Имеет ли капитан судна право не спасать терпящее бедствие судно после спасения людей

Обновлено: 18.04.2024

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 270

Объектом рассматриваемого преступного деяния являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности жизни людей, терпящих бедствие на воде.

Объективная сторона характеризуется бездействием, состоящим в неоказании капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Место преступления является обязательным признаком рассматриваемого состава преступления. Им является море или иные водные пути.

К последним относится водное пространство (например, реки, озера, водохранилища), используемые для судоходства.

Терпящими бедствие считаются люди, которые непосредственно находятся в воде или спасаются при помощи подручных плавающих предметов, спасательных средств, а также находящиеся на судне и подающие сигнал бедствия, если при этом им угрожает опасность.

В соответствии со ст. 30 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде.

СЗ РФ. 2001. N 11. Ст.

При квалификации деяния необходимо установить, имел ли капитан реальную возможность в сложившейся обстановке оказать помощь терпящим бедствие и не было ли это связано с серьезной опасностью для своего судна, экипажа и пассажиров. Если спасение было сопряжено с серьезной опасностью, состав преступления отсутствует. Серьезность опасности определяется исходя из обстоятельств происшествия и может выражаться в возможности гибели судна, угрозе жизни или здоровью людей.

Опасность не признается серьезной в случае, если оказание помощи терпящим бедствие сопряжено только с имущественным ущербом (штрафные санкции за опоздание, повреждение груза и т.п.).

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента неоказания помощи независимо от наступления либо ненаступления последствий (люди могут как погибнуть, так и спастись самостоятельно или с помощью других лиц).

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом, при котором виновный осознает общественную опасность неоказания помощи терпящим бедствие и бездействует, несмотря на реальную возможность спасти людей.

Субъект преступления специальный капитан судна независимо от формы собственности, конструкции и водоизмещения или лицо, исполняющее его обязанности. Не являются субъектами преступления водители лодок, катеров и тому подобных транспортных средств. При наличии соответствующих обстоятельств их деяние может быть квалифицировано по ст.

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

УК РФ Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров,

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

А вы знаете? Статья 185.4. Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг

(утратила силу)Статья 271. >>
Нарушение правил международных полетовСодержание
Уголовный кодекс (УК РФ)

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО НПП ГАРАНТ-СЕРВИС, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания Гарант и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 270 УК РФ. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров,
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 270 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: отношения по охране жизни и здоровья человека в сфере функционирования водного транспорта;
2) объективная сторона: в качестве конструктивных признаков предусматривает общественно опасное деяние, место и обстановку совершения преступления.

Деяние выражается в неоказании помощи терпящим бедствие, т.е. в невыполнении обязанности по принятию мер к их спасению (бездействие). Источник информации о бедствии людей значения не имеет (получение сигнала SOS по рации, непосредственное наблюдение, уведомление от капитанов других судов или береговых служб и т.п.);
3) субъект: специальный капитан судна или иное приравненное к нему лицо (шкипер, багермейстер);
4) субъективная сторона: прямой умысел.

Ответственность исключается, если информация о бедствии не была получена, хотя свое судно находилось в зоне бедствия, или реальная возможность оказать помощь отсутствовала (неисправность своего судна, значительная удаленность от места бедствия и т.п.).

Преступление считается оконченным с момента неоказания помощи (формальный состав), т.е. с момента, когда капитан получил информацию о необходимости помощи и принял решение ее не оказывать (независимо от того, погибли или спаслись терпящие бедствие лица, и причин их бедственного положения).

2. Применимое законодательство:
1) Международная конвенция о спасании (ст. 10);
2) КВВТ РФ (ст. 30 и др.);
3) КТМ РФ (§ 2 главы 6 и др.) и др.

3. Судебная практика. В судебно-следственной практике могут возникать сложности с квалификацией данного преступления. В связи с этим необходимо обратить внимание, что капитан судна, терпящего бедствие на водном пути, за неоказание помощи своему экипажу и пассажирам подлежит ответственности по ст.

125, а не ст. 270 УК РФ. Также квалифицируется бездействие экипажа, не выполнившего приказ капитана об оказании помощи терпящим бедствие.

Консультации и комментарии юристов по ст 270 УК РФ

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров,

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном
пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа
и пассажиров, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными
работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок
до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 270 Уголовного кодекса

1. Терпящими бедствие признаются люди (хотя бы один человек), находящиеся в воде, на борту тонущего судна, на другом плавучем средстве (плоту, лодке и т.п.) в море или на ином водном пути, здоровью и жизни которых (которого) угрожает реальная опасность в случае неоказания помощи.

2. Объективная сторона преступления выражается в бездействии. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие состоит в невыполнении им обязанностей по оказанию помощи обнаруженным в море (на ином водном пути) лицам, которым угрожает гибель; в отказе следовать на помощь терпящим бедствие по вызову; в неоказании помощи после столкновения пассажирам и экипажу другого судна. В случае когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для своего судна, его экипажа и пассажиров, неоказание капитаном помощи терпящим бедствие не образует состава преступления. Серьезная опасность для судна состоит в угрозе его возгорания, затопления и т.п., для экипажа и пассажиров - в угрозе их жизни и здоровью. Не относятся к обстоятельствам, оправдывающим неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие, угроза материальным ценностям, находящимся на судне, нарушение графика или маршрута движения судна и т.п.

3. Преступление признается оконченным с момента, когда капитан судна отдал приказ не оказывать помощь или не отдал приказ оказать помощь терпящим бедствие в случае, если помощь реально могла быть оказана в указанных обстоятельствах вне зависимости от наступления общественно опасных последствий.

4. Обязательным признаком объективной стороны данного преступления является место его совершения, а именно море или иной водный путь. Все водные пути можно разделить на морские и внутренние водные пути.

5. Субъект специальный: капитан судна или лицо, выполняющее обязанности капитана судна. Под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства (корабль, пароход, паром и т.д.).

Второй комментарий к Ст. 270 УК РФ

1. Общественная опасность преступления выражается в том, что капитан не выполняет возложенных на него международным и национальным законодательством обязанностей по оказанию помощи лицам, терпящим бедствие. Следовательно, оно представляет собой специальный вид оставления в опасности.

2. Уголовная ответственность по комментируемой статье возможна, если установлено, что:

— на море или ином водном пути люди терпят бедствие;

— данное обстоятельство известно капитану судна;

— капитан судна имеет реальную возможность оказать помощь;

— оказание помощи не подвергает серьезной опасности судно, его экипаж и пассажиров;

— несмотря на наличие указанных обстоятельств, не оказана помощь людям, терпящим бедствие.

3. Состав преступления отсутствует, если оказание помощи сопряжено с опасностью для судна, его экипажа и пассажиров. Эта опасность согласно закону должна быть серьезной, т.е. ставящей под угрозу живучесть транспортного средства либо жизнь или здоровье находящихся на нем людей.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

5. Уголовной ответственности по ст. 270 УК подлежат не только лица, должность которых именуется «капитан», но и лица, чья должность называется иначе, хотя фактически они руководят экипажем (например, шкипер) либо находятся на судне в единственном числе.

Третий комментарий к статье 270 УК РФ

1. В качестве непосредственного объекта выступает общественное отношение, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации водного транспорта. Дополнительным объектом являются интересы жизни, здоровья и собственности. Потерпевшими признаются терпящие бедствие люди (один человек), находящиеся в воде, на борту тонущего судна, в лодке или на плоту, жизни и здоровью которых угрожает серьезная опасность.

2. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в невыполнении капитаном судна его международно-правовой обязанности по оказанию помощи терпящим бедствие на море или на ином водном пути (судоходном озере или реке) при наличии в создавшейся обстановке реальной возможности оказания помощи людям, терпящим бедствие, без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.
Ведомственными нормативными правовыми актами, действующими на морском и речном флоте, а также отдельными положениями международного права предусмотрены требования, согласно которым капитан корабля, получивший сигнал бедствия или обнаруживший на водных путях находящегося в опасности человека, плот, судно, обязан оказывать помощь терпящим бедствие, одновременно принимая все меры к тому, чтобы не подвергнуть опасности свое судно. В случае, когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для судна, экипажа и пассажиров, капитан освобождается от указанной обязанности. Серьезной признается опасность, угрожающая судну в целом, а также жизни и здоровью пассажиров и членов экипажа (наличие реального риска взрыва, пожара на судне, опасность оказаться за бортом и т.д.). По общему правилу не может признаваться серьезной опасность, угрожающая материальным ценностям, находящимся на судне. Не могут служить обстоятельствами, оправдывающими неоказание помощи терпящим бедствие, такие аргументы, как нарушение графика плавания, сроков прибытия в пункт назначения, наступление имущественного ущерба (как в виде прямого материального вреда, так и упущенной выгоды) и т.п.
Отказ терпящих бедствие от принятия помощи, по общему правилу, исключает состав данного преступления.

3. Состав формальный, и преступление считается оконченным с момента бездействия капитана в условиях необходимости оказания помощи терпящим бедствие на море или ином водном пути. При решении вопроса об ответственности капитана за неприбытие к месту, где терпит бедствие водное судно, надлежит установить, что капитаном корабля получен сигнал SOS. Информация о бедствии может поступить как от экипажа судна, терпящего бедствие, так и от третьих лиц. Кроме того, необходимо установить, что получившее просьбу о помощи водное судно находилось от терпящих бедствие на расстоянии, позволяющем прибыть к месту происшествия для ее оказания. Ответственность наступает независимо от того, спаслись или погибли терпящие бедствие люди.

Состав неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие опирается на положения ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., согласно которой каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров, оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать; после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.

4. По объективной стороне преступления на квалификацию влияют место совершения преступления и обстановка. Местом совершения выступают водные пути. Под водными путями понимается водное пространство, которое используется для судоходства. К ним относятся открытые и внутренние моря, территориальные воды Российской Федерации и другого государства. Обстановка - терпящее бедствие судно, лодка и т.д.

5. С субъективной стороны это преступление совершается с прямым умыслом, т.е. капитан судна осознает наличие серьезной опасности для людей, которые терпят бедствие на водном пути, и то, что у него имеется возможность оказать им помощь без ущерба для своего корабля, но желает уклониться от оказания необходимой людям помощи. Мотив и цель преступления на квалификацию не влияют. Мотивами поведения капитана могут быть враждебное отношение к экипажу и пассажирам судна другой страны, ложно понятые интересы службы, карьеристские соображения и другие побуждения.

6. Субъект преступления специальный - капитан судна либо лицо, исполняющее обязанности капитана во время его болезни или в связи с его отдыхом.
Действия членов экипажа, не выполнивших приказ капитана об оказании помощи терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК. По этой же статье несет ответственность капитан судна, терпящего бедствие, за неоказание помощи членам своего экипажа или пассажирам. Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, влечет ответственность по ст. 345 УК.

1. Капитан судна обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море.

2. За нарушение обязанности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, капитан судна несет уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 62 КТМ РФ

Уголовная ответственность капитана судна предусмотрена статьей 270 УК РФ. Согласно данной статье неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Терпящим бедствие признается человек, находящийся на тонущем судне, в лодке во время шторма, в воде и т.п., жизни или здоровью которого угрожает серьезная опасность. Объективная сторона выражается в неоказании помощи капитаном судна, т.е. в несовершении тех действий по спасению терпящих бедствие на водном пути, которые капитан должен был и мог совершить. Обязанность капитана оказывать помощь терпящим бедствие вытекает из нормативных актов, действующих на морском флоте. Эта обязанность основывается и на положениях международного права. Так, согласно Брюссельской конвенции 1910 г. на капитана, если это не сопряжено с серьезной опасностью для своего судна, экипажа, пассажиров, возложена обязанность оказывать помощь всякому лицу, даже враждебному, встреченному на море и находящемуся в опасности.

Преступление имеет формальный состав и признается оконченным с начала бездействия капитана, который должен был и мог оказать помощь терпящим бедствие.

Состав преступления отсутствует, если оказание помощи было связано с серьезным риском для судна или для находящихся на нем людей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что может оказать помощь без серьезного риска для судна, его экипажа и пассажиров, но желает уклониться от этого.

Субъектом данного преступления является капитан (в том числе и лицо, исполняющее обязанности капитана) любого судна, не оказавший помощи терпящим бедствие. Если капитан (или член экипажа) не оказал помощи членам своего экипажа или пассажирам своего судна, то деяние должно квалифицироваться по ст. 125 УК РФ, предусматривающей ответственность за оставление в опасности.

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 270 УК РФ

1. Анализируемое преступление относится к преступлениям международного характера (конвенционное преступление).

2. Объект преступления — безопасность людей, терпящих бедствие на водном пути.

Нормативные акты, действующие на морском и речном флоте, содержат требования об оказании капитаном корабля помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути (реке, озере).

3. Объективная сторона преступления заключается в неоказании помощи людям, терпящим бедствие на водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Неоказание помощи выражается в несовершении действий, которые требовалось совершить капитану корабля в конкретной ситуации в связи с тем, что на море или на ином водном пути люди терпят бедствие. Терпящими бедствие должны признаваться люди, оказавшиеся в воде, на борту тонущего корабля, в лодке, на плоту и т.п., которым реально угрожает смерть или оставление их без помощи.

Для состава преступления необязательно, чтобы неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие, привело к их гибели.

Ответственность капитана за неоказание помощи исключается, когда эта помощь была сопряжена с серьезной и реальной опасностью для своего судна (например, опасность взрыва, пожара) и находившихся на нем экипажа и пассажиров.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно: лицо сознает необходимость оказания помощи людям, гибнущим на море или на ином водном пути, и возможность оказания этой помощи без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, но не оказывает этой помощи.

5. Субъектом преступления признается капитан судна или лицо, выполняющее его обязанности во время возникновения ситуации, требующей оказания помощи людям, терпящим бедствие.

Действия членов экипажа, не выполнивших требования капитана судна об оказании помощи людям, терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК.

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в редакции Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Комментарий к ст. 270 УК РФ

1. Анализируемое преступление относится к преступлениям международного характера (конвенционное преступление).

2. Объект преступления - безопасность людей, терпящих бедствие на водном пути.

Нормативные акты, действующие на морском и речном флоте, содержат требования об оказании капитаном корабля помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути (реке, озере).

3. Объективная сторона преступления заключается в неоказании помощи людям, терпящим бедствие на водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Неоказание помощи выражается в несовершении действий, которые требовалось совершить капитану корабля в конкретной ситуации в связи с тем, что на море или на ином водном пути люди терпят бедствие. Терпящими бедствие должны признаваться люди, оказавшиеся в воде, на борту тонущего корабля, в лодке, на плоту и т.п., которым реально угрожает смерть или оставление их без помощи.

Для состава преступления необязательно, чтобы неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие, привело к их гибели.

Ответственность капитана за неоказание помощи исключается, когда эта помощь была сопряжена с серьезной и реальной опасностью для своего судна (например, опасность взрыва, пожара) и находившихся на нем экипажа и пассажиров.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно: лицо сознает необходимость оказания помощи людям, гибнущим на море или на ином водном пути, и возможность оказания этой помощи без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, но не оказывает этой помощи.

5. Субъектом преступления признается капитан судна или лицо, выполняющее его обязанности во время возникновения ситуации, требующей оказания помощи людям, терпящим бедствие.

Действия членов экипажа, не выполнивших требования капитана судна об оказании помощи людям, терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: