Какой русский писатель был приговорен судом к гражданской жизни

Обновлено: 25.04.2024

Полузабытому ныне Борису Пильняку выпала редкая судьба — стать одним из главных советских писателей, добиться мирового признания, объехать земной шар, опубликовать повесть, обличавшую Иосифа Сталина, и погибнуть из-за большой любви к Японии. Рассказываем обо всем по порядку.

Начало триумфа

Борис Вогау (фамилия досталась писателю от отца — потомка немцев-колонистов) родился в 1894 году в Можайске, детство и юность провел во множестве подмосковных городов, главным из которых, помимо столицы, для писателя оказалась Коломна.

Публиковаться Вогау начал с 15 лет и быстро понял, что хорошую карьеру с фамилией отца не построишь — из-за сильных предубеждений против колонистов и иностранцев. Тогда же и появился звучный псевдоним Пильняк — от названия украинского поселка Пыльнянка, где писатель еще мальчиком гостил у дяди.

Дебют остался малозамеченным: немногие критики отметили страстное подражание стилю Андрея Белого и не признали в молодом прозаике чего-либо оригинального. Клеймо вторичности на многие годы прилипло к Пильняку. Виктор Шкловский, вспоминая его стиль, писал:

«Если Андрей Белый — дым, то Пильняк — тень от дыма».

Впрочем, упорство молодого прозаика окупилось, и уже в 1918 году вышла его первая книга «С последним пароходом». Добившийся постоянных публикаций и прочной репутации ремесленника, Пильняк выпускал все новые и новые произведения.

Пильняк оказался очень популярным у советской элиты — за него лично ходатайствовали Сталин и Троцкий, его книги без купюр выходили огромными тиражами, и вскоре писателю начали позволять то, о чем другие могли только мечтать, — выезжать за границу и публиковать отчеты об увиденном.

Именно в ту пору появились самые известные романы Пильняка — «Голый год» (1922) и «Машины и волки» (1925). Рассказывающие о становлении нового, советского человека, они были написаны прихотливым, крайне своеобразным языком (такой стиль позже назовут орнаменталистским) и ломаным монтажом сцен, напоминавшим о немых кинолентах и романах Доса Пассоса.

Впрочем, популярны эти книги были скорее не у читателей, а у критиков, увидевших в Пильняке достойного продолжателя (уже не подражателя!) стиля Андрея Белого и законодателя новой литературной моды.

Дом Пильняка в Коломне на улице Арбатская. Фото: Pavel Yegorov / Wikimedia Commons

Дом Пильняка в Коломне на улице Арбатская. Фото: Pavel Yegorov / Wikimedia Commons

В свободных странах и на склонах Фудзи

Путешествовать за рубеж Пильняк начал в 1922 году. Первыми посетил Англию и Германию, несколько позже объехал и остальную Европу. Формально Пильняк странствовал ради получения нового материала для книг и рекламы «советского бренда». Неизменно появлялись очерки о той или иной заинтересовавшей прозаика стране. Так, к примеру, были изданы «Английские рассказы» — взгляд наивного советского человека на непривычный для него быт.

В течение десятилетия Пильняк объехал мир — Китай, Америку, Европу. Но только одна страна покорила советского орнаменталиста настолько, что о ней он написал свою, быть может, лучшую книгу.

Первая его поездка в Японию случилась в 1926 году. Страна поразила Пильняка своеобразием. Тогда в Японии еще был силен старинный, традиционный уклад жизни, — Пильняку удалось застать ту самую древнюю Японию, которую воспевали Басё и Хокусай.

Впечатленный ирреальностью японской жизни, Пильняк написал большую документальную повесть «Корни японского солнца» и несколько рассказов — «Олений город Нара», «Рассказ о том, как пишутся рассказы» и другие.

Самое важное среди этих произведений — повесть «Корни японского солнца», книга в некотором роде фатальная: именно она повлияла на последующее двусмысленное восприятие Пильняка как в СССР, так и в Японии. Это одновременно и травелог, и признание в любви, и попытка объяснить советскому человеку, чем же является Япония и ее народ на самом деле.

Книга написана простым языком, здесь почти нет той витиеватости, с которой Пильняк создавал свои произведения. Метко схваченные детали быта, пейзажи, характеры, исторические сведения — «Корни японского солнца» и сейчас можно назвать одной из лучших книг о Японии, написанных на русском языке.

Советские власти смутились от неприкрытого восторга, которым была пропитана буквально каждая строчка книги, а японские критики смутились от чересчур настырной попытки вглядеться в особенности их существования. Никем толком не понятый, Борис Пильняк вернулся на родину с готовым шедевром и клубком грядущих проблем.

«Прошу не мешать мне видеть своего чорта»

В том же 1926 году разразился скандал, положивший начало медленному угасанию карьеры Пильняка. В майском номере журнала «Новый мир» вышла легендарная «Повесть непогашенной луны». В ней рассказывалось о последних днях некоего командарма Гаврилова, не пережившего рутинной операции. В этом очень образном тексте сюжета почти что нет. Но важно считывать контекст, в котором произведение было создано.

«Повесть непогашенной луны» Пильняк писал на основе многочисленных слухов об обстоятельствах смерти военачальника Красной армии Михаила Фрунзе. Ключевым был следующий слух: дескать, сам Иосиф Сталин отдал приказ о том, чтобы операция окончилась для сопартийца трагедией.

Так или иначе, туманная повесть-обвинение вышла в печать и вызвала ошеломительную реакцию. Всего через два дня Политбюро ЦК ВКП(б) постановило, что она является злой клеветой, и конфисковало отпечатанный тираж майского номера журнала. Чтобы пустить в печать новый тираж, произведение Пильняка быстро заменили безобидным и малопримечательным текстом другого автора.

Удивительно, что Пильняка в тот год не расстреляли. Но сомнения и неприязнь в его сторону росли не по дням, а по часам.

Вот что писал Пильняк в дневнике:

«У меня была прабабка Матрена Даниловна, в Саратове на Малинином мосту, — так у нее на веревочке был привязан чорт, она ему ставила молоко в цветном поддоннике, чорт этого молока не пил, потому что прабабка святила его святой водой, — она этого чорта видела и мне показывала — я его не видел, а она была честной старухой, хорошей, доброй — так пусть Толстой, Маяковский, Замятин — каждый видит своего чорта, уважаю их умение видеть, прошу не мешать мне видеть своего чорта, это и есть литература».

Борис Пильняк. Портрет работы Георгия Верейского из собрания музея Анны Ахматовой (1928)

Борис Пильняк. Портрет работы Георгия Верейского из собрания музея Анны Ахматовой (1928)

С вершины успеха — к трагедии

Историки литературы до сих пор не понимают, как такой феномен был возможен в реалиях раннего СССР: несмотря на скептицизм властей, Пильняк оставался самым издаваемым советским автором и заведовал Всероссийским союзом писателей. У него были деньги, комфорт, выезды за границу, переписка с видными деятелями искусства.

Но такое положение продлилось недолго: к 1930-м годам Пильняка плотно обступили недоброжелатели. Новый скандал возник по причине публикации повести «Красное дерево» — травлю прозаика на этот раз поддержал и Владимир Маяковский:

«Никаких „Красных деревьев“ не читал и читать не намерен».

Напряженная обстановка сказывалась и на качестве новых произведений: практически все, что писал Пильняк в 1930-е, было неудачно. Попытки были самые разные: то вернуться к опыту японских путешествий, то обличить капиталистическое чудовище по имени С. Ш. А., то написать о детстве. Критика перестала понимать избыточного, не по-советски витиеватого Пильняка.

Трагедия достигла кульминации в 1938 году: писателя арестовали из-за связи с троцкистами, но быстро поменяли дело — обвинили его в шпионаже. Дескать, во время своих поездок в Японию он передавал ценные государственные сведения профессору Йонекаве, офицеру Генерального штаба и агенту разведки, а также другим врагам СССР.

Пильняк попытался оправдаться пагубным влиянием литературной группы «Перевал» и ее лидера Александра Воронского, репрессированного и расстрелянного в 1937 году. Пути назад не было — деньги, статус, путешествия и комфорт исчезли, уступив место отчаянию.

21 апреля 1938 года Борис Пильняк — прежде всего, конечно, за давний выпад в сторону Сталина — был осужден Верховным судом СССР по сфабрикованному обвинению в шпионаже, приговорен к смертной казни и в тот же день расстрелян.

1. Кого из русских писателей-классиков называли «Колумбом Замоскворечья»?

2. А.Н.Островский начал учебу:

а) на юридическом факультете Московского университета

б) на филологическом факультете Московского университета

в) в Царскосельском лицее

г) на филологическом факультете Казанского университета

3. Какое из произведений Островского современники называли «купеческими «Мертвыми душами»?

4. Первоначальное название пьесы «Свои люди – сочтемся»:

а) Бедность не порок

5. Противник театральных нововведений Островского, предполагавших отреченность актера от своей личности:

6. Известный фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» - экранизация пьесы…

б) Свои люди – сочтемся

г) Без вины виноватые

7. Известный театральный деятель С.А.Юрьев об одной из пьес Островского сказал: «…не Островский написал, … Волга написала». Какую пьесу он имел в виду?

8. Малая родина И.С.Тургенева – город…

9. Родовое имение Тургенева - …

г) Малые Сорочинцы

10. О каком рассказе Тургенева, впоследствии вошедшего в цикл «Записки охотника», Белинский сказал: «Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему еще никто не заходил»?

б) «Хорь и Калиныч»

г) «Касьян с Красивой мечи»

11. Один автор дает такую краткую характеристику своему герою: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Независимая душа и гордец первой руки». Укажите автора, героя и произведение.

12. «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! - и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». Какому герою принадлежит это известное высказывание?

а) Николаю Петровичу Кирсанову

б) Павлу Петровичу Кирсанову

13. Кому посвятил И.С.Тургенев роман «Отцы и дети»?

Чей это портрет?

14. «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

15. «На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза»

16. «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах».

17. Вспомните известное диалогическое противостояние Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Как называется резкое противопоставление различных жизненных позиций/явлений в художественном произведении?

18. Какой русский писатель был приговорен судом к гражданской казни?

19. Парадоксально, но философско-утопический роман государственного преступника, арестанта Петропавловской крепости, прошел через две строжайшие цензуры и получил добро на выход в свет. Назовите это произведение и его автора.

20. Соедините имена и отчества известных русских писателей с их фамилиями.

а) Федор Иванович 1) Белинский

б) Александр Николаевич 2) Чехов

в) Иван Сергеевич 3) Толстой

г) Николай Гаврилович 4) Достоевский

д) Николай Алексеевич 5) Фет

е) Афанасий Афанасьевич 6) Салтыков-Щедрин

ж) Алексей Константинович 7) Тютчев

з) Михаил Евграфович 8) Лесков

и) Федор Михайлович 9) Толстой

к) Лев Николаевич 10) Некрасов

л) Николай Семенович 11) Чернышевский

м) Антон Павлович 12) Островский

н) Николай Александрович 13) Тургенев

о) Виссарион Григорьевич 14) Добролюбов

21. «На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.»

Перед вами отрывок из известного стихотворения русского поэта 19 века.

Какой вид метафоры использует автор («утро дышит», «ланит пышет»)?

Какую стилистическую фигуру использует автор первых двух строчках стихотворения?

22. Родной город А.П.Чехова

23. М.Горький однажды сказал: «Знаете, что Вы делаете? Убиваете реализм… Дальше Вас никто не может идти по сей стезе, никто не может писать так просто о таких простых вещах, как Вы это умеете. После самого незначительного Вашего рассказа – все кажется грубым, написанным не пером, а точно поленом». К кому он обращался?

б) К Достоевскому

24. Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям

Перед вами отрывок из известного стихотворения русского поэта 19 века.

Какой троп использует автор в приведенном отрывке?

25. Известно, что фамилия «Фет» известного русского поэта – псевдоним. Укажите настоящую фамилию этого автора.

26. Этот классик отечественной литературы был лишен права носить русскую фамилию отца и лишился всех привилегий, связанных со званием дворянина. С целью возвращения дворянского звания, он поступает на службу. Однако военный чин, дающий на это право, всякий раз, по мере продвижения по службе, повышался в своем ранге. Лишь на закате дней этому поэту удалось возвратить дворянское звание и утраченную фамилию отца. Назовите этого автора.

27. Прочитав стихотворение этого поэта о весне – «Еще майская ночь» - Л.Н.Толстой воскликнул: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?» О ком он так сказал?

28. В XIX веке на литературной арене появляется некто Козьма Прутков, поэт-чиновник, самодовольный и тупой, добродушный и благонамеренный, судящий обо всем с казенно-бюрократической точки зрения. Кто скрывался под этим псевдонимом?

1849 год. В Петербурге арестована группа оппозиционеров, названных "петрашевцами", которые обсуждали запрещенные тогда либеральные идеи и якобы задумывали свержение власти. Суд над ними проходит очень быстро, и все приговариваются к расстрелу за свои политические убеждения. Приведение казни в исполнение назначено на 22 декабря 1849 года. В ряду тех, кто приговорен к смерти, стоит великий русский писатель Федор Достоевский.

Как известно, в 30-40-е годы 19 века активизировались общественные и политические течения разных толков: либералы, консерваторы, социалисты. Третье отделение постоянно следило за неблагонадежными гражданами, нещадно арестовывало их и ссылало, однако оппозиционные голоса внутри России не замолкали. Единомышленники собирались в кружки и обсуждали европейские документы, теории, творения русских социалистов и либералов.

Одним из таких объединений был кружок, собиравшийся у Михаила Буташевича-Петрашевского - отлично образованного молодого человека, служившего переводчиком в министерстве иностранных дел. Молодые люди, которых объединяли мысли о необходимости социальных (или даже социалистических) перемен, утопические идеи о справедливом обществе, собирались каждую неделю по пятницам с 1845 по 1849 гг. и обсуждали теории французских мыслителей того времени. Они нещадно ругали самодержавие, крепостное право, всевластие Третьего отделения, коррумпированность чиновников и т.д. Власти об этих собраниях знали, но никаких действий не предпринимали.

24 человека, среди которых и был молодой литератор Федор Достоевский, были арестованы и спустя 8 месяцев следствия приговорены судом к смертной казни через расстрел. Власти, видимо, решили научить общество бояться и устроить показательную казнь. Правда, как потом оказалось, правительство пошло на еще большую хитрость.

22 декабря 1849 года всех приговоренных привезли на Семеновский плац. Им был зачитано утверждение смертного приговора. Священник подошел к ним с крестом и благословил перед казнью. На первых трех петрашевцев, в том числе и на самого Петрашевского, надели колпаки. Прозвучала команда целиться. И в этот момент всем было объявлено о помиловании и смягчении наказания.

Эта инсценировка казни очень сильно повлияла на многих петрашевцев. Один из тех, кто стоял в первой группе и готовился к смерти, сошел с ума. А Достоевский, будущий великий писатель, коренным образом изменил свою жизнь и отказался от революционных идей. Но автор бессмертных романов до конца жизни будет вспоминать эти "десять ужасных, безмерно-страшных минут ожидания смерти".

А через пять лет после этой "казни, которой не было" в России все изменится: наступит эпоха либеральных реформ Александра II, которая воспитает и будущих социалистов, и будущих революционеров, и будущих убийц самого царя-реформатора.

А2. На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров?

В) русское патриархальное дворянство

Г) дворянскую аристократию

А3. «Кнутом иссеченная Муза» - это образ чьей поэзии?

А4 Первый период творчества Н.Островского связан с его работой в литературном журнале

В) «Отечественные записки»

Г) «Сын Отечества»

В2. Какой русский писатель был приговорен судом к гражданской казни?

В5. По какому принципу вводятся в роман образы Обломова и Штольца?

В6. Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы А.Н.Островского «Лучом света в темном царстве»? Кто это?

В7. Соедините названия произведений и их жанр:

Г) «Анна Каренина»

3) Религиозный трактат

В8. Отличительная особенность портретной «живописи» Толстого – закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика и затем многократное повторение. Так Пьер запоминается массивной фигурой, неуклюжестью и «дружелюбными глазами». Попытайтесь по 1-2 «штрихам к портрету» угадать персонажа романа и соотнести эти черты с его именем.

А) оголенные, белые, полные плечи

Б) черные глаза, большой рот

Г) лучистые глаза, тяжелая походка

Д) плешивая голова, плоское лицо

1) Наташа Ростова

2) князь Василий Курагин

3) Элен Курагина

4) Андрей Болконский

5) Мария Болконская

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, -

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

В9. Каким термином обозначается зарисовка природы, подобная той, что создана в стихотворении Фета?

В10. Какое средство иносказания, основанное на переносе человеческих черт на неодушевленные явления, использовано в строке «Убегает на запад река»?

В11. Во второй строфе гаснущие края облаков переданы иносказательно, при помощи метафоры. Выпишите словосочетание (в именительном падеже), метафорически замещающее образ светящихся очертаний облака.

В12. В строке «Убегает на запад река» все три ударения приходятся на гласный «а». Как называется этот прием звукописи?

В13. Определите стихотворный размер, которым написан «Вечер».

Дайте развернутый ответ в объеме 5-10 предложений

С1. С какой художественной целью в первой строфе использованы исключительно безличные предложения?

С2. Какие стихотворения русских поэтов посвящены описанию вечерней природы? В чем их сходство и различия со стихотворением А.Фета?


Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и практики современного образования


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Выбранный для просмотра документ литература 10 класс годовая КР 1 вариант.doc

Контрольная работа по литературе

А1. Какое произведение не было написано А.Н. Островским ?

Г) «Доходное место»

А2. Критическу статью «Базаров» написал

А3. Кому принадлежат слова:

Умом Россию не понять, аршином общим не измерить:

У ней особенная стать – в Россию можно только верить!

А4. Редактором какого журнала, основанного еще Пушкиным, стал Н.Некрасов в 1847 году?

А) «Отечественные записки»

Б) «Вестник Европы»

Г) «Сын Отечества»

А5. Родовое имение Тургенева - …

г) Малые Сорочинцы

А6. Кто из героев романа «Обломов» впервые употребляет термин «обломовщина»?

А7. По мнению А.П.Чехова, «в человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и…»

А8. Кто из двойников Раскольникова заканчивает жизнь самоубийством?

А9. В романе Л.Н.Толстого несколько сотен действующих лиц, однако в сознании читателя они существуют не как хаотическая масса, а как строго упорядоченная система персонажей. По какому принципу строится система персонажей «Войны и мира»?

А) семейных гнезд

Б) эпического параллелизма

В) композиционной завершенности

А10. В каких крупных произведениях Некрасова рассказывается о подвиге декабристов и их жен?

А) «Кому на Руси жить хорошо?»

Г) «Русские женщины»

Д) «Железная дорога»

В2. Один автор дает такую краткую характеристику своему герою: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Независимая душа и гордец первой руки». Укажите автора, героя и произведение.

В3. Кого из русских писателей-классиков называли «Колумбом Замоскворечья»?

В5.Кому принадлежат строки:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен?

В6. Кто был главным оппонентом Е.Базарова в спорах?

В7. Соедините названия произведений и их жанр:

А) «Севастополь в мае»

Г) «Анна Каренина»

Е) «В чём моя вера?»

3) Религиозный трактат

В8. Описывая определенные реалии так, как видят их герои, Л.Толстой, чтобы быть точным, часто переименовывает привычные вещи, ломая автоматизм их восприятия. Так в «Войне и мире» маршальский жезл становится «палкой», знамена – «подхваченными кусками материи на палках». Подумайте, какие реалии представлены описаниями, и соотнесите их с указанными названиями:

А) окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении

Б) вертящийся черный мячик, от которого поднималась струйка дыма

В) большой, наполненный чем-то и открытый ящик

Г) крашеные картоны, изображавшие деревья

Д) французские лепешки

1) театральные декорации

2) гроб, наполненный костями

3) пушечные ядра

4) граната, которую Андрей Болконский видит за несколько секунд до того, как она взрывается

5) батарея Раевского

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

В9. Каким термином обозначается образное определение, которое дает выразительную характеристику предмету или явлению («дивная пора», «хрустальный день»)?

В10. Назовите способ рифмовки, использованный в заключительной строфе.

В11. Как называется использованное в целях выразительности нарушение обычного порядка слов в предложении («в осени первоначальной»)?

В12. Назовите тип иносказания (троп), на основе которого создан образ «тонкого волоса паутины»?

В13. Определите стихотворный размер приведенного текста

Дайте развернутый ответ в объеме 5-10 предложений

С1. Какие образные средства, использованные в стихотворении, формируют ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром?

С2. В каких произведениях русских поэтов есть «полевые» пейзажи? В чем сходство и различия со стихотворением Тютчева?

Выбранный для просмотра документ литература 10 класс годовая КР СПЕЦИФИКАЦИЯ.doc

СПЕЦИФИКАЦИЯ

годовой контрольной работы по литературе для учащихся 10 класса

1. Назначение контрольной работы

Назначение контрольной работы – оценить общеобразовательную подготовку по литературе учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений.

2. Условия проведения

Работа рассчитана на учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений, изучающих литературу по учебнику «Литература: 10 класс» под ред. Ю.Лебедева в объеме 4 часа в неделю, отвечающему обязательному минимуму содержания образования за 10 класс по литературе.

3. Структура контрольной работы

Контрольная работа по литературе для учащихся 10 класса состоит из трех частей, которые различаются по назначению, содержанию, уровню сложности, по числу и форме включенных в них заданий.

4. Характеристика заданий

Часть А содержит 10 заданий с выбором ответа из 3-4 предложенных, часть В включает 13 заданий с кратким ответом. Часть С состоит из двух заданий с развернутым ответом, требующие написания связного текста в объеме 5-10 предложений

Выполнение 1-й и 2-й частей работы позволяет судить о достижении учащимися базового минимума. В 3-ю часть включены задания повышенного уровня сложности.

В первой и второй частях предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу произведений, названных в обязательном минимуме содержания литературного образования. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, поэтические тропы и т.п.), знание учащимися теоретико-литературных понятий.

5. Время выполнения работы

На выполнение работы рекомендуется отвести 90 минут.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение задания части А учащийся получает 1 балл, части В – 2 балла (В7 и В8 – по 1 баллу за соответствие).

Оценка выполнения заданий С1 и С2

Точность и полнота ответа

А) учащийся обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют

Б) учащийся обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений, и/или допускает одну фактическую ошибку

В) учащийся упрощенно понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом, и/или допускает две фактические ошибки

Г) учащийся неверно отвечает на вопрос, и/или дает ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей, и/или подменяет рассуждения пересказом текста, и/или допускает 3 и более фактических ошибок

Максимальное количество баллов за работу – 53

Шкала перевода баллов в школьную оценку:

7. Инструкция по выполнению работы

Часть А содержит 10 заданий базового минимума с выбором правильного ответа из 3-4 предложенных, часть В включает 13 заданий с кратким ответом, который нужно записать словами или указать соответствие цифра-буква. Часть С состоит из двух заданий с развернутым ответом, требующие написания связного текста в объеме 5-10 предложений

1. Кого из русских писателей-классиков называли «Колумбом Замоскворечья»?

2. А.Н.Островский начал учебу:

а) на юридическом факультете Московского университета

б) на филологическом факультете Московского университета

в) в Царскосельском лицее

г) на филологическом факультете Казанского университета

3. Какое из произведений Островского современники называли «купеческими «Мертвыми душами»?

4. Первоначальное название пьесы «Свои люди – сочтемся»:

а) Бедность не порок

5. Противник театральных нововведений Островского, предполагавших отреченность актера от своей личности:

6. Известный фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» - экранизация пьесы…

б) Свои люди – сочтемся

г) Без вины виноватые

7. Известный театральный деятель С.А.Юрьев об одной из пьес Островского сказал: «…не Островский написал, … Волга написала». Какую пьесу он имел в виду?

8. Малая родина И.С.Тургенева – город…

9. Родовое имение Тургенева - …

г) Малые Сорочинцы

10. О каком рассказе Тургенева, впоследствии вошедшего в цикл «Записки охотника», Белинский сказал: «Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему еще никто не заходил»?

б) «Хорь и Калиныч»

г) «Касьян с Красивой мечи»

11. Один автор дает такую краткую характеристику своему герою: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Независимая душа и гордец первой руки». Укажите автора, героя и произведение.

12. «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! - и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». Какому герою принадлежит это известное высказывание?

а) Николаю Петровичу Кирсанову

б) Павлу Петровичу Кирсанову

13. Кому посвятил И.С.Тургенев роман «Отцы и дети»?

Чей это портрет?

14. «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

15. «На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза»

16. «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах».

17. Вспомните известное диалогическое противостояние Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Как называется резкое противопоставление различных жизненных позиций/явлений в художественном произведении?

18. Какой русский писатель был приговорен судом к гражданской казни?

19. Парадоксально, но философско-утопический роман государственного преступника, арестанта Петропавловской крепости, прошел через две строжайшие цензуры и получил добро на выход в свет. Назовите это произведение и его автора.

20. Соедините имена и отчества известных русских писателей с их фамилиями.

а) Федор Иванович 1) Белинский

б) Александр Николаевич 2) Чехов

в) Иван Сергеевич 3) Толстой

г) Николай Гаврилович 4) Достоевский

д) Николай Алексеевич 5) Фет

е) Афанасий Афанасьевич 6) Салтыков-Щедрин

ж) Алексей Константинович 7) Тютчев

з) Михаил Евграфович 8) Лесков

и) Федор Михайлович 9) Толстой

к) Лев Николаевич 10) Некрасов

л) Николай Семенович 11) Чернышевский

м) Антон Павлович 12) Островский

н) Николай Александрович 13) Тургенев

о) Виссарион Григорьевич 14) Добролюбов

21. «На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.»

Перед вами отрывок из известного стихотворения русского поэта 19 века.

Какой вид метафоры использует автор («утро дышит», «ланит пышет»)?

Какую стилистическую фигуру использует автор первых двух строчках стихотворения?

22. Родной город А.П.Чехова

23. М.Горький однажды сказал: «Знаете, что Вы делаете? Убиваете реализм… Дальше Вас никто не может идти по сей стезе, никто не может писать так просто о таких простых вещах, как Вы это умеете. После самого незначительного Вашего рассказа – все кажется грубым, написанным не пером, а точно поленом». К кому он обращался?

б) К Достоевскому

24. Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям

Перед вами отрывок из известного стихотворения русского поэта 19 века.

Какой троп использует автор в приведенном отрывке?

25. Известно, что фамилия «Фет» известного русского поэта – псевдоним. Укажите настоящую фамилию этого автора.

26. Этот классик отечественной литературы был лишен права носить русскую фамилию отца и лишился всех привилегий, связанных со званием дворянина. С целью возвращения дворянского звания, он поступает на службу. Однако военный чин, дающий на это право, всякий раз, по мере продвижения по службе, повышался в своем ранге. Лишь на закате дней этому поэту удалось возвратить дворянское звание и утраченную фамилию отца. Назовите этого автора.

27. Прочитав стихотворение этого поэта о весне – «Еще майская ночь» - Л.Н.Толстой воскликнул: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?» О ком он так сказал?

28. В XIX веке на литературной арене появляется некто Козьма Прутков, поэт-чиновник, самодовольный и тупой, добродушный и благонамеренный, судящий обо всем с казенно-бюрократической точки зрения. Кто скрывался под этим псевдонимом?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: