Какое водоизмещение бывает у судов

Обновлено: 25.04.2024

Такой термин как "водоизмещение судов" встречается довольно часто. И хотя интуитивно понятно, что он обозначает, некоторые люди все равно не до конца себе представляют, что значит этот важный параметр. Давайте его рассмотрим.

Что значит водоизмещение судна?

Этот параметр определяет объем вытесненной воды кораблем. Вес воды, которую вытесняет судно, обычно равно весу самого корабля. Следовательно, выражают данный параметр в тоннах, а не в объеме. Впрочем, на западе принято указывать этот параметр в пудах (что тоже является весовой единицей). Одна тонна равна 62,03 пуда. Следовательно, если этот параметр равен 10000 тоннам, то это значит, что его вес составляет 620300 пудов.

Стоит отметить, что водоизмещение судов является непостоянной единицей. Оно всегда изменяется. Нагруженный корабль при следовании в один пункт будет иметь один вес, после разгрузки его водоизмещение становится меньшим. Также это касается и топлива, которое расходуется по мере продвижения судна. Так корабль из пункта "А" выходит с одним водоизмещением и приходит в пункт "Б" с другим. Поэтому нельзя сказать, что водоизмещение судов определяет вес корабля, хотя это точно лишь отчасти. Этот параметр указывает, какой конкретно объем воды вытесняется на данный момент. Ведь даже тогда, когда на борт заходит один человек, то водоизмещение увеличивается на 0,06-0,07 тонны (вес одного человека).

Водоизмещение больших судов

В мире очень много кораблей с разными значениями веса вытесняемой воды. Но какие судна являются лидерами по этому параметру? Размеры некоторых кораблей просто поражают. И хотя некоторые из рейтинга суда уже не ходят, они все равно заслуживают внимания как самые крупные и тяжелые.

1-е место – Prelude FLNG

водоизмещение судов

Самое большое судно было построено в 2013 году в Южной Корее. Это огромный корабль длиной 488 метров и шириной 78 метров. Предназначается он для транспортировки газа. Для его строительства было использовано 260 тысяч тонн стали, а при полной загруженности водоизмещение составляет 600 тысяч тонн.

Чтобы проще было себе представить размеры и вес этого судна можно привести в сравнение авианосец USS Enterprise. Этот корабль может нести до 90 самолетов и вертолетов, а на его борту используется 8 ядерных реакторов, 4 турбины. А также служит 4800 человек. И его максимальное водоизмещение составляет 93400 тонн, что приблизительно в 6 раз меньше, чем у Prelude FLNG.

2-е место – Seawise Giant

что значит водоизмещение судна

Этот супертанкер был построен в 1979 году, и он был известен под разными именами. В частности, его называют королевой океанов и рек. Это японское судно сильно пострадало во время ирано-иракской войны. Посчитали, что отремонтировать его невозможно, поэтому было принято решение его затопить. Однако затем его подняли со дна, отремонтировали и назвали Happy Giant. В 2009 году оно совершило свой последний поход. Его водоизмещение составляло 657 018 при полной загруженности.

3-е место – Pierre Guillaumat

водоизмещение больших судов

Третье место справедливо занимает Pierre Guillaumat. Оно было названо в честь французского политика и основателя компании Elf Aquitaine Пьера Гийома. Оно было построено в 1977 году, прослужило шесть лет, а после было отправлено на лом из-за убыточности. Оказалось, что судно из-за своих размеров не могло пройти через Панамский или Суэцкий канал, а также не имело возможности зайти во многие порты мира. Следовательно, его использование было сильно ограничено и порой его было нерационально гнать через полмира в обход Панамского или Суэцкого канала.

И хотя корабль оказался убыточным и просто неудачным, он обладал огромной грузоподъемностью, а водоизмещение судна достигало 555 тысяч тонн.

4-е место – Batillus

определение водоизмещения судна

Этот супертанкер был построен компанией Chantiers de l’Atlantique для известной нефтепромышленной корпорации Shell Oil. Его грузоподъемность составила 554 тысячи тонн, скорость – 16-17 узлов. Справедливо занимает четвертое место, однако с 1985 года не используется.

5-е место – Esso Atlantic

В истории кораблей имя Esso Atlantic является одним из самых популярных. Длина судна составила 406 метров, грузоподъемность – 516891 тонна. Корабль прослужил 35 лет в качестве танкера для транспортировки нефти, однако в 2002 году оно было сдано на лом в Пакистане.

6-е место – Maersk Mc-Kinney Moller

Известная компания Maersk создала один из самых больших в мире контейнеровозов Mc-Kinney Moller, который может похвастаться наибольшей грузоподъемностью среди контейнеровозов. Его длина составила 399 метров. При своих габаритах судно получилось достаточно быстрым – его скорость составила 23 узла. Построен корабль был на южнокорейском заводе Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering.

7-е место – Emma Maersk

водоизмещение судов

И снова компания Maersk выделилась, создав одни из самых больших кораблей в мире. Это судно эксплуатируется до сих пор (его спустили на воду совсем недавно – в 2006 году). Его вместительность составляет 11 тысяч контейнеров (11000 ДФЭ), а длина достигает 397 метров.

В заключение

И хотя эти корабли сегодня являются самыми крупными, это всего лишь на время. Технологии совершенствуются, и в скором будущем мы сможем увидеть новые более вместительные суда. Также стоит отметить, что указанные выше судна являются лидерами именно по параметру водоизмещения, но при этом они не самые крупные. Ведь габариты корабля не говорят о его весе и возможности транспортировать большие грузы.

Итак, мы дали определение водоизмещению судна. Главное здесь - понимать, что этот параметр не является постоянным, он меняется при погрузке, разгрузке, сгорании топлива.

Уже замечено, сколько бы раз не обсуждали тему, не объясняли что-то непонятное, то всё равно, рано, или поздно эта тема снова всплывает в обсуждениях. Снова и снова задаются вопросы. и, пони бегает по кругу.

Давайте, теперь и я попробую объяснить, что такое водоизмещение, что такое дедвейт, и, самое главное, что же всё таки это такое - регистровый тоннаж, или гросс-тоннаж.

Объяснить попробую в самой простой форме, максимально понятной для тех, кто совсем не в теме. Поэтому никаких формул, ни к чему они тут.

Запутанность в понятиях имеет место быть. Чаще всего из-за того, что эти понятия как-то вольно истолковывают люди, которые далеки от темы. Например, журналисты в погоне за новостями. Нет, есть журналисты, профессионалы в этой теме, которые ляпов не допускают. Беда в том, что эти профи чаще всего пишут на специализированных ресурсах, а туда простой читатель не часто заглядывает. Ну, а другие журналисты, те. как-то не особо заморачиваются понятиями и терминами, гвоздят в погоне за сенсацией.

Могу привести пример. Когда произошёл аварийный случай с круизным лайнером VIKING SKY у берегов Норвегии в 2019 году, то многие новостные ресурсы, описывая лайнер, заявляли, что водоизмещение у этого судна аж 47 842 тонны. Много это, или мало? Ну, вот, авианосец KARL WINSON, у него водоизмещение - 97 000 тонн. Вот такой круизный лайнер, вполовину водоизмещения авианосца.

Разгадка таких цифр в описании круизника проста, журналисты побежали добывать информацию в Википедии. И в характеристиках сразу же наткнулись на слово tonnage. В чём выражается водоизмещение? В тоннах. Вот и всё, берём первую цифру с тоннами, вот вам и водоизмещение. А GT, это уже не важно, у них там в морях всё не по людски, какие то кабельтовы, мили, палубы, трапы. вот и gross tonnage из той же серии. Скромные тонны дедвейта, упомянутые там же, в Вики, всего 4 826 тонн, никак не смутили журналистов. Так и пошло-поехало. Одни взяли цифры из Вики, другие перепечатали у других. Ну, а люди то читают, и пошло-поехало дальше.

Так, что. приступим.

Я специально даю английский вариант терминов, чтобы было проще потом разобраться. ну, если где вдруг встретится, или нужно поискать какую-либо информацию самому, в том числе и на забугорных сайтах.

Важная характеристика судна. Что это такое, водоизмещение, в общих чертах знают многие. И водоизмещение равно весу вытесненной воды. Но иногда возникает вопрос, когда рассказывается о каком-либо судне - а какое у него водоизмещение? И тут можно задать встречный вопрос - а какое именно водоизмещении интересует?

1. Водоизмещение порожнем или Lightweight tonnage (может встретиться такое - Light Displacemen Tonnage - LDT)

Когда судно после постройки только поставили на воду, ещё нет никаких запасов топлива, масел, воды. Нет никаких запчастей в кладовках. Нет экипажа, нет его вещей, нет провизии для экипажа - на воде стоит просто, грубо говоря, железная коробка. Эта коробка тоже вытесняет воду, и это водоизмещение, в таком состоянии судна, это и есть водоизмещение порожнем. И вытесненная вода по весу, равна весу самого судна.

Танкер ALMI TITAN. Танкер в Ю.Корее на достройке. Примерно так выглядит танкер такого класса при водоизмещении порожнем. Дедвейт - 315 299 тонн. Фото из открытых источников.

Танкер ALMI TITAN. Танкер в Ю.Корее на достройке. Примерно так выглядит танкер такого класса при водоизмещении порожнем. Дедвейт - 315 299 тонн. Фото из открытых источников.

Когда судно заканчивает свой жизненный путь, его продают на разделочные пляжи, где судно разберут и пустят переплавку. Как же оценить судно, которое идёт на разделку? По длине? Ширине? Осадке? Нет, судно продают на вес. И именно по водоизмещению порожнем. Записано в документах LDT - 3 000 тонн. Цена лома на момент продажи - 100 долларов. 3 000 х 100 = 300 000 долларов. Вот столько и дадут за это судно. Цифры, приведённые выше, конечно же, условны. Актуальные цифры, это на момент продажи судна. Плюс там есть некоторые повышающие и понижающие коэффициенты для торгов, но сам смысл таков - судно оценивают по водоизмещению порожнем.

2. Стандартное водоизмещение или Standart Displacement Tonnage (SDT).

Ну, вот вы на построенное судно, загрузили необходимые запчасти, припасы, загрузили туда же экипаж с чемоданами, но не залили танки запаса топливом, маслом и водой. Это и есть стандартное водоизмещение.

3. Полное водоизмещение или Full Load Displacement Tonnage/

А это, когда уже вы полностью загрузили нужные припасы, загнали на борт экипаж, топливные танки залили топливом, масляные цистерны - маслом, а танки запаса воды - водой, грузовые трюмы или грузовые танки приняли положенное количество груза, это и будет полное водоизмещение судна.

И вот тут есть нюанс. Зачастую в перечислении характеристик какого-либо судна напрочь отсутствует это самое водоизмещение. Ни водоизмещения порожнем, ни полного водоизмещения. Зато есть какой-то дедвейт, который тоже выражен в тоннах.

Так, вот. самая главная характеристика грузового судна, предназначенного для коммерческих (да и некоммерческих тоже) перевозок груза, это то, сколько груза может перевезти это судно. Именно эта характеристика больше всего интересует потенциального грузоотправителя или фрахтователя.

На житейско-бытовом примере. Вам надо перевезти тонну песка или щебня. Вы же будете искать грузовик с определённой грузоподъёмности, а не спрашивать какая максимальная масса снаряжённого грузовика. И, конечно же, можно и десятитонный самосвал зафрахтовать ради тонны песка, но там и оплата будет несколько другая. Поэтому вы и будете искать самый оптимальный вариант для перевозки вашего груза. Самосвал на тонну-полторы.

Вот поэтому характеристики грузового судна выглядят так : длина-ширина-осадка-дедвейт. Если уж нужны полные характеристики, что ж, для этого есть специализированные сайты, вот там уже расписано.

Военный корабль грузов не перевозит, поэтому там и указывают только водоизмещение, обычно полное, если не указано другое.

Так, вот, к дедвейту.

4. Дедвейт или Deadweight (DWT).

Ну, здесь тоже всё не слава Босху. Казалось бы, ну, примите одно понятие и пользуйтесь. Нет же, и тут накрутили.

Дедвейт, это вес всего, что есть на борту, все запасы-припасы, весь груз. От полного водоизмещения вычитаем водоизмещение порожнем, получаем дедвейт судна.

Но в коммерческом судоходстве есть и такое, как чистая грузоподъёмность ( DeadWeight Cargo Capacity, DWCC). Это максимальное количество груза, которое можно принять на борт по грузовую марку. Величина изменяемая - меньше взяли топлива, ещё чего то там, больше взяли груза.

А вот постоянная величина, это полный дедвейт ( DeadWeigt All Tonnage - DWAT) - здесь уже учитывается всё, и полный груз, и экипаж по весу, и прочие запасы в максимальном варианте.

Чаще всего указывают просто дедвейт, если уж кому надо, то он найдёт полную информацию по интересующему его судну.

А теперь о самом запутанном и непонятном для непосвящённых людей. А именно о валовой вместимости, брутто и нетто регистровых тоннах, валовом тоннаже. Короче, о гросс тоннаже.

Слово тонна и тоннаж вводит в заблуждение. Мы привыкли, что тонна, это единица измерения массы. Одна тонна, это одна тысяча килограмм, если речь идёт о метрической тонне. Есть ещё короткая тонна и длинная тонна, 907, 184 кг и 1016,047 кг соответственно. То, что тонна может выражать и объём, оно как-то и в голову не приходит. Не то слово для объёма, правда?

Так вот, регистровая тонна как раз выражает объём, а не массу. И корни этого явления, как говорится, уходят в глубь веков. В своё время одним из основных грузов торговых судов было вино. Вино перевозили в бочках. самая большая бочка называлась TUN, вмещала она 252 галлона, или, что более понятно для нас, 982 литра вина. А вот объём, занимаемый этой бочкой был равен 100 кубическим футам, или 2,83 кубическим метрам.

Пошлины на вино в бочках, это одно. Но кроме пошлины, ещё взимались всякие портовые сборы. А как их высчитывать? По длине судна? По ширине? А если с того, сколько таких бочек может вместиться на судно? Так оно и началось. Вымерялось грузовое пространство судно, высчитывалось, сколько бочек можно впихнуть в это пространство, отсюда и начислялись сборы. Система обмеров пространств судна периодически менялась, но единица измерения оставалась прежней. Всё те же самые 100 кубических футов. Вот от этой бочки - TUN - и пошли слова тонна и тоннаж. Это всё очень кратко и очень упрощённо.

Сейчас, в современном мире, этот самый тоннаж применяют тоже для расчётов всевозможных сборов, от транзитов по каналам до портовых.

Что входит в понятие тоннажа?

Гросс тоннаж (GT), также может встретиться и такое - БРТ(BRT), валовая вместимость - это объём всех закрытых помещений на судне. Измеряется в регистровых тоннах, являющимися единицами объёма, а не веса. 1 рег.тонна = 2,83 куб.м, или 100 куб.футов. Не измеряют только междудонное пространство, балластные и топливные танки, эти помещения в GT не включаются.

Нетто тоннаж (NT), может быть и так НРТ(NRT), чистая вместимость. Это уже объём помещений используемых для коммерческих перевозок.

Деление на валовую вместимость и чистую пошло с времён появления пароходов. У пароходов больше помещений не используемых в коммерческих целях, чем на парусных судах. И при вычислении портовых сборов по валовой вместимости первые пароходы оказывались в невыгодном положении, приходилось платить больше. поэтому и сделали разделения на брутто и нетто тоннаж.

Схема, наглядно объясняющая. что такое GT и NT на примере балкера. Клеточками указан GT, все помещения балкера. Вертикальная штриховка - только помещения для коммерческого использования, здесь - грузовые трюмы.

Схема, наглядно объясняющая. что такое GT и NT на примере балкера. Клеточками указан GT, все помещения балкера. Вертикальная штриховка - только помещения для коммерческого использования, здесь - грузовые трюмы.

Снова повторю, всё вышеизложенное, это очень сжато и кратко. Если про каждый пункт писать обстоятельно и подробно, тут целую книгу написать можно, в одну статью всё не втиснешь.

А теперь ещё несколько пояснений, если вдруг кому то встретится непонятное и на первый взгляд не логичное.

1. Если в где-то в тексте, особенно на английском языке, применительно к судам употребляется слово тоннаж, следует помнить, что автор текста имел в виду именно GT. Потому, что другой тоннаж будет иметь пояснение, какой именно, например, тоннаж по дедвейту. По умолчанию же - GT. Пример, цитата из статьи морского издания:

2. Поскольку гросс тоннаж это мера объёма, то некоторые суда, особенно круизные лайнеры могут иметь очень большие цифры по валовой вместимости. Не следует путать цифры валовой вместимости и водоизмещение. Это очень распространённая ошибка.


Что такое водоизмещение? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, обратимся к морским понятиям.

Терминология

Водоизмещение – это объём вытесненной кораблём воды. Вес этой жидкости является весом судна. Поэтому водоизмещение, обычно, измеряется в весовых единицах – тоннах, а не в единицах объёма – литрах и галлонах. Вес корабля – непостоянная величина, изменяющаяся в зависимости от расхода топлива и грузовой нагрузки корабля. Потому водоизмещение судна подразделяется на «в полном грузе» и спусковое. Рассмотрим каждый из вариантов. Что такое водоизмещение «в полном грузе»? Это вес корабля при полной загрузке. Спусковой вес означает вес судна при спуске, то есть без оборудования. Если спросят, что такое водоизмещение, то, отвечая простыми словами, это вес судна.

Измерение водоизмещения

Водоизмещение кораблей измеряется ещё на стадии проектирования по теоретическому чертежу. Как это происходит? По всей чертёжной длине судна размечаются линии, делящие корпус на 20 равных частей. Затем проводятся линии поперечного сечения и линии ватерлиний. Затем прибегают к методу Симпсона так же, как при вычислении вместимости, переведя результат из кубических футов в тонны путём деления на 35, если судно предназначается для плавания в солёной воде, или на 36 - для пресной воды.

Самые крупные корабли мира

Разобравшись с тем, что такое водоизмещение, посмотрим на самые крупные корабли в мире. Их существует множество.

что такое водоизмещение

Самым крупным нефтяным танкером в мире является плавающий под норвежским флагом Knock Nevis. При длине в 460 метров корабль имеет поразительное водоизмещение – 657 тыс. т. Спущенный на воду в 1979 году по заказу греческого судовладельца гигантский корабль имел весьма печальную судьбу. В 1986 году в самом начале ирано-иракской войны Knock Nevis был атакован в Персидском заливе группой иракских истребителей. В 1988 году после окончания войны, корабль был поднят и отремонтирован, продолжив свою службу до 2010 года. После этого устаревший супертанкер был отправлен на утилизацию.

водоизмещение атомного ледокола

Самый крупным военным кораблём ныне считается вступивший в строй 31 мая 2017 года авианосец ВМС США «Джеральд Форд». Длина судна составляет 337 метров. Водоизмещение – 99 тыс. т. Планируется разместить на новом авианосце 90 истребителей, вертолётов и беспилотных летательных аппаратов. "Джеральд Форд" является головным кораблём серии из трёх авианосцев.

А самым крупным в мире ледоколом признан спущенный на воду 16 июня 2016 года российский атомный ледокол «Арктика». Длина корабля – 159 м. Водоизмещение атомного ледокола «Арктика» – 34 тыс. тонн.

Водоизмещение корабля

Водоизмещение корабля (судна) – это количество воды, вытесненной кораблем (судном) на плаву (одна из основных характеристик корабля (судна)).

Различают объемное В.к. (объем корпуса ниже ватерлинии) и массовое В.к., равное, согласно закону Архимеда, массе корабля (судна). Объемное В.к. измеряют в кубических метрах, массовое – в тоннах. При постоянном массовом В.к. объемное В.к. меняется в зависимости от плотности воды в районе плавания (D = Vy, где D – массовое В.к. в т, V – объемное В.к. в м 3 , у – вес 1 м 3 воды).

Для надводных кораблей различают В.к. стандартное, нормальное, полное, наибольшее и порожнее.

Стандартное В.к. – масса (в тоннах) корабля со всеми механизмами, полностью укомплектованного личным составом, оружием и техникой, продовольствием, питьевой водой, но без запасов топлива, смазочных материалов и питательной воды для котлов.

Нормальное В.к. – стандартное плюс 50 % от полных запасов топлива, смазочных материалов и питательной воды для котлов.

Полное В.к. – когда эти запасы составляют 100 % и обеспечивают заданную дальность плавания.

Наибольшее В.к., если сверх полного запаса принимаются боеприпасы, топливо, смазочные материалы и питательная вода для котлов до полного затопления помещений и емкостей, предназначенных для их размещения.

Масса корабля без груза, личного состава, боеприпасов, продовольствия, пресной воды, топлива, смазочных материалов и питательной воды для котлов называется В.к. порожнем.

Для ПЛ различают В. надводное и подводное.

Подводное В. ПЛ больше ее надводного В. на массу воды, принимаемой при погружении в цистерны главного балласта. Для транспортных судов применяются только понятия «полное В.» и «В. порожнем» в том же значении, как и для кораблей. Разность между полным В.к. и В.к. порожнем характеризует грузоподъемность судна.

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том I (А–И); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: Московская типография № 2, 2006.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: