В чем заключается роль государства как субъекта правоотношений в сфере образования кратко

Обновлено: 27.03.2024

Субъект гражданского права — это участник правоотношений, на которого распространяют свое действие нормы гражданского права. Государство является особым субъектом гражданского права, так как, оно выступает носителем политической власти.

Государство не относится к юридическим лицам, оно само определяет порядок осуществления принадлежащих ему гражданских прав и обязанностей, реализует правосубъектность посредством системы государственных органов. Территория государства, с юридической точки зрения, это часть поверхности Земли, правомерно принадлежащая конкретному государству, в границах которой оно осуществляет свое верховенство. Территория государства, согласно международному праву, связана с ее населением. Необходимыми атрибутами государства являются государственная территория и ее население.

На сегодняшний день отсутствует единый взгляд правоведов на правовую природу и источник возникновения государства. В подавляющем большинстве случаев государство рассматривается как особая форма организации и функционирования власти. Восприятие государства как юридической категории имеет публично-правовой характер.

Государство — это форма обеспечения социального компромисса, равный и активный участник правовых отношений. Государство выступает носителем предметно-практической деятельности и познания, является источником активности, направленной на объект через разные формы собственной деятельности.

Государство — это субъект определенной предметной активности, субъект права и субъект общественных отношений. Природа отношений между государством и органами государственной власти имеет общие черты с сущностью правоотношений юридического лица и его органами управления.

В разные исторические эпохи существовало множество взглядов на правовую природу государства:

  • цивилистическая теория, территория государства рассматривалась как объект собственности и вещь;
  • публичная собственность государства;
  • пространственная территория, рассматривает территорию государства как пространственный предел государственной власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность государства состоит в обеспечении общественного интереса, участие государства в частноправовых отношениях — не единственная сфера его функционирования. Частноправовое и публично-правовое направление деятельности государства лишает его возможности самостоятельного участия в гражданских правоотношениях. Такое участие опосредовано деятельностью органов государственной власти. Государство получает статус субъекта гражданского права без административной процедуры ее легитимации в гражданском обороте.

Как субъект гражданского права государство лишено частноправовой возможности его ликвидации. Создание государства или прекращение его деятельности имеет трансцендентный характер. Это происходит путем использования механизма международно-правового признания государства, находится за пределами гражданско-правового инструментария.

Признаки государства как субъекта гражданского права

В гражданских правоотношениях от имени государства участвуют органы управления госимуществом, финансовые и иные, уполномоченные на это органы. Основная часть государственного имущества закреплена за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения, за государственными организациями и учреждениями на праве оперативного управления. Государственные учреждения и предприятия участвуют в гражданском обороте, как самостоятельные субъекты, от своего имени.

Являясь непосредственным собственником государственного имущества, государство несет ответственность по своим обязательствам. Как субъект имущественных правоотношений государство действует через Министерство финансов (при переходе к государству конфискованного, бесхозного имущества, при выпуске государственных займов и т.д.).

Признаки государства как субъекта гражданского права:

  • организационное единство;
  • ответственность по обязательствам;
  • обособленное имущество;
  • возможность для муниципальных образований и субъектов РФ выступать от своего имени при приобретении имущественных, личных неимущественных прав в суде.

Несмотря на то, что государство обладает властными полномочиями, на него распространяется принцип равенства с иными субъектами (субъекты Федерации, муниципальные образования, юридические и физические лица). От имени субъектов Федерации выступают правительства, президенты, министерства и ведомства, областные думы, законодательные собрания и др. От имени муниципальных образований выступают представительные органы местного самоуправления. По специальному поручению государства от имени государства могут выступать граждане и юридические лица.

Ответственность государства по своим обязательствам

Государство, его субъекты и муниципальные образования обладают имущественной ответственностью, они не отвечают по обязательствам друг друга, созданных ими юридических лиц. На них может возлагаться ответственность за несостоятельность предприятий, учредителями которых они были, которая возникает вследствие исполнения некомпетентных указаний учредителя.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам в отношении созданных им учреждений, если у этих учреждений недостаточно собственных средств в случае, если государство — собственник закрепленного за ними имущества. В случае недостаточности имущества казенного предприятия также предусмотрена субсидиарную ответственность.

Государство несет ответственность по внедоговорным обязательствам в случаях причинения убытков государственными органами в результате их незаконных действий. Перечень объектов, которыми государство имеет право отвечать по своим обязательствам, ограничен. Нельзя отвечать имуществом, закрепленным за созданными государством юридическими лицами на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Ответственность в отношениях с иностранными партнерами у государства ограничена, оно обладает судебным иммунитетом. Иностранные партнеры не имеют права предъявить к государству судебный иск за ненадлежащее исполнение обязательств, без получения от компетентных государственных органов предварительного согласия, отраженного в международном праве.

Учрежденные государством юридические лица не отвечают по обязательствам государства, кроме случаев, предусмотренных законодательством (например, с федеральными казенными предприятиями). Государство и субъекты РФ не отвечают по обязательствам друг друга. Исключение составляют случаи поручительства, которое выступает способом обеспечения исполнения обязательств.

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образованияв государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании(проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций);

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Роль государства в становлении и развитии системы образования

Государство оказало существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы.

Создание условий для повышения качества общего образования

Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом.

3. Конституция РФ как основа правового регулирования сферы образования.

В сфере образования Конституция 1993 года гарантирует общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование. Однако не исключается платное образование, как в государственных, так и в негосударственных, частных учебных заведениях. Статья 43 Конституции РФ. устанавливает право граждан на образование в российских вузах так же определяет право каждого гражданина на получение образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях устанавливает наличие муниципальных образовательных учреждений с целью обеспечения государственных гарантий личных прав граждан на образование.
обеспечения конституционных прав граждан на получение образования является государственная образовательная политика – как направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения соответствующих стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Объектом образовательной политики является сама система образования в ее целостном виде. Она официально закрепляется в каждом государстве в виде структурных элементов системы образования (начальное, среднее, высшее и т.д.).

Понятие и признаки правоотношений в сфере образования.В об- ществе существуют различные виды отношений: экономические, политические, моральные, религиозные, наиболее значимые из них требуют юридического закрепления, то есть создания правовых норм, регламентирующих поведение людей, вступивших в различные соци- альные связи.

В самом общем виде, правоотношения – это фактические обще- ственные отношения, урегулированные нормами права. Становясь правовыми, образовательные отношения и отношения в сфере обра- зования приобретают ряд определенных признаков и свойств.

Во-первых, правоотношения в сфере образования возникают, изме- няются и прекращаются только на основе правовых норм.

Речь идет не только о международных документах и внутригосу- дарственных нормативных правовых актах различного уровня, кото- рые закрепляют право человека и гражданина на образование. В пра- воотношении субъективные права, юридические обязанности и от- ветственность участников конкретизируются в договорах различного вида (например, договор об образовании, договор об оказании обра- зовательных услуг, договор между учредителем и муниципальным образовательным учреждением и др.), которые, в свою очередь, явля- ются одним из оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере образования.

Во-вторых, правоотношение в сфере образования – это, как ми- нимум, двусторонняя связь между субъектами, выражающаяся во взаимном содействии и взаимном контроле.

С точки зрения собственно образовательных отношений данная связь не может быть в полной мере равноправной, что обусловлено спецификой педагогических отношений. Педагогический работник и обучающийся заведомо находятся не в равных условиях. Педагог имеет право требовать добросовестного отношения к учебе, выполне- ния обучающимся предъявляемых к нему требований, а обучающийся обязан их выполнять. Педагог также имеет право применять к обучаю- щемуся меры педагогического воздействия, которые призваны обеспе- чить эффективность образовательного процесса в случае отсутствия мотивации к обучению у учащегося.

Следует также заметить, что образовательный процесс основан на принципе педагогического сотрудничества, предполагающего ак-

тивное участие и заинтересованность во взаимодействии педагога и обучающегося, субъекты зависят друг от друга, так как добиться желаемого результата, а именно получения образования, они могут, только содействуя друг другу.

С точки зрения права в правоотношении в сфере образования опре- деляются права и обязанности субъектов, их взаимное поведение. Предположим, что обучающийся имеет среднее профессиональное образование по той же специальности, которую он выбрал для даль- нейшего обучения. Следовательно, поступая в высшее учебное заве- дение, он имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы (п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»). А образовательная организация, в свою очередь, обязана помочь обучающемуся его право реализовать.

В-третьих, правоотношения в сфере образования носят волевой характер.

Стороны должны проявить инициативу, для того чтобы достичь определенных ими целей. Например, каждый родитель решает, нуж- но ли его ребенку посещать детский сад, и, в случае необходимости, проходит процедуру устройства ребенка в дошкольное учреждение. Впоследствии родители выбирают школу, в которой будет учиться их ребенок, или отдают предпочтение форме семейного образования. Не- совершеннолетний, получивший основное общее образование, и лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, самостоятельно выбирают форму получения образования и форму обучения, определяются со специ- альностью/направлением обучения. Все это действия, требующие от сторон определенных интеллектуальных усилий и волевых действий. Сам образовательный процесс предполагает активное участие обуча- ющихся в достижении определенного уровня образования.

В-четвертых, правоотношения в сфере образования всегда охра- няются государством.

Государство является третьей стороной в любом виде правоот- ношений, оно оказывает содействие сторонам в реализации их прав и обязанностей. Прежде всего, государство обеспечивает и защищает право человека и гражданина на образование, создает правовые, эко- номические и финансовые условия для свободного функционирования и развития системы образования1. Также участники правоотношения в сфере образования, в случае нарушения их прав или возникновения споров, имеют право обращаться в органы управления образовательной

1 Подробнее см.: ч. 3 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в РФ».

организацией, в комиссию по урегулированию споров между участни- ками образовательных отношений, в органы местного самоуправления, в органы государственной власти субъектов Федерации, федеральные государственные органы и судебные органы за защитой своих прав и законных интересов.

В-пятых, правоотношения в сфере образования отличаются инди- видуализированностью субъектов.

Лицо, которое обладает определенными юридическими качества- ми (правоспособностью, дееспособностью), может стать участником правоотношения. Причем для участников правоотношений в сфере образования этот набор качеств возникает благодаря различным обстоя- тельствам, поэтому для каждого субъекта существуют свои требования и условия существования в образовательном правоотношении. В част- ности, для того чтобы стать учеником начальной школы, необходимо достичь определенного возраста: от шести лет и шести месяцев до восьми лет (ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в РФ»), педагогическим работникам необходимо наличие педагогического образования (ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в РФ»), образовательной организации необходимо получение лицензии на осуществление образовательной деятельности (ст. 91 Федерального закона «Об образовании в РФ») и т.д.

В правоотношении в сфере образования субъекты конкретизиру- ются, поскольку правоотношение возникает между определенными лицами. Например, договор об образовании, заключенный между образовательной организацией высшего образования и обучающимся, означает, что правоотношение возникло только между ними и обра- зовательная организация имеет право требовать исполнения условий договора от данного обучающегося. На призыв образовательной ор- ганизации участвовать в конкурсе художественной самодеятельности обучающийся может и не откликнуться, поскольку данная ситуация правом не определена как обязательная.

В-шестых, правоотношениям в сфере образования всегда предше- ствует юридический факт.

Основанием для возникновения правоотношений в сфере образо- вания являются различные юридические факты:

– распорядительный акт образовательной организации о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения про- межуточной и (или) государственной итоговой аттестации;

– договор об образовании;

– договор о целевом приеме и договор о целевом обучении (ст. 53 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

Приведите примеры юридических фактов. Вам предлагается выполнить практические задания 3, 4 рабо- чей тетради.
!

и другое.

Следует заметить, что данная характеристика касается всех об- щественных отношений, возникающих в сфере образования по по- воду реализации права на образование, о них мы рассказали в § 1 главы I (образовательные отношения и общественные отношения в сфере образования).

Определите понятия. Вам предлагается выполнить практическое задание 1 рабочей тетради.
?

Состав правоотношений в сфере образования.Правоотноше- ние имеет сложный состав, его элементами являются: 1) субъекты, т.е. участники правоотношений; 2) объект – интерес, из-за которого стороны вступают в правоотношение; 3) содержание правоотношения: субъективные права и юридические обязанности.

Субъекты правоотношений в сфере образования. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ» субъектами правоотношений в сфере образования могут быть:

– организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;

– федеральные государственные органы и органы государствен- ной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

– организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

– объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Бесспорно, основными субъектами правоотношений в сфере об- разования являются:

– организации, осуществляющие образовательную деятельность;

– родители (законные представители) несовершеннолетних обу- чающихся.

К каждому участнику правоотношений в сфере образования зако- нодатель предъявляет специфические требования.

Так, организация, осуществляющая образовательную деятель- ность, должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.

К педагогическим работникам предъявляются требования ст. 65, 331 ТК РФ. Согласно ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

– трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой до- говор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

– страховое свидетельство государственного пенсионного стра- хования;

– документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, под- лежащих призыву на военную службу;

– документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

– справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголов- ного преследования либо о прекращении уголовного преследо- вания по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допуска- ются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

В соответствии со ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

– лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или под- вергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по

реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исклю- чением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и поло- вой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

– имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышлен- ные тяжкие и особо тяжкие преступления;

– имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утвержда- емым федеральным органом исполнительной власти, осущест- вляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохра- нения.

Следовательно, педагогический работник, устраивающийся на работу, обязан предоставить перечень документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ, в том числе справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголов- ного преследования по реабилитирующим основаниям, а также справку об отсутствии заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функ- ции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, предоставление которых для большинства иных видов профессиональной деятельности не требуется1.

Правовой статус обучающихся зависит от следующих признаков.

1) Возраст. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в РФ» получение дошкольного образования в образо- вательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев, получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев.

Верхний возрастной предел для получения образования законодате- лем не установлен. Напротив, среди основных принципов государствен- ной политики называется обеспечение права на образование в течение всей жизни (п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

2) Вменяемость. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (в частности, с различной формой умственной отсталости), которые в гражданском и иных отраслях права считаются недееспособ- ными, в образовательном праве обладают правосубъектностью и обуча- ются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам1.

3) Наличие уровня образования, необходимого для продолжения обучения.

Ответьте на вопрос. Вам предлагается выполнить практическое задание 6 рабочей тетради.
?

Например, для того чтобы обучаться по программам бакалавриата или специалитета, необходимо предоставить аттестат о среднем общем образовании или диплом о среднем профессиональном образовании, по программам магистратуры – диплом бакалавра или диплом специ- алиста и т.д.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучаю- щихся являются субъектами правоотношений в сфере образования до достижения детьми совершеннолетия и, как правило, активно реали- зуют свои права, когда речь идет о защите прав и законных интересов их детей. Специфика правоотношений в сфере образования состоит также и в том, что обучающиеся выступают активными участниками правоотношений и самостоятельно реализуют предоставленные им права и обязанности.

Особенности правосубъектности. Вам предлагается выполнить практическое задание 5 рабочей тетради.
!

Объекты правоотношений в сфере образования.Объект правоотно- шений в сфере образования многогранен и представлен следующими категориями:

а) содержание, объем, уровень и характер приобретаемых обуча- ющимся и передаваемых педагогическими работниками в ходе образовательной деятельности или при оказании образовательных услуг знаний, умений, навыков, компетенций определенного объема и сложности, соответствующих требованиям ФГОС и

1 Трошкина Т.Н. Понятие и структура образовательного правоотношения / Т.Н. Трошкина // Реформы и право. 2011. № 3. – С. 55.

федеральным государственным требованиям соответствующего уровня и направленности;

б) условия, обеспечивающие качество и эффективность образова- тельного процесса, т.е. учебной работы самого обучающегося, труда педагогического работника, организации учебно-воспи- тательного процесса со стороны образовательной организации и др.;

в) качество обучения, выражающееся в соответствии установлен- ным правовым требованиям процесса и результата учебной работы обучающихся и педагогического труда преподавателя;

г) качество воспитательной деятельности, выражающееся в обеспе- чении соответствия содержания и характера таких личностных черт учащихся, как их социально-ценностных и правомерно направленных ориентаций и установок, которые соответствовали бы доминирующим в обществе позитивным моральным ценно- стям и нормам, выступающим своеобразными «стандартами» воспитанности гражданина1.

Содержание правоотношения в сфере образования составляют субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное право представляет собой меру возможного или дозволенного поведения. В субъективном праве всегда заключен ка- кой-либо интерес управомоченного. Например, для обучающихся интересом выступает определенный уровень образования. Дозволен- ное поведение, хотя и зависит от усмотрения управомоченного, его воли, желания, все же имеет рамки, поэтому для его характеристики употребляют термин «мера». Так, обучающийся вправе на конкурсной основе получить высшее образование определенного уровня бесплатно только один раз и др.

Юридическая обязанность – это мера должного поведения. Обя- занность соответствует субъективному праву, на него направлена и соответствует интересам управомоченного. От выполнения обязан- ности нельзя отказаться, тогда как субъективным правом можно не воспользоваться. Так, обучающийся обязан добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

1 Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования.

Состав правоотношений в сфере образования. Вам предлагается выполнить практическое задание 2 рабочей тетради.
!

Исходя из представленной характеристики, можно сделать вывод о том, что правоотношения в сфере образования – это урегулированная нормами права и находящаяся под охраной государства совокупность общественных отношений в сфере образования, участники которых наделяются корреспондирующими правами и обязанностями для эф- фективной реализации права на образование.

Правоотношение в сфере образования, состав правоотношений в сфере образования, субъекты правоотношений в сфере образования, объекты правоотношений в сфере образования, содержание правоотношений в сфере образования, субъективное право, юридическая обязанность, юридический факт.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите признаки правоотношений в сфере образования.

2. В чем заключается роль государства как субъекта правоотношений в сфере образования?

3. Что означает термин «индивидуализированность субъектов»?

4. Перечислите субъектов образовательных отношений.

5. Какими юридическими качествами должен обладать орган государ- ственной власти для того, чтобы стать субъектом правоотношения в сфере образования?

6. Что является объектом правоотношений в сфере образования?

Список рекомендуемой литературы по теме Нормативные источники:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

«Об образовании в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

Литература:

1. Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации: Монография / Е.Д. Волохова. – М.: Готика, 2004. – 240 с.

2. Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону «Об образо- вании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (постатейный): система образования и образовательные организации, образовательный процесс и реализация образовательных программ, правовой ста- тус субъектов образовательной деятельности, государственное

регулирование качества образования, экономика образовательной деятельности, отдельные виды образования и профессионального обучения, международная деятельность в сфере образования / А.А. Кирилловых. – М.: Книжный мир, 2013. – 351 с.

3. Методические рекомендации для уполномоченных по правам участ- ников образовательного процесса / Сост.: Д.В. Замышляев, К.П. Кра- ковский. – М.: Юрист, 2013. – 130 c.

4. Обеспечение прав детей на образование: нормативы, рекоменда- ции / авт.-сост. Т.Г. Гричаникова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2010. – 121 с.

5. Спасская В.В. Законодательство Российской Федерации в сфере образования: становление и перспективы развития: Монография / В.В. Спасская. – М.: Поматур, 2006. – 176 с.

6. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права / В.М. Сы- рых. – М.: Готика, 2002. – 400 с.

7. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / М.Ю. Фе- дорова. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2013. – 173 с.

8. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования: правовое регулирование системы образования: Учеб. пособие / Д.А. Ягофаров. – М.: Владос-Пресс, 2008. – 399 с.

Государственная политика в сфере образования – это система нормативных актов и мер, реализуемых в образовательной сфере с целью осуществления воспитания и обучения подрастающего поколения в рамках приоритетов, принципов и ценностей государства, отражающих национальные интересы в образовательной сфере.

Направления государственной политики в сфере образования

Государственная образовательная политика – это целенаправленная деятельность органов государственного управления в сфере образования.

Государственная политика в сфере образования осуществляется в разрезе следующих приоритетных направлений:

  • во-первых, обеспечение роста качества профессионального образования;
  • во-вторых, повышение доступности качественного общего образования. Российское общество характеризуется высокой степенью расслоения в разрезе слоев населения и различных социальных групп. В связи с этим актуальность приобретает организация образовательной подготовки детей дошкольного старшего возраста. Такое образование должно быть направлено на обеспечение успешности ребенка, стимулирование развития его индивидуальных способностей. При этом профильное образование должно быть направлено на обеспечение расширения вариантов выбора индивидуально-образовательных программ;
  • в-третьих, создание условий для развития профессиональное образование на непрерывной основе. Непрерывность образования подразумевает предоставление каждому гражданину институциональной возможности формирования индивидуальной образовательной программы и получения той профессиональной подготовки, которая необходима ему для обеспечения личностного, карьерного и профессионального роста. Такое направление развития призвано обеспечить рост восприимчивости образовательной системы к запросам внешнего характера, включая запросы рынка труда.

Роль государственной политики в сфере образования

Обязательная государственная политика призвана обеспечить доступность любых уровней образования для каждого гражданина страны. Образование ни в коем случае не может рассматриваться в качестве привилегии, однако каждый гражданин должен быть свободен в выборе степени своей образованности.

Государственная образовательная политика обеспечивает формирование квалифицированных кадров, удовлетворяющих потребности рынка труда по различным специальностям и профессиям.

Задача государственной образовательной политики состоит не только в организации образовательной деятельности, но и в создании условий для гармоничного и культурного развития личности каждого гражданина. Между степенью образованности нации и успешностью социально-экономического развития государства существует прямая взаимосвязь.

Государство в рамках образовательной политики обеспечивает формирование правовой базы, определяющей порядок функционирования учреждений сферы образования. Также в рамках образовательной политики государства определяются приоритетные направления развития образования, формируются бюджеты, призванные обеспечить финансирование функционирования и развития образовательных учреждений.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственные власти оказывают методическую поддержку образовательным учреждениям, формируя государственные стандарты оказания образовательных услуг. Образовательные стандарты, разрабатываемые государственными властями, призваны обеспечивать единообразие подхода к оказанию образовательных услуг на территории всей страны, рост качества образовательных услуг, единые критерии оценки достигнутых результатов.

Принципиальные основы государственной политики сфере образования

В основе осуществления государственной политики в образовательной сфере находятся следующие принципы:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: