Принципы правосудия относящиеся к статусу судей их общая характеристика

Обновлено: 19.04.2024

1. Принцип законности. Законность – это принцип точного и повсеместного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона.Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Законы делятся на федеральные, федеральные конституционные и законодательные акты субъектов РФ, они должны соответствовать Конституции РФ. Законность основана на юридических нормах и предполагает наличие федерального, законодательного, действующего на всей территории РФ, единообразно понимаемого и применяемого. Законность предполагает, что законодательные нормы должны быть чёткими, конкретными и ясными, исключающими их неоднозначное понимание и применение. В силу принципа законности требования закона должны быть точно и безусловно реализуемы. Законность предполагает, что производство в судах по гражданским, уголовным, арбитражным, административным и конституционным делам должно вестись в точном соответствии законом, при соблюдении всех норм материального и процессуального права. Принцип законности охватывает всю систему правового регулирования, все нормы и институты, определяющие порядок судоустройства и судопроизводства, а все др. принципы выступают в качестве принципов реализации законности.

2.Осуществление только судом. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ « О судебной системе РФ». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом, не допускается.

Суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ. Принцип осуществления правосудия только судом распространяется не только на разбирательство дела в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии судопроизводства: апелляционное и кассационное производство, производство в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он означает, что отмена или изменение судебных решений допускается только соответствующим вышестоящим судом в пределах его компетенции и только в порядке установленных соответствующим видом судопроизводства правил.

3.Независимость судей Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ . Суть данного принципа в том, что исключается воздействие на судей со стороны других лиц и организаций при отправлении правосудия по уголовным, гражданским и арбитражным делам. Помимо того, что судьи подчиняются только Конституции РФ и ФЗ, их независимость обеспечивается и другими гарантиями, в том числе и закреплёнными в Основном законе государства, а именно: несменяемость судей, особый порядок прекращения или приостановления полномочий, неприкосновенность и возможность привлечения к уголовной ответственности в порядке, определённым ФЗ.

В ст. 9 ФЗ РФ «О статусе судей в РФ» установлено, что независимость судей обеспечиваются, в частности:

  • предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
  • запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
  • установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • правом судьи на отставку;
  • неприкосновенностью судьи;
  • системой органов судейского сообщества;
  • предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Закрепление в законе принципа независимости судей служит обеспечению судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия, справедливому рассмотрению уголовного, гражданского, арбитражного дела, вынесению по нему законного и обоснованного решения, приговора.

4.Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. В соответствии ст.19 Конституции РФ - Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. «Все равны перед законом и судом» . Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Теоретически и практически весьма важно проводить различия между равноправием и равенством. Равноправие - одно из основных проявлений общественного равенства людей. Равенство - имеет много изъятий по различным основаниям, связанных, в частности с льготами и привилегиями как условиями для осуществления властных полномочий; стремление сделать фактический статус отдельных групп граждан и конкретных людей (дети, женщины, ветераны, инвалиды) более справедливым с точки зрения равенства; огромные различия в экономическом положении граждан, обуславливающие преступность и др.

5.Обеспечение каждому судебной защиты прав и свобод. «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» . Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, отображенные в Конституции РФ.

Каждый гражданин вправе обратится с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Могут быть обжалованы в суд как коллегиальные, так и единоличные действия (решения, информация) и бездействие, в результате которых созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, или гражданина незаконно возложена какая – либо обязанность, или он незаконно привлечён к ответственности.

При этом граждане освобождаются от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий, но должны доказывать факт нарушения своих прав и свобод. Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на органы и лица, действия которых обжалуются. «Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные правовые средства защиты или когда эта защита неоправданно затягивается, каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека» .

6.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту. В ч.1 ст.48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В соответствии с ч.2 ст.48 Конституции РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Среди проявлений действий принципа обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту следует назвать:

  1. Наделение указанных лиц комплексом таких прав, реализация которых позволила бы им самим эффективно защищать свои права и законные интересы «всеми способами, не запрещенными законом» (ч.2 ст.45 Конституции РФ);
  2. Обязанность должностных лиц, ведущих дознание, следователей, прокуроров и судей разъяснить участникам процесса их права и обеспечить подозреваемым, обвиняемым либо подсудимым возможность осуществления этих прав. «При производстве по уголовному делу подлежат доказыванию не только событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления), виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотив, но и обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, смягчающие и отягчающие наказание, а равно те, которые могут послужить основанием для освобождения от уголовной ответственности и наказания» ;
  3. Допуск защитника на ранних этапах ведения дела. «Новым УПК установлено, что участие защитника является обязательным по всем уголовным делам, за исключением случаев, когда, подозреваемый, обвиняемый в письменной форме отказался от помощи защитника» .

Значение данного принципа в отмеченных и других проявлениях состоит в том, что его реализация обеспечивает охрану законных прав и интересов граждан, в совокупности с иными принципами способствует, в конечном итоге, вынесению законного, обоснованного и справедливого решения.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

7.Принцип презумпции невиновности. Термин « презумпция» означает предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное. Так, должно презюмироваться (предполагается): каждый человек добропорядочный, пока иное не будет доказано. Принцип презумпции невиновности является одним из основных принципов не только правосудия, но и всего уголовного процесса. «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» . Презумпция невиновности действует до тех пор, пока на основе достаточных доказательств не будет доказано обратное, т.е. что лицо виновно в совершении преступления. Таким образом, презумпция невиновности может быть опровергнута, но только путём доказывания установленными процессуальными законом средствами. «Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения» .

«Из презумпции невиновности вытекает и ещё одно важное положение: все сомнения, которые не могут быть устранены, толкуются в пользу обвиняемого» . Это означает, что если доказательства по делу спорны или противоречивы и могут получить различное толкование, то решение должно быть внесено в пользу обвиняемого. Обвинение должно быть основано на доказанных, а не предполагаемых фактах. Вывод о виновности лица в совершении преступления может быть сделан только на основании объективно и точно установленных доказательств.Недоказанная виновность кого–то, в совершении преступления равнозначна доказанной его невиновности. Неукоснительное выполнение требований закона предоставляет суду возможность принять обоснованное и справедливое решение о наказании виновного либо о реабилитации невиновного, в чём и заключается предназначение принципа презумпции невиновности.

8.Гласность судопроизводства. «Разбирательство дел во всех судах, - установлено ч.1 ст.123 Конституции РФ, - открытое»

Сущность гласного судебного разбирательства состоит в том, что суд рассматривает уголовные, административные, гражданские и арбитражные дела в открытом судебном заседании, этот принцип предусматривает доступное для общественного ознакомления и обсуждения судебного разбирательства. Он должен реализовываться во всех судах: судах общей юрисдикции, включая военные суды; распространяется на дела, рассматриваемые мировыми судиями в арбитражных судах, Конституционных судах РФ, конституционных (уставных) судах субъектов Федерации.

Обязательность открытого разбирательства дел распространяется на первую, апелляционную, кассационную и надзорную инстанции, на пересмотр судебных актов ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Каждый гражданин, не являющийся участником процесса, может свободно присутствовать на судебном заседании. Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись. Проведение фотографирования, видеозаписи и (или) киносъемки допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании. Лицо в возрасте до шестнадцати лет, если оно не является участником уголовного судопроизводства, допускается в зал судебного заседания с разрешения председательствующего. «Гласность судебного разбирательства может по мотивированному решению суда (постановлению или определению) проводится, закрыто» .

9.Состязательность и равноправие сторон. Состязательность судебного процесса означает такое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функции обвинения и защиты. Данный принцип относится ко всем видам судопроизводства и реализуется во всех судебных инстанциях. В любом судопроизводстве есть стороны и они должны быть процессуально равны, иметь равные права и юридические возможности отстаивать свои интересы.

Принцип состязательности и равноправия сторон имеет важное значение, для правильного и объективного рассмотрения дела и вынесения судом законного, обоснованного и справедливого акта правосудия (приговора по уголовному делу, решения по гражданскому или арбитражному делу).

10.Национальный язык судопроизводства. «Язык судопроизводства – язык, на котором ведутся все формы судопроизводства в судах, входящих в судебную систему РФ. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества» .

Судопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Судопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов РФ ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

11. Участие граждан в осуществлении правосудия. Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия в качестве народных заседателей федеральных судов общей юрисдикции. Народными заседателями являются лица, наделенные в порядке, установленном федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда и исполняющие обязанности судей на непрофессиональной основе. «Ограничение права граждан участвовать в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям не допускается. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законодательством» .

Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей является их гражданским долгом.

12. Непосредственность и устность судебного разбирательства. Устность и непосредственность судебного разбирательства – это элементарный инструментарий осуществления гласности и состязательности при осуществлении правосудия. В силу принципа непосредственности выводы в приговоре суд обязан делать на основе доказательств, исследованных самим судом в судебном заседании, это означает, что лишь при наличии особых обстоятельств допускается замена допроса подсудимого, свидетеля или другого лица оглашением протоколов ранее данных ими показаний. При исследование доказательств производится судом в полном составе.

Устность судебного разбирательства состоит в том, что доказательства должны быть восприняты судом устно и устно обсуждаться участниками процесса. Устность при рассмотрении дел присуща судам всех инстанций. Усиление в деятельности суда по осуществлению правосудия значения (реализации) принципов гласности, состязательности, обеспечения подсудимому права на защиту повышает роль устности и непосредственности как звеньев единой системы конституционных принципов правосудия и судопроизводства.

Статья 5. Принципы деятельности судов общей юрисдикции

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами.

3. Все равны перед судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

4. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.

5. Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное. Заочное производство допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

8. Вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Правосудие – совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных дел, а также по осуществлению конституционного контроля в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства при точном и неуклонном соблюдение требований закона, установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

Признаки правосудия: 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ); 2. правосудие осуществляется только определенными способами (ст. 4 «О судоустройстве»); 3. правосудие осуществляется при соблюдении установленной законом процедуры: «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ч.2 ст. 118 Конституции РФ); 4. акты правосудия носят обязательный характер.

Принцип права – исходное положение (основополагающее начало), определяющее порядок осуществления какого-либо вида государственной деятельности и (или) наиболее существенные черты правового регулирования той или иной сферы общественных отношений. Принцип несводим к его нормативному воплощению.

Характеристики принципов:

1. Имеют высокую юридическую силу (практически все принципы правосудия закреплены в КРФ);

2. Принципы обязательны для законодателя;

3. Принципы стабильны и устойчивы;

4.Они носят общий характер;

5. Принципы обязательны и для правоприменителя;

6. Они образуют систему основополагающих положений (принципы взаимодополняют, уравновешивают, балансируют друг друга. Ни одна из идей в этой системе не должна получить главенствующего положения);

Принцип правосудия – это идея, начало или исходное положение, определяющее наиболее существенные стороны организации и деятельности государственных органов, осуществляющих судебную власть, т.е. судов.

Классификация:

А) По источнику закрепления выделяется три группы принципов: закрепленные в актах международного права, закрепленные в Конституции РФ, закрепленные в специальных законах.

Б) По содержанию принципы делятся на относящиеся к организации судебной власти и правосудия, характеризующие статус судей и характеризующие правовой статус личности при осуществлении правосудия.

5.2 Принцип независимости.

Принцип независимости - «Суд независим и подчиняется только Конституции и федеральному закону» ст. 120 Конституции РФ.

Независимость в институциональном аспекте - суд как учреждение должен быть отделён от других государственных органов, что реализовано в действующем законодательстве. Дополнительными гарантиями институциональной независимости является: (1) запрет осуществления правосудия иными государственными (негосударственными) органами (ст. 118 Конституции РФ); (2) запрет на создание чрезвычайных судов (там же и п.5 «Основных принципов независимости судебных органов» ООН 1985 г.).

Независимость в содержательном значении – беспристрастность (политическая, расовая, национальная, идеологическая). Заключается в: (1) подчинение только закону; (2) запрет различным органам и организациям (иным субъектам) вмешиваться в осуществления правосудия судами (ч. 5 ст. 5 «Закон о судебной системе», п. 2,3,4 «Основных принципов ООН…»); (3) установление уголовной ответственности за вмешательство в осуществление правосудия. Различают объективную и субъективную беспристрастность в содержательном значении.

5.2.1 Объективная беспристрастность - подчинение только закону:

Условия возникновения объективной беспристрастности:

1. формирование такого порядка отбора и назначения судьи, который не вызывал бы сомнений в его приверженности только интересам правосудия, но не политическим, корпоративным или иным интересам и исключал бы какие-либо формы дискриминации (п.10 «Основные принципы ООН…»). Требования к судье Ст. 4 «О статусе судей»: гражданство, высшее юридическое образование, возраст (>25), стаж работы (>5), дееспособность. (ст. 5 ч. 3, ст. 6 «О статусе судей»). Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Победителей на конкурсе может быть несколько. Президент вправе отказать в назначении и его отказ обжаловать нельзя (Президент суверенен). Статус председателя (ч. 3 ст. 6 «О статусе судей»). Отбор и назначение судей (ст. 4,5,6 ФЗ «О статусе судей»);

2. формирование такого механизма приостановления и прекращения полномочий судьи, который обеспечивал бы независимость судей, исключал бы возможность освобождения его от должности кроме как по причине неспособности выполнять свои обязанности или за поведение, делающее его несоответствующим занимаемой должности (п. 11, 12, 17-19 «Основные принципы ООН…», ст. 13, 14 «О статусе судей»). Квалификационная коллегия судей – корпоративный орган (отбор судей, приостановление и прекращение их полномочий). С одной стороны, такая организация судебной власти является гарантией независимости данной ветви власти, однако в силу нечёткости изложения приостановления и прекращения полномочий, корпоративности судебной коллегии, что приводит к отсутствию общественного контроля, делает судебную власть несовершенной;

3. формирования такого порядка осуществления судьей своей деятельности, который исключал бы возможность давления на судью в вопросах перемещения по служебной лестнице, перемещения в другой суд и.т.д. (право на судейскую карьеру (на присвоение квалификационного класса), право на перемещение или перевода в другие суды, право судьи на отставку).

Несменяемость. Ст. 12 (принцип несменяемости), 15 «О статусе судей». Советская власть, провозглашая иные принципы правосудия, ввела порядок избрания судьи на пять лет и как всякие выборные лица они должны были отчитываться перед избирателями. Данный институт привёл к ослаблению позиций суда в обществе. С переходом к демократии, судьи стали назначаться, а не выбираться, что привело к усилению позиции суда. Несменяемость означает, что судьи назначаются на свою должность до достижения предельного возраста. Однако в связи с ошибками в назначении судей в конце 90 годов был введён испытательный срок в три года. В июле 2009 года испытательный срок был отменён в связи с тем, что он создавал угрозу независимости судебной власти (ст. 11 п. 2 отменён). Дисциплинарная ответственность судей (ст. 12.1 «О статусе судей») не противоречит принципу независимости судей, так как позволяет смещать с должности неквалифицированных лиц. К дисциплинарной ответственности привлекает та квалификационная коллегия, к которой отнесён вопрос о прекращение полномочий судьи. Постановление КС РФ № 4-П от 28 февраля 2008 года. В этом постановлении КС РФ признаёт существование Председателя суда соответствующим Конституции РФ.

Неприкосновенность и безопасность судей. (Ст. 122 Конституции РФ; ФЗ «О статусе судей» ст. 16).

1. Неприкосновенность состоит из личной неприкосновенности, неприкосновенности жилых и служебных помещений, транспортных средств, жилых и служебных помещений, багажа, имущества (ст. 16 ч. 1 «О статусе судей»). Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей (ст. 16 п. 5 абзац 2 «О статусе судей»).

2. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

3. Специальный порядок возбуждения уголовного дела против судьи (ст. 16 п. 3). Квалификационная коллегия судей даёт согласие на основании заключения коллегии о наличии в действиях судьи состава преступления. Постановление КС РФ от 7 марта 1996 № 6-П: судейская неприкосновенность – исключение из принципа равенства. Это не личная привилегия, а средство защиты правосудия, публичных интересов. Отказ квалификационной коллегии о вынесение решения привлекать судью к ответственности может быть обжалован в суд.

4. Специальный порядок привлечения к административной ответственности (ст. 16 п. 4 «О статусе судей»). Судьи выступили против введения административной ответственности. Привлечение к административной ответственности подрывает статус судьи.

5. Особый порядок привлечения к такой мере пресечения, как заключение под стражу (Ст. 16 п.5, п. 6 «О статусе судей»). п.7 устанавливает порядок совершения следственных действий по отношению к судье, п. 8 определяет чем должна руководствоваться судебная коллегия судей. При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий (ст. 16 п. 8 «О статусе судей»). п. 10, 12 устанавливают, что решения квалификационной коллегии могут быть обжалованы в суд.

4.Выделение адекватных финансовых и материальных ресурсов. Достаточно количество судей, адекватная заработная плата, материально-организационное обеспечение деятельности судьи.

5.Освобождение судьи отчитываться перед органом, его назначившим.

5.2.2 Субъективная беспристрастность (личностный аспект) – отсутствие предубеждений при рассмотрение судьей конкретного дела, вызванных приверженностью каким-либо идеям, членствам в каких-либо организациях, личными или семейными привязанностями, иной заинтересованностью.

Законодательные гарантии субъективной беспристрастности:

ФЗ «О статусе судей».

«2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

3. Судья не вправе:

1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности

10) получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

13) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;».

Судьи являются носителями судебной власти, их, правовое положение определяет конституционно-правовой статус судей, который включает в себя следующие положения:

  • наделение судей полномочиями;
  • символы судебной власти;
  • принципы статуса судей;
  • компетенции;
  • гарантии;
  • ответственность.

Суд является органом, осуществляющим правосудие. Состав суда может быть коллегиальным, либо правосудие осуществляет судья единолично. Граждане РФ принимают участие в осуществлении правосудия в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей. Об этом говорит ФЗ «О судебной системе Российской Федерации». Сегодня работают две последние формы участия граждан в судебных заседаниях, это является их гражданской обязанностью. Федеральный бюджет предусматривает вознаграждение за данную деятельность.

В присяжные граждане отбираются на основании положений закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Арбитражные заседатели участвуют в судах на основе другого документа, ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».

Судья и его полномочия

Судьями являются лица, наделенные полномочиями осуществления правосудия в соответствии с законом и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Правовой статус судьи обеспечивает действительную защиту прав и свобод правосудием каждому человеку. Все судьи в РФ имеют единый статус, но разные полномочия и компетенции. Судьи имеют квалификационные классы, которые зависят от должности, стажа и пр. Судья должен обладать высокопрофессиональными навыками, знаниями, опытом, а также для работы в этой должности важны личностные качества морального и этического плана. Разумеется, судьи могут в полной мере реализовывать свои гражданские права, но без умаления достоинства и авторитета судьи и судебной власти.

Судей Конституционного и Верховного Суда РФ назначает Совет Федерации, Президент РФ назначает судей других федеральных судов соблюдением законодательства.

Если судья в первый раз назначен на должность, он приносит присягу, что является юридическим фактом, вследствие которого возникают права и обязанности судьи.

Закон «О статусе судей Российской Федерации» говорит о том, что судья приступает к исполнению своих обязанностей с момента принесения им присяги, а если судья назначен на должность не в первый раз, то с момента его назначения. Одновременно с этим судья вступает в судейское сообщество. Содержание присяги несколько разное у конституционного суда, федеральных судов, судов субъектов, но строго подчинено закону.

Символами судебной власти являются государственный флаг РФ, государственный герб РФ, судебная мантия, удостоверение судьи.

На зданиях судов должен быть установлен государственный флаг РФ, который характеризует власть государства. В зале суда также должны быть размещены флаг и герб. При осуществлении правосудия судьи должны заседать в мантиях.

Принципы статуса судей

Судья прежде всего независим, значит принцип независимости является одним из основных. Для судей создаются условия, при которых они осуществляют судебную деятельность, опираясь на Конституцию и ФКЗ. Независимость судьи обеспечивается факторами объективного и субъективного характера.

Объективными факторами являются:

  • строгий регламент процедуры осуществления правосудия;
  • запрет на вмешательство в осуществление правосудия;
  • существование порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • наличие права судьи на отставку;
  • эффективная работа органов судейского сообщества.

Субъективными факторами являются:

  • гарантии безопасности;
  • достойное материальное обеспечение;
  • особая защитные государственные меры судьи и членов его семьи, имущества.

Принцип независимости обеспечен правовыми гарантиями. Это федеральные законы, другие НПА, касающиеся гос. защиты, социальных гарантий, дополнительных гарантий и мер.

В РФ не могут быть изданы законы, ставящие под сомнение или умаляющие самостоятельность и независимость суда и судьи.

Принцип независимости делает работу судей беспристрастной, объективной, направленной на достижение истины. Вмешательство в деятельность судей или попытка воздействовать на них влечет за собой административное и уголовное наказание.

КоАП предусматривает административную ответственность за то, что не исполнено судебное распоряжение о пресечении действий, которые нарушают правила, установленные в суде, о воспрепятствовании явки в суд присяжного заседателя и пр., об этом говорится в главе 17.

В УК существуют нормы, предусматривающие уголовную ответственность за неуважение к суду, клевету в отношении судьи (ст. 297-298 УК РФ).

В суде принято вести себя, придерживаясь определенных правил, несоблюдение этих правил поведения является проявлением неуважения к суду.

В качестве примера можно привести несколько установленных правил поведения в суде:

  • при входе судьи в зал суда или выходе из него все присутствующие встают, демонстрируя уважение к судебной власти;
  • обратиться к составу суда можно только с разрешения председательствующего, при обращении следует вставать;
  • если дело рассматривается одним судьей, к нему следует обращаться «Ваша честь», если суд рассматривает дело коллегиально, то «Уважаемый суд».

Нарушители могут быть удалены из зала суда или оштрафованы.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в соответствии с законодательством, об этом говорит принцип несменяемости судьи. Без согласия самого судьи он не может быть переведен на другую должность или в другой суд. Принцип исключает подчиненное положение судей, невозможность его замены или смещения. Порядок прекращения полномочий судьи четко определен в законодательстве. Однако принцип несменяемости судей не является абсолютным. В 2005 году Конституционный суд РФ в определениях подчеркивал, что несменяемость судьи не тождественна бессрочности пребывания в должности судьи. Принцип неприкосновенности заключается в том, что предъявленные государством высокие требования к судье должны быть дополнительно обеспечены гарантиями надлежащего осуществления им своей деятельности.

Положение Конституции о неприкосновенности судьи – одна из гарантий его профессиональной деятельности. Это положение распространяется на присяжных и арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия.

Неприкосновенными являются: личность судьи, жилые и служебные помещения, транспортные средства, документы, багаж и пр. Соблюдается тайна переписки, телефонных переговоров.

Привлечение судьи к ответственности

После прекращения своих полномочий судья не привлекается к ответственности за свои решения, принятые при осуществлении правосудия. Если приговором суда установлена вина судьи в случаях злоупотребления судебной властью или вынесения заведомо несправедливого решения, тогда судья может быть привлечен к ответственности. К уголовной ответственности судья может быть привлечен только в соответствии с федеральным законом. Уголовное дело возбуждается в специальном порядке. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи принимает председатель следственного комитета РФ. Если необходимость принятия такого решения существует председатель СКР обращается с представлением о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи в Конституционный Суд РФ, в Высшую квалификационную коллегию судей РФ, в квалификационную коллегию судей субъекта в зависимости от того, какую должность занимает судья.

Вышеперечисленные органы в течение 10 дней должны принять решение с мотивировкой по вопросу о даче согласия.

Если судья привлекается к административной ответственности, порядок принятия решения по этому вопросу тоже установлен. Решение принимается по представлению Генерального прокурора РФ в судебную коллегию Верховного суда РФ, в судебную коллегию субъекта. Решение коллегией принимается также в течение 10 дней.

Решение об избрании в отношении судьи меры пресечения заключение под стражу принимается в соответствии с ходатайством председателя СК России. Председатель СК ходатайствует в судебную коллегию Верховного Суда РФ или субъекта. Решение Конституционного суда и других инстанций о даче согласия на избрание меры пресечения должно быть принято в течение 5 дней после поступления представления.

Если в отношении судьи осуществляются оперативно-розыскные действия или действия следственного характера, которые ограничивают гражданские права судьи, нарушают его неприкосновенность, должно быть решение судебной коллегии Верховного Суда РФ или субъектов.

После того, как уголовное дело возбуждено, оперативно-розыскные и следственные мероприятия в отношении судьи производятся в порядке, который установлен УПК и ФЗ об оперативно-розыскной деятельности.

Дисциплинарная ответственность судей в российском законодательстве не рассматривалась. Однако международно-правовые акты предусматривают такую ответственность в случаях, связанных с халатностью, поведением, не соответствующим занимаемой должности. Институт дисциплинарной ответственности стал развиваться и в современной России.

Проступок дисциплинарного характера определен как нарушение норм Закона о статусе судей и положений Кодекса судейской этики.

Судья имеет своей обязанностью строго соблюдать Конституцию РФ и законы. При исполнении своих обязанностей и вне работы избегать всего, что умаляет авторитет судебной власти, судьи. Ничто не должно вызывать сомнения в объективности, беспристрастности, и справедливости судьи. Судья должен быть высокопрофессиональным и обладать особыми морально-этическими качествами. Поэтому свои гражданские права судья должен реализовывать таким образом, чтобы не умалять чести и достоинства судебной власти.

Кодекс судейской этики говорит о том, что судья должен руководствоваться нормами и законами РФ, а также общепринятыми нормами морали и нравственности и неукоснительно следовать присяге судьи. Дисциплинарным наказанием может быть предупреждение или досрочное прекращение полномочий судьи, так как это не просто нарушение профессиональных норм, но и общепринятых. Пленум Верховного Суда РФ отмечает, что к судьям предъявлены особые требования, которые соответствуют их высокому статусу носителей государственной власти. Честное и добросовестное исполнение своих обязанностей, независимость судей дает гарантии эффективного восстановления прав, утверждая в обществе уверенность в справедливости суда и неотвратимости наказания. Конституционный Суд РФ посчитал, что наложение на судью дисциплинарного взыскания не противоречит Конституции, поскольку данная мера применяется за совершение такого проступка, который порочит честь и достоинство судьи или вовсе несовместим со статусом судьи. Также Конституционный суд отметил, что судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за судебную ошибку без грубых нарушений при применении норм права.

Правовой статус судьи – это элемент конституционно-правового регулирования, а судебная власть и судья – элементы публично-правовой системы. Учреждение суда – это властный институт, где осуществляется правосудие. Государство обязано обеспечить организацию и деятельность судебных органов и их эффективное функционирование.

Принципы правосудия можно определить как закрепленные в Конституции РФ и федеральных конституционных законах основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность судебных органов. Все принципы правосудия образуют систему. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией осуществления других. Например, принцип гласности гарантирует соблюдение законности при разрешении дел. К системе принципов правосудия относятся принципы: - законности (правосудие осуществляется в точном соответствии с законодательством, в случае коллизии норм законодательства суд должен руководствоваться сначала Конституцией РФ как основным законом, затем федеральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь иными законами);

- принцип осуществления правосудия mолько судом (лицо может быть признано виновным только по приговору суда. Никто, кроме судов в лице судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Приговор, решение суда может изменить или отменить только вышестоящий суд. Закон “О судебной системе РФ” перечисляет все суды, действующие на территории РФ. УПК, ГПК, Арбитражный процессуальный кодекс детально регламентируют процедуру осуществления правосудия.

- принцип независимости судей - судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. При рассмотрении дела суд руководствуется не мнениями участников процесса, а законом, принимает решения по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех материалов дела, анализе всех представленных доказательств.

- принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом закреплен в ст. 19 Конституции РФ. Согласно данной конституционной норме государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Равенство перед судом предполагает, что суд, рассматривая уголовное, гражданское, арбитражное дело, предоставляет гражданам, участвующим в процессе, возможность пользоваться правами не в зависимости от их имущественного, социального положения. Действующее законодательство предусматривает особый порядок привлечения к уголовной ответственности некоторых категорий граждан - судей, депутатов, прокуроров, что является определенным отступлением от данного принципа. Такие исключения из принципа являются гарантией успешного осуществления деятельности этих лиц.

- обеспечение каждому гражданину судебной защиты его прав и свобод - никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Сущность данного принципа заключается в том, что любое лицо, считающее, что решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц нарушают его законные права и свободы, вправе обратиться в суд с жалобой по этому поводу.

- принцип презумпции невиновности сформулирован в ст. 49 Конституции РФ: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда”. Из принципа презумпции невиновности вытекает ряд положений, закрепленных в законе: 1.Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность; 2.Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого; 3.Органы, ведущие производство по делу, обязаны проводить всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела, выявлять как обвинительные, так и оправдательные доказательства; 4. Признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинительного приговора только при подтверждении признания совокупностью имеющихся в деле доказательств. Обвинительный приговор не может быть вынесен на основе предположений, а только лишь при доказанности вины подсудимого.

- принцип обеспечения подсудимому права на защиту закрепляется Конституцией РФ (ст. 48), которая провозглашает, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатно, в случаях, установленных законом. Подсудимый вправе защищаться сам или с помощью защитника - адвоката.

- принцип состязательности и равноправия сторон провозглашен ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Состязательность судебного процесса означает такое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функции обвинения и функции зашиты, причем функцию обвинения осуществляет одна сторона, а функцию зашиты - другая. Эти стороны наделены равными процессуальными правами по предоставлению доказательств, заявлению ходатайств, обжалованию действий и решений суда. Функция разрешения дела является исключительной компетенцией суда. Сторону обвинения в уголовном процессе представляют прокурор, потерпевший, общественный обвинитель, гражданский истец. Сторону защиты подсудимый, его защитник, гражданский ответчик, общественный защитник. По гражданским делам одну сторону представляют гражданский истец, его представитель, а другую - гражданский ответчик и его представитель. Суд обязан обеспечить каждой стороне реализацию ее законных прав, проследить, чтобы действия сторон осуществлялись в рамках закона.

- принцип гласности судопроизводства закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, где установлено, что разбирательство во всех судах открытое. Открытое разбирательство означает, что при слушании уголовных, гражданских и арбитражных дел доступ в зал свободен для всех граждан, за исключением лиц, не достигших 16-летнего возраста, если они не являются участниками процесса или свидетелями, представителей прессы, а ход и результаты процесса могут освещаться в средствах массовой информации. Гражданские дела также рассматриваются в закрытом судебном заседании в интересах охраны государственной тайны, в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, для сохранения тайны усыновления. Приговор и решения судов в любом случае провозглашаются публично.

- принцип национального языка судопроизводства, судопроизводство в судах ведется на русском языке. Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, предоставляется право делать заявления, заявлять ходатайства, давать показания, выступать в суде на родном или другом избранном ими языке. Суд, рассматривающий дело, в этих случаях обязан не только разъяснить им это право, но и обеспечить участие переводчика.

- принцип участия граждан в осуществлении правосудия закреплен в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, которая гласит: “Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия”. Народные заседатели участвуют в рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде первой инстанции как в судах обшей юрисдикции, так и в военных судах. При осуществлении правосудия они пользуются всеми правами судьи, так же, как и профессиональный судья, независимы и подчиняются только закону. Приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам принимаются совместно судьей и народными заседателями большинством голосов, причем народный заседатель, не согласный с принятым решением, имеет право выразить письменно свое особое мнение, которое прилагается к приговору или решению. Чтобы не оказывать давление на решение народных заседателей судья - председательствующий должен подать свой голос последним. Избираются народные заседатели по месту работы или жительства и призываются к исполнению своих обязанностей не более чем на две недели в году.

- принцип охраны чести и достоинства личности. Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. В соответствии с этим правосудие, как часть государственной правоохранительной деятельности, должно защищать человека, его права и свободы. Охрана чести и достоинства человека является одним из его важнейших прав. Статья 21 Конституции РФ указывает, что государство охраняет достоинство личности, ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Суды, рассматривающие уголовные дела, иногда получают заявления подсудимых, свидетелей о том, что показания на предварительном следствии они давали под угрозой или при применении физического воздействия пыток.

- принцип непосредственности и устности судебного разбирательства. В силу принципа непосредственности суд все свои выводы, содержащиеся в решении или приговоре, обязан делать только на основе доказательств, исследованных самим судом в судебном заседании. Только при наличии особых обстоятельств суд может вместо допроса подсудимого, потерпевшего, свидетелей огласить их показания, данные на предварительном следствии. Устность судебного разбирательства означает, что все доказательства должны быть восприняты судом устно и должны устно обсуждаться участниками процесса. Просьба подсудимого приобщить его письменные показания к делу не освобождает суд от обязанности допросить его. Все содержащиеся в деле документы оглашаются председательствующим вслух. В устной форме осуществляются и прения сторон.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: