Какой средневековый пережиток уничтожили церковные и судебные реформы просвещенного абсолютизма

Обновлено: 02.05.2024

Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма

Просвещенный абсолютизм — явление общеевропейское, составляющее закономерную стадию государственного развития большинства стран Европы.

Элементы просвещенного абсолютизма в политической жизни России на протяжении всей второй половины XVIII в. были явными и определяющими.

Сложившийся на настоящий момент взгляд на содержание политики просвещенного абсолютизма сводит ее суть к проведению сверху реформ в экономической, политической, культурной областях, направленных на модернизацию, устранение наиболее одиозных, устаревших, явственней всего тормозящих движение вперед проявлений феодального порядка без изменения по существу государственных форм абсолютной монархии.

Такую политику в России проводили императрица Елизавета Петровна (1741-1761), император Петр III (1761-1762), императрица Екатерина II (1762-1796), император Павел I (1796-1801).

Наиболее ярко государственные идеи просвещенного абсолютизма проявились в реформах Екатерины II — губернской, судебной, полицейской и церковной.

Губернская реформа. Крестьянская война 1773-1775 гг. заставила Екатерину II заняться реформированием государственной машины. В первую очередь было реорганизовано ее наиболее слабое звено — местные органы власти.

Накануне губернской реформы 1775 г. территория Российской империи разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов.

Документом, определившим направление губернской реформы, стали «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. В соответствии с этим документом вся территория империи делилась на губернии, которые, в свою очередь, состояли из уездов. Провинции и должности воевод ликвидировались.

Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью этого деления было приспособление нового административного аппарата к полицейским и фискальным делам. В основу деления был положен количественный критерий — численность населения: на территории губернии проживало 300-400 тыс. душ, на территории уезда — 20-30 тыс. душ (в каждой губернии было в среднем 10-15 уездов).

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление , в которое, кроме губернатора, входили губернский прокурор и два советника. Главные функции губернского правления: широкое объявление законов и правительственных распоряжений; надзор за их выполнением; отдача под суд нарушителей закона; руководство местными судами и полицией.

Всеми расходами и доходами в губернии, ее промышленностью, сбором налогов ведала казенная палата .

Учреждался в губернии и новый орган — приказ общественного призрения , который ведал народным образованием, охраной здоровья населения, общественной благотворительностью, смирительными домами, а также охраной «порядка» (помогая в том полиции).

Надзор за законностью в губернии осуществляли губернский прокурор и два губернских стряпчих (в каждом уезде был свой уездный стряпчий).

Во главе уездной администрации стояли земский исправник и коллегиальный орган управления — нижний земский суд (состоял из земского исправника и 2-3 заседателей). Состав суда избирался уездным дворянством из местных помещиков и утверждался губернатором. Важнейшие функции уездной администрации: наблюдение за выполнением законов, исполнение распоряжений губернских властей, исполнение судебных решений, обеспечение сбора налогов, контроль за исправностью дорог и мостов, дознание по уголовным делам, розыск преступников и беглых, руководство земской полицией.

По губернской реформе 1775 г. город стал самостоятельной административной единицей. Во главе города стоял городничий, который назначался Сенатом из дворян и обладал большими полномочиями (в том числе полицейскими функциями). Органами городского самоуправления выступали городовой магистрат (избирался местным купечеством и мещанством) во главе с городским головой, совестный суд и ратуши в посадах.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, ему подчинялись губернаторы; он признавался командующим войсками, расположенными на подчиненной ему территории; мог вводить чрезвычайные меры; был вправе непосредственно обращаться с докладом к монарху.

Судебные реформы. Губернская реформа провела и перестройку судебных органов, учредив сословные суды отдельно для дворян, для городских жителей и государственных крестьян.

В каждом уезде для дворян создавался уездный суд , состоявший из уездного судьи и двух заседателей, которые избирались на три года местным дворянством.

Апелляционной и ревизионной инстанцией для уездных судов служил верхний земский суд (один на губернию), состоявший из двух департаментов (по уголовным и гражданским делам). Собирался три раза в год.

Для городского населения низшей судебной инстанцией были городские магистраты , которые избирались на три года в составе двух бургомистров и четырех ратманов (в посадах низшей судебной инстанцией выступали ратуши , действовавшие в составе бургомистра и двух ратманов). Вышестоящей инстанцией был губернский магистрат , состоявший из двух департаментов (по гражданским и уголовным делам), каждый в составе председателя (назначался Сенатом по представлению губернского правления) и двух заседателей (избирались от купцов и мешан губернского города и утверждались губернатором).

Суд над государственными крестьянами в уезде по уголовным и гражданским делам осуществляла так называемая нижняя расправа в составе расправного судьи (назначался губернатором) и восьми заседателей (избирались от разных сословий, кроме купцов и мешан); заседания проводились три раза в год. Решения нижней расправы обжаловались в верхнюю расправу — сословный судебный орган для крестьян, действовавший на территории губернии в составе двух департаментов (уголовный и гражданский).

В каждой губернии учреждался также совестный суд . Он состоял из председателя (судьи, назначался губернатором) и шести членов (избирались по два — от дворян, горожан и крестьян). Совестный суд рассматривал гражданские дела, уголовные дела малолетних и умалишенных, о супружеских имущественных отношениях, дела о колдовстве и т.д.

В качестве апелляционной инстанции для дел, рассмотренных верхним земским судом, губернским магистратом и верхней расправой, в губерниях создавались две палаты — уголовного и гражданского суда . Каждая из палат состояла из председателя (утверждались императором по представлению Сената), двух советников и двух асессоров (утверждались Сенатом). Приговоры и решения палат утверждались губернатором, а по наиболее важным делам — Сенатом.

Для рассмотрения гражданских и уголовных дел чиновников в Санкт-Петербурге и Москве учреждались надворные суды : низший надворный суд, верхний надворный суд — в составе гражданского и уголовного департаментов.

За Сенатом сохранились права высшего судебного органа.

Судебная реформа имела следующие недостатки:

  1. суд не был полностью отделен от администрации;
  2. губернаторы могли приостановить исполнение приговоров но наиболее серьезным делам;
  3. приговоры к смертной казни и лишению чести утверждались генерал-губернатором;
  4. председатели всех судов назначались правительством;
  5. мелкие уголовные и гражданские дела рассматривались полицейскими органами;
  6. судебная реформа не затронула частновладельческих крестьян — в отношении них продолжала действовать вотчинная юстиция.

В 1796 г. император Павел I провел новую судебную реформу: (1) были упразднены верхние земские суды, губернские магистраты, совестные суды, «нижняя» и «верхняя расправы»; (2) уездные и городские суды стали общесословными; (3) губернские палаты гражданского и уголовного судов были объединены в один орган — палату суда и расправы с двумя департаментами (по уголовным и гражданским делам): она принимала апелляции на решения и приговоры уездных и городских судов; (4) к компетенции восстановленной Коммерц-коллегии (упразднена в 1776 г.) был отнесен разбор тяжб с иностранными купцами.

В городах первоначально сохранялись магистраты, но с 1798 г. сначала в столицах, а затем в губернских городах вместо них стали создаваться ратгаузы , наделенные административными и судебными функциями. Апелляционной инстанцией на судебные решения и приговоры ратгаузов являлся Сенат. В 1798 г. были ликвидированы надворные суды. Однако Александр I, вступив на престол, вернулся к прежнему сословному судопроизводству.

Церковная реформа. В 1762 г. была создана специальная комиссия, распоряжавшаяся всем церковным имуществом, а также проведена отмена торговых привилегий духовенства.

Указом 1764 г. была проведена секуляризация церковных земель: церковь была лишена всех вотчин (за монастырями и архиерейскими домами оставались лишь незначительные земельные наделы), монастыри и епархии были переведены на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее церкви (около 900 тыс. душ), первоначально были подчинены восстановленной Коллегии экономии (Коллегия управляла церковными имениями и осуществляла контроль за их доходами), а позднее были переведены в разряд государственных крестьян. С 1786 г. управление церковными землями окончательно перешло к органам, ведавшим государственным имуществом.

Из 26 епархий только три остались на прежнем материальном обеспечении, остальные переходили во второй и третий классы обеспечения. Из 954 монастырей оставалось 385, остальные закрывались. Только 1/5 часть доходов с прежних земель отводилась на содержание церкви.

В 1766 и в 1769 гг. был подтвержден запрет лицам податных сословий вступать в духовное звание.

С 1772 г. отменялось уголовное наказание за ересь. А в 1773 г. была провозглашена свобода вероисповедания.

При проведении губернской реформы 1775 г. дела о суевериях были переданы в совестные суды, а с 1782 г. — в управы благочиния, подчиненные городским властям. В ведение управ благочиния были переданы и дела о волшебстве и богохульстве.

В 1778 г. были утверждены новые приходские штаты, и в 1784 г. был проведен «разбор», в результате которого всем безместным священникам и их детям предлагалось по выбору поступать в купечество, в цехи, в крестьянство или на военную службу. Предоставлялось также право перехода из духовного сословия в любое другое. Тем самым духовенство стало открытым сословием.

В 1786 г. хлебное жалованье духовенству было заменено денежным. С 1791 г. началось пенсионное обеспечение священнослужителей.

Полицейская реформа. По «Учреждению для управления губерний» 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления — нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками.

В 1782 г. был опубликован Устав благочиния, или полицейский (14 глав, 274 статьи), который регламентировал структуру полицейских органов в городах, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний. Устав о благочинии фактически сформировал новую отрасль права — полицейское право.

Согласно Уставу о благочинии органами полицейского управления в городах стали управы благочиния. Эти управы возглавляли: в Санкт-Петербурге — генерал-полицмейстер, в Москве — обер-полицмейстер, в губернских городах — полицмейстеры, в уездных городах — городничие. В состав управы входили полицмейстер (городничий), два пристава (по гражданским и уголовным делам) и два советника (ратманы) — приставы назначались губернским правлением, а ратманы избирались горожанами.

Каждый город делился на части (участки) и кварталы по числу домов (в частях — 200-700 домов, в кварталах — 50-100 домов). В части главой полицейского управления был частный пристав (назначался губернским правлением), в кварталах — квартальный надзиратель (назначаемый местной управой благочиния) и квартальный поручик (избирался жителями квартала и утверждался городничим). При частном приставе создавались канцелярии, при квартальном надзирателе и поручике был небольшой штат квартальных служащих: ночные сторожа, трубочистный мастер и подрядчики, отвечавшие за мощение и уборку улиц, вывоз мусора и уличное освещение).

Все полицейские чины были вписаны в Табель о рангах.

Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении с полицейских должностей. В столицах полицейское управление контролировал Сенат.

В сферу полицейского воздействия попадали различные отношения: нарушения при богослужении, проявление излишней роскоши, распутство, скорая езда, кулачные бои. Полиция подвергала цензуре книги, контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, вод, продуктов питания, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и пр.

В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами. Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, по соблюдению правил торговли на рынках, соблюдению мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг. На полицию возлагались обязанности по надзору за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением.

По мелким уголовным делам (по которым в качестве наказания мог быть применен штраф на сумму до 20 руб.) полиция осуществляла судебные функции. В отдельных частях города создавались словесные суды для разрешения устных жалоб по гражданским делам и для примирительных процедур.

За ряд правонарушений (таких как ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта и др.) полиция могла применять следующие наказания: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом. По всем другим делам (за исключением политических) полиция проводила предварительное следствие и передавала материалы в судебные инстанции. В своей деятельности полиция применяла традиционные приемы осуществления розыска: опрос свидетелей и потерпевших, изучение вещественных доказательств, пытки подозреваемых.

Реформа городской полиции привела к значительному увеличению ее численности. Например, штат полицейской службы Петербурга после 1782 г. расширился более чем втрое и составил около 650 человек. Кроме того, по найму набирали 500 ночных сторожей. Численность московской полиции была еще больше. Управы благочиния столицы и губернских городов обзавелись воинскими командами.

Просвещенный абсолютизм является весомым направлением политических преобразований, оказавшим влияние практически на каждое государство, которое попало под его действие, начиная с 18 века. Это общеевропейское явление, которое составляет достаточно обширную фазу развития большей части стран Европы.

Элементы просвещенного абсолютизма были достаточно яркими, и их нельзя было спутать ни с какими другими: модернизация, ускоренная реформация, переход от старой системы политического распределения к новой, наиболее вмощной и основательной, соответствующей насущным требованиям современности того периода.

На сегодняшний день исследователи, которые истолковывают просвещенный абсолютизм в соответствии со своим видением, отмечают, что суть просвещенного абсолютизма и его политики сводится к проведению реформ в экономической, политической и культурной сферах, причем реформы эти исходят исключительно со стороны органов государственной власти, а политиками и реформаторами оказываются именно главы государств, а не их подчиненные и исполнители.

Все реформы направлены на ускорение модернизации, на устранение наиболее устаревших и малозначащих элементов. К таким элементам, в первую очередь, относится феодальный порядок и его проявления, которые к 18 веку практически исчезли в любой европейской стране, но по-прежнему затрагивали Россию.

При этом нельзя отрицать абсолютную власть монархии, которой подчиняются все остальные общественно-социальные элементы. Таким образом, просвещенный абсолютизм – это абсолютное главенство монарха, но с учетом интересов и потребностей более широких и бедных слоев населения, которые ранее не учитывались в силу особенностей политического устройства.

Политику просвещенного абсолютизма в России поддерживали ряд монархов, среди которых:

  • императрица Елизавета Петровна (1741-1761 гг.),
  • император Петр Третий (1761-1762 гг.),
  • императрица Екатерина Вторая (1762-1796 гг.).

О ее идеях последней из них мы поговорим подробнее в следующей части нашей работы.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственные идеи просвещенного абсолютизма Екатерины Второй

Екатерина Вторая считается наиболее ярким последователем идей просвещенного абсолютизма. Ее роль для Российского Государства заключается в том, что она не просто следовала идеям направления, но и создавала совершенно новые реформы и правила, которые прекрасно адаптировались к реалиям России и ее устройства того времени.

Наиболее известная реформа просвещенного абсолютизма – Губернская реформа. Основная причина, по которой Екатерина Вторая пошла на этот шаг – бесчинства и гражданская война, начавшаяся в 1773 году, и закончившаяся лишь в 1775 году.

Все это заставило Екатерину Вторую плотно заняться реформированием государственного аппарата. В первую очередь, произошла реорганизация наиболее слабого в то время звена – местных органов власти. Важно было пресечь коррупцию и вернуть доверие народа к властям. Не менее важным в данном случае было, в свою очередь, заставить власти заниматься тем, для чего они и были образованы: удовлетворение потребностей народа, создание элементарных условий для жизнедеятельности и трудовой деятельности.

Документ, который определил направления Губернской реформы, - это «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», который был издан в 1775 году. В соответствии с ним, провинции (которых до этого момента на территории России насчитывалось 66) были полностью ликвидированы, а территория империи делилась только на губернии, состоявшие из уездов (23 губернии и 180 уездов).

Судебные реформы эпохи просвещенного абсолютизма

Губернская реформа затронула практически каждую сферу жизни человека, в том числе привела к перестройке судебных органов. Были учреждены сословные суды, которые предназначались отдельно для деятельности дворян, а также для обращений со стороны городских жителей и государственных крестьян.

В каждом уезда, утвержденном Екатериной Второй, был обозначен свой уездный суд, который состоял, соответственно, из уездного судьи, а также двух его помощников – заседателей. Их избрание было ограничено сроком в три года, после чего они переизбирались местным дворянством.

Уездный суды имели право на апелляцию, а также на ревизию. Для них таким органом для осуществления подобной деятельности служил верхний земский суд, который определялся один на одну отдельную губернию. В верхний земский суд входили два департамента, которые были разделены на направления: уголовные и гражданские дела. Собирался такой верхний земский суд один раз в три года, в него входило местное дворянство, имеющее соответствующее образование, которое необходимо для разрешения подобных ситуаций.

В каждой губернии был также так называемый «совестный суд». Он состоял из главного председателя, которым мог быть судья, назначенный губернатором губернии, а также из шести членов (два от дворян, два от горожан и два от крестьян, всего шесть человек). Совестный суд занимался рассмотрением гражданских дел, а также уголовных дел малолетних, умалишенных, о супружеских имущественных отношения (в случае развода), а также о делах о колдовстве, которое было признано настоящей напастью 18 века.

Таким образом, реформы просвещенного абсолютизма коснулись каждой сферы жизни человека. Это были и гражданские реформы, и реформы, направленные на изменения в судебной деятельности. Также в 1762 году была создана специально созванная комиссия, которая была назначена для распоряжения церковным имуществом, что привело к реформаторской деятельности в церковной сфере. В течение 20 лет проводились реформаторские мероприятия, а с 1786 года управление церковью, ее землями окончательно перешло к органам, которые ведали конкретно государственным имуществом. Теперь церковь и государство стали неотделимы, и принимали участие в деятельности друг друга.

Ко второй половине XVIII века "старый порядок" в Европе окончательно расшатался, чувствовалась необходимость коренных реформ. Реформы, характеризующие П. абсолютизм, были направлены против остатков средневекового строя. Хронологические границы П. абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г., т. е. от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII в., абсолютные монархи стремились к "общему благу", которое достигается в государстве. Теория "П. абсолютизма", родоначальником которой считается Гоббз, вполне проникнута рационалистической философией века "просвещения". Сущность ее заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII в. государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, П. абсолютизм внес вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к "государственной пользе" выдвигались заботы об общем благосостоянии. "Просветительная" литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересе государства. Поэтому характерная черта "П. абсолютизма" — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. В литературе "П. абсолютизм" был встречен восторженно. Все политическое миросозерцание вождя века, Вольтера, есть "П. абсолютизм". Этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. Руководясь принципами и интересами государственной пользы, просвещенные деспоты относились очень недоверчиво к общественным силам, ничего не уступая из своей власти народу. Преобразования идут исключительно сверху. Вот почему "П. абсолютизм" не мог сочувствовать стремлениям к политической свободе, ограничивавшей верховную власть. Отсюда происходит та двойственность, которая, вообще, характеризует "П. абсолютизм", и то антиисторическое направление его, которым отличался XVIII в., провозгласивший естественное право вместо исторического. П. абсолютизм охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции. Англия уже достигла того, к чему стремился П. абсолютизм. В Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта. Царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией. Центральными фигурами в этой эпохе были Фридрих II Прусский (1740—1786) и Иосиф II Австрийский (1780—1790). Другие представители П. абсолютизма: в Испании — министр Аранда при Карле III (1759—1788), в Португалии Помбаль (1760—1777) при Иосифе Эмануиле, в Неаполе — министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV, в Тоскане — Леопольд (1765—1790), в Дании — Христиан VII (1766—1807) с министром Струэнзе (1769—1772), в Швеции — Густав III (1771—1792), в Бадене — Карл-Фридрих, в Польше такую же роль взял на себя Станислав Понятовский (1764—1795) и в России Екатерина II. Сюда же относятся Карл-Август веймарский, Карл-Фридрих баденский, Иосиф-Эммерих, курфюрст Майнцкий, Клемент Саксонский, Кармер, составитель прусского свода законов, Бернсдорф, продолжатель дела Струэнзе, Зедлиц и Герцберг в Пруссии, Дом — посредник Фридриха в Германии, Гольц — его представитель в Париже, Монжела, мечтавший возродить Баварию, Фюрстенберг в Мюнстере, Стадион в Майнце, Абель в Штутгардте, Филанджьери в Неаполе, Шлеттвейн — министр в Бадене, Виллармина, Самбукка, Караччиоло — в Сицилии, Нери, Таванти, Манфредини — в Тоскане, Аранда, Гримальди, Флорида-Бланка, Кампоманес — в Испании, барон Крейц и барон Сталь — в Швеции. Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие П. абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, "революционер на троне", порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II — много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия). Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещенных деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе. Общая черта, отличающая представителей П. абсолютизма — деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность. Все реформы П. абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещенные деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. — несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Все зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы П. абсолютизма захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец — область сословных отношений и крестьянского быта. В области администрации П. абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства. П. абсолютизм был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги. Экономическая деятельность П. абсолютизма вытекала из сочувствия просвещенных деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, П. абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство. Вместе с тем П. абсолютизм обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов. Громадную заслугу оказал П. абсолютизм судебному устройству и законодательству. "Один закон для всех" — таков принцип, которым руководился П. абсолютизм. В уголовном судопроизводстве были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшено правосудие. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил правильный порядок вместо произвола. Задачей П. абсолютизма было не только отделить суд от администрации и создать независимость судей, но и составление свода законов, отличавшегося простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон-Кокцеи, фон-Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал для составления свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем, привлек внимание тогдашнего ученого мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости. Для распространения образования также принимались серьезные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Поэтому эпоха П. абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии — цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость. "П. абсолютизм" представляет из себя эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с "просвещением" абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. Отнято было у папских булл юридическое значение, если они не утверждены королем, клир подчинен светским судам, закрыты инквизиционные судилища, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 — из Франции, далее, в 1767—68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя народную массу. В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности П. абсолютизм тоже много сделал. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что на них могли апеллировать к королевскому суду. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввел поземельный налог. В эту же эпоху впервые был поставлен на очередь крестьянский вопрос. Этому значительно способствовали физиократы, которые по своим политическим взглядам были на стороне П. абсолютизма, и многие деятели П. абсолютизма были сторонниками физиократов. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений. Вследствие этого в эпоху П. абсолютизма было обращено внимание на положение сельской массы, от которой зависит обогащение казны, и рядом с покровительством обрабатывающей промышленности П. абсолютизм покровительствует и крестьянскому труду. В Пруссии Фридрих II меньше всех правителей подчинился физиократии, но и здесь было обращено внимание на улучшение быта крестьян. В Австрии крестьянский вопрос был выдвинут Иосифом II, который формально отменил крепостное состояние. То же было и в Савойе при Карле-Эммануиле III. П. абсолютизм, задумавший столько государственных и общественных реформ, повсюду вызвал реакцию, которая скоро уничтожает либеральные приобретения, пока французская революция не докончила начатой П. абсолютизмом ликвидации старого порядка (см. Фридрих, Иосиф и др.). Специальных исследований о П. абсолютизме нет. См. в коллекции Онкена, "Das Zeitalter Friedrichs des Grossen" ("Despotismus und Aufklärung", "Der reformirende Despotismus"). Сорель — в своей "L'Europe et la révolution française" — отводит место П. абсолютизму (стр. 73, 116, т. I-й русск. перевода), Вебер, "Всеобщая история" (т. XIII, стр. 321—661); В. Koser, "Die Epochen der absoluten Monarchie in der neueren Geschichte"; H. Кареев, "История Западной Европы" (III-й т. — посвящена целая глава "П. абсолютизму", стр. 276—398).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Полезное

Смотреть что такое "Просвещенный абсолютизм" в других словарях:

ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ — обозначение политики абсолютизма в ряде европейских стран во 2 й пол. 18 в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы… … Большой Энциклопедический словарь

Просвещенный абсолютизм — политика ряда европейских абсолютистских государств (см. Абсолютизм) во 2 й половине 18 в., принимавшая форму следования идеям Просвещения (См. Просвещение); выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие… … Большая советская энциклопедия

Просвещенный абсолютизм — Просвещённый абсолютизм политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Хронологические границы просвещённого… … Википедия

ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ — особая политика ряда европ. абсолютистских гос в во 2 й пол. 18 в., внешне получившая форму следования идеям Просвещения и выражавшаяся в проведении ряда реформ, уничтожавших нек рые наиболее устаревшие феод. институты (а иногда делавших шаг в… … Советская историческая энциклопедия

Просвещенный абсолютизм — политика второй половины XVIII в. в ряде европейских государств с монархической формой правления Россия, Дания, Пруссия и слабым развитием капиталистических отношений в экономике. Правительства этих государств проводили такие мероприятия, которые … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Просвещенный абсолютизм — политика абсолютизма в ряде европейских стран во 2 й пол. XVIII в. Выражался в уничтожении сверху наиболее устаревших феодальных институтов и в осуществлении ряда либеральных реформ в духе идей французских просветителей XVIII в. В России получил… … Краткий словарь историко-правовых терминов

Абсолютизм — (absolutism) Первоначально (1733) теологическая концепция, согласно которой спасение полностью зависит от воли Бога. В дальнейшем этот термин распространился на политический режим, при котором правитель обладает законным правом принимать любое… … Политология. Словарь.

абсолютизм — а; м. [франц. absolutisme]. Форма правления, при которой вся власть в государстве безраздельно принадлежит монарху; неограниченная монархия. * * * абсолютизм (абсолютная монархия), форма государственного правления, при которой монарху принадлежит … Энциклопедический словарь

АБСОЛЮТИЗМ — (от лат. absolutus независимый, неограниченный), абсолютная монархия, форма феод. гос ва, характерная для последнего периода существования феод. формации; в ряде стран в измененном виде А. как пережиток феодализма сохранился вплоть до 20 в. С… … Советская историческая энциклопедия

Абсолютизм — (от латинского absolutus независимый, неограниченный) абсолютная монархия, последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. С формально юридической точки зрения… … Большая советская энциклопедия

Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г., то есть от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу», которое достигается в государстве.

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Все политическое миросозерцание вождя века, Вольтера, есть просвещённый абсолютизм. Этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. Руководствуясь принципами и интересами государственной пользы, просвещённые деспоты относились очень недоверчиво к общественным силам, ничего не уступая из своей власти народу. Преобразования идут исключительно сверху. Вот почему просвещённый абсолютизм не мог сочувствовать стремлениям к политической свободе, ограничивавшей верховную власть. Отсюда происходит та двойственность, которая, вообще, характеризует просвещённый абсолютизм, и то антиисторическое направление его, которым отличался XVIII век, провозгласивший естественное право вместо исторического.

Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.

Центральными фигурами в этой эпохе были Фридрих II Прусский (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

  • в Испании — министр Аранда при Карле III (1759—1788)
  • в Португалии — Помбал (1760—1777) при Иосифе Эмануиле
  • в Неаполе — министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV
  • в Тоскане — Леопольд I (1765—1790)
  • в Дании — Кристиан VII (1766—1807) с министром Струэнзе (1769—1772)
  • в Швеции — Густав III (1771—1792)
  • в Бадене — Карл Фридрих
  • в Польше — Станислав Понятовский (1764—1795)
  • в России — Екатерина II

Сюда же относятся Карл-Август Веймарский, Иосиф-Эммерих, курфюрст Майнцкий, Клемент Саксонский, Кармер, составитель прусского свода законов, Бернсдорф, продолжатель дела Струэнзе, Зедлиц и Герцберг в Пруссии, Дом — посредник Фридриха в Германии, Гольц — его представитель в Париже, Монжела, мечтавший возродить Баварию, Фюрстенберг в Мюнстере, Стадион в Майнце, Абель в Штутгардте, Филанджьери в Неаполе, Шлеттвейн — министр в Бадене, Виллармина, Самбукка, Караччиоло — в Сицилии, Нери, Таванти, Манфредини — в Тоскане, Аранда, Гримальди, Флорида-Бланка, Кампоманес — в Испании, барон Крейц и барон Сталь — в Швеции.

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II — много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе. Общая черта, отличающая представителей П. абсолютизма — деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность.

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. — несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы П. абсолютизма захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец — область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации П. абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства. П. абсолютизм был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность П. абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, П. абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство. Вместе с тем П. абсолютизм обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Громадную заслугу оказал П. абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» — таков принцип, которым руководился П. абсолютизм. В уголовном судопроизводстве были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшено правосудие. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил правильный порядок вместо произвола. Задачей просвещённого абсолютизма было не только отделить суд от администрации и создать независимость судей, но и составление свода законов, отличавшегося простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон Кокцеи, фон Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал для составления свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем, привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости.

Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Поэтому эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии — цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

Просвещённый абсолютизм представляет из себя эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. Отнято было у папских булл юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные судилища, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 — из Франции, далее, в 1767—68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя народную массу.

В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности П. абсолютизм тоже много сделал. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что на них могли апеллировать к королевскому суду. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввёл поземельный налог.

В эту же эпоху впервые был поставлен на очередь крестьянский вопрос. Этому значительно способствовали физиократы, которые по своим политическим взглядам были на стороне просвещённого абсолютизма, и многие деятели просвещённого абсолютизма были сторонниками физиократов. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений. Вследствие этого в эпоху П. абсолютизма было обращено внимание на положение сельской массы, от которой зависит обогащение казны, и рядом с покровительством обрабатывающей промышленности просвещённый абсолютизм покровительствует и крестьянскому труду. В Пруссии Фридрих II меньше всех правителей подчинился физиократии, но и здесь было обращено внимание на улучшение быта крестьян. В Австрии крестьянский вопрос был выдвинут Иосифом II, который формально отменил крепостное состояние. То же было и в Савойе при Карле-Эммануиле III.

Просвещённый абсолютизм, задумавший столько государственных и общественных реформ, повсюду вызвал реакцию, которая скоро уничтожает либеральные приобретения, пока французская революция не докончила начатой просвещённым абсолютизмом ликвидации старого порядка.

В России реализация политики Просвещенного абсолютизма не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически не вмешивалась в дела государственной власти, не занималась охотой на ведьм и не учреждала инквизиции. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Освобождение власти от влияния церкви с одновременным разделением общества на просвещенных дворян и непросвещенных крестьян раскололо народ и подорвало едва сложившийся монархический строй (что выразилось в 75-летнем периоде переворотов и фиктивных правлений цариц после смерти Петра I). Просвещенный класс говорил сначала на немецком языке, затем перешел на французский, и при этом глубоко презирал непросвещенных русскоязычных крестьян, рассматривая их исключительно как субъект применения абсолютной власти. Соображения морали, человечности и справедливости были забыты наряду с церковными предрассудками, позитивная же программа Просвещения выполнялась в исключительно узком кругу избранных дворян и только в их интересах. Поэтому результатом Просвещения в России стало крепостное право, превратившееся в чистое рабовладение при Екатерине II, а также формирование самодостаточной бюрократической системы, традиции которой до сих пор дают о себе знать.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

особая политика ряда европ. абсолютистских гос-в во 2-й пол. 18 в., внешне получившая форму следования идеям Просвещения и выражавшаяся в проведении ряда реформ, уничтожавших нек-рые наиболее устаревшие феод. институты (а иногда делавших шаг в сторону бурж. развития).

Мысль о гос-ве во главе с "просвещенным монархом", следующим советам философов и способным преобразовать обществ. жизнь на новых, "разумных", началах, получила широкое распространение среди части просветителей 18 в. (особенно отчетливо она выражена у Вольтера). Объективным содержанием этих идей было стремление умеренно-либеральных кругов буржуазии без революции, с помощью реформ "сверху" добиться бурж. преобразования общества.

С др. стороны, в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистич. уклада, широкого распространения идей Просвещения принципы, выдвигавшиеся просветителями в их "уроках государям", могли быть применены - в известных пределах - феод.-абсолютистскими гос-вами (вынужденными провести нек-рые реформы). Отсюда довольно широкое проникновение в практику европ. абсолютизма 2-й пол. 18 в. филос.-просветительской терминологии и появление в политике абсолютизма нек-рых новых черт. В ряде стран в этот период было осуществлено уничтожение нек-рых сословных привилегий и феод. монополий, проведены крестьянские реформы, реформы церкви (подчинение церкви гос-ву, секуляризация церк. земель, изгнание иезуитов, закрытие монаш. орденов), школьного обучения, суда и судопроизводства, сделаны нек-рые шаги в сторону веротерпимости, смягчения цензуры и др.; в ряде случаев в гос. практике отражались идеи физиократов. Реформы в духе П. а. проводились в Испании при Карле III (проводниками этой политики были просветители и гос. деятели Аранда, Кампоманес, Флоридабланка), в Португалии (при Помбале), в Дании (дат. гос. деятели Ю. X. Э. Бернсторф, И. Ф. Струэнсе), в Швеции (при Густаве III), в Австр. монархии (при Иосифе II), в огранич. размерах также в Пруссии в первые годы правления Фридриха II; в России при Екатерине II.

Хотя объективно нек-рые реформы П. а. способствовали развитию капиталистич. уклада, однако в практич. деятельности "просвещенных государей" превалировали феод.-деспотич. черты; весьма далекие от идеалов философов-просветителей. Несовместимость принципов Просвещения с абсолютистским режимом особенно отчетливо проявилась в Пруссии при Фридрихе II. В тех же случаях, когда феод.-абсолютистское гос-во было вынуждено идти на известные уступки, ущемлявшие дворянство, и особенно когда реформы приобретали уже отчетливо бурж. характер (напр., реформы Тюрго в 1774-76 во Франции), они вызывали решит. противодействие феод. кругов и в конечном счете не проводились в жизнь. Вообще политика П. а. имела успех только в тех странах, где буржуазия достигла лишь слабой степени развития и политич. самосознания. Но и здесь период П. а. оказался весьма кратковременным: Великая франц. революция, отчетливо обнажившая клас. противоречия, покончила с "либеральными" начинаниями П. а., сменившегося политикой открытой феод. реакции.

Лит.: Державин К. Н., Вольтер, (М.), 1946, с. 224-84; Дружинин Н. M., П. а. в России, в сб.: Абсолютнизм в России (XVII-XVIII вв.), М., 1964; Lhéritier М., Le rôle historique du despotisme éclairé particuliérement au XVIII siècle, в кн.: Bulletin of the International Committee of Historical Sciences, v. 1, pt 5, Wash.-P., 1928; Klassen P., Die Grundlagen des aufgeklärten Absolutismus, Jena, 1929; Lefebvre G., Le despotisme éclairé, "Annales historiques de la Révolution française", 1949, No 114; Morazé Ch.. Finance et despotisme, essai sur les despotes éclairés, "Annales, Économies - Sociétés - Civilisations", 1948, No 3; Hartung F., Der aufgeklärte Absolutismus, "HZ", 1955, Bd 180, H. 1; Schilfert G., Deutschland von 1648 bis 1789, 2 Aufl., В., 1962.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Полезное

Смотреть что такое "ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ" в других словарях:

ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ — обозначение политики абсолютизма в ряде европейских стран во 2 й пол. 18 в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы… … Большой Энциклопедический словарь

Просвещенный абсолютизм — политика ряда европейских абсолютистских государств (см. Абсолютизм) во 2 й половине 18 в., принимавшая форму следования идеям Просвещения (См. Просвещение); выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие… … Большая советская энциклопедия

Просвещенный абсолютизм — Просвещённый абсолютизм политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Хронологические границы просвещённого… … Википедия

Просвещенный абсолютизм — Ко второй половине XVIII века старый порядок в Европе окончательно расшатался, чувствовалась необходимость коренных реформ. Реформы, характеризующие П. абсолютизм, были направлены против остатков средневекового строя. Хронологические границы П.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Просвещенный абсолютизм — политика второй половины XVIII в. в ряде европейских государств с монархической формой правления Россия, Дания, Пруссия и слабым развитием капиталистических отношений в экономике. Правительства этих государств проводили такие мероприятия, которые … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Просвещенный абсолютизм — политика абсолютизма в ряде европейских стран во 2 й пол. XVIII в. Выражался в уничтожении сверху наиболее устаревших феодальных институтов и в осуществлении ряда либеральных реформ в духе идей французских просветителей XVIII в. В России получил… … Краткий словарь историко-правовых терминов

Абсолютизм — (absolutism) Первоначально (1733) теологическая концепция, согласно которой спасение полностью зависит от воли Бога. В дальнейшем этот термин распространился на политический режим, при котором правитель обладает законным правом принимать любое… … Политология. Словарь.

абсолютизм — а; м. [франц. absolutisme]. Форма правления, при которой вся власть в государстве безраздельно принадлежит монарху; неограниченная монархия. * * * абсолютизм (абсолютная монархия), форма государственного правления, при которой монарху принадлежит … Энциклопедический словарь

АБСОЛЮТИЗМ — (от лат. absolutus независимый, неограниченный), абсолютная монархия, форма феод. гос ва, характерная для последнего периода существования феод. формации; в ряде стран в измененном виде А. как пережиток феодализма сохранился вплоть до 20 в. С… … Советская историческая энциклопедия

Абсолютизм — (от латинского absolutus независимый, неограниченный) абсолютная монархия, последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. С формально юридической точки зрения… … Большая советская энциклопедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: