Обжалование постановления гжи об административном правонарушении в арбитражный суд

Обновлено: 28.03.2024

Эта инструкция поможет вам в случае, если вас привлекли к административной ответственности. Закон позволяет вам воспользоваться различными способами защиты – подать жалобу вышестоящему должностному лицу (или в вышестоящий орган) или в суд. На это у вас есть, как правило, 10 дней с момента вручения копии постановления, при этом процедура обжалования не облагается государственной пошлиной – т. е. не требует каких-либо затрат. Изучив инструкцию и воспользовавшись образцами заявлений, вы сможете самостоятельно защитить свои права. Процесс оспаривания привлечения вас к административной ответственности на самом деле не так сложен, но всё же мы рекомендуем по возможности обращаться к квалифицированным юристам.

Подробное о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, смотрите в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с последующими изменениями).

Оглавление

Процедура привлечения граждан к административной ответственности включает два этапа: возбуждение дела об административном правонарушении (составление протокола об АП) и рассмотрение дела об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП).

Чем отличается протокол от постановления?

Протокол

Протокол об административном правонарушении является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Иными словами, протокол – это версия события по мнению полицейских и квалификация ваших действий в соответствии с законом. Протокол – это обычное доказательство.

Протокол часто составляют после того, как вас задержали и доставили в отдел полиции. Смотрите – что делать, если вас задержали.

Протокол об административном правонарушении не может быть предметом обжалования (в порядке главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве (КАС РФ)). Сам по себе протокол не нарушает ничьих прав и не возлагает на лицо, в отношении которого составлен, никаких обязанностей. Но важно, чтобы в протоколе была отражена ваша позиция: в том случае если вы не согласны с утверждением о том, что совершили нарушение.

Постановление

Постановление об административном правонарушении как раз и является основанием для привлечения вас к ответственности. Иными словами постановление – это документ, который содержит выводы о вашей виновности или невиновности в совершении правонарушения.

Как привлекают к административной ответственности?

Составленный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела передается на рассмотрение должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении или в суд (ст. 22.1 КоАП РФ) – на этой стадии решается вопрос о привлечении гражданина к административной ответственности.

Возможны два варианта:

1. начальник отдела МВД или его заместитель самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности;

2. все материалы полиция передаст в суд, который будет принимать решение по существу.

Именно на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении у гражданина самые высокие шансы для успешной защиты. Именно поэтому крайне важно участвовать в этом процессе. В случае, если по делу будет принимать решение начальник отдела полиции лично, информация о месте и времени его рассмотрения должна быть обязательно указана в протоколе, если материалы передадут судье, вас должны вызвать повесткой, однако на практике вас могут вызвать в полицию и вручить повестку в суд.

Важно: требуйте у сотрудника полиции выдать вам копию протокола об административном правонарушении. Не подписывайте протокол до тех пор, пока вам не вручили его копию. Если, несмотря на это, вам все равно откажутся ее предоставлять – письменно запросите его в отделе полиции.

Кому обжаловать привлечение к административной ответственности?

Постановление о привлечении к административной ответственности обжалуется:

- вышестоящему должностному лицу (если его вынес зам. начальника отдела МВД – то начальнику отдела);

- в вышестоящий орган (постановление начальника отдела МВД обжалуется начальнику Управления МВД по городу);

- в суд (если постановление вынесли в полиции, то в районный суд, если районный суд – в суд субъекта).

Общие положения

Порядок и сроки обжалования по делу об административном правонарушении предусмотрены главой 30 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (в некоторых случаях – в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений, ст.30.3 КоАП РФ).

Важно: пропуск срока подачи жалобы не лишает гражданина права на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Этот срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Если вы пропустили срок подачи заявления, обязательно укажите в жалобе уважительные причинные и отразите просьбу о восстановлении срока.

Гражданин может воспользоваться на свое усмотрение лишь одним способом защиты. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу будет рассматривать суд (п.2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Если вы ошибетесь в определении уполномоченного органа или суда при обжаловании постановления, ваша жалоба будет направлена на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (п.4 ст. 30.2 КоАП РФ).

Кроме того, при обжаловании постановления по административному правонарушению отсутствует государственная пошлина (п.5 ст. 30.2 КоАП РФ). Иными словами, вам не надо ничего платить, вы можете просто пожаловаться.

При этом вы можете подать жалобу не только лично, но и по почте. В этом случае датой подачи жалобы на постановление будет являться день, когда вы направили почтовое отправление.

Обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу

Постановление об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано(пп.3 п.1 ст.30.1 КоАП РФ):

– в вышестоящий орган;

– вышестоящему должностному лицу.

При этом такая жалоба может быть подана в орган или должностному лицу, которым вынесено постановление по делу. Жалоба может быть подана также непосредственно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать (п.3 ст.30.2 КоАП РФ).

После поступления жалобы со всеми материалами дела в государственный орган или должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, она подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления (п.1 ст. 30.5 КоАП РФ)

Решение вышестоящего должностного лица по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд (п.1 ст.30.9 КоАП РФ). Это означает, что после того, как вас, к примеру, привлек к ответственности полицейский, а его руководитель оставил постановление в силе – вы можете еще минимум дважды обратиться в суд.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Обжалование в суде

Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а в случае, если решение принималось судом – в вышестоящий суд. Выбор суда, в который необходимо обжаловать постановление о привлечении вас к ответственности, зависит от того, кто вынес данное решение:

– должностное лицо (к примеру, начальник полиции) – в районный суд (пп. 2, 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ);

– мировой суд – в районный суд (пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ); районный суд – в суд субъекта (к примеру, областной суд, пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ).

При этом такая жалоба может быть подана как непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать, так и судье, в отдел полиции, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу (ст. 30.2 КоАП РФ).

Как только жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит со всеми материалами дела в суд, правомочный ее рассматривать, она подлежит рассмотрению в двухмесячный срок (п.1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Согласно ст.29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению в следующие сроки:

1) 15 дней со дня получения материалов дела и протокола об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении;

2) 2 месяца со дня получения дела об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению судьей.

Примечание: в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, сроки направления или рассмотрения жалобы могут меняться.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке ст. 30.14 КоАП РФ. Такие жалобы подаются сначала в президиум суда субъекта, а после – в Верховный суд Российской Федерации.

Как будет рассматриваться ваша жалоба?

В обязательном порядке вас должны вызвать в суд (несудебный орган) для рассмотрения вашей жалобы. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (пп.8 п.2 ст. 30.6 КоАП РФ). При этом в полной мере исследуются все материалы дела, заслушиваются объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При необходимости могут быть также заслушаны показания других лиц. В процессе вы сможете заявлять ходатайства, давать отводы, опрашивать свидетелей, представлять свои доказательства и ходатайствовать об их истребовании в случае, если вы не можете получить их самостоятельно.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП РФ):

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения: это значит, что суд/должностное лицо посчитал, что вы совершили правонарушение и все оформлено корректно;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление: например, вам снизили сумму штрафа. Увеличить ее не могут.

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу: вы ни в чем не виноваты или истекли сроки давности, в общем – наказания не будет;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение: вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, государственным органом, должностным лицом. Вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново в другом суде/другим органом.

КоАП РФ Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса:

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 294-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

(в ред. Федеральных законов от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

3.1) вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 настоящего Кодекса, - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2010 N 171-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

3. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Штрафы от жилищной инспекции – один из самых неприятных аспектов деятельности УК и ТСЖ. Читайте о том, как предотвращать ситуации, когда Госжилинспекция выносит штраф без проведения процедуры проверки, и как оспаривать такие санкции.

О каких штрафах речь

В некоторых регионах России сложилась практика вынесения Государственной жилищной инспекцией протоколов об административных правонарушениях без проведения обязательной предварительной проверки управляющих организаций и ТСЖ.

Чаще всего ГЖИ так поступают в зимнее время при мониторинге процесса уборки управляющими организациями снега и сосулек. Но упрощённый метод вынесения протоколов может быть применён и в любое другое время: были бы необходимость или желание проверить содержание МКД или прилегающих к ним территорий.

При таком мониторинге сотрудник муниципального отдела ЖКХ обычно за день обходит не один десяток домов, самостоятельно делает фотографии и впоследствии составляет акты на МКД, где, по его мнению, имеются нарушения. Затем собранные материалы передаются в жилищную инспекцию.

О таком мониторинге УК и ТСЖ узнают только после получения из ГЖИ извещения о необходимости явиться для составления протокола.

Допускает ли закон процедуру вынесения штрафов без проверки

Исходя из требований действующего законодательства, действия ГЖИ можно трактовать как существенные нарушения требований постановления Правительства РФ от 11.06.2013 № 493, а также Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Жилищная инспекция в случае поступления в её адрес информации о существующих нарушениях должна выдать юридическому лицу предостережение о недопустимости таких действий/бездействия или провести внеплановую проверку. Проверка нужна, чтобы установить факт нарушения.

  1. Проведение предварительной проверки поступающей информации, в том числе посредством запроса дополнительных сведений у юридического лица в случае необходимости.
  2. Вынесение мотивированного приказа/распоряжения о проведении внеплановой проверки.
  3. Направление проверяемому лицу уведомления о внеплановой проверке.
  4. Составление акта проверки в 2-х экземплярах и вручение одного из них проверяемому лицу.

Важно отметить, что, в соответствии с ч. 3.3 ст. 10 № 294-ФЗ, юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности в результате проведения только предварительной проверки.

При этом действия муниципальных органов власти по мониторингу территорий без вынесения в отношении УО или ТСЖ протоколов в рамках лицензионного контроля законны. При обнаружении ими признаков нарушения требований к содержанию придомовой территории МКД муниципалитет направляет информацию об этом в жилищную инспекцию.

Такая позиция изложена в обзоре судебной практики Верховного суда РФ от 12.07.2017 № 3: органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля только в том случае, если законом соответствующего субъекта им такие полномочия предоставлены.

Об исполнении предписаний ГЖИ после расторжения договора управления

Что о таких действиях жилищной инспекции думают суды

Проверка сведений, указанных в заявлении, обязательна. Сами по себе они не являются основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и вынесения в отношении юридического лица соответствующего протокола.

В связи с этим штрафы, вынесенные без проведения проверки УО, активно оспариваются. Это подтверждается многочисленными судебными решениями районных судов, например, решением суда апелляционной инстанции от 20.08.2018 по делу № 12-305/2018.

Что необходимо сделать УО или ТСЖ до вынесения протокола о правонарушении

В случае поступления в ваш адрес уведомления от органа ГЖН, свидетельствующего о намерении вынести протокол об административном правонарушении без проведения процедуры внеплановой проверки, направьте в ГЖИ мотивированное требование о проведении внеплановой проверки в соответствии с действующим законодательством.

При подготовке заявления обратите внимание на то, что деятельность органов ГЖН регламентируется их внутренними приказами. Обязательно изучите их. В большинстве будет чётко прописана необходимость подчинять свою деятельность существующему законодательству.

Также, возможно, в таких документах будет подробно расписана процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий. Она укажет на исчерпывающий перечень полномочий, к которым не относится возможность составлять протоколы об административных правонарушениях без проверки фактов, на основании которых такие протоколы выносятся.

Если в таких обстоятельствах будут вынесены протокол об административном правонарушении и впоследствии постановление о привлечении к ответственности, советуем оспорить такое постановление в судебном порядке.

Причинами судебных исков к УО могут быть незначительные недоработки в работе компаний и ошибки со стороны контролирующих органов. Суровость наказания от ГЖИ не всегда адекватна остроте ситуации. На это внимание судов обращают юристы Московской коллегии адвокатов «Арбат». Рассмотрим примеры, когда им удалось выиграть дело для УО.

Какие дела в сфере ЖКХ в 2021 году разобрал Верховный суд РФ

Орган ГЖН неправильно рассчитал размер долга

В Видном у управляющей компании возникли задолженности перед ресурсоснабжающими организациями. Размер долга превысил две среднемесячные величины обязательств. Госжилинспекция посчитала нарушение, сложив цифры двух договоров со стороны двух РСО, а периоды суммировала.

Юристы коллегии проанализировали отчётные документы и пришли к выводу, что специалисты ГЖИ допустили ошибку в расчётах. Размер задолженности был завышен на сумму пени и неустойки и должен был рассчитываться для каждого МКД отдельно и в отношении каждой в отдельности ресурсоснабжающей организации.

Проверяющие сравнили размер долга за 2019 год со среднемесячной величиной обязательства, посчитанной за 2020 год. На все эти важные моменты юристы обратили внимание судей. В итоге суд посчитал правонарушение доказанным, но принял доводы защиты и заменил штраф на предупреждение (Видновский г/с МО, дело № 12-366/2021, № 2-8/2022 (12-511/2021)).

У компании был статус микропредприятия и она выполнила предписание в срок

Примером того, что при должной защите суд может снизить размер административного штрафа, может послужить дело № А41-69972/2021. В ходе проверки одной из люберецких управляющих компаний ГЖИ обнаружила вмятину и разгерметизацию водосточной трубы с тыльной стороны дома. Проверяющие предписали устранить нарушения и составили протокол.

Если бы постановление Госжилинспекции осталось в силе, управляющей организации пришлось бы заплатить штраф 250 тысяч рублей просто за помятую негерметичную трубу. При обжаловании юристы коллегии обратили внимание суда на то, что предписание было выполнено, управляющая организация привлекалась впервые и имела статус микропредприятия.

С учётом требований соразмерности и справедливости наказания суд снизил штраф в два раза, до 125 000 рублей. Более того, судом была принята в расчёт сложившаяся на тот момент в стране непростая экономическая обстановка, связанная с резким падением доходов у бизнеса.

Сумма штрафа не отвечает принципам справедливости и соразмерности

Инспекторов ГЖИ сложно обвинить в предвзятости при проверках домов, однако практика показывает, что без вмешательства защиты на стороне управляющей компании ответчики понесли бы существенные моральные и финансовые потери. Так в Одинцово в ходе проверки специалисты ГЖИ привлекли управляющую организацию к ответственности за разрушенную облицовочную кладку на фасаде одного из домов.

При новой проверке инспекторы не увидели изменений – фасад по-прежнему нуждался в ремонте. Контролирующий орган посчитал такой факт отягчающим обстоятельством.

В ходе судебного процесса (Одинцовский г/с МО, дело № 12-1831/2021) юристам МКА «Арбат» удалось убедить суд, что определённая ГЖИ сумма штрафа не отвечает принципам справедливости и соразмерности, а само деяние является малозначительным. Суду представлены доказательства, что разрушение кирпичной кладки не влияет на безопасность и не угрожает жизни и здоровью граждан – акт осмотра и фотографии фасада.

Компанию не вовремя уведомили о выездной проверке или о составлении протокола

Как отмечают юристы по ЖКХ Московской коллегии адвокатов «Арбат», случается, что ГЖИ проигрывает дело потому, что инспекторы не соблюдают необходимый в таких случаях регламент.

ГЖИ МО потребовала от управляющей компании устранить трещины в цоколе многоквартирного дома. Предписание исполнено не было. Госжилинспекция составила протокол и направила материалы мировому судье для вынесения постановления об административном правонарушении.

Мировой судья отказал (дело № 5-604/2021) в привлечении к ответственности управляющей компании в Люберцах, поскольку Госжилинспекция не доказала, что вовремя уведомила УО о выездной проверке. Это нужно было сделать не менее чем за 24 часа.

Суд не смог установить, действительно ли руководство управляющей компании получило уведомление в отведённые сроки. К тому же, как выяснилось, в акте проверки не было обязательных отметок и подписей. Значит, документ нельзя считать действительным. Дело было прекращено из-за отсутствия состава правонарушения.

В практике юристов коллегии встречаются и дела, в которых ГЖИ даже нарушает процессуальный порядок. В частности, в деле № А41-48383/2021 ГЖИ направила в УО уведомление о составлении протокола об административном правонарушении заранее электронным письмом, но в конце рабочего дня: «…10 июня 2021 года в 16 часов 25 минут, а протокол составлен в г. Люберцы 11 июня 2021 года в 15 часов 50 минут, времени для прочтения электронного письма и его доведения до руководства могло быть недостаточно».

Постановление Госжилинспекции было отменено с прекращением производства, потому что был нарушен процессуальный порядок привлечения к административной ответственности.

Данное дело примечательно тем, что ГЖИ не сдаётся. Она уже подала кассационную жалобу с целью отменить судебное решение. До этого Госжилинспекции доходили максимум до апелляционного обжалования.

ГЖИ неправильно квалифицировала нарушение

Предметом спора с ГЖИ может стать и неправильная квалификация нарушения. В ряде многоквартирных домов посёлка Малаховка в Люберцах отсутствовали общедомовые приборы учёта холодной воды. Инспекция посчитала, что это нарушение законодательства об энергоэффективности.

В отношении двух управляющих компаний было вынесено 11 постановлений об административных правонарушениях. Суммарно выписано штрафов на 550 000 рублей за нарушение ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.

Юристы коллегии указали суду не только на стандартные для ГЖИ нарушения порядка привлечения к ответственности, но и на то, что инспекция пытается привлечь управляющие компании за правонарушение, характерное только для ресурсоснабжающих организаций.

На заметку

Сегодня со стороны госорганов действует тройной контроль работы управляющих организаций: федеральный, региональный и местный. Также в 83 субъектах работают центры общественного контроля, они входят в реестр Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ.

Цель столь строгого подхода благая – создать наиболее комфортные условия жизни для собственников помещений в МКД. Но, как можно убедиться из приведённых выше дел, юристам в сфере ЖКХ нередко приходится защищать репутацию и интересы эффективных управленцев, попавших в список нарушителей по стечению обстоятельств.

Подробнее о том, как УО выстраивать линию защиты в суде, я рассказал на онлайн-семинаре «Обзор судебной практики по ЖКХ 2021 года». Посмотрите видеозапись мероприятия и изучите презентацию – они прикреплены к статье.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении установлена вина физлица или организации, должностное лицо (суд) выносит постановление по делу об административном нарушении в виде постановления о назначении административного наказания (ст. 29.9 КоАП РФ).

Одним из видов наказаний является административный штраф (ст. 3.2 КоАП РФ). Как его обжаловать в случае несогласия? Для этой процедуры необязательно привлекать юриста. Подготовить необходимые документы можно и самостоятельно, если знать процедуру.

Подавать жалобы на назначенные штрафы вправе следующие субъекты:

  • нарушитель;
  • потерпевший;
  • законный представитель физлица;
  • законный представитель юрлица;
  • защитник и представитель;
  • бизнес-омбудсмен;
  • должностное лицо, выписавшее протокол, может пожаловаться на судебное постановление по этому делу;
  • должностное лицо, составившее постановление по делу (руководитель коллегиального органа), вправе подать жалобу на судебное решение по жалобе на это постановление;
  • прокурор.

Наиболее распространенными для обжалования являются штрафы, наложенные следующими контролирующими органами:

  • ГИБДД за правонарушения в области дорожного движения;
  • Трудовой инспекцией за нарушения трудового законодательства;
  • Роспотребнадзором за нарушения, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан;
  • ФНС за нарушения в области налогов и сборов;
  • отделами по вопросам миграции МВД за нарушения миграционного законодательства и другие.

Последовательность действий при обжаловании штрафа

Место, куда представляется жалоба на штраф, зависит от субъекта, привлекшего нарушителя к ответственности (ст. 30.1 КоАП РФ):

  • если это судья — в вышестоящую судебную инстанцию;
  • коллегиальный орган (административные комиссии и другие) — в районный суд, где дислоцирован орган;
  • должностное лицо — в вышестоящие орган (должностному лицу) или в районный суд, где рассматривалось дело. Если жалоба подана сразу в несколько мест, то ее разрешает только суд;
  • другой орган, созданный региональным законом, — в районный суд, где разрешалось дело.

Штрафы, назначенные в связи с ведением юрлицом или ИП бизнеса, обжалуются в арбитражном суде.

Порядок подачи жалобы закреплен в ст. 30.2. КоАП РФ. Этой нормой определено, что жалоба подается судье, в орган или должностному лицу, которые вынесли штраф. В течение трехдневного периода жалоба перенаправляется в вышестоящий суд или орган, который будет ее рассматривать. При этом жалобу можно подать и напрямую вышестоящему субъекту. От уплаты госпошлины за обжалование штрафа заявители освобождены.

Согласно статье 30.3 КоАП РФ? для подачи жалобы отводится десять суток со дня получения постановления. В отношении отдельных правонарушений (статьи 5.1–5.25, 5.45–5.52, 5.56, 5.58, 5.69 КоАП РФ) обжалование штрафов производится в пятидневный срок со дня получения постановления.

Жалоба на постановление о штрафе рассматривается единолично судьей или должностным лицом. По общему правилу на ее разрешение отведено 10 суток. Если прошение рассматривает суд, этот срок составляет два месяца. Жалобы на штрафы, подаваемые в пятидневный срок, должны быть тоже разрешены в течение пяти дней (ст. 30.5, 30.6 КоАП РФ).

Как правильно составить и подать жалобу

При составлении жалобы на постановление по административному делу следует руководствоваться положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно статье 4 этого закона жалоба признается обращением. В статье 7 закона приведены требования к письменным обращениям.

С учетом этих требований можно выделить основные реквизиты, которые должна включать жалоба:

  • название органа, суда, Ф.И.О. и должность лица, которые будут рассматривать жалобу;
  • информация о себе (Ф.И.О., адрес, телефон);
  • суть жалобы (наименование органа (суда), вынесшего обжалуемое постановление, назначенный штраф, аргументы и обоснование незаконности постановления);
  • дату и подпись;
  • к жалобе прикладываются документы и материалы, подтверждающие доводы заявителя.

Как увеличить шансы на успешное обжалование

Чтобы претендовать на разрешение вопроса по существу и избежать риска возврата жалобы или оставления ее без рассмотрения, необходимо учитывать ряд особенностей.

Подать жалобу в электронной форме нельзя, поскольку такая возможность не предусмотрена законом. О правомерности данного подхода говорят и суды. В Решении от 21.06.2019 № 20-ААД19-2 Верховный Суд РФ указал, что нормами КоАП не предусмотрена возможность подачи жалоб на акты по делу об административном правонарушении в электронном виде. Это же правило касается и подачи электронных жалоб, подписанных электронной подписью.

При этом в большей степени результат рассмотрения прошения и вынесение положительного решения по нему будут зависеть от того, как жалоба составлена. В документе должно быть понятно изложено, почему вынесенное постановление незаконно, какие документы или материалы подтверждают правоту заявителя, а также приведены ссылки на нормы закона.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: