Как подать в суд на пенсионный фонд по материнскому капиталу

Обновлено: 25.04.2024

На практике встречаются случаи, когда граждане вынуждены судиться с государственными организациями, в том числе с Пенсионным Фондом. Обстоятельства, послужившие причиной судебного разбирательства, могут быть различными (задержка пенсии, неправильное начисление положенных выплат, не включение в трудовой стаж рабочей деятельности).

Некоторые пытаются решить вопрос мирно, обращаются в ПФР. Однако иногда, чтобы решить проблему, приходится писать не только жалобу, но и судебный иск. Как подать в суд на пенсионный фонд, правильно составить иск, какие документы нужны и как будет проходить судебное разбирательство?

Основания для иска в ПФР

Составление и подача иска в суд – серьезный и ответственный шаг. Чтобы подать в суд на ПФР, должны быть веские основания. Прежде всего должны быть нарушены права человека. Решение проблемы в суде допустимо только в том случае, когда в досудебном порядке устранить проблемные вопросы в пользу гражданина невозможно.

Основания для подачи в суд могут быть самыми разнообразными:

  • неверное начисление или перерасчет пенсионных начислений;
  • необоснованная длительная задержка выплат;
  • незаконный и неправомерный отказ в оформлении пенсии;
  • коррупционный случай, совершенный сотрудниками ПФР;
  • материальный или физический ущерб, нанесенный работником Пенсионного Фонда;
  • умышленное затягивание сроков, длительное рассмотрение заявлений и жалоб;
  • оскорбление клиентов, унижение их чести и достоинства.

Важно! Если какое-либо из этих обстоятельств произошло по вине работников ПФР, пострадавший может начать собирать доказательства и документы для обращения в суд.

Бесплатно по России

При выявлении весомых оснований можно подготовить исковое заявление, где в качестве ответчика следует указать ПФР. Помимо самого иска необходимо подготовить доказательственную базу, на которую будет ссылаться истец во время слушания. Подготовкой к судебному заседанию, составлением иска, сбором документации можно заняться самостоятельно либо найти юриста, который будет заниматься юридическим сопровождением.

Пострадавшему необходимо поэтапно собрать документацию, доказательства, составить иск, оплатить госпошлину и подать заявление в канцелярию суда. После того, как секретарь назначит дату слушания, следует тщательно подготовиться к судебному заседанию.

Как составить текст заявления

Составление иска – важный этап, поскольку от того насколько грамотно составлено заявление может зависеть исход дела. Написание столь важного документа можно доверить опытному юристу или заняться оформлением самостоятельно. Образцы и шаблоны исковых заявлений можно найти в интернете. Написание иска схоже с составлением жалобы, однако имеет свои нюансы. Иск следует сделать в нескольких экземплярах.

Информация, которая должна быть отражена в иске:

  1. наименование суда;
  2. сведения об истце (личные данные, год рождения, адрес, контактная информация);
  3. информация об ответчике (наименование территориального ПФР, адрес, должность и информация о руководителе фонда;
  4. основная часть заявления содержит в себе сведения о фактах нарушения, изложенные логично и последовательно (здесь же можно расписать доказательства);
  5. требования, которые должен исполнить ответчик со ссылкой на статью законодательства;
  6. дата и подпись составителя;
  7. список прилагаемых документов.

Исковое заявление должно быть написано простым и понятным языком. Если иск пишется вручную, текст должен быть разборчивым. В иске недопустимо использование бранных слов, сленга и жаргона. Истец не должен писать угрозы и оскорбления в адрес суда или ответчика.

фото 326_3

В заявлении нужно излагать только достоверные факты. Ссылаться на домыслы, предположения и слухи нельзя.

Сбор документов

Перед тем, как подавать иск в суд, надо собрать документацию, приложить копии или оригиналы к заявлению. Если какого-либо документа не будет приобщено к заявлению, канцелярия может не принять иск.

Необходимая документация:

В некоторых случаях может понадобиться СНИЛС истца и иные документы.

Исковое заявление и собранные документы нужно подать в мировой, районный или городской суд по месту нахождения Пенсионного Фонда. Если в качестве истца выступают индивидуальные предприниматели или юридические лица, то иск следует подавать в арбитражный суд.

Оплата госпошлины

Иск, поданный в отношении Пенсионного Фонда, может иметь разные требования и взыскания: имущественного характера, неимущественного или смешанного. Величина госпошлины будет зависеть от того, какую денежную сумму хочет взыскать истец с ПФР. Если в заявлении прописаны неимущественные требования, то размер госпошлины составит 300 рублей.

Внимание! Величина и подсчет госпошлины напрямую зависит от исковых имущественных требований. Определить и подсчитать госпошлину можно, ориентируясь на статьи Налогового Кодекса РФ.

Надо отметить, что некоторые граждане освобождены от уплаты судебных госпошлин в силу различных обстоятельств.

Разбирательство и рассмотрение жалобы

После того, как оплачена госпошлина, составлен иск и подготовлены документы, можно подавать заявление в суд. Сделать это можно несколькими способами:

Сотрудники канцелярии принимают документацию у истца. В течение пяти дней служащие суда проверяют документы на правильность заполнения. Если заявление составлено с ошибками, содержит неподобающую информацию (брань, угрозы, оскорбления) или неполные сведения, заявление будет возвращено истцу. Если иск составлен правильно, заявление принимается к рассмотрению, назначается дата судебного слушания.

На практике судебное разбирательство, где ответчиком выступают представители Пенсионного Фонда, занимает от двух до трех месяцев. Срок разбирательства зависит от сложности дела. Возможно назначение проведения экспертизы в рамках суда, если это необходимо. Также могут быть заслушаны свидетельские показания при наличии свидетелей. Судебное рассмотрение заканчивается вынесением решения об удовлетворении исковых требований или об оставлении иска без удовлетворения.

Результат рассмотрения

Если суд оставит иск без удовлетворения, истцу следует задуматься, почему он проиграл дело. Возможно не хватило доказательственной базы. Если истец посчитает, что суд вынес решение незаконно и необоснованно, он может попробовать обжаловать вынесенное решение. Однако нужно соблюдать сроки обжалования. Написать апелляционную жалобу можно в течение одного месяца с момента получения решения. В противном случае, решение вступит в законную силу и обжалованию не будет подлежать.

В том случае, если суд вынесет решение в пользу истца и обяжет ПФР выполнить полностью или частично требования истца, сотрудникам Пенсионного Фонда необходимо в кратчайшие сроки выполнить исковые требования. Если представители ПФР не признают решение законным, они также в течение месяца смогут подать апелляционную жалобу. В судебном решении прописываются требования, которые должен выполнить ответчик, а также денежная сумма, если речь идет об иске имущественного характера.

Справка! ПФР должен исполнить судебное решение надлежащим образом и в срок. Если речь шла о задержки пенсии или выплачивалась пенсия меньшего размера, ПФР должен оплатить пострадавшему денежную компенсацию. При неисполнении судебного решения Пенсионным Фондом суд направляет решение в отдел судебных приставов для принудительного взыскания.

Полезное видео

Советы по составлению иска в видео:

Заключение

Некоторые граждане сталкиваются с всевозможными проблемами, касающимися назначения пенсионных выплат. Кому-то вовремя не выплатили пенсию, кому-то не пересчитали начисления, кому-то необоснованно отказали в оформлении пенсии.

По всем спорным ситуациям можно обратиться в суд, но только в случае, если в досудебном порядке нельзя решить проблемный вопрос. Истец должен составить иск, оплатить госпошлину и приложить необходимую документацию.

Гражданин вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее – жалоба).


В досудебном (внесудебном) порядке гражданин имеет право обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в ПФР, территориальный орган ПФР:

  • в ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя территориального органа ПФР;
  • в вышестоящий территориальный орган ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР;
  • к руководителю территориального органа ПФР – на решение и действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР.


Жалоба должна содержать:

  • наименование территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства гражданина (представителя), а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину (представителю);
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги;
  • доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) должностных лиц при предоставлении государственной услуги. Гражданином (представителем) могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы гражданина, либо их копии.

В случае если жалоба подается через представителя гражданина, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина.

Прием жалоб в письменной форме осуществляется ПФР, территориальными органами ПФР (в месте, где гражданин подавал заявление (извещение), либо в месте, где гражданином получен результат предоставления государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме гражданин представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В электронном виде жалоба может быть подана гражданином посредством:

  • Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (в случае если государственная услуга была получена на Едином портале);

Жалоба рассматривается территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) данного органа, его должностного лица. В случае если обжалуются решения руководителя территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган ПФР (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае если жалоба подана гражданином в ПФР и (или) территориальный орган ПФР, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует гражданина о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба может быть подана гражданином через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в территориальный орган ПФР, предоставляющий государственную услугу, в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и территориальным органом ПФР, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в территориальном органе ПФР, предоставляющем государственную услугу.


Гражданин может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у гражданина документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • затребование с гражданина при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.


В территориальных органах ПФР определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления все имеющиеся материалы направляются в органы прокуратуры.


Территориальные органы ПФР, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:

  • оснащение мест приема жалоб;
  • информирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, их должностных лиц посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, на Едином портале;
  • консультирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;
  • заключение соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и территориальными органами ПФР в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи гражданам результатов рассмотрения жалоб;
  • формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).

Жалоба, поступившая в ПФР или территориальный орган ПФР, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены ПФР или территориальным органом ПФР.

В случае обжалования гражданином отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у гражданина, либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (далее – решение). Решение принимается в форме акта ПФР или территориального органа ПФР.

При удовлетворении жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче гражданину результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Информирование заявителя о результатах рассмотрения жалобы осуществляется путем направления гражданину соответствующего ответа.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется гражданину не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме или по желанию гражданина в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае если жалоба была направлена через систему досудебного обжалования, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.


В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование территориального органа ПФР, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, принявшего решение;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;
  • основания для принятия решения;
  • принятое решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной – сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается руководителем ПФР или территориального органа ПФР.

По желанию гражданина ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа.


ПФР, территориальный орган ПФР отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения, принятого ранее в отношении того же гражданина и по тому же предмету жалобы.

ПФР, территориальный орган ПФР вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес гражданина, указанные в жалобе.

Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в вышестоящем территориальном органе ПФР, в ПФР или в судебном порядке.

Граждане имеют право обратиться в ПФР, в территориальный орган ПФР за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме гражданина, или в электронном виде.

Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы граждане могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

      • Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»
      • Бесплатное информирование плательщиков страховых взносов о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях Пенсионного фонда Российской Федерации, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и их должностных лиц, а также предоставление форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснение порядка их заполнения
      • Информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
      • Прием от застрахованных лиц заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
      • Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
      • Выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
      • Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
      • Установление и выплата дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности
      • Выплата пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
      • Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал
      • Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала
      • Предоставление компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
      • Установление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации
      • Установление федеральной социальной доплаты к пенсии
      • Прием, рассмотрение и принятие решений по заявлениям (уведомлению) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений
      • Прием от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование
      • «Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»

      Прием от страхователей реестров застрахованных лиц о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»«Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»

      [7] Положение о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198.

      Материнский (семейный) капитал – это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 года родился или был усыновлен второй ребенок (а также третий, четвертый и любой следующий ребенок, если до этого право на материнский капитал не возникало или не оформлялось).

      Семьи, в которых начиная с 1 января 2020 года появился первый ребенок, также имеют право на материнский капитал. Для семей, в которых с 2020 года появился второй ребенок, материнский капитал дополнительно увеличивается на 168 616 рублей 20 копеек. Для семей, в которых после 1 января 2020 года родился третий ребенок или последующие дети, материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 693 144 руб. 10 коп в случае, если ранее право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, не возникало.

      Как получить и потратить материнский (семейный) капитал

      Право на получение материнского (семейного) капитала имеют:

      • женщина, имеющая гражданство Российской Федерации, родившая (усыновившая) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года;
      • мужчина, имеющий гражданство Российской Федерации, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
      • женщина, имеющая гражданство Российской Федерации, родившая (усыновившая) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;
      • мужчина, имеющий гражданство Российской Федерации, являющийся единственным усыновителем первого ребенка, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года;
      • отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, ее смерти, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;
      • отец, воспитывающий первого ребенка, рожденного после января 2020 г., второго, третьего или последующих детей, рожденных после 1 января 2007 г., имеющих гражданство Российской Федерации, в случае смерти женщины, не являющейся гражданкой Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявление её умершей;
      • несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок (дети) до достижения им (ими) 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем) в установленных Федеральным законом* случаях.

      Распорядиться материнским капиталом на улучшение жилищных условий можно, когда ребенку, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, исполнится три года. Исключение – уплата первоначального взноса по жилищному кредиту или займу, а также направление средств материнского капитала на погашение жилищных кредитов и займов. В этом случае воспользоваться материнским капиталом можно сразу после рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

      Заявление о распоряжении материнским капиталом можно подать в любой территориальный орган Пенсионного фонда России независимо от места жительства (пребывания) или фактического проживания лично, через личный кабинет или в МФЦ, а также через кредитную организацию или единый институт развития в жилищной сфере. Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации, заявление о распоряжении материнским капиталом и необходимые для этого документы (копии документов, сведения из документов) вправе подать в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанное заявление может быть подано лично (через доверенное лицо), либо направлено по почте. Личный прием указанных граждан (их доверенных лиц), а также прием документов (копии документов, сведения из документов) от них осуществляется Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, ПФР по адресу: г. Москва, ул. Анохина 20 корп. А (ст. метро «Юго-Западная»). Направление в ПФР заявления и документов почтовой связью осуществляется по адресу: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д.4, ГСП-1.

      • приобретение жилого помещения;
      • строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС) с привлечением строительной организации;
      • строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации;
      • компенсация затрат за построенный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства;
      • уплата первоначального взноса при получении кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья;
      • погашение основного долга и уплата процентов по кредитам или займам на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечного;
      • погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья;
      • уплата цены по договору участия в долевом строительстве;
      • платеж в счет уплаты вступительного взноса и (или) паевого взноса, если владелец сертификата либо его супруг (супруга) является участником жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива.

      Важно отметить, что приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории России. Ремонт жилого помещения, применительно к распоряжению материнским капиталом, улучшением жилищных условий не является.

      Подать заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий с привлечением кредитных средств (наиболее востребованное у семей направление программы) с апреля 2020 года можно непосредственно в банке, в котором открывается кредит.

      То есть вместо двух обращений – в банк и Пенсионный фонд – семье достаточно обратиться только в банк, где одновременно оформляется кредит и подается заявление на погашение кредита или уплату первого взноса.

      Заявления и необходимые сведения из документов банки передают территориальным органам ПФР по электронным каналам. Для этого отделениями Пенсионного фонда России по всей стране были заключены соглашения об информационном обмене с банками, которые обладают разветвленной сетью отделений и предоставляют семьям кредиты с государственной поддержкой.

      Информация для организации информационного взаимодействия территориальных органов ПФР с кредитными организациями или единым институтом развития в жилищной сфере, предоставившими кредит (заем), для реализации возможности распоряжения средствами материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным по кредитному договору (договору займа), путем подачи заявления о распоряжении в кредитную организацию или единый институт развития в жилищной сфере, предоставившие указанные кредиты (займы)


      Формат взаимодействия с кредитными организациями (АФ 2.53.1д, действующий с 7.10.2020)

      Формат взаимодействия ПФР с кредитными организациями через СМЭВ (проект)

      Полный перечень банков-партнеров можно узнать в отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации.

      • кредитной организацией;
      • кредитным потребительским кооперативом, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом, осуществляющими свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;
      • учреждением, созданным по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или организацией, включенной в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

      При этом средства займа организация-займодатель должна перечислить по безналичному расчету – на личный счет владельца сертификата или его супруги (супруга) в кредитной организации.

      Также в настоящее время действует льготная программа «Семейная ипотека», которая позволяет российским гражданам получить кредит на покупку жилья по ставке 6%. Программа позволяет оплатить первоначальный взнос за счет средств материнского капитала. Ознакомиться с программой и перечнем банков, которые участвуют в программе семейной ипотеки, можно по ссылке.

      Общий пакет документов (сведений из документов)

      удостоверяющие личность лица, получившего сертификат.

      Если заявление о распоряжении подается через представителя владельца сертификата, то необходимо также предоставить документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя.

      Бланк сведений к заявлению о распоряжении средствами МСК на улучшение жилищных условий (при их перечислении юридическому лицу)

      Бланк сведений к заявлению о распоряжении средствами МСК на улучшение жилищных условий (при их перечислении физическому лицу)

      Для направления средств МСК на приобретение жилого помещения необходимо указать в заявлении сведения:

      Для направления средств МСК на участие в долевом строительстве необходимо указать в заявлении сведения:

      • из договора участия в долевом строительстве, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке.

      Важно!

      В случае прекращения договора счета эскроу при расторжении договора участия в долевом строительстве средства материнского (семейного) капитала подлежат возврату в Пенсионный фонд Российской Федерации. Лицо, получившее сертификат, на счет которого вернулись средства материнского (семейного) капитала, имеет право использовать возвращенные средства по направлениям, предусмотренным Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

      Для направления средств МСК на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации необходимо указать в заявлении сведения:

      При получении первой части средств материнского капитала (в размере до 50%):

      из разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге), либо из уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, направленного указанным лицом, его супругом (супругой) в уполномоченные на выдачу разрешения на строительство орган государственной власти, орган местного самоуправления;

      Для получения оставшейся суммы МСК спустя 6 месяцев:

      сведения из документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта ИЖС или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) увеличилась не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Такой документ выдает орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство;

      Для получения компенсации затрат, понесенных на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства необходимо указать в заявлении сведения:

      из документа, подтверждающего проведение основных работ по реконструкции объекта ИЖС, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) увеличилась не менее чем на учетную норму площади жилого помещения. Эта норма устанавливается в соответствии с жилищным законодательством РФ. Такой документ выдает орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство.

      Для направления средств МСК на строительство индивидуального жилого дома с привлечением строительной организации необходимо представить договор строительного подряда и указать в заявлении сведения:

      Для направления средств МСК в счет уплаты вступительного взноса и (или) паевого взноса, если владелец сертификата или его супруг (супруга) является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, необходимо представить документы:

      Для направления средств МСК на уплату первоначального взноса при получении кредита или займа на покупку (строительство) жилья необходимо представить:

      копия договора займа либо указать сведения из кредитного договора на приобретение (строительство) жилья;

      Для направления средств МСК на оплату основного долга и процентов по кредитам или займам на покупку (строительство) жилья необходимо представить:

        договор займа либо сведения из кредитного договора . Если средства материнского капитала или их часть направляются на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья, дополнительно необходимо представить ранее заключенный договор займа либо сведения из кредитного договора на приобретение или строительство жилья;

      сведения из Единого государственного реестра недвижимости, содержащие информацию о правах на жилое помещение, приобретенное или построенное с использованием кредитных (заемных) средств, - в случае приобретения жилого помещения, а также в случае ввода в эксплуатацию объекта жилищного строительства;

      сведения из договора участия в долевом строительстве, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке, или копию из разрешения на строительство индивидуального жилого дома, либо уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, направленного указанным лицом или его супругом (супругой) в уполномоченные на выдачу разрешения на строительство орган государственной власти, орган местного самоуправления - в случае если объект жилищного строительства не введен в эксплуатацию;

      документ, подтверждающий получение денежных средств по договору займа путем их безналичного перечисления на счет, открытый лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) в кредитной организации.

      Сведения к заявлению о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала при направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (при их перечислении юридическому лицу 1)

      Сведения к заявлению о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала при направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (при их перечислении физическому лицу 1)

      Сведения к заявлению о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала при направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (при их перечислении юридическому лицу 1 в виде ежемесячного платежа)

      Лицо, получившее сертификат, супруг лица, получившего сертификат, обязаны оформить жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

      Копии документов предоставляются в территориальный орган Пенсионного фонда России с оригиналами документов. Оригиналы возвращаются владельцу сертификата.

      Заявление о распоряжении средствами МСК на улучшение жилищных условий, принятое территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, может быть аннулировано по желанию гражданина, получившего сертификат. Для этого необходимо подать заявление об аннулировании ранее поданного заявления о распоряжении средствами МСК на улучшение жилищных условий. Такое заявление можно подать лично либо через представителя. Однако заявление об аннулировании должно быть подано до перечисления Пенсионным фондом средств материнского (семейного) капитала согласно заявлению в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления о принятом заявлении и документах (копий документов).

      Ответственные за техническую часть реализации Соглашений для взаимодействия с банками в целях реализации постановления Правления ПФР от 4 июня 2021 № 211п «Об утверждении Порядка организации работы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов по реализации заключаемых Пенсионным фондом Российской Федерации соглашений об информационном взаимодействии между Пенсионным фондом Российской Федерации и уполномоченным банком»:

      В случае удовлетворения заявления перечисление средств (части средств) материнского (семейного) капитала осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации) в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об удовлетворении заявления.

      Если Пенсионный фонд РФ никак не реагирует на жалобы со стороны граждан, то есть иной путь разрешения конфликта — суд. Конечно, восставать против такой мощной организации желательно с помощью юриста. Именно он сможет грамотно провести судебное разбирательство против Пенсионного фонда РФ с положительным результатом для заявителя. Найти его вы можете, кликнув на баннер ниже. Мы гарантируем компетентность и профессионализм в подготовке документов и ведении дела.

      Причины для судебного разбирательства с ПФР

      Халатное отношение Пенсионного фонда к гражданам может выражаться в следующих формах:

      • неверное начисление социальных выплат;
      • задержка или удержание пенсии;
      • неправильные расчеты;
      • взяточничество;
      • отказ в принятии жалоб и заявлений;
      • ущерб.

      Все перечисленные случаи должны иметь последствия. Суд против Пенсионного фонда — самый эффективный способ для восстановления справедливости.

      Порядок судебного разбирательства с ПФР

      Обращаться сразу же в суд с претензиями к Пенсионному фонду — не самое правильное решение. Практикой предусмотрен претензионный порядок разрешения конфликтов с ПФР. Гражданину сначала необходимо подать жалобу руководству отделения Пенсионного фонда по месту жительства, затем — в региональное подразделение. Если оба способа не подействовали, то у человека есть все права на обращение в суд.

      Инструкция, как подать в суд на Пенсионный фонд РФ:

      1. Подготовить документы и доказательства.
      2. Подать документы и доказательства в суд.
      3. Участвовать в судебном процессе.
      4. Ожидать решения суда.

      Обращение в суд производится на основании искового заявления. Иск в адрес Пенсионного фонда РФ нужно подавать в суд в правильной форме. В документе должны быть:

      • ФИО заявителя;
      • наименование судебной инстанции;
      • информация об отделении Пенсионного фонда РФ;
      • причины подачи иска в суд;
      • обоснование и обстоятельства дела.

      Текст документа излагается в деловом стиле, без эмоций и художественных оборотов. Заявитель должен четко донести мысль и аргументацию в адрес судебной инстанции. В иске должны быть ссылки на законодательные нормы, которые обосновывают правомерность требования истца.

      Помимо искового заявления против Пенсионного фонда РФ, необходимо подать также следующие документы:

      • паспорт РФ;
      • копии жалоб и заявлений в ПФР;
      • квитанцию об оплате госпошлины;
      • доказательства нарушений.

      Факты должны быть фактами, а не домыслами. Чтобы засудить ПФР, необходимо подать доказательства его нарушений. В первую очередь это касается жалоб и заявлений. Если гражданин ранее уже обращался в Пенсионный фонд РФ и получил отказ, то в суд необходимо подать документ, который был на рассмотрении в ПФР.

      От эффективности доказательств будет зависеть исход дела в суде против Пенсионного фонда. Практика показывает, что разбирательство в суде с любым государственным органом для рядовых граждан — это сложная и трудоемкая задача. Неправильность расчетов необходимо подтверждать правильными расчетами, а необоснованные отказы — ссылками на закон.

      Сложность процесса против ПФР кроется еще и в сроках разбирательства. Заявителю не стоит надеяться, что он справится с проблемой за одну неделю. Если самостоятельно вести дело и подать плохо оформленные документы, то разбирательство в суде может затянуться на долгие месяцы. Именно поэтому важна поддержка профессиональных юристов. Наш сервис позволяет найти подходящего представителя в краткие сроки. Конкретные преимущества нашей работы:

      • надежные компании — нет необходимости искать сторонних представителей;
      • гарантия результата — все сделки безопасны, исполнитель получает деньги только после реализации поставленной задачи;
      • возможность указать свой бюджет — клиент самостоятельно назначает приемлемую стоимость услуг представителя.

      Мы поможем найти профессионала, который подготовит всю необходимую документацию для судебного разбирательства против Пенсионного фонда РФ. Вам останется лишь воспользоваться его услугами и спокойно ждать результата.

      Источники:

      Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: