Какой принцип концепции государство как платформа отражен в данном примере про загранпаспорт

Обновлено: 25.04.2024

К 2024 г. россияне будут совсем иначе взаимодействовать с государством: все данные о них будут храниться в специальном реестре, поэтому людям не придется обращаться за оформлением услуг – они будут проактивны, делится планами по цифровизации государственного управления в разговоре с «Ведомости&» заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве России и руководитель Центра компетенций по цифровому госуправлению Михаил Прядильников.

Что значит проактивно? Например, когда придет время замены документа, реестр автоматически запустит процедуру выдачи нового. Пользователю нужно будет только прийти, поставить подпись и его забрать. Любую услугу можно будет получить в цифровом виде, людям не придется посещать госучреждения без особой необходимости. Использование потенциала перевода госуслуг в цифровой вид может высвободить до $1 трлн в год по всему миру, утверждают аналитики McKinsey в статье «Цифровой государственный сектор: задача на триллион долларов».

Общение граждан и государства стало похожим на взаимодействие пользователей с приложениями в телефоне не вчера. Россия уже несколько лет один из заметных игроков в области государственных сервисов, доступных гражданам онлайн. В 2018 г. Россия заняла 32-е место из 193 возможных в индексе развития eGovernment (электронных госуслуг) ООН, поднявшись за два года на 3 строчки. Лидерами этого рэнкинга в прошлом году стали Дания, Австралия и Южная Корея.

Суперсервисами называются

комплексные госуслуги гражданам или бизнесу, которые требуют одновременного участия сразу нескольких ведомств. Сами же услуги сгруппированы по типичным жизненным ситуациям (например, рождение ребенка или получение разрешения на строительство).

В 2018 г. Россия также вошла в десятку стран, где граждане наиболее часто используют госуслуги в цифровом виде, по результатам опроса Boston Consulting Group. Опрос 14 500 человек в 30 странах показал, что в России 47% респондентов пользуются цифровыми государственными сервисами хотя бы раз в неделю, из них 11% опрошенных – раз в день и чаще. Причем доля россиян, использующих цифровые сервисы государства, за последние два года выросла на 42% – это 3-й показатель в мире по темпам роста после Австралии и Швеции. В среднем за последние два года россияне пользовались 9 цифровыми сервисами государства каждую неделю.

Несмотря на высокие позиции в международных рейтингах, цифровизация госуправления должна стать еще более результативной. В конце ноября премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил дорожную карту по созданию цифровой платформы госуправления до 2024 г., на основе которой будет создан план работ для ведомств, писал «Коммерсантъ». Работа по этому плану начнется уже в 2020 г., когда должны быть запущены конкретные пилоты с ведомствами по разработке цифровых сервисов (суперсервисов).

Эта дорожная карта предлагает полностью изменить подход к цифровизации государства: вместо автоматизации регламентов все процессы изначально должны быть цифровыми. Это должно упростить взаимодействие ведомств, а затем и пользовательский опыт общения с государством.

В процессе реализации карты часть существующих сегодня услуг, вероятно, получится вовсе устранить – например, справки некоторых ведомств, нужные лишь для предоставления их в другое ведомство, надеется Прядильников (он один из архитекторов нынешней концепции цифровизации госуправления). Цель стратегии – ведомства и взаимодействие с ними должны стать незаметными для граждан и бизнеса, полагает он.

Тиражировать московский опыт

Еще выше в международных рейтингах по цифровизации госуслуг российская столица. В 2018 г. ООН поставила Москву на 1-е место в мире по качеству и доступности госуслуг. ООН проводила многосоставный анализ, состоящий из 60 индикаторов, учитывая, например, технологичность, доступность информации, наличие госуслуг и вовлечение граждан в использование цифровых услуг. Оценка мировых столиц проводилась впервые. Москва обошла Кейптаун, Таллин, Лондон, Сеул и Нью-Йорк. Есть планы тиражировать московский опыт на всю страну, говорит Прядильников. Заложенная модель взаимодействия органов власти предусматривает возможность организовать обмен данными не только между федеральными ведомствами, но и между федеральными и региональными с той же легкостью – протоколы и принципы организации взаимодействия должны быть схожи. Многие решения из успешной московской практики госуправления уже перенесены на федеральный уровень, и вскоре планируется внедрять такие решения в других регионах.

более 340

Источник: департамент информационных технологий

У Москвы есть опыт управления в сфере IТ, который пришел от международных коллег, но на примере Москвы отработан и может лечь в основу системы управления цифровой трансформацией госуправления. Наконец, Москва демонстрирует высокие результаты в части сбора, анализа и реагирования на обратную связь от граждан и их вовлечения в процессы управления через приложение «Активный гражданин», перечисляет Прядильников.

На федеральном уровне

На федеральном уровне с 2009 г. работает портал госуслуг. Через него государство оказывает значительную часть госуслуг. Государственный заказчик и владелец портала – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, оператором выступает «Ростелеком». Чаще всего россияне пользуются на нем сервисами для записи к врачу и в детский сад, получения информации о пенсионных накоплениях, регистрации автотранспортных средств, подачи заявления на сдачу экзамена в Госавтоинспекцию и получения водительского удостоверения.

Стратегия для цифрового государства

Высокие позиции в международных рейтингах, конечно, не основная цель в цифровизации госуправления. Например, ООН пишет, что цифровизация способна существенно повысить эффективность оказания государственных услуг. Особенно это актуально для развивающихся стран, где значительная часть людей живет вне крупных городов и государству сложно до них «дотянуться» (например, в удаленном населенном пункте нет ни почты, ни отделения МФЦ). Кроме того, цифровизация способна снизить коррупционную составляющую.

«Сверхцель цифровизации государственного управления – минимизировать временные издержки в экономике, связанные с проникновением государства в жизнь граждан и организаций», – отмечал в корпоративном издании Борис Глазков, вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» (компания с 2009 г. поддерживает и развивает портал госуслуг). Максимального эффекта можно достичь только благодаря максимальной прозрачности, предупреждает он: дать государству доступ к банковскому аккаунту, превратить учетную запись на портале госуслуг в целый цифровой профиль, чтобы государство могло проактивно реагировать на возникшие жизненные ситуации. «Если вы владеете бизнесом, дайте государству доступ в ERP-систему, чтобы не сдавать отчетность, и подключите сенсоры к станкам для дистанционного контроля. В результате государство начнет само справляться с учетами, не используя время граждан и компаний, и тогда они, возможно, просто перестанут замечать его вмешательство», – считает Глазков.

Воспользоваться первым суперсервисом –

оформлением европротокола при ДТП онлайн – можно, скачав приложение «Помощник ОСАГО». Оба участника аварии должны иметь учетную запись на «Госуслугах», с ее помощью они авторизуются в приложении. Там нужно указать номера полисов (приложение проверит их наличие) и описать весь ущерб, после чего получить форму извещения о ДТП. Если форма подписана обоими участниками, она передается в базу Российского союза автостраховщиков, а в мобильном приложении появляется уведомление об успешном завершении оформления ДТП и его уникальный номер. С этим номером можно обратиться в ГИБДД.

Добиться бесшовности в оказании госуслуг невозможно без цифровизации взаимодействия ведомств друг с другом. Именно поэтому в дорожную карту по цифровизации госуслуг, утвержденную Медведевым, легли требования к информационным системам. Ведомства должны взаимодействовать по единым стандартам и быть одинаковыми с точки зрения пользовательского опыта как для гражданина, так и для бизнеса, объясняет Прядильников. Государство – единая сущность, поэтому ведомства не должны не только перенаправлять гражданина ради решения какой-то задачи в другой орган, но и допускать ситуации, когда запрос информации одним ведомством у другого занимает месяц, указывает он.

Первый такой суперсервис – оформление европротокола при ДТП онлайн – был запущен в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области 1 ноября. Всего по национальному проекту «Цифровая экономика» Минкомсвязи обязано разработать 25 суперсервисов и внедрить их на федеральном уровне.

Москва, в свою очередь, планирует начать пилотный проект по внедрению комплексных услуг (те же суперсервисы) на базе цифровой площадки в области строительства (подробнее см. статью). На этой площадке участникам будут доступны базовые компоненты: цифровой паспорт объекта капитального строительства, среда для совместной работы разных участников (бизнеса и ведомств), единое хранилище проектной, градостроительной и разрешительной документации, а также собственно библиотека доступных сервисов. Также там может появиться, например, калькулятор процедур – достаточно будет указать технико-экономические параметры объекта будущей застройки, чтобы он просчитал перечень необходимых комплексных услуг и условий их предоставления.

Внедрение платформы должно сократить количество обращений застройщиков за услугами в госорганы в 5–7 раз и ускорить проведение административных процедур в 2–2,5 раза. Экономия времени должна достигаться за счет параллельного или совместного рассмотрения документов разными органами, на основании чего они могут формировать как атомарные услуги, так и комплексные при участии различных ведомств, рассчитывают разработчики. Также органы власти должны будут проактивно формировать перечень необходимых действий для застройщиков на каждом этапе реализации проекта.

Москва проделала огромную работу в создании инфраструктуры для комплексных услуг, говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова, эксперты рассчитывают, что экономический эффект для строительной отрасли от внедрения комплексных услуг станет очевиден и для других регионов. Застройщикам внедрение суперсервисов даст новые инвестиционные возможности, продолжает Дыбова: они смогут в реальном времени получать информацию о состоянии площадки и наличии мощностей для подключения. Внедрение комплексных услуг даст толчок развитию строительной отрасли, что будет способствовать росту ВВП, отмечает она. &

Прежде чем вплотную подойти к разработке цифровой стратегии, необходимо сделать шаг назад и вспомнить, что такое ЦТ и почему сейчас для ее осуществления уже есть ряд предпосылок. Интернет, мобильные устройства, цифровые сервисы и другие доступные цифровые технологии позволяют радикально изменять широкий круг взаимодействий: компаний друг с другом, компаний и граждан, граждан и государства. Все большую роль в этих взаимодействиях играют алгоритмы. Переход к алгоритмическому взаимодействию в сочетании с сетевыми эффектами приводит к кратному, иногда в десятки и сотни раз, увеличению эффективности взаимодействия участников: снижению стоимости процесса, росту его скорости, уменьшению количества ошибок.

Это и есть содержание цифровой трансформации, в процессе которой проявляются качественные, революционные изменения в структуре экономики, центры создания добавленной стоимости перемещаются в область выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов. В результате ЦТ происходит переход к новому технологическому и экономическому укладу, а также создание новых отраслей экономики.

Трансформационная логика требует переосмыслить не только подходы к бизнесу, но и выполнение органами власти своих функций, предоставление государственных услуг, осуществление контрольно-надзорной деятельности

Цифровизация — улучшение существующих процессов путем внедрения информационных технологий, оптимизации и реинжиниринга, а также анализа данных для принятия решений.

Цифровая трансформация — глубокая реорганизация бизнес-процессов с широким применением цифровых инструментов для их исполнения, которая приводит к существенному (в разы) улучшению их характеристик (сокращению времени выполнения, исчезновению целых групп подпроцессов, сокращению ресурсов, затрачиваемых на выполнение процессов) и/или появлению принципиально новых их качеств и свойств. Разница между цифровизацией и ЦТ показана на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1
Этапы цифровизации процессов в государстве

Результаты автоматизации и цифровизации в виде внутренних автоматизированных и прошедших реинжиниринг процессов, внедренных автоматизированных систем и надежных данных во многих случаях служат основой для ЦТ. Внутреннее устройство трансформации обусловлено как количеством участников, так и масштабом и сложностью изменений.

Трансформация органа государственной власти (ОГВ) в общем случае затронет сам этот орган; несколько смежных ОГВ (с точки зрения обмена данными); возможно, отрасли (с широким кругом участников); неопределенно широкий круг граждан. Поэтому типичная дорожная карта такой трансформации будет включать в себя разнообразные проекты и деятельность:

  • традиционные проекты автоматизации и цифровизации (направленные, например, на автоматизацию внутренних процессов или внедрение управления данными, архитектурой, ИТ-активами);

В рассуждениях о цифровых стратегиях важно учитывать, что в целом они предполагают реализацию не только трансформационных, но и других проектов: в «цифре» (информатизация), для «цифры» (инфраструктура) и на периферии «цифры» (образование и подготовка кадров, создание институтов развития).

1.2.2 Стратегия как рабочий инструмент

Стратегию обычно считают высокоуровневым документом, которому противопоказано погружение в детали. У руководителей возникает соблазн писать «будет проведена цифровая трансформация отрасли», «организации будут взаимодействовать на цифровой платформе» или использовать другие обобщенные формулировки. Однако цифровые процессы требуют точности, конкретности. Что означает формулировка «организации будут взаимодействовать»? Обмениваться знаниями и практиками, переписываться в чате, контрактоваться? Если последнее, то для каких видов услуг или продукции?

Стратегия для многих — нечто не только абстрактно-размытое, но и сакральное. Ее часто воспринимают как священный Грааль: обладание стратегией желанно, потому что она дает ответы на важные вопросы, но при этом не до конца понятно, как она устроена и в чем ее смысл. Ее пишут (иногда с участием дорогостоящих консультантов), чтобы положить на полку, а реальная работа в организации идет своим ходом независимо от стратегии.

На самом деле стратегия — это не размытое и отвлеченное понятие, а полезный рабочий инструмент, требующий иного подхода и навыков, чем краткосрочное планирование. Работающая стратегия должна содержать измеримые показатели, которые отражают цели организации. Этот инструмент эффективен в связке с остальными инструментами планирования и реализации задач; цели, поставленные в стратегии, должны учитываться в ежедневной работе. Стратегия должна строиться на данных, чтобы после завершения ее реализации можно было оценить, удалось ли достичь целевого состояния, и ответить на этот вопрос должны не люди, а данные.

Данные нужны и для того, чтобы создать саму стратегию: они подсказывают, какие цели будут действительно амбициозными, но при этом реальными и релевантными для организации. Есть два риска. Первый — поставить глобальную цель и не достичь ее, потому что цель оказалась слишком сложной. Неудача может негативно сказаться и на мотивации команды, и на оценке работы руководителя. Второй риск — недооценить потенциал организации, команды, ведомства, отрасли в целом. Для разработки грамотных и эффективных стратегий ЦТ руководителям цифровой трансформации потребуется поддержка в виде обучения, выстраивания межрегиональной коммуникации, исследовательских и аналитических материалов.

Понятие «инструмент» применительно к стратегии подразумевает, что стратегия используется как инструмент управления верхнего уровня. Стратегическое управление — это вершина пирамиды управления, верхний слой в иерархии «стратегия — тактика — операции». Классический подход к стратегическому управлению организациями заключается в построении стратегии верхнего уровня с последующей разработкой и реализацией подчиненных стратегий (ИТ, кадровой, финансовой).

В силу резкого сокращения цикла «разработка — реализация» оправданным становится применение подхода к функциональной стратегии как к составной части общей. В результате цифровая стратегия оказывается частью стратегии «пространственного развития региона» или «развития отрасли». Фокус доклада — именно цифровая стратегия, но в нем много говорится и про стратегию как общее понятие. При этом основным ориентиром при разработке стратегии для авторов доклада является архитектурный подход (см. о нем подробнее в разделе 5), а основное внимание уделено стратегиям ФОИВ, отраслевым и региональным стратегиям, стратегиям организаций (главным образом государственных). Рассуждения авторов доклада также применимы к подразделению организации или к группе связанных организаций (холдингу).

Уровень государства и наднациональный уровень в докладе не рассматриваются. Также не рассматриваются отдельные процессы (внутри организации, кросс-организационные или межведомственные), отдельные домохозяйства и отдельные люди, хотя у них вполне могут быть собственные стратегии.

Минэкономразвития России разработало законопроект, который вносит поправки в Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В нем на системной основе закрепляются принципы получения госуслуг: перевод в электронный вид, проактивность и экстерриториальность.

Одним из главных принципов является полный перевод всех процессов, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в электронный вид. Это касается не только способа подачи заявлений, но и всего технологического процесса внутри органа. В законопроекте содержатся нормы про приоритет записей в юридически значимых электронных реестрах (так называемая «реестровая» модель) над бумажными документами, исключительно электронное взаимодействие органов при предоставлении услуги, открытость в плане доступа к информации и др.

Для полноценного перевода услуг в электронный вид законопроектом предусматривается создание новых компонентов цифровой экосистемы предоставления государственных и муниципальных услуг: облачная платформа предоставления государственных и муниципальных услуг и реестр информационных взаимодействий. При этом в предоставлении услуг будет применяться индивидуальный подход. Соответствующая система будет автоматически настраивать вариант предоставления государственной услуги для каждого конкретного человека, в том числе готовить точный перечень документов на базе машиночитаемого регламента.

Еще один принцип предоставления государственных услуг, закрепленных законопроектом – это проактивность. Законопроектом создаются правовые условия, позволяющие начать предоставление услуги до фактического обращения заявителя. Так, например, в день 45-летия гражданину возможно будет предложить подписать заранее сформированный и заполненный проект запроса о замене паспорта. Также при получении услуг, которые с большой вероятностью повлекут обращение за другими услугами заявителю предложат сразу обратиться за такими услугами (например, при замене паспорта в связи с изменением фамилии можно одним комплектом поменять ещё и права, и заграничный паспорт).

Одной из важнейших новаций законопроекта является отказ от получения государственных услуг в присутственных местах органов власти и переход к их предоставлению через МФЦ и в электронной форме (перечень исключений из этого правила будет установлен Правительством). Кроме того, граждане смогут независимо от места их жительства получать все федеральные услуги в любом МФЦ страны.

Дополнительным нововведением станет возможность не заполнять самостоятельно заявление на получение услуги, это будут делать сотрудники МФЦ. К тому же, будет реализована возможность получения госуслуг через инфраструктуру негосударственных организаций. К примеру, гражданин обращается в банк за ссудой и там же получает все необходимые справки.

Меняется и роль самих многофункциональных центров: помимо единого фронт-офиса предоставления государственных услуг, они становятся гарантом защиты прав заявителей – «омбудсменом» по государственным услугам. При нарушении ведомствами порядка предоставления услуг (в случае нарушения сроков или порядка предоставления услуг и др.) МФЦ будет вправе обратиться с запросами в прокуратуру с обращением о нарушении прав заявителей.

Кроме того, в соответствии с законопроектом, МФЦ придадут статус «цифрового нотариуса» - МФЦ может отсканировать, подписать своей электронной подписью и поместить в цифровой профиль гражданина бумажный документ, нужный для получения услуги, после чего гражданину больше не придется предъявлять этот документ — при получении других его можно будет приложить из цифрового профиля гражданина. Аналогично и обратное – получив электронный документ по результатам предоставления государственной услуги заявитель может обратиться в МФЦ и получить бумажный экземпляр такого документа, заверенный печатью.

«Законопроект не просто совершенствует отдельные аспекты предоставления государственных услуг, а закладывает новую философию взаимодействия человека с государством в условиях цифровой среды», - подчеркнул заместитель министра Савва Шипов.

Эффекты воплощения системы «Государства-как-платформы» и принципы управления

Целью реализации идеи «Государство-как-платформа» является благополучие граждан и. Эффекты воплощения системы «Государства-как-платформы» и принципы управления

Целью реализации идеи «Государство-как-платформа» является благополучие граждан и содействие экономическому росту, основанному на внедрении технологий. В фокусе развертывания Платформы находится гражданин в условиях новой цифровой реальности. Государство должно создать условия, которые помогут человеку раскрыть свои способности и сформировать комфортную и безопасную среду для его жизни и реализации потенциала, а также для создания и внедрения инновационных технологий.

По оценкам авторов, создание «Государства-как-платформы» обеспечит государству:

• снижение уровня затрат на общегосударственные расходы на 0,3%25 ВВП к 2024 году;
• встраивание данных в процессы принятия решений, автоматические алгоритмы принятия решений, принципиальный реинжиниринг процессов, мониторинг ситуации в режиме реального времени:
- увеличение скорости процессов;
- увеличение числа индикаторов экономического состояния в реальном времени, полученных из альтернативных источников;
• адресность государственной поддержки;
• дистанционный контроль объектов контроля и надзора;

бизнесу:
• снижение административных издержек на контрольно-надзорную деятельность и нагрузки по предоставлению отчётности;
• удовлетворённость пользователей качеством данных и сервисов:
- высокий объём используемых бизнесом государственных данных;
- высокую долю бизнеса, использующего / подписанного на государственные данные;

гражданам:
• высокий уровень удовлетворенности качеством предоставления государственных и муниципальных услуг; повышение скорости и качества оказания услуг и минимизацию очного контакта с госорганами:
- высокую долю цифровых услуг, оказываемых в про-активном режиме;
- высокую долю данных, представляемых гражданами однократно;
- персонализацию госуслуг.

В результате полностью изменится взаимодействие человека и государства. Государство перейдет от предоставления единичных «точечных» сервисов при помощи государственных (ведомственных) информационных систем и баз данных к комплексному решению жизненных ситуаций человека, которое основано на едином массиве данных и алгоритмах работы с ними. При этом, благодаря использованию современных технологий, данные граждан будут более эффективно защищены от несанкционированного доступа, а надежное резервирование предотвратит их утрату.

Сейчас при решении различных жизненных ситуаций (рождение ребенка, покупка квартиры и т.п.) гражданину приходится совершать множество физических (с личным присутствием) взаимодействий с органами государственной власти. Так, например, при рождении ребенка гражданин должен обратиться в органы ЗАГС за получением свидетельства о рождении ребенка, в паспортный стол за регистрацией, за льготами и пособиями - в органы социального обеспечения и в налоговую инспекцию. Затем - в детские дошкольные учреждения и т.д. При этом в функции гражданина входит передача различных справок между этими учреждениями.

После цифровой трансформации гражданину не придется совершать всех этих действий. Уже в роддоме информация о рождении ребенка попадет в «океан данных», где возникнет его «цифровой двойник». Далее «цифровой двойник» будет «обрастать» все новыми и новыми данными. Платформенные сервисы будут активно предлагать гражданину различные услуги.

Рисунок 1. Взаимодействие человека и «Государства-как платформы»
Так, в случае рождения ребенка, сервисы обеспечат автоматическое начисление на банковскую карту матери все положенные выплаты (возможно, с предварительным уточнением у нее, на какую именно карту следует совершить перевод), направление по адресу проживания родителей свидетельства о рождении (если оно по итогам трансформации еще будет существовать в бумажном виде), автоматическую коррекцию «электронного реестра жильцов» (вместо устаревшей домовой книги) и запись ребенка в детское дошкольное учреждение. Через 14 лет сервисы автоматически пригласят его получить паспорт, а также пройти курсы профориентации на основании школьных оценок и психологических тестов.

Человек, идентифицируясь в государственной платформе, с помощью своего «цифрового двойника» будет взаимодействовать с цифровой экосистемой и получать от нее цифровые сервисы в соответствии со своими потребностями (рисунок 1).

Государство поможет выполнять большинство функций управления не при помощи органов власти, а на основе платформенных решений. Переход от одной формы исполнения к другой возможен на основе следующих ключевых принципов: • дата-центричность и объективность: постоянное накопление объективных данных об объектах управления, осуществление контроля через использование технологий больших данных, Интернета вещей, искусственного интеллекта, передача информационным системам права принимать рутинные решения - фактический переход от контроля к постоянному аудиту систем и помощи в предотвращении сбоев;
• сервисный и процессный подход: интеграция и сопровождение жизненной ситуации человека или жизненного цикла объекта «под ключ» с «пакетным» осуществлением всех государственных функций и коммерческих услуг на базе единой цифровой платформы хранения данных, автоматизации бизнес-процессов, аналитики, снижения количества шагов процессов и т.п.;
• гибкость и скорость: быстрое изменение и отладка процессов под результат и передача его «на рынок».

Чтобы реализовать эти принципы (рисунок 2), система государственного управления должна будет действовать как передовая ИТ-корпорация. Это приведет к ряду принципиальных изменений по следующим направлениям:
• модель государственного участия: - необходимо будет внедрять модель сервисного государства - культуры «государ-ство-для-меня», развивая проактивное предложение государством онлайн-сервисов, которые будут удовлетворять потребностям граждан и бизнеса;
- государство как координатор возьмет на себя управление взаимодействием всех участников платформы, но должно будет выступать создателем экосреды взаимодействия, а не постоянным запретительным регулятором;
- потребуется внедрение непрерывной обратной связи для того, чтобы лучше понимать непосредственный спрос граждан на действия государства.

• государственные процессы:
- государственная инфраструктура станет единой для всех точкой обращений за государственными сервисами (там, где сохранится государственное участие);
- вместо цифровизации устаревших процессов - ориентация на цифровую трансформацию: умение создавать наиболее эффективный процесс достижения цели с системой быстрого, постоянного и с минимальными затратами улучшения;
- использование достоверных и единых данных для принятия решений даст новые возможности для определения целей, оценки результатов, позволит снизить коррупцию.

• государственная служба:
- разовьется «цифровой менталитет»: принятие цифровой реальности, умение в ней эффективно работать, цифровые навыки и персональное развитие;
- возникнет единая цифровая платформа взаимодействия для государственных служащих, бизнеса и граждан;
- предиктивный анализ и искусственный интеллект станет помощником для выполнения рутинных операций, государственные служащие сфокусируются на выводах, а не на рутине.

Принципы управления
Управление программой создания «Государства-как-платформы» на верхнем уровне должно осуществляться согласно принципам управления портфелем проектов - подбором компонентов для цели эффективного управления, для достижения стратегических целей. Это определяется ныне оправдавшей себя практикой, когда корневые, сущностные компетенции сохраняются у заказчика (в данном случае - государства), а специфические, узкотехнологические процессы отдаются на исполнение внешним коммерческим организациям, имеющим высокий уровень необходимых компетенций, но не в формате чистого подряда на выполнение каких-либо работ, а в формате аутсорсинга, то есть как передачу процесса на исполнение.

На уровне руководства портфелем проектов принимаются стратегические решения о параметрах создаваемого «Государства-как-платформы», приоритетах развития тех или иных сервисов, глобальном выделении ресурсов (создание новых органов власти, принятие программ целевого финансирования и т.д.).

В рамках программ, входящих в портфель, выполняется разработка сервисов (по сути, проектирование и внедрение каждого сервиса представляет собой программу), доработка и полномасштабное развертывание ГЦП (Государственной цифровой платформы), а также решение сопутствующих организационных, нормотворческих и ресурсных задач.

В рамках проектов происходит разработка ГЦП, развертывание прототипа ГЦП на пилотных проектах, подготовка органов власти к запуску новых сервисов.
Рисунок 2. Ключевые изменения в результате цифровой трансформации госуправления
Рисунок 3. Структура управления развертыванием «Государства-как-платформы»
Отдельно стоит остановиться на принципах управления, которыми следует руководствоваться при разработке программного обеспечения. Для обеспечения необходимой гибкости и быстроты при разработке ГЦП необходимо применять:

• DevOps -методологию разработки программного обеспечения, сфокусированную на предельно активном взаимодействии и интеграции в одной команде программистов, тестировщиков и администраторов, синхронно развивающих и обслуживающих общий для них сервис/ продукт. Главная цель методологии - создание единого цикла взаимозависимости разработки, эксплуатации и развертывания программного обеспечения, чтобы помогать организациям быстрее и безболезненнее создавать и обновлять программные продукты и сервисы, эксплуатируемые в режиме реального времени;

• при создании прототипа - принципы Agile, которые заключаются в подходе к созданию программного обеспечения, ориентированном на использование итеративной разработки, динамическом формировании требований и обеспечении их реализации в результате постоянного взаимодействия внутри самоорганизующихся рабочих групп, которые состоят из специалистов различного профиля. Принципы Agile, по сравнению с классической «каскадной» методологией, позволяют намного активнее вовлечь владельцев и потребителей сервисов в их разработку, что особенно важно на этапе прототипирования, где скорость апробации различных вариантов реализации сервиса и их максимальная «приближенность» к потребителю становится критическим фактором успеха цифровой трансформации. Рисунок 3.

Литература:
В.В. Буров, М.В. Петров, М.С. Шклярук, А.В. Шаров. "Государство-как платформа": эффекты реализации и управление развертыванием//Государственная служба. 2018.№4(20).С.17-26 Показать больше


Девятый «Гайдаровский форум», который открылся вчера в Москве, запомнится широким спектром тем: участники говорят не только об экономике, но и проблемах образования, науки и государственного управления. Последняя тема стала ключевой для сессии «Современные вызовы государственного управления», которая прошла 17 января в РАНХиГС. В ходе открытого диалога ведущие экономисты, политики и ученые обсудили новые модели государственного регулирования.

Перед государственными структурами – и перед государством в целом – в условиях современной цифровой эпохи стоит множество задач, которые требуют новых подходов в регулировании всех сфер жизни общества: в медицине, в инфраструктуре, в образовании и в других сферах. Некоторый прогресс в этом направлении мы можем оценить уже сегодня: к врачу можно записаться через электронный терминал и через интернет, получить оперативную помощь с документами, не обращаясь в несколько организаций, можно в центре госуслуг «Мои документы». Однако эти примеры – лишь небольшой шаг к новому формату государственного управления.

Модель управления должна быть более гибкой, но как ее создать? Универсального ответа на этот вопрос нет – есть предложения. Так, Герман Греф, президент, председатель Правления Сбербанка считает, что государству нужно перенимать лучшие практики у бизнеса – у крупных компаний (например, Google, Alibaba Group), которые работают с Big Data, с "большими данными". Если государство организует свою работу таким же образом, это позволит упросить многие операции.

– Как мы можем это сделать? - рассуждает Герман Греф. - Для этого нужен «океан» данных и нужен «двигатель», который позволяет извлекать из этих данных необходимый объем информации и который – более того – может принимать простые решения без участия человека: зарегистрировать бизнес или не зарегистрировать, выдать или не выдать паспорт, выдать пенсионное удостоверение или нет.

Такой принцип работы, основанной на Big Data, – ключевая идея «государства-платформы», или «цифрового государства» – современной модели госрегулирования, которая пока что относится к категории будущего, но которую интенсивно обсуждают уже сегодня. Эту модель не обошли стороной и участники открытого диалога. Мария Шклярук, вице-президент Центра стратегических разработок, руководитель направления «Институты и общество», отметила, что реализация концепции цифрового государства является одним из главных направлений реформы госуправления. Ожидается, что к 2024 году она будет частично осуществлена: 50 наиболее востребованных госуслуг будут оказываться мгновенно («0 секунд 0 чиновников»), данные всех государственных информационных ресурсов будут доступны в реальном времени через программные интерфейсы. Кроме того, должен появиться «главный архитектор» государства-платформы – Центр управления эффективностью, который будет отвечать за цифровую трансформацию всех процессов оказания госуслуг и оценивать эффективность изменений.

Перейти на цифровой формат госуправления стремятся не только в России: такого же курса придерживаются и в Великобритании, о чем сообщил гость сессии лорд Фрэнсис Мод, директор Francis Maude Associates LLP, государственный министр торговли и инвестиций Великобритании в 2015–2016 гг. Работа с единой базой данных, которая заменит множество небольших баз отдельных структур, сможет обеспечить прозрачность государственного регулирования.

Как отметил другой участник дискуссии – Алексей Комиссаров, проректор, директор Высшей школы государственного управления РАНХиГС, – новая модель предъявляет принципиально новые требования к чиновникам, к их управленческим навыкам и в целом к образованию кадров. Главной установкой любого человека в современном, быстроменяющемся мире должны быть способность признать, что он чего-то не знает, и желание научиться новому.

Изменения должны произойти также и в диалоге между правительством и наукой. По словам Президента Академии наук Александра Сергеева, без должного внимания как госуправления, так и бизнеса до сих пор остается «промежуточная фаза» между фундаментальной и прикладной наукой – «поисковая» наука. Это направление не обещает конкретного результата и коммерческой выгоды, но без него не смогут продвинуться дальнейшие исследования. Такая негативная тенденция во многом возникает из-за пробелов в стратегическом планировании.

– Должна быть стратегическая гибкость. Для того, чтобы двигаться в определенном направлении, нужен вектор, а вектора, я боюсь, у нас нет, – считает президент РАН.

Обрести новый вектор можно только после соответствующих изменений. И речь идет не только о цифровой, но и о культурной трансформации.

– Один из элементов этой трансформации – совершенно другой уровень вовлеченности граждан в механизмы государственного управления, – отмечает Андрей Слепнев, заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации – директор Департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации. – Если раньше, когда мы говорили: «нам надо посоветоваться с общественностью», «привлечь экспертов», – это был скорее оборот речи, то сейчас это – абсолютно необходимый инструмент в работе.

Мысль Андрея Слепнева вновь возвращает к идее «цифрового государства»: такой инструмент, как общественное мнение, сможет быть использован в полной мере только тогда, когда электронные платформы станут одной из основных площадок государственного регулирования.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: