Какие суда не подходили к берегам антарктиды

Обновлено: 02.05.2024

«Восток» и «Мирный» пробыли в плавании 751 день и прошли более 92 тыс. км. Это расстояние в два с четвертью раза больше длины экватора.

Исследование Антарктиды: подготовка экспедиции

В начале XIX века корабли русского флота совершили ряд кругосветных путешествий. Эти экспедиции обогатили мировую науку крупнейшими географическими открытиями, в особенности в Тихом океане. Однако огромные пространства Южного полушария все еще оставались на карте «белым пятном». Не выяснен был вопрос и о существовании Южного материка.

В 1819 году после длительной и очень тщательной подготовки отправилась в плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов — «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым — Михаил Петрович Лазарев. Начальником экспедиции был назначен капитан Беллинсгаузен. Всего в плавание отправилось на «Востоке» 111 человек и на «Мирном» 70 человек. 16 июля 1819 году корабли «Восток» и «Мирный» снялись с якоря и под салют артиллерийских береговых батарей покинули родной Кронштадтский рейд.

В крупном английском порту Портсмуте Беллинсгаузен задержался почти на месяц, чтобы пополнить запасы провизии, приобрести хронометры и разные мореходные инструменты. В начале осени, при попутном ветре, корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. Погода благоприятствовала плаванию.

Через 21 день плавания шлюпы подошли к острову Тенериф. Пока команды кораблей запасались свежей водой и провизией, офицеры обследовали гористый живописный остров.

Маршрут экспедиции.

Дальнейшее плавание проходило в зоне постоянных северо-восточных пассатов при безоблачном небе. Ход парусных судов значительно ускорился. Достигнув 10° с. ш., шлюпы вошли в полосу затишья, обычного для приэкваториальных мест. Моряки измеряли температуру воздуха и воды на разных глубинах, изучали течения и собирали коллекции морских животных. Корабли пересекли экватор, и вскоре при попутном юго-восточном пассате шлюпы подошли к Бразилии.

Корабли стали на якорь в красивом удобном заливе, на берегах которого раскинулся Рио-де-Жанейро. Это был большой грязный город, с узкими улицами, по которым б�одило множество бездомных собак.

В то время в Рио-де-Жанейро процветала работорговля. С чувством негодования Беллинсгаузен писал: «Здесь находится несколько лавок, в коих продаются негры: взрослые мужчины, женщины и дети. При входе в сии мерзостные лавки представляются взорам в несколько рядов сидящие, коростой покрытые негры, малые напереди, а большие позади… Покупщик, выбрав по желанию своему невольника, выводит его из рядов вперед, осматривает у него рот, ощупывает все тело, руками колотит, но разным частям, и после сих опытов, уверясь в крепости и здоровье негра, его покупает… Все сие производит омерзение к бесчеловечному хозяину лавки».

Запасшись провизией и проверив хронометры, корабли покинули Рио-де-Жанейро, взяв курс на юг в неизвестные районы полярного океана.

В конце декабря 1819 года шлюпы подошли к острову Южная Георгия. Моряки занялись описанием и съемкой его южного берега. Северную сторону этого гористого острова, покрытого снегом и льдом, снял на карту еще английский мореплаватель Джемс Кук. Корабли медленно продвигались вперед, очень осторожно лавируя среди плавающих льдов.

Вскоре лейтенант Анненков открыл и описал небольшой остров, который назвали его именем. Беллинсгаузен на дальнейшем пути сделал несколько попыток измерить глубину океана, но лот не доставал дна.

Затем экспедиция встретила первый плавающий «ледяной остров». Чем дальше`к югу, тем чаще стали попадаться на пути гигантские ледяные горы — айсберги.

6.jpg

В начале января 1820 года моряки открыли неизвестный остров, сплошь покрытый снегом и льдом. На другой день с корабля увидели еще два острова. Их также нанесли на карту, назвав именами участников экспедиции (Лескова и Завадовского). Остров Завадовского оказался действующим вулканом высотой более 350 м. Высадившись на берег, члены экспедиции поднялись по склону вулкана до середины горы. По пути собрали яйца пингвинов и образцы горных пород. Пингвинов здесь было множество. Моряки взяли на корабль несколько птиц, развлекавших в пути экипажи кораблей. Яйца пингвинов оказались съедобными, и их использовали в пищу. Открытую группу островов назвали в честь тогдашнего морского министра — островами Траверсе.

На судах, совершавших дальние плавания, люди обычно страдали от отсутствия свежей пресной воды. Во время этого плавания русские моряки изобрели способ получения пресной воды из льда айсбергов.

Продвигаясь все дальше на юг, корабли вскоре снова встретили небольшую группу неизвестных скалистых островов, которые назвали островами Сретения. Затем экспедиция подошла к открытым английским исследователем Джеймсом Куком Сандвичевым островам. Выяснилось, что Кук принял архипелаг за один большой остров. Эту ошибку русские моряки исправили на карте. Всю группу открытых островов Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми островами.

Туманная, пасмурная погода сильно затрудняла плавание. Кораблям постоянно грозила опасность наскочить на мель. С каждой милей к югу становилось все труднее пробираться меж льдов. В конце января моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта. Решено обойти его, круто повернув на север. Снова шлюпы прошли мимо Южных Сандвичевых островов.

«Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды.

На некоторых антарктических островах мореплаватели встречали огромное количество пингвинов и морских слонов. Пингвины обычно стояли плотным строем, морские слоны были погружены в глубокий сон.

Но Беллинсгаузен и Лазарев не оставляли попыток пробиться к югу. Когда корабли попадали в сплошные льды, они то и дело поворачивали на север и поспешно выбирались из ледового плена. Требовалось большое искусство, чтобы спасти суда от повреждении. Повсюду встречались массы многолетних сплошных льдов.

Южный материк

Корабли экспедиции все же пересекли Южный полярный круг и 28 января достигли 69°25′ ю. ш. В туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели ледяную стену, преградившую дальнейший путь на юг. Это были материковые льды. Участники экспедиции были уверены, что за ними скрывается Южный материк. Это подтверждало и множество полярных птиц, появившихся над шлюпом. И действительно, всего несколько миль отделяло корабли от берега Антарктиды.

В феврале шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.

Приближалась антарктическая зима. Продолжая следовать на восток, корабли направились для ремонта, отдыха и пополнения запасов в Порт-Джексон. На 59° ю. ш. и 89° в. д. шлюпы намеренно пошли в Сидней раздельно: Беллинсгаузен на 2 ½° севернее пути капитана Джемса Кука, а Лазарев — на 2 ½° южнее пути капитана Фюрно — командира второго судна экспедиции Кука. Такие курсы были выбраны для обследования тогда почти еще не известного района Мирового океана, в частности для отыскания Компанейского острова, нанесенного на старых картах около 49 ½° ю. ш. и 143°04' в. д. Не найдя на своем пути никаких островов, «Восток» 11 апреля пришел в Сидней. Спустя семь дней сюда же пришел шлюп «Мирный». Так закончился первый период изысканий.

В течение всех зимних месяцев шлюпы плавали в тропической части Тихого океана, среди островов Полинезии. Здесь участники экспедиции выполнили много важных географических работ: уточнили положение островов и их очертания, определили высоту гор, открыли и нанесли на карту 15 островов, которым дали русские названия.

Возвратившись в Сидней, команды шлюпов стали готовиться к новому плаванию в полярные моря. Подготовка заняла около двух месяцев.

Остров Петра I

В середине ноября экспедиция снова вышла в море, держась юго-восточного направления. Вскоре в носовой части шлюпа «Восток» открылась течь, которую с большим трудом удалось уничтожить. Продолжая плыть на юг, шлюпы пересекли 60° ю. ш. На пути стали попадаться плавающие льдины, а затем появился сплошной лед. Суда направились на восток вдоль кромки льда. Погода заметно портилась: температура понижалась, холодный порывистый ветер гнал темные снежные тучи.

Южное сияние. Акварель из альбома П. Михайлова.

Неожиданно разыгрался сильный шторм. Пришлось снова отходить на север. Обилие плавающих льдов и плохая погода препятствовали продвижению на юг. Чем дальше двигались шлюпы, тем чаще встречались айсберги. Лавирование между айсбергами при сильном ветре и снегопаде требовало огромного напряжения сил и большого искусства. При малейшей возможности корабли снова и снова поворачивали прямо на юг и шли до тех пор, пока сплошные льды не преграждали путь.

Наконец 22 января 1821 года на горизонте показалось чернеющее пятно. «Я в трубу с первого взгляда узнал, — писал Беллинсгаузен, — что вижу берег, но офицеры, смотря также в трубы, были разных мнений. В 4 часа телеграфом известил лейтенанта Лазарева, что мы видим берег. Шлюп «Мирный» был тогда поблизости от нас за кормой и понял ответ… Невозможно выразить словами радости, которая являлась на лицах всех при восклицании: «Берег! Берег!».

Остров назвали именем Петра I. Теперь Беллинсгаузен был уверен, что где-то поблизости должна быть еще суша.

Берег Александра I

Берег Александра I 29 января 1821 года Беллинсгаузен записал: «В 11 часов утра мы увидели берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая отделена перешейком от других гор». Эту сушу Беллинсгаузен назвал Берегом Александра I.

Карта Земли Александра I.

«Я называю обретение сие берегом, потому что отдаленность другого конца к югу исчезала за предел зрения нашего. Сей берег покрыт снегом, но осыпи на горах и крутые скалы не имели снега. Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен или, по крайней мере, состоит не из той только части, которая находилась перед глазами нашими». Так совершилось величайшее географическое открытие XIX века.

Южно-Шетландские острова

Далее шлюпы направились к Новой Шетландии, о случайном открытии которой в 1819 году капитаном английского купеческого брига Вильямом Смитом, посчитавшим, что Новая Шетландия является выступом предполагаемого Южного материка, Беллинсгаузен уже знал.

«Восток» и «Мирный» убедились, что эта земля представляет собой лишь архипелаг и назвали его Южно-Шетландскими островами. И опять на карте появились русские названия, напоминающие о битвах русских с Наполеоном: острова Бородино, Малый Ярославец, Смоленск, Березина, Полоцк, Лейпциг, Ватерло. Кроме того, к юго-востоку от острова Малый Ярославец был открыт остров Тейля, названный в честь русского посла в Бразилии.

В начале марта 1821 года шлюпы встали на якорь на рейде Рио-де-Жанейро. Так закончился второй этап замечательного плавания. Через два месяца, после основательного ремонта, корабли вышли в море, держа курс к родным берегам.

Первая антарктическая экспедиция: результаты

5 августа 1821 года «Восток» и «Мирный» прибыли в Кронштадт и бросили якорь на том же месте, с которого снялись более двух лет назад.

Большой рейд в Кронштадте. И. Айвазовский.

Они пробыли в плавании 751 день и прошли более 92 тыс. км. Это расстояние в два с четвертью раза больше длины экватора. Кроме Антарктиды, экспедиция открыла 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.

Первый и третий варианты сразу исключаем из этого списка, они входили в состав экспедиции, благодаря которой была открыта Антарктида. Именами этих кораблей названы острова, берега, научно-исследовательские станции и т.д. Шхуна "Фрам" была специально сконструирована для полярных исследований. В 1911г. судно подошло к побережью Антарктиды (р-н Китовой бухты) во время экспедиции, которую возглавил Р.Амундсен. Верными ответами на этот вопрос являются второй и четвертый варианты, эти суда не подходили к берегам Антарктиды


Конечно бы смог но ряд обстоятельств этому помешал.Он неоднократно пересекал Южный Полярный круг первый раз он не дошел до материка всего 150 километров помешал ему паковый лед стоявший сплошной стеной.Второй раз он не дошел 200 километров его судно не смогло преодолеть ледяной барьер.А всего после этого через 50 лет этот материк открыли.

Равнина Бэрда или Бассейн Берда, это подлёдная равнина в Западной Антарктиде, находится на Земле Мэри Берд, с юга ограничена Трансантарктическим горным хребтом, с востока горами Элсуорта, на севере прибрежными горами моря Амудсена, на западе плавно переходит в шельф моря Росса. Толщина ледяного покрова равнины от 1500 метров до 3000 метров. Открыта антарктическими экспедициями Соединенных штатов Америки в конце пятидесятых-начале шестидесятых годов прошлого-двадцатого столетия. Название получила в честь известного американского (США) полярного летчика и исследователя Ричарда Берда, он в 1929 году впервые пролетел на самолете над Южным полюсом Земли. Под его руководством были обследованы в 1928 -1947 годах обширные районы Антарктики и назван ряд районов Антарктиды, например Земля Мэри Берд. В последствии, Ричард Берд стал адмиралом флота США. Но его пролет над Южным полюсом в 1929 году, доказано, был фальсификацией.

13 февраля 1956 года считается днем открытия обсерватория "Мирный" на побережье моря Дейвис. Первая советская антарктическая станция "Мирный" осуществляет непрерывную работу и по сей день и является основной базой российских исследований в Антарктике.

Название станция получила в честь парусного военного шлюпа"Мирный", корабль 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819—1821 гг., открывшей Антарктиду (в составе экспедиции также был шлюп «Восток», внутриконтинентальная станция Восток, открытая 16 декабря 1957 г.)

Ледоход «Ладога» (строитель — корабельный мастер Я. А. Колодкин), при включении судна в состав военно-морского флота получил новое название «Мирный». Для отправления экспедиции в Антарктиду не успевали построить новое судно, переименовав ледоход "Ладога" сразу же приступили к его перестройке. Работами руководил командир «Мирного» М. П. Лазарев.


Шестой континент, как его обычно называют, Антарктида, расположился на южном полюсе и почти целиком, кроме "сухих долин", закрыт ледниками.

Постоянных жителей здесь нет, кроме персонала полярных станций.

Лёд соединяет материк с ближайшими островами, образуя огромный ледяной щит почти 3 километра толщиной (местами до 4,800 м). Общая площадь материка 14107000 км². Зимой нарастает до 18 млн. км², летом уменьшается за счёт сползания в воду айсбергов на 3-4 млн. км².

Площадь России 17125191 км².

Так что Россия больше Антарктиды, карта, выставленная в вопросе, сделана с искажениями, вводит в заблуждение.

Антарктида. Архив

28 января 1820 года (16 января по старому стилю) вошло в историю как день открытия шестого континента – Антарктиды. Честь ее открытия принадлежит русской кругосветной военно-морской экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

28 января исполняется 190 лет со дня открытия Антарктиды.

28 января 1820 года (16 января по старому стилю) вошло в историю как день открытия шестого континента – Антарктиды. Честь ее открытия принадлежит русской кругосветной военно-морской экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

В начале XIX в. корабли русского флота совершили ряд кругосветных путешествий. Эти экспедиции обогатили мировую науку крупнейшими географическими открытиями, в особенности в Тихом океане. Однако огромные пространства Южного полушария все еще оставались на карте «белым пятном». Не выяснен был вопрос и о существовании Южного материка.

В июле 1819 года после длительной и очень тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов – «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым – Михаил Петрович Лазарев.

Морское министерство назначило начальником экспедиции капитана Беллинсгаузена, имевшего уже за плечами большой опыт дальних морских плаваний. Перед экспедицией поставили задачу как можно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.

В крупном английском порту Портсмуте Беллинсгаузен задержался почти на месяц, чтобы пополнить запасы провизии, приобрести хронометры и разные мореходные инструменты.

В начале осени, при попутном ветре, корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. С первых же дней плавания велись научные наблюдения, которые Беллинсгаузен и его помощники тщательно и подробно заносили в вахтенный журнал. Через 21 день плавания шлюпы подошли к острову Тенериф.

Корабли пересекли экватор, и вскоре подошли к Бразилии и стали на якорь в Рио-де-Жанейро. Запасшись провизией и проверив хронометры, корабли покинули город, взяв курс на юг в неизвестные районы полярного океана.

В конце декабря 1819 года шлюпы подошли к острову Южная Георгия. Корабли медленно продвигались вперед, очень осторожно лавируя среди плавающих льдов.

Вскоре лейтенант Анненков открыл и описал небольшой остров, который назвали его именем. Беллинсгаузен на дальнейшем пути сделал несколько попыток измерить глубину океана, но лот не доставал дна. Затем экспедиция встретила первый плавающий «ледяной остров». Чем дальше к югу, тем чаще стали попадаться на пути гигантские ледяные горы – айсберги.

В начале января 1820 года моряки открыли неизвестный остров, сплошь покрытый снегом и льдом. На другой день с корабля увидели еще два острова. Их также нанесли на карту, назвав именами участников экспедиции (Лескова и Завадовского). Остров Завадовского оказался действующим вулканом высотой более 350 метров.

Открытую группу островов назвали в честь тогдашнего морского министра – островами Траверсе.

На судах, совершавших дальние плавания, люди обычно страдали от отсутствия свежей пресной воды. Во время этого плавания русские моряки изобрели способ получения пресной воды из льда айсбергов.

Продвигаясь все дальше на юг корабли вскоре снова встретили небольшую группу неизвестных скалистых островов, которые назвали островами Сретения. Затем экспедиция подошла к открытым английским исследователем Джемсом Куком Сандвичевым островам. Выяснилось, что Кук принял архипелаг за один большой остров. Эту ошибку русские моряки исправили на карте.

Всю группу открытых островов Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми островами.

В конце января 1820 г. моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта. Решено обойти его, круто повернув на север. Снова шлюпы прошли мимо Южных Сандвичевых островов.

Корабли экспедиции пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 года достигли 69 градуса 25 минуты южной широты. В туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели ледяную стену, преградившую дальнейший путь на юг. Как записал Лазарев, моряки " встретили матерый лед чрезвычайной высоты… простирался оный так далеко, как могло только достигнуть зрение". Двигаясь дальше к востоку и при всякой возможности стараясь отвернуть на юг, исследователи всегда встречали "льдинный материк". Русские путешественники подошли менее чем на 3 км к северо-восточному выступу того участка побережья Антарктиды, который через 110 лет увидели норвежские китобои и назвали Берегом Принцессы Марты.

В феврале 1820 года шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.
21 марта 1820 года в Индийском океане разыгрался сильнейший шторм, который продолжался несколько суток. Измученная команда, напрягая все силы, боролась со стихией.

В середине апреля шлюп «Восток» бросил якорь в австралийской гавани порта Порт-Джексон (ныне Сидней). Спустя семь дней сюда же пришел шлюп «Мирный». Так закончился первый период изысканий.

В течение всех зимних месяцев шлюпы плавали в тропической части Тихого океана, среди островов Полинезии. Здесь участники экспедиции выполнили много важных географических работ: уточнили положение островов и их очертания, определили высоту гор, открыли и нанесли на карту 15 островов, которым дали русские названия.

Возвратившись в Жаксои, команды шлюпов стали готовиться к новому плаванию в полярные моря. Подготовка заняла около двух месяцев. В середине ноября экспедиция снова вышла в море, держась юго-восточного направления. Продолжая плыть на юг, шлюпы пересекли 60 градус южной широты. Наконец 22 января 1821 года счастье улыбнулось мореплавателям. На горизонте показалось чернеющее пятно. Остров назвали именем Петра I.

29 января 1821 года Беллинсгаузен записал: «В 11 часов утра мы увидели берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая отделена перешейком от других гор». Эту сушу Беллинсгаузен назвал Берегом Александра I. Земля Александра I до сих пор еще недостаточно исследована. Но открытие ее окончательно убедило Беллинсгаузена, что русская экспедиция подошла к неизвестному еще Южному материку.

10 февраля 1821 года, когда выяснилось, что шлюп «Восток» дал течь, Беллинсгаузен повернул на север и через Рио-де-Жанейро и Лиссабон 5 августа 1821 года прибыл в Кронштадт, завершив свое второе кругосветное плавание.

Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 тысяч километров. Были открыты 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.

Русские моряки не только открыли огромный материк, расположенный вокруг Южного полюса, но и провели важнейшие исследования в области океанографии. Эта отрасль науки в то время только зарождалась. Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени.

За 136 лет, прошедших со времени открытия Антарктиды, на этом материке побывало около 600 человек. При попытке проникнуть вглубь неизведанной страны многие из них поплатились жизнью. Почти весь материк покрыт гигантским панцирем льда, толщина которого в среднем равна полутора километрам. Ледяная масса Антарктиды составляет подавляющую часть современного оледенения земного шара. Если бы возможно было растопить этот лед, уровень Мирового океана повысился бы на 50 метров.

Ледяной материк омывается относительно теплыми водами океанов, вследствие чего получается большая контрастность в природных явлениях. И борьба этих двух противоположных стихий сказывается не только на климате южного полушария, но и на циркуляции атмосферы всей Земли.

Изучить «земной механизм» не под силу одной стране. Чтобы лучше познать и покорить природу, ученые разных стран стремятся объединить свои усилия.

Решением Международного совета научных союзов каждые 25 лет будет проводиться одновременное изучение геофизических явлений на всей земной поверхности. А в ближайший Международный геофизический год, назначенный на 1957-58 год, большая исследовательская работа будет выполнена в Антарктиде: это изучение океанских вод, оледенения, сейсмических явлений, геомагнетизма, климата, атмосферы.

Сотрудничать в изучении Антарктики пожелали ученые одиннадцати стран: СССР, США, Франции, Англии, Австралии, Японии, Норвегии, Аргентины, Чили, Новой Зеландии и Германии.

Советские ученые будут работать участке, лежащем примерно между 82° и 105° восточной долготы, и так называемой Земле королевы Мэри. Эта область, расположенная между Западным шельфовым (Ледник, спустившийся в море, но не оторвавшийся от берега) ледником и шельфовым ледником Шеклтона, — одна из наименее обследованных на континенте.

Для подготовки и проведения работ по программе Международного геофизического года была организована Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР; в нее, кроме ученых, вошли моряки, полярные летчики, связисты, строители — всего около 400 человек. «Специалисты по льду» — гляциологи профессор К.К. Марков, профессор П.А. Шумский и я — наряду с выполнением своих научных программ должны были экспедиции найти удобное место для выгрузки и, самое главное, участок, подходящий для строительства основной обсерватории «Мирный», названной так в честь корабля первооткрывателей Антарктиды Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазаревa.

4 января 1956 года мы подошли к берегам Антарктиды. Но увидеть материк не удалось: сильный туман закрывал таинственную землю. Находясь среди скопления айсбергов, «Обь» легла в дрейф. За ночь погода изменилась к лучшему, и 5 января — памятный для всего экипажа день! — мы увидели Антарктиду. Первое впечатление было ошеломляющим: за полосой синей морской воды, заслоняя горизонт, сверкал гигантский ледяной барьер, равномерно повышающийся к югу.

Штурманы определились по солнцу; оказалось, пришли точно к «углу соединения», где западная сторона ледника Шеклтона смыкается с берегом.

Более 40 лет назад где-то здесь, недалеко от шести огромных валунов, побывала австралийская экспедиция Маусона. И действительно, даже без бинокля мы разглядели нагромождение темных камней.

Нам не терпелось выбраться на материк. Но оказалось, что судно не может подойти к берегу, от которого нас отделяла широкая ледяная полоса припая. Толщина его у наружного, морского края доходила до шести метров.

В этот же день, 5 января, небольшая группа пошла в лыжную разведку. Нам удалось найти снежные надувы: по этим мостикам, самой природой перекинутым с обрывов берегового льда на морской припай, мы вышли на материк.

Радиограмма из Мирного
Закончены работы созданию обсерватории мирный тчк зимовку осталось 92 человека тчк завершен четырехсоткилометровый тракторно-санный поход вглубь материка направлению будущей станции восток тчк поход проходил исключительно тяжелых условиях зпт температурах около пятидесяти градусов ниже нуля зпт ураганных ветрах тчк достигнув цели зпт участники похода высоте 3 000 метров создали временную научно-исследовательскую станцию пионерская тчк 6 человек во главе профессором гусевым будут условиях полярной ночи проводить исследования целью изучения природы антарктиды тчк
Советская антарктическая экспедиция

Строительство «Мирного»

Мы, «специалисты по льду», с удовольствием отметили, что материковый лед в этом месте течет очень медленно: большие валуны, описанные Маусоном, за 40 лет почти не сдвинулись с места. Но все же для строительства это место не годилось. Площадь, на которой, казалось бы, можно разместить поселок, была маловата для нашей обсерватории, да и строительство на льду таких сооружений, как здание силовой установки электростанции, с тяжелыми машинами, чревато опасными последствиями. К тому же место было неудобным для выгрузки: припай начал таять и стал очень тонким, вдоль береговой черты образовались широкие приливно-отливные трещины, очертания которых менялись у нас на глазах. А нам предстояло доставить на материк 9 тысяч тонн оборудования!

Двигаться на корабле вдоль материка в поисках лучшего места было затруднительно. Мы решили тут же, на льду припая, собрать самолеты, чтобы использовать их для разведки. Люди горячо взялись за работу, но дело испортила погода: разгулялась буря, скорость ветра превышала 30 метров в секунду, начал ломаться лед, — нужно было поднимать самолеты на корабль, чтобы после пурги начинать все сначала.

Наконец 12 января первые самолеты были собраны. На следующий день в 80 километрах на запад от стоянки «Оби», в районе островов Хасуэлл, нам удалось найти выходы скал в береговой части материкового льда и около них пространства неподвижного льда, покрытого каменистыми обломками — мореной. Рядом же было ровное ледяное поле, пригодное для аэродрома.

После этого мы совершили еще три полета для обследования места. Вечером на «Оби» собрался технический совет. Было принято окончательное решение: выгружаться и строиться здесь. Лучшего места для обсерватории не найти. И корабль тут мог подойди близко к берегу: припай был неширок, всего 100-120 метров. На нем сохранилось много снежных надувов, которые было удобно использовать для перевозки грузов тракторами.

14 января «Обь» перешла к месту будущей обсерватории. Нам предстояло обогнуть плавучий язык ледника Елены, расколовшегося на множество айсбергов. Капитан судна И.А. Ман искусно и бесстрашно провел «Обь» через этот ледяной лабиринт. Мы же во время перехода, собравшись ранним утром на палубе, имели редкую возможность полюбоваться игрой зарождающегося солнечного света на краях плавучих ледяных гор: они причудливо меняли окраску — от яркозеленого и глубокого синего цвета до густых розовых и пурпурных тонов.

Как только на берег была доставлена первая партия грузов, началось строительство. 20 января к «Оби» присоединилась «Лена», а затем и рефрижератор № 7. Приходилось спешить: солнце и работа тракторов быстро разрушали лед припая. Порой подымалась пурга. Иногда большие куски припая отрывались от материка, и некоторые участники экспедиции — группами и в одиночку — становились «челюскинцами»: им приходилось балансировать на льдине в ожидании спасательной веревки.

Время шло, и припая не стало. Теперь корабли швартовались прямо к ледяным обрывам, достигающим верхнего мостика — 14 метров. Это таило большую опасность: лед мог обломиться и обрушиться на корабль. Стрелы судовых кранов доставали только до края обрывов — работать приходилось, рискуя свалиться вниз с большой высоты. Сначала люди привязывали себя, но веревки путались, мешали; пришлось работать без них.

Выгрузка продолжалась и ночью, в любую погоду. За восемь суток весь груз был перенесен на материк.

Через месяц после того, как мы вышли на этот берег, к 13 февраля, было построено девять домов, и часть людей уже переселилась с корабля на материк. Домики оказались очень удобными и теплыми. По лагерю деловито бегал «газик». Заработала радиостанция. Были начаты метеонаблюдения и переданы в Москву первые сводки погоды.

В этот день, накануне открытия XX съезда Коммунистической партии Советского Союза, участники антарктической экспедиции подняли государственный флаг СССР. Так родился «Мирный».

Каменный оазис

В 1947 году американские летчики обнаружили вблизи восточного берегового края шельфового ледника Шеклтона прорыв ледяного покрова: на площади около 600 квадратных километров простиралась суша, свободная ото льда, испещренная озерами разных размеров и оттенков. Это место, как оазис в пустыне, выделялось на фоне бесконечных и однообразных ледяных пространств.

Находка вызвала много предположений о том, чем вызвано освобождение этого места ото льда. Может быть, под землей горят пласты каменного угля или там находится вулканический очаг? Или же в этом участке земной коры происходит усиленный распад радиоактивных веществ?

Чтобы познакомиться с оазисом, мы провели здесь неделю. Это пустыня, сухая и холодная.

Процессы выдувания здесь так сильны, что скалы имеют вид гигантских ниш или пчелиных сотов.

Мы насчитали здесь более ста самых различных озер. Имеющие сток — пресны, но бессточные — таких большинство — засолены и безжизненны.

И все же климат пустынного оазиса несколько мягче, чем в окружающих ледяных пространствах. От солнечных лучей поверхность камней нагревается до +25 градусов. Снег тает, и в полдень можно наблюдать кучевые облака, каких больше нигде в Антарктиде не бывает.

Предположения о существовании дополнительных источников тепла не подтвердились. Как же возник этот оазис?

Своим происхождением он обязан особенностям рельефа этого района.

С восточной и западной сторон оазиса в коренном ложе материка
имеются понижения, по которым и идет основной сток льда; местных осадков мало, и оазису просто не хватает «материала» для обледенения.

Животный и растительный мир оазиса очень скуден. Конечно, за неделю мы не могли детально изучить это интереснейшее явление, - мы только произвели разведку. В оазисе, который расположен всего в 400 километрах от «Мирного», организуется выносная исследовательская станция.

Район бурь
Австралийская экспедиция базируется в Антарктиде в долине, склоны которой свободны от снега. В центре этого оазиса находится круглое озеро.
Австралийские ученые заняты исследованием причин возникновения этого оазиса среди ледяной пустыни. Они изучают состав пород, отмечают изменения температур воды, воздуха, атмосферных условий.
Особенно заинтересовали ученых изменчивая погода и сильные бури в этом районе Антарктиды. Бури, сметающие все на своем пути, разражаются тут внезапно и так же внезапно прекращаются. «Кухня погоды» Антарктиды оказывает большое влияние на климат и метеорологические условия всего земного шара, поэтому важно установить, почему в этом районе погода меняется так резко.
Ученые надеются выяснить, в частности, откуда приходят в Австралию дожди.

Источник жизни — океан

Сурова природа Антарктиды: пурга, бешеные ветры, очень низкие температуры. Ведь даже в редкие солнечные летние дни температура на поверхности ледников не поднимается выше нуля. Жизнь в Антарктиде сосредоточена у береговой черты, так как только в море имеется пища.

Растительность материка очень бедна: известно всего несколько десятков видов лишайников и до десяти видов мхов.

Животный мир также однообразен, зато «местные жители» — пингвины, тюлени — очень многочисленны.

На островах Хасуэлл гнездятся целые колонии пингвинов. Маленькие пингвины — адели — очень любопытны и общительны; иногда они мешают строителям, пытаясь клевать невнимательных «собеседников». Даже собак, которых мы привезли в Антарктиду, адели не боялись, за что им пришлось поплатиться. Общество этих пингвинов нас мало смущало. Но их «титулованных» родичей — императорских пингвинов — мы, признаться, побаивались: вдруг тебя клюнет этакая птичка весом в сорок килограммов. Но императорские пингвины оказались ленивыми и меланхоличными, как тюлени.

Водятся здесь еще поморник, качурка и снежный буревестник. Они любят гнездиться в скалах, и потому их особенно много в каменном оазисе.

Ни белых медведей, ни моржей в высоких широтах южного полушария нет. Зато нам очень часто приходилось встречать тюленей. Их здесь три вида: тюлень Росса, тюлень Уэдделла и, наиболее интересный из всех, пятнистый морской леопард, — хищник, не брезгающий мясом тюленей других видов. Весит морской леопард около тонны.

В отличие от северных тюленей, здешние совсем не боятся человека, так как на них никто не нападал на необитаемой суше. Невозмутимость этих животных удивительна. Можно даже сесть на отдыхающего тюленя. Он только поглядит на вас своими большими наивными глазами и опять уснет.

Для того чтобы сфотографировать морского леопарда во всей красе - с ощеренной пастью, мы дразнили его лыжной палкой минут десять, Правда, однажды мы перестарались, и пришлось удирать. Видели мы и китов, и морских косаток, которые иногда заходят к берегам Антарктиды, вызывая страшную панику среди пингвинов. Но за береговой чертой жизнь замирает.

В районе геомагнитного полюса, на высоте трех с половиной тысяч метров, в самом сердце Антарктики, разведано место для следующей советской станции — «Восток», названной так в честь второго корабля Фаддея Беллинсгаузена. Третья станция — «Советский» — проектируется в районе Полюса относительной недоступности. «Восток» и «Советский» будут строиться в следующее антарктическое лето.

На зимовку оставлена большая группа людей, которая ведет научные наблюдения.

Пройдет немного времени, и на географической карте Земли исчезнет последнее «белое пятно», а наука обогатится новыми знаниями, необходимыми для покорения природы человеком.

«Коридор ветров»
В Антарктиде на Земле Адели с юга на север почти постоянно дует сильный ветер. В то же время в соседних районах ветер относительно слабый или его совсем нет.

Английские метеорологи Ламб и Бриттон высказали предположение, что здесь должна находиться вытянутая к северу котловина, по которой холодный воздух из центральной части континента течет к морскому побережью, где воздух более теплый.

Недавно один из участников американской антарктической экспедиции Поль Сипл подтвердил правильность этой догадки. Во время воздушной разведки он обнаружил, что между Землей Виктории и Землей Уилкса действительно расположен длинный, глубокий «коридор», окруженный горами высотой до 4 900 метров. По всей вероятности, этот «коридор ветров» простирается к центру Антарктиды.

В январе 1820 года русские моряки Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыли новый материк. К открытия Антарктиды в издательстве Paulsen выходит переиздание атласа Беллинсгаузена — собрания рисунков, сделанных участником экспедиции Павлом Михайловым, — книга «Открытие Антарктиды». Помимо рисунков, в ней есть и другие материалы, например карты и чертежи. Arzamas публикует фрагмент из вступительной статьи — про саму экспедицию и историю атласа

4 июля 1819 года корабли «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадт и взяли курс на Рио-де-Жанейро.
2 ноября 1819 года корабли прибыли в Рио-де-Жанейро.
15 декабря 1819 года «Восток» и «Мирный» вошли в антарктические воды.
16 января 1820 года корабли подошли к побережью Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты).
5–6 февраля 1820 года «Восток» и «Мирный» вновь подошли к берегам открытого ими материка (ныне Берег Принцессы Рагнхилль).
Февраль 1820 года — плавания у берегов Антарктиды и заход в Порт-Джексон (ныне Сидней).
8 мая 1820 года корабли вышли из Порт-Джексона в тропическую часть Тихого океана.
9–10 сентября 1820 года «Восток» и «Мирный» вернулись в Порт-Джексон.
31 октября 1820 года после ремонта вышли из Порт-Джексона в западную часть Антарктики.
30 января 1821 года корабли покинули воды Антарктики.
27 февраля 1821 года «Восток» и «Мирный» прибыли в Рио-де-Жанейро.
23 апреля 1821 года суда вышли в обратный путь.
24 июля 1821 года кругосветное плавание было успешно завершено, корабли прибыли в Кронштадт.

Экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. 1819–1821 годы


Евгений Войшвилло, Борис Стародубцев. Шлюпы «Восток» и «Мирный».
1985 год © Евгений Войшвилло, Борис Стародубцев / Музей Мирового океана / Издательство Paulsen­

Шестой материк был открыт во время кругосвет­ного плавания капитана 2-го ранга Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и лейтенанта Михаила Петровича Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» в 1819–1821 годах. Гипотезу о существовании Терра аустралис инкогнита («Неведомой Южной земли») выдвинули еще географы древнего мира, ее поддерживали и средневековые ученые. Начиная с XVI века эту землю помещали на картах в районе Южного полюса, а поиски ее безуспешно вели морепла­ватели в XV–XVIII веках. Знаменитый путешест­венник Джеймс Кук утверждал после своего кругосвет­ного плавания 1772–1775 годов, что он «…неоспо­римо отверг возможность существова­ния здесь материка, который, если и может быть обнаружен, то лишь вблизи полюса, в местах, недоступных для плавания…» Цит. по: Я. Свет. Вступительная статья // Второе кругосветное плавание капитана Джемса Кука. Плавание к Южному полюсу и вокруг света в 1772–1775 гг. М., 1964. .

Несмотря на безусловный авторитет Кука, русские мореплаватели мечтали открыть новые земли и планировали новые экспедиции в Южный океан. Морской министр И. И. де Траверсе и вице-адмирал Г. А. Сарычев были в числе инициаторов экспедиции. Они, а также И. Ф. Крузенштерн и О. Е. Коцебу изложили свои соображения и дали инструкции Беллинсгаузену. Эти до­кумен­ты касались как задач экспедиции, так и рекоменда­ций по сохранению жизни и здоровья экипажа.

Основной задачей экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева было пересечь все меридианы в южной приполярной зоне на максимально высоких широтах, выяснить, существуют ли там земли, и по возмож­ности пройти к Южному полюсу.

Ф. Ф. Беллинсгаузен командовал шлюпом «Восток», а М. П. Лазарев — шлюпом «Мирный». 4 июля 1819 года корабли покинули Кронштадт и взяли курс на Рио-де-Жанейро, куда пришли 2 ноября того же года.


Павел Михайлов. Вид города Сент-Себастьяна в Рио Жанейро. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen­

15 декабря «Восток» и «Мирный» оказались в антарктических водах и произ­вели гидрогра­фическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. Были открыты мысы, заливы и группа островов, названные именами участ­ников экспедиции. Следуя курсом на юг, русские корабли 16 января 1820 года подошли к побережью Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты). Об этой важной для мировой истории дате Ф. Ф. Беллинсгаузен написал следующее: «Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69° 21′ 28″, долготе 2° 14′ 50″ мы встретили льды, которые представились нам сквозь шедший тогда снег в виде белых облаков. Ветер был от NO уме­ренный, при большой зыби от NW; по причине снега зрение наше далеко не прости­ралось; я привел в бейдевинд на SO, и, пройдя сим направлением две мили, мы увидели, что сплошные льды простираются от востока чрез юг на запад; путь наш вел прямо в сие льдяное поле, усеянное буграми» Ф. Ф. Беллинсгаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг., совершенные на шлюпах «Восток» и «Мир­ный» под начальством капитана Беллинс­гаузена, командира шлюпа «Востока», шлю­пом «Мирным» начальствовал лейтенант Лазарев. М., 1960. .

Выдающийся океанограф Н. Н. Зубов отметил в своей монографии: «В первый раз люди видели эти берега, но подойти к ним было невозможно, льды преграждали путь. Русские моряки добросо­вестно отметили все признаки земли, но ничего больше не стали утверждать. Ведь даже человек, который прошел бы пешком по этому берегу, и тот мог усомниться — земля ли это или льды, ее окружающие. Так скромно в летопись великих открытий вошла новая дата 16 января (ст. ст.) — день, когда русские открыли Антарктиду — шестой материк земного шара» Н. Н. Зубов. Отечественные мореплаватели — исследователи морей и океанов. М., 1954. .


Павел Михайлов. Вид ледяных островов. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen

Несмотря на тяжелые льды и штормовую погоду, 5–6 февраля «Восток» и «Мирный» вновь подошли к ледяным берегам открытого ими материка (ныне Берег Принцессы Рагнхилль). Плавание продол­жалось до середины февраля, затем шлюпы направились к берегам Австралии.

После ремонта и пополнения запасов в Порт-Джексоне (ныне Сидней) 8 мая 1820 года корабли вышли в тропическую часть Тихого океана, где в северной области архипелага Паумоту (Туамоту) открыли группу островов Россиян, которым дали имена известных русских полководцев и мореплавателей. В группе островов Лайн (Центральные Полинезийские Спорады) был открыт остров Восток (назван в честь флагманского корабля), в группе островов Кука — остров Александра, в районе островов Фиджи — острова Михайлова и Симо­нова. Большинство этих островов нанесено в настоящее время на карты под местными названиями.

9–10 сентября 1820 года «Восток» и «Мирный» вернулись в Порт-Джексон и после ремонта 31 октября вновь направились в Антарктику, на сей раз в ее западную часть. Лавируя среди льдов и айсбергов, шлюпы дважды пересекли Южный полярный круг. 9 января 1821 г. моряки увидели остров, которому присвоили имя основателя Российского флота Петра I, a 17 января — гористый берег, получивший название Земля Александра I. Во время двух плаваний Беллинсгаузен и Лазарев в нескольких местах достигли берегов Антарктиды (в Восточном и Западном полушариях) и обошли вокруг всего материка.

Затем оба судна отправились к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага, острова которых были названы в честь побед Русской армии в Отечественной войне 1812 года, а также именами адмиралов и офицеров Российского флота.


Павел Михайлов. Вид на остров Лескова, Высокий остров и остров Завадовского. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen­

30 января 1821 года корабли покинули воды Антарктики. 27 февраля «Восток» и «Мир­ный» прибыли в Рио-де-Жанейро. После двухмесяч­ного пребывания в Бразилии 23 апреля они вышли в обратный путь и, зайдя по пути в Лиссабон и Копенгаген, 24 июля 1821 года успешно закончили кругосветное плавание, прибыв в Кронштадт. Важно отметить, что за два с лишним года плавания экспедиция потеряла лишь двух матросов (обычная смертность была гораздо выше). Заслуга в сохранении жизни и здоровья своих подчиненных принад­лежит командирам кораблей и их офицерам.

Говоря о сделанных географических открытиях, командир экспедиции упоминает о том, что «в продолжение плавания нашего обретено двад­цать девять островов, в том числе в южном холодном поясе два, в южном умерен­ном — восемь, а девятнадцать — в жарком поясе; обретена одна коральная мель с лагуном» Ф. Ф. Беллинсгаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг., совершенные на шлюпах «Восток» и «Мир­ный» под начальством капитана Беллинс­гаузена, командира шлюпа «Востока», шлю­пом «Мирным» начальствовал лейтенант Лазарев. М., 1960. . Помимо этого, экспедиция выполнила большой объем исследо­ваний в самых разных областях — океанологии, зоологии, ботанике, клима­тологии, физической географии и других. Морская опись всех изученных районов, а также исправление контура берегов земель, уже нанесенных на карту, были настолько точными, что карта Южных Шетландских островов, составленная Беллинсгаузеном, использовалась как основа английскими картографами вплоть до середины XX века. Рисунки экспедиционного худож­ника П. Н. Михайлова даже спустя век не потеряли своей ценности и были опублико­ваны в английской «Лоции Антарктики», изданной в 1930 году.

Результаты работ экспедиции в свои трудах Ф. Ф. Беллинсгаузен опубликовал лишь десять лет спустя после окончания плавания. Вышли также и книги профессора Импера­торского Казанского университета И. М. Симонова и записки П. М. Новосильского В советское время их работы были опубли­кованы в сборниках: «Плавание шлюпов „Восток“ и „Мирный“ в Антарктику в 1819, 1820 и 1821 годах» (М., 1949) и «Русские открытия в Антарктике в 1819–1820–1821 годах» (М., 1951). .

История издания результатов экспедиции

Участники Первой русской антарктической экспедиции совершили одно из выдающихся географических открытий в истории: нашли шестой конти­нент — Антарктиду, а также 29 ранее неизвестных островов. «Экспедиция провела громадную научную работу. Сущест­венная заслуга экспедиции состояла в точном определении географических координат островов, мысов и других пунктов и составлении большого числа карт, что являлось излюб­ленной специальностью самого Беллинсгаузена» Е. Е. Шведе. Первая Русская антарктическая экспедиция 1819–1821 гг. // Ф. Ф. Беллинс­гаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 годов, совершен­ные на шлюпах «Востоке» и «Мирном» под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа «Восток», шлюпом «Мирным» начальствовал лейтенант Лазарев. М., 1949. .

Все материалы экспедиции, согласно инструкции, полученной при отправ­лении, следовало передать в Адмиралтейский департамент. Беллинсгаузен прилагал много усилий для публикации итогов путешествия. В 1824 году он представил Адмиралтейскому департаменту описание, карты и рисунки. Первоначально предполагалось выпустить «Описание» в количестве 1200 экземпля­ров с 19 картами и 51 рисунком» М. П. Лазарев. Документы. Т. 1. М., 1952. . Однако, по всей видимости, в связи со смертью Александра I в 1825 году и вступлением на престол Николая I, ходатайство не было удовлетворено и рукопись осталась неопубликованной.

В 1827 году Беллинсгаузен повторно обратился с просьбой об издании: «По открытии Ученаго Комитета главнаго Морскаго Штаба Его Импера­тор­скаго Величества, в октябре 1827 года, Г. Вице-Адмирал Беллинсгаузен просил Комитет, употребить свое ходатайство о напечатании, для сокращения издержек, 600 экземпляров, присовокупляя, что обращение издания в его пользу он не просит, а желает токмо, чтобы труды его были известны» Ф. Ф. Беллинсгаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг., совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирном» под начальством капитана Беллинс­гаузена, командира Шлюпа Востока. Шлюпом «Мирным» начальствовал лейтенант Лазарев. Т. 1. СПб., 1831. . Его поддерживает председатель Ученого комитета Главного морского штаба Л. И. Голенищев-Кутузов. В своем пред­ложении в Морской ученый комитет он писал: «Может случиться и едва ли уже не случилось, что учиненные капитаном Беллинсгаузеном обретения, по неизвест­ности оных, послужат к чести иностранных, а не наших мореплавателей» Там же. .

В результате книга «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 годов, совершенные на шлюпах „Восток“ и „Мирном“ под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа „Восток“. Шлюпом „Мирным“ начальствовал лейт. Лазарев» вышла в свет только в 1831 году, через десять лет после экспедиции.

Фундаментальный труд представляет собой подробный текстовый отчет о подготовке, ходе и результатах экспедиции. Начав с описания снаряжения, перечня участников, оснастки шлюпов, Беллинсгаузен затем рассказал о сложных физико-географических явлениях, коралловых рифах и полярных льдах, о неизведанных местах и невиданных растениях и животных.


Павел Михайлов. Хохлатый пингвин. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen­

Издание вышло в свет в двух томах, карты и рисунки вышли как приложение отдельным атласом. «Атлас» состоит из 19 карт и 45 лито­графий с изобра­жением видов островов и поселений, портретных зарисовок аборигенов, образцов экзоти­ческой флоры и фауны.

Карты для «Атласа» были составлены, , самим Ф. Ф. Беллинс­гаузеном. Первой представлена «Генеральная карта Южного полушария с показанием вновь открытых островов…», также включена карта острова Георгия, карта Южных Сандвичевых и Южных Шетландских островов, карта о. Петра I, берега Александра I и карты группы небольших тихоокеанских коралловых островов М. И. Белов. О картах Первой русской арктической экспедиции 1819–1821 гг. //Первая Русская антарктическая экспедиция 1819–1821 гг. и ее отчетная навигационная карта. Л., 1963. .

В основе литографий — рисунки, выполненные художником экспедиции Павлом Николаевичем Михайловым (1786–1840), выпускником Академии художеств. В 1815 году Михайлов был удостоен звания академика как портретист Н. Соломатина. Художник П. Н. Михайлов — участник кругосветных экспедиций. СПб., 2012. . Для выполне­ния экспедиционных задач требовался не живописец, а рисовальщик. И «Михайлов-портретист с готовностью взялся за освоение новых, иных изобразительных задач — документальной зарисовки самого разного рода (анималистической, ботанической, видовой, жанровой, портретной) в технике акварели» Там же. .


Павел Михайлов. Берега кораллового острова Великого Князя Александра Николаевича. Головы туземцев. Лодка. 1820 год Государственный Русский музей

Академия художеств снабдила его подробной инструкцией, согласно которой рекомен­довалось ничего не рисовать «по одной памяти» Там же. . «Фиксируя во время экспедиции «все заслуживающие любопытства предметы», Михайлов создал сотни рисунков и акварелей. Почти все они, заботливо собранные самим художником, хранятся в собрании Русского музея. Это не изобразительный дневник или хроника более чем двухлетнего вояжа на борту шлюпа «Восток». На старые паспарту наклеены беглые наброски и законченные зарисовки растений, рыб и птиц, виды далеких поселений и городов, необитаемых мест, портреты аборигенов Австралии и островов Тихого океана. Историческая и художественная значимость этих графических работ не всегда совпадают. Небольшой рисунок, представляющий берег Александра I Набросок хранится в ГРМ. В атласе — берег Александра I под № 59. , датированный 17 января 1821 года, — одно из первых изображений открытой Антарктиды, и его значение как исторического документа невозможно переоценить. Но без этой надписи изоб­ражение шестого континента ничем не отлича­лось бы от десятков удивительно похожих, на беглый взгляд, листов с нагро­мо­ждениями льдов и айсбергов» Н. Соломатина. Художник П. Н. Михайлов — участник кругосветных экспедиций. СПб., 2012. .


Павел Михайлов. Берег Александра I. 1821 год Государственный Русский музей

Атлас, изданный в 1831 году тиражом 600 экземпляров, никогда не переизда­вался и является библиографической редкостью. Основной тираж был напе­чатан в черно-белом варианте.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: