Взыскание пени по коммунальным платежам в 2021 году судебная практика

Обновлено: 28.03.2024

14 мая 2020 года Верховный Суд РФ поставил точку в многолетней дискуссии о допустимости защиты гражданских прав путем предъявления самостоятельных исков о снижении неустойки должниками.

В последние годы недобросовестные кредиторы, зная практику применения судами положений ГК РФ о снижении несоразмерных последствиям нарушения обязательств штрафных санкций по заявлению ответчика в споре, создали новый способ злоупотребления правом в виде начисления завышенных неустоек, без обращения с соответствующими исками в суды.

Расчет кредиторов при таком злоупотреблении был на то, что должники не смогут воспользоваться ст. 333 ГК РФ, и будут вынуждены оплачивать такие «драконовские» штрафные санкции.

Некоторую ясность в вопросах защиты прав должников привнесло Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности
за нарушение обязательств» (далее по тексту – Постановление Пленума № 7), предусматривающее возможность для должника обратиться в суд с самостоятельным иском о снижении неустойки (п. 79).

Анализ многочисленной судебной практики по данной категории споров показал полярные выводы судов по спорам с идентичными обстоятельствами.

Во всех разобранных случаях, перед тем как заявить самостоятельные требования, должники денежные средства на счета кредиторов в счет уплаты штрафных санкций
не вносили.

При этом с одной стороны, суды считали, что обращение с самостоятельным иском о снижении неустойки по заявлению должника является надлежащим способом защиты права, поскольку правила статьи 333 ГК РФ прямо предусматривают право суда уменьшить подлежащую уплате неустойку в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.

В противоположных примерах суды указывали на необходимость доказывания принудительного списания неустойки или ее недобровольной уплаты, а часть судов полагала, что обращение в суд с самостоятельным иском о снижении неустойки в принципе не является надлежащим способом защиты права, поскольку применение
ст. 333 ГК РФ возможно только по заявлению должника в статусе ответчика.

Верховным Судом РФ была рассмотрена кассационная жалоба ООО «АлексГрупп»
по делу А40-293311/2018, где должник обратился в суд с требованием о снижении штрафа в размере годовой арендной платы – 1 258 639,80 руб., наложенного Департаментом городского имущества города Москвы за размещение на 1 кв.м арендованного помещения платежного терминала.

Суд первой инстанции сумму штрафа снизил в 10 раз до 125 863 руб. Суд апелляционной инстанции со ссылкой на избрание ненадлежащего способа защиты права решение отменил, в иске отказал. Кассационный суд постановление апелляции поддержал.

В судебном заседании представители истца – Лящевский Б.И. и Медушевская Т.В.,
в обоснование доводов кассационной жалобы, обратили внимание Судебной коллегии на то, что из буквального толкования ст. 333 ГК РФ следует, что речь идет о праве суда снизить явно несоразмерную неустойку.

Положения ст. 333 ГК РФ не ставят реализацию права должника на заявление об уменьшении неустойки в зависимость от ее списания, зачета или оплаты в недобровольном порядке по причине доминирующего положения кредитора.

Названная норма не устанавливает требования к процессуальному статусу должника для заявления об уменьшении неустойки. т.е. должник не обязательно должен быть в статусе ответчика.

Системный анализ судебной практики показывает, что разъяснения в п. 79
не препятствуют реализации судом права на уменьшение неустойки.

Реализация должником права на снижение штрафных санкций по договору, стороной в котором является доминирующий субъект, до фактической уплаты:

- говорит о намерении должника исполнить принятые обязательства с учетом баланса интересов сторон;

- отвечает интересам слабой стороны по договору;

- способствует достижению целей программы Президента по поддержке малого и среднего бизнеса.

Кроме того, исключает необходимость:

- проведения финансовых операций по оплате должником сумм неустойки (до определения ее размера судом),

- перерасчет кредитором уже зачисленных сумм неустойки после уменьшения ее размера в судебном порядке, сверок взаиморасчетов,

- операции по возврату излишне уплаченных денежных средств.

Суть возражений представителей Департамента городского имущества сводилась к позиции о неправомерности снижения неустойки при установлении сторонами условия о конкретной величине штрафной санкции в договоре и к тому, что юридические лица свободны в заключении договора.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы истца Верховный Суд РФ постановления судов апелляционной и кассационной жалобы отменил, решение Арбитражного суда города Москвы оставил в силе.

В обоснование своих выводов Верховный Суд РФ в постановлении от 20 мая 2020 года по делу № А40-293311/2018 указал на то, что защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим (ст. 12 ГК РФ).

Согласно разъяснениям Пленума № 7 допускается возможность самостоятельного обращения должника в суд с требованием о снижении размера неустойки в отдельных случаях, перечень которых в названном постановлении (как правильно указал суд первой инстанции) не является исчерпывающим, так как закон не содержит прямого запрета на предъявление должником кредитору такого требования.

Аналогичная правовая позиция приведена в пункте 17 Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.09.2017.

Данный способ защиты направлен на установление правовой определенности в отношениях между сторонами обязательства в части суммы подлежащей уплате неустойки (штрафа), изначальный размер которой должник считает чрезмерным.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.12.2000
№ 263-О указал, что предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части 1 статьи 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

Определение судом первой инстанции конкретного размера неустойки в соответствии с положениями статьи 333 ГК РФ само по себе не является нарушением норм материального права.

Следует отметить, что споры по неустойке составляют значительный процент в структуре судебных дел и единообразие в правоприменительной практике является важным условием поддержания стабильности гражданского оборота.

Согласно статистическим данным Верховного Суда РФ по категориям дел за 2018 год рассмотрено 188 787 споров о неустойке на сумму 143 743 816 000 руб. Из них 164 165 удовлетворены.

В этой связи ограничительное толкование свободы судейского усмотрения в части применения ст. 333 ГК РФ создает крайне негативные предпосылки для стабильности гражданского оборота в целом.

По этой причине важность рассматриваемого спора состоит в том, что именно по его итогам Верховный суд РФ впервые ясно и недвусмысленно указал на наличие материального права должника на иск.

Таким образом, правовая позиция Верховного Суда РФ по делу № А40-293311/2018, закрепившая инструмент защиты от недобросовестных кредиторов, приобретает особую значимость и свидетельствует о позитивном сдвиге в судебной практике.

Сухов Алексей Васильевич – Управляющий партнер юридической фирмы,
ООО «СВА-ГРУПП»

Лящевский Борис Игоревич – Начальник отдела судебно-претензионной работы юридической фирмы ООО «СВА-ГРУПП»

Пени – это неустойка за нарушения порядка оплаты коммунальных услуг и платы взноса на капремонт. Обязанность оплатить их наступает в двух случаях:

  1. несвоевременная оплата
  2. оплата не в полном объеме

Уплата пеней осуществляется в одинаковом порядке как для платы на помещение и коммунальные услуги, так и для вносов на капремонт. Отличается только их размер.

Размер пени – одна трехсотая (1/300) или одна стотридцатая (1/130) ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной суммы, действующей на день их оплаты. Учитывая, что ставка рефинансирования не имеет самостоятельного значения и приравнивается к ключевой ставке, верным будет считать пени как одну трехсотую ключевой ставки.

Размер пени для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги

Первые 90 дней просрочки платежа

С 90 дня просрочки

1/300 ключевой ставки

1/130 ключевой ставки

Размер пени для внесения взноса на капремонт

Фиксированный — 1/300 ключевой ставки

Пени начинают начислять с 31 дня просрочки платежа.

При этом их размер не может быть больше 1/130 ключевой ставки от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Можно не платить пени за коммунальные услуги?

Обязанность граждан и организаций платить за коммунальные услуги установлена законом.

Если не вносить оплату в срок или не в полном объеме, будет копиться задолженность, которая может быть взыскана в судебном порядке. При этом, порядок взыскания задолженности за коммунальные услуги достаточно простой – вынесение судом судебного приказа.

В период ограничительных мероприятий по коронавирусу среди граждан распространено мнение о возможности не оплачивать коммунальные услуги. Это не соответствует действительности. Обязанность внесения платы за жилое помещение, коммунальные услуги и на капремонт сохраняется.

Исполнители коммунальных услуг не имеют права до 01.01.2021 требовать уплаты неустоек (пени). Это же правило касается и взносов на капремонт.

Таким образом, в связи со сложившейся ситуацией, ограничительными мероприятиями по коронавирусу, до 1 января 2021 года можно не платить пени.

Вместе с тем, Верховный Суд пояснил , что данное право касается задолженности, которая образовалась с 6 апреля 2020 года.

ПОЛЕЗНО: в случае, когда Вам включили в квитанцию незаконную пени смело требуйте перерасчета, смотрите видео в каком порядке это делать

Взыскание пени за коммунальные услуги

Пени за коммунальные услуги обычно взыскиваются вместе с суммой основной задолженности .

Для взыскания пеней, исполнители коммунальных услуг или иная уполномоченная организация, с которой заключен агентский договор, обращается в суд с заявление о вынесении судебного приказа или с исковым заявлением в порядке упрощенного производства. Предоставляется расчет суммы требований, основания такого расчета (договор) и расчет суммы пени.

Вынесенный судом судебный приказ отправляется на исполнение в ФССП, где будут приняты меры по розыску должника и обращению взыскания на его имущества в случае непогашения суммы долга в добровольном порядке.

Срок давности пени за коммунальные услуги

Исполнитель коммунальных услуг может требовать уплаты пени в течение всего срока действия договора и за его пределами в случае задолженности.

Другое дело, что взыскать данную задолженность можно в течение трех лет (3-х лет). При этом, три года исчисляются отдельно по каждому ежемесячному платежу. Срок давности для взыскания пени за коммуналку истекает тогда, когда истекает срок давности взыскания основной суммы коммунального платежа, за просрочку которого были начислены пени.

Заявление на списание пени по квартплате

Исполнителем коммунальных услуг может быть принято решение о списании пени. Для этого могут быть законные основания или договоренность с коммунальной организацией (соглашение).

Заявление можно написать в случаях:

  1. Истекли сроки исковой давности по обязательствам
  2. Банкротство должника
  3. Назначение реструктуризации (соглашение с коммунальной организации о погашении задолженности)
  4. Частные, личные основания, которые препятствовали исполнению обязательства по оплате коммуналки – болезнь, бедствие и т. д.
  5. Несоразмерность пени суммы задолженности
  6. Неверный расчет пени
  7. По вышеприведенным основаниям, пеню могут списать полностью или частично.
  8. Приостановка начисления пени за коммунальные услуги
  9. В период ограничительных мероприятий по коронавирусу, введенных во всей России, вступило в силу Постановление Правительства о запрете взыскания пени за коммуналку и капремонт.

НА ЗАМЕТКУ: также читайте дополнительные советы по рассрочке коммуналки по ссылке на нашем сайте

Снижение пени на коммунальные платежи в судебном порядке

По общему правилу, если не предпринимать никаких попыток по снижению пени по коммунальным услугам, то суд конечно возьмет за основу расчет, предоставленный истцом. Поэтому рекомендую, обратиться с ходатайством о снижении сумму с обоснованием возражения по ст. 333 ГК РФ (подробнее по ссылке).

В таких делах согласно сложившейся судебной практики должно быть сопоставление начисленной неустойки с суммой задолженности, когда она явно несоразмерна нарушенному обязательству – нужно пересматривать начисленные пени в сторону уменьшения коммунального платежа, в частности подтверждением служит хороший пример в виде Определения Московского городского суда от 06.05.2016 г. по делу N 4г-4416/2016.

К иным основания снижения пени по коммунальным услугам можно отнести:

  1. Иные заслуживающие внимания обстоятельства рассматриваемого дела, например, неверное начисление изначально обозначенных сумм, что привело к спору (платы в резервный фонд по капитальному ремонту, платы на содержание общего имущества дома и т.д.)
  2. Пени не должна взыскиваться за первый месяц, такие новые правила начисления штрафов по данной категории дел
  3. Если ответчик не получал информацию о своей задолженности, например, был нарушен порядок доставки квитанций, отсутствовало письменное требование о погашении долга в предоставленных квитанциях, то все это подлежит использованию при решении вопроса о снижении суммы неустойки по коммуналке

Кроме того, обязательно проанализируйте требование вашей управляющей компании на предмет срока исковой давности, ведь если пени начислена на сумму задолженности за пределами трехгодичного периода давности, то у вас есть все основания требовать исключения данных начислений полностью из расчета исковых требований.

Почему коммунальщики добровольно не снижают или не убирают пени, если человек не может выбраться из долга ЖКХ?

Отмена пени по коммунальным платежам

Каждый может оказаться в сложном положении, когда в жизни происходят разные события: потеря работы, болезнь плательщика коммунальных услуг или их близких родственников.

Конечно, в таких случаях не до платежей, которые не являются первостепенным. Вопрос, как не платить пени за квартплату, первое, что приходит в голову. Но закон, есть закон, даже, если он порой несправедлив в отношении конкретного гражданина…

Если коммунальщики аннулируют пени без суда:

  • Пострадают другие жильцы, ведь они добросовестно платят, а негативные последствия по просрочкам и убытки управляющих, в связи с этим могут ударить уже по их кошелькам
  • Списание пени по квартплате со стороны руководителя ТСЖ, ЖСК может обернуться против председателя, на которого могут жаловаться жильцы, работники, что он уменьшает поступления такими действиями, вошел в сговор и т.п.

Вот почему удается решить проблему уменьшения коммунальных услуг лишь в суде через 333 ГК РФ.

Адвокат по отмене пени за коммуналку в Екатеринбурге

Адвокат по отмене пени Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» поможет грамотно провести переговоры с коммунальной организацией, достичь соглашения о снижении и списании пени, а в более серьезных ситуациях не даст коммунальной организации взыскать завышенный размер пени в суде.

Отзыв нашем адвокате по жилью


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Дополнительная информация по теме:

Как получить субсидии на оплату услуг ЖКХ: помощь адвоката

Наш жилищный адвокат в Екатеринбурге поможет Вам разобраться, в порядке получения субсидии на оплату услуг ЖКХ: профессионально, выгодно и в срок. Узнайте подробнее о процедуре на сайте Адвокатского бюро "Кацайлиди и партнеры" прямо сейчас

Как снизить коммунальные платежи, долги ЖКХ: помощь адвоката

Наш адвокат по жилищным спорам поможет вам снизить коммунальные услуги и решить спор с коммунальщиками: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните!

Рассрочка коммунальных платежей: как договориться с ЖКХ по долгу

Наш адвокат по жилищным спорам поможет Вам добиться рассрочки коммунальных платежей: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Как списать задолженность по налогам и сборам: помощь адвоката

Как списать задолженность по налогам и сборам? Читайте в нашей новой статье на сайте АБ "Кацайлиди и партнеры". Наш адвокат по налоговым делам окажет Вам профессиональную помощь! Записывайтесь на консультацию прямо сейчас!

Неустойки, штрафы по контракту 44-ФЗ: помощь адвоката

Наш адвокат в сфере закупок, тендеров и торгов поможет разобраться в вопросах неустойки, штрафа, пени по контракту 44-ФЗ: профессионально, выгодно и в срок.

Как не платить за мусор? Помощь и советы адвоката

Наш адвокат по коммунальным платежам разъяснит законные способы, как не платить за мусор или снизить размер квитанции: профессионально, выгодно и сейчас. Звоните уже сегодня!

Жалоба в жилищную инспекцию: как составить, помощь адвоката

Наш адвокат по жилищным спорам поможет составить жалобу в жилищную инспекцию: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Порядок отключения коммунальных услуг за неуплату

Наш адвокат по жилищным вопросам разъяснит порядок отключения коммунальных услуг за неуплату, ответственность управляющих компаний за нарушение прав потребителя, иной вопрос ЖКХ: профессионально и в срок.

Суды с фондом капитального ремонта: помощь адвоката

Адвокат по жилищным вопросам нашего адвокатского бюро поможет выиграть суд с фондом капитального ремонта: профессионально, на выгодных условиях и в срок.

Как начисляются пени по договору: помощь адвоката

Адвокат поможет в вопросе начисления пени по договору, а также взыскания и получения присужденных сумм: профессионально, выгодно и в срок


Отзывы о нас

Отзыв по уголовным делам

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

Как до нас добраться?

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Отмена пени по коммунальным платежам
Отмена пени по коммунальным платежам
Отмена пени по коммунальным платежам

Правительство РФ постановлением от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Постановление № 424) приостановило взыскание неустойки до 1 января 2021 года:

  • в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт, т.е. освободили от взыскания неустойки собственников квартир;
  • за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательств по оплате коммунальных ресурсов (газоснабжение, электроэнергетика, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, твердые коммунальные отходы), т.е. освободили от взыскания неустойки ТСЖ, управляющие компании и т.п.

Сформулированы эти запреты в виде:

  • приостановки действия положений (содержащих право на взыскание неустойки) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (п. 1);
  • запрета на применение положений договорово предоставлении коммунальных услуг, противоречащих настоящему постановлению (Постановлению Правительства № 424) – т.е., очевидно, что подразумевается, что если в таком договоре есть право на взыскание неустойки, то это положение теперь противоречит запрету на взыскание неустойки (п. 2 и п. 3);
  • запрета на применение положений договоров управления многоквартирными домами, устанавливающих право на взыскание неустойки за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение (п. 4);
  • приостановки взыскания неустойки в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт (п. 5).

Теперь положение рассматриваемой статьи дополнено таким понятием как «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих». Ввиду чего, в настоящее время законодатель предусмотрел возможность принимать поправки в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).

Однако, основными нормативными актами, устанавливающими право на взыскание соответствующей неустойки, являются Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ и другие законы, на которые Постановление Правительства № 424 не рискнуло «замахнуться» и которые оставило без внимания. В частности, как предусмотрено ст. 15 Закона о теплоснабжении от 27.07.2010 № 190-ФЗ, частями ст. 13 Закона о водоснабжении и водоотведении от 07.12.2011 № 416-ФЗ, ст. 37 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ, ст. 25 Закона о газоснабжении № 69-ФЗ, потребители энергоресурсов обязаны уплачивать ресурсоснабжающей организации законную неустойку в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты энергии, а в соответствии с п.п. 14 т 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить пени.

Но несмотря на отсутствие изменений в указанных выше статьях законов, в соответствии со ст. 422 ГК РФ положения договоров в данной части должны соответствовать правилам, установленным законом и иными правовыми актами, которым и является в рассматриваемом случае Постановление № 424. Как следствие, положения, установленные Постановлением № 424 распространяются, как на законную, так и на договорную неустойку.

Само Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования – т.е. с 06.04.2020. Но из текста документа не следует, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, ретроспективных оговорок в нем не содержится. Данная мера представляет собой временный мораторий на начисление штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств.

При этом, нормативный акт не содержит конкретики в части пункта 5, в котором идет речь именно о взыскании неустойки в судебном порядке. Подробных комментариев и разъяснений законодатель также не давал. Здесь разберем поподробнее.

Пункт 5 Постановления № 424 звучит следующим образом: «Приостановить до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт».

В большинстве комментариев содержится предположение, что Правительство запретило с 6 апреля до 1 января 2021 г. взыскивать неустойку (штрафы, пени) в случаях, когда плата за жилье и коммунальные услуги внесена позже срока и (или) не полностью. В этот период управляющие организации не смогут требовать неустойку с жителей, просрочивших оплату коммунальных услуг. В свою очередь, управляющие организации также защитили от штрафных санкций за неисполнение обязательств перед поставщиками коммунальных ресурсов.

То есть, углубляясь в смысл текста пятого пункта, не имея при этом комментариев законодателя, можно воспринимать двоякий смысл указанного:

1. нельзя взыскивать неустойку, начисленную в период с 06.04.2020 по 01.01.2021, а начисленную за просрочку, допущенную до 6 апреля 2020 года можно и сейчас, после 6 апреля;

2. нельзя взыскивать неустойку в обозначенный период в принципе, в том числе начисленную за период просрочки до 6 апреля 2020 года.

Судебная практика

Анализируя уже сложившуюся за короткий промежуток времени судебную практику арбитражных судов, можно сделать вывод, что суды расценивают пятый пункт Постановления № 424 следующим образом: нельзя взыскивать неустойку, начисленную в период с 06.04.2020 по 01.01.2021.

Например, в решении Арбитражного суда Амурской области от 14.04.2020 по делу № А04-1390/2020 суд указал:

Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 в период с 06.04.2020 по 01.01.2021 приостановлено взыскание неустойки (штраф, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги.)

Таким образом, начисление пени по настоящему делу производится с 17.03.2020 по 05.04.2020 и далее начисление приостанавливается с 06.04.2020 по 01.01.2021.

В резолютивной части решения Арбитражного суда Вологодской области от 21.04.2020 по делу № А13-1686/2020 суд более подробно прописал о мораторном периоде:

Взыскать с 14 064 руб. 73 коп. пени за просрочку исполнения денежного обязательства в период с сентября по декабрь 2019 года, рассчитанные за период с 22.10.2019 по 06.04.2020, а также 7038 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

В случае отсутствия оплаты задолженности до 01.01.2021 производить начисление неустойки от не выплаченной в срок суммы в размере 187 824 руб. 58 коп. с 01.01.2021 по день фактической оплаты долга.

В этом решении суд четко обозначил, что если должник не оплатит сумму основного долга до 01.01.2021, то начисление неустойки после указанной даты продолжится до момента фактической оплаты.

Также имеются судебные акты, в которых позиция суда относительно применения Постановления № 424 четко не определена, при этом исковые требования удовлетворяются в полном объеме. Так, например, в резолютивной части решения Арбитражного суда Хабаровского края от 17.04.2020 по делу № А73-2440/2020 суд указал следующее:

Взыскать пени в соответствии с пунктом 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" за период с 18.03.2020 по день фактической оплаты суммы долга в размере 713 697 руб. 24 коп. (с учетом Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Каким образом будет производиться исполнение указанного судебного акта, станет известно только на стадии исполнительного производства.

Арбитражными судами ежедневно принимаются решения, содержащие аналогичные выводы. Суды считают, что положения Постановления № 424 распространяются на взыскание неустоек (штрафов, пеней) только по обязательствам, возникшим в период с 06.04.2020 по 01.01.2021, при этом, ресурсоснабжающие организации вправе предъявлять иски о взыскании неустойки за периоды просрочки исполнения обязательств, возникших с 06.04.2020 не ранее даты, обозначенной в Постановлении - 01.01.2021 г.

В рамках приказного производства, предусмотренного главой 29.1 АПК РФ, дела обстоят сложнее. И здесь суды принимают иную позицию, возвращая заявления о вынесении судебного приказа, если в заявлении есть требование о взыскании неустойки за любой период.

Например, в определении Арбитражного суда Пермского края от 22.04.2020 по делу № А50-7940/2020 суд сделал вывод что, если в период после 06.04.2020 года взыскатель подал в суд заявление о вынесении судебного приказа, в котором помимо требования о взыскании долга содержится требование о взыскании неустойки, взыскание которой приостановлено, суд возвращает такое заявление взыскателю.

А в определении Арбитражного суда Курганской области от 15.04.2020 по делу № А34-3208/2020 суд пришел к выводу о наличии спора о праве, в соответствии с принятым Постановлением № 424, и также отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа.

В заключение можно сделать вывод, что ввиду отсутствия разъяснений, каждая сторона – участник правоотношений будет трактовать закон в свою пользу. Пока преобладает мнение, что положения Постановления № 424 распространяются именно на требование (взыскание) неустоек (штрафов, пеней) только по обязательствам, возникшим в период с 06.04.2020 по 01.01.2021. При этом, нет четкого понимания, вправе ли ресурсоснабжающие и управляющие организации продолжать начисление и впоследствии (после 01.01.2021) требовать неустойку за мораторные периоды, поскольку по истечении этого срока снимается запрет на ее взыскание в судебном порядке.

Update: 30 апреля 2020 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации утвердил "Обзор № 2 по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в пункте 7 которого разъясняется, в отношении каких периодов просрочки в 2020 г. не подлежит начислению неустойка.

Президиум указал, что названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.

Подборка наиболее важных документов по запросу Снижение пени по коммунальным платежам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Снижение пени по коммунальным платежам

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 11.08.2020 N 33-6903/2020 по делу N 2-1299/2020
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования управляющей организации: 1) О взыскании платы за жилое помещение и коммунальные услуги; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Вступившим в законную силу решением суда принадлежащее истцу жилое помещение сохранено в переустроенном и перепланированном состоянии, однако ответчик не сообщил истцу достоверные сведения относительно изменения площади квартиры. Подлежащая взысканию сумма определена с учетом применения срока исковой давности.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - удовлетворено в части. Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, а довод жалобы об отсутствии оснований для снижения размера пеней несостоятельным. Так, неустойка за неуплату коммунальных платежей является мерой гражданской ответственности, размер которой может быть снижен судом на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае если подлежащая уплате неустойка несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Учитывая характер спора, обстоятельства дела, в том числе то, что ответчиком является физическое лицо, суд правильно по своей инициативе пришел к выводу о возможности снижения подлежащей взысканию пени. Само по себе установление размера неустойки законом не исключает возможности применения по делу ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом вопреки доводам жалобы данное снижение нельзя признать чрезмерным.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Снижение пени по коммунальным платежам

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как взыскивается задолженность по коммунальным платежам с физического лица?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) При этом суд вправе, например, уменьшить размер пеней, начисленных за несвоевременную и (или) неполную оплату коммунальных услуг, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ; п. 1 ст. 333 ГК РФ; п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 22).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Что будет за неоплату или просрочку оплаты коммунальных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) Суд вправе уменьшить размер пеней, начисленных за несвоевременную и (или) неполную оплату коммунальных услуг, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства (п. 1 ст. 333 ГК РФ; п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 22).

Нормативные акты: Снижение пени по коммунальным платежам

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018) Постановлением арбитражного суда округа решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, в удовлетворении иска отказано. Суд исходил из того, что ч. 14 ст. 155 ЖК РФ установлена ответственность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в виде пеней; согласно разъяснениям, приведенным в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если размер неустойки установлен законом, то в силу п. 2 ст. 332 ГК РФ он не может быть уменьшен по заранее заключенному соглашению сторон, но может быть увеличен, если такое увеличение законом не запрещено, например, не допускается увеличение размера неустоек, установленных ч. 14 ст. 155 ЖК РФ за несвоевременное и (или) неполное внесение лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги; поскольку к спорным правоотношениям применяются специальные нормы права, предусматривающие ответственность за нарушение сроков оплаты оказанных услуг в виде неустойки, удовлетворение иска о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ является неправомерным.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 28.04.2022)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") 150. Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Правительство РФ постановлением от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Постановление № 424) приостановило взыскание неустойки до 1 января 2021 года:

  • в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт, т.е. освободили от взыскания неустойки собственников квартир;
  • за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательств по оплате коммунальных ресурсов (газоснабжение, электроэнергетика, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, твердые коммунальные отходы), т.е. освободили от взыскания неустойки ТСЖ, управляющие компании и т.п.

Сформулированы эти запреты в виде:

  • приостановки действия положений (содержащих право на взыскание неустойки) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (п. 1);
  • запрета на применение положений договорово предоставлении коммунальных услуг, противоречащих настоящему постановлению (Постановлению Правительства № 424) – т.е., очевидно, что подразумевается, что если в таком договоре есть право на взыскание неустойки, то это положение теперь противоречит запрету на взыскание неустойки (п. 2 и п. 3);
  • запрета на применение положений договоров управления многоквартирными домами, устанавливающих право на взыскание неустойки за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение (п. 4);
  • приостановки взыскания неустойки в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт (п. 5).

Теперь положение рассматриваемой статьи дополнено таким понятием как «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих». Ввиду чего, в настоящее время законодатель предусмотрел возможность принимать поправки в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).

Однако, основными нормативными актами, устанавливающими право на взыскание соответствующей неустойки, являются Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ и другие законы, на которые Постановление Правительства № 424 не рискнуло «замахнуться» и которые оставило без внимания. В частности, как предусмотрено ст. 15 Закона о теплоснабжении от 27.07.2010 № 190-ФЗ, частями ст. 13 Закона о водоснабжении и водоотведении от 07.12.2011 № 416-ФЗ, ст. 37 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ, ст. 25 Закона о газоснабжении № 69-ФЗ, потребители энергоресурсов обязаны уплачивать ресурсоснабжающей организации законную неустойку в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты энергии, а в соответствии с п.п. 14 т 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить пени.

Но несмотря на отсутствие изменений в указанных выше статьях законов, в соответствии со ст. 422 ГК РФ положения договоров в данной части должны соответствовать правилам, установленным законом и иными правовыми актами, которым и является в рассматриваемом случае Постановление № 424. Как следствие, положения, установленные Постановлением № 424 распространяются, как на законную, так и на договорную неустойку.

Само Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования – т.е. с 06.04.2020. Но из текста документа не следует, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, ретроспективных оговорок в нем не содержится. Данная мера представляет собой временный мораторий на начисление штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств.

При этом, нормативный акт не содержит конкретики в части пункта 5, в котором идет речь именно о взыскании неустойки в судебном порядке. Подробных комментариев и разъяснений законодатель также не давал. Здесь разберем поподробнее.

Пункт 5 Постановления № 424 звучит следующим образом: «Приостановить до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт».

В большинстве комментариев содержится предположение, что Правительство запретило с 6 апреля до 1 января 2021 г. взыскивать неустойку (штрафы, пени) в случаях, когда плата за жилье и коммунальные услуги внесена позже срока и (или) не полностью. В этот период управляющие организации не смогут требовать неустойку с жителей, просрочивших оплату коммунальных услуг. В свою очередь, управляющие организации также защитили от штрафных санкций за неисполнение обязательств перед поставщиками коммунальных ресурсов.

То есть, углубляясь в смысл текста пятого пункта, не имея при этом комментариев законодателя, можно воспринимать двоякий смысл указанного:

1. нельзя взыскивать неустойку, начисленную в период с 06.04.2020 по 01.01.2021, а начисленную за просрочку, допущенную до 6 апреля 2020 года можно и сейчас, после 6 апреля;

2. нельзя взыскивать неустойку в обозначенный период в принципе, в том числе начисленную за период просрочки до 6 апреля 2020 года.

Судебная практика

Анализируя уже сложившуюся за короткий промежуток времени судебную практику арбитражных судов, можно сделать вывод, что суды расценивают пятый пункт Постановления № 424 следующим образом: нельзя взыскивать неустойку, начисленную в период с 06.04.2020 по 01.01.2021.

Например, в решении Арбитражного суда Амурской области от 14.04.2020 по делу № А04-1390/2020 суд указал:

Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 в период с 06.04.2020 по 01.01.2021 приостановлено взыскание неустойки (штраф, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги.)

Таким образом, начисление пени по настоящему делу производится с 17.03.2020 по 05.04.2020 и далее начисление приостанавливается с 06.04.2020 по 01.01.2021.

В резолютивной части решения Арбитражного суда Вологодской области от 21.04.2020 по делу № А13-1686/2020 суд более подробно прописал о мораторном периоде:

Взыскать с 14 064 руб. 73 коп. пени за просрочку исполнения денежного обязательства в период с сентября по декабрь 2019 года, рассчитанные за период с 22.10.2019 по 06.04.2020, а также 7038 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

В случае отсутствия оплаты задолженности до 01.01.2021 производить начисление неустойки от не выплаченной в срок суммы в размере 187 824 руб. 58 коп. с 01.01.2021 по день фактической оплаты долга.

В этом решении суд четко обозначил, что если должник не оплатит сумму основного долга до 01.01.2021, то начисление неустойки после указанной даты продолжится до момента фактической оплаты.

Также имеются судебные акты, в которых позиция суда относительно применения Постановления № 424 четко не определена, при этом исковые требования удовлетворяются в полном объеме. Так, например, в резолютивной части решения Арбитражного суда Хабаровского края от 17.04.2020 по делу № А73-2440/2020 суд указал следующее:

Взыскать пени в соответствии с пунктом 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" за период с 18.03.2020 по день фактической оплаты суммы долга в размере 713 697 руб. 24 коп. (с учетом Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Каким образом будет производиться исполнение указанного судебного акта, станет известно только на стадии исполнительного производства.

Арбитражными судами ежедневно принимаются решения, содержащие аналогичные выводы. Суды считают, что положения Постановления № 424 распространяются на взыскание неустоек (штрафов, пеней) только по обязательствам, возникшим в период с 06.04.2020 по 01.01.2021, при этом, ресурсоснабжающие организации вправе предъявлять иски о взыскании неустойки за периоды просрочки исполнения обязательств, возникших с 06.04.2020 не ранее даты, обозначенной в Постановлении - 01.01.2021 г.

В рамках приказного производства, предусмотренного главой 29.1 АПК РФ, дела обстоят сложнее. И здесь суды принимают иную позицию, возвращая заявления о вынесении судебного приказа, если в заявлении есть требование о взыскании неустойки за любой период.

Например, в определении Арбитражного суда Пермского края от 22.04.2020 по делу № А50-7940/2020 суд сделал вывод что, если в период после 06.04.2020 года взыскатель подал в суд заявление о вынесении судебного приказа, в котором помимо требования о взыскании долга содержится требование о взыскании неустойки, взыскание которой приостановлено, суд возвращает такое заявление взыскателю.

А в определении Арбитражного суда Курганской области от 15.04.2020 по делу № А34-3208/2020 суд пришел к выводу о наличии спора о праве, в соответствии с принятым Постановлением № 424, и также отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа.

В заключение можно сделать вывод, что ввиду отсутствия разъяснений, каждая сторона – участник правоотношений будет трактовать закон в свою пользу. Пока преобладает мнение, что положения Постановления № 424 распространяются именно на требование (взыскание) неустоек (штрафов, пеней) только по обязательствам, возникшим в период с 06.04.2020 по 01.01.2021. При этом, нет четкого понимания, вправе ли ресурсоснабжающие и управляющие организации продолжать начисление и впоследствии (после 01.01.2021) требовать неустойку за мораторные периоды, поскольку по истечении этого срока снимается запрет на ее взыскание в судебном порядке.

Update: 30 апреля 2020 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации утвердил "Обзор № 2 по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в пункте 7 которого разъясняется, в отношении каких периодов просрочки в 2020 г. не подлежит начислению неустойка.

Президиум указал, что названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: