, определившее статус, компетенцию и порядок деятельности данного суда.

Конституция СССР 1924 года в главе 7 («О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик»; в 1935 году название этой главы было изменено и изложено в следующей редакции: «О Верховном Суде и Прокуратуре Союза Советских Социалистических Республик» [2] ) закрепила место и роль Верховного Суда в системе органов государственной власти СССР.

Компетенция

Конституцией СССР к компетенции Верховного Суда СССР были отнесены следующие вопросы:

  • дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
  • рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;
  • дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;
  • разрешение судебных споров между союзными республиками;
  • рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

Позже, 14 июля 1924 года, ЦИК СССР принял Постановление, именовавшееся «Наказ Верховному Суду СССР», которым уточнил и конкретизировал полномочия и порядок деятельности Верховного Суда СССР.

Структура

Первоначально (по Положению 1923 г., Конституции и Наказу 1924 г.) Верховный Суд СССР работал в составе:

  • Пленарного заседания;
  • Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий; и Военно-транспортной коллегий.

Верховный Суд имел право также создавать специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и дел персональной подсудности членов ЦИК СССР, СНК СССР, Председателя и членов Верховного Суда СССР, Прокурора СССР, его заместителя и старших помощников.

Председатель Верховного Суда и его члены назначались Президиумом ЦИК и им же могли быть освобождены от должности. В состав Пленума Верховного Суда входили также по должности четыре председателя верховных судов союзных республик и председатель Объединённого Государственного Политического Управления при СНК СССР. Также в работе Пленума обязательно участвовал Прокурор СССР или его заместитель.

В 1926 году упраздняются военно-транспортные трибуналы и Военно-транспортная коллегия Верховного Суда СССР, а Верховный Суд СССР провозглашается кассационной инстанцией по делам, рассмотренным военными трибуналами; в том же году к компетенции Суда отнесено толкование общесоюзного законодательства. [3]

24 июля 1929 года ЦИК и СНК СССР принимают новое Положение о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, которым, в частности, Верховному Суду СССР было предоставлено право законодательной инициативы и возложена обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по запросам СНК СССР.

В 1931 году образуется Коллегия Верховного Суда СССР по транспортным делам и определяется новый состав пленарных заседаний Суда — Председатель Верховного Суда СССР, его заместитель, председатели пленарных заседаний верховных судов союзных республик, председатели коллегий Верховного Суда СССР и четыре члена, назначаемые Президиумом ЦИК СССР, в число которых входит один представитель ОГПУ [4] .

В 1935 году вносятся изменения в Конституцию СССР [2] , затронувшие и вопросы Верховного Суда СССР. В частности, была уточнена структура Суда. По новому закону Верховный Суд СССР действовал в составе:

  • Пленарного заседания;
  • Судебно-надзорной коллегии;
  • Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий;
  • Военной коллегии;
  • Коллегии по транспортным делам;
  • Водной транспортной коллегии;
  • Спецколлегии. [5]

Кроме того, Верховный Суд получил право непосредственной отмены судебных актов верховных судов союзных республик, противоречащих общесоюзному законодательству (согласно ранее действовавшим нормами он мог лишь опротестовывать такие акты в адрес союзного ЦИК).

Конституция СССР 1936 года определила Верховный Суд СССР как высший судебный орган. На Верховный Суд СССР, согласно Конституции, возлагался надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законом. Верховный Суд избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет, также в состав Суда входили по должности председатели верховных судов союзных республик (ст. 105 Конституции).

16 августа 1938 года на основании Конституции СССР принимается Закон СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», которым были внесены изменения в структуру Верховного Суда СССР (создана Железнодорожная коллегия и упразднены Коллегия по транспортным делам и Спецколлегия) [6] .

В 1949 году Судебная коллегия по делам лагерных судов Верховного суда СССР ликвидируется с передачей кассационных функций трибуналам войск МВД [9] .

высший судебный орган Союза ССР, на который возложены надзор за судебной деятельностью судебных органов Союза ССР и союзных республик, проверка применения судебными органами союзных республик общесоюзного законодательства и исполнения постановлений Пленума В. с. СССР. Был учрежден в 1924. Обладает правом законодательной инициативы (См. Законодательная инициатива). В случаях и в порядке, предусмотренных законом, В. с. СССР разрешает вопросы, вытекающие из договоров об оказании правовой помощи (См. Правовая помощь), заключённых с др. государствами.

Согласно Конституции СССР (ст. 105), председатель, его заместители, члены суда и народные заседатели В. с. СССР избираются Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Членами В. с. СССР по должности (ex officio) являются председатели Верховных судов союзных республик. Организация и деятельность В. с. СССР регулируются Положением о В. с. СССР 1957 (с изменениями и дополнениями согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1967), а также Основами законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик (1958). В. с. СССР действует в составе Пленума и 3 судебных коллегий: по гражданским делам, по уголовным делам и военной коллегии (См. Военная коллегия). Судебные коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции дела исключительной важности, отнесённые законом к их ведению, а в порядке судебного надзора — протесты на решения и приговоры Верховных судов союзных республик. Компетенция каждой коллегии определена законом. В качестве суда первой инстанции судебные коллегии рассматривают дела в составе председательствующего (члена Верховного суда) и 2 народных заседателей, а в других случаях — в составе 3 членов суда.

Пленарные заседания В. с. СССР (Пленум) созываются не реже 1 раза в 3 месяца. Пленум утверждает состав судебной коллегии, рассматривает протесты на решения, приговоры, определения судебных коллегий В. с. СССР и постановления Верховных судов союзных республик; материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и даёт судам руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел; входит в Президиум Верховного Совета СССР с представлениями по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке, и по вопросам толкования законов СССР; разрешает споры между судебными органами союзных республик; заслушивает отчёты о деятельности судебных коллегий и доклады председателей Верховных судов союзных республик о судебной практике по применению общесоюзного законодательства и постановлений Пленума В. с. СССР. В заседаниях Пленума обязательно участие Генерального прокурора СССР. При В. с. СССР состоит Научно-консультативный совет. В. с. СССР издаёт с 1957 «Бюллетень Верховного суда СССР» — периодический печатный орган (с 1943 до 1954 издавался бюллетень «Судебная практика Верховного Суда СССР»). В Бюллетене публикуются руководящие разъяснения Пленума В. с. СССР по вопросам судебной практики, постановления Пленума и определения судебных коллегий В. с. СССР по отдельным судебным делам, представляющим интерес для судебной практики, и др.

Верховные суды имеются во всех союзных и автономных республиках. Структура и порядок деятельности Верховных судов союзных республик в значит, мере сходны со структурой и порядком деятельности В. с. СССР.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Верховный суд СССР" в других словарях:

Верховный Суд СССР — Верховный Суд СССР высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года[1]. Содержание 1 Создание 2 Компетенция 3 … Википедия

Верховный суд СССР — Верховный Суд СССР высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года[1]. Содержание 1 Создание 2 Компетенция 3 Структура … Википедия

ВЕРХОВНЫЙ СУД СССР — – высший судебный орган СССР, избираемый Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. На В. С. СССР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик. В. С. СССР – высший орган правосудия, служащий интересам… … Советский юридический словарь

Верховный Совет СССР — Верховный Совет СССР … Википедия

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР — высший орган гос. власти СССР, созданный в соответствии с Конституцией СССР 1936; состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. В. С. СССР высший представительный орган Сов. гос ва. Его депутаты избираются непосредственно… … Советская историческая энциклопедия

Верховный Совет СССР — высший орган государственной власти СССР и единственный законодательный орган СССР. Осуществляет все принадлежащие Союзу ССР права, поскольку они не входят, в силу Конституции СССР, в компетенцию подотчётных ВС СССР органов Президиума ВС… … Большая советская энциклопедия

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР — – высший орган государственной власти Союза Советских Социалистических Республик, представительный орган советского народа, избираемый гражданами СССР сроком на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном… … Советский юридический словарь

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР — высший представительный орган государственной власти Союза ССР, учрежденный Конституцией СССР 1936 г. Заменил Съезд Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР (последний состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей, что было… … Энциклопедический словарь конституционного права

ВЕРХОВНЫЙ СУД — ВЕРХОВНЫЙ СУД, высший судебный орган государства, возглавляющий судебную систему. Рассматривает судебные дела исключительной важности и является высшей инстанцией для всех других судов государства. В Российской империи высшим чрезвычайным… … Русская история

Верховный суд — Верховный суд высшее судебное учреждение государства, в компетенцию которого входит, как правило, разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т. п.); рассмотрение дел о… … Википедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: