Какой орган согласно проекту сперанского должен был обладать высшей судебной властью

Обновлено: 28.04.2024

Тест по истории России Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского 9 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта. В каждом варианте по 11 заданий.

Вариант 1

1. Отметьте годы правления императора Александра I.

1) 1796-1801 гг.
2) 1801-1812 гг.
3) 1801-1825 гг.
4) 1825-1855 гг.

2. Одним из тех, кто оказал на Александра I большое влия­ние, был правовед, либерал

1) Вольтер
2) О. Мирабо
3) М. Робеспьер
4) Ф. Лагарп

3. Выберите из списка «молодых друзей», членов Негласного комитета при Александре I.

1) Н. Новосильцев
2) А. Чарторыйский
3) С. Витте
4) В. Плеве
5) В. Кочубей
6) Ф. Достоевский

4. Одним из отличий министерств, учреждённых в годы правления Александра I, от коллегий является

1) введение принципа единоначалия
2) освобождение от подчинения государю
3) введение принципа коллегиальности
4) выборность всех категорий чиновников

5. Общие вопросы управления были поручены

1) Совету министров
2) Комитету министров
3) Верховному совету
4) Государственной думе

6. Как изменились функции Сената в начале правления Александра I?

1) Сенат стал полностью контролировать управление страной
2) Сенат стал заниматься вопросами управления церковью
3) Сенат стал личной канцелярией государя
4) Сенат стал высшим судебным органом

7. Какой была реакция дворян на принятие указа о «воль­ных хлебопашцах»?

1) за годы правления Александра I дворяне отпустили на свободу менее 1 % крестьян
2) началось массовое освобождение крестьян от крепост­ной зависимости
3) за годы правления Александра I дворяне отпустили на свободу около половины крепостных крестьян
4) дворяне не отпустили ни одного крепостного крестья­нина на основании этого указа

8. Орган власти, который согласно проектам М.М. Спе­ранского должен был возглавить систему законодательной власти в России, — это

1) Сенат
2) Синод
3) Государственная дума
4) Верховная канцелярия

9. Какие политические взгляды выразил в «Записке о древ­ней и новой России» Н.М. Карамзин?

1) реформаторские
2) революционные
3) социалистические
4) консервативные

10. Установите соответствие между событиями и датами.

События

А) учреждение Государственного совета
Б) предоставление права купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать ненаселённые земли
В) создание министерств
Г) издание указа о «вольных хле­бопашцах»

Даты

1) 1801 г.
2) 1802 г.
3) 1803 г.
4) 1810 г.

11. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благопри­обретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им уча­сток земли… то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет предоставить их при прошении своём… к министру внутренних дел для рассмотрения. Крестьяне и селения, от помещиков… с землёю от­пускаемые… могут оставаться на собственных их землях зем­ледельцами и… составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».

1) В каком году был издан данный документ?
2) Какой высший государственный чиновник утверждал прошение помещика?
3) Требовалось ли в случае, рассматриваемом в документе, согласие крестьян?

Вариант 2

1. В каком году взошёл на престол император Александр I?

1) 1796 г.
2) 1801 г.
3) 1812 г.
4) 1825 г.

2. Кем была по отношению к Александру I императрица Екатерина II?

1) матерью
2) тётей
3) бабушкой
4) сестрой

3. Выберите из списка «молодых друзей», членов Негласного комитета при Александре I.

1) Д. Милютин
2) К. Победоносцев
3) П. Строганов
4) Н. Новосильцев
5) Г. Потёмкин
6) А. Чарторыйский

4. Отметьте одно из первых решений Негласного комитета.

1) закрытие границ для всех военнослужащих
2) восстановление Жалованных грамот дворянству и горо­дам
3) введение смертной казни для особо опасных преступ­ников
4) отмена крепостного права

5. Одним из первых министерств, учреждённых в Российской империи в годы правления Александра I, было министер­ство

1) народного просвещения
2) земледелия
3) экономики
4) благотворительности

6. Каким образом министерствам подчинялись органы вла­сти на местах?

1) работали автономно, не подчиняясь центру
2) утверждали решения, принятые министерствами
3) подчинялись министерствам по принципу линейности, что обеспечивало централизованное управление страной
4) были полностью отменены

7. Какое право давал помещикам указ о «вольных хлебо­пашцах»?

1) продавать крепостных крестьян
2) определять методы управления собственным имением
3) владеть крепостными крестьянами
4) отпускать крепостных на волю с землёй за выкуп

8. В чём состояли функции Государственного совета, учреж­дённого по предложению М.М. Сперанского?

1) Совет был законосовещательным органом при императоре
2) Совет стал законодательным органом власти
3) Совет заменил правление императора
4) Совет занимался исключительно вопросами внешней политики

9. Укажите автора «Записки о древней и новой России», вы­разителя консервативных взглядов общества.

1) М.В. Ломоносов
2) Н.М. Карамзин
3) В.А. Жуковский
4) С.Ю. Витте

10. Установите соответствие между событиями и датами.

События

А) определение размера повинностей крестьян в Прибалтике, призна­ние крестьян наследственными владельцами земли
Б) учреждение министерств
В) создание Государственного совета
Г) указ о «вольных хлебопашцах»

Даты

1) 1802 г.
2) 1803 г.
3) 1804 г.
4) 1810 г.

11. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благопри­обретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им уча­сток земли… то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет предоставить их при прошении своём… к министру внутренних дел для рассмо­трения. Крестьяне и селения, от помещиков… с землёю от­пускаемые… могут оставаться на собственных их землях зем­ледельцами и… составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».

1) В каком году был издан данный документ?
2) Опираясь на данный документ, можно ли утверждать, что помещик отпускал крестьян на волю с землёй?
3) Как назывался документ, составленный помещиком для рассмотрения высшими чиновниками?

1. Определите содержание «Указа о вольных хлебопашцах»:

А) роспуск военных поселений и наделение всех поселенцев подушной нормой земли

Б) освобождение крепостных крестьян при желании помещика за выкуп и с наделением их землей

В) перевод части государственных крестьян в казачество с обязательным несением воинской службы

Г) перевод приписанных к заводам крестьян (по их желанию) в разряд государственных крестьян

2. Негласный комитет эпохи Александра I – это:

А) кружок близких друзей императора.

Б) комиссия по разработке конституции Российской империи

В) тайная полиция

Г) государственный орган

3. Продолжите предложение:

В 1815 г. Александр I даровал Коституцию …

А) княжеству Финляндскому

Б) царству Польскому

В) прибалтийским губерниям

4. В основу государственного устройства М.М. Сперанский предлагал положить принцип…

А) православия, самодержавия, народности

Б) единоначалия и коллегиальности

В) демократического централизма

Г) разделения властей.

5. Какой орган, согласно проекту Сперанского, должен был обладать высшей судебной властью?

А) Государственный совет Б) Сенат

В) Государственная дума Г) Негласный комитет

6. Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

Восточный вопрос – это…

А) проблема установления дальневосточной границы России и Китая

в конце XVIII – XIX в.

Б) борьба России и Англии за влияние в Средней Азии в XIX в.

В) борьба европейских государств и России за территории, находившиеся под контролем Османской империи (конец XVIII – XIX вв.)

Г) борьба России и европейских стран за влияние в Китае

7. Соотнесите войны периода правления Александра I и названия мирных договоров, заключённых по их итогам:

1) Русско-турецкая война А) Фридрихсгамский мир

2) Русско-шведская война Б) Гюлистанский мир

3) Русско-персидская война В) Ясский мир

Г) Бухарестский мир

8. Укажите место трёхдневной «Битвы народов» в 1813 г., в которой были разбиты войска Наполеона:

Б) под Аустерлицем

В) под Лейпцигом

9. По итогам первой в начале XIX века Русско-турецкой войны Россия получила:

А) Часть Грузии и побережье Чёрного моря от реки Кубань до Поти

В) Дагестан и Северный Азербайджан

Г) Эриванское и Нахичеванское ханства

10. Соотнесите даты и события:

А) образование Священного союза 1) 1803 г.

Б) заключение Тильзитского мира 2) 1802 г.

В) указ «О вольных хлебопашцах» 3) 1815 г.

Г) учреждение министерств 4) 1807 г.

11. Укажите положения, относящиеся к условиям Тильзитского мира:

А) Россия присоединялась к континентальной блокаде против Англии;

Б) Создавалось Герцогство Варшавское, зависимое от России;

В) Россия признавала все завоевания Наполеона;

Г) Александр I давал согласие на брак Наполеона со своей сестрой Екатериной Павловной.

Контрольная работа по истории России по теме:

«Россия в период правления Александра I»

Задание 1 . Выберите правильный ответ:

1. С приходом к власти Александр I:

А) отменил амнистию заключённых;

Б) восстановил «Жалованную грамоту дворянству»

В) разрешил открытие частных типографий

Г) восстановил Тайную канцелярию

2. Какой орган, согласно проекту Сперанского, должен был обладать высшей судебной властью?

А) Государственный совет Б) Сенат

В) Государственная дума Г) Негласный комитет

3. Какой административный орган был создан в России в первой половине XIX века

А) комитет министров

Б) Государственный совет

Г) Негласный комитет

4. В.П. Кочубей, А.А. Безбородко, А.С. Строганов, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев. Что объединяет эти имена?

А) это герои Отечественной войны

Б) все они входили в кружок «молодых друзей» великого князя Александра Павловича – будущего императора

В) все они были единомышленниками Павла I

Г) русские полководцы

5. Соотнесите годы и войны периода правления Александра I:

2) 1806-1812 гг. Б) Отечественная война

3) 1804 – 18013 гг. В) Русско-шведская война

Г) Русско-персидская война

6. По итогам Русско-шведской войны Россия получила:

А) Карелию Б) Аландские острова

В) Валахию Г) Финляндию

7. Определите содержание «Указа о вольных хлебопашцах»:

А) роспуск военных поселений и наделение всех поселенцев подушной нормой земли

Б) освобождение крепостных крестьян при желании помещика за выкуп и с наделением их землей

В) перевод части государственных крестьян в казачество с обязательным несением воинской службы

Г) перевод приписанных к заводам крестьян (по их желанию) в разряд государственных крестьян

8. Годы правления Александра I

9. Чем закончилась битва под Аустерлицем в 1805 г.?

А) русские войска разгромили турецкую армию

Б) русские войска разгромили шведов и заняли Финляндию

В) французы разгромили русско-австрийские войска

Г) Суворов нанес поражение французскому генералу Массене

10. Во главе русской армии в войне против Турции в 1811 г. был поставлен:

В российском обществе XIX века термин «конституция» ассоциировался, прежде всего, с североамериканскими и европейскими революционными движениями, что придавало ему некоторую негативную окраску. Считается, что именно поэтому либералы-реформаторы не именовали свои проекты «конституциями» , однако суть закона от этого не менялась.
В 1809 году М. М. Сперанский, являвшийся на тот момент советником государя по административным вопросам, подготовил свой конституционный проект. Он назывался «Введение к уложению государственных законов» .
Сперанский считал, что невозможно основывать государственную власть на законе, который принимается тем же государственным органом, который будет его и исполнять. М. М. Сперанский был уверен в необходимости конституционных преобразований, поскольку уже тогда предугадывал вероятность революционного исхода, и считал, что царская власть имеет все возможности его предупредить.
Цель конституционной реформы, по мнению Сперанского, состояла во внедрении принципа разделения властей в систему власти. Он говорил и о необходимости создания парламента, собираемого из народных представителей, для законодательной деятельности.
Царь Александр I считался с мнением Сперанского и произвел попытку внедрения принципа разделения властей в местных органах власти.
Сперанский писал, что устройство законодательного сословия должно быть таким, чтобы оно не могло принимать решений без царской воли, но, в то же время, законодателям должна быть предоставлена полная свобода в смысле выражения своего и народного мнения. Судебное сословие, по мнению Сперанского, должно было быть выборным и независимым от правительства, которому здесь отводилась охранительная и надзорная функции. Вся исполнительная власть отдавалась в руки правительству, а чтобы не допустить произвола с его стороны, законодателям, в конституционном проекте Сперанского, была дана возможность следить за правильностью исполнения законов.
Согласно конституционному проекту М. М. Сперанского исполнительная власть отдавалась правительству и его министерствам, законодательная сосредотачивалась в Государственной думе, а судебная делегировалась Сенату. При этом немаловажным является то, что Сперанский отводил правительству первостепенную роль.
Главой государства по конституционному проекту Сперанского, естественно, является император. Он обличен всей полнотой власти. Дела от остальных государственных органов к императору должны поступать через совещательный орган, названный Сперанским Государственным советом. Государственный совет состоит из сановников, назначенных монархом. Этот орган в целом был призван придать упорядоченность деятельности правительства.
Государственная дума по конституционному проекту Сперанского не обладала правом законодательной инициативы, однако она должна была принимать непосредственное участие в разработке законов, а так же контролировать соблюдение принятых конституционных норм.
Дума представляла собой четырехступенчатую систему выборных органов. Волостная дума, призванная заниматься местными вопросами, состояла по конституционному проекту из крестьянских старшин. Окружная дума избирается из числа представителей волостных этими же представителями, и занимается вопросами своего округа. Далее следует Губернская дума, решающая законотворческие задачи на уровне административно-территориальной единицы. Из ее членов избираются представители в Государственную думу, которой проект отводит роль высшего законодательного органа. В ее функции входит обсуждение законопроектов и направление их в Государственный совет и на утверждение монарху. Далее в источнике

Согласно конституционному проекту М. М. Сперанского исполнительная власть отдавалась правительству и его министерствам, законодательная сосредотачивалась в Государственной думе, а судебная делегировалась Сенату. При этом немаловажным является то, что Сперанский отводил правительству первостепенную роль.
Главой государства по конституционному проекту Сперанского, естественно, является император. Он обличен всей полнотой власти. Дела от остальных государственных органов к императору должны поступать через совещательный орган, названный Сперанским Государственным советом.

1 января 1810 года был объявлен манифест о создании Государственного совета, заменившего Непременный совет. М. М. Сперанский получил в этом органе должность государственного секретаря. В его ведении оказалась вся проходившая через Государственный совет документация. Сперанский изначально предусматривал в своем плане реформ Государственный Совет как учреждение, которое не должно особенно заниматься подготовкой и разработкой законопроектов. Но поскольку создание Государственного совета рассматривалось в качестве первого этапа преобразований и именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, то по началу этому органу были приданы широкие полномочия. Отныне все законопроекты должны были проходить через Государственный Совет. Общее собрание составлялось из членов четырёх департаментов : 1) законодательного, 2) военных дел (до 1854 года) , 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной экономики; и из министров. Председательствовал на нём сам государь. При этом оговаривается, что царь мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Первым председателем Государственного совета (до 14 августа 1814 г. ) стал канцлер граф Николай Петрович Румянцев (1751_1826). Главой Государственной канцелярии стал Государственный секретарь (новая должность) .

К началу 1811 года Сперанский предложил и новый проект преобразования Сената. Суть проекта в значительной мере отличалась первоначальной. Предполагалось разделить Сенат на правительствующий и судебный. Состав последнего предусматривал назначение его членов следующим образом: одна часть — от короны, другая выбиралась дворянством. В силу различных внутренних и внешних причин Сенат остался в прежнем состоянии, да и сам Сперанский в конечном итоге пришёл к выводу, что проект нужно отсрочить. Отметим ещё, что в 1810 году по плану Сперанского, был учрежден Царскосельский лицей.

Сперанский предлагает привлечь народонаселение (лично свободное, включая государственных крестьян, при наличии имущественного ценза) к прямому участию в законодательной, исполнительной и судебной власти на основе системы четырёхступенчатых выборов (волостная — окружная — губернская — Государственная дума) . Если бы этот замысел получил реальное воплощение, судьбы России сложились бы иначе, увы, история не знает сослагательного наклонения. Право избирать их не может принадлежать одинаково всем. Сперанский оговаривает, что чем больше у человека имущества, тем больше он заинтересован в защите прав собственности. А те, кто не имеют ни недвижимого имущества, ни капитала, исключаются из процесса выборов. Таким образом, мы видим, что демократический принцип всеобщих и тайных выборов чужд Сперанскому, а в противовес этому он выдвигает и придает большее значение либеральному принципу разделения власти. При этом Сперанский рекомендует широкую децентрализацию, то есть наряду с центральной Государственной Думой должны создаваться также местные думы: волостные, уездные и губернские. Дума призвана решать вопросы местного характера. Без согласия Государственной думы самодержец не имел права издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь шла о спасении отечества. Однако в противовес император всегда мог распустить депутатов и назначить новые выборы. Следовательно, Государственная дума своим существованием как бы была призвана давать лишь представление о нуждах народа и осуществлять контроль над исполнительной властью. Исполнительная власть представлена правлениями, а на высшем уровне — министерствами, которые формировал сам император. Причем министры, должны были нести ответственность перед Государственной Думой, которая наделялась правом просить об отмене незаконных актов. В этом и заключается принципиально новый подход Сперанского, выраженный в стремлениях поставить чиновников, как в центре, так и на местах под контроль общественного мнения. Судебная ветвь власти была представлена областными, уездными и губернскими судами, состоящими из выборных судей и действующих с участием присяжных.

Проект М. М. Сперанского основывался на принципе разделения властей путем созыва Государственной думы и создания выборных судебных инстанций. А также, по его мнению, было необходимо создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного самоуправления. Все новые органы по его замыслу должны были обладать только совещательными правами.

Законодательный орган – Дума
Исполнительный орган – Министерство
Судебный орган – реформированный Сенат

Процесс проведения государственных реформ в России, который начался в начале 18 века был прерван после вступления страны в войну с Францией в 1805- 1807 гг. Эта война закончилась Тильзитским миром, невыгодным для России, из-за чего престиж императора был подорван. Поэтому, чтобы восстановить свой авторитет, император Александр I решил продолжить начатые реформы по совершенствованию государственного устройства.

Разработка реформ была предложена заместителю министра юстиции М. М. Сперанскому.

Суть реформ М.М. Сперанского

Сперанский был хорошим и исполнительным государственным служащим, отличался выдающимися способностями и трудолюбием, сам пробился в высшие слои российской бюрократии.

В 1809 г. Сперанский представил проект коренных государственных изменений - «Введение к Уложению государственных законов».

Целью реформы являлись два главных положения:

  • замена самодержавного правления конституционным;
  • отмена крепостного права.

В предложенном Сперанским проекте реформ отражались буржуазно-либеральные принципы:

  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • народное представительство;
  • выборное начало.

Согласно проекту, Государственная дума должна быть высшим законодательным органом, Сенат - судебным органом, а Комитет министров - исполнительным органом.

Из проекта реформ Сперанского следовало следующее:

  1. Государственная дума должна была выражать «мнение народа», однако инициатива принятия новых законов оставалась в руках императора и его бюрократии.
  2. Император сохранял за собой политические и административные полномочия.
  3. Дворянам и среднему сословию (купцам, мещанам, государственным крестьянам, имевшим недвижимость) должны предоставляться избирательные права.
  4. Обозначились гражданские права. Например, никто не мог быть наказан без судебного приговора.
  5. Предлагалось создать Государственный совет для рассмотрения законов и координации деятельности высших государственных учреждений.

Предоставленный проект реформ император одобрил, назвав его «удовлетворительным и полезным». Но приближенные императора выступили против проекта, увидев в нем «посягательство на священные основы российской государственности».

Из предложенных Сперанским реформ были одобрены и реализованы лишь те, которые касались создания Государственного совета и завершения министерской реформы.

В 1810 г. был создан высший законосовещательный орган - Государственный совет. Основной задачей нового органа стало приведение правовой системы к общему единообразию. Государственный секретарь руководил канцелярией Государственного совета и занимался всем текущим делопроизводством.
Первым государственным секретарем был назначен М. М. Сперанский.

В 1811 году Сперанский ввел новый законопроект - «Общее учреждение министерств», который завершал министерскую реформу. Согласно законопроекту, численность министров увеличилась до 12 человек, разделялись их пределы ответственности, определялась структура и т.п.

В 1809 г. произошло издательство «Указа о придворных званиях». Данный указ определял следующее:

  1. Служба при дворе не имеет никаких привилегий.
  2. Те, кто имеет придворные звания, должны поступать на воинскую службу или гражданскую.
  3. Чиновники обязаны иметь соответствующее образование, обязательно знать базовые дисциплины: право, историю, иностранный язык, статистику, математику.

Так, у М. М. Сперанского появилось множество врагов, назвавших его преобразования преступными. Поэтому М. М. Сперанский вынужден был уйти в отставку в марте 1812 г. Он был отстранен от государственного управления вплоть до 1816 года и сослан в Пермь.

В 1816 г. его вернули на государственную службу и присвоили звание губернатора Пензы, в 1819 году он стал генерал-губернатором Сибири.

В 1821 году император пригласил М. М. Сперанского в Петербург, указав, что его отставка была «вынужденный жертвой», на которую ему пришлось пойти, чтобы снизить рост недовольства среди большинства дворян, противившихся любым переменам.

Важно отметить, что при Александре I были предприняты попытки следующих реформ:

  1. 1815 г. - введении конституции в Царстве Польском.
  2. 1809 г.- в результате присоединения Финляндии к России император сохранил сейм и конституционное устройство Финляндии.
  3. 1819 - 1820 гг.- создание Н. Н. Новосильцевым «Уставной грамоты Российской империи». Согласно грамоте власть делилась на законодательную, исполнительную и судебную, вводился принцип равенства граждан перед законом и федеративный принцип государственного управления. Важно отметить, что данный проект принят не был и остался только на бумаге.
  4. 1808— 1810 гг.- реформы А.А. Аракчеева.

Основные положения реформ А.А. Аракчеева

А.А. Аракчеев был военным министром, пользовавшимся доверием у Александра I. В 1808 году он начал проведение реформ в армии. А.А. Аракчеев характеризовали как честного и преданного военного, который отличался беспощадностью в своей исполнительской деятельности (его девизом был следующий: «Без лести предан»).

Аракчеев провел следующие реформы:

  • реформирование артиллерии;
  • порядок в армейском хозяйстве;
  • сделал вооруженные силы мобильными.

После войны с Наполеоном в 1812 году, влияние Аракчеева на императора значительно усилилось. Он подчинил себе Госсовет, Комитет министров, Собственную Его Императорского Величества канцелярию.

Именно с деятельностью Аракчеева связан ряд серьезных преобразований, в том числе крестьянская реформа (1816—1819 гг.) Реформа была проведена в Прибалтике и отображалась в двух законопроектах - «Положении об эстляндских крестьянах» и «Положении о лифляндских крестьянах».

Согласно реформе крестьяне получали личную свободу, однако без земли, т.к. земля признавалась помещичьей собственностью. Так же крестьянам предоставлялось право владения землей на условиях аренды с последующей возможностью выкупа. Когда Аракчеев составлял проект этой реформы, он руководствовался указом императора
«не стеснять помещиков, не применять к ним насильственных мер».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: