Какие приспособления используются на маломерных судах для смягчения ударов при швартовых операциях

Обновлено: 18.04.2024

В перерывах между плаваниями и регатами яхты отдыхают в маринах, прочно закрепленные к причалам швартовыми тросами. Они являются частью целого комплекса механизмов и приспособлений для надежной фиксации судна у пирсов и плавучих причальных объектов. Общее название этого оборудования – швартовые устройства. Их задача – швартовка яхты бортом, кормой или носом, а также буксировка и обмен на ходу топливом и грузами.

c4f8648cfe36193030f3b8ae56f9eed7[1].jpg

Элементы швартового устройства яхты

В состав швартового устройства входят следующие объекты:

  • Швартовые тросы, они же просто швартовы.
  • Швартовые кнехты.
  • Клюзы.
  • Киповые планки.
  • Швартовые лебедки и брашпили.
  • Кранцы.

Познакомимся с ними поближе.

Швартовые тросы

577e4e043e85463c730495da8052dd54[1].jpg

Существуют следующие виды швартовых тросов:

  • Продольные швартовы подаются с носа яхты вперед и с кормы – назад. Они удерживают судно от движения вдоль причала.
  • Шпринги – тросы, чье направление противоположно продольным.
  • Прижимные тросы направлены к причалу под прямым углом и не дают ветру со стороны берега отодвинуть яхту от пирса.

Количество и технические параметры тросов регулируются Правилами судового регистра РФ. Материалами для их изготовления могут быть стальная проволока, синтетические нити и природные волокна растений.

Швартовые кнехты

447496fd64be2f62de71b56f7a3b3a30[1].jpg

Кнехтами называются литые тумбы из чугуна или сварные из стали. Они установлены на палубе и служат для крепления любых видов швартовых тросов. Самые распространенные – двухтумбовые кнехты на общей платформе. Каждая тумба имеет в основании прилив для закрепления нижних витков троса и шляпку, препятствующую соскальзыванию его верхних витков. Все чаще устанавливают кнехты с тумбами, лишенными приливов, и тумбами с крестовиной. Они особенно функциональны в случае, когда край причала выше уровня палубы и швартовый трос направлен вверх. Кнехты монтируют симметрично вдоль бортов на открытой верхней палубе, носу и корме яхты.

Особенно удобны при швартовке кнехты с тумбами на подшипниках со стопорными устройствами.

Клюзы

4184cbbc07e3031aa9bedd96ecfc17ce[1].jpg

Если швартовый трос проходит через отверстие в фальшботе, то его края обязательно окаймляет клюз – стальная или чугунная отливка с округлыми краями. Это приспособление исключает резкие изгибы и изломы швартовых тросов. Для швартования маломерных судов часто используют клюзы с так называемыми утками, то есть приливами для закрепления тонких швартовых тросов.

Если же цельный фальшборт отсутствует и палуба ограждена леерами, то клюзы особой конструкции устанавливают на ней. Мощные буксирные клюзы монтируют на носу и корме, через них заводят буксирные тросы.

Без клюзов тросы быстро изнашиваются. Клюзы замедляют этот процесс, но не ликвидируют его полностью. С недавних пор на яхтах применяются поворотные клюзы. В их конструкции предусмотрены вертикальные и горизонтальные ролики на подшипниках. Трос проходит через них и не трется о неподвижную поверхность. Развитие этой идеи – универсальные клюзы с шарикоподшипниковой обоймой в отверстии.

Киповые планки

1e5ca743d294e29b795e81d77f9715e9[1].jpg

Назначение киповых планок – изменение направления швартовых тросов. Через них, например, подают швартовые тросы на причалы, которые выше уровня палубы яхты. Или протягивают по палубе к швартовой лебедке. Простые киповые планки недостаточно эффективно снижают трение, поэтому их конструкцию дополняют ролики, по-морскому – роульсы.

Кранцы

10b0b790e47e6973cb5d01e62091d8d3[1].jpg

Повреждения корпуса яхты предотвращают кранцы. Чаще всего это парусиновые мешки, наполненные чем-нибудь упругим. В идеале – пробочной крошкой. Перед швартовкой их вывешивают на коротких тросах за борт с таким расчетом, чтобы полностью исключить непосредственный контакт с причалом.

Швартовые механизмы

После того как швартовые тросы заведены на причал, их нужно натянуть. Вручную сделать это очень сложно, поэтому на помощь матросам приходят шпили и швартовые лебедки. Их отличает, в основном, положение оси барабана с тросом. У шпилей она вертикальна, у лебедок – горизонтальна. Барабаны, по-морскому – турачки, имеют вогнутую поверхность. Она может быть гладкой или покрытой скругленными ребрами, так называемыми вельпсами. Они предотвращают скольжение троса по барабану, однако ускоряют его износ.

10bf741cc63b66f4407cb07f6f6d5871[1].jpg

Автоматические швартовые лебедки не только натягивают канаты, но и регулируют силу натяжения в зависимости от приливов, ветра или течения. После окончательной выборки швартовых лебедку переключают в автоматический режим. Любое изменение уровня натяжения швартовов вызывает включение двигателя и возврат к прежнему состоянию.

Автомат контролирует и длину вытравленного троса. Если при большом отливе или приливе на барабане остался только первый ряд троса, то автоматика стопорит его и подает звуковой и световой сигнал. У команды остается время на устранение аварийной ситуации, которая влечет за собой потерю троса или опасный крен яхты.

Правила технической эксплуатации швартового устройства

Предназначение швартового устройства – прочная и надежная фиксация яхты у причала или другого судна. При этом ее корпус должен быть защищен от повреждений. Все швартовое хозяйство находится под неусыпным контролем команды. Еженедельно ответственный член команды выясняет состояние болтовых соединений и сварных швов. Он же проверяет работу швартовых механизмов перед каждой швартовкой, включая их на холостом ходу.

Роульсы киповых планок и палубные роульсы регулярно смазывают. Поверхности клюзов и киповых планок не должны иметь сколов и царапин, способных повредить трос. Раз в год обязательно проводится профилактическое обслуживание с полной разборкой, полировкой и смазыванием.

Особое внимание уделяется швартовым тросам. Стальной трос периодически омывают пресной водой и смазывают. Ржавчину удаляют стальной щеткой. Лопнувшую проволоку обрезают накоротко. Трос, у которого лопнула целая прядь или обнаружилась неустранимая деформация, должен быть полностью заменен. Трос из синтетического волокна должен быть переплетенным из 8 прядей. Он заменяется на новый, если при осмотре обнаружено 15 % порванных нитей.

Запрещено перебрасывать швартовые тросы через острые края палубы или фальшборта без использования клюзов или киповых планок. Подобная эксплуатация неизбежно приводит к излому троса и его обрыву в самый неподходящий момент – резком приливе или волнении у причала. Последствия непредсказуемы, вплоть до опрокидывания яхты. Участок троса, который постоянно трется о клюз, обматывают парусиной для снижения износа. С этой же целью рекомендуется периодически менять местами концы троса.

d4e3ded6c342d28d9b9db2ce63d7e628[1].jpg

При длительной эксплуатации стальные швартовы начинают самопроизвольно скручиваться в пружину. Для предотвращения этого явления при подготовке к швартовке их накручивают на турачку шпиля, вращая ее в разных направлениях.

Работа с синтетическими тросами имеет свою специфику. Их категорически запрещено пропускать в один клюз со стальными даже в одном направлении. Главная опасность синтетики – возможность проскальзывания на турачке при выборке швартовых втугую. При этом трос так сильно нагревается, что может оплавиться и порваться. Поэтому синтетический трос слегка ослабляют, не вытравливая, а вращая барабан швартовой лебедки в обратную сторону.

При погрузке или разгрузке судна его осадка меняется, а следом и натяжение швартовов. Автоматическая швартовая лебедка их подтянет или ослабит, тем не менее ослаблять бдительность нельзя. Все швартовы должны быть равномерно натянуты и обеспечивать устойчивое положение яхты у причала или другого судна. В таких ситуациях рекомендуется использовать синтетические тросы, способные растягиваться.

58d5fd95b377a0b3564a638c57eb9221[1].jpg

Швартовное устройство ежегодно инспектируется комиссией Регистра РФ при продлении документов на право плавания. К этому моменту они должны быть в полном порядке.

Система автоматизированной швартовки

Швартовка яхты относится к сложнейшим маневрам и грозит начинающим судоводителям серьезными авариями, особенно в узких и переполненных маринах. Ради предотвращения подобных ситуаций шведская фирма Volvo Penta предложила систему автоматической швартовки.

461505de37f31cc7d0c43b593ee34634[1].jpg

  • Четыре датчика на причале в месте швартовки.
  • Датчики ветра и течений.
  • GPS-навигатор.
  • Микроконтроллер с датчиками угла поворота руля или приводов IPS.

При входе в зону действия береговых датчиков шкипер получает сигнал о готовности к автоматизированной швартовке. Дальнейшее движение судна происходит под управлением контроллера в соответствии с алгоритмом движения к заданной точке. Скорость реакции на изменения сигнала датчиков измеряется микросекундами. При необходимости система способна даже удерживать яхту в одной точке. Аналогично происходит и выход из марины.

Данная система не работает сама по себе, присутствие шкипера у штурвала обязательно. Но процесс становится значительно безопаснее, что снижает вероятность аварий своего и чужих судов. Планируется внедрение системы во всех европейских маринах, установка береговых датчиков и проводка яхты системой от входа в марину к месту швартовки. Яхтсмены смогут издалека бронировать себе место у причала и без проблем его достигать. Первая система рассчитана на новейшие яхты с движителями IPS, но планируется ее модификация для судов с обычными двигателями и рулями.

Порядок швартовки

При подходе к причалу проверяют состояние тросов и проворачивают швартовые механизмы на холостом ходу. За борт вывешивают кранцы с промежутком до двух метров между ними. Они предохранят от удара о причал или борта других судов. Возможна швартовка лагом, то есть бортом, или кормой к причалу. Носом яхты швартуются только в силу необходимости в необорудованных для этого местах.

9858168689b0f12e4eb0d663787185ac[1].jpg


  • Бак
  • Форпост
  • Форпик
  • Цепной ящик


  • Кранцы
  • Плавучие якоря
  • Кошма
  • Мягкий пластырь


В каком случае после столкновения капитан должен оказать помощь другому судну, его экипажу и пассажирам

  • Если он виновен в столкновении
  • В любом случае
  • Если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров
  • Если его судно повреждено меньше другого


  • Все перечисленное
  • Буксир
  • Двигатель
  • Якорь


  • Уложить пострадавшего на правый бок
  • Уложить пострадавшего на живот, голову повернуть на бок
  • Уложить пострадавшего на спину на мягкую поверхность
  • Уложить пострадавшего на спину на ровную твердую поверхность


  • Для уменьшения болевого синдрома при переломе ребер
  • Для удаления инородного тела из пищевода
  • Для удаления инородного тела из верхних дыхательных путей.
  • Для искусственной вентиляции легких


  • Восьмерка
  • Буйрепный
  • Шкотовый
  • Рифовый


  • Кошка
  • Холла
  • Ледовый
  • Адмиралтейский


  • С винтом левого вращения при отжимном ветре
  • С винтом любого вращения
  • С винтом правого вращения
  • С винтом левого вращения


Какие операции необходимо производить с мусором, пищевыми отходами и другими загрязняющими окружающую среду веществами?

  • Сохранять на судне и сдавать в приемные устройства (контейнеры, емкости) на территории базы или на портовые береговые сооружения
  • Не допускать накопления мусора и сжигать его малыми порциями
  • Сохранять на судне и сбрасывать на берегу, вдали от населенных пунктов.
  • Не допускать накопления мусора и сбрасывать его за борт малыми порциями

Идет подсчет результатов


Сообщить о нарушение

Попробуйте пройти эти тесты:

Если вы родом из СССР, то точно сможете закончить фразы тех времен на все 10 из 10

Тест на общие знания, который без ошибок проходят лишь единицы. А получится ли у вас?

Тест на общую эрудицию. Сумеешь набрать хотя бы 10 баллов?

Если ответите на все вопросы нашего теста без ошибок, то можете считать себя уникумом с высоким IQ

Тест по советским фильмам: Кто из актеров сказал эти известные всем слова?

Хватит ли вашей эрудиции, чтобы пройти этот тест без помощи интернета?

Сможете ли вы узнать советских актеров по фото в молодости?

Насколько уникальна ваша личность?

Из какой страны вы душой?

Сможете ли вы узнать 20 людей, определивших ход истории?

Цветовой тест: попробуем отгадать ваш возраст всего за 9 вопросов

Элементарный тест на логику и интеллект, который заваливает большинство взрослых. А вы наберете 15 из 15?

Помнишь, что ели в Советском Союзе?

Сможете ли вы пройти этот IQ тест без единой ошибки?

Цветовой тест на возраст

Cколько лет вашей душе?

Если вы наберете 11/12 в этом тесте на эрудицию, то такого начитанного и разностороннего человека еще поискать

Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?

Лучший в мире тест на четкость зрения и мышления? Сможете пройти?

Тест на интеллект: Если наберете 9/9, то уровень вашего IQ точно выше среднего

Популярные тесты

Если вы родом из СССР, то точно сможете закончить фразы тех времен на все 10 из 10

Тест на общие знания, который без ошибок проходят лишь единицы. А получится ли у вас?

Тест на общую эрудицию. Сумеешь набрать хотя бы 10 баллов?

Если ответите на все вопросы нашего теста без ошибок, то можете считать себя уникумом с высоким IQ

Тест по советским фильмам: Кто из актеров сказал эти известные всем слова?

Хватит ли вашей эрудиции, чтобы пройти этот тест без помощи интернета?

Сможете ли вы узнать советских актеров по фото в молодости?

Насколько уникальна ваша личность?

Из какой страны вы душой?

Сможете ли вы узнать 20 людей, определивших ход истории?

Цветовой тест: попробуем отгадать ваш возраст всего за 9 вопросов

Элементарный тест на логику и интеллект, который заваливает большинство взрослых. А вы наберете 15 из 15?

Помнишь, что ели в Советском Союзе?

Сможете ли вы пройти этот IQ тест без единой ошибки?

Цветовой тест на возраст

Cколько лет вашей душе?

Если вы наберете 11/12 в этом тесте на эрудицию, то такого начитанного и разностороннего человека еще поискать

Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?

Лучший в мире тест на четкость зрения и мышления? Сможете пройти?

Тест на интеллект: Если наберете 9/9, то уровень вашего IQ точно выше среднего

Преимущества

Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный ("вирусный") трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!

Создавайте тесты онлайн, всё бесплатно. У нас можно бесплатно: создать тест онлайн для для учеников, друзей, сотрудников, для вашего сайта, с ответами и результатами - Все Бесплатно!

Пользователям

Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?

Конструктор Тестов ру - это огромное количество интересных и бесплатных тестов на сообразительность, IQ, зрение, знания правил дорожного движения, программирования и многое другое. Если Вам понравилось, обязательно поделитесь со своими друзьями в социальных сетях или просто ссылкой. А еще Вы можете легко создать свой тест и его будут проходить десятки тысяч людей.

Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!

Информация

HTML-код для вставки на сайт Разрешить комментарии Автор теста запретил комментарии Блок Новинок и Популярных тестов Теперь тесты из блоков новинок и популярных отображаются внутри вашего сайта, что увеличивает просмотры ваших страниц в 5 раз! Все комментарии после публикации проходят строгую модерацию!

Якорно-швартовный механизм

Швартовные механизмы служат для подтягивания судна на заведенных швартовах к причалу, к борту другого судна, швартовной бочке и т. д., для перетягивания судна вдоль причала, а также для автоматического регулирования натяжения швартовных тросов при колебаниях уровня воды вследствие приливо- отливных явлений или при изменении осадки судна во время грузовых операций.

Судовыми швартовными механизмами являются: брашпиль, якорно-швартовные или швартовные шпили, якорно-швартовные лебедки, простые и автоматические швартовные лебедки.

Брашпили и якорно-швартовные шпили имеют швартовные барабаны (турачки), которые и используются для выбирания швартовных тросов. На судах, не имеющих кормового якорного устройства, на корме устанавливается швартовный шпиль, не имеющий цепного барабана.
Вертикальное расположение оси вращения швартовного барабана шпиля позволяет выбирать швартов с любого направления.

Вогнутая наружная поверхность швартовного барабана шпиля может быть гладкой или иметь вертикальные вельпсы — закругленные ребра. Вельпсы препятствуют скольжению троса по барабану, однако за счет перегибов на них трос быстрее повреждается.
Поэтому при широком применении на судах синтетических тросов, сильно подверженных истиранию о шероховатые поверхности, предпочтительнее иметь шпили с гладкими барабанами.

рис. 44 Простая швартовная лебедка

Простая швартовная лебедка

Якорно-швартовные лебедки , устанавливаемые на некоторых судах вместо брашпиля, используются при швартовных операциях так же, как и брашпиль.

Простая швартовная лебедка (рис. 44) имеет приводной механизм — электродвигатель 4, вращение которого через редуктор 5 передается на рабочий вал 3, уложенный в подшипники 2 на стойках 6. На обоих концах вала насажены турачки 1.

Лебедка может работать в двух режимах:

1) швартовный барабан соединен с приводным механизмом и трос выбирается или потравливается последним;

2) швартовный барабан разобщен с приводным механизмом и трос может либо травиться, либо удерживаться на барабане при помощи ленточного стопора. Перевод лебедки с одного режима работы на другой производится ручным управлением. Лебедка имеет длинный рабочий вал с широко разнесенными турачками. Это позволяет при наличии направляющих роульсов выбирать тросы, идущие с любого направления.

Автоматическая швартовная лебедка выгодно отличается от простой тем, что она может работать в ручном и автоматическом режимах. В ручном режиме лебедка используется для подтягивания судна к причалу и для выбирания отданных тросов.

После того как при подтягивании судна швартовный трос будет обтянут втугую, он остается на барабане и лебедку переводят на автоматический режим, для чего на автомате устанавливают нужное натяжение швартова.
При отклонении по какой- либо причине нагрузки на тросе от установленной лебедка будет автоматически подбирать или потравливать швартовный трос, обеспечивая постоянное заданное натяжение.
Длину швартовного троса, которую может автоматически стравить лебедка при нагрузке, превышающей установленную, ограничивают некоторыми пределами. При этом исходят из наибольших возможных изменений в положении судна относительно причала.
Если, например, при сильном отжимном ветре натяжение троса будет превышать установленное на автомате, то лебедка стравит заданное количество троса, после чего автомат зажмет барабан тормозом и на лебедке включится световой или звуковой сигнал, свидетельствующий об аварийном режиме работы лебедки.

При работе в ручном режиме автоматическая лебедка имеет большую скорость выбирания троса, чем шпили и брашпили, что позволяет сократить время швартовных операций.

Под термином «швартовные операции» понимают действия членов экипажа при швартовке и отшвартовке судна. Швартовные операции - ответственный и сложный элемент рейса судна. Для качественного их выполнения необходимо хорошо знать маневренные элементы судна, учитывать обстановку у причала (наличие и расположение судов) и внешние факторы (направление и силу ветра, течение и др.). Все команды с мостика должны выполняться своевременно и четко, действия швартовных партий должны быть умелыми и слаженными.
Для выполнения швартовных операций членов экипажа закрепляют за определенными местами швартовки. Швартовными операциями на баке обычно руководит третий помощник капитана, на корме - второй помощник. Управляют носовыми и кормовыми швартовными механизмами соответственно боцман и старший матрос.

Из опыта швартовки на бочки

Военные корабли стоят на бочках

Военные корабли стоят на бочках


С необходимостью швартовать крупнотоннажные торговые суда на бочки в морской практике сталкиваются не часто. В связи с этим, видимо, в учебной литературе этот вопрос не получил широкого освещения. Развитие в последние годы торговли с Индией, Бирмой, Малазией участило заходы наших торговых судов в.

Состав швартовного устройства

Швартовной устройство на корме судна

Швартовной устройство на корме судна


Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов.
В состав швартовного устройства входят: швартовные тросы;кнехты;швартовные клюзы и направляющие роульсы;киповые планки (с роульсами и без них).

Эксплуатация судовых швартовных устройств

Швартовная лебедка на баке судна

Швартовная лебедка на баке судна


1. Швартовное устройство обеспечивает надежную стоянку судна у пирса или около плавучего сооружения (судна, бочки, дебаркадера). Оно должно содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его постоянную готовность к действию.
2. Кнехты, швартовные клюзы, киповые планки, направляющие роульсы.

Техника безопасности при выполнении швартовных операций

Работа экипажа во время швартовки судна

Работа экипажа во время швартовки судна


1. При подготовке к швартовке капитан должен находиться на ходовом мостике и сам руководить маневрами судна.
2. Перед швартовкой к причалу иллюминаторы со стороны борта швартовки должны быть закрыты.

Принципы выполнения швартовных операций

Швартовка контейнеровоза Glasgow Maersk

Швартовка контейнеровоза Glasgow Maersk


Швартовные операции судна можно классифицировать на следующие:
швартовка/отшвартовка судна к причалу (самостоятельная, с буксирами, в различных условиях);
швартовка/отшвартовка судна к другому судну.

Самостоятельная швартовка судна

Заход судна в порт

Заход судна в порт


Процесс швартовки включает в себя три последовательных операции:
1. Судно разворачивают с основного курса для захода в порт и с целью погашения инерции уменьшают ход.
2. Производят вторичное изменение курса по направлению к причалу.

Швартовка судна левым бортом без отдачи якоря

Суда у причала левым бортом

Суда у причала левым бортом


Для выполнения маневра необходимо следующее:
идти по инерции к причалу под углом 20 − 40° (подход к причалу под острым углом считается наиболее безопасным, так как в случае навала судно получит только скользящий удар.

Подход к причалу левым бортом между стоящими судами

Подход к причалу морского судна левым бортом

Подход к причалу морского судна левым бортом


Для выполнения этого маневра необходимо следующее:
идти к причалу под углом 30 − 40° малым ходом или по инерции;
отдать якорь со стороны «морского» борта, не доходя до причала 75 − 100 м,продолжая идти к нему по инерции и потравливая якорную цепь.

Подход к причалу кормой

Подход кормой к причалу итальянского парома

Подход кормой к причалу итальянского парома


Швартовку кормой производят с отдачей одного или двух якорей тогда, когда невозможна или ненадежна стоянка на рейде, или отсутствует достаточная длина причала.
При выполнении швартовки с отдачей двух якорей необходимо следующее.

Швартовка при прижимном ветре

Швартовка сухогруза при прижимном ветре

Швартовка сухогруза при прижимном ветре


Швартовка при прижимном ветре допустима только для небольших судов и при малой силе ветра.Если свободный дрейф судна с расстояния 1 − 1,5 его длины не вызывает опасения поломки причала или повреждения корпуса и имеется свободное место для маневрирования.

Швартовка при отжимном ветре

Швартовка морского судна к причалу при отжимном ветре

Швартовка морского судна к причалу при отжимном ветре


Швартовка при отжимном ветре относительно безопасна.
Наиболее трудной частью маневрирования является прижимание кормы к причалу.
Способы маневрирования левым и правым бортом не имеют принципиального различия.

Швартовка судна при ветре направленном вдоль причала

Швартовка сухогруза Geneve M при ветре

Швартовка сухогруза Geneve M при ветре


Схема швартовки такая же как и без ветра, но необходимо учитывать следующие особенности:
тормозной путь уменьшается (особенно если судно в балласте);
скорость бокового сближения с причалом больше;.

Швартовка судна бортом к причалу на течении

Швартовка пассажирского судна Восход

Швартовка пассажирского судна Восход


Наиболее безопасной является швартовка носом против течения.
В таком случае нет необходимости давать задний ход продолжительное время, и поэтому работа винта не создает сильного отклоняющего воздействия.
Для выполнения этого маневра необходимо: .

Особенности швартовки двухвинтовых судов

Однопалубный двухвинтовой танкер

Однопалубный двухвинтовой танкер


П ри выполнении маневров на двухвинтовом судне необходимо учитывать следующее.
1. Погашение инерции двухвинтового судна при неработающей машине происходит за счет торможения винтов быстрее, чем у одновинтового.

Швартовка судна с помощью буксиров

Швартовка судна с помощью буксиров

Швартовка судна с помощью буксиров


Существуют следующие способы использования буксиров:
буксировка с помощью буксирных тросов;
буксировка лагом;
буксировка способом «пуш-пул» (push-pull).

Швартовной устройство на корме судна

Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов.

В состав швартовного устройства входят:

швартовные тросы;кнехты;швартовные клюзы и направляющие роульсы;киповые планки (с роульсами и без них);вьюшки и банкеты;

швартовные механизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки);

вспомогательные приспособления (стопора, кранцы, скобы, бросательные концы).

Швартовная лебедка

Швартовное устройство

Швартовное устройство на судне

Швартовные тросы. В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы.Количество и размер тросов определяются согласно характеристики снабжения данного судна.

Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм.

Широкое распространение получили швартовы, изготовленные из синтетических тросов. Они легче равнопрочных им стальных и растительных швартовов,обладают хорошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах.

Наиболее удобны швартовы из полипропиленового или териленового тросов. Они по прочности уступают нейлоновым, но из-за меньшей упругости лучше фиксируют положение судна у причала и менее опасны в работе при использовании швартовых механизмов.
Особенно удобны полипропиленовые швартовы при заводке на большие расстояния, так как они плавают. В то же время они обладают небольшой устойчивостью к истиранию и оплавляются при трении. Не разрешается использовать синтетические тросы, не прошедшие антистатическую обработку и не имеющие сертификатов.

Чтобы использовать положительные качества синтетических тросов различных видов выпускаются комбинированные синтетические тросы. На швартовых лебедках, где швартовы стальные, та его часть, которая идет на берег, изготовляется из синтетического троса в виде так называемой «пружины».

Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже 1 раза в 6 месяцев подвергаться тщательному осмотру. Осмотр также необходимо производить после стоянки на швартовых в экстремальных условиях.

На одном конце швартовного троса имеется петля − огон, который надевают на береговую тумбу или крепят скобой к рыму швартовной бочки. Другой конец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.

Крепление швартовного троса на кнехте

Крепление швартовного троса на кнехте

Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание. Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.

1 - основание; 2 - тумба; 3 - шляпка; 4 - прилив; 5 - стопор; 6 - обух

Кнехты на судне

Швартовные тросы на кнехтах закрепляют наложением ряда шлагов в виде восьмерки таким образом, чтобы ходовой конец троса находился сверху. Обычно накладывают две-три полные восьмерки и только в исключительных случаях доводят число шлагов до 10. Чтобы не происходило самосбрасывания троса, на него накладывают схватку. Для крепления каждого швартова,поданного на берег, должен быть отдельный кнехт.

Клюзы на судне

Клюзы. Для пропуска швартовов с судна на берег в фальшборте делают швартовный клюз — круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с гладкими закругленными краями. В настоящее время все более широкое применение находят универсальные клюзы, имеющие поворотную обойму и роульсы. Такие клюзы предохраняют трос от перетирания.

Клюз универсальный на морском судне

Киповые планки. В тех местах, где фальшборта нет, вместо швартовных клюзов устанавливают киповые планки, предохраняющие трос от перетирания и придающие ему необходимое направление. Имеется несколько типов киповых планок. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса. Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания.

а) – с тремя роульсами; б) – с двумя роульсами; в) – без роульсов

Киповые планки на судне

Кроме киповых планок, для изменения направления троса применяют такженаправляющие роульсы, которые располагают на палубе у швартовных механизмов.

Направляющие роульсы на судне

Вьюшки и банкеты. Для хранения швартовных тросов используют банкеты и вьюшки.

Судовая банкета

Последние представляют собой горизонтальный барабан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу троса.

Судовая вьюшка

Бросательные концы (выброски) и кранцы. К деталям швартовного устройства относятся также бросательные концы и кранцы. Бросательный конец изготовляют из линя длиной около 25 м. На одном его конце имеется легость - парусиновый мешочек, наполненный песком.

Подготовленное для швартовки рабочее место:

1 - трос; 2 - выброска; 3 - переносной цепной стопор

Подготовленное для швартовки рабочее место

Кранцы применяют для предохранения корпуса судна от повреждения при швартовке. Мягкие кранцы чаще всего делают плетеными из старого растительного троса.

Кранцы на правом борту танкера

Применяют также пробковые кранцы, представляющие собой небольшой шаровидный мешок, заполненный мелкой пробкой. В последнее время все более широкое применение находят пневматические кранцы.

Швартовые механизмы. В качестве швартовных механизмов для выбирания и обтягивания швартовов используются шпили, швартовные простые и автоматические лебедки, брашпили (для работы с носовыми швартовыми).

Судовой швартовный шпиль

Швартовые шпили устанавливаются для работы с кормовыми швартовыми.

Они занимают мало места на палубе, привод шпиля располагается под палубой.

Для выбирания швартовных тросов на баке используют швартовные турачки брашпиля.

Использование турачки брашпиля

Турачка брашпиля на судне

Автоматические швартовные лебедки могут устанавливаться для работы с кормовыми и носовыми швартовами. Швартов постоянно находится на барабане лебедки, не требуется его предварительной подготовки перед подачей и переноса на кнехты после обтягивания. Автоматическая лебедка самостоятельно потравливает швартов при его чрезмерном натяжении или подбирает, если швартов получил слабину.

Автоматические лебедки на морском судне

Переносные стопоры. Выбранный с помощью механизма швартовный трос переносят на кнехты и закрепляют. Чтобы при переносе троса он не потравливался, на него предварительно накладывают стопор.

Переносные стопоры: а) – цепной; б) – растительный

Переносные стопоры

Стопор крепится к рыму у основания кнехта или за обух на палубе судна. При работе со стальными швартовыми следует использовать цепные стопоры с длиной цепочки не менее 2 м, калибра 10 мм и растительным тросом длиной не менее 1,5 м на ходовом конце. Применение цепных стопоров для растительных и синтетических тросов недопустимо.

Крепление переносного стопора к кнехту

Кнехт и крепление к нему переносного стопора

Стопор вытягивают вдоль швартова по направлению натяжения. Когда швартов взят на стопор, не следует резко сбрасывать с турачки или шпиля трос,чтобы рывком не оторвать стопор. Швартов следует сначала осторожно потравить обратным ходом шпиля или брашпиля, не снимая шлагов с барабана, и только убедившись, что стопор надежно держит швартов, последний быстро переложить на кнехт.

На больших судах могут применяться стационарные винтовые стопоры, в которых трос зажимается винтом между щеками.

Удержание швартовного троса стопором

Удержание швартовного конца стопором

Стационарные стопоры установлены на палубе между клюзом или киповой планкой и кнехтом. Выбирание и закрепление швартовных тросов значительно упрощается при использовании кнехтов с вращающимися тумбами, которые начали применять в последнее время.
Швартов накладывают «восьмерками» на тумбу кнехта и подают на турачку брашпиля. При выбирании троса тумбы кнехта проворачиваются, свободно пропуская трос. После снятия троса с турачки брашпиля он не будет потравливаться, так как тумбы имеют стопор, который препятствует их повороту в обратном направлении.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: