Какие бывают государства правовое и социальное государство

Обновлено: 25.04.2024

Правовое государство– форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Локка, Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве в США и Франции в конце 18 века. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети 19 века.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

· Господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе и над органами власти.

· Признание и гарантирование прав и свобод человека (см.: Всеобщая Декларация прав человека). Эти права даны человеку фактом его рождения, а не дарятся правителями.

· Взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено. Все, что не разрешено органам власти, им запрещено».

· Разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране, а механизм сдержек и противовесов удерживает ветви власти в рамках конституционных полномочий.

· Разграничение полномочий между органами власти различных уровней.

· Контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных орга­низаций, СМИ и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система, законодательство можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом, лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Пакт о гражданских и политических правах и другие.

Социальное государство – форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в 19 веке. Впервые социальный характер государства был провозглашен в конституции ФРГ 1949 года. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине 20 века.

Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение мате­риальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стар­товые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Возможность практического воплощения идеи социального государства зависит от ряда факторов: высокого уровня экономического развития страны; наличия правового государства; соответствующего уровня политической культуры граждан. Статус социального государства официально закреплен в консти­туциях Германии, Испании, Франции, России и других государств.

Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает, что «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

· Обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;

· Установление минимального размера оплаты труда;

· Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан;

· Развитие системы социальных служб;

· Установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;

· Недопущение резкого имущественного расслоения;

· Осуществление перспективной демографической политики.

Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.

Вопросы для повторения:

1. в каких значениях применяют термин «государство»?

2. какие теории сущности государства существуют?

3. каково содержание понятия «государство»?

4. каковы функции государства?

5. что означает понятие « государственный аппарат», каковы принципы его работы?

6. что означает понятие «правовое государство», каковы его базовые принципы?

Правовое государство — это форма организации власти в стране, основой которой выступает верховенство закона, свобод и прав человека.

Социальное государство — это форма государственного устройства, основной функцией которой является активное воздействие на общественные отношения в интересах всех слоев населения.

Несмотря на очевидное сходство, концепции этих двух форм имеют существенные отличия:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Правовая форма обеспечивает физическую безопасность своих граждан по отношению друг к другу и власти. Социальная сосредоточена на осуществлении всеобщей безопасности, обеспечении материальных условий для жизни людей.
  2. В правовом государстве упор делается на обеспечение индивидуальной свободы граждан. В социальном — на защиту социально-экономических прав.
  3. Правовое государство определяет границы вмешательства в личную жизнь, гарантирует защиту от произвола. Социальное, в первую очередь, несет ответственность за исполнение социальных гарантий.

Если обобщить все эти различия, можно сказать, что правовая модель — это способ ограничения власти свободами и правами человека, а социальная — это способ обременения ее правами и свободами граждан.

Базовые принципы построения

К основным принципам построения правовой модели относят:

  • равенство всех членов общества перед законом;
  • верховенство права во всех сферах;
  • разделение власти на три отдельные ветви;
  • признание свобод и прав граждан наивысшей ценностью;
  • идеологический, политический плюрализм;
  • соблюдение правопорядка, стабильность законности.

Характеристиками социальной модели являются:

  • принцип экономической свободы граждан, признающий право на тарифную автономию;
  • доверие к регулирующим механизмам рынка, основанным на спросе, предложении, конкуренции, свободном ценообразовании;
  • солидарность общества, стремление к поддержанию справедливости посредством налогового перераспределения доходов;
  • формирование и развитие различных форм экономической демократии.

Сущность этой модели заключается в стремлении к сохранению мира и согласия, формировании благоприятной для каждого человека жизненной среды.

Взаимосвязь между социальными и правовыми идеями

При анализе принципов обеих форм управления становится очевидной взаимосвязь между социальными и правовыми идеями. Более того, в XX веке эти два понятия объединились, обогатив и дополнив друг друга: получившийся симбиоз — социально-правовое государство должно воплощать принципы главенства права и общественной справедливости.

Социальным может стать уже правовое государство, где стабильность законности признается высшим приоритетом. Однако обратный процесс возможен не во всех случаях: ему может помешать отсутствие ориентации на нужды населения, особенно его самых незащищенных слоев.

Реальное воплощение в странах Западной Европы и России

Примерами реального воплощения могут послужить:

  • Швейцария;
  • Бельгия;
  • Финляндия;
  • Нидерланды;
  • Канада;
  • Германия;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Австрия.

Отдельной группой можно выделить модели Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. От остальных социальных государств они отличаются следующими признаками: приоритетностью всеобщей занятости, гендерным равноправием, обширными социальными пособиями, высокой степенью перераспределения доходов.

Российская Федерация обозначила свое стремление стать социально-правовым государством еще в 1993 году, когда в Конституции появилось положение о том, что внутренняя политика направлена на обеспечение свободного развития и достойной жизни человека.

В числе основных обязанностей государства обозначены следующие тезисы:

  • обеспечение общественной справедливости;
  • установление пенсий и пособий;
  • недопущение значительного имущественного расслоения;
  • осуществление эффективной демографической политики;
  • поддержка отцовства, материнства, детства, инвалидов, пожилых.

Выполнение этих обязанностей обеспечивается за счет охраны труда и здоровья, установления минимальной оплаты труда, развития системы гуманитарных служб.

Проблемы реализации и перспективы

Проблемы реализации связаны, в первую очередь, с противоречивым взаимодействием основных идей социальной и правовой моделей. Если сравнить их, то получается, что первая основана на прямом вмешательстве властей в общественную жизнь ради сохранения гражданского благополучия, всеобщего блага. В то время как основой второй является невмешательство и ограничение власти для сохранения максимальной гражданской свободы.

В перспективе назревает еще и этико-философский кризис. Он связан с тем, что государства одновременно стремятся действовать эффективно с точки зрения экономики и при этом не вступать в противоречие с этикой.

Типы государства — общие системообразующие признаки, которые характеризуют конкретную совокупность (группу) государств и раскрывают закономерности их организации и развития.

Различают два подхода к типологии государства:

  • Формационный. Социально-экономические признаки выступают основным критерием классификации при данном подходе. Тип производственных отношений формирует тип государства. Классифицирующая категория — исторический тип государства, то есть государство определенной общественно-экономической формации, которое характеризуется единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.
  • Цивилизованный. При данном подходе духовные признаки выступают основным критерием, а именно культурные, религиозные, национальные и так далее).

Типы государства, их ключевые признаки

Существуют ключевые особенности, из-за которых государство относится к тому или иному типу.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

При цивилизационном подходе

  • древние;
  • средневековые;
  • современные.

При формационном подходе

Первобытно-общинное

В этом обществе отсутствуют классы, так как отсутствует частная собственность.

Рабовладельческое

Подобное государство поддерживает рабовладельцев и их власть над рабами, которые являются собственностью. Создано для охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев. Рабы не имеют никаких человеческих прав и служат только как орудие труда.

Феодальное

Феодальное государство — диктатура класса феодалов, земельных собственников, которые присваивают труд крестьян. Рабочий класс, а именно крестьяне, находятся в полурабстве, где в роли рабовладельцев выступают помещики.

Буржуазное

Данное государство является диктатурой буржуазии, где неравенство сословий заменено на социальное.

Коммунистическое

Подобное общество создано для торжества социальной справедливости, неравенство между людьми в котором подлежит уничтожению при помощи обобществления собственности.

По уровню экономического развития

Также государства делятся между собой по уровню экономического развития и благосостояния на три типа:

Развивающиеся (страны третьего мира)

В странах третьего мира основную часть экономики занимает сельское хозяйство, продажа полезных ископаемые и сырья.

Индустриальные

В индустриальных странах основу экономики составляет промышленность.

Постиндустриальные

В постиндустриальных государствах основная экономика создается в индустриальной сфере, в сфере услуг. Данные страны современно развиты и прошли научно-техническую революцию.

По политическому признаку

Различаются государства и по политическому признаку.

Демократические

Демократия — тип политического режима, который основан на методе коллективного принятия решений с равным воздействием участников процесса на его исход.

Для демократического государства требуется обеспечения ряда прав для каждого члена общества, например, политическое и социальное равенство, свобода, права человека, право на самоопределение и законность.

Существуют разновидности демократии:

  1. Олигархическая. Крупные собственники позволено принимать непосредственное участие в управлении государством, а также гарантирует им гражданские права. Избирательное право подвержено в данном случае имущественным ограничениям. Олигархическая демократия схожа с плутократией, где правящий класс населения проводит политику зачастую в интересах крупного капитала.
  2. Эгалитарная. Цель данной разновидности — достижение политического равенства. Подразумевает равное участие в политических процессах, равные права, равное представительство, равный доступ к значимым для политики ресурсам.
  3. Социалистическая. Данная разновидность демократии фокусирует свое внимание на воле народа, предполагает ликвидацию социальных классов и преимущественно государственную собственность на средства производства. Термин был закреплен от 1919 года Программой Российской Коммунистической Партии, а в конце 1940-х годов был введен термин «Народная демократия», что была разновидностью социалистической демократии.
  4. Либеральная. Также называется буржуазная или конституционная. Основана на ряде положений: верховенство права, влияние граждан на принятие решений, общественный компромисс, мирная смена власти при проведении выборов, правление с согласия народа, система сдержек и противовесов для предотвращения произвола со стороны большинства народа, гарантии гражданских, политических и социальных прав, гарантии прав оппозиции.
  5. Имитационная. Проявляется в ряде атрибутов власти народа, но фактически влияние населения на процесс принятия политических решений крайне мал. Часть граждан лишена избирательного права, избранные представители не определяют всю политику, исполнительная власть подчиняет себе законодательную и судебную власть, система правосудия не обеспечивает соблюдения конституционных принципов.

Авторитарные

Авторитаризм — тип политического режима, который основан на сильной централизованной власти одного лица (президент, монарх, премьер-министр) или группы лиц (партия).

Сохраняется экономическая, гражданская и духовная свобода граждан. При данном политическом режиме в качестве методов управления государство очень редко применяются массовые репрессии, отсутствует террор, а доминирует командное и административное управление. Силовые структуры подконтрольны государству и зачастую используются в политических целях против оппозиционных сил, средства массовой информации берутся под контроль государства, СМИ необходимо сохранять лояльность к режиму, возможна цензура. Лидеры авторитарных государств не принимают мнения, отличные от их позиции, в том числе и от народа, их маловероятно сменить.

Тоталитарные

Тоталитаризм — тип политического режима, который основа на абсолютном (тотальном) контроле государства во всех отраслях общественной и частной жизни.

Данное понятие появилось в начале 1920-х и предназначалось для режима Муссолини. В то время тоталитарному государству были свойственны неограниченные полномочия власти, уничтожение конституционных прав и свобод населения, репрессии в отношении тех, кто мыслит иначе и милитаризация общественной жизни. В политологии при данном политическом типе власть стремится к полному контролю общества и ставит задачу контролировать всю жизнь населения. Оппозиция при любой ее форме пресекается или подавляется государством.

По форме правления

Монархия

Монархия — форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит монарху пожизненно. Монарх принимает престол по наследству, а также не несет ответственности перед жителями.

Республика

Республика — форма правления, при которой высшая государственная власть избирается народом или формируется представительными учреждениями на определенный срок. Данная власть несет полную ответственность перед населением.

Ноократия

Ноократия – вид политического устройства или социальной системы общества, которая «основана на приоритете человеческого разума» при формировании ноосферы Земли.

О ноократии и ноосфере впервые заговорил академик Владимир Вернадский и философов Пьер Тейяр де Шарден.

Ноократы — высококлассные специалисты, которые организуют интеллектуальное управление обществом и повышения уровня и качества жизни населения на основе внедрения достижений науки и техники. К ноократам также могут относиться сторонники ноократии. В современном мире данный вид политического устройства проявляется в виде взвешенного коллективного разума при принятии международных соглашений, договоров и деклараций о сотрудничестве и взаимодействии стран.

Либеральная демократия

Либеральная демократия — модель государственной организации, выстраиваемая на основе представительной демократии, в которой воля социального большинства и полномочия органов государственной власти ограничиваются таким образом, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов каждого члена общества.

В данном правовом строю воля большинства и способность представителей власти ограничены в целях защиты прав меньшинства и свобод отдельного типа населения. Цель — равное обеспечение гражданам прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, свободу слова, неприкосновенность личной жизни, свободу выбора религии и собраний. Характерным признаком данной демократии является, так называемое, «открытое общество», которое характеризуется терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов.


«В некотором царстве, в некотором государстве. » — многие русские сказки начинаются именно так. Пришла пора разобраться, что же такое государство. В этом материале раскроем это понятие для средних и старших школьников.

Понятие государства

Для начала разберемся, что такое государство и откуда пришло это слово. Слово «государство» тесно связано с древнерусским словом «государь», которое восходит к еще более древнему «господарство». Последнее происходит от слова «господь», история возникновения которого до конца не ясна.

Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Сегодня это слово имеет другое определение: государство — это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.

Мы будем придерживаться определения, который дает школьный курс по обществознанию:

Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.

  • Российская Федерация;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Французская Республика.

Названия государств

У большинства государств есть два названия:

Полное — официальное, протокольное. Используется, если речь идет о государстве как о юридическом лице, например, в договорах и законах.

Примеры полных названий государств: Чешская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Краткое — географическое. Используется, когда про государство говорят как о стране, в контексте географии и экономики.

Примеры кратких названий государств: Чехия, Люксембург, Соединенное Королевство.

Иногда полное и краткое название государства может совпадать. Например: Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Признаки государства

Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:

  • единство территории;
  • законодательная деятельность;
  • суверенитет;
  • монополия на применение силы (легальное принуждение);
  • обязательность членства (гражданство);
  • налоговые сборы;
  • публичная власть.

Есть еще дополнительные признаки. В них входят:

  • государственные символы;
  • единый язык общения;
  • армия;
  • национальная валюта.

Государственные символы

Государственные символы — это знаки отличия государства. Например, бело-сине-красный российский флаг, гимн, который начинается со слов «Россия — священная наша держава» и красный герб с двуглавым орлом — это государственные символы Российской Федерации. Как правило, эти символы зафиксированы в конституции или особых законах.

Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак.

Государственный флаг и герб — это визуальные или зрительные опознавательные знаки. Гербы принято размещать на документах. Если нужно, чтобы государственную принадлежность было видно издалека — используют флаг.

Встречаются и государственные символы другого вида: национальные цвета, девизы, эмблемы в форме цветков и животных.

Функции государства

У государства есть внутренние и внешние функции:

Какие функции у государства внутри страны:

  • Экономическая: государство развивает экономику. А именно: создает государственные предприятия, финансирует промышленность, сельское хозяйство и другие области и принимает законы в экономической сфере.
  • Правоохранительная: государство обеспечивает правопорядок. А именно: защищает права и законные интересы человека, следит за соблюдением законодательства гражданами, организациями и государственными органами.
  • Социальная: государство обеспечивает защищенность личности и условия жизни для всех членов общества. Например, выплачивает пенсии, платит пособия по безработице, оказывает помощь многодетным семьям.
  • Культурно-просветительская: государство поддерживает культурную жизнь и обеспечивает образовательный уровень граждан, создает условия для их участия в культурной жизни, науке, искусстве.
  • Экологическая: государство борется с загрязнениями окружающей среды в своей стране. Например, с помощью закона запрещает загрязнения и наказывает за их нарушения.

К внешним функциям государства относятся:

  • Оборонительная: государство защищает граждан от внешних угроз, охраняет границы (пограничные войска), обеспечивает работу таможни.
  • Экономическое сотрудничество с другими странами: государство устанавливает многообразные экономические и научно-технические связи между странами.
  • Борьба за мир и мирное существование: государство отказывается от войны как способа решения спорных вопросов с другими государствами и разрешает их путем мирных переговоров.
  • Научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами: государство обеспечивает обмен между странами научным и культурным опытом. Например, участвует в работе ЮНЕСКО.
  • Взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды: государство защищает и улучшает окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений.

Типы государств

Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.

Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:

  • формы правления — кто руководит страной и как передается власть;
  • формы государственного устройства — как делится территория и как части взаимодействуют между собой;
  • политического режима — какими способами осуществляется власть.

Разберем все эти формы по порядку.

Форма правления

Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.

Есть две основные формы правления — монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.

  • Примеры абсолютных монархий: Российская империя или Саудовская Аравия в наши дни, где вся высшая власть сосредоточена в руках монарха.
  • Примеры парламентских монархий: современная Великобритания и Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
  • Пример дуалистической монархии: Марокко, где есть парламент, но у короля есть право назначить или сменить правительство.

Республика — форма правления, при которой верховная власть избирается и имеет срок правления. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

  • Пример президентской республики: США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.
  • Примеры парламентских республик: Германия и Италия, в которых главой государства считается премьер-министр, который возглавляет победившую партию.
  • Пример смешанной республики: Франция, где широкие полномочия есть и у парламента, и у президента.

Форма государственно-территориального устройства

Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.

  • Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой регионы не самостоятельны и подчиняются единым центральным органам власти. Примеры унитарных государств: Франция, Испания, Япония.
  • Федерация — форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью. Примеры федераций: Российская Федерации, США, Германия.
  • Конфедерация — союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный. Примеры конфедераций: Конфедеративные Штаты Америки (объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США с 1861 по 1865), Евросоюз, СССР.

Современная Швейцария по традиции называется Швейцарской Конфедерацией, но на деле имеет признаки федеративной республики.

Политический режим

Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

  • Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников. Примеры демократии: современные Франция, Швеция, Индия.
  • Авторитаризм — политический режим, при котором власть осуществляет один человек или элитарная группа, партия при минимальном участии народа. Пример авторитаризма: СССР эпохи застоя, современный Китай.
  • Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека. Примеры тоталитаризма: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.

Теории происхождения государств

Самые старые государства — это государства Древнего Востока, которые располагались в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Существуют различные теории, объясняющие, с чего все началось, но ни одну из них нельзя назвать единственно верной.

Теологическая теория звучит так: государство дано от Бога. Об этом писали богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Классовая теория считает, что государство — это продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

Патриархальная теория — государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

Договорная теория рассматривает государство как продукт общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

Теория насилия — государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории: немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

Ирригационная теория связывает появление первых государств с обслуживанием сети оросительных каналов и строительством плотин на Древнем Востоке. Эту теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

Стадии развития государства

Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.

  • Раннее государство — организационно и социально неполное. Примеры ранних государств: государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы.
  • Развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае.
  • Зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами и нациями. Является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис. Отличительная черта зрелых государств — их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первые развитые государства: Англия, Франция, Китай.

Современные государства мира

Международно признанные государства — это:

  • те, которые являются членами Организации Объединенных Наций;
  • те, которые имеют реальную возможность стать членами ООН, но добровольно отказываются от такой возможности.

В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.

Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.

Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Государства, у которых небольшая территория и численность населения, называют карликовыми. Примеры карликовых государств: Люксембург, Кипр, Самоа, Барбадос.

Развитие понятия государства

Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.

В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.

При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.

Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:

  • государство-нация — исторически сложившееся традиционное государство;
  • регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
  • формирующееся глобальное сообщество.

Трансформация государства

В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.

Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.

Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: