Каков порядок обеспечения сизод представителей государственных надзорных органов на опо

Обновлено: 25.04.2024

Итак, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, данным в рамках его послания Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года, Правительство Российской Федерации отменило с 1 января 2021 года все действующие нормативные правовые акты.

Органы государственного контроля (надзора) с 1 января 2021 года утвердили новые актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.

Так сработал механизм «регуляторной гильотины», который должен был сократить количество документов с разными требованиями и упростить всем работу. Идея взята из-за рубежа, но как обычно реализована «по-русски» с небольшой поправкой. Что не смогли актуализировать внесли в белый список – 1275 старых документов оставили действующими. Таким образом, путаница в документах и требованиях обеспечена. Вот такая актуализация «по-русски» будет происходить теперь каждые 6 лет – все новые правила имеют срок действия 6 лет. (см.Федеральный закон от 31.07.2020 №247-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об обязательных требованиях в Российской Федерации») Может быть на следующем витке избавимся от всех старых документов.

Что касается промышленной безопасности, то, во-первых, Правительством Российской Федерации приняты 10 постановлений, разработанных Ростехнадзором и устанавливающих актуализированные требования в области промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений. Во-вторых, Ростехнадзор принял больше 65 своих приказов, устанавливающих новые правила.

В нашу базу НТД (здесь на сайте) такой объем документов мы быстро не внесем. Делаем это постепенно. Ознакомится оперативно со всеми новыми документами можно на сайте Минюста или Официального портала опубликования. Cписок со ссылками приводим ниже.

Постановления Правительства, устанавливающие актуализированные требования в области промышленной безопасности:

а также другие новые постановления Правительства, относящиеся к промышленной безопасности:

Новые ФНП Ростехнадзора:

Будем изучать эти документы, они в основном копируют предыдущие, но и содержат нововведения, например по лицензированию теперь лицензия в бумажном виде не будет выдаваться, а будет реестр лицензий и выписка из него. Для получения лицензии нужно предоставить сведения об аттестации всех ИТР, а не только директора - в общем давайте читать дальше - объем большой.

II. Организация обеспечения населения СИЗ

6. Обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее и (или) работающее на территориях в пределах границ зон:

(в ред. Приказа МЧС России от 31.07.2017 N 309)

(см. текст в предыдущей редакции)

защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.

7. Обеспечение населения СИЗ осуществляется:

федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении соответственно, а также неработающего населения соответствующего субъекта Российской Федерации, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения;

организациями - работников этих организаций.

8. Количество и категории населения, подлежащие обеспечению СИЗ на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения, определяются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".

9. Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется:

для работников организаций и населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, - СИЗ органов дыхания от аварийно химически опасных веществ, в результате распространения которых может возникнуть данная зона возможной опасности, из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) СИЗ увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных;

для работников организаций и населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения, - респираторы из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) респираторов увеличивается на 1% от их потребности для обеспечения замены неисправных;

для работников организаций и населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения, - медицинские средства индивидуальной защиты из расчета на 30% от их общей численности.

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации увеличивают количество запасов СИЗ не менее чем на 10% от их потребности для обеспечения населения, которое может временно находиться на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения.

Исправные противогазы фильтрующие с не истекшими сроками хранения, накопленные ранее в запасах (резервах), могут использоваться вместо респираторов на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения, устанавливаемых вокруг радиационно- и ядерно опасных объектов.

(п. 9 в ред. Приказа МЧС России от 31.07.2017 N 309)

(см. текст в предыдущей редакции)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 июня 2021 года N 1082

О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности

1. Утвердить прилагаемые:

2. Признать утратившими силу:

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2017 г. N 930 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 33, ст.5191);

3. Плановые проверки, проведение которых запланировано на 2021 год в рамках лицензионного контроля деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I-III классов опасности, дата начала которых наступает позднее 30 июня 2021 г., подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 года N 1082

Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (далее - федеральный государственный надзор), за исключением федерального государственного надзора, осуществляемого на объектах, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации.

2. Федеральный государственный надзор в соответствии с настоящим Положением осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами.

3. Предметом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности являются:

а) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований в области промышленной безопасности, установленных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:

требований к безопасному ведению работ, в том числе связанных с пользованием недрами, на опасных производственных объектах;

требований промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов, применяемых на них технических устройств, а также зданий и сооружений на опасных производственных объектах;

требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями с применением такого обоснования безопасности;

требований, включая требования пожарной безопасности, для ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения на опасных производственных объектах;

лицензионных требований к деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I-III классов опасности;

б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".

При осуществлении федерального государственного надзора осуществляется оценка соблюдения требований технических регламентов и обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, согласно приложению.

Объектами федерального государственного надзора являются:

деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области промышленной безопасности;

продукция, указанная в приложении к настоящему Положению, применяемая при осуществлении видов деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, работы и услуги, осуществляемые на опасных производственных объектах;

здания и сооружения на опасных производственных объектах, технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах.

4. Федеральный государственный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, осуществления постоянного государственного контроля (надзора) и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований.

5. Должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный надзор, являются:

а) руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

б) заместители руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и руководители структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

в) заместители руководителей структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальники отделов и заместители начальников отделов структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

г) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

д) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

е) руководители территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

ж) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальники отделов и заместители начальников отделов в территориальном органе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

з) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

и) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей группы должностей в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора.

6. Должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора, пользуются правами и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае выявления при осуществлении федерального государственного надзора угрозы жизни и здоровью работников должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор, обязаны дать указания о выводе людей с рабочих мест.

7. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий обязаны соблюдать ограничения и запреты, установленные Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора

8. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора применяется система оценки и управления рисками с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

9. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

10. Присвоение класса опасности опасным производственным объектам, его изменение, учет опасных производственных объектов осуществляются при регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре в соответствии с Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".

11. В зависимости от класса опасности эксплуатируемого опасного производственного объекта проведение плановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью:

а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности - не чаще чем один раз в течение одного года;

б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности - не чаще чем один раз в течение 3 лет.

В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые выездные проверки не проводятся.

12. В случае соответствия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, критериям оценки добросовестности, указанным в пункте 52 настоящего Положения, устанавливается следующая периодичность проведения плановых выездных проверок:

а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности - не чаще чем один раз в течение 2 лет;

б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности - не чаще чем один раз в течение 4 лет.

III. Организация контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении федерального государственного надзора

13. При осуществлении федерального государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

14. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного надзора, являются:

руководитель, заместители руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

руководители, заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках федерального государственного надзора осуществляются только в виде выездных проверок.

16. В рамках осуществления федерального государственного надзора проводятся следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:

17. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

ГОСТ Р 22.9.19-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ПРОТИВОГАЗЫ ГРАЖДАНСКИЕ ФИЛЬТРУЮЩИЕ

Общие технические требования

Safety in emergencies. Respiratory protective devices in emergencies. Civil filter gas masks. General technical requirements

Дата введения 2015-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на противогазы гражданские фильтрующие (далее - гражданские противогазы), предназначенные для использования в качестве средств индивидуальной защиты органов дыхания, лица и глаз гражданского взрослого населения, в том числе личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, в особых условиях радиоактивного загрязнения и химического заражения.

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к гражданским противогазам, а также их основным составным частям (лицевым частям, комбинированным фильтрам).

1.2 Настоящий стандарт не распространяется на следующие типы средств индивидуальной защиты органов дыхания:

- пожарные (в том числе для эвакуации);

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 15.309 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения.

ГОСТ 22.0.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 22.9.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Комплексы средств индивидуальной защиты спасателей. Общие технические требования

ГОСТ 8762 Резьба круглая диаметром 40 мм для противогазов и калибры к ней. Основные размеры

ГОСТ 17527 Упаковка. Термины и определения

ГОСТ Р 12.4.233 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Термины и определения

ГОСТ Р 12.4.251 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противогазовые и комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка

ГОСТ Р 15.301 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий

ГОСТ Р 52108 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения

ГОСТ Р 55446 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях. Классификация

ОК [МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96] 001 Общероссийский классификатор стандартов

ОК 005 Общероссийский классификатор продукции

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 12.4.233, ГОСТ 22.0.05, ГОСТ 22.9.05, ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ 17527, ГОСТ Р 55446, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 противогаз: Индивидуальное средство защиты органов дыхания, глаз и лица человека от радиоактивных и отравляющих веществ, биологических (бактериальных) средств или иных опасных химических веществ, находящихся в атмосфере в виде паров, газов и аэрозолей.

3.2 динамическая активность комбинированного фильтра: Максимальное количество опасного химического вещества в граммах, которое может быть сорбировано фильтрующим элементом в заданных условиях за время от начала поступления паровоздушной (газовоздушной) смеси в элемент до момента появления за ним проскоковой концентрации.

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АХОВИД - аварийно-химически опасное вещество ингаляционного действия;

А, В, Е, К - наименование классов АХОВИД;

ВЗД - время защитного действия;

ЗXЗ - зона химического заражения;

МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

НИР - научно-исследовательская работа;

ОВ - отравляющие вещества;

ОКР - опытно-конструкторская работа;

СИЗОД - средство индивидуальной защиты органов дыхания;

СМТ - стандартный масляный туман;

ТЗ - техническое задание;

ЧС - чрезвычайная ситуация.

4 Общие положения

4.1 Назначение гражданского противогаза

Гражданские противогазы являются фильтрующими средствами защиты органов дыхания, лица и глаз гражданского взрослого населения, в том числе личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, от ОВ, радиоактивных веществ, АХОВИД, находящихся в воздухе в виде газов, паров и аэрозолей, а также от биологических (бактериальных) средств в условиях ЧС, которые обусловлены техногенными авариями и катастрофами, террористическими актами, применением оружия массового поражения.

Перечень АХОВИД приведен в приложении А.

4.2 Условия применения гражданского противогаза

4.2.1 Противогаз может применяться во всех климатических поясах в интервале температур воздуха от минус 40 до плюс 40°С, относительной влажности воздуха не более 98% при объемной доле кислорода в окружающей атмосфере не менее 17%.

5 Общие технические требования

5.1 Требования к гражданскому противогазу

5.1.1 Противогаз должен комплектоваться лицевой частью и комбинированным фильтром, предусматривающим их взаимное соединение. В случае наличия резьбовых соединений комплектующие изделия должны иметь один типоразмер, выполненный по ГОСТ 8762.

5.1.2 Противогаз должен обеспечить защиту от ОВ и АХОВИД основных классов (А, В, Е, К). В случае необходимости существенного увеличения эффективности защиты по конкретному АХОВИД или группам АХОВИД возможныа разработка, производство и использование дополнительных патронов.

5.1.3 Требования к эргономическим показателям гражданского противогаза приведены в таблице 1. Эргономические характеристики гражданских противогазов, разработанных до введения в действие настоящего стандарта и прошедших процедуру постановки на производство, должны соответствовать показателям, установленным в ранее утвержденной нормативной документации (стандартах, технических условиях и др.).

5.1.4 Эффективность защиты (вероятность защиты) гражданских противогазов по ОВ должна быть не менее 0,9999, а по АХОВИД - не менее 0,95. Значения динамической активности комбинированного фильтра противогаза и основных защитных характеристик противогаза, соответствующие указанной эффективности защиты, представлены в таблице 2. Концентрация тест-вещества и время защитного действия для проведения испытаний определяются в стандарте на методы испытаний.

Таблица 1 - Требования к эргономическим показателям гражданского противогаза

Требования к показателю

Сопротивление воздушному потоку при объемном расходе 30 дм/мин, Па, не более

Разборчивость речи в гражданском противогазе, %, не менее

Масса противогаза, создающая нагрузку на голову (обусловленная лицевой частью и комбинированным фильтром), кг, не более

* При использовании дополнительных патронов.

5.1.5 Введение новых показателей (дополнительных требований), не предусмотренных настоящим стандартом, должно подтверждаться набором статистических данных, полученных при лабораторных, натурных и других испытаниях, на основании которых определена обоснованность и целесообразность их введения. Введение данных показателей производится установленным порядком.

Таблица 2 - Значения защитных характеристик противогазов, необходимые для подтверждения эффективности защиты

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

от 15 декабря 2020 года N 533

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

в Министерстве юстиции

25 декабря 2020 года,

регистрационный N 61808

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 15 декабря 2020 года N 533

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств"

I. Общие положения

2. Правила устанавливают требования к обеспечению взрывобезопасности технологических процессов, зданий, сооружений и технических устройств, применяемых (расположенных) на опасных производственных объектах (далее - ОПО):

а) химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, на которых получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в пункте 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в том числе образовываются паровоздушные, газовоздушные и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси;

г) магистрального трубопроводного транспорта (парки резервуарные магистрального продуктопровода, нефтепровода; площадки сливо-наливного терминала (эстакады)), на которых хранятся и транспортируются горючие вещества, указанные в подпункте "в" пункта 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

д) нефтегазодобывающего комплекса (участки предварительной подготовки нефти; парки резервуарные (промысловые)), на которых хранятся и транспортируются опасные вещества, указанные в подпункте "в" пункта 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

3. Правила не применяются к ОПО горнорудной и металлургической промышленности, а также ОПО морского нефтегазового комплекса.

Требования абзаца второго пункта 34 главы III, абзаца первого пункта 43 главы IV и абзаца второго пункта 344 главы X настоящих Правил не применяются к ОПО, введенным в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, в случае, если проектной документацией ОПО (документацией на техническое перевооружение ОПО) не предусмотрены проектные решения, обеспечивающие выполнение указанных требований, до их реконструкции, технического перевооружения в соответствии с проектной документацией ОПО (документацией на техническое перевооружение ОПО), в установленном порядке утвержденной (прошедшей экспертизу промышленной безопасности с внесением заключения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности) после вступления в силу настоящих Правил.

4. Правила предназначены для применения:

а) при разработке технологических процессов, проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ОПО, указанных в пункте 2 настоящих Правил;

б) при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на объектах, указанных в пункте 2 настоящих Правил;

в) при проведении экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО, обоснования безопасности ОПО, технических устройств, зданий и сооружений, деклараций промышленной безопасности ОПО, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

II. Общие требования

5. Разработка технологического процесса, разделение технологической схемы производства на отдельные технологические блоки, применение технологического оборудования, выбор типа отключающих устройств и мест их установки, средств контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты (далее - ПАЗ) должны быть обоснованы в проектной документации, документации на техническое перевооружение результатами анализа опасностей технологических процессов, проведенного в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам, с использованием методов анализа риска аварий на ОПО и исходя из наименьших расчетных значений относительных энергетических потенциалов в технологических блоках, входящих в технологическую систему, в соответствии с которыми устанавливаются категории взрывоопасности каждого технологического блока.

6. В проектной документации производится оценка энергетического уровня каждого технологического блока, в котором обращаются воспламеняющиеся и горючие вещества, и определяется расчетом категория его взрывоопасности в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам.

По расчетным значениям относительных энергетических потенциалов и приведенной массе парогазовой среды m устанавливаются категории взрывоопасности технологических блоков (таблица N 1).

Показатели категорий взрывоопасности технологических блоков

Таблица N 1

Исходя из категорий взрывоопасности технологических блоков в проектной документации дается обоснование по применению эффективности и надежности мер и технических средств противоаварийной защиты, направленных на обеспечение взрывобезопасности данного блока и в целом всей технологической системы.

7. Категорию взрывоопасности блоков, определяемую расчетом, следует принимать на одну выше, если обращающиеся в технологическом блоке опасные вещества относятся к токсичным, высокотоксичным веществам в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Повышение категории взрывоопасности технологических блоков, определяемое количеством токсичных, высокотоксичных веществ, опасностью причинения ими вреда обслуживающему персоналу при вероятных сценариях развития аварийной ситуации, обосновывается в проектной документации.

8. При наличии в технологическом оборудовании опасных веществ или возможности их образования эксплуатирующей организацией разрабатываются необходимые меры защиты персонала от воздействия этих веществ при взрывах и других авариях.

9. Ведение технологических процессов осуществляется в соответствии с технологическими регламентами на производство продукции, утвержденными организацией, эксплуатирующей ОПО, указанные в пункте 2 настоящих Правил.

Технологический регламент на производство продукции химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств является основным техническим документом, определяющим оптимальный технологический режим процесса, содержащий описание технологического процесса и технологической схемы производства, физико-химические и взрывопожароопасные свойства сырья, полупродуктов и готовой продукции, контроль и управление технологическим процессом, безопасные условия эксплуатации производства, перечень обязательных производственных инструкций и чертеж технологической схемы производства (графическая часть). Технологический регламент на производство продукции разрабатывается на основании проектной документации на ОПО.

Внесение изменений в технологическую схему, аппаратурное оформление, в системы контроля, связи, оповещения и ПАЗ осуществляется после внесения изменений в проектную документацию или документацию на техническое перевооружение, согласованную с разработчиком проектной документации или с организацией, специализирующейся на проектировании аналогичных объектов, или при наличии положительного заключения экспертиз по проектной документации (документации).

Внесенные изменения не должны допускать нарушения работоспособности и безопасности всей технологической системы.

10. Для производств, осуществляющих деятельность в сфере оборонно-промышленного комплекса, на которых получаются, используются, испытываются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются (утилизируются) взрывчатые вещества и составы на их основе, в том числе пиротехнические составы пороха, промышленные взрывчатые вещества, ракетные топлива и их взрывопожароопасные компоненты, а также изделия их содержащие, меры взрывозащиты и взрывопредупреждения разрабатываются в соответствии с федеральными нормами и правилами, устанавливающими основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии.

11. Для ОПО, указанных в пункте 2 настоящих Правил, I, II и III классов опасности, должны быть разработаны и утверждены планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - ПМЛА) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1437 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 38, ст.5904).

12. В производствах, имеющих в своем составе технологические блоки любых категорий взрывоопасности, опытные работы по отработке новых технологических процессов или их отдельных стадий, испытанию головных образцов вновь разрабатываемого оборудования, опробованию опытных средств и систем автоматизации следует проводить при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение ОПО по изменению технологической схемы производства для проведения опытных работ в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

На проведение опытных работ организация, эксплуатирующая данный ОПО, также разрабатывает и утверждает техническую документацию и план мероприятий по безопасному проведению указанных работ.

13. Для приобретения практических навыков безопасного выполнения работ, предупреждения аварий и ликвидации их последствий на технологических объектах с блоками I и II категории взрывоопасности все рабочие и инженерно-технические работники, непосредственно занятые ведением технологического процесса и эксплуатацией оборудования на этих объектах, проходят курс подготовки с использованием современных технических средств обучения и отработки таких навыков (компьютерные тренажеры, учебно-тренировочные полигоны). Компьютерные тренажеры должны содержать максимально приближенные к реальным динамические модели процессов и реальные средства управления (функциональные клавиатуры, графические экранные формы).

Отработка практических навыков на компьютерных тренажерах должна обеспечивать освоение технологического процесса и системы управления, пуска, плановой и аварийной остановки в типовых и специфических нештатных ситуациях и авариях.

Программы для отработки навыков пуска, нормального функционирования, плановой и аварийной остановки производства (объекта) создаются на основании технологических регламентов на производство продукции и других технологических нормативов и ПМЛА.

Отработка практических навыков работников и инженерно-технических работников, эксплуатирующих технологические блоки III категории взрывоопасности, проводится по программам и технической документации (ПМЛА, технологические регламенты на производство продукции, технологические инструкции по ведению и аварийной остановке технологических процессов).

14. Организация работ по поддержанию надежного и безопасного уровня эксплуатации и ремонта технологического и вспомогательного оборудования, трубопроводов и арматуры, систем контроля, противоаварийной защиты, средств связи и оповещения, энергообеспечения, а также зданий и сооружений; распределение обязанностей и границ ответственности между техническими службами (технологической, механической, энергетической, контрольно-измерительных приборов и автоматики) по обеспечению требований технической безопасности, а также перечень и объем эксплуатационной, ремонтной и другой технической документации определяются внутренними распорядительными документами организации, устанавливающими требования безопасного проведения работ на ОПО.

III. Требования к обеспечению взрывобезопасности технологических процессов

15. Для каждой технологической системы должны предусматриваться меры по максимальному снижению взрывоопасности технологических блоков, входящих в нее, направленные на:

предотвращение взрывов внутри технологического оборудования;

защиту технологического оборудования от разрушения и максимальное ограничение выбросов из него горючих веществ в атмосферу при аварийной разгерметизации;

предупреждение возможности взрывов и пожаров в объёме производственных зданий, сооружений и наружных установок;

снижение тяжести последствий взрывов и пожаров в объеме производственных зданий, сооружений и наружных установок.

16. Технологические процессы организуются так, чтобы исключить возможность взрыва в технологической системе при регламентированных значениях их параметров. Регламентированные значения параметров, определяющих взрывоопасность процесса, допустимый диапазон их изменений, организация проведения процесса (аппаратурное оформление и конструкция технологических аппаратов, фазовое состояние обращающихся веществ, гидродинамические режимы) устанавливаются в задании на проектирование, разработчиком процесса на основании данных о критических значениях параметров или их совокупности для участвующих в процессе веществ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: