Какой суд судит судей

Обновлено: 25.04.2024

Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями

(в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Судьи кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 15.12.2001 N 169-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла п. 6 ст. 6 см. Постановление КС РФ от 24.03.2009 N 6-П.

6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Исключен. - Федеральный закон от 15.12.2001 N 169-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

(п. 8 введен Федеральным законом от 05.04.2005 N 33-ФЗ, в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 157-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла п. 3 ст. 16 см. Постановление КС РФ от 07.03.1996 N 6-П.

3. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2023 в абз. 3 п. 3 ст. 16 вносятся изменения (ФЗ от 08.12.2020 N 426-ФЗ). См. будущую редакцию.

в отношении судьи иного суда (за исключением судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации) и мирового судьи - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2023 абз. 4 п. 3 ст. 16 утрачивает силу (ФЗ от 08.12.2020 N 426-ФЗ).

в отношении судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 25.12.2008 N 274-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации либо квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 29.03.2010 N 37-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном настоящей статьей для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.

4. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 296-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации.

5. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

6. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по ходатайству Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.11.2009 N 296-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд Российской Федерации или квалификационную коллегию судей вносит Председатель Следственного комитета Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается не позднее чем через пять дней со дня поступления представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации и соответствующего судебного решения.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 296-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Место рассмотрения материалов о проведении в отношении судьи, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, связанных с ограничением его конституционных прав либо с нарушением его неприкосновенности, определяется федеральным уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

(абзац введен Федеральным законом от 10.07.2012 N 114-ФЗ)

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в отношении судьи (кроме заключения его под стражу) производятся в порядке, установленном федеральным уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

8. При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.

9. Составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа для принятия заключений и решений, предусмотренных пунктами 4, 6 и 7 настоящей статьи, ежегодно утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 29.03.2010 N 37-ФЗ, от 03.07.2019 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Заключения и решения, предусмотренные пунктами 3, 4, 6 и 7 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законом.

11. Утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 29.12.2010 N 433-ФЗ.



Самым первым звеном здесь стоят мировые судьи. По количеству их больше всего, например в Петербурге по состоянию на 2021 год 211 судебных участков мировых судей.

Они распределены по районам города и каждый участок обслуживает определенный перечень адресов, расположенных на его территории. Они рассматривают уголовные дела по преступлениям небольшой тяжести, то есть за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трёх лет лишения свободы. Это различные кражи, побои и т.д., также гражданские дела, если сумма иска не превышает 50 000 рублей, дела о расторжении брака, если отсутствует спор о детях и другие. Также рассматриваются некоторые дела об административных правонарушениях.


Если у вас был судебный процесс и мировой судья вынес решение, но вы не согласны с решением суда, ты вы можете обжаловать его в вышестоящий суд – районный.

Районные суды. Для примера, в Санкт-Петербурге и области работает 22 районных суда. Они рассматривают основную массу всех уголовных дел. А также гражданские дела и дела об административных правонарушениях. Это основное звено российской судебной системы.


Далее - суды субъектов. Что такое субъект? Это край, область, республика или город федерального значения. В месте, где вы живете только один такой суд. В основном этот суд рассматривает апелляционные жалобы на решения нижестоящих районных судов. Но и в качестве суда первой инстанции он тоже рассматривает кое-какие дела. Это некоторые дела по особо тяжким преступлениям и дела, связанные с государственной тайной.

Существует также еще пять апелляционных судов общей юрисдикции, они созданы для того, чтобы рассматривать апелляционные жалобы на не вступившие в силу решения судов субъектов, по тем делам, которые там рассматривались в первой инстанции.

Суды кассационного округа пересматривают уже вступившие в силу судебные акты, принятые судами субъектов. То есть, например если человек не согласен с решением районного суда, то он пишет апелляционную жалобу в суд субъекта, если его апелляционную жалобу рассмотрели и решение его снова не устроило, то он пишет кассационную жалобу в суд кассационного округа. Всего в России действуют девять кассационных судов общей юрисдикции.


Над всеми перечисленными судами находится
Верховный Суд Российской Федерации

Он осуществляет надзор за нижестоящими судами, обобщает практику. В пределах своей компетенции он рассматривает апелляционные, кассационные и надзорные жалобы. В качестве суда первой инстанции рассматривает небольшое количество дел, связанных с государственным управлением, а также он рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.


  • Мировой судья
  • Районный суд
  • Суд субъекта
  • Апелляционный суд общей юрисдикции (если суд субъекта рассматривал дело в качестве суда первой инстанции)
  • Суд кассационного округа
  • Верховный суд
  • Конституционный суд (с научной точки зрения он не входит в систему судов общей юрисдикции, у него свое отдельное место в судебной системе)
  • Арбитражный суд субъекта
  • Арбитражный апелляционный суд
  • Арбитражный суд округа
  • Гарнизонные военные суды
  • Окружные военные суды
  • Апелляционный военный суд
  • Кассационный военный суд.

Кстати, надзор за деятельностью и арбитражных, и военных судов, и судов общей юрисдикции осуществляет всё тот же Верховный Суд Российской Федерации.


Стоит также упомянуть Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Он не является судом Российской судебной системы, находится в Страсбурге. Но если человек исчерпал все методы судебной защиты внутри государства, то он имеет право обратиться в этот суд. Туда направляются жалобы на нарушения государством положений Конвенции об основных правах и свободах человека.


Схема всех судов в РФ

Судебная система РФ: все, что надо знать обычному гражданину. Рассказывает адвокат

Суд – это одна из трех независимых ветвей власти в России (и почти во всех остальных странах). В суде решается огромное количество вопросов – но не все знают, в какой именно суд нужно обращаться и как устроено в нем делопроизводство. Юрист Мария Пополитова рассказала для наших читателей, как именно устроена система судопроизводства в России и чем отличаются друг от друга суды разных уровней.

Арбитражные суды и суды общей юрисдикции

Суд в России имеет горизонтальную и вертикальную структуру. Что я имею в виду? В зависимости от того, кто обращается в суд или защищается – физическое, либо юридическое лицо – необходимо для начала определить, к ведению какого суда – арбитражного или общей юрисдикции – относится тот или иной спор. Арбитражные суды преимущественно рассматривают дела между предпринимателями и юридическими лицами, включая административные споры, суды общей юрисдикции – дела, связанные со спорами между физическими лицами, между гражданами и организациями, а также административные и уголовные дела.

И еще немного о судебных делах. Арбитражные суды рассматривают хозяйственные, экономические споры, разрешают дела о банкротствах, внутренних, корпоративных спорах. Юристы, специализирующиеся на данной категории дел, любят сухие цифры и факты, носят строгие костюмы и оставляют эмоции «при входе в зал». В судах же общей юрисдикции, напротив, предпочтительна четкая структура внутри, но не во внешних проявлениях, эмоциональная составляющая занимает весьма почетное место в судебном процессе. Судьи разрешают дела во многом руководствуясь личным, субъективным, внутренним убеждением, а оно, согласитесь, может разительно отличаться от кабинета к кабинету, от судьи к судье, которые, хоть и имеют статус непререкаемых авторитетов, но все же обладают вполне человеческим внешним и внутренним устройством.

Прежде чем обратиться в суд за защитой своих интересов, необходимо выяснить, требуется ли обязательное досудебное урегулирование спора, так называемый претензионный порядок. Если его не соблюсти, суд может отклонить заявленные требования по формальным основаниям. Недооценивать эту процедуру нельзя, ведь шансы на разрешение дела через переговоры достаточно велики, а судебная тяжба отнимет и время, и финансовые ресурсы. Другой важный момент – нужно соблюсти срок исковой давности. Это срок, в течение которого вы можете обратиться за защитой своего права. По общему правилу он составляет три года. Пропуск срока исковой давности не лишает права обратиться с иском, но в процессе рассмотрения дела самым коварным способом может лишить права на защиту.

После соблюдения претензионного порядка, если таковой требовался, и не получения результата, который бы устроил заявителя, уточнения срока исковой давности и определения подсудности дела, вы должны составить исковое заявление. Главное в нем – указать предмет и основания иска, то есть что вы просите через суд у ответчика и на какие нормы права вы ссылаетесь в обоснование своих требований. Правильное определение норм права, а также формулирование требований – это уже половина успеха. По крайней мере, так считают многие юристы, я в том числе. Дальше остается уплатить государственную пошлину, собрать по качеству и количеству комплект документов и обратиться в суд.

Первая инстанция

Переходим к вертикальной структуре правосудия. Рассмотрение спора начинается в суде первой инстанции согласно строгим канонам арбитражного/гражданского/административного или уголовного процессуального кодекса РФ. Наименования содержат в себе ответы на вопросы, в каком суде и какого процессуального документа придерживаться. В каждом суде – свой Кодекс и, хочется добавить, честь. Но нет, честь – понятие все-таки универсальное. Отступление от прописанных правил со стороны любого участника судебного процесса может стать причиной засчитать ему техническое поражение.

Указанное решение вступает в законную силу в течение тридцати дней с момента принятия судом в окончательной форме. А до этого оно может быть оспорено в вышестоящий инстанции – в апелляционном суде, посредством подачи соответствующей жалобы.

Апелляция, кассация и «вторая кассация»

Апелляционная инстанция, рассматривая спор, уже имеет на руках полностью сформированное дело со всеми мыслями, заложенными сторонами судебного процесса на первоначальном этапе. Дополнительные доказательства принимаются судом второй инстанции лишь в исключительных случаях, если сторона процесса обоснует, почему не смогла представить указанное доказательство суду первой инстанции. Отсюда делаем вывод, что самым важным и зачастую предопределяющим исход любого дела является первоначальный этап судопроизводства. Это ключевой момент не по расположению на схеме, а по значению для разрешения дела.

После вынесения апелляционным судом определения по делу, судебные постановления вступают в законную силу немедленно. Уже на этом этапе выигравшая сторона, если есть решение о принудительном исполнении (взыскании или обязании что-либо совершить), может получить исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов для исполнения.

Но если проигравшая сторона все же решит поискать истину… Нет, не в вине, а в третьей инстанции, то в течении двух/трех месяцев с момента вступления решения в законную силу (срок зависит от того, был это арбитражный суд, либо суд общей юрисдикции), он сможет подать жалобу в специальные кассационные суды. Рассмотрение кассационной жалобы происходит в открытом судебном заседании с участием сторон. К слову, в рамках указанного производства можно приостановить исполнение решения суда до разрешения дела. Кассационный суд проверяет законность ранее вынесенных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, а также соблюдение норм материального права и арбитражного/гражданского/административного или уголовного процесса.

Ну, и наконец, мы добрались до «царицы полей» в мире юриспруденции, называемой в обиходе «вторая кассация» – до Верховного суда Российской Федерации, который также рассматривает дела в кассационном порядке.

Почему законодатель выделил эту стадию в отдельную, но не придал ей иной формы и звучания, для меня секрет. Тем не менее, по общему правилу это завершающая стадия судопроизводства на территории России. Верховный суд рассматривает обращение только в том случае, если вы прошли все предыдущие стадии. И приглашает стороны для непосредственного участия в рассмотрении жалобы в исключительных случаях, если установлено, что в рамках одной или на всех предыдущих стадиях были нарушены нормы права и без устранения найденных нарушений невозможно восстановление справедливости так, как видит ее Верховный суд РФ – высший судебный орган страны по делам, подсудным арбитражным судам и судам общей юрисдикции.

Чтобы пройти самостоятельно всю эту процедуру под названием «Судебная система в РФ», вам понадобится не очень многое. Творческое мышление, нестандартность поведения и позиционирования, личная харизма, ораторское мастерство и мастерство написания текстов. И конечно же, не забываем про знание норм процессуального права, понимание норм материального права, которые безусловно встанут на защиту вашей позиции, если вы руководствуетесь ими в своих повседневных делах.

Если вы соблюдаете закон, то и он защищает вас, четко отрабатывая в указанных выше инстанциях. Но если вы идете в обход закона, то не жалуйтесь, что и он не сможет встать на вашу защиту.

Как стать судьей в России, сколько они зарабатывают и что им запрещено: самое главное о работе судьи

А судьи кто? От Грибоедовой до Гоголевской комедии образ судьи определенным образом формировался в умах народа. Однако большинство людей по сей день не осознает, кто такие на самом деле судьи, как ими становятся, какой путь они проходят, наконец, сколько они зарабатывают. Исходя из вышеприведенного, нашей задачей является проведение правового анализа статуса судей в Российской Федерации.

Роль судей в судебной системе России

Судьи в Российской Федерации – единственные носители судебной власти за исключением случаев, когда к осуществлению правосудия в установленном законом порядке привлекаются представители народа (к примеру, арбитражные заседатели).

Данный факт прописан в п. 1 ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 № 3131-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Подобное предписание выделяет судей в особую судебную ветвь власти, роль в осуществлении правосудия которой отмечается отдельной главой 7 в Конституции Российской Федерации, где в ст. 118 установлено, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Таким образом, судьи – носители судебной власти, осуществляющие правосудие.

Какие требования предъявляются к судьям

Чтобы стать судьей, необходимо соответствовать, во-первых, требованиям, которые предъявляются к кандидатам на должность судьи, а, во-вторых, пройти особый отбор. Разберем каждый этап отдельно.

Первый этап предполагает наличие общих и специальных требований. Общие предъявляются ко всем кандидатам на любую должность судьи, а специальные – к кандидатам в зависимости от того, на какую должность они претендуют (к примеру, на должность судьи КС РФ или ВС РФ и т.д.). Рассмотрим для начала общие.

  1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации :
    • Имеющий высшее юридическое образование (специалитет или бакалавриат + магистратура);
    • Не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям, установленным ст. 133 УПК РФ (к примеру, прекращение уголовного преследования в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения, прекращение уголовного преследования при отсутствии заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по заявлению и т.д.);
    • Не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
    • Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
    • Не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
    • Не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи (перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения);
    • Не являющийся подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления.
  2. При соответствии общим требованиям, приведенным выше, следует обратиться к специальным, выделяемым в зависимости от того, на какую должность претендует кандидат.
    • Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет (в стаж включается работа в области юриспруденции на государственных и муниципальных должностях в РФ и в СССР, а также учитывается работа в качестве преподавателя юридических дисциплин, адвоката и нотариуса);
    • Судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;
    • Судьей кассационного суда общей юрисдикции , апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;
    • Судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации , конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет;
    • Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

Как происходит назначение на должность

Второй этап подразумевает процедуру отбора кандидатов на должность судьи. Отбор осуществляется на конкурсной основе и проходит в соответствии со следующим порядком:

Отдельно стоит отметить, что на сегодняшний момент в части приема документов от претендентов на вакантные должности судей действует особый порядок до снятия режима повышенных мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции, который закреплен Решением Президиума Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 16.04.2020. В соответствии с этим документом в объявлении об открытии вакантной должности судьи указывается место приема заявлений от претендентов на вакантную судейскую должность посредством почтовой связи и срок, в течение которого указанные документы принимаются.

Также установлено, что, учитывая приостановление (ограничение) деятельности отдельных организаций в рамках реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введения режима повышенной готовности и невозможности представления в определенные сроки необходимых документов, претенденту надлежит письменно информировать коллегию о причинах отсутствия конкретного документа и сроке, в течение которого претендент обязуется его предоставить дополнительно.

Что запрещено судьям

Итогом прохождения отбора будет наделение судей полномочиями, что влечет уже возложение на них обязанности по соблюдению определенных требований, которые определяют «высокое имя судьи». Рассмотрим в качестве примера несколько требований, предъявляемых к судье:

  1. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;
  2. В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации;
  3. Судья не вправе замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности, публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Сколько они зарабатывают

Учитывая, как минимум, изложенные выше требования как к кандидатам, так и к самим судьям, следует отметить, что данной профессией способен овладеть только действительно ответственный, образованный и заинтересованный человек, готовый к самоограничению и самопожертвованию. Подобные качества должны оцениваться по достоинству, а труд оплачиваться соразмерно вложенным силам. Однако в отношении судьи действуют особые правила оплаты труда, то есть недостаточно того, что лицо уже стало судьей, пройдя большой путь отборов и требований, поощрять его будут в зависимости от профессионального развития и роста.

Уровень профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, результаты судебной деятельности, деловые и нравственные качества судьи и соответствия требованиям, предъявляемым к судьям законодательством РФ и кодексом судейской этики, будут оцениваться путем присвоения очередного квалификационного класса, от которого повышается уровень оплаты труда судей.

В свою очередь, квалификационные классы напрямую зависят от занимаемой должности. То есть квалификационные классы присваиваются следующим образом:

  1. Высший и первый – Председателю Верховного Суда Российской Федерации, его заместителям, судьям Верховного Суда Российской Федерации;
  2. Первый, второй, третий, четвертый и пятый – председателям, заместителям председателей, судьям кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и Суда по интеллектуальным права;
  3. Пятый, шестой и седьмой – председателям, заместителям председателей, судьям районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов;
  4. Седьмой, восьмой и девятый – мировым судьям.

С учетом квалификационных классов и должностей формируется уровень оплаты труда судей. То есть их заработная плата состоит из должностного, квалификационного окладов, должностного денежного поощрения и различных видов доплат (к примеру, за выслугу лет, ученую степень, звание «Заслуженный юрист РФ» и т.д.). Все расчеты ведутся от должностного оклада председателя Конституционного суда (далее – КС). Он закреплен указом Президента. Несмотря на то, что в законе прописан должностной оклад председателя КС, все остальные должностные оклады (кроме судей КС) считаются в процентной зависимости от оклада председателя Верховного Суда, который составляет 98% от оклада председателя КС. Если учитывать все характеристики, то минимальная заработная плата судьи девятого квалификационного класса мирового суда составляет около 70 000 рублей, а максимальная заработная плата судьи высшего суда первого квалификационного класса составляет около 300 000 рублей. В качестве комментария к данным цифрам стоит отметить, что по средней судейской зарплате Российская Федерация проигрывает таким маленьким государствам, как Монако, Андорра, Кипр и т.д., хотя в среднем 62% судей в РФ перерабатывает в два или более раз, а 5% судей работает в пять раз больше, чем должны.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что судья, как указано в присяге, еще с момента отбора на должность обязан осознавать, что он должен честно и добросовестно осуществлять правосудие, подчиняться только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему высокое имя судьи и его совесть.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: