Какие изменения произошли в праве и судебной процедуре в эпоху империи в риме

Обновлено: 26.04.2024

Существенные изменения в уголовном праве Рима происходят под влиянием политических перемен - кризиса республиканских институтов и роста всевластия императоров. Уголовное право непосредственно отразило обострение политической борьбы и стремление рабовладельческой верхушки во главе с императором любой ценой, в том числе путем усиления уголовной репрессии, спасти пошатнувшиеся социальные и политические порядки. Римское уголовное право к этому времени было распространено на всю территорию империи и на все категории населения, включая перегринов.

Всякое обяза­тельство возникает либо из договора, либо из деликта (из правонарушения, связанного с причинением вреда). Деликты (от delinquere — отклоняться) подразделялись на частные и публичные.

Деликт частный возникал вследствие:

  1. кра­жи ;
  2. личной обиды (включая членовредительные действия);
  3. причинения вреда (порубка чужого леса, неосторожный поджог строения, скирды около дома) (Законы XII таблиц, VIII, 10-11).

Характерной тенденцией развития уголовного права данного периода является то, что ряд частных деликтов постепенно становятся уголовно наказуемыми, включаются в категорию преступлений. Так, кражи по-прежнему считаются частным деликтом, но в ряде случаев (кражи со взломом или с насилием, кражи на больших дорогах и т.п.) к традиционным штрафным мерам добавляются и государственные наказания.

Деликт публичный возникал как преступление, которое нака­зывалось от имени римского народа, а взыскания и конфискации шли в казну. Подобные преступления совершали лица, которые обвинялись:

  1. в подстрекательстве "врагов римского народа" к напа­дению на Рим;
  2. как предавшие "врагу римского граж­данина" (X, 5);
  3. в лжесвидетельстве;
  4. в умышленном поджоге;
  5. в тайном истреблении чу­жого урожая или потраве, или жатве в ночное время и др.

Такие преступления именовались термином "crimina", от которого произошли современные выражения типа "криминальный кодекс", "криминалистика" и др. Сюда же были отнесены убийцы, сочинители песен с клеветой (или просто позо­рящие других лиц) и их исполнители.

Появляется большое число новых преступлений, в том числе таких, которые рассматриваются как опасное посягательство на устои государства. Но если в республиканский период "оскорбление величия" охватывало преступления, направленные против республиканских институтов (сопротивление магистратам и т.д.), то уже с эпохи принципата это понятие сводится к преступлениям против императорской власти. В числе этих преступлений - заговор с целью свержения императора, покушение на его жизнь или жизнь его чиновников, непризнание религиозного культа императора и т.д.

К числу преступлений, непосредственно затрагивавших интересы римского государства, относились:

  1. присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств;
  2. взяточничество;
  3. подлог;
  4. фальшивомонетничество;
  5. участие в запрещенных сборищах и объединениях;
  6. спекуляция зерном и другими продуктами;
  7. неуплата налогов и т.п.

В связи с ростом постоянной армии увеличилось число воинских преступлений, среди которых выделялись измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т.п.

Существовал также целый ряд религиозных преступлений, число которых значительно возросло в постклассический период после официального признания христианства.

Расширился также (особенно под влиянием христианской религии) круг преступлений, относящихся к сфере семьи и нравственности:

  1. кровосмешение;
  2. супружеская измена;
  3. полигамия;
  4. сожительство с незамужней женщиной;
  5. мужеложство и т.д.

В связи с углублением имущественного и сословного неравенства в период империи ответственность за телесные повреждения стала дифференцироваться в зависимости от того, какое место занимал потерпевший в социальной иерархии.

Наказания за преступления и уголовный процесс в Древнем Риме

В императорском Риме происходит также резкое увеличение видов наказания, усиление их карательной направленности. Если первоначальное наказание строилось еще на принципе возмездия, то в период домината оно все более преследует цели устрашения. При императорах вновь восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам, причем появляются новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление.

За тяжкие преступления назначались также каторжные работы на рудниках (осужденный при этом рассматривался как вечный раб государства), принудительные работы на установленный срок (на строительстве дорог и т.п.), отдача в гладиаторы.

Наказания в Древнем Риме назначались в виде смертной казни (для небольшо­го числа преступлений):

  1. отсечение головы;
  2. утопление;
  3. распятие;
  4. сбрасывание с Тарпейской скалы.

Казнь заменялась иногда изгнанием с утратой гражданства ("лишение огня и воды"), а также членовредительными наказаниями, бить­ем кнутом, штрафом и конфискациями, ограничением гражданс­кого статуса (запрещение быть магистратом, лишение права на погребение).

Несовершеннолетним смягчали наказание — за жатву на чужом поле, за кражу с поличным и др.

В римском правоведении существовала конструкция под назва­нием талион (от "талис" — возмездие, частное мщение), которым обозначалось причинение обидчику того же зла, какое он причи­нил потерпевшему. Это была древнейшая разновидность признания права потерпевшего на возмещение вреда, занимающая промежу­точное положение между практикой убийства причинителя вреда (обидчика, убийцы) и практикой принятия от него денежного штра­фа.

В обязательственных отношениях получили хождение термины компенсация (от лат. уравновешивание) для обозначения зачета взаимных требований, компромисс (взаимное соглашение), компо­зиция (от лат. composition — денежное вознаграждение) и др.

Широко применялись различные виды ссылок:

  1. изгнание из Рима с потерей гражданства;
  2. ссылка на острова с полной изоляцией;
  3. временная ссылка.

Осужденный, самовольно покидавший место ссылки, предавался смерти. По некоторым видам преступлений предусматривались телесные наказания, часто практиковалась конфискация имущества осужденных (лишь некоторая часть имущества сохранялась за детьми).

Характернейшей чертой уголовного права императорского периода (особенно при доминате) становится ярко выраженный сословный принцип уголовной ответственности.

Особо сурово, как и в предшествующий период, наказывались рабы. Были предусмотрены и новые репрессивные меры.

Представители высших сословий (сенаторы, всадники, декурионы и др.) освобождались от таких наказаний, как каторга и принудительные работы, порки и т.п., которые заменялись ссылкой. В ранней империи привилегированные лица могли наказываться смертной казнью только в случае убийства родственников, а в период домината в 4 случаях: убийство, поджог, магия и оскорбление величества. Некоторые привилегии в области наказаний имели солдаты: они не приговаривались к повешению, к ссылкам на рудники, хотя по ряду преступлений их ответственность была более строгой. В большей степени выбор наказания и его тяжесть зависели от судей, которые в императорский период в связи с перестройкой всей системы уголовного суда и процесса получили широкую свободу усмотрения.

Уголовный процесс (особенно при доминате) приобретает четко выраженный инквизиционный характер. Судья (императорский чиновник) сосредоточивает в своих руках и обвинительные, и судебные функции. Суд происходит при закрытых дверях, обвиняемый лишается права на юридическую помощь и утрачивает другие процессуальные гарантии, существовавшие в республиканскую эпоху. В ходе судебного процесса к лицам низших сословий, как ранее к рабам, стали применяться пытки. Судебный приговор можно было обжаловать в апелляционном порядке в вышестоящий императорский суд (сначала допускались две инстанции, после Диоклетиана — три). Новой и единственной гарантией для обвиняемого стало право убежища в императорских храмах и около статуй императоров, что временно могло спасти его от ареста.

В римском уголовном праве классической эпохи наблюдался некоторый прогресс в области юридической техники (разработка понятий вины, соучастия, покушения и т.п.), но рост произвола императоров привел к тому, что многие эти общие и важные категории не использовались в практике императорских судов. Однако впоследствии они оказали определенное влияние на развитие средневекового права Западной Европы, хотя королевская власть заимствовала из арсенала римского уголовного права прежде всего его карательные и репрессивные положения.

Текст№3.
В. И. Уколова (современный российский историк) из статьи «Римское право»
• Римляне - народ, подаривший человечеству право. Правовым регламентированием
были охвачены многие стороны их жизни, общественной и личной.
Римляне полагали, что есть законы божеские и законы человеческие. Вторые вытекали из первых.
Римские граждане были в принципе равны перед законом. Запрещалось наделять привилегиями отдельных лиц, и последнее постановление народного собрания считалось обязательным для исполнения всеми. Это обеспечивалось и контролировалось римскими государственными органами и специальными магистратами (высшими должностными лицами), которые стояли на страже законности и правопорядка, а также на страже личного достоинства каждого гражданина. Не случайно же смертной казнью каралась не только кража собственности, но и сочинение «позорящей кого-либо песни».
Установление империи повлекло за собой изменение характера и содержания права. Субъект этого права превращался из гражданина в подданного, исчезал принцип правового равенства. Менялся сам характер суда и наказания. Огромное количество дел переходило из ведения назначаемых судей непосредственно к магистратам, что бюрократизировало процесс. Суды все реже становились публичными, усложнялась сама процедура судопроизводства.
Созданию совершенной и гибкой системы римского права способствовала деятельность нескольких поколений талантливых римских юристов. Римские юристы сыграли исключительную роль в разработке и практических рекомендациях применения правовых презумпций (правовых положений), особенно же в уголовном и процессуальном праве. В частности, были сформулирована презумпция невиновности: «каждый считается честным, пока не доказано обратное» и «без вины нет ответственности».
Римское право впервые представило и универсально - юридическую концепцию личности, субъекта и объекта права. Понимая право как отражение миропорядка в человеческом обществе, римляне полагали, что только неукоснительное следование закону может сохранить гармонию в отношениях между людьми. Гарантом этой гармонии должно быть сильное государство, ибо только государство, стоящее на страже правопорядка, может обеспечить соблюдение этих прав, которыми человек обладает по природе и по законам - божеским и человеческим. Вопросы:
1) Какую роль в жизни цивилизованных обществ играют письменные законы? В чем их преимущество перед обычным правом?
2) Когда в Риме появились письменные законы и при каких обстоятельствах?
3) Какие права личности обеспечивали римские законы? Как эти права охранялись?
4) Какие изменения произошли в праве и судебной процедуре в эпоху империи? Как это было связано с общими политическими процессами?
5) Какое значение для взаимоотношений человека и государства имело положение о презумпции невиновности?

наверняка если задали, то где-то это есть, поищи в учебниках ответ и т. д. , полно поисковиков ищи, интернет в помощь.

Изменения правового режима населения. Установление военно-диктаторского режима завершило период гражданских войн и стабилизировало ситуацию в Риме.

С расширением пределов римского государства растет число свободного населения, в том числе римских граждан. Права граждан все чаще предоставляются жителям внеиталийских провинций.

В 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Ряды нобилей и всадников поредели в период гражданских войн и пополняются крупными рабовладельцами из Италии и провинций – муниципалами, провинциальной знатью, государственными чиновниками.

Нобилитет – сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев.

Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии → опора императора.

Сословие всадников превратилось в служилое сословие, поставляющее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях, для армии (имущественный ценз от 400 тысяч до миллиона сестерциев).

Провинциальная знать не была оформлена в сословие, но играла влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы, торговцы.

Широкая прослойка мелких производителей в городе и на селе сохраняется, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших надел. Распространяются пекулий (предоставление части имущества для самостоятельного пользования) и колоннат (полузависимые крестьяне).

Положение рабов несколько улучшается. Эпоха успешных завоеваний осталась в прошлом – приток рабов иссякает.

Традиционная политическая структура Рима сохраняется и в первые века существования империи. Империя поначалу рядилась в республиканские одежды, маскирующие действительную власть главы государства. Титул «император» долгое время оставался почетным военным тиулом.

Постепенно власть императора усиливается, необходимость ее маскировки республиканскими учреждениями отходит в прошлое. К концу II века сенат окончательно устраняется от управления, которое переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, во главе которого стоит император. Римское государство приобретает черты монархического государства с абсолютной властью императора.

Период империи делится на два этапа: принципат (I век до н.э. – III век н.э.) и доминат (III – V века).

ПРИНЦИПАТ: переход управления государством к принцепсу перешел благодаря наделению его высшей властью (imperium).

Принцепса избирают на важнейшие должности, а он создает отдельный от магистратур чиновничий аппарат, получает право распоряжаться казной и командовать всеми армиями.

Октавиан получил право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианцев), право высшего уголовного и гражданского суда, толкования законов. Постановления принцепса начинают иметь силу закона.

Принципы избирались одновременно консулами, цензорами и народными трибунами. Как консулы они могли отменить решение любого магистрата, как цензоры – сформировать сенат, как трибун – наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Октавиан также получил звание понтифика – верховного жреца.

Власть принцепса первоначально не была наследственной. Юридически получая власть «по решению сената и римского народа», он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного).

Из народных собраний сохраняются только трибутные. Постановления сената с I века получают силу закона. Однако «кадровые чистки» сената привели к его зависимости от принцепса. Были ограничены права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Во внешнеполитической и военной областях компетенция полностью утрачивается.

ЧИНОВНИЧИЙ АППАРАТ создается наравне с республиканскими магистратурами.

Совет и Канцелярия принцепса (несколько едомств со штатом сотрудников) – его вершина.

В СОВЕТ включались префекты, начальники ведомств канцелярии, «друзья» императора.

КАНЦЕЛЯРИЯ состояла из ведомств финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др.

Члены совета и начальники канцелярии назначались самим принцепсом из приближенных.

Высшие чиновники (назначались из сенаторов и всадников): префект претория (командующий гвардией), префект Рима (распоряжался полицейскими когортами), префект Египта, префект, отвечавший за снабжение и пр.

Провинции стали составной частью Римского государства. Разделены на императорские и сенатские.

Императорские провинции управлялись легатами, назначаемыми принцепсом (гражд. и военная власть) с помощью собственного совета и канцелярии, сенатские – назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и нах. в двойном подчинении.

ДОХОДЫ с сенатских провинций шли в государственную казну (эрарий), доходы с императорских провинций – в казну принцепса (фиск).

Императорские провинции приносили огромные доходы. К III веку все провинции стали императорскими.

АРМИЯ превратилась в мощную опору личной и государственной власти, влиятельную политическую силу. После перехода к профессиональной армии превратилась в закрытую организацию. Привилегированное положение – у преторианской гвардии (набор из римских граждан италийского происхождения). Большая часть легионеров набиралась из граждан римских провинций. Третью часть армии составляли вспомогательные войска, набиравшиеся изх провинциалов, не имевших прав римских граждан.

ДОМИНАТ: уже в период принципата система рабовладения в Риме начинает клониться к упадку. Углубляется сословное расслоение свободных, усиливается влияние крупных земельных собственников. Растет значение труда колонов, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идеология. Принимается ХРИСТИАНСТВО.

Экономика, основанная на рабском и полурабском труде, перестает развиваться и начинает деградировать.

Все чаще происходят восстания рабов, коренного населения провинций.

РИМ ПЕРЕХОДИТ К ОБОРОНИТЕЛЬНЫМ ВОЙНАМ

Резко обостряется борьба за власть.

Принципат подавил дух гражданственности у римлян, сенат окончательно подчинился принцепсу.

С конца III века Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.

Переход к ДОМИНАТУ – приход к власти Диоклетиана. Население превратилось из граждан в подданных императора.

Совет принцепса превратился в государственный совет – консисториум.

Появляются гражданские и военные чиновники, а также придворные чиновники.

Римом стал управлять префект, сенат превратился в свет города Рима, а магистраты – в муниципальных должностных лиц.

АРМИЯ стала подразделяться на подвижные и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают варвары. Преторианская гвардия превращается в дворцовую стражу.

Общеимперская полиция возглавлялась начальником канцелярии, тайная полиция – префектом претория.

- экономическая (выпуск денег с низким содержанием драгметаллов);

- налоговая (большая часть налогов стала взиматься деньгами, а не натурой);

- военная (образование пограничных и мобильных войск, введение рекрутского набора);

Император назначил соправителя – цезаря, через год ставшего ему равным. Империя была разделена на две части – западную и восточную. Законодательство оставалось единым, подписывалось от имени обоих императоров. Каждый из них стал назначать собственного соправителя-цезаря. ТЕТРАРХИЯ

Государство было разделено на 4 части и 100 провинций

Рим перестал быть столицей империи: на западе столица в Медиолане (Милан), на востоке – в Никомедии.

Константин вновь восстановил единство власти, продолжил реформы Диоклетиана.

Новая денежная реформа стала более удачной, привела к стабилизации денежного обращения.

Профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность служебного роста.

Тетрархия была упразднена, однако в каждой из двух частей империи были образованы по две префектуры во главе с префектами (гражданская власть). Военная власть принадлежала военным магистрам: двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.

Префектуры делились на диоцезы (шесть на западе и семь на востоке) во главе с ВИКАРИЯМИ.

Диоцезы делились на провинции во главе с РЕКТОРАМИ

Провинции делились на округа с окружной администрацией.

337 – христианство признано государственной религией.

Опора домината – армия, чиновничество и христианская церковь.

395 – окончательный распад империи на две части как попытка предотвратить гибель рабовладельческого строя, разрушавшегося ожесточенной политической и идеологической борьбой, восстаниями покоренных народов, вторжениями варваров.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Тема 1. Римское право.

1. В. И. Уколова, современный российский историк Из статьи «Римское право»

Римляне — народ, подаривший человечеству право. Правовым регламентированием были практически охвачены многие стороны их жизни, общественной и личной.

Римляне полагали, что есть законы божеские и законы человеческие. Вторые вытекали из первых.

Римские граждане были в принципе равны перед законом. Запрещалось наделять привилегиями отдельных лиц, и последнее постановление народного собрания считалось обязательным для исполнения всеми. Это обеспечивалось и контролировалось римскими государственными органами и специальными магистратами, которые стояли на страже законности и правопорядка, а также на страже личного достоинства каждого гражданина. Не случайно же смертной казнью каралась не только кража собственности, но и сочинение «позорящей кого-либо песни».

Установление империи повлекло за собой изменение характера и содержания права. Субъект этого права превращался из гражданина в подданного, исчезал принцип правового равенства. Менялся сам характер суда и наказания. Огромное количество дел переходило из ведения назначаемых судей непосредственно к магистратам, что бюрократизировало процесс. Суды все реже становились публичными, усложнялась сама процедура судопроизводства.

Созданию совершенной и гибкой системы римского права способствовала деятельность нескольких поколений талантливых римских юристов. Римские юристы сыграли исключительную роль в разработке и практических рекомендациях применения правовых презумпций (правовых положений), особенно же в уголовном и процессуальном праве. В частности, была сформулирована презумпция невиновности: «каждый считается честным, пока не доказано обратное» и «без вины нет ответственности».

Римское право впервые представило и универсально-юридическую концепцию личности, субъекта и объекта права. Понимая право как отражение миропорядка в человеческом обществе, римляне полагали, что только неукоснительное следование закону может сохранить гармонию в отношениях между людьми. Гарантом этой гармонии должно быть сильное государство, ибо только государство, стоящее на страже правопорядка, может обеспечить соблюдение тех прав, которыми человек обладает по природе и по законам —божеским и человеческим.

Тема 2. Идеал человека в древнем Риме.

2. Цицерон. Об обязанностях

Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие, друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу? . Но если этот душевный подъем, который бывает виден в опасностях и в трудах, чужд справедливости и борется не за общее благо, а ради своей выгоды, то он порочен. . Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты.

. Мы должны сдерживать и успокаивать все свои стремления и развивать в себе внимание и тщательность, дабы ничего не делать ни опрометчиво и случайно, ни необдуманно и беспечно.

Ведь природа породила нас с тем, чтобы мы казались созданными не для развлечений и шуток, но для суровости и, так сказать, для более важных и значительных стремлений. Развлечения и шутки нам, конечно, дозволены, но так же, как сон и другие виды отдыха: тогда, когда мы уже совершили более важные и ответственные дела. . Плотское наслаждение недостаточно достойно человека, стоящего выше животных, и наслаждение это надлежит презирать и отвергать; если же кто-нибудь несколько склонен к наслаждению, то он должен тщательно соблюдать меру в нем. Итак, пища и уход за телом должны быть направлены на сохранение здоровья и сил, а не на наслаждение. И если мы, кроме того, захотим рассмотреть, в чем заключается превосходство и достоинство человеческой природы, то мы поймем, как позорно погрязнуть в разврате и жить роскошно и изнеженно и как прекрасно в нравственном отношении жить бережливо, воздержанно, строго и трезво.

3. Сенека. Нравственные письма к Луцилию

. Блаженную жизнь создает дух свободный, высокий, неустрашимый, непоколебимый, дух без всякого страха и без страстного желания, для которого единственное благо — честь, единственное зло — бесчестье. Все прочее — куча презренных вещей, не отнимающих ничего от блаженной жизни и ничего к ней не прибавляющих. Человек, установивший жизнь на таком основании, необходимо, хочет он или нет, унаследует постоянную веселость, а также высшую и свыше приходящую радость, так как он радуется только тому, что свойственно ему самому, и не стремится ни к чему, что вне его.

Нет врага хуже, чем толпа, в которой ты трешься. Каждый непременно либо прельстит тебя своим пороком, либо заразит, либо незаметно запачкает.

Уходи в себя, насколько можешь; проводи время только с теми, кто сделает тебя лучше; допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше.

Иногда нам следует бояться народа, иногда, если порядки в государстве таковы, что большинство дел проводится через сенат, тех сенаторов, что в милости, иногда же —тех людей, кому на погибель народу отдана власть над народом. Сделать всех этих людей друзьями слишком хлопотно —довольно и того, чтобы они не были тебе врагами. Поэтому никогда мудрец не станет гневить власть имущих, — наоборот, он будет уклоняться от их гнева, как мореход от бури.

Тема 3. Христиане и их противники.

4. Цецилий. Октавий

Цецилицй - римский писатель II в. н. э.

Подумайте, несчастные, пока еще живете, о том, что ждет вас после смерти. Ведь вот большая часть из вас, лучшая, как вы говорите, нуждается и страдает, терпит лишения и голод, а бог терпит и не замечает, не хочет или не может помочь своим. Таким образом, он либо бессилен, либо несправедлив. А разве римляне без вашего бога не управляют, не царствуют, не господствуют над всей землей и не владычествуют над вами? А вы тем временем, живя в страхе, в тревоге, отказываетесь от приличных наслаждений, не посещаете зрелищ, не участвуете в празднествах, публичные пиршества — не для вас, вы гнушаетесь священных игр. Вы не украшаете головы цветами, не холите тела благовониями. Итак, вы и после смерти не воскресаете, и здесь не живете. Поэтому, если в вас есть хоть капля разума и стыда, перестаньте исследовать небесные сферы, судьбы мира и тайны веков: достаточно видеть то, что у вас под ногами, особенно для вас, людей невежественных, невоспитанных, грубых, неотесанных; если вам не дано понимать земное, тем более вам недоступно рассуждать о божественном.

5. Лактанций, христианский богослов, III в.

Единственное или, по крайней мере, главнейшее отличие человека от животных заключено в религии. Вся мудрость человеческая заключена в одном —познавать и почитать Бога, —таков наш догмат, таков смысл (нашего учения).

6. Татиан, христианский богослов, II в.

Не хочу царствовать, не желаю быть богатым, отказываюсь от военачалия, ненавижу блуд, я свободен от безумного честолюбия, презираю смерть, я выше всякой болезни, печаль не терзает моей души. Если я раб, терплю рабство; если свободен, не хвастаюсь своим благородством. Я вижу, что одно и то же солнце для всех, что одна смерть постигает всех, живет ли кто в удовольствиях или в бедности.

7. Анонимный христианский памятник 11—111 вв. н. э.

В своем отечестве живут они, но как иноземцы. Всякая чужбина для них — отечество, и всякое отечество — чужбина. Они пребывают во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но гражданство имеют на небе. Они повинуются установленным законам и своею жизнью побеждают законы. Они любят всех и всеми преследуются.

Тема 4. Достижения римской цивилизации.

6. Н. Я. Данилевский. Россия и Европа, 1869

Н. Я. Данилевский (1822—1885) — выдающийся российский культуролог.

Политический смысл римлян не имеет себе подобного. Небольшое зерно кристаллизует около себя племена Лациума и подчиняет себе мало-помалу, постепенно, систематически, а не завоевательными порывами — весь бассейн Средиземного моря и всю западную европейскую окраину Атлантического океана Свободолюбивые римляне никогда, однако же, не теряют дара повиновения, дара подчинения своей личной воли воле общей, для воплощения которой среди республики оставляется ими место для диктатуры .. Этого мало. Сообразно возрастанию государства они изменяют форму правления, переменяя республику на империю, которая делается учреждением вполне народным, держащимся не внешнею силою, — ибо сколько было слабых, ничтожных императоров, — а волею народною, инстинктивно чувствовавшей необходимость империи для поддержания разросшегося государства в трудные и опасные времена. Взаимные отношения граждан определяются в продолжение государственной жизни Рима самым точным и полным образом и составляют собою совершеннейший кодекс гражданских законов.

Но в Риме, так же как и в Греции, рабство составляет основной, фундаментальный факт общественного строя. Культурная деятельность совершенно незначительна, в науке, в философском мышлении, так же как и в искусствах, за исключением архитектуры, Рим не производит ничего оригинального.

9. О. Шпенглер. Закат Европы, 1918—1922

Цивилизация —неизбежная судьба культуры, Они —завершение; они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение. Они — конец без права обжалования ..

Только это и приводит к пониманию римлян как наследников эллинов Только таким образом и предстает поздняя античность в свете, разоблачающем ее глубочайшие тайны. Ибо что же еще может означать тот факт. что римляне были варварами, но варварами, не предшествующими великому подъему, а замыкающими его? Бездушные, далекие от философии, лишенные искусства, с расовыми инстинктами, доходящими до зверства, бесцеремонно считающиеся лишь с реальными успехами, стоят они между эллинской культурой и пустотой. Их направленная только на практическое фантазия .. представляет собою черту характера, которая вообще не встречается в Афинах. Греческая душа и римский интеллект — вот что это такое. Так различаются культура и цивилизация.

Вопросы и задания

1. Прочитайте текст 1. Вспомните, какую роль в жизни цивилизованных обществ играют письменные законы? В чем их преимущества перед обычным правом? Когда в Риме впервые появились письменные законы и при каких обстоятельствах? Какие права личности обеспечивали римские законы? Как эти права охранялись? Какие изменения произошли в праве и судебной процедуре в эпоху империи? Объясните, как это было связано с общими политическими процессами. Подумайте, какое значение для взаимоотношений человека и государства имело положение о презумпции невиновности. Какая существовала связь между гражданскими идеалами римлян и созданным ими правом?

2. Прочитайте тексты 1 и 2. В какое время писали свои произведения Цицерон и Сенека? Дайте краткую характеристику двух эпох. Определите главные черты образа идеального человека, который описан Цицероном. Как соотносятся в его представлении понятия «человек» и «гражданин»? Какую роль, по мнению Цицерона, должно играть государство в жизни людей? Как Цицерон относится к честолюбию, стремлению к славе? Что, с точки зрения Цицерона, должно определять поведение идеального человека — его желания или рассудок? Почему не поощряется стремление к роскоши, развлечениям? Чем объясняется отрицательное отношение к толпе Сенеки? Что, с его точки зрения, является самым ценным в жизни человека? Как философ призывает строить отношения с людьми, с государственной властью? Чем это можно объяснить? Понравился бы Цицерону такой стиль поведения? Почему?

Подведите общий итог и расскажите, какие изменения претерпели идеалы римского общества

3. Прочитайте тексты 4, 5, 6 и 7. Подумайте, почему противнику христианства, римскому писателю Цецилию кажется, что христианский бог бессилен или не хочет «помочь своим»? Какими, с точки зрения Цецилия, должны быть отношения между богами и человеком? Что на это мог бы возразить христианин? Что нового принесло христианство в представление о религии? Что в поведении христиан кажется Цецилию непонятным? Какой образ жизни для него самого является нормальным? Какая сторона жизни — материальная или духовная — наиболее важна для Цецилия?

Сравните образ жизни первых христиан и идеалы философов-стоиков. В чем они близки? Как вы понимаете слова из текста 7: «живут не по плоти», «гражданство имеют на небе»?

Вспомните, как христиане относились к государству, в чем видели главный смысл земной жизни

4. Прочитайте и сравните тексты 8 и 9. Сравните две оценки римской цивилизации. Какая из них кажется вам самой объективной? Почему? Согласны ли вы с мнением О. Шпенглера о том, что римляне были далеки от философии, а их интересы были чисто практические? В каком значении в данном случае Шпенглер использует слово «цивилизация»? Какую роль отводит Риму в истории единой античной цивилизации? Какие достижения римлян Данилевский считает самыми важными? Что вы сами могли бы добавить к этому перечню?

Напишите эссе на основе анализа высказывания.

1.Иди и возвести римлянам: так хотят небожители, чтобы мой Рим был главою вселенной; поэтому пусть они усердно занимаются военным делом и пусть сами знают и так передадут потомкам, что никакие человеческие силы не в состоянии противиться римскому оружию.

Пророчество Ромула, основателя Рима

2. Обозначим самые важные условия, благодаря которым римляне в настоящее время поднялись до такой высоты. Первое из этих условий состоит в том, что Италия наподобие острова окружена, как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые, в свою очередь, защищены труднопроходимыми горами. Второе условие то, что, хотя большая часть ее берегов не имеет, гаваней, зато существующие гавани обширны и весьма удобны. Одно из них особенно выгодно для отражения нашествий извне; другое полезно для нападений на внешних врагов и для обширной торговли.

Греческий историк Страбон об Италии, конец I в. до к. э. — начало I в. и. э.

3 «Римский законодатель 1 предоставил отцу, можно сказать, полную власть над сыном в течение всей своей жизни — пожелает ли он его арестовать, бичевать, держать на полевых работах в оковах или убить, хотя бы сын уже занимался государственными делами, отличался на высших должностях и заслуживал одобрение за ревностное служение государству».

Дионисий Галикарнасский, греческий историк конца I в. до н. э.

1 То есть Ромул.

4. Из земледельцев выходят храбрейшие мужи и самые предприимчивые воины, а земледелие есть занятие наиболее благочестивое и устойчивое.

Катон Старший, II в. до н. э.

5. Римляне покорили своей власти почти весь известный мир и подняли свое могущество на такую высоту, какая немыслима была для предков и не будет превзойдена потомками.

6. Средства труда делят на три части: орудия говорящие, издающие нечленораздельные звуки и орудия немые; к говорящим относятся рабы, к издающим нечленораздельные звуки — волы, к немым — телеги.

Марк Варрон, римский писатель, 116—27 гг. до н. э.

7. И дикие звери в Италии. имеют логова и норы, куда они могут прятаться, а люди, которые сражаются и умирают за Италию, не владеют в ней ничем, кроме воздуха и света, и, лишенные крова, как кочевники, бродят повсюду с женами и детьми. Их называют владыками мира, а они не имеют и клочка земли.

Речь Тиберия Гракха к народу, в пересказе греческого историка Плутарха,

46—126 гг. н. э.

8. Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства.

9. Будем, Лесбия, жить, любя друг друга!

Пусть ворчат старики — за весь их ропот

Мы единой не дадим монетки медной!

Пусть заходят и вновь восходят солнца, —

Помни: только лишь день погаснет краткий,

Бесконечную ночь нам спать придется.

Дай же тысячу сто мне поцелуев,

Снова тысячу дай и снова сотню,

И до тысячи вновь и снова до ста,

А когда мы дойдем до многих тысяч,

Перепутаем счет, чтоб мы не знали,

Чтобы сглазить не мог нас злой завистник,

Зная, сколько с тобой мы целовались.

Ненависть — и любовь. Как можно их чувствовать

вместе? Как — не знаю, а сам крестную муку терплю.

Катулл, выдающийся римский поэт, 87—54 гг. до н. э.

10. Юпитер, громы мечущий, — верим мы — царит на небе: здесь на земле к богам причтется Август.

11. Все люди одинаковы по существу, все одинаковы по рождению, знатнее тот, кто честен по природе. Мне скажут: да ведь они рабы. Да, но вот этот раб обладает свободным духом. А покажите мне, кто не рабствует в том или другом смысле! Этот вот — раб похоти, тот — корыстной жадности, а тот — честолюбия.

Сенека, великий римский философ, 3—65 гг. н. э.

12. Тело мое могут взять, но дух мой свободен, и ему никто ни в чем не может помешать, и потому живу я так, как хочу.

Возникновение и развитие института судебного представительства

Римские юристы считали, что только судебная защита наличного права давала ему настоящую ценность и завершение. Кроме того, для римского права была присуща тенденция использовать формы гражданского процесса для изменения отношений материального частного права. Такой авторитет судебной формы защиты прав обуславливал и соответствующее положение органов, осуществляющих судебную защиту. Совершенно особое место в римской системе защиты прав занимали юристы, деятельность которых в республиканский период имела практический характер и выражалась в редактировании формальных актов, руководстве ведением судебных дел, даче советов.

Долгое время в Древнем Риме стороны не могли возлагать на других лиц защиту своих интересов. Причина видится, прежде всего, в господстве концепции о конкретизации юридических актов личностью субъекта, в строго индивидуальном характере обязательств. Таким образом, одни и те же акты, но совершенные разными лицами, уже являются различными, а потому и непередаваемыми и незаменимыми. Это общее свойство актов переносилось и на гражданские акты. Для совершения процессуальных актов было необходимо личное присутствие и активная деятельность тяжущихся.

Дальнейшее развитие гражданского оборота и средств его защиты привели к совершенствованию судопроизводства и одновременно к увеличению количества рассматриваемых дел и появлению новых субъектов в процессе. Правило о том, что никто не может искать по закону от чужого имени перестало удовлетворять интересы субъектов процесса. Постепенно непреложное правило стало смягчаться и обрастать исключениями. Юстиниан дает краткий перечень исключений. Допускалось выступление представителей:

    1. pro populo — за народ (выступал magistrates),
    2. pro libertate — за свободу (assertor libertatus) и
    3. pro tutela— no опеке (tutor — опекун).

    Можно сделать вывод, что первоначально процессуальное представительство допускалось только постольку, поскольку выступление соответствующих субъектов в процессе было принципиально невозможно.

    Так, выступление за народ предполагало защиту интересов городских общин, которые как таковые неспособны самостоятельно участвовать в гражданском обороте и защищать свои интересы.

    Защита интересов pro libertate имела место в случае стремления к восстановлению свободы несвободным, который уверен, что его неволя установлена противозаконным путем. Самостоятельная подача иска в данном случае совершенно исключалась, поскольку римское право признавало правоспособными только свободных людей. Рабы были не субъектами, а объектами прав. Однако лишение защиты свободного, который формально становится рабом, было бы несправедливо и, кроме того, предоставляло возможность для злоупотреблений. Несвободному было предоставлено право обращаться к суду через представителя assertor libertatus.

    Определенную схожесть имеет и представительство «по опеке». Persona sui iurus — пица правоспособные в сфере частного права в связи с возрастом, состоянием здоровья или некоторым особым положением могут нуждаться в помощи и охране при осуществлении своей гражданской правоспособности. Опека (tutela) устанавливалась над несовершеннолетними, над расточителями, над женщинами. Сделки, совершенные подопечным и к совершению которых он был не способен, нуждались в согласии опекуна. Опекун формальным актом согласия (auctoritatis interpositio) придавал таким сделкам юридическую силу. Опекуны вели процессы от имени представляемого. Некоторые виды опеки сближались с попечительством, наиболее древними формами которого являлось попечительство над безумными и расточителями, известное еще Законам XII таблиц. Затем сложилось попечительство над несовершеннолетними и лицами с физическими недостатками, которые делали невозможным их участие в процессе (слепота, глухота и т. д.). Попечитель обязан был не только управлять имуществом указанных лиц, но и вести за них процессы. Особыми случаями, имеющими характер попечительства, можно назвать установление особого режима не над лицом, а над имуществом, который устанавливался магистратом. Попечитель мог быть назначен для совершения отдельных юридических действий или решения какого-либо определенного вопроса.

    Закон Гостилия (около 175 г. до н. э.) допустил представительство в суде за лиц, попавших в плен или отсутствующих по делам государства, — процессы pro captiro . Сфера процессуального представительства стала понемногу расширяться — оно стало возможно в отношении лиц, не имеющих формальных препятствий для участия в процессе, но лишенных возможности защитить свои интересы именно в настоящее время вследствие отсутствия по уважительным причинам, так или иначе связанным с интересами государства.

    Следует также заметить, что в перечисленных случаях представители назначались претором.

    Представительство корпораций осуществлялось в соответствии с их уставом. Устав мог определить, что представителем корпорации является одно или несколько лиц, все члены корпорации, определенные должностные лица. Воля представителя или представителей считалась законной волей юридического лица, если ее формирование происходило в соответствии с уставом корпорации. Осуществление этой воли могло быть поручено иному лицу. Так, ходатай по процессам юридического лица назывался actor.

    С современной точки зрения, перечисленные случаи не являются представительством. Лицо выступало в процессе не от имени представляемой стороны, а от собственного имени, но за счет представляемого. Таким образом, применительно к римскому частному праву описанные нами случаи могут быть определены как непрямое представительство.

    Признание процессуальное представительство получило в эпоху формулярного процесса. Именно в это время новые формы процесса получили свое распространение, и эти формы нуждались в новых процессуальных институтах. Преторы стремились приспособить существующее право к новым условиям.

    Когниторы и прокураторы

    Примерно со II в. империи в преторских эдиктах появилось упоминание о когниторах (cognitores), которые были формальными представителями и открыто выступали от имени дееспособных лиц. Когнитор назначался заинтересованной стороной (dominus litis) в стадии in jure обращением к противной стороне: «Назначаю тебе когнитора» (tibi cognitorem do). С момента состоявшегося соглашения о его допущении к процессу когнитор считался назначенным, при этом его присутствие при указанной процедуре было не обязательным. После допуска когнитор совершенно заменял представляемого, чем обеспечивалась невозможность для представляемого вторично предъявить тот же иск.

    Представительство при вынесении решения происходило путем указания в интенции (intentio) имени представляемого лица (dominus litis), а в кондемнации (condemnatio) — имени процессуального представителя. Судебное решение выносилось в пользу или против представителя, а взыскание по решению (actio judicati) производилось представляемым и направлялось против него.

    Сам когнитор не был обязан представлять какое-либо обеспечение, но ответчик, вместо которого выступал когнитор, обязан был представить обеспечение исполнения решения судьи, что нельзя считать особенностью процесса именно с участием когнитора. При представительстве когнитором истца ответчик в случае вторичного предъявления к нему иска представляемой стороной всегда мог защититься, сославшись на саму форму назначения представителя.

    Следует также заметить, что претор не вмешивался в отношения между представляемым и когнитором , которые устанавливались договором. Некоторое сходство можно найти и в современном российском гражданском процессе, где суд практически совершенно не интересуют отношения между представителем и представляемым.

    Положение когнитора представляло собой компромисс между старой юридической догматикой и велениями нового времени и как любая полумера страдало значительными недоработками. Например, стороны должны были сами разыскивать лицо, желающее взять на себя обязанности когнитора, лично явиться в суд для указания когнитора, сами обратиться к претору с просьбой об утверждении избранного лица в качестве представителя, когнитор утверждался только на одно конкретное дело.

    Дальнейшее развитие представительства шло по пути его расширения и упрощения формы.

    Так, прокуратор (procurator in rem alienam) допускался в процесс на основании неформального поручения, данного без ведома противной стороны, а также претора или судьи. Достаточно даже было фактического выступления в процессе без поручения.

    Такое фактическое выступление, главным образом, имело место на стороне ответчика для защиты его прав при предъявлении иска, а также для охраны интересов отсутствующего лица. При ведении чужого дела без поручения между ведущим чужие дела (negotiorum gestor) и хозяином дела (dominus) возникали обязательства как бы из договора (obligationes quasi ex contractu). Однако такие обязательства возникали не только в связи с отсутствием хозяина дела. Этот признак не является необходимым: например, лицо может взяться за ведение чужого дела потому, что непосредственно заинтересованный не может позаботиться о себе в силу тех или иных препятствий. Также несущественными являлись и те мотивы, которыми руководствовался gestor: это мог быть общественный долг или личные соображения. Для возникновения этого обязательства важно, чтобы gestor действовал за счет другого лица, т. е. намеревался отнести расходы, связанные с ведением дела, на хозяина дела. Лица, не получившие никакого полномочия и взявшие на себя чью-либо защиту, назывались дефенсорами (defensor). Дефенсоры, как правило, защищали интересы отсутствующего ответчика. Очень важно заметить, что с IV в. они стали императорскими чиновниками, защищавшими интересы беднейшей части граждан против влиятельных и богатых лиц. С течением времени к дефенсору перешли полномочия по контролю за мелкими чиновниками, а также судебные правомочия в мелких делах. В дефенсорах можно увидеть некий прообраз российской прокуратуры, в обязанности которой, в частности, входит защита в суде прав неимущих, а также так называемый «общий надзор».

    Преторы побуждали прокураторов и их доверителей заключать стипуляции (формальные соглашения) о последующем одобрении — cautio de rato — их действий.

    При предъявлении иска в интересах отсутствующего лица на прокураторе лежала обязанность предоставить процессуальное обеспечение, а в случае проигрыша дела возместить ответчику все убытки, связанные с процессом.

    Взыскание по искам, предъявленным прокуратором, передавалось ему и направлялось против него, и уже обязанностью самого прокуратора была передача всего полученного доверителю. В случае выступления на стороне ответчика решение выносилось на его имя, а не на имя dominus. Этим обусловлено право истца требовать от представителя ответчика обеспечения того, что в случае вынесения неблагоприятного для последнего решения прокуратор уплатит все присужденное по этому решению — cautio iudicatum solvi. Представитель ответчика имел право требовать от представляемого всего уплаченного им по решению суда.

    Прокуратор мог действовать и на основании договора поручения, заключенного с представляемым — mandatum. По этому договору доверитель (мандант) поручает, а мандатарий (поверенный, прокуратор) принимает на себя исполнение безвозмездно каких-либо действий. Содержание договора могут составлять и процессуальные действия, лишь бы эти действия не противоречили добрым нравам (contra bonos mores). Поручение может быть дано как в интересах самого доверителя, так и в интересах третьих лиц, а также в комбинации интересов доверителя и третьих лиц. Единственным лицом, в интересах которого не могло быть дано поручение, является прокуратор.

    В случае заключения договора mandatum поверенный становился procurator cum mandate, т. е. поверенным по поручению. В этом случае стипуляция не имеет смысла, так как отношения между доверителем и прокуратором уже имеют место в силу договора. По этой причине истец не может не признать процесса, начатого прокуратором в интересах доверителя, и не может обратиться в суд с этим же иском вторично, а прокуратор освобождался от предоставления обеспечения в отличие от представителя без поручения.

    Требования к представителям по римскому праву

    Римское право предъявляло к представителям определенные требования. Главным требованием было обладание полной правоспособностью, следовательно, не имели права быть представителями лица ограниченные в правоспособности. Ограничение правоспособности могло носить более или менее общий характер. Необходимо выделить следующих лиц:

      1. духовенство;
      2. чины первых трех классов (personae potentores), данное ограничение правоспособности преследовало цель исключения практики массовой и дешевой скупки исков с целью последующего извлечения прибыли, что было довольно распространено;
      3. высшие императорские сановники (personae illus-tres), получившие почетный титул, связанный с личными привилегиями. Кроме того, Константином Великим этим лицам было запрещено самим вести свои процессы, для этих целей они должны были привлекать представителей;
      4. солдаты, которым было запрещено представительствовать по гражданским делам;
      5. женщины, появление в суде которых считалось нежелательным даже при ведении собственных дел, но не было запрещено в отличие от представительства;
      6. лица, ограниченные в правоспособности в связи с умалением гражданской чести.

      Адвокаты и ораторы

      Особое место в римском праве занимали адвокаты (advocatus, patronus, causidicus) и ораторы (oratores).

      Адвокаты использовались сторонами для дачи юридических советов и присутствовали в процессе. Вместе с тем, положение адвоката отличалось от положения юрисконсульта (jurisperiti). Письменные советы некоторых юрисконсультов (responsd) во времена империи приобрели силу закона. Отдельным юристам было дано право критиковать позиции предшественников и давать обязательные толкования актов. Появление же адвокатов связывалось с упадком классической юриспруденции. Адвокаты объединялись в коллегию, подчинявшуюся дисциплинарной власти президента суда, имели свои правила и традиции, предусматривавшие определенную форму одежды (белую тогу), были организованы в почитаемую сословную группу.

      Ораторы приводились сторонами в процесс для произнесения речей. При этом ораторы не всегда являлись знатоками права, они умудрялись выигрывать дела исключительно при помощи красноречия, которое к тому времени уже достигло высот искусства.

      Число защитников могло достигать 12 человек, продолжительность речи была ограничена тремя часами, однако это правило постоянно нарушалось. В своей речи защитники ограничены не были, за исключением запрета ссылаться на доказательства, которые исследовались позже.

      Во времена империи значение ораторов заметно уменьшилось, что можно связать с ограничениями политической свободы вообще и ограничениями речей ораторов определенными правилами.

      Вместе с тем адвокаты продолжали пользоваться значительной популярностью. Деятельность адвокатов была шире ораторской: в их обязанности входило не только произнесение речей, но и квалифицированный разбор дела, дача юридических советов. Осуществлению этих обязанностей способствовало специальное обучение, начинавшееся с детства, продолжавшееся долгие годы и заканчивавшееся получением аттестата (следует заметить, что образование ораторов было не хуже). Существованию адвокатов также способствовало то, что они стали защищать интересы казны, группируясь вокруг различных чиновников. При этом штатные адвокаты считались состоящими на государственной службе и получали за это жалованье. Иные адвокаты состояли под руководством штатных, но сами распределяли между собой дела.

      Отношения между представителем и представляемым

      Особого взгляда заслуживают отношения между представителем и представляемым. Эти отношения хотя и не являются предметом регулирования процессуальных отраслей права, но, тем не менее, их анализ может пролить свет на истоки, место и роль представительства.

      Как уже было указано в отношении представительства «по опеке», сначала она понималась как власть над опекаемым или его имуществом, а затем права опекуна стали пониматься как средства для осуществления его обязанностей, носящих характер общественной повинности. Здесь мы впервые сталкиваемся с объединением прав и обязанностей лица, осуществляющего представительство, которое, на наш взгляд характерно для всей последующей истории судебного представительства вплоть до современности.

      Поручение (mandatum), как наиболее распространенное основание возникновения процессуального представительства, характеризовалось существенным признаком безвозмездности. Договор поручения, если он не безвозмездный, ничтожен. Договор поручения имел особый характер, объясняемый его происхождением — из общественного долга и дружбы (ex offlcio atque amicitia), а выполнение долга и вознаграждение, по понятиям римлян, исключает одно другое. Услуги мандатария имели общественное, а не личное (имущественное) значение, связанное с извлечением выгоды. При наличии в договоре положения о вознаграждении, такой договор относится к категории найма. (Высшие слои общества, которые в основном и выступали представителями, считали унизительным наниматься к кому-либо, так как это унижало их общественный статус.) Считалось, что вознаграждение принижает значение услуг мандатария, который действует по дружбе или ценя оказанную ему честь и доверие. Однако следует различать плату за оказанную услугу (merces) и выраженную материально благодарность, получившую название honor. Получение такого рода благодарности считалось допустимым и не унизительным для мандатария. Ораторы же в награду получали пальмовую ветвь, символизирующую победу. Позднее появились договоры о гонораре (honorarium).

      Противоречия между отношением к представительству как к дружеской обязанности и необходимостью оплачивать услуги представителя привело к запрету брать деньги и подарки за ходатайство по делам. Однако этот запрет повсеместно нарушался, поскольку не содержал никакого наказания за его нарушение. Вознаграждение было очень щедрым и давало возможность не только безбедно существовать, но и наживать огромные состояния.

      Римское право так и не смогло выработать четких критериев, необходимых для регулирования отношений между представителем и представляемым. Это может быть объяснено как неразвитостью хозяйственной жизни Рима, когда хозяин, в основном, вел дела самостоятельно либо через рабов, с которыми никаких договоров не заключалось, так и сложностью отношений между представителем и представляемым, которые зачастую выходили за рамки частного права.

      Однако основы, заложенные римским гражданским процессом в отношении представителя, оказали и продолжают оказывать значительное влияние на развитие института представительства. Так, до наших дней сохранилось внутреннее деление функций процессуального представителя на собственно представительские и адвокатские, адвокат до настоящего времени воспринимается как общественный деятель и знаток права, запрет на истребование гонорара перекочевал в право других государств, наконец, объединение прав и обязанностей представителя имеет огромное значение для правильного понимания места представителя и понятия полномочия в современном гражданском процессе.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: