Какие виды красноречия были распространены в древней греции духовное судебное академическое

Обновлено: 28.04.2024

В Древней Греции журналистика в нашем привычном понимании еще не существовала. В V–IV веках до Р.Х. здесь получил широкое развитие такой жанр протожурналистики, как ораторское искусство — искусство публичного выступления с целью убеждения.

«Ораторская речь — вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Ораторская речь характеризуется традиционными особенностями композиции, стиля, соотношением языковых и неязыковых (паралингвистических) средств общения. Традиции современной ораторской речи восходят к ораторскому искусству Древней Греции и Рима (Демосфен, Цицерон). Особенности ораторской речи изучались ранее риторикой.
Выделяют академическое (научное), политическое, судебное, церковное (особенно проповедь) и другие виды красноречия».

Тогда же начинается постепенное формирование журналистских и публицистических жанров, происходит зарождение публицистики.

Древняя Греция — Эллада — представляла собой независимые города-государства (полисы). У каждого полиса были свои законы, своя власть, своя монета, иногда — колонии. Объединяло полисы общее культурное пространство, древнегреческий язык и языческая религия. Крупнейшим и самым развитым в культурном, духовном и экономическом отношении полисом были Афины. Поэтому, говоря о древнегреческом ораторском искусстве, мы будем иметь в виду именно афинскую риторику.

Риторика — наука, изучающая ораторское искусство и свойства ораторской речи. Риторами называли учителей красноречия, хотя в широком смысле слова ритор — это вообще оратор.

Афинский суд. Типы и особенности речей
Ораторское искусство в Афинах было таким же почитаемым, как героический эпос Гомера и классическая драма Эсхила и Софокла. Обучение риторике, ораторскому мастерству являлось высшей ступенью античного образования.

Уже на закате классической эпохи великий древнегреческий ученый, философ и ритор Аристотель (384–322 гг. до Р.Х.) в труде «Риторика» разделил речи на три вида: совещательные (или политические), судебные и торжественные (эпидиктические).

Совещательные речи касались вопросов мира и войны, финансов, торговли, законодательства. Цель судебных речей была обвинить или оправдать. Торжественные речи сводились к похвале или порицанию.

Однако эти три вида речей не развивались независимо друг от друга. Часто в речах можно было выделить элементы как, скажем, торжественного, так и политического красноречия.

Самая ранняя из этих трех видов речей — торжественная. Она зародилась, по-видимому, из практики тостов, которые возглашали афиняне на домашних симпозиумах. Слово «симпозиум» в переводе с греческого языка означает «дружеская пирушка, пиршество».

Отец-основатель афинской демократии архонт Солон (ок. 640 — ок. 559 гг. до Р.Х.) провел демократические реформы. Так, он создал суд присяжных. Речи, которые афиняне произносили на суде в свою защиту или против своих соперников — судебные речи, — получили в Афинах наибольшее распространение.

Афиняне часто и по разным поводам обращались в суд. Можно сказать, что суд был непременным атрибутом жизни общества того времени. Он состоял из присяжных, которые выбирались жребием среди афинских граждан сроком на один год, причем повторное избрание не допускалось. Поскольку суды заседали в среднем от 175 до 225 дней в году. Государство платило каждому судье жалованье, равное или чуть большее прожиточного минимума. Возрастной ценз для избрания судьей составлял тридцать лет.
Подобный ценз распространялся также на некоторые другие занятия (например, учительство) и существовал не только в Афинах, но и впоследствии в Риме, а также в Иудее. Именно по этой причине Иисус Христос начал проповедовать, достигнув тридцатилетнего возраста.
Естественно, никаких учебных заведений соответствующего профиля не существовало. Поэтому судьи оставались непрофессиональными, и решения, которые они принимали, носили чисто субъективный характер. К тому же в Древних Афинах не было четкой системы законодательства, как, например, впоследствии у римлян (что получило название «римское право»). Решения принимались, как правило, по прецедентному принципу. Количество судей, голосовавших за или против того или иного вопроса, зависело от степени серьезности рассматриваемого дела и колебалось от 201 до 6001 человека, но всегда оставалось нечетным. Голосование против всех или
воздержание при голосовании в античном суде не допускалось.

В афинском суде не существовало института прокуроров и адвокатов. Истец сам обвинял соперника, равно как и обвиняемый защищал себя сам. Каждый из них обязан был самостоятельно составить в соответствии с регламентом судебную речь. По окончании выступлений сторон судьи голосовали сразу, без дискуссий.




Конечно, далеко не каждый афинянин мог самостоятельно грамотно и убедительно составить судебную речь. Тогда на помощь приходил логограф (от древнегреч. — изготовитель речей для других). За определенную плату логограф составлял клиенту речь, которую тот заучивал наизусть и от первого лица произносил в суде. Во вступлении говорящий обращался к высокому собранию с комплиментами, кратко излагал суть дела и выражал надежду на объективное рассмотрение своего вопроса. В основной части речи оратор, во-первых, излагал собственное видение проблемы, а во-вторых, отвечал на критику оппонентов (или предвосхищал ее). К речи могли быть добавлены свидетельские показания, фрагменты ранее принятых законов, которые зачитывались перед судьями. Эпилог (заключительная часть) заключал в себе высший эмоциональный накал и тем самым должен был произвести на судей наиболее сильное впечатление. Ведь чтобы речь
быстрее и доходчивее доходила до каждого судьи, одних классических аргументов было мало. Тогда в ход вступали аргументы индивидуальные, подтверждающие, как правило, добродетельную жизнь истца или ответчика, его невиновность перед судом.

Для победы в суде недостаточно было набрать простого большинства голосов: такая победа считалась неубедительной. Требовалось заручиться поддержкой, по крайней мере, двух третей судей. Если судящийся набирал при голосовании менее десяти процентов голосов, то это считалось абсолютным поражением. Проигравший присуждался к уплате штрафа в зависимости от степени вины и должен был оплатить судебные издержки. Помимо штрафа, в арсенале суда существовали такие наказания, как конфискация имущества, полное или частичное лишение гражданских прав, смертная казнь. Самые крайние наказания — изгнание из Афин (остракизм) или смертная казнь — применялись очень редко.




Судебное публичное говорение - один из древнейших видов ораторского искусства, и каждая эпоха, каждая страна, народ вносят в него изменения, обоснованные потребностями общественной жизни [24] .

Судебное красноречие в Древней Греции

Местом рождения судебного красноречия была Древняя Греция. В период расцвета Древней Греции, когда развилась государственность, когда усилилось влияние демократической группировки и оживилась деятельность народных масс в жизни развитых греческих полисов, умение говорить убедительно, искусство публичной речи стало жизненно необходимым. Политическим деятелям приходилось публично отстаивать свои взгляды и интересы в Народном собрании или суде. И политическая судьба многих граждан Афин во многом зависела от умения говорить публично.

Практическими потребностями было обосновано и появление теории красноречия. В IV в. до н.э. Аристотелем была написана «Риторика», в которой он обобщил теоретические основы ораторского искусства. Знаменитых ораторов одаряли почестями. Умению владеть словом хотели учиться, за учебу дорого платили. Обучение риторике было высшей ступенью античного образования.

Практическое применение ораторское искусство получило в Сицилии. Там уже наметились его основные виды: политическое и судебное, распространившееся затем в Афинах в V в. до н.э. - период общественного расцвета, роста культуры.

Особенно распространенным жанром ораторского искусства были судебные речи. Судиться в Афинах было делом нелегким: института прокуроров не было, обвинителем мог выступать любой афинянин. Не было на суде и защитников. Знаменитые же законы Солона предусматривали, что каждый афинянин должен лично защищать свои интересы в суде. Не все афиняне обладали даром слова, не все умели хорошо говорить, вести спор, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента. Поэтому тяжущимся приходилось обращаться за помощью к логографам - людям, которые обладали ораторским талантом и составляли за плату тексты защитительных речей. Обвиняемый заучивал речь наизусть и в суде произносил ее от своего имени. На первом месте в речи стояло не убеждение в своей невиновности, а воздействие на чувства, стремление разжалобить судей, привлечь их на свою сторону.

Форма речи и искусство выступавшего играли не меньшую роль, чем содержание. Поэтому каждая судебная речь должна была начинаться вступлением, излагающим суть данного дела, для того чтобы заранее повлиять на судей. За вступлением шел рассказ о событиях, связанных с делом. Главная цель рассказа - заставить судей поверить в правдивость выступающего. В этой части использовались художественные элементы речи. Далее следовало доказательство. Заканчивалась речь эпилогом, который должен был вызвать сочувствие к обвиняемому и произвести особенно сильное воздействие. В соответствии с этим заключение было патетичным.

Суд в Афинах являлся общественной трибуной, на которой нередко сталкивались различные политические убеждения, и оратору было необходимо обладать знаниями и умением убеждать людей. Это умение Платон называл «искусством гигантов мудрости».

Первые теоретики судебного красноречия - Горгий, Лисий, Исократ, Трасимах.

Горгий (ок. 480 - ок. 380 до н.э.) представлял софистское направление в ораторском искусстве (греч. sophistes - искусник, мудрец). Софисты были прекрасными ораторами, владели законами логики, искусством спора, умели воздействовать на слушателей. Но их ораторское мастерство носило чисто формальный, показной характер. Считая, что понятие и сама истина относительны, софисты понимали цель ораторского искусства не как выяснение истины, а как убеждение слушателей в чем-либо во что бы то ни стало и выражали мнение, что любое положение можно доказать и опровергнуть.

Горгий обучал юношей из богатых семей практическому красноречию, умению логично мыслить и публично говорить. Слово, считал Горгий, есть великий властелин, так как оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить. Но чтобы слово приобрело власть над людьми, над ним нужно постоянно работать. Искусные речи Горгия, игравшие роль политических памфлетов, призывавшие к борьбе против тиранов, привлекали внимание и прославили его имя. Речи Горгия изобиловали метафорами, сравнениями, антитезами, предложениями с одинаковыми окончаниями. Разделение речи на равные части, противопоставленные по смыслу, симметрично построенные фразы с рифмой в конце известны как горгиевы фигуры. Известен был Горгий и как логограф.

Популярным логографом был Лисий (ок. 435-380 до н.э.), выдающийся судебный оратор, написавший более 200 речей. Его знаменитая речь против Эратосфена направлена против одного из «30 тиранов».

Однако Лисий еще не выработал сложной техники доказательств, мало пользовался логическими доводами; главное внимание он уделял убедительному изложению обстоятельств дела, образному рассказу. Перед нами предстают картины повседневной жизни афинянина, описания его жилища. Мы видим мошенников, не соблюдающих законов, и хлебных спекулянтов, и пенсионера-инвалида, которого по доносу хотят лишить пенсии; слышим сурового и простодушного Евфилета, говорящего об убийстве Эратосфена.

Древние критики отмечали умение Лисия создавать портреты, отражать характеры, психологию и стиль клиентов. Речи Лисия продуманы были от начала до конца: естественное вступление, образное повествование, отсутствие ложного пафоса, умеренность в использовании изобразительных средств (в основном - сравнения, повторы), краткость, строгий вывод. Лисий заложил основы композиции судебной речи.

Представителем пышного, торжественного красноречия был Исократ (436-338 до н.э.), ученик Горгия. Обладая слабым голосом, он сам не выступал публично, а писал тексты судебных речей и обучал молодежь ораторскому искусству. В речи «Против софистов» Исократ доказывал, что нельзя смешивать истинную риторику, философию с ухищрениями софистов. Оратор, считал Исократ, должен обладать талантом, быть образованным человеком и кропотливо работать над составлением речей. Большое значение придавал он отделке языка, выбору слов; советовал избегать резких и трудных сочетаний звуков, резкого перехода от одного сюжета к другому. Исократ явился создателем «периодической речи». Он впервые стал писать большими периодами, легкими по конструкции.

В ораторской школе, которую открыл Исократ, была разработана композиция ораторского произведения. В нее входили: 1) введение, цель которого - привлечь внимание и вызвать благожелательность слушателей; 2) убедительное изложение предмета выступления; 3) опровержение доводов противника и аргументация своих собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному.

Знаменитым греческим оратором был Демосфен (384-322 до н.э.), который точностью выражения мысли, ее обоснованностью, великолепием и пышностью слога превзошел всех, кто соперничал с ним в судах.

Сам Демосфен говорил, что его ораторские способности - всего лишь некоторый навык. Все его речи отражают его настойчивый характер. Еще в детстве, услышав судебную речь Каллистрата, он был поражен силой слова, которое, как он ясно понял, способно пленять и покорять слушателей. С тех пор он стал усердно упражняться в произнесении речей, надеясь со временем сделаться настоящим оратором. У него был слабый голос, плохая дикция, прерывистое дыхание, нервное подергивание плеча. Но ежедневные напряженные занятия и упражнения помогли укрепить голос, отработать дыхание и дикцию, преодолеть подергивание плеча, приобрести соответствующие манеры.

Предметом своей деятельности Демосфен избрал защиту интересов эллинов и никогда не менял своих убеждений. Все его речи, например, «О венке», «Против Аристогитона», «За освобождение от повинностей», пронизаны мыслью, что все нравственно прекрасное заслуживает уважения.

Особенно хороша речь «О венке» («За Ктесифонта»). Демосфен выступил инициатором усовершенствования городских укреплений и вложил в это немало личных средств. Ктесифонт внес в Совет 500 предложение наградить Демосфена золотым венком, однако из-за протеста македонской партии награждение было отложено. Когда Александр Македонский одержал победу над Грецией, македонская партия начала процесс против Ктесифонта. По существу же это был процесс против Демосфена, вступившего в состязание с вождем македонской партии Эсхином.

Своеобразна композиция этой речи: оратор начинает и заканчивает ее обращением к богам. Главной частью является изложение существа дела, ясное по форме, полное динамики и экспрессии. Здесь рассуждение перемежается с повествованием. В речи большое количество изобразительных приемов: великолепная градация, метафоры, «вопрошания», риторические вопросы. Манера произнесения речей была очень бурной, оратор всегда стремился к максимальной внешней выразительности. Эратосфен утверждал, что во время произнесения речи Демосфена охватывало какое-то вакхическое неистовство. Особое значение придавал он интонационно-выразительным средствам. В результате упорного труда Демосфен овладел всеми лучшими качествами, которые были у других ораторов, хотя и все греческие ораторы мастерски владели правилами устной речи, законами логики, особенно рассуждений.

Риторика появилась в Древней Греции в V в. до новой эры. Уже тогда был составлен первый, не дошедший до нас, учебник риторики. Первыми же теоретиками риторики стали софисты. В их понимании ораторское искусство было наукой об убеждении кого угодно и в чем угодно.

Именно софисты способствовали развитию риторики в V-IV вв. до н.э. С древнегреческого слово «софист» переводится как учитель мудрости, мастер. Софисты исходили из того, что истинности как таковой нет, а истиной есть то субъективное, которое убедительнее всего. А значит, в чем человек убеждён и убеждает других, то и есть истина. Софистика считала принципиально непознаваемой объективную действительность, реальным может быть субъективное суждение о ней, и чем убедительней суждение, тем оно реалистичней. А потому главным заданием риторов-софистов было посредством высказывания сделать идею сильной или слабой. Своих учеников софисты учили двум искусствам: искусству размышления (диалектика) и искусству общения (риторика).

В Древней Греции основаны были три философские школы софистов: диалектики, элеаты и пифагорийцы.

Диалектики опирались на учение Гераклита Эфеского об изменяемости мира: все течёт, все меняется. И судить о мире можно по-разному. В этом направлении философии зарождалась логика.

Элеаты отдавали предпочтение демонстрации в речи гимнастики ума, стройных цепей доказательств. Они отрицали существование объективной истины, а потому отстаивали право каждого на собственное мнение.

Пифагорейцы искали гармонию мироздания в человеке и находили её в искусстве речи и красоте слова.

Софисты многое сделали для развития этики, риторики, наук о языке. Но более того, они изменили социальный идеал. К эталону аристократии и элитарности по рождению, они добавили образованность и мастерство.

Кроме того, софисты не проводили границы между «очаровыванием» и убеждением. Так выявление специальных языковых средств (фигур) в речи опиралось у софистов на красивость и «чары», меньше внимания уделялось логичности и убедительности. Потому список риторических фигур, предложенный софистами, в частности Горгием, занимает в теории риторики периферийные позиции.

Горгий

(483 – 375 вв. до н.э.)

Один из выдающихся сицилийских ораторов. Славу ему принесла миссия посла от города Леонтини. Он чарующе красиво просил помощи у афинян. Под впечатлением речи народное собрание тут же постановило немедленно послать военную помощь Леонтинам против Сиракуз. Горгий использовал в подобных дипломатических речах два приёма: очаровывание души и обман мысли.

Вскоре в Афинах известный ритор основал свою школу. Особенной славы он добился как сочинитель похвальных праздничных речей. До наших времён дошли такие его сочинения, как «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда». Эти речи отличались мастерской игрой разума и всевозможными языковыми приёмами.

Особенно ценны для школы ораторского мастерства эксперименты с гармонией звучания речи, ведь, полагал Горгий, как зачаруешь, так и убедишь. Вообще, изобретение риторических фигур в античной Греции приписывается Горгию. Фигуры, предложенные и описанные этим оратором, служат украшением речи. Например, горгиевой фигурой называют исоколон (равенство частей высказывания), придающий ритмичность прозаической речи.

Сократ

Сократ

(469-399 гг. до н.э.)


Сократ твердо придерживался своих жизненных принципов, что определённым образом повлияло на его философию и риторику. Истинным красноречием Сократ называл то, которое печётся о душе граждан, то, что воспитывает высокие моральные качества и направлено на добро и благо.

Основой жизни граждан Сократ считал добропорядочность. В понятие добропорядочности он включил пять моральных качеств: сдержанность, храбрость, рассудительность, справедливость и благочестие.

Наибольшее внимание мыслитель уделял развитию политической полемики и эристики (переводится с древнегреческого как «спорить», «соревноваться»). Сократ считал, что истина рождается в спорах, путем столкновения противоположных мнений происходит движение мысли и возникает новое видение проблемы. В древнегреческой философии слово «диалектика» означало «искусство мыслить в форме беседы, диалога». Но если для софистов диалектика была инструментом для любования красотой доказывания, то для Сократа диалектика – способ поиска истины и моральности.

Наиболее используемым приёмом в эристике для Сократа стала ирония. Серией иронических, но добродушно звучащих вопросов он обезоруживал соперника и тот начинал противоречить сам себе. Однако оратор не позволял себе ни капли зла или глумления.

Важным критерием правильно построенной речи Сократ называл логичность. Речь он сравнивал с человеком: у неё также должно было быть туловище, руки, голова, ноги – и всё это должно гармонично сочетаться между собой.

Сократ первым оценил возможности речи как индикатора интеллектуального и психологического портрета человека. Ему принадлежит афоризм: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

2. 4. Платон

(427-347 гг до н.э.)


Философское кредо софистов не разделял Платон, для него предмет речи требовал глубокого осмысления. Главное в риторическом искусстве – поиск истины, который, как известно, рождается в споре, в особой риторической манере – диалектике. Однако поиск истины несколько отодвинул на второй план одну из центральных задач риторики – убеждение.

Платон одним из первых уделил внимание психологии слушателя. Знание души, связанное с логически стройным построением речи и диалектическим подходом к предмету речи, делают ораторское выступление совершенным.

Великий мыслитель и философ пережил угасание афинской демократии и предчувствовал триумф тоталитарных держав. Потому в поздних своих работах «Государство», «Законы», «Политика» к вопросу о риторике и свободомыслии высказывался категорично – в идеальном государстве публичные выступления необходимо запретить. Они сеют смуту в умах и сердцах верных граждан.

Тяжело пережив казнь своего учителя Сократа, Платон делает попытки на Сицилии претворить в жизнь свои идеи об идеальном государстве. В результате оказывается проданным в рабство и его выкупают ученики. После возвращения в Афины Платон основывает свою школу и по имени хозяина сада, где проходили занятия, называет её Академией.

В ней успешно и плодотворно проходило обучение научной элиты Древней Греции. Академия дала миру ещё одного великого философа – Аристотеля.

2. 5. Аристотель

(384-322 гг. до н.э.)


Выдающийся древнегреческий философ Аристотель уравновесил красоту и истинность, разработал для риторики теоретический и этический фундаменты. Он обобщил всё созданное в единое упорядоченное целое, на основе этого сформулировал законы, составляющие теоретическую базу риторики как науки. Аристотель выстроил принципы речевой деятельности в риторике и сформулировал требования к ораторской и поэтической деятельности. По мнению этого философа, основным методом является диалектика, а основным критерием – истинность.

Теорию риторики Аристотель описал в двух трудах – «Риторика» и «Про искусство риторики». Эстетической силой речи он считал не витиеватое плетение словес, а познавательное и интеллектуальное богатство речи. Как приверженец логики, Аристотель считал главным в речи логически выстроенный материал и правильно составленные выводы.

Аристотель предложил ораторам сосредоточить своё внимание на следующем:

1. Предмет риторики.

3. Ожидание эмоции.

В ораторском мастерстве Аристотель ратовал за умеренность и предостерегал от чрезмерного украшательства.

Главным качеством удачной речи Аристотель считал ясность, что и на сегодняшний день актуально. Убеждение отделено от манипулирования и внушения именно критериями ясности и истинности. Труд «Риторика», написанный Аристотелем тысячелетия тому, не потерял своего значения и в современном мире.

Свои способности и гражданскую позицию эллины демонстрировали прежде всего в общественной жизни. Одним из ярких проявлений культуры античной Греции было ораторское искусство. Его взлет связан с условиями жизни в полисе, когда любая информация передавалась изустно. Необходимость отстаивать свои взгляды и убеждать сограждан в своей правоте в дебатах в народном собрании, суде присяжных и т. п. необычайно возвысила искусство владения звучащим словом.

Анализируя искусство красноречия, Аристотель разделил все речи на три вида: совещательные, или политические, судебные (обвинительные и защитительные) и эпидейктические, или торжественные. Цель речей совещательных – склонять или отклонять, судебных – обвинять или оправдывать, эпидейктических – хвалить или порицать.

Огромная роль звучащего слова в жизни древних греков вызвала потребность в риторах – учителях красноречия. Так появляется риторика – ораторское искусство, а овладение риторикой становится высшей ступенью античного образования.

Известным философом и учителем красноречия был Горгий (ок. 480 – ок. 380 до н. э.) из сицилийского города Леонтина. Когда он в 427 г. до н. э. прибыл в Афины, то был с восторгом принят как оратор и учитель риторики. Горгий выступал перед афинянами с защитительными речами на мифологические сюжеты. До нас дошли две из них: «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», в которых Горгий убедительно, с блестящей аргументацией доказал невиновность мифологических персонажей. Среди речей Горгия немало и образцов торжественного красноречия. Например, в «Надгробном слове» оратор высокопарным слогом прославляет греков, павших при защите отечества.

Для повышения психологического воздействия на слушателей Горгий первым использовал в ораторской речи поэтические приемы: антитезу, метафоры и сравнения, ритмическое членение речи и даже рифмованные концовки (они получили название горгиевых фигур). Горгий учил не только оформлению материала, но и принципам его подачи: «Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки – серьезностью». Свою теорию ораторского искусства ритор, имевший много учеников и последователей, изложил в специальных сочинениях. Он оказал огромное влияние на ораторов Лисия и Исократа, на историка Фукидида. Философ Платон в диалоге «Горгий» подробно разбирает мастерство знаменитого оратора.

Самым распространенным ораторским жанром в античной Греции были судебные речи. В жизни эллинов, и особенно афинян, славившихся своим сутяжничеством, суд занимал очень большое место. Чтобы решать дела в суде, гражданину надо было не только знать законы, но и уметь привлечь симпатии присяжных заседателей на свою сторону. Знаток риторики Дионисий Галикарнасский поучал: «Когда судьи и обвинители – одни и те же лица, необходимо проливать обильные слезы и произносить тысячи жалоб, чтобы быть с благожелательностью выслушанным». Произнести убедительную и яркую речь было по силам не каждому. Эти обстоятельства привели к появлению логографов – опытных сочинителей речей для тяжущихся сторон. Бывали случаи, когда один и тот же логограф составлял речи и для истца, и для ответчика.

Прославленный логограф и мастер судебного красноречия Лисий (ок. 435—380 до н. э.) происходил из семьи метека. Риторское образование он получил в южноиталийском городе Фурии у известных софистов. Вернувшись в Афины на правах метека, он целиком посвятил себя деятельности логографа и написал более 230 речей (из них сохранилось целиком и в отрывках около 30). Для ораторского стиля Лисия характерна убедительность в представлении обстоятельств дела. Он излагает события просто, лаконично и выразительно. Обрисовывая характер человека, Лисий наделяет его адекватным статусу языком. Пожалуй, наиболее полно его мастерство проявилось в речи «Против Эратосфена», где оратору удалось нарисовать яркую картину злодеяний афинских тиранов, которые, прикрываясь высокими фразами, потворствовали грабежам и убийствам. А в знаменитой речи Лисия в защиту инвалида с большим художественным мастерством был нарисован портрет престарелого афинского гражданина, получавшего пособие от государства по инвалидности. Своими речами Лисий заложил основы европейского судебного красноречия.


Одним из знаменитых учеников Горгия был Исократ (436—338 до н. э.), ставший непревзойденным мастером торжественного красноречия. Из-за своей застенчивости и слабого голоса Исократ сначала был логографом, затем основал в Афинах риторскую школу, получившую известность по всей Греции. До нас дошла 21 его речь, наиболее известными из которых являются «Панегирик», «Филипп», «Панафинейская речь», а также похвальное слово кипрскому царю Эвагору. Исократ жил в эпоху кризиса полисного строя и в своих речах пытался сформулировать политическую программу спасения Эллады путем объединения всех греков для совместного похода против варваров. Он предлагал войны, охватившие Грецию, перенести в Азию, богатства Азии – в Европу, а союз греческих полисов – отдать под власть монарха богатого и сильного государства (наиболее подходящей фигурой для этой роли он считал Филиппа II, царя античной Македонии).

В школе Исократа были выработаны принципы построения речи оратора. Она должна включать введение, чтобы привлечь внимание слушателей, основную часть, содержащую убедительную и яркую систему доказательств, а также опровержение доводов противника и, наконец, заключение, где подводится итог всему сказанному. Стиль оратора характеризуют многочисленные речевые украшения. Выступления Исократа отличает ритмическое членение речи, плавность изложения, использование изысканных риторических приемов и т. п. Оратор стремился, чтобы прозаическая речь звучала так же изящно и гармонично, как и поэтическая. По признанию современников, его речи были ориентированы скорее на читателя, чем на слушателя. Риторическое искусство Исократа и его идеи единения греческого мира оказали огромное влияние на современников и получили дальнейшее развитие в эпоху эллинизма.

Величайшим оратором античности, мастером политического красноречия был Демосфен (ок. 384—322 до н. э.). Он родился в семье богатого афинского гражданина, но после смерти отца имуществом сироты обманом завладели опекуны. Обладавший слабым голосом и плохой дикцией юноша, казалось, не имел никаких шансов преуспеть в риторике. Но упорным трудом ему удалось преодолеть свои недостатки и стать блестящим оратором. Для современников и потомков Демосфен предстает патриотом Афин, идейным вождем в борьбе за сохранение Элладой своей независимости.

Большинство выступлений Демосфена (оратору приписывают 61 речь, 56 вступлений к речам и 6 писем) посвящено актуальным политическим вопросам, волновавшим афинских граждан. Поэтому, в отличие от текстов Исократа, рассчитанных на декламацию перед небольшой группой слушателей, страстные речи Демосфена были ориентированы на массовую аудиторию. Наиболее ярко политическая позиция оратора раскрывается в так называемых «Филиппиках» (восемь речей: три «Олинфских», три «Против Филиппа», «О мире», «О делах в Херсонесе»), объединенных единой темой борьбы против македонского царя Филиппа II. В них Демосфен призывал сограждан к созданию эллинской коалиции против македонской опасности.

В его речах нет обстоятельных длинных вступлений, оратор быстро переходит к главной теме. Чтобы привлечь аудиторию на свою сторону, Демосфен говорит короткими фразами, динамичными и напряженными, использует и высокий стиль, и разговорную речь. Оратор искусно вводит и воображаемые диалоги с противниками, и риторические вопросы, и антитезы, и метафоры, и «фигуры умолчания», предлагая слушателям самим делать выводы. Выдающийся мастер публичного красноречия классической эпохи, Демосфен стал образцом для многих выдающихся ораторов античности.

Роды красноречия

Способность грамотно и красиво говорить начала цениться еще с древних времен, и по сей день не теряет своей актуальности, а даже наоборот, искусство красноречия развивается наряду с современным миром. Навыки владения риторикой зародились во времена Древней Греции, с тех пор ораторское дело совершенствовалось, ведь со временем появлялись новые сферы коммуникации и, соответственно, рождались новые разновидности речей. В статье подробнее о них.

Роды красноречия, и какие виды к ним относятся

Все виды и роды красноречия можно разделить на две формы: диалогическую и монологическую. Диалог – это общение между собой двух и личностей, а монолог – это вещание одного человека, рассчитанное на множество слушателей, которые не вступают в общение с оратором. Большинством ученых выделено 5 основных родов красноречия:

  1. Социал-политическое. .
  2. Судебное.
  3. Социал-бытовое.
  4. Церковно-богословское.

Далее немного подробнее о них и их видах.

Роды красноречия

Социал-политическое красноречие

Один из самых древних родов ораторского искусства. Берет свое начало из античности, яркими представителями этой разновидности риторики того времени являются Сократ и Цицерон. Их политические речи до сих пор изучают на лекциях в высших учебных заведениях. В настоящее время социально-политическое красноречие встречаются на заседаниях правительства, общественных митингах, собраниях и советах местного самоуправления.

Этот большой род красноречия включает в себя такие виды, как:

  • Отчётные доклады собраний.
  • Доклады на политико-экономические и социально-политические тематики.
  • Политические и дипломатические речи.
  • Агитационная и митинговая речи.

Академическое красноречие

Этот жанр искусства грамотного слога, как ясно из названия, относится к научной тематике. Особое внимание уделяется глубокой аргументации, высоко логической культуре, сухому изложению темы с употреблением большого количества терминологии. Этот блок риторики разделён на три подвида:

  1. Академический. Включает в себя разного рода научные доклады, рефераты и другие информационные обзоры.
  2. Вузовский. Сюда относятся лекции преподавателей учебных заведений.
  3. Школьный. Разговоры с учениками и объяснение темы урока, в щадящей форме, понятной для школьников.

Академическое

Судебное красноречие

Это тоже один из древнейших крупных родов красноречия в риторике. Зародился и активно использовался ещё в Древней Греции, в наших краях начал развиваться с появлением судебной практики. Судебное красноречие характеризуется тем, что при составлении речи употребляются четкие выражения цели, без расплывчатости.

Присутствует умение воспользоваться навыками психологии и знания художественной литературы, ведь в судебном зале идёт упор на воздействие на заседателей. Это может быть как один человек, так и небольшая группа людей. Среди разновидностей выделяют следующие:

  • Обвинительные речи прокуроров или других уполномоченных лиц.
  • Защитное слово адвоката или другие формы оправдательных речей.
  • Монолог в защиту самого себя.

Социал-бытовое красноречие

Эта разновидность включает общение, связанное с социально-бытовыми ситуациями. Несет в себе отражение общественных коммуникаций, воплощает древние народные обычаи и традиции. Выражением этого рода ораторского искусства считается:

  1. Всевозможные застольные речи, так называемые тосты. Стоит отметить, что это проявления древнейшей языковой культуры, которые сохранились до наших дней и передаются следующему поколению.
  2. Слово, связанное, например, с вручением награды, поздравлениями с юбилеем, или же просто выражением похвалы собеседнику.
  3. Еще одной вековой традицией являются речи об усопшем.

Богословско-церковное красноречие

Здесь и так ясно, что свое начало этот род красивого слога берет из глубокой древности. Основой этого направления является проповедь, она пропитана верованиями в воплощение светлой и абсолютной истины. Однако стоит заметить, что церковные речи не лишают слушателей возможности задуматься над смыслом жизни. Проповеди устроены так, чтобы они могли влиять не на интеллект прихожан, а именно на их чувства и эмоциональные переживания.

Богословско-церковное

Как освоить ораторское искусство?

Во времена античности детей обучали навыкам красивой и грамотной речи, к сожалению, в настоящее время эту науку приходится осваивать самостоятельно. Безусловно, в обществе существует немало людей, у которых, как говорят, «язык подвешен», но, с другой стороны, есть множество лиц, испытывающих страх перед публикой и проблемы с выражением своих мыслей.

  • Полезно будет быть осведомленным, какая категория людей составляет основную массу аудитории, перед которой необходимо выступить. Зная, кто будет слушать речь, легче мысленно настроить направление слов. Например, задействовать молодежный сленг во время научного доклада будет уместно только в том случае, когда основная масса сидящих в зале – это молодые люди, не сильно разбирающиеся в науке. Люди с ученой степенью вряд ли положительно отреагируют на такой поступок.
  • Научиться импровизации. Это очень ценное умение, но бывает, что во время монолога волнение берет верх, и навыки импровизации играют с человеком злую шутку. Есть риск попасть в неловкое положение прямо на сцене. Чтобы этого избежать, рекомендуется составить схему своего выступления. Стоит обратить внимание, что имеется в виду не текст речи, а именно пошаговые этапы своего доклада. Составить план выступления – когда нужно сделать упор на основные моменты, выделить ключевые слова, вступить в диалог со слушателями. Наглядные материалы в виде схем, таблиц и графиков также положительно повлияют на выступление. И еще один совет – не забыть в конце своей речи повторить аудитории основную идею.
  • Очень длинное публичное выступление тяжело высидеть даже самому заинтересованному слушателю. Одной из тонкостей ораторского искусства является способность быть лаконичным, использовать короткие и понятные фразы, без ненужных и общих рассуждений.

Необходимо запомнить, что красноречием называют не только способность выражать мысли, но и умение грамотно и доступно делать это для публики, которая выступает слушателем. Нужно суметь развить в себе способность с помощью искусства речи заразить своей идеей другого человека, или даже группу людей, научиться влиять на их эмоции и разум.

Помощниками в этом деле выступают чёткий и звонкий голос и не зажатая мимика – с таким арсеналом шансы заинтересовать массы людей увеличиваются в несколько раз. Не стоит бояться осваивать это искусство – обладание грамотной речью всегда было и будет залогом воспитания, уважения и образованности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: