Какие проблемы по мнению автора не решает правовое государство

Обновлено: 02.05.2024

Правовое государство – одна из наиболее востребованных концепций развития государств в наше время. Она предполагает следование определённым принципам развития, которые исследованы доктринально и изложены в целом ряде трудов, однако, как мы можем видеть, многие современные государства отклоняются от теоретических формул, создавая аутентичные варианты развития. С одной стороны, это обусловлено особенностями развития каждой цивилизации, определяющими её индивидуальный путь к формированию правового государства. С другой стороны, это может быть воспринято исследователями как отказ от идеи правового государства, декларируемой законодательно, и выбор иной парадигмы государственного развития.

Конституция России декларирует как свершившийся факт, что Россия является правовым государством, однако, учёные-правоведы и критики власти в один голос утверждают, что данное конституционное положение есть фиктивное и верховенство права для нашей страны пока не достигнутый результат, а цель. Многие из них склоняются к тому, что Россия в своём развитии двигается более в сторону полицейского государства, нежели правового.

Для полицейского государства характерен политический режим, близкий к авторитаризму или тоталитаризму, в зависимости от качеств лидера или главной политической силы, стремление урегулировать все сферы общественных отношений, вплоть до мельчайших деталей. Отличный пример мы находим в истории России: петровский идеал – «регулярное государство». Стоит отметить, что лидер полицейского государства является связующей, объединяющей силой, с утратой которой государство меняется, распадается или входит в кризис. Так, после смерти Петра I, как мы знаем, началась эпоха дворцовых переворотов. Из этого мы можем сделать вывод, что в основе существования полицейского государства в любом случае лежат два важнейших элемента: лидер и идея. При этом идея становится основной парадигмой развития государства, а лидер позиционируется в общественном сознании как вождь или руководитель, ведущий граждан государства к этой идее.

Полную противоположность полицейскому государству представляет государство правовое. Квинтэссенция правового государства есть верховенство права, достижимое, на мой взгляд, в случае симфонии государственных и общественных интересов. Из этого утверждения логично проистекает, что государство в понимании Ф. Лассаля и В. Ленина не может быть правовым, поскольку являет собой инструмент подавления, а значит, не может выражать интересы всего общества. Прямым доказательством этому является история СССР: нельзя не согласиться с исследователями, которые считают, что Советский Союз в разные периоды представлял собой авторитарное или тоталитарное государство, но неизменно сохранял свою полицейскую сущность.

Наибольшую трудность в анализе правового государства представляет тот факт, что ни в одной стране до сих пор не сложилось полностью правовое государство. Этот факт даёт критикам идеи правового государства основания полагать, что правовое государство, не существующее в реальности ныне, никогда и не будет существовать, вытесняясь другими режимами, более удобными с позиций осуществления публичной власти. Как бы то ни было, попробуем предельно точно определить наиболее значимые черты правового государства.

Главнейшим признаком правового государства является верховенство права. Эта черта подразумевает приоритет правового регулирования над каким-либо иным, подчинение всех без исключения субъектов общественных отношений праву. Здесь, на мой взгляд, важно уделить внимание соотношению понятий «право» и «закон». Следует отметить, что в неправовом государстве и государстве, находящемся в переходном состоянии от неправового к правовому указанные понятия могут расходиться. В частности, юристы указывают на возможность появления неправовых законов, однако, такие законы лишь формально отождествляются с правом. Они легальны, но не легитимны, поскольку не получают поддержки общества, а значит, право и закон в неправовых государствах не тождественны.

Иной порядок предусмотрен теорией правового государства. Если К. Маркс и Ф. Энгельс определяли право, как волю, возведённую в закон, то социологическая школа юриспруденции определяет данное соотношение формулой: право создаётся обществом, а закон – государством. Чтобы примирить данные точки зрения отметим, что право, созданное обществом, не имеет гарантий реализации в том случае, если не поддерживается государством в плане возможности принуждения к исполнению. Следовательно, оптимальной моделью будет общественная воля, возведённая в закон государством. Получается идеальный вариант взаимодействия общества и государственной власти в правовом государстве, который, разумеется, предполагает некоторые условия, такие как, скажем, определённый культурный уровень населения. Чтобы создавать право, гарантируемое впоследствии государством, граждане должны обладать развитым правосознанием, высоким уровнем правовой культуры, пониманием толерантности, умением избегать межличностных конфликтов и разрешать противоречия в обществе мирным путём.

В качестве следующей определяющей черты правового государства назовём защиту прав человека. Права человека в правовом государстве должны защищаться в первую очередь судом, но не только им. Важно привлечение институтов гражданского общества к защите прав человека: разнообразные объединения, целью которых является охрана прав и свобод – неотъемлемый институт правового государства. Причём объединения должны не сражаться против государства, не желающего полноценно защищать права своих граждан, а действовать как добровольный помощник государства, поскольку, будучи правовым, оно определяет в качестве первостепенной задачи заботу о защите прав своих граждан.

Вышеизложенное приводит к мысли о том, что правовое государство – своеобразная утопия наших дней. Невозможно удержаться от проведения параллелей с классическими утопиями: разработаны исключительно теоретически, но при этом целым рядом государств восприняты и установлены в качестве одной из целей развития. Кроме того, нельзя не согласиться с мыслью Г.В.Ф. Гегеля: все великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй – как фарс. Так, после революции 1917 г. в России была воспринята чуждая идея – социализм, провозглашённая центральной идеей существования государства, определяющим фактором общественной жизни. После краха СССР нашей страной была воспринята другая чуждая этике предыдущих политических режимов идея – правовое государство. Появившись в 1990 г. в Декларации о государственном суверенитете РСФСР как цель, в Конституции 1993 г. эта идея фигурирует уже как свершившийся факт. Не может не напоминать «брежневскую» конституцию, декларировавшую окончание построения социализма, тогда как даже формально, с точки зрения теории, об этом не могло идти и речи.

Тем не менее, не будем отрицать, что концепция правового государства является невероятно притягательной. Однако процесс создания правового государства, в том виде, как он мыслится ныне, требует существования развитой правовой культуры граждан. В обществе низкой правовой культуры привносимая извне концепция правового государства представляется инородным образованием, которое будет отвергаться с силой, пропорциональной той, с которой концепция будет насаждаться. И вот здесь мы обнаруживаем парадокс: чтобы общество восприняло идею правового государства и начало его формирование, власти приходится оказать на общество давление, не исключено даже, что в виде принуждения, пусть и обеспеченного государственно-властными полномочиями. Очень уж подобный путь напоминает большевистский лозунг «Железной рукой загоним человечество к счастью!». Возникает резонное сомнение: а так ли необходимо немедленное формирование правового государства в обществе, которое к нему ещё не готово?

Итак, из всего вышеизложенного следует вывод об утопичности идеи правового государства, столь востребованной сейчас в мировом сообществе. Как бы то ни было, надо признать, что эта утопия не кажется сейчас настолько далёкой от реальности, как классические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. Следовательно, мы можем предположить на уровне допущения, что последовательные преобразования способны создать условия для формирования правового государства.

Автор пишет, что в правовом государстве как отдельная личность, так и народ должны быть не только объектом, но и субъектом власти. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три формы участия граждан в осуществлении государственной власти.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В правовом государстве власти положены известные пределы, которых она не должна и правовым образом не может переступать. Ограниченность власти в правовом государстве создаётся признанием за личностью неотъемлемых, ненарушимых и неприкосновенных прав. Они слагаются из свободы совести, т. е. признания, что сфера мнений, убеждений и верований, религиозных и нерелигиозных, прежде всего должна быть безусловно неприкосновенна для государства. Непосредственным следствием свободы совести является свобода слова, устного и печатного. Для высказывания своих мнений и проповеди своих взглядов человек должен иметь свободу общения, поэтому неотъемлемым правом личности признаётся в правовом, или конституционном, государстве право принадлежать к любому обществу, устраивать союзы и организации. Но все эти, а также многие другие свободы или права, как, например, свобода передвижения, право на доброе незапятнанное имя, некоторые имущественные права, требуют своего дополнения в виде неприкосновенности личности. В правовом государстве недопустимо наказание иначе как по суду в строго определённой форме.

Благодаря неотъемлемым правам и неприкосновенности личности государственная власть в правовом или конституционном государстве не только ограничена, но и строго подзаконна. Подзаконность государственной власти является настолько общепризнанным достоинством государственного строя как такового, что обыкновенно его стремится присвоить себе и благоустроенное абсолютно монархическое государство. Но для него это оказывается совершенно недостижимой целью. Органы государственной власти бывают действительно связаны законом только тогда, когда им противостоят граждане, наделённые субъективными публичными правами. Этого нет в абсолютно монархическом государстве, так как в нём подданные лишены всяких гражданских прав, т. е. прав человека и гражданина. Законность предполагает строгий контроль и полную свободу критики всех действий власти, а для этого необходимо признание за личностью и обществом их неотъемлемых прав. Итак, последовательное осуществление законности требует как своего дополнения свобод и прав личности и, в свою очередь, естественно вытекает из них как их необходимое следствие.

В правовом государстве отдельные лица оказывают влияние на ход и характер законодательных работ через народное представительство. В избрании народного представительства должен участвовать, конечно, весь народ; никакие разделения народа и выделения из него привилегированных групп по отношению к праву избирать народных представителей, т. е. никакие ограничения избирательного права принципиально недопустимы. Избирательное право должно быть всеобщим и равным, а для того, чтобы всеобщность и равенство были действительно обеспечены, голосование должно быть прямым и тайным. Требование всеобщего, равного и прямого избирательного права с тайной подачей голосов является теперь основным требованием демократизма.

В правовом государстве власть должна быть организована так, чтобы она не подавляла личность; в нём как отдельная личность, так и совокупность личностей — народ — должны быть не только объектом власти, но и субъектом её.


Тип 17 № 11339

Как автор раскрывает смысл понятия «свобода совести»? Какие ещё гражданские свободы названы в тексте (укажите любые три гражданские свободы). Как автор поясняет суть понятия «неприкосновенность личности»?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например:

— сфера мнений, убеждений и верований должна быть безусловно неприкосновенна для государства;

2) ответ на второй вопрос, например:

— свобода слова, свобода собраний, свобода союзов, свобода передвижения;

(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх целей из упомянутых в тексте.)

3) ответ на третий вопрос, например:

— недопустимость наказания иначе как по суду в строго определённой форме.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Проблемы становления правового государства всегда волновали величайшие умы человечества. С древних времен и до настоящего времени актуальными остаются вопросы:

  1. Что есть правовое государство?
  2. Когда возникла идея правового государства?
  3. Какового назначение и значимость правового государства?

Во все времена юристы, философы и историки пытались провести классификацию такого сложного явления как правовое государство.

Понятие и условия становления правового государства

Правовое государство – это особенное государство, где созданы условия для обеспечения свобод и прав человека и гражданина, в котором не допустимо злоупотребление властью.

Основополагающим условием для становления правового государства является сформированное гражданское общество.

Так же к условиям формирования правового государства относят:

  • Государственное управление в соответствии с законодательством,
  • Всеобщее равенство перед законом,
  • Независимость суда,
  • Система разделения властей,
  • Правосудие,
  • Действенный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.

Проблемы построения правового государства

Говоря о проблемах построения правового государства ученые указывают на то, что приоритетными задачами выступают материальные ценности. Конечно же, это верно, но вызывает большие вопросы. То есть правовое государство должно строиться со смешением в социальную сторону. Правовое государство возникнет только там, где в обществе произошли существенные культурные, правовые и политические изменения.

Формирование правового государства означает, что происходит становление не только формальное, но также и реальное господство законов во всех областях жизни.

Современная Россия провозглашена правовым государством (в Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее ). Для формирования правового государства были приложены существенные усилия, однако утверждать, что в нашей стране развита идея правового государства – нельзя. Для создания правового государства необходимо выполнить ряд существенных условий, которые определят дальнейшие преобразования.

Готовые работы на аналогичную тему

В первую очередь обязательно нужно достичь высокого уровня правовой культуры населения, искоренить правовой нигилизм, провести моральное оздоровление граждан. Сами граждане должны стремиться выполнять законодательство. На практике в современной России происходит разочарование в государственном управлении, люди стремиться обойти законы для своей выгоды. В правовом смысле больше половины населения не образована.

Как уже говорилось, важным является создание единого внутреннего законодательства, которое не противоречило бы самому себе. Проблема заключается в том, что совершенствование законодательства происходит слишком медленно.

В правовом государстве население в основном должно быть представлено средним классом. На деле же в настоящее время произошло сильное расслоение на богатых и бедных, средний класс остался размытым.

Также существенной проблемой выступает отсутствие действенного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина. Граждане не могут рассчитывать на защиту своих нарушенных прав и законных интересов.

Исходя из перечисленных проблем следует сделать вывод, что Российская Федерация не является правовым государством. К реализации данной теории должны стремиться все страны мира. Но недостаточно объявлять себя правовым государство, нужно усиленно работать в данном направлении.

Подводя итог следует сказать, что доктрина правового государства так и остается всего лишь доктриной. Она красиво звучит, однако ни одна страна мира не является в полной мере правовым государством.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 09.11.2017

Сергей Анатольевич Хилимов

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Исходя из норм Конституции Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее можно сделать вывод, что Российской Федерации выступает в качестве демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, что закреплено в части 1 статьи 1. Данная статья указывает на такие признаки, как наличие демократии, федерализма, правовых основ и республиканской формы правления.

Таким образом, можно выделить следующие признаки РФ как государства из указанного определения:

  • демократическое государство;
  • федеративное государство;
  • правовое государство;
  • республиканская форма правления.

Указанные принцип именуются как Конституцией РФ как уже существующие, однако в свете развития многих государственных структур видится, что пока что это является целью, к которой государству и его государственным органам необходимо стремиться.

Процесс становления правового государства важен для формирования гражданского общества, в то же время он требует определенных целенаправленных усилий в данной сфере. Нельзя ввести правовое государство каким-либо единовременным актом, даже если этот акт обладает высшей юридической силой, вроде Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , так как данная астма может стать результатом чистого законодательства. Общество органически должно пережить данный процесс и перейти к правовому государству только в том случае, если оно созрело для этого.

Готовые работы на аналогичную тему

Проблема создания правового государства

Проблема создания правового государства является не только юридической, хотя первоначально оно выступает именно в качестве законодательной проблемы, проблемы создания системы, которая способна связать государство в единый целостный элемент. Однако при этом учитывается преобразование собственности, ведь отношения собственности играют очень важную роль в формировании правового государства, определяя зачастую режим правления.

Без надлежаще урегулированных правоотношений в данной сфере невозможно выполнение этих функций и задач, которые стоят перед государством. Россия сегодня столкнулась с одной из самых сложнейших и актуальных проблем, а именно, это стремление создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не будет обладать признаками фильмы деспотизма, где власть не имеет приоритет над правым или народом, а подчиняется и праву, и народу, который является источником данного права.

Ряд шагов в данном направлении был сделан за последнее десятилетие. Например, закон стал критично относиться к лицам, которые обладают властью. Первое лицо стало объектом публичной критики. Это стало важным прорывом, так как в правовом государстве к руководящему лицу не должны относиться как к святому или богу, а оценивать его функции и полномочия исходя из того, как он их выполняет это, удовлетворительное или нет. Если результаты деятельности данного лица не удовлетворяет общество, последние должна высказать свое мнение, критиковать.

Обостряется ситуация и тем, что России в современном периоде находится в состоянии кризиса, что создает препятствия для движения к правовому государству. Нередко нарушаются права и свободы человека и гражданина, растет количество преступных деяний, явление коррупции, все это играет негативную роль для развития правового государства.

Для формирования правового государства России нередко заимствовала западные идеи, даже сама идея правового государства является заимствованной. Некоторые ученые предполагают, что такое заимствование принесёт порядок, согласие и демократию. Однако если вносимые изменения не адаптировать к российским условиям, это может повлечь зачастую непредсказуемый результат, в том числе и негативный. В нашей стране существует твой особый менталитет, своя правовая культура и ее уровень, свое правосознание, которое подвержено влиянию традиций, культуры, имеющейся у государства.

Российская По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система России подробнее действительность отличается рядом факторов, которые говорят о возможности адаптации европейских стандартов к российской По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Право собственности Российской Федерации подробнее действительности. Например, российский народ отличается низкой правовой активностью и инициативой, что обуславливает отношение россиян к праву как к социальному инструменту.

Для формирования правового государства необходимы следующие шаги:

  • формирование правового пространства;
  • формирование соответствующего законодательства;
  • формирование правового общества, влияние на правосознание;
  • формирование личности, в частности, применение методов правового воспитания.

Указанные методы позволят в полной мере сформировать правовое государство, хотя, конечно, для производства любых процессов требуется время и анализ произведенных ошибок.

Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

3) люди с ограниченными возможностями здоровья

4) судебная система

5) рыночные отношения

Человек, в отличие от других живых существ

1) формируется под влиянием общества

2) способен к взаимодействию

3) связан с природой

4) способен издавать различные звуки

В структуру духовной сферы учёные включают

1) природу и общество

2) науку и религию

3) первичные и вторичные потребности

4) мышление и речь

Верны ли следующие суждения о ценностных ориентирах?

А. Ценностные ориентиры являются одним из регуляторов поведения человека.

Б. Ценностные ориентиры присущи человеку как биологическому существу.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Какой вид деятельности осуществляют дети?

Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте две функции данного вида деятельности в жизни ребёнка и кратко поясните каждую функцию.

Борис Викторович не смог расплатиться за покупки в супермаркете с помощью одной из своих пластиковых карт: на табло высвечивалась фраза об отказе принимать кредитную карту. Кассир предложила покупателю использовать дебетовую карту, и покупка прошла успешно. Чем отличаются кредитная и дебетовая карты? Укажите два отличия.

Созданные в процессе труда продукты, удовлетворяющие потребности человека, - это

1) ограниченные ресурсы

2) экономические блага

4) факторы производства

Игорь Антонов - частный предприниматель. Предпринимательскую деятельность отличает сочетание таких признаков, как

1) самостоятельность, риск, получение прибыли, соответствие закону

2) доходность, активность, ответственность, коллективность

3) инициативность, самодеятельность, увлечённость, креативность

4) благотворительность, творческий характер, профессионализм, практичность

Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. В условиях рыночной экономики люди не всегда могут найти работу.

Б. Рыночная экономика обеспечивает имущественное равенство населения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В обществе любого типа основным назначением социальных норм является

1) воспитание в детях уважения к обычаям и традициям

2) регулирование отношений в обществе

3) достижение социальной однородности

4) установление полного контроля над членами общества

Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющимся может быть только индивидуальное поведение. Б. К отклоняющемуся поведению относят исключительно нарушение правовых норм.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В 2014-2016 гг. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследование мнения россиян о различных аспектах качества жизни. Результаты опроса (в баллах) представлены в таблице.

Оценит, пожалуйста, важность каждой из следующих характеристик лично для Вас по шкале от "1" до "5", где "5" - "очень важно", "1" - совсем не важно".

Качество и доступность продуктов питания

Экология (качество воды и воздуха)

Развитая коммунальная инфраструктура

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.

Какой из приведённых примеров иллюстрирует политическую деятельность?

1) Граждане приняли участие в парламентских выборах.

2) Накануне дня города горожане провели субботник.

3) Пассажиры обратились к руководству зарубежной авиакомпании с жалобой на задержку рейса.

4) Студенты участвовали в создании устава университета, используя специальный веб-сайт.

Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?

А. Республиканское государство всегда является демократическим.

Б. Монархическое государство не может быть демократическим.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Установите соответствие между ситуациями и функциями, которые выполняют деньги в этих ситуациях: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные буквами.

1) мера стоимости

2) средство обращения

3) средство платежа

__ Два раза в месяц работодатель обязан выплатить работникам заработную плату.

__ Новое платье Екатерины стоило 2 тысячи рублей.

__ Николай купил молоко, масло и хлеб.

__ Значительная часть населения оплачивает коммунальные услуги онлайн.

__ Автомобиль можно купить в кредит.

Общеобязательность правовых норм подразумевает, что

1) их обязаны соблюдать все юридические и физические лица

2) за их нарушение установлена юридическая ответственность

3) они принимаются государством

4) они закрепляются в нормативно-правовых актах

Гражданка Петрова на личном автомобиле выехала на полосу, выделенную для общественного транспорта. Этот факт является основанием для привлечения её к ответственности

Верны ли следующие суждения о принципах уголовного права?

А. Принцип вины означает, что лицо подлежит уголовной ответственности в любом случае причинения вреда.

Б. Принцип справедливости предполагает, что наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности совершённого преступления и учитывать личность виновного.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Отрасль права регулирует сферу однородных общественных отношений. Сравните административное право и гражданское право. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

1) субъекты правоотношений всегда равны и свободны в принятии решений

2) стороны имеют субъективные права и юридические обязанности

3) регулирует отношения в сфере управления

4) включается в систему права

__ Черты сходства

__ Черты сходства

__ Черты различия

__ Черты различия

Заполните пропуск в таблице


Запишите ответ: __________________________________________

Сущность социального прогресса состоит в самодвижении общест­ва к более совершенным стадиям развития. Обобщающее понятие об­щественного прогресса включает в себя как составные части экономи­ческий, технический и культурный прогресс.

Важнейшей проблемой теории общественного прогресса является выяснение его критерия. Критерий прогрессивного общественного раз­вития должен носить объективный, а не зависимый от воли исследова­теля характер. Он должен включать показатели, которые рисуют объ­ективную картину общества. Вопрос «как измерять общественный прогресс?» никогда не получал однозначного ответа в обществоведче­ской литературе. Это во многом объясняется сложностью общества, его многоплановостью и многокачественностью.

Предпринимались попытки найти отдельный критерий для каж­дой сферы общественной жизни. Однако общество есть целостная сис­тема, и ей должен соответствовать общий, интегративный критерий со­циального прогресса. Прогрессивный характер общества определяется возможностями развивать производство, содействовать нравственному и эстетическому развитию человека, создавать необходимые условия для реализации творческих способностей людей и удовлетворения их потребностей.

В настоящее время существует методика расчёта индекса разви­тия человеческого потенциала, которая объединяет три показателя: ва­ловой внутренний продукт на душу населения, уровень образования населения и средняя продолжительность жизни. Таким образом, ос­новные показатели жизнедеятельности человека являются определите­лями прогресса. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), дающий совокупную оценку человеческого прогресса, объединяет ма­териально-экономическую и интеллектуальную стороны жизни обще­ства. В основе ИРЧП лежат не субъективные оценки экспертов, а чи­словые показатели, взятые из официальных источников, поэтому считается, что он относительно объективен и поддаётся проверке.

( По А.В . Тиховодовой)

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. В чём состоит сущность социального прогресса? Какое требование предъявляет автор текста к критерию прогрессивного обществен­ного развития? Почему вопрос «как измерять общественный про­гресс? » никогда не получал однозначного ответа в обществоведче­ской литературе?

23. Почему, по мнению автора, единый (общий, интегративный) кри­терий социального развития можно считать более подходящим для измерения общественного прогресса? Приведите два примера кри­териев прогресса: а) в экономической сфере и б) в политической сфере. В каждом случае укажите ограниченность использования критерия для характеристики прогресса общества в целом.

24. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) положительные стороны использо­вания индекса развития человеческого потенциала в качестве критерия социального прогресса.

1) (1 б.) Верные ответы: 2; 3;

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

понятия: молодёжь, люди с ограниченными возможностями здоровья;

смысл понятия, например: молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возраста, особенностей социального положе¬ния и социально-психологических качеств;

люди с ограниченными возможностями здоровья — лица, имеющие отклонения, связанные с состоянием здоровья.

Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.

2) (1 б.) Верные ответы: 1;

3) (1 б.) Верные ответы: 2;

4) (1 б.) Верные ответы: 1;

7) (1 б.) Верные ответы: 2;

8) (1 б.) Верные ответы: 1;

9) (1 б.) Верные ответы: 1;

10) (1 б.) Верные ответы: 2;

11) (1 б.) Верные ответы: 4;

13) (1 б.) Верные ответы: 1;

14) (1 б.) Верные ответы: 4;

15) (1 б.) Верные ответы:

16) (1 б.) Верные ответы: 1;

17) (1 б.) Верные ответы: 4;

18) (1 б.) Верные ответы: 2;

19) (1 б.) Верные ответы:

20) (1 б.) Верный ответ: "этикет".

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: игра / игровая деятельность:

(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изо­бражённого на фотографии.)

2) две Функции с пояснениями, допустим:

— способствует формированию личности (в игре дети выполняют определённые роли, вступают в межличностные взаимодействия и пр.);

— развивает способности ребёнка (в игре можно изучать иностран­ный язык, решать математические задачи, заниматься спортом и пр.).

Могут быть сформулированы другие функции, приведены другие пояс­нения

Дан правильный ответ на вопрос, сформулированы и пояснены две функции (всего пять элементов)

Дан правильный ответ на вопрос, приведены только два-три других эле­мента

Дан правильный ответ на вопрос, приведён только один другой элемент

Дан только правильный ответ на вопрос.

ИЛИ Дан неправильный ответ на вопрос (ответ на вопрос отсутствует) не­зависимо от наличия других элементов.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

6. Правильный ответ может содержать ответ на вопрос с указанием ДВУХ ОТЛИЧИЙ. например:

— дебетовая карта предназначена для хранения собственных средств клиента, кредитная карта предполагает использование банковских средств;

— по простой дебетовой карте, в отличие от кредитной, невозможно получить банковский кредит.

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формули-ровках.

12. В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны пред-положения:

а) о сходстве, например: опрошенные в 2014 и 2016 гг. поставили на первое ме¬сто такой аспект качества жизни, как здоровье (так как здоровье — наиболее важная жизненная ценность);

б) о различии, например: в 2016 г. опрошенные дали более высокую оценку значению стабильного заработка (так как вследствие замедления темпов рос¬та экономики выросла безработица).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

21. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать ОСНОВНУЮ идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Что такое « общественный прогресс » ?

2) Как измерять общественный прогресс?

3) Почему критерий социального прогресса должен быть общим, интегративным?

4) ИРЧП как комплексный, интегративный показатель социального прогресса. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

22. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый ВОПРОС: в самодвижении общества к более совершенным стадиям развития;

2) ответ на ВТОРОЙ ВОПРОС: должен носить объективный, а не зависимый от воли исследователя характер / должен включать показатели, которые рисуют объективную картину общества;

3) ответ на третий ВОПРОС: потому что общество — сложное / многоплановое / многокачественное образование.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: обшество есть целостная система, и ей должен со- ответствовать общий, интегративный критерий социального про­гресса;

21 два примера с указанием ограниченности, допустим:

— критерий прогресса экономической сферы — производитель­ность труда (высокий уровень производительности труда может быть в условиях тоталитарного режима);

— критерий прогресса политической сферы — гарантии прав и свобод личности (при этом социально-экономическое развитие общества, качество жизни людей может быть невысоким).

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Дан ответ на вопрос, приведены два примера, в каждом случае указана ограниченность (всего пять позиций)

Правильно приведены любые четыре позиции

Правильно приведены любые две-три позиции

Правильно приведена одна любая позиция. ИЛИ Ответ неправильный

24. Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения) :

1) объединяет три основных показателя жизнедеятельности человека / даёт со­вокупную оценку человеческого прогресса, объединяет материально­-экономическую и интеллектуальную стороны жизни общества;

2) в основе ИРЧП лежат не субъективные оценки экспертов, а числовые пока­затели, взятые из официальных источников / он относительно объективен и поддаётся проверке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: