Во сколько лет судьи уходят на пенсию в казахстане

Обновлено: 04.05.2024

1. Пенсионное обеспечение судьи осуществляется в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении.

2. При освобождении судьи от должности по отрицательным мотивам дополнительные обязательные пенсионные взносы, перечисленные за счет бюджетных средств до 1 января 2016 года, изымаются в республиканский бюджет.

Сноска. Статья 35-1 дополнена Конституционным законом РК от 11.12.2006 № 199 (вводится в действие с 1 января 2007 г.); с изменением, внесенным Конституционным законом РК от 31.07.2015 № 341-V (вводится в действие с 01.01.2016).

Лучшие юристы


Сәлеметсіздер ме. Алматы қаласында ТОО инвестиция деп бірнеше адамды алдап келісімшарт арқылы салғызып алған ақшаны қайтармай жүрсе. басшысы басқа елге кетіп қалған болса. Бұл істі 190 алаяктык деп тауып қылмыстық іс арқылы жүргізуге болады ма? Қылмыстық іс болып қозғалуы үшін қандай негіз керек?


Взыскание долгов с физических и юридических лиц.


2009 году июнье получил звание подполковника пожарной охране каком возрасте выходит на пенсию?


Адвокат коллегии адвокатов г.Нур-Султан Айдана Кусатаева

гражданские, уголовные, административные дела


Здравствуйте , я Рахматуллин Камиль . В 98 году суд вынес решение капитализции платежей по профзаболеванию сроком на один год на основании справки МСЭК, вопреки ст77 закона о банкротстве -до 70 летнего возраста но не менее чем за 10 лет . Предприятие обанкротилось в 2002 году .По нормативным документам мне положено возмещение в размере среднего заработка . За 25 лет я неоднократно прошел все возможные суды . Ничего не добился Суда нет ! Есть чиновник и его бредовые высказывания обретают силу закона через суд . Если я обращусь в Конституционный Суд который должен приступить к работе в РК.

,Могу ли я рассчитывать на возмещение вреда за все прошедшие годы, поскольку знаю на 100 %что решением суда нарушено моё Конституционное право на социальную защиту . Я обратится в суд в 98году , получил неправосудное решение , которое все эти дублировалось многими судами . Знаю что согласно ст 187 ГК РК возмещение за три года предшествующих заявлению о возмещении .

будут ли снижать пенсионный возраст для женщин в Казахстане

Фото: primerminister.kz

Будет ли снижаться пенсионный возраст для отдельных категорий женщин: матери, воспитывающие детей-инвалидов, женщины, работающие на предприятиях с тяжелыми условиями труда (строители, штукатуры) и т.д. Об этом спросила женщина на сайте Электронного правительства, передает Zakon.kz.

При этом она посетовала, что после 50 лет на работу не берут женщин, а после 60-ти найти работу просто невозможно.

В Министерстве труда и социальной защиты населения ответили, что в настоящее время пенсионное обеспечение на всех трех уровнях, включающих солидарную, базовую и накопительную пенсию, привязано к трудовому стажу.

Как известно, размеры солидарных пенсий постепенно снижаются, так как при их назначении учитывается трудовой стаж, выработанный только до 1 января 1998 года, то есть до введения накопительной системы.

Снижающиеся размеры солидарных пенсий должны компенсироваться возрастающими размерами накопительной пенсии, формируемой за счет обязательных пенсионных взносов (чем больше период перечисления и размер пенсионных взносов, тем выше ее размер). Минтруда

При этом базовая пенсия предоставляется всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, в размере от 54 до 100% от прожиточного минимума в зависимости от стажа участия в пенсионной системе (как до 1998 года, так и после этой даты). То есть чем дольше работал гражданин, тем выше размер базовой пенсии.

Таким образом, предоставление раннего права выхода на пенсию не улучшит, а ухудшит уровень пенсионного обеспечения, так как размеры назначенных солидарных пенсий будут низкими. Лица моложе 40 лет из-за отсутствия требуемого трудового стажа на 1 января 1998 года правом на указанную выплату не будут располагать, пояснили в Минтруда.

Кроме того, там отметили, что снижение пенсионного возраста приведет к снижению размеров накопительной и базовой пенсионной выплат по причине сокращения периода стажа участия в накопительной пенсионной системе.

Таким образом, вопрос о снижении пенсионного возраста не рассматривается, резюмировали в ведомстве.

На сегодняшний день возраст выхода на пенсию для мужчин в Казахстане составляет 63 года, для женщин – 60,5 года (с 2018 года пенсионный возраст поэтапно повышается ежегодно на шесть месяцев и в 2027 году составит 63 года).

мужчины играют в шахматы

Всех граждан нашей республики в том или ином возрасте интересуют вопросы пенсионного обеспечения от государства: как выйти на пенсию, как подсчитать размер полагаемых пенсионных выплат и, в целом, какая государственная поддержка реализуется для граждан, уже вышедших на пенсию? Более подробную информацию по всем вопросам о пенсионном обеспечении в Республике Казахстан вы сможете найти, прочитав данную статью.

В соответствии со статьей 28 Конституции Республики Казахстан гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца и по иным законным основаниям.

Пенсионное обеспечение в республике осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее – Закон).

Пенсия – это совокупность государственной базовой пенсионной выплаты и (или) пенсионных выплат по возрасту и (или) пенсионных выплат за выслугу лет и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда.

Право на пенсионные выплаты имеют граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.

Виды пенсии

В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.

первый уровень (базовый) – государственная базовая пенсионная выплата (республиканский бюджет);

второй уровень (обязательный) – пенсии из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов;

третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

На базовом уровне предусмотрена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии.

Получателями государственной базовой пенсионной выплаты являются более 2 млн. чел.

В реализацию Послания с 1 июля 2018 года изменена методика ее назначения. Размер ее зависит от стажа участия в пенсионной системе.

Новый механизм назначения базовой пенсии заключается в следующем:

Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии равен 54% от величины прожиточного минимума (ПМ).

За каждый год, отработанный сверх 10 лет, базовая пенсия будет увеличивается на 2%. Например, стаж 20 лет – базовая пенсия 74% от ПМ, работал 30 лет – базовая пенсия – 94% от ПМ, при стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.

При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются:

- трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года,

- накопительный стаж (фактический стаж уплаты пенсионных взносов) после 1 января 1998 года;

- иные социально-значимые периоды (уход за ребенком до 3 лет – (в пределах 12-ти лет), периоды ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, инвалидом с детства до 16 лет, время проживания супруг военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, дипломатических работников и др. (совокупно не более 10 лет).

Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости, так как не только улучшает материальное положение пенсионеров, но и служит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия (как накопительная, так и базовая).

Второй уровень (обязательный) – это:

1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года;

2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников.

При назначении солидарной пенсии по возрасту трудовой стаж учитывается только до 1 января 1998 года, так как с этой даты начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд всеми работающими.

За трудовой стаж после 1 января 1998 года осуществляются пенсионные выплаты из ЕНПФ исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

В соответствии с Законом исчисление размера пенсионных выплат по возрасту осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года. При этом размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные 10-процентные пенсионные взносы в ЕНПФ.

Законом предусмотрен предельный размер среднемесячного дохода (СМД), принимаемого для исчисления солидарной пенсии (учитывается в пределах 46-кратного месячного расчетного показателя), устанавливаемого ежегодно законом о республиканском бюджете), а также ограничение максимального размера пенсионной выплаты (75 % от СМД).

В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.

Пенсии из накопительной пенсионной системы

С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов всеми работающими, при этом каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в ЕНПФ.

В соответствии со статьей 31 Закона право на пенсионные выплаты имеют лица, имеющие пенсионные накопления в ЕНПФ:

1) при достижении пенсионного возраста – 60 лет для женщин / 63 года для мужчин;

2) при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии, мужчины по достижении 55 лет и женщины – 52 года путем заключения договора пенсионного аннуитета;

3) инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;

4) выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, подтверждающие факт выезда.

Пенсионные выплаты из ЕНПФ с 1 января 2018 года осуществляются по графику ежемесячно и определяется как одна двенадцатая годовой суммы пенсионных выплат, исчисленной в соответствии с Методикой осуществления расчета размера пенсионных выплат, а также установления минимального размера ежемесячной пенсионной выплаты из ЕНПФ не менее 70 процентов от прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Право изъять «единовременно», то есть получить пенсионную выплату из ЕНПФ разово смогут только те лица, у которых общая сумма пенсионных накоплений не превышает 12-кратного размера минимальной пенсии.

В случае, если остаток пенсионных накоплений на индивидуальном пенсионном счете после осуществления очередной ежемесячной выплаты составляет сумму менее 70 процентов от прожиточного минимума, данный остаток выплачивается вместе с суммой очередной выплаты.

Введенные с 1 января 2018 года в порядок осуществления пенсионных выплат из ЕНПФ изменения способствуют как увеличению размера совокупных ежемесячных пенсионных выплат за счет бюджетных средств и за счет накопительной пенсии из ЕНПФ, так и продолжительности ежемесячных выплат из ЕНПФ.

Пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов наследуются и на них распространяется гарантия по сохранности обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции.

C октября 2018 года упрощен порядок оформления пенсионных выплат.

Назначение 3-х видов выплат (солидарная, базовая и накопительная пенсии) оказываются на основании одного заявления и одного пакета документов (так называемая композитная услуга), а выплата госгарантии производится в беззаявительном порядке (проактивном формате).

Третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

Добровольные пенсионные взносы – деньги, вносимые вкладчиками по своей инициативе в ЕНПФ и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд за себя или третьими лицами. Их ставка, период уплаты определяются договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.

Вкладчиками добровольных пенсионных взносов является физическое или юридическое лицо, осуществляющее за счет своих собственных средств добровольные пенсионные взносы.

В целом, добровольный уровень пенсионного обеспечения стимулирует личную ответственность граждан за пенсионное обеспечение.

Таким образом, действующая модель пенсионного обеспечения ориентирована на персональную ответственность каждого гражданина за свое будущее пенсионное обеспечение.

Многоуровневая модель социальной защиты в Республике Казахстан

В Республике Казахстан социальная защита лиц, утративших трудоспособность либо потерявших кормильца, является многоуровневой и состоит из следующих выплат:

первый уровень (базовый) – государственные социальные пособия по инвалидности или потере кормильца из государственного бюджета.

Размеры государственных социальных пособий зависят от величины прожиточного минимума, поэтому пересматриваются в связи с изменением этой величины.

С начала 2021 года размеры указанных государственных социальных пособий были повышены еще на 5%.

второй уровень (обязательный) – социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования, если за пострадавшего работника работодатель уплачивал социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (введены с 2005 года).

Система обязательного социального страхования направлена на создание дополнительной формы социальной защиты работников формального сектора при наступлении социальных рисков на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца.

Размеры социальных выплат напрямую зависят от дохода работника, степени утраты общей трудоспособности, количества иждивенцев умершего кормильца и продолжительности отчислений в систему обязательного социального страхования.

С 1 января 2020 года размеры социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца были повышены на 50%.

третий уровень (дополнительный) – предусматривает страховые выплаты из страховой организации, если утрата трудоспособности связана с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и если в пользу пострадавшего работника был заключен договор обязательного страхования работника от несчастных случаев. Размер указанных выплат зависит от заработной платы, получаемой до увечья и степени утраты профессиональной трудоспособности.

Таким образом, если несчастный случай произошел с работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, то этот работник, а в случае его гибели иждивенцы, в дополнение к государственным социальным пособиям по инвалидности или потери кормильца имеет право на дополнительные виды выплат, предусмотренные законодательством об обязательном социальном страховании и страховании работника от несчастных случаев.

Право на назначение государственного специального пособия по Списку №1, №2 регулируется Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 года № 414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда».

Так, граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины – по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Размер пособия зависит от месячного расчетного показателя, утверждаемого республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.

С 1 января 2021 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения составили 27 479 тенге и 24 445 тенге соответственно.

Пенсионный возраст в РК

Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 60 лет (в 2021 году). В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:

  • с 1 января 2018 года - по достижении 58,5 лет;
  • с 1 января 2019 года - по достижении 59 лет;
  • с 1 января 2020 года - по достижении 59,5 лет;
  • с 1 января 2021 года - по достижении 60 лет;
  • с 1 января 2022 года - по достижении 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года - по достижении 61 года;
  • с 1 января 2024 года - по достижении 61,5 года;
  • с 1 января 2025 года - по достижении 62 лет;
  • с 1 января 2026 года - по достижении 62,5 лет;
  • с 1 января 2027 года - по достижении 63 лет.

В более раннем возрасте выход предусмотрен для:

1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;

  • мужчины – по достижении 50 лет;
  • женщины – по достижении 45 лет.

2) женщин, родивших (усыновивших, удочеривших) 5 и более детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, , имеют право на пенсионные выплаты по возрасту по достижении 53 лет.

Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 52 года в случае приобретения пенсионного аннуитета.

Конституционный суд изменил порядок назначения пенсий судьям

Конституционный суд ответил, соответствуют ли основному закону нормы, устанавливающие пенсии судьям. Дело рассмотрели по запросу Промышленного районного суда Смоленска.

Проверял Конституционный суд (КС) ч. 5 ст. 2 закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", п. 5 ст. 15 и п. 7 ст. 20 закона о статусе судей.

Судье в отставке, согласно действующему законодательству, выплачивается пенсия на общих основаниях. Если он имеет стаж работы судьей больше 20 лет, то он может выбрать – получить пенсию на общих основаниях или пожизненное содержание в 80% от зарплаты, которое не будет облагаться налогами. Если стаж работы у судьи на момент выхода на пенсию меньше 20 лет, то размер содержания будет меньше, и, соответственно, чем больше стаж, тем больше денег будет получать судья в отставке.

Геннадий Рязанов работал судьей с 2004 года. В декабре 2013 года ему стало плохо, он заболел, а через пять дней попал в больницу. Спустя полгода ему установили инвалидность без срока переосвидетельствования. Что именно за "общее заболевание" поразило судью – не сообщается.

Осенью 2014 года (через два месяца после присвоения инвалидности) квалифколлегия судей Смоленской области прекратила его полномочия из-за состояния здоровья. Во время увольнения ему выплатили выходное пособие и все. Пожизненное содержание не назначили, ведь его стаж работы судьей был всего 10 лет (нужно как минимум 20). Зато Рязанову установили трудовую пенсию по инвалидности – 14 475 руб.

В 2015 году бывший судья Рязанов обратился в управление Суддепа и попросил назначить себе ежемесячные выплаты в размере судейской зарплаты. По закону он имел бы на это право, если бы его болезнь, из-за которой он стал инвалидом, была связана с исполнением судейских обязанностей. Но он не смог это подтвердить, и ему отказали в выплате.

Рязанов не согласился с отказом и подал в Промышленный районный суд Смоленска иск. Он утверждал, что право на ежемесячные выплаты ему дает п. 3 ст. 20 закона о статусе судей.

"В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи".

Закон о статусе судей

Суд определил приостановить производство по этому делу, потому что обнаружил неопределенность. Получается, что ч. 5 ст. 2 закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", п. 5 ст. 15 и п. 7 ст. 20 закона о статусе судей противоречат статьям Конституции, ведь не гарантируют судьям-инвалидам пожизненное содержание.

КС напомнил: для судей установлен специальный правовой механизм, который гарантирует им достойное и согласующееся с их высоким статусом пенсионное обеспечение. При этом в качестве условий приобретения судьями права на ежемесячное пожизненное содержание закон называет пребывание в отставке и наличие стажа работы в должности судьи не менее 20 лет, а в случае недостаточной продолжительности стажа – достижение определенного возраста. Судьи, не отвечающие данным требованиям, права на ежемесячное пожизненное содержание не приобретают.

При этом, указывает суд, судья, получивший инвалидность, вправе рассчитывать на поддержку государства. Если его инвалидность не связана со служебной деятельностью, то судья сам может выбрать себе пенсию из двух вариантов:

1. Преобразование в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных в период исполнения обязанностей судьи;

2. Назначение страховой пенсии по инвалидности без учета периода работы судей, чтобы по достижении возраста 55 лет приобрести право на ежемесячное пожизненное содержание.

Таким образом, при выборе первого варианта размер страховой пенсии по инвалидности судье в отставке определяется без учета его зарплаты, а сам он ставится в худшее, по сравнению с застрахованными лицами, положение, поскольку периоды работы в должности судьи оцениваются, как правило, аналогично периодам, в которые трудовая деятельность по уважительным причинам не осуществлялась.

Получается, что для судей, уволенных по состоянию здоровья, не предусмотрено специальное пенсионное обеспечение и нет никакого "адекватного правового механизма", по выражению КС, который позволил бы им получать выплаты, соотносимые с зарплатой.

Согласно второму варианту, размер страховой пенсии по инвалидности будет определяться только на основе стажа, приобретенного до назначения на должность судьи, то есть пенсия будет еще меньше, но по достижении 55 лет судья получит выбор между получением страховой пенсии по инвалидности и ежемесячным пожизненным содержанием.

Однако оба варианта ставят судью, вышедшего на пенсию из-за инвалидности, не в лучшее положение. Получается, что даже ежемесячное возмещение членам семьи умершего судьи больше, чем выплаты живому судье, но ушедшему на пенсию раньше, чем нужно. "Социальная защита от статуса умершего кормильца предоставляется семье в более значительном объеме, по сравнению с социальной защитой, предоставляемой судьям, ставшим инвалидами вследствие заболевания, не связанного с осуществлением служебной деятельности", – отмечает КС.

"Законодателю следует немедленно определить условия и порядок пенсионного обеспечения судей, ставших в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью".

В итоге Конституционный суд признал не соответствующими Конституции положения ч. 5 ст. 2 закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" и п. 5 ст. 15 закона "О статусе судей в Российской Федерации". Суд постановил изменить их так, чтобы гарантировать судьям надлежащую социальную защиту как "лицам, обладающим особым конституционно-правовым статусом". Третью оспариваемую норму (п. 7 ст. 20 закона о статусе судей) КС не рассматривал, потому что она не подлежит применению в этом деле.

При этом действующий сейчас порядок назначения пенсий сохранится, пока законодатели не внесут в указанные нормы изменения.

Ознакомиться с текстом постановления Конституционного суда можно здесь.

Когда судьям пора на пенсию

В американском суде был такой случай: судья стала вести себя несдержанно по отношению к участникам дела и забывала приходить на собственные заседания. Оказалось, что у нее началась болезнь Альцгеймера, и ей пришлось уволиться. Судье было всего 54. Подобные случаи подпитывают дискуссию, которую в США ведут ученые, судьи и профессора права: когда судье пора на пенсию по состоянию когнитивных функций и как это определить? Их мнения изложила автор ABA Journal Аманда Роберт в своей статье.

Филлис Гамильтон страдает от болей в спине и везде носит с собой ортопедическую подушку. «Если есть проблемы со здоровьем, об этом надо подумать, чтобы продолжать работать», – говорит Гамильтон, главный судья Федерального районного суда северного округа Калифорнии. Судьи обязаны работать в полную меру своих сил. Для Гамильтон это значит заботиться не только о физическом, но и о когнитивном здоровье. Национальный институт старения определяет его как возможность ясно думать, мыслить и запоминать.

Гамильтон 68 лет, из них 20 лет она была окружным судьей, а до этого 9 лет магистратским. В 2010 году она возглавила на работе комитет, посвященный здоровью. С тех пор она популяризирует здоровую старость и рекомендует судьям задумываться о добровольных проверках работы мозга.

«Если бы я поняла, что у меня проблемы с когнитивными функциями, мне бы хотелось знать, что именно не так и можно ли с этим что-то сделать», – делится Гамильтон. Ее комитет привлек 36 судей (включая нескольких судей в отставке), которые прошли нейропсихологические тесты. Средний возраст участников составил 67, включая нескольких, кому было за 50, а самому старшему исполнилось 87. Исследование пока продолжается.

Есть ли поводы для беспокойства

Исследование происходит на фоне дискуссий о стареющих американцах, которые дольше живут и работают. В 2008 году США населяли 38,8 миллиона жителей от 65 лет и старше, в 2018 году – уже 52,4 миллиона. К 2060 году их может быть 94,7 миллионов.

Федеральная судебная власть не исключение из этой тенденции. Около 66% судей достигнут возраста 65 лет или старше к концу 2020 года, прогнозировал ранее Федеральный юридический центр. 33% будут возраста от 75 лет, а 11% – 85 лет и старше.

Реакция на это неоднозначная. Юристы, профессора и даже представители судебной власти беспокоятся, что судьи слишком много работают, не удостоверившись, что у них по-прежнему острый ум. Они поддерживают обязательный выход в отставку, тестирования когнитивной функции и более последовательный подход к проблеме.

А члены юридического сообщества, которые сталкивались с нейронауками, утверждают, что не все так однозначно. Они говорят, что исследования типа тех, что проводит Миллер, показывают: судьи не должны ставить под сомнение свои способности лишь потому, что они достигли определенного возраста. Сам Миллер планирует набрать по меньшей мере 75 судей перед тем, как будут опубликованы итоги. По его словам, первоначальные результаты показывают: судьи подтвердили умение испытуемых справляться с исполнительными функциями, включая способность к организации, планированию и выполнению нескольких задач одновременно.

Предельный возраст для судей

Дебаты насчет длительных сроков работы судей часто касаются Конституции Америки. Согласно ей, судьи Верховного суда, федеральные, окружные и районные судьи остаются на местах, пока их «поведение безупречно» без отсечения по возрасту. Их можно убрать только через процедуру импичмента от Палаты представителей и признания виновными Сенатом.


Судьи не обязаны уходить по достижении определенного возраста и могут делегировать значительную часть работы аппарату. Поэтому они иногда остаются, несмотря на старость и сопутствующие болезни, которые мешают их работе.

Бывший судья Ричард Познер

Судья Ричард Познер 36 лет проработал в Седьмом апелляционном суде и ушел на пенсию в 78 лет. Он призвал установить 80 лет как предельный возраст нахождения в должности федерального судьи. Впрочем, как указывает профессор права Питтсбургского университета Артур Хельманн, эта идея обречена на неудачу. Потребуются поправки в Конституцию, которых будет сложно добиться, даже несмотря на поддержку идеи.

Суды штатов – другой вопрос, и они выбирают разный подход. 32 штата и округ Колумбия установили предельный возраст для судей общей юрисдикции и апелляции. Чаще всего это 70 лет, хотя встречается 72, 74, 75. Недавно в Пенсильвании и Флориде подняли планку с 70 до 75 лет, но инициатива потерпела поражение в Орегоне, Луизиане, Нью-Йорке и других штатах.

Скрытая проблема

Франсис Шен, профессор школы права университета Миннесоты, отмечает, что старение по-разному сказывается на людях. «Возраст – это не приговор, – утверждает он. – В 80, 82, 85 или старше можно иметь великолепные когнитивные способности. Если добавить к этому преимущества, которые дает возраст, а именно мудрость, то становится сложно сказать в каждом отдельном случае, должен ли кто-то продолжать работать или нет».

Но если нарушения есть, то обнаружить их иногда сложно.


Ослабление когнитивных функций не всегда очевидно. Симптомы обычно включают потерю памяти, нарушения или изменения эмоционального и социального контроля и поведения. Эти признаки могут проявляться незначительно или очень постепенно.

Профессор Франсис Шен

По данным Ассоциации Альцгеймера, около 5,8 миллионов американцев возраста 65 лет и старше живут с болезнью Альцгеймера, самой распространенной формой слабоумия. К 2050 году ожидается, что таких людей будет почти 14 миллионов.

Сколько в судейском корпусе людей с легким когнитивным расстройством или деменцией? Неизвестно. Как говорит профессор права Артур Хеллман, юристы и персонал суда часто не горят желанием сообщать о судьях, у которых могут быть сложности. Но даже если о проблеме и сообщили, ею занимается председатель суда за закрытыми дверями – до того, как будет подана официальная жалоба.


Когда судья уходит на больничный, коллеги обычно прикрывают его и помалкивают. И практически всегда, когда нас привлекают, судья уже готов уйти на пенсию, посоветовавшись с семьей.

Роберт Тембекджян, администратор и советник Комиссии Нью-Йорка по судебным работникам

В итоге у Симпсон диагностировали болезнь Альцгеймера. В возрасте 54 лет она ушла в отставку.

Тембекджян и юрист судьи Симпсон в совместном пресс-релизе написали о мужестве, с которым она призналась в своем состоянии. «Это может стереть клеймо позора с болезни Альцгеймера и вдохновить людей больше узнать о том, как распознать эту болезнь и справляться с ней», – говорится в пресс-релизе.

Сменить вектор дискуссии

Как показало исследование в Девятом окружном суде, все больше внимания получает вопрос, надо тестировать судей или нет. По идее Шена, федеральные судьи будут проходить обязательные – но конфиденциальные – когнитивные тесты каждые пять лет. Таким образом можно будет собрать важную информацию, которая пригодится в будущем. Шен называет это решение «политически приемлемым», поскольку в приоритете конфиденциальность: даже председатель суда не будет знать результат.

«50 или даже 30 лет назад имело смысл оставить судей разбираться с этим всем самостоятельно, но медицина и наука шагнули так далеко вперед за последние десятилетия. И у нас так много инструментов для выявления деменции, которыми мы не пользуемся», – говорит Шен.

Когнитивные тесты могут не давать «всю картинку», предупреждает ученый Джудит Эдершейм, коллега Шена по работе в Центре права, мозга и поведения при Общеклинической больнице штата Массачусетс. Пожилые судьи могут видеть прогресс в том, что касается языка, словарного запаса и общего портфеля знаний, в то же время ухудшается внимание, память и способность обрабатывать информацию. Но этот регресс вовсе не обязательно указывает на нарушения, говорит Эдершейм.


Обычное старение не стоит очернять. Если вы не можете найти свои ключи, это еще не значит, что у вас деменция.

Ученый Джудит Эдершейм

Она считает, что в юридической сфере надо поддерживать пожилых судей так же, как в медицине помогают пожилым врачам. Например, судьи могут разрабатывать документы или обучать – использовать свои навыки иначе.

Шен согласен. По его словам, общество слишком часто заостряет внимание на том, должны ли судьи продолжать работать или уйти насовсем. Других возможностей у них нет – к примеру, сменить направление или слушать другие дела. «Надо задавать другие вопросы, – считает Шен. – Надо спросить, какие ключевые юридические задачи требуется выполнять? И какие когнитивные возможности для этого нужны?»

Сохранять острый ум

«Этот подход немного отличается от традиционного, по которому ты много лет работаешь, а потом покупаешь золотые часы и занимаешься гольфом или рыбалкой, – говорит Шахид. – Но, насколько я понимаю, не особенно полезно прекращать то, чем ты занимался. В работе судьей мне нравится общаться с людьми, а еще нравится решать задачки – разбираться в деле».

Шахид тоже принимает участие в исследовании, которое ведется в Девятом окружном суде. Глава исследования Миллер надеется, что изучение здоровых пожилых людей поможет ему понять, когда начинают проявляться нейродегенеративные болезни и можно ли их лечить в последующие несколько лет. «Исследование повлияло на сам Девятый окружной, но начинает влиять и на других судей по всей стране, – говорит Миллер. – Многие из них пожилые, поэтому обязательно надо думать о здоровье мозга».

Судья Гамильтон понимает, почему многие судьи не любят обсуждать ухудшение когнитивных функций: это напоминает им о собственной смертности. «Это личное и чувствительное, но говорить об этом надо. Если услышишь от своих коллег, что у них такие же проблемы, это сделает дискуссию более открытой».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: