Имеет ли право представитель нанимателя в случае служебной необходимости переводить государственного

Обновлено: 17.05.2024

Все материалы сайта доступны по лицензии:

ребывания на гражданской службе, которому в соответствии с частью 1 статьи 251 настоящего Федерального закона срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе; (Пункт введен - Федеральный закон от 29.11.2010 № 317-ФЗ)

7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда;

71) замещения должности гражданской службы в порядке ротации; (Пункт введен - Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ)

8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

5. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 29.11.2010 № 317-ФЗ)

6. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 29.11.2010 № 317-ФЗ)

7. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 29.11.2010 № 317-ФЗ)

Статья 251. Предельный возраст пребывания на гражданской службе

1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории "помощники (советники)", учреждаемую для содействия лицу, замещающему государственную должность, срок гражданской службы с согласия данного гражданского служащего может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий указанного лица. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен (но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет) назначившими его на должность государственным органом или соответствующим должностным лицом. На гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, при продлении срока гражданской службы не распространяется ограничение, связанное с достижением ими возраста 70 лет. (В редакции федеральных законов от 23.05.2016 № 143-ФЗ, от 01.07.2017 № 133-ФЗ, от 24.03.2021 № 52-ФЗ)

2. По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.

(Статья введена - Федеральный закон от 29.11.2010 № 317-ФЗ)

Статья 26. Заключение служебного контракта

1. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

2. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

5) документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; (В редакции Федерального закона от 08.06.2020 № 181-ФЗ)

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

7) документы воинского учета - для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 170-ФЗ)

8) документ об образовании и о квалификации; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

10) сведения, предусмотренные статьей 202 настоящего Федерального закона. (Пункт введен - Федеральный закон от 30.06.2016 № 224-ФЗ)

3. В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.

4. Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом.

6. При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.

7. После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

Статья 27. Испытание на гражданской службе

(Наименование в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 509-ФЗ)

1. При заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящей статьей. (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 509-ФЗ)

2. Испытание может устанавливаться:

1) при назначении гражданина или гражданского служащего на должность гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, - на срок от одного месяца до одного года;

2) при назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу Российской Федерации, - на срок от одного до шести месяцев;

3) при назначении гражданского служащего на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа - на срок от одного до шести месяцев.

(Часть в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 509-ФЗ)

3. Испытание не устанавливается:

1) для граждан, получивших среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу;

2) для гражданских служащих, назначенных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа;

3) для иных граждан и гражданских служащих, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

(Часть в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 509-ФЗ)

4. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения настоящего Федерального закона, других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе. (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 509-ФЗ)

5. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина ему присваивается классный чин в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 204-ФЗ)

6. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

7. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание. (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 509-ФЗ)

8. Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.

9. Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.

10. До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.

Статья 28. Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение

1. Перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

2. Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы.

3. В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

4. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Статья 29. Изменение существенных условий служебного контракта

1. В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

2. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

3. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

4. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Статья 30. Временное замещение иной должности гражданской службы

1. В случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. При этом гражданский служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

2. Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.

3. По соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.

Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа

1. При сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; (Пункт введен - Федеральный закон от 30.06.2016 № 224-ФЗ)

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы. (Пункт введен - Федеральный закон от 30.06.2016 № 224-ФЗ)

2. О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

3. В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

4. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. (В редакции Федерального закона от 30.06.2016 № 224-ФЗ)

5. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 30.06.2016 № 224-ФЗ)

6. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 82 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 83 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

7. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

(Статья в редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ)

Статья 32. Отстранение от замещаемой должности гражданской службы

1. Представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего:

1) появившегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

2) не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда);

3) по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 276-ФЗ)

2. Представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на период:

1) урегулирования конфликта интересов;

2) проведения проверки:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах

Перевод на временную должность закончился увольнением

В августе 2017 г. Наталия Колгатина была принята на госслужбу на должность заместителя начальника отдела развития портальных технологий Управления информационных технологий Росимущества. С ней был заключен служебный контракт на неопределенный срок. Впоследствии женщина обратилась к руководству с заявлением о назначении ее на должность заместителя начальника отдела эксплуатации информационных ресурсов в связи с уходом в декретный отпуск К., замещающей эту должность.

Просьба была исполнена, и 8 октября 2018 г. был издан приказ о переводе Наталии Колгатиной на новую должность. Спустя месяц ведомственная кадровая служба направила женщине уведомление об ознакомлении с приказом о переводе, поскольку та находилась на больничном. Уже на следующий день Наталия Колгатина отозвала свое заявление о замещении желаемой должности, документ поступил в Росимущество 27 ноября 2018 г. В тот же день она письменно обратилась к руководителю ведомства с просьбой признать незаконным ее перевод со старой должности на новую и восстановить ее в должности заместителя начальника отдела развития портальных технологий.

В конце ноября 2018 г. К., находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, уведомила руководство об окончании декрета в декабре того же года. В связи с этим работодатель проинформировал Наталию Колгатину о расторжении служебного контракта, заключенного с ней на замещение новой должности, в связи с выходом ее коллеги на работу. В декабре 2018 г. ее уволили с госслужбы в связи с истечением срочного служебного контракта.

Тогда же уволенная сотрудница обратилась в Минэкономразвития и прокуратуру г. Москвы с жалобами на незаконность перевода с постоянной должности на должность, замещаемую другим гражданским служащим, и последующего увольнения с госслужбы.

Нижестоящие суды встали на сторону Росимущества

Далее Наталия Колгатина обратилась в суд с иском к бывшему работодателю о признании незаконными приказов о переводе и об увольнении, требованием восстановить ее на госслужбе и выплатить компенсацию морального вреда в размере 850 тыс. руб. По словам истца, она написала заявление о переводе на новую должность под психологическим давлением и введением в заблуждение относительно предстоящей ведомственной реорганизации. Женщина добавила, что ее не ознакомили с приказом о переводе на другую должность, она не подписывала служебный контракт на замещение новой должности, а после перевода продолжала исполнять прежние обязанности, поэтому перевод на новую должность фактически не случился.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика представил составленный сотрудниками кадровой службы Росимущества акт об отказе Колгатиной от ознакомления с приказом о переводе на новую должность на период отпуска по уходу за ребенком К. и от подписания срочного служебного контракта на замещение этой должности. В решении суда отмечалось, что госслужащая не была ознакомлена с этим актом. Тем не менее суд отказал в удовлетворении иска, признав законными перевод на новую должность и последующее увольнение. При этом суд счел, что Наталия Колгатина собственноручно подала заявление о переводе на новую должность и была ознакомлена с новой должностной инструкцией. Все это, подчеркивалось в судебном решении, свидетельствовало о добровольности действий истца и об отсутствии нарушения ее трудовых прав со стороны Росимущества.

Суд первой инстанции также указал на отсутствие доказательств, достоверно подтверждающих факт оказания на истца давления со стороны представителя нанимателя, а также продолжения выполнения ею прежнего функционала на новой должности. В дальнейшем решение суда устояло в апелляции и кассации. При этом вторая инстанция добавила, что истец письменно согласилась на перевод на иную должность на определенный срок – на время декрета ее коллеги. Как пояснила апелляция, сам отзыв служащей ранее написанного ею заявления не имеет правового значения, так как Законом о госслужбе не предусмотрена такая возможность.

ВС не согласился с выводами нижестоящих судов

Рассмотрев жалобу Наталии Колгатиной, Судебная коллегия по гражданским делам ВС напомнила, что для оформления служебных отношений по прохождению гражданской службы необходимы не только издание соответствующего акта госоргана, но и заключение служебного контракта, который вступает в силу с момента подписания сторонами.

В свою очередь, назначение госслужащего на не обусловленную его служебным контрактом иную (невакантную) должность гражданской службы в том же госоргане на период временного отсутствия замещающего такую должность на постоянной основе сотрудника возможно только по соглашению сторон контракта. Неподписание госслужащим изменений к имеющемуся служебному контракту или срочного служебного контракта о переводе на иную должность означает, что соглашение о таком назначении достигнуто не было. «Иное противоречило бы основным принципам правового регулирования трудовых (служебных) отношений о свободном выборе гражданином труда на основе свободного согласия, о запрещении принудительного труда и дискриминации в сфере труда и о стабильности гражданской службы», – заключил Суд.

Как отметил ВС, суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Наталии Колгатиной не применили эти нормативные положения, определяющие основания и порядок заключения служебного контракта, его существенные условия и значение служебного контракта при оформлении служебных отношений, а также условия для временного замещения гражданским служащим иной должности гражданской службы. Вследствие этого не были установлены действительные правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела.

Высшая судебная инстанция перечислила ряд обстоятельств, которые требовалось установить для правильного разрешения дела: был ли соблюден ответчиком порядок назначения истца на новую должность; было ли достигнуто соглашение между Росимуществом и истцом о таком переводе с учетом неподписания последней срочного служебного контракта на невакантную должность, замещаемую К. на постоянной основе; а также факт направления истцом в адрес ведомства письменного заявления об отзыве и признании недействительным ее заявления о переводе на новую должность.

Верховный Суд добавил, что нижестоящие инстанции не дали правовой оценки доводам истца о том, что она не соглашалась с переводом с постоянной должности на временную. Кроме того, они проигнорировали утверждения женщины о том, что она написала заявление о назначении на новую должность принудительно под давлением представителя нанимателя в преддверии организационно-штатных мероприятий по сокращению штата без указания даты подачи этого заявления, и иные ее доводы.

Как пояснил Суд, также несостоятелен вывод апелляции о том, что Законом о госслужбе не предусмотрен отзыв гражданским служащим его согласия на перевод на иную должность. ВС отметил, что данный закон не запрещает отозвать заявление о назначении госслужащего в порядке временного замещения на невакантную должность до подписания сторонами соответствующих изменений в имеющийся служебный контракт или до заключения в установленном порядке срочного служебного контракта об этом. Таким образом, акты нижестоящих судов были отменены, а дело – возвращено на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы Суда

Адвокат АП г. Москвы Павел Андреев отметил, при рассмотрении дела в ВС председательствовала лично председатель судебного состава по социальными трудовым спорам гражданской коллегии Верховного Суда Людмила Пчелинцева. В решении, по его словам, подчеркивается важный довод, что законодательство о государственной службе должно применяться только в совокупности трудовым законодательством РФ.

«В данном споре суды нижестоящих инстанций оценивали фактические обстоятельства дела с точки зрения волеизъявления работника путем написания заявления на перевод, а ВС обратил внимание, что пока сторонами не подписано соглашение о переводе на иную должность, такой перевод не считается осуществленным с точки зрения законодательства, как трудового, так и законодательства о государственной службе. Верховный Суд также подчеркнул, что госслужащая фактически не приступала к новым обязанностям, поскольку находилась в состоянии временной нетрудоспособности, что не получило оценку нижестоящих судов. Определение ВС РФ гарантирует каждому государственному служащему право на отзыв поданного заявления о переводе на иную должность, в равной степени как это гарантировано работникам с точки зрения трудового законодательства», – пояснил эксперт.

Он добавил, что судебный акт значим для правоприменительной практики не только тем, что в нем подчеркивается необходимость одновременного применения законодательства о государственной службы и трудового законодательства, но и тем, что в трудовых отношениях и в служебных отношениях госслужбы существенны не только волеизъявление работника и такие локальные акты, как заявления или приказ. «В первую очередь важно само соглашение между работником и работодателем – как о переводе на работу, так и о любых иных существенных условиях правоотношения между ними. Только такое соглашение, подписанное сторонами, влечет для них возникновение нового правоотношения, чего не было сделано работодателем в данном случае, и это уже не может им быть восполнено», – подытожил Павел Андреев.

Партнер Юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Верховный Суд, по сути, сделал один общий вывод о том, что должна быть строго соблюдена процедура трудоустройства государственного служащего на соответствующую должность. «Значение имело наличие подписанного служащим нового срочного контракта или подписание изменений к действующему контракту, а также факт его ознакомления с приказом о назначении на новую должность. При этом не имело значения наличие заявления о переводе на другую должность самого служащего», – пояснил он.

По мнению юриста, ВС в отсутствие заключенного контракта со служащим на работу по новой должности квалифицировал приказ о его переводе на новую должность как временный перевод служащего на другую должность. «Соответственно, ВС обоснованно применил нормы Трудового кодекса, регулирующие временный перевод работника на другую должность. Следует отметить, что по тексту определения Верховный Суд несколько раз ссылается на принцип стабильности гражданской службы, предполагающий постоянство служебной деятельности для каждого гражданского служащего», – добавил Антон Алексеев.

2. Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.
3. По соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.
Комментарий к статье 30
1. Данная статья предоставляет право представителю нанимателя временно, на срок до 1 месяца, переводить гражданских служащих на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе в случае служебной необходимости.
Под служебной необходимостью в соответствии с комментируемой статьей понимается необходимость предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего.
Перечень случаев служебной необходимости, дающих право представителю нанимателя осуществлять временный перевод на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе, является исчерпывающим.
2. Временный перевод на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в связи со служебной необходимостью будет являться правомерным, если служебная необходимость действительно имеет место, т.е. возникли чрезвычайные обстоятельства, которые нельзя было предусмотреть заранее (катастрофа, производственная авария и др.).
Наличие указанных чрезвычайных обстоятельств необходимо во всех случаях временного перевода на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в связи со служебной необходимостью, в т.ч. и для перевода в случае временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. Такая позиция высказана в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. применительно к аналогичным положениям ТК (ст. 73 ТК).
Пунктом 17 названного Постановления предусмотрено, что временный перевод работника без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу для предотвращения простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника может быть признан обоснованным при условии, что это было вызвано чрезвычайными обстоятельствами или когда непринятие указанных мер могло привести к катастрофе, производственной аварии, стихийному бедствию, несчастному случаю и т.п. последствиям.
Данная позиция Пленума Верховного Суда РФ основана на положениях Конвенции МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930) (ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 4 июня 1956 г.). В соответствии с ней Российская Федерация обязалась упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах, т.е. всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (п. 1 ст. 2 Конвенции). При этом в силу пп. "д" п. 2 ст. 2 названной Конвенции, а так же ч. 4 ст. 4 ТК не является принудительным трудом всякая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия, как то: пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насекомых или паразитов растений, а также в иных случаях, ставящих под угрозу или могущих поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения.
3. В случае служебной необходимости представитель нанимателя вправе перевести гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы только в том же государственном органе, с которым он состоит в служебных отношениях. При этом оплата труда должна производиться по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже размера оплаты труда, установленного ранее. Временно замещаемая должность не должна быть противопоказана гражданскому служащему по состоянию здоровья.
Продолжительность одного такого перевода не может превышать 1 месяца. Поскольку Закон ограничивает продолжительность временного перевода, но не их количество, такие переводы в связи со служебной необходимостью возможны неоднократно. При этом, исходя из содержания частей 1 и 2 ст. 30, перевод для замещения временно отсутствующего гражданского служащего также может носить неоднократный характер. Однако его общая продолжительность не должна превышать 1 месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) (см. п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г.).
4. Статья 30 предоставляет представителю нанимателя безусловное право переводить гражданских служащих без их согласия на не обусловленную служебным контрактом должность в случаях служебной необходимости. В связи с этим гражданский служащий не может отказаться от такого перевода, если он осуществлен в соответствии с установленными требованиями и у государственного служащего нет для отказа от перевода уважительных причин.
Отказ от исполнения служебных обязанностей при временном переводе, совершенном с соблюдением закона, признается нарушением служебной дисциплины, а невыход на службу - прогулом.
При этом следует учитывать, что гражданский служащий не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за отказ от исполнения служебных обязанностей в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности, либо за отказ от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных служебным контрактом. Так как Закон не содержит норм, запрещающих гражданскому служащему воспользоваться названным правом тогда, когда выполнение таких обязанностей вызвано переводом вследствие служебной необходимости, отказ гражданского служащего от временного перевода на иную должность в порядке ст. 30 Закона по указанным выше причинам является обоснованным (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2). Данное разъяснение Пленум ВС дал применительно к ст. 74, абз. 5 ст. 219 и ч. 7 ст. 220 ТК. Исходя из того, что комментируемый Закон не содержит специальных норм, регулирующих охрану труда гражданских служащих, к ним в силу ст. 73 Закона должны применяться положения ТК об охране труда и, следовательно, соответствующие разъяснения Пленума ВС.
5. Согласно ч. 3 комментируемой статьи с согласия гражданского служащего замещение должности, замещаемой временно отсутствующим гражданским служащим, может продолжаться и более длительный срок. При этом временно замещаемая должность может быть и более высокой группы должностей. В этом случае гражданскому служащему, замещающему такую должность, выплачивается должностной оклад по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы. Ему выплачиваются также установленные по временно замещаемой должности гражданской службы надбавки и предоставляются государственные социальные гарантии, установленные для гражданских служащих, замещающих такую должность.

2. Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.
3. По соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.
Комментарий к статье 30
1. Данная статья закрепляет основания и порядок временных переводов по инициативе представителя нанимателя. Она фактически воспроизводит соответствующую норму ТК РФ, предусматривая возможность таких переводов в случае "служебной необходимости". По своему содержанию понятие "служебная необходимость" идентично традиционному для трудового законодательства понятию "производственная необходимость".
Служебная необходимость охватывает так называемые форс-мажорные обстоятельства, которые носят чрезвычайный характер. Так, гражданский служащий может быть переведен, в том числе и без его согласия, на другую должность сроком до одного месяца, если это необходимо для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия либо для предотвращения несчастных случаев.
Временный перевод допускается во избежание временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, а также уничтожения или порчи имущества.
Наконец, такие переводы возможны для замещения временно отсутствующего гражданского служащего.
Комментируемый Закон запрещает переводить гражданского служащего на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
При переводе на нижеоплачиваемую должность оплата труда гражданского служащего должна осуществляться по ранее замещаемой должности. Если же должность, на которую переводится гражданский служащий, предполагает более высокий размер оплаты труда, то оплата труда такого гражданского служащего должна производиться по временно замещаемой должности. Некоторые сложности в практике применения этой нормы могут возникнуть в случае временного перевода гражданского служащего на должности гражданской службы, по которым установлен особый порядок оплаты труда, в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Как нам представляется, в этом случае оплата труда гражданского служащего должна производиться в соответствии с указанными показателями, но во всех случаях не ниже оплаты труда по ранее замещаемой должности.
2. Продолжительность временного перевода на иную должность гражданской службы не может превышать одного месяца. В отношении перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего Закон (как и ТК РФ) допускает такой перевод на срок не свыше одного месяца в течение календарного года.
3. Новеллой комментируемого Закона является предусмотренный ч. 3 данной статьи перевод гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим. Временно отсутствующим считается гражданский служащий, за которым сохраняется замещаемая им должность гражданской службы на период такого отсутствия. Так, согласно общим правилам трудового законодательства замещаемая должность должна сохраняться за беременной женщиной на период отпуска по беременности и родам, а также за лицами, осуществляющими уход за малолетним ребенком на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им трех лет и т.п. Помимо этих общих случаев временного отсутствия работника комментируемый Закон предусматривает специальные правила, согласно которым служебный контракт с гражданским служащим может быть приостановлен, в том числе в случаях его временного отсутствия (см. комментарий к ст. 39).
По соглашению сторон на такую должность может быть назначен другой гражданский служащий, с которым заключается срочный служебный контракт (см. комментарий к ст. 25).
Срочный служебный контракт с переведенным гражданским служащим прекращается с выходом на службу временно отсутствующего гражданского служащего.

2. Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы.
3. В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
4. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.
Комментарий к статье 28
1. Комментируемая норма не дает определения понятия "перевод" гражданского служащего, однако из ее смысла вытекает, что законодатель признает переводом лишь изменение трудовой функции, т.е. изменение должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Иначе говоря, данная норма не рассматривает в качестве перевода изменение иных существенных условий служебного контракта (например, режима служебного времени, условий оплаты труда и т.п.), если при этом не изменяются замещаемая должность и должностные обязанности.
Согласно правилам, установленным как трудовым законодательством, так и Законом о государственной гражданской службе, перевод осуществляется только с согласия работника (исключения могут быть установлены законодательством). Причем такое согласие обязательно должно быть выражено в письменной форме.
2. В части 2 комментируемой статьи законодатель закрепляет правила перевода гражданского служащего, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности. Так, на основании соответствующего медицинского заключения представитель нанимателя обязан перевести гражданского служащего на другую должность. Такое заключение выдается медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК).
Закон не устанавливает специальных гарантий гражданскому служащему в случае перевода по состоянию здоровья. Представляется, что в данном случае подлежат применению общие для всех работников правила трудового законодательства. Так, согласно ст. 182 ТК РФ, в том случае, когда работник (гражданский служащий) переводится на нижеоплачиваемую работу, за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой (выполнением служебных обязанностей), - до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления.
3. Если гражданский служащий не согласен с переводом, а также при невозможности предоставить ему другую должность, не противопоказанную по состоянию здоровья, служебный контракт с ним прекращается по соответствующему основанию. При этом в случае невозможности перевода гражданского служащего на иную, не противопоказанную ему по состоянию здоровья должность в связи с отсутствием такой должности в государственном органе, служебный контракт с ним расторгается в соответствии со ссылкой на подп. "а" п. 1 ст. 37. Если же гражданский служащий отказывается от подобного перевода, то служебный контракт должен быть расторгнут по п. 8 ст. 33. Расторжение служебного контракта в связи с отказом от перевода на другую должность и увольнение гражданского служащего в связи с невозможностью перевести его на другую должность предполагают различный объем государственных гарантий, которые предоставляются гражданскому служащему трудовым законодательством. Так, в соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с несоответствием работника (в данном случае - гражданского служащего) занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка. По смыслу этой нормы, выходное пособие выплачивается лишь в том случае, если работника (гражданского служащего) нельзя перевести на иную аналогичную должность. Если же гражданский служащий отказывается от такого перевода, выходное пособие выплачиваться не должно.
4. Перевод следует отличать от перемещения, которое не требует согласия гражданского служащего. Так, согласно ч. 4 данной статьи не является переводом на иную должность и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Другими словами, и в этом случае законодатель исходит из понимания перевода как изменения только трудовой функции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: