Государственное регулирование экономики осуществляемое правительством с помощью налогов

Обновлено: 26.04.2024

Необходимость государственного регулирования экономики

Ответ на вопрос, касающийся регулирования экономики государством, трактуется в экономической литературе неоднозначно. На протяжении всего периода экономического развития общества одни теории сменяли другие. Согласно концепции экономического либерализма, одним из основоположников которой был А. Смит, государство поддерживает режим естественной экономической свободы общества – оно обеспечивает правопорядок, свободную конкуренцию и защищает частную собственность. Государственное вмешательство в экономику минимизировано и носит пассивный характер. Однако на практике роль государства в экономике страны не может быть ограничена. Классическая модель государственного регулирования экономики, поддерживающая пассивность действий государства, несет в себе ряд негативных моментов.

Во-первых, все виды деятельности должны требовать управления и регулирования. Одни виды деятельности должны управляться в большей степени, другие – в меньшей. Рынок не в состоянии отрегулировать абсолютно все сферы и отрасли самостоятельно. Стремление к повышению материального благосостояния общества, которое является основной целевой установкой экономического либерализма, без должного государственного регулирования способно привести к негативным последствиям, поскольку не все средства достижения материального благосостояния могут идти во благо общества и приносить ему пользу.

Во-вторых, экономика не может развиваться лишь на основе частной собственности, а экономический либерализм – ярый ее сторонник. Частный собственник, имея свои личные интересы не заинтересован в организации общественной пользы, так как не получит с этого доходы. Между тем, устойчивое развитие любого государства, в том числе экономическое развитие, во многом зависит от социальной и политической стабильности в стране, от уровня жизни населения. Именно население, его работоспособность определяют уровень экономического развития государства. Немалую роль в достижении этих условий играет именно государство, предоставляя общественные блага, такие как национальная оборона, здравоохранение, образование и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, на государственный сектор возложены достаточно ответственные задачи сохранения стабильности в стране и в экономике, в частности.

Цели государственного регулирования экономики

Основными целями государственного регулирования экономики являются:

  • минимизация негативных последствий рыночных процессов;
  • создание предпосылок (финансовых, правовых и социальных) эффективного функционирования рыночной экономики;
  • обеспечение социальной защиты уязвимых групп рыночного общества.

Понятие и виды государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государством в целях стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям.

Государственное регулирование можно классифицировать:

по объектам воздействия:

  • регулирование ресурсов;
  • регулирование производства;
  • регулирование финансов.
  • регулирование на федеральном уровне;
  • регулирование на региональном уровне.

по методам регулирования:

  • прямое регулирование;
  • косвенное регулирование.

по средствам (инструментам) регулирования:

  • регулирование с использованием административно-правовых инструментов;
  • регулирование с использованием финансовой (налоговой) системы государства;
  • регулирование с использованием кредитно-денежной системы государства;
  • регулирование с использованием государственной собственности;
  • регулирование с использованием государственного заказа и т.д.

Практически все способы воздействия на внутреннюю экономику страны оказывают существенное влияние и на ее внешнеэкономические связи.

2. Бюджетно-налоговую политику государства (фискальную политику) – это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения.

Фискальная политика – это государственное регулирование экономики, осуществляемое правительством с помощью налогов и государственных расходов. Целью фискальной политики является ускорение экономического роста; контроль над занятостью и инфляцией; противодействие экономическим кризисам и их сглаживание.

Рычаги фискальной политики:

1. Изменение налоговых ставок;

2. Изменение объемов государственных закупок;

3. Изменение объемов трансфертов.

В зависимости от фазы, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики:

Стимулирующая (расширительная) фискальная политика применяется при спаде производства, во время высокой безработицы, при низкой деловой активности. Направлена на увеличение объема производства и занятости населения посредством: 1. увеличения государственных закупок и трансфертов, 2. снижения налогов.

Схематично эффект от стимулирующей политики выглядит следующим образом:

1 действие: увеличиваются государственные закупки. В результате растет совокупный спрос, увеличивается объем производства.

2 действие. Снижаются налоги. В результате растет совокупное предложение, при этом происходит снижение уровня цен.

Сдерживающая (рестриктивная) политика применяется в период экономического подъема. Направлена на сдерживание деловой активности, снижение объема производства продукции, устранение избыточной занятости, снижение инфляции посредством:

1. Сокращения государственных закупок и трансфертов;

2. Увеличения налогов.

Схематично эффект от сдерживающей политики выглядит следующим образом:

1. Действие: сокращаются государственные закупки. В результате уменьшается совокупный спрос, уменьшается объем производства.

2. Действие. Увеличиваются налоги. В результате снижается совокупное предложение со стороны предпринимателей и совокупный спрос со стороны домохозяйств, при этом происходит увеличение уровня цен.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику выделяют:

1. Дискреционную фискальную политику;

2. Автоматическую (недискреционную) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок (G) и налогов (T) с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражения в государственном бюджете.

При работе с инструментом «государственные закупки» может возникнуть мультипликационный эффект. Суть мультипликационного эффекта состоит в том, что увеличение гос. расходов в экономике приводит к увеличению национального дохода на большую величину (многократному мультипликационному расширению национального дохода).

Формула мультипликатора «гос. закупки»:

где, ?Y – прирост дохода; ?G – прирост гос. закупок; МРС – предельная склонность к потреблению; MPS – предельная склонность к сбережению.

Влияние налогов на объем национального дохода осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВВП (национального дохода), а снижение налогов – к его росту.

Суть мультипликационного эффекта состоит в том, что при сокращении налогов наблюдается многократное (мультипликационное) расширение совокупного дохода и планируемых расходов со стороны потребителей и рост инвестиций в производство со стороны предпринимателей.

Формула налогового мультипликатора:

где, ?Т – прирост налогов

Отсюда ?YT = - МРС ? ?Т

Оба инструмента можно применять одновременно (комбинированная фискальная политика). Тогда формула мультипликатора приобретает вид:

?Y = ?YG + ?YT = ?G ? (1 – МРС) / (1 – МРС) = ?G ? 1

Комбинированная политика может привести либо к бюджетному дефициту (если страна в экономическом спаде), либо к бюджетному профициту (если страна в экономическом подъеме).

Недостаток дискреционной фискальной политики в том, что:

1. Присутствует временной лаг между принятием решений и их воздействием на экономику;

2. Существуют административные задержки.

На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами.

Недискреционная фискальная политика (автоматическая) – это политика, основанная на действии встроенных стабилизаторов (механизмов), которые автоматически смягчают колебания экономического цикла.

К встроенным стабилизаторам относят:

1. Изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в бюджет. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики.

Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, новременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким;

2. Систему пособий по безработице. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат;

3. Систему фиксированных дивидендов, программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков.

Налоги – это форма обязательного платежа, уплачиваемого субъектами хозяйствования в пользу государства.

Налог является безвозмездным, чем отличается от сборов. Пошлины и сборы предполагают, что государство будет оказывать ответную услугу. Государство исторически не производит коммерческих благ и услуг, поэтому не может самостоятельно обеспечить собственное существование. Однако, оно реализует значимые для общества функции – оборону, защиту целостности страны, сохранение прав и свобод ее граждан, поддержание здоровья и качества жизни и другие. Налоговые выплаты обязательных для всего населения. Для разных групп людей применяются разные формы налогообложения, но их задача заключается в обеспечении функционирования государства и эффективном распределении средств.

Налог имеет принудительную природу. То есть, государство пользуется своей властью, чтобы обязать граждан уплачивать налоги. Для этих целей разрабатывается налоговое законодательство, которое регулирует размер налога, срок уплаты, предполагает ряд льгот и так далее.

Отличительными характеристиками налога являются:

  • Обязательность. Уплата налогов – это институционально-правовая обязанность каждого экономического агента.
  • Безвозмездность. Налог не порождает встречного обязательства со стороны власти. Хотя на практике часть средств бюджета идет на обеспечение приемлемого уровня общественных услуг, а также на решение социальных проблем.
  • Денежная форма. Уплата может проводиться в безналичной или наличной форме, но всегда деньгами.
  • Публичность. Средства бюджета расходуются на проведение внутренней политики государства.

Население сильно различается по доходам, как и действующие предприятия. Гибкая система налогов учитывает эти особенности, что позволяет укреплять экономику, способствует ее росту и развитию. В противном случае, экономика становится ригидной. Предприятия предпочитают скрывать свои доходы, а населения старается всячески избежать дополнительных расходов на уплату налогов.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, налоги являются средством финансирования государства. Поступающие в бюджет деньги идут на реализацию внутренней политики, поддержаний функций, выполняемых властью.

Значение государственного регулирования экономики

Экономическая теория считает, что рыночная экономика способна к саморегулированию. Но на практике из-за цикличности экономики и иных внешних факторов влияния периодически требуется государственное вмешательство. Государственное регулирование экономики представляет собой комплекс мер, направленных на корректировку экономических процессов. Сегодня власть воздействует на хозяйство через финансовую систему, а именно через:

  1. Бюджетно-налоговую политику.
  2. Кредитно-денежную политику.
  3. Контроль над внешнеторговыми операциями.
  4. Распределение совокупного дохода.

Фискальная политика занимается сбором обязательных платежей, определением приоритетных направлений экономической политики, распределением средств для решения социальных и иных общественно важных задач. Монетарная политика заключается в осуществлении контроля над денежно массой, что влияет на стабильность экономического развития. Государство может применять прямые и косвенные методы регулирования. К прямым относят антимонопольную политику, обеспечение защиты экологии, внедрение стандартов и контроль над их соблюдением. К косвенным методам относят решения в области денежной, социальной политики, контроле над доходами. Формами государственного регулирования являются целевые программы, чаще всего в социальной сфере, прогнозирование и моделирование различных ситуаций.

Государственное регулирование необходимо для устранения разногласий между частным и общественным характером производства, отрицательных эффективно внутри рынка. Так же оно поддерживает научно-технический прогресс, сдерживает стремление к монополизации, обеспечивает международную конкуренцию.

Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Доход, формируемый за счет фискальной политики, происходит в ходе изъятия государством денежных средств для решения общественных задач. Взносы поступают как от участников производства, так и от частных лиц. За счет средств формируются финансовые запасы государства. В рыночной экономике налоги выполняют две функции:

  1. Фискальную. Она заключается в образовании государственных фондов, которые распределяются в обществе в рамках экономической политики государства.
  2. Регулирующую. Налоги оказывают влияние на разные стороны деятельности плательщиков.

Эффективная налоговая система способствует эффективному распределению ВВП, определяет обязательства субъектов перед государством, обеспечивает оптимальное соотношение между налоговыми ставками и величиной дохода.

Рыночная экономика подвержена влиянию цикличности. Экономический рост и бум быстро сменяются спадом и кризисом. Изменения зависят от деловой активности субъектов экономики. Налоговая политика способна влиять на производительность, объем выпуска и даже уровень цен. Для достижения положительного экономического эффекта, государство может применять льготы и снижать налоговое бремя, чтобы субъекты экономики могли использовать высвободившиеся средства для расширения. В периоды перегрева экономики государство, напротив, повышает налоговые ставки с целью снижения деловой активности. Происходит повышение цен, спрос падает, что со временем приводит к уменьшению объема выпуска. Перегрев экономики не менее опасен, чем кризис, поэтому государственное вмешательство оправдано в обоих случаях.

Налоговая политика не только обеспечивает функции государства, но и является инструментом решения социально-экономических задач, встающих перед обществом. Властные органы обязуют граждан уплачивать налоги, при этом выполняют свои обязательства перед обществом, обеспечивая приемлемый уровень бесплатных услуг, создавая условия для повышения уровня и качества жизни.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 21.08.2021

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Необходимость государственного регулирования экономики

Ответ на вопрос, касающийся регулирования экономики государством, трактуется в экономической литературе неоднозначно. На протяжении всего периода экономического развития общества одни теории сменяли другие. Согласно концепции экономического либерализма, одним из основоположников которой был А. Смит, государство поддерживает режим естественной экономической свободы общества – оно обеспечивает правопорядок, свободную конкуренцию и защищает частную собственность. Государственное вмешательство в экономику минимизировано и носит пассивный характер. Однако на практике роль государства в экономике страны не может быть ограничена. Классическая модель государственного регулирования экономики, поддерживающая пассивность действий государства, несет в себе ряд негативных моментов.

Во-первых, все виды деятельности должны требовать управления и регулирования. Одни виды деятельности должны управляться в большей степени, другие – в меньшей. Рынок не в состоянии отрегулировать абсолютно все сферы и отрасли самостоятельно. Стремление к повышению материального благосостояния общества, которое является основной целевой установкой экономического либерализма, без должного государственного регулирования способно привести к негативным последствиям, поскольку не все средства достижения материального благосостояния могут идти во благо общества и приносить ему пользу.

Во-вторых, экономика не может развиваться лишь на основе частной собственности, а экономический либерализм – ярый ее сторонник. Частный собственник, имея свои личные интересы не заинтересован в организации общественной пользы, так как не получит с этого доходы. Между тем, устойчивое развитие любого государства, в том числе экономическое развитие, во многом зависит от социальной и политической стабильности в стране, от уровня жизни населения. Именно население, его работоспособность определяют уровень экономического развития государства. Немалую роль в достижении этих условий играет именно государство, предоставляя общественные блага, такие как национальная оборона, здравоохранение, образование и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, на государственный сектор возложены достаточно ответственные задачи сохранения стабильности в стране и в экономике, в частности.

Цели государственного регулирования экономики

Основными целями государственного регулирования экономики являются:

  • минимизация негативных последствий рыночных процессов;
  • создание предпосылок (финансовых, правовых и социальных) эффективного функционирования рыночной экономики;
  • обеспечение социальной защиты уязвимых групп рыночного общества.

Понятие и виды государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государством в целях стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям.

Государственное регулирование можно классифицировать:

по объектам воздействия:

  • регулирование ресурсов;
  • регулирование производства;
  • регулирование финансов.
  • регулирование на федеральном уровне;
  • регулирование на региональном уровне.

по методам регулирования:

  • прямое регулирование;
  • косвенное регулирование.

по средствам (инструментам) регулирования:

  • регулирование с использованием административно-правовых инструментов;
  • регулирование с использованием финансовой (налоговой) системы государства;
  • регулирование с использованием кредитно-денежной системы государства;
  • регулирование с использованием государственной собственности;
  • регулирование с использованием государственного заказа и т.д.

Практически все способы воздействия на внутреннюю экономику страны оказывают существенное влияние и на ее внешнеэкономические связи.

Налоги – это форма обязательного платежа, уплачиваемого субъектами хозяйствования в пользу государства.

Налог является безвозмездным, чем отличается от сборов. Пошлины и сборы предполагают, что государство будет оказывать ответную услугу. Государство исторически не производит коммерческих благ и услуг, поэтому не может самостоятельно обеспечить собственное существование. Однако, оно реализует значимые для общества функции – оборону, защиту целостности страны, сохранение прав и свобод ее граждан, поддержание здоровья и качества жизни и другие. Налоговые выплаты обязательных для всего населения. Для разных групп людей применяются разные формы налогообложения, но их задача заключается в обеспечении функционирования государства и эффективном распределении средств.

Налог имеет принудительную природу. То есть, государство пользуется своей властью, чтобы обязать граждан уплачивать налоги. Для этих целей разрабатывается налоговое законодательство, которое регулирует размер налога, срок уплаты, предполагает ряд льгот и так далее.

Отличительными характеристиками налога являются:

  • Обязательность. Уплата налогов – это институционально-правовая обязанность каждого экономического агента.
  • Безвозмездность. Налог не порождает встречного обязательства со стороны власти. Хотя на практике часть средств бюджета идет на обеспечение приемлемого уровня общественных услуг, а также на решение социальных проблем.
  • Денежная форма. Уплата может проводиться в безналичной или наличной форме, но всегда деньгами.
  • Публичность. Средства бюджета расходуются на проведение внутренней политики государства.

Население сильно различается по доходам, как и действующие предприятия. Гибкая система налогов учитывает эти особенности, что позволяет укреплять экономику, способствует ее росту и развитию. В противном случае, экономика становится ригидной. Предприятия предпочитают скрывать свои доходы, а населения старается всячески избежать дополнительных расходов на уплату налогов.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, налоги являются средством финансирования государства. Поступающие в бюджет деньги идут на реализацию внутренней политики, поддержаний функций, выполняемых властью.

Значение государственного регулирования экономики

Экономическая теория считает, что рыночная экономика способна к саморегулированию. Но на практике из-за цикличности экономики и иных внешних факторов влияния периодически требуется государственное вмешательство. Государственное регулирование экономики представляет собой комплекс мер, направленных на корректировку экономических процессов. Сегодня власть воздействует на хозяйство через финансовую систему, а именно через:

  1. Бюджетно-налоговую политику.
  2. Кредитно-денежную политику.
  3. Контроль над внешнеторговыми операциями.
  4. Распределение совокупного дохода.

Фискальная политика занимается сбором обязательных платежей, определением приоритетных направлений экономической политики, распределением средств для решения социальных и иных общественно важных задач. Монетарная политика заключается в осуществлении контроля над денежно массой, что влияет на стабильность экономического развития. Государство может применять прямые и косвенные методы регулирования. К прямым относят антимонопольную политику, обеспечение защиты экологии, внедрение стандартов и контроль над их соблюдением. К косвенным методам относят решения в области денежной, социальной политики, контроле над доходами. Формами государственного регулирования являются целевые программы, чаще всего в социальной сфере, прогнозирование и моделирование различных ситуаций.

Государственное регулирование необходимо для устранения разногласий между частным и общественным характером производства, отрицательных эффективно внутри рынка. Так же оно поддерживает научно-технический прогресс, сдерживает стремление к монополизации, обеспечивает международную конкуренцию.

Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Доход, формируемый за счет фискальной политики, происходит в ходе изъятия государством денежных средств для решения общественных задач. Взносы поступают как от участников производства, так и от частных лиц. За счет средств формируются финансовые запасы государства. В рыночной экономике налоги выполняют две функции:

  1. Фискальную. Она заключается в образовании государственных фондов, которые распределяются в обществе в рамках экономической политики государства.
  2. Регулирующую. Налоги оказывают влияние на разные стороны деятельности плательщиков.

Эффективная налоговая система способствует эффективному распределению ВВП, определяет обязательства субъектов перед государством, обеспечивает оптимальное соотношение между налоговыми ставками и величиной дохода.

Рыночная экономика подвержена влиянию цикличности. Экономический рост и бум быстро сменяются спадом и кризисом. Изменения зависят от деловой активности субъектов экономики. Налоговая политика способна влиять на производительность, объем выпуска и даже уровень цен. Для достижения положительного экономического эффекта, государство может применять льготы и снижать налоговое бремя, чтобы субъекты экономики могли использовать высвободившиеся средства для расширения. В периоды перегрева экономики государство, напротив, повышает налоговые ставки с целью снижения деловой активности. Происходит повышение цен, спрос падает, что со временем приводит к уменьшению объема выпуска. Перегрев экономики не менее опасен, чем кризис, поэтому государственное вмешательство оправдано в обоих случаях.

Налоговая политика не только обеспечивает функции государства, но и является инструментом решения социально-экономических задач, встающих перед обществом. Властные органы обязуют граждан уплачивать налоги, при этом выполняют свои обязательства перед обществом, обеспечивая приемлемый уровень бесплатных услуг, создавая условия для повышения уровня и качества жизни.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 21.08.2021

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: