Как воспринял сократ решение суда

Обновлено: 27.04.2024

Почему обвинение и приговор окутаны такой мистикой? Не было ли дело Сократа сфабриковано самим Сократом?

А. Кузнецов: Фактически главным обвинителем Сократа являлся Анит, но формально таковым выступил Мелет. По-видимому, Анит не был уверен в успехе возбуждаемого процесса, а поэтому возложил функции официального обвинителя на Мелета, на случай оправдания Сократа. Текст обвинения гласил: «Это обвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец, против Сократа, сына Софрониска из дема Алопеки. Сократ обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание — смерть».

Судебная палата, где разбиралось дело Сократа, состояла из 500 человек, точнее 501, поскольку к четному количеству судей присоединяли еще одного, приемного, для получения нечетного числа при голосовании.

Стоит отметить, что Анит и другие обвинители не жаждали крови Сократа, не добивались его смерти. Они были уверены, что суда вообще не будет: Сократ, не подвергнутый аресту, добровольно удалится из Афин и на суд не явится. Но все вышло иначе…

С. Бунтман: Интересно, а какие мотивы были у обвинителей? Например, у того же Анита?

А. Кузнецов: Ну, во-первых, личная неприязнь. Дело в том, что Сократ неоднократно «проходился» по Аниту, шуточки его моментально расходились по Афинам, а Анит был человеком себялюбивым. Во-вторых, и Сократ, и Анит — представители двух совершенно разных точек зрения на некие, скажем так, базовые нравственные принципы. Анит — представитель отеческих нравов.

Сократ проповедовал свободу воли. Он исходил из того, что человек — это микрокосмос, поэтому многое он может позволить себе решать сам. Но вот в чем парадокс: во время Пелопоннесской войны Сократ внешне вел себя в соответствии с отеческими нравами. Он не обязан был идти в армию, однако пошел, добровольно, причем в чуть ли не самую физически тяжелую ее часть, в гоплиты. Это требовало большой выносливости, здоровья.

С. Бунтман: Давайте теперь пройдемся по пунктам обвинения. Как все происходило? Итак, Сократ не верил в городских богов…

А. Кузнецов: Сразу отметим, что в то время с городскими богами вообще все было довольно сложно. Неразбериха в умах, горечь поражения и все прочее приводили к тому, что все больше и больше в городе получали распространение чуждые афинянам культы: фракийско-фригийские, северо-восточные, суровые. Точно сказать, какой из них на тот момент был официальным, сложно. Но Сократу-то предъявляли другого бога — его демония. Что это такое? Ну, что-то вроде ангела-хранителя, руководителя, который дает советы, личного оракула.

Но главным, конечно, пунктом обвинения было обвинение в развращении юношей…

С. Бунтман: Что имелось в виду?

А. Кузнецов: То, что вместо солдат, которые должны быть уверены, что главная их обязанность — повиноваться своим командирам, честно служить Отечеству, Сократ поставляет Афинам молодых людей, умеющих сомневаться. «Подвергай все сомнению» — вот главный жизненный принцип философа. Соответственно, что можно ждать от бойца, который размышляет, рассуждает о свободе воли, о своем положении и так далее.

Алкивиад, Критий и Харикл — вот три имени, которыми «били» Сократа, все из его ближайшего круга. Алкивиад, которого, выражаясь современным языком, отнесли к коллаборационистам, сначала служил Афинам. Однако его таланты не были, как считал он сам, должным образом оценены, поэтому он начал метаться из стороны в сторону. А Критий и Харикл — оба из Тридцати тиранов…

Возможно, будь у Сократа профессиональный защитник, все сложилось бы по-другому, но философ защищал себя сам. Защищал, как известно, абсолютно не в традиции того времени.

Затем, уже в процессе, возникли еще два обвинения. Первое совершенно удивительное: Сократа обвинили в неуважении к великой греческой литературе и в критике великих поэтов, в первую очередь Гомера и Гесиода.

Естественно, решение суда было не в пользу Сократа. Он был признан виновным при соотношении голосов 281 против 220.

Да. Шанс смягчить наказание еще был, однако Сократ им не воспользовался.

И еще одна вещь, которая, видимо, тоже очень раздразнила судей: Сократ не давил на жалость, демонстративно пренебрегал правилами, приличиями, нормами. О чем речь? В Афинах существовала определенная традиция поведения обвиняемого в суде: он должен был, опустив голову, просить прощения, пускать слезу (вспомним, например, Перикла ). При этом все это должно было происходить на фоне плачущих жены и детей.

У него было трое сыновей, жена Ксантиппа, но все они по его приказу остались сидеть дома. Отсюда и результат второго голосования: 360 против 141.

С. Бунтман: То есть суд присяжных вынес Сократу смертный приговор?

Мудрец Востока сказал: "Счастливый человек должен быть готов к приходу черных дней. И когда они придут, пусть мысль о том, что все хорошие и великие люди тоже страдали, укрепит его".

На картине, иллюстрирующей сегодняшний афоризм, мы видим изображение момента принятия Сократом яда в тюрьме для выполнения несправедливого приговора Афинского суда.

Почему Сократ так спокоен при принятии яда, процесс воздействия которого на тело только что объяснил всем палач, принесший яд? — Ответ очень прост — Сократу было совершенно ясно, что смерти как умирания сознания на самом деле нет.

Приведу небольшой фрагмент из Википедии и работы Платона о смерти Сократа:

«Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем, как принял свою смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха (обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти. И обстоятельства казни, и сам её процесс были подробно описаны Платоном в его диалоге "Федон", целиком посвящённом последнему дню Сократа. Вот как сам Платон описывает смерть Сократа после принятия им яда:

"Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лёг на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лёг, он ощупал ему ступни и голени и немного погодя — ещё раз. Потом сильно стиснул ему ступню спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся в последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдёт. Немного спустя Сократ вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза"».

Сократу совершенно ясна была бесконечность жизни человеческого сознания. Он знал, что не умрет, но изменится! И вместо жизни в плотном, физическом теле он перейдет к продолжению жизни в тонком теле в Высшем Тонкоматериальном Мире.

Сократ понимал, что Высший Мир, в который он перейдет после смерти тела будет соответствовать текущему состоянию его энергетического сознания. Поэтому зачем ему было портить какими-то волнениями состояние своего сознания? Ведь лучше было возвысить состояние Радостью Освобождения от жизни в физическом теле.

Сократ не является самоубийцей! Решение об убийстве его физического тела принял не он, а несправедливый Афинский суд. Поэтому никакого тяжкого греха самоубийства Сократ не совершает. И не грозит ему попадание в очень темные тонкоматериальные миры, наполненные страданиями, что ожидает каждого самоубийцу.

Сократ вел очень Чистую и Высокодуховную Жизнь, потому что руководствовался обычно не своими собственными рассудочно-интеллектуальными соображениями о Добре и зле, Истинном и ложном, как окружающие его люди.

Основное отличие мышления Сократа от обычных людей заключалось в том, что Он обычно внимательно прислушивался к подсказкам какого-то достаточно Чистого и Мудрого Тонкоматериального Существа, которого он называл Даймоний (на греческом "Божественный"). Поэтому, естественно, Сократу не нужно было опасаться попадания после смерти физического тела в какие-то затемненные или адские миры.

Вполне возможно, что этот Даймоний, помогавший Сократу правильно пройти по жизни, был кем-то из Учеников Великих Учителей, умевших действовать через сознание Чистого Человека с медиумистическими способностями.

Это предположение обосновывается тем, что Сократ должен был стать Учителем Великого Философа Платона, а кроме этого тем, что уровень энергетического сознания Даймония во времена Сократа был примерно на Ступени Мощного, а в настоящее время Даймоний находится на воплощении, и его аура в плотноватых талических вибрациях, хотя Сила Духа проявлена.

Почему же Ученики и Последователи Сократа, изображенные на картине, горюют? — Скорее всего, потому что по-прежнему ясно не осознают бесконечность жизни энергетического сознания человека.

Еще одна причина страданий Учеников и Последователей Сократа может быть обусловлена тем, что они недостаточно искоренили свой эгоизм и свое себялюбие. Поэтому им печально оттого, что они лишаются такого Мудрого Учителя, Советами и Наставлениями которого они привыкли пользоваться.

ДЕРЗАЙТЕ все настолько осознать бесконечность жизни Высшего Эго, или Истинного Я, чтобы вы были готовы в любой момент покинуть свое физическое тело (разумеется, не через самоубийство), не боясь перехода в Тонкоматериальные Миры.

Сократ- один из великих греческих мыслителей. Ему принадлежит фраза «я знаю, что ничего не знаю». Является своего рода революционером в области философии, так как вместе с софистами открыл новую эпоху истории античной философии, обратившись к проблеме человека, и в частности к проблеме разума. Сократ - излюбленный персонаж диалогов Платона ,ведь первый является учителем и многие из аспектов мировоззрения этих двух философов совпадали. В данной статье мы разберем некоторые интересные факты об этой личности, изучим основные цитаты и идеи.

· Известный суд над Сократом.

Суд над Сократом состоялся по причине его «сократовской мысли» - теме человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, права и долга. Его мировоззрение не соответствовало моральным нормам Афин и политике государства в целом. Сократа обвинили в безбожии, в развращении молодежи, в подрыве существующего государственного строя и даже во введении каких-то новых божеств.Сократ повел себя на суде мужественным образом и ни в коем случае не пытался себя защитить, он не боялся смерти и говорил, что смерть не так страшна, как загнивание человеческого сознания.

Сократ воспринял решение суда абсолютно спокойно, так как считал, что смерть не так страшна как духовная нищета человеческого разума. Его внутренняя опора состояла в том, что не все люди проголосовали за его осуждение, а значит свою жизненную цель он частично выполнил.

· Основные идеи Сократа.

В наибольшей степени Сократ в своих речах отстаивал правду и свою идею о разуме человека (люди должны стремиться прежде всего не к материальному благу, а к богатству своего сознания). Сократ извлек тот урок, что истины в наивысшем эквиваленте не существует, она относительна. Трудно не согласиться с Сократом, ведь обладание методом поиска истины важнее, чем просто обладание истиной.

Умнее тот, кто знает, что ничего не знает в том аспекте, что это фактически и есть сущность истины, ведь истина необъятна даже в наше время, человек не знает о существовании бога и происхождении материи, в сущности, мы до сих пор не можем ответить на, казалось бы, типичные вопросы о создании нашей вселенной и все из нее вытекающей. И поэтому по-настоящему образованный человек не говорит об абсолютной истинности в определенных вопросов, ибо знает, что на данный момент ее невозможно доказать. Слова Зенона Элейского своим ученикам: «Я не только знаю больше, чем вы, но и больше не знаю» являются подтверждением вышесказанному.

Он считал: его призвание – философия. Сократ был убежден, что он избран богом, приставлен им к афинскому народу, как овод к коню, дабы не давать своим согражданам впадать в духовную спячку и заботиться о своих делах больше, чем о самих себе. Своим важнейшим призванием Сократ считал “воспитание человека” смысл которого он видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом изложении какой-то области знаний.

Различие между правильной и неправильной жизнью по мнению Сократа существовало. Оно основывается прежде всего на философии. Ведь философия – это рефлексия, рефлексия – мысль, а мысль –основа духовного развития человека, в свою очередь духовное развитие это и есть правильная жизнь по мнению Сократа,ведь «Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой» .

· Сократ обладал особым методом ведения беседы.

Сократический метод ведения беседы проявляется в диалоге Сократа и Мелета при помощи постановки особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли.

Сократ говорит о том, что Мелет в виду своей молодости противоречит собственным суждениям, ибо требует правосудия по отношению к Сократу за его мировоззрение и «богохульство». Мелет осуждает человека за другое понимание мира, что не соответствует религиозным ценностям, а значит совершает огромное зло, пытаясь осудить человека на смерть.

· Отношение Сократа к должностям.

Сократ не занимал должностей так как хотел проповедовать свое видение о мире социуму, а должности бы ограничивали его мировоззрение своими.

· "С человеком хорошим не бывает ничего дурного ни при жизни, ни после смерти …"

Фразой «С человеком хорошим не бывает ничего дурного ни при жизни, ни после смерти …» Сократ хотел донести то, что человек мыслящий и думающий, не обладающий духовной пустотой сохранит свою метафизическую сущность и после смерти, а значит и «ничего дурного» с ним априори не случится, ибо разум этого человека чист. Трудно не согласиться с позицией Сократа, ведь опаснее смерти только духовное обнищание человеческого сознания.

· О кончине Сократа.

Смерть Сократа была добровольной, ибо он умер за собственную идею, что давало ему чувство внутренней свободы наглядно персонажу произведения Альбера Камю «Калигула».

· «Познай самого себя»

Фразой «Познай самого себя» Сократ имел то, что осмысление собственного бытия является определяющей в жизни человека и способствует его духовному обогащению.

· «Добродетель и истина одно»

Фраза «Добродетель и истина одно» говорит о том, что человек приближается к истине, когда постегает добродетель в виде духовных ценностей и развития.

· «Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью»

Высказывание «Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью» полностью объясняет поведение Сократа на суде, ибо физическая смерть ему не страшна, выдающийся ум исключительно только духовного опустошения личности.

Сократ сегодня воспринимается как идеал философа и «живое воплощение философии» потому что именно он открыл мысль как истину всего сущего. Сократ открыл обществу глаза на проблему человека, и в частности проблему разума, что стало революцией в философии , а в следствии и ее фундаментальной основой.

Казнь Сократа, признанного оракулом Дельфийского храма самым мудрым из древних греков, несёт из глубины веков мрак жестокой несправедливости неправедного суда после восстановления демократии в Афинах. В солнечное весеннее утро 399 года до нашей эры в Афинах готовился к открытию знаменитый процесс, и всё активное мужское население города спешило к месту судебного разбирательства, предчувствуя острую схватку в полемике семидесятилетнего философа со своими обвинителями.

Только что было свергнуто народным восстанием правление тридцати тиранов во главе с Критием, учеником Сократа, установленное Спартой после поражения афинян в двадцатисемилетней Пелопоннесской войне. В город вернулись изгнанные демократы и среди них богатый кожевник Анит, ненавидевший философа за то, что был высмеян им во время публичного спора, и за отказ сына после бесед о нравственности наследовать профессию отца.

Трое граждан Афин (поэт-трагик Мелет, богатый и влиятельный демократ Анит, ремесленник и оратор Ликон) обвинили Сократа в отрицании богов и развращении молодёжи придумыванием новых божеств. Первым на процессе выступил Мелет, заявивший, как сообщает античный историк Диоген Лаэртский, что Сократ «не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает молодёжь, и наказанием должна быть смерть».

Ликон и Анит повторили обвинение начинающего поэта и тоже потребовали смертной казни. В ответ Сократ произнёс речь, опровергавшую надуманные претензии к нему, доказывая, что не он, а философ Анаксагор «объяснял научным образом небесные явления». Но ему не хотели верить — всё было предопределено.

Сократ, признанный большинством голосов присяжных виновным, должен был сам назначить себе наказание. Он мог предложить в качестве кары своё изгнание или штраф, но заявил, что ни в чём не виновен и заслуживает вознаграждения в виде бесплатного пожизненного обеда с олимпийскими чемпионами или символического штрафа в одну мину. Крики негодования, возмущённое топанье ногами присутствующих подействовали на пятьсот одного судью, и они сами голосованием определили меру наказания…

Сократа осудили на смерть, но отсрочили приведение приговора на месяц из-за отплытия накануне корабля на остров Делос с ежегодной религиозной миссией. После оглашения приговора Сократ произнёс: «Вы идёте отсюда, чтобы жить, а я — умереть. А что из этого лучше, неизвестно никому, кроме бога». В своей последней речи философ сказал, что смерти не боится, что в памяти людей останется мудрецом, что его обвинители обязательно пострадают. Он оказался пророком в жизнеописаниях Плутарха, согласно которым его обидчики повесились.

Сократ утверждал, будто с самого детства слышал внутренний голос, посредством которого бог склонял его к рассуждениям. Афинский философ родился в 469 году до нашей эры в предместье столицы Аттики в семье ремесленника-камнетёса Софрониска и акушерки Финареты. В молодости он посещал уроки красноречия и беседы женщины-философа из Милета Аспасии и отказался наследовать профессию отца, решив серьёзно заниматься ораторским искусством.

Ему было тридцать семь лет, когда началась Пелопоннесская война и пришлось исполнять воинский долг. По свидетельству историков он отважно сражался в трёх битвах первого одиннадцатилетнего периода до заключения в 421 году до нашей эры Никиева мира. В сражениях второго периода Сократ не участвовал, он был заседателем в совете пятисот и не раз, сталкиваясь с неоправданной жестокостью в судебных процессах, противился несправедливым расправам даже во времена правления тридцати тиранов после поражения Афин.

Всё своё свободное время Сократ проводил в философских спорах, у него было много учеников, ведь он не брал ни с кого денег за обучение. Он не входил ни в одну партию и мог с любым человеком беседовать на темы морали, познания истины и справедливости. Человек рассматривался Сократом как нравственное существо, и он считал, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно, утверждал, что познать можно только душу человека и его дела, и в этом заключается задача философии.

Тридцать дней находился Сократ, закованный в цепи, в ожидании казни, пока корабль не вернулся с острова Делос в Афины. Его верный друг Критон подкупил стражу и предложил бежать, но философ отказался, сказав, что закон надо уважать, хотя его и осудили несправедливо. Последний день Сократ провёл со своими учениками, и только Платон не пришёл с ним проститься из-за болезни.

У него было много времени на размышления, и ученики услышали его последние рассуждения об освобождении бессмертной души от её смертной телесной оболочки. Он простился с женой, тремя своими сыновьями и ушёл в комнату для омовения. После купания к нему подошёл палач с чашей яда из цикуты и попросил не проклинать его. Сократ успокоил прислужника, выпил яд и предупредил своих учеников, что хотел бы умереть в благоговейном молчании, не слыша их рыданий.

Когда у Сократа похолодел живот, он подозвал своего верного ученика Критона и передал странную просьбу: «Критон, нужно принести петуха в жертву Асклепию». Это были последние слова великого философа перед уходом из жизни, тайный смысл которых до сих пор не разгадан. Одни исследователи утверждают, будто Сократ хотел подчеркнуть последними словами, что смерть тела — это выздоровление души; другие, что смерть — выздоровление от болезни, называемой жизнью; третьи называли их просто дерзостью философа. Платон приписал учителю свои взгляды на бессмертие души.

Бог врачевания греческой мифологии Асклепий (у римлян — Эскулап) воскрешал даже мёртвых, но Сократ к своей просьбе ничего не добавил. Петуха обычно приносили в жертву богу медицины за выздоровление. Возможно, великий философ хотел отблагодарить Асклепия за исцеление души от злобного гнева за учинённую с ним несправедливость, от ненависти к своим обидчикам.

Можно расшифровать последние слова Сократа и как послание человечеству: принести в жертву богу врачевания крикливого, задиристого петуха, чтобы он исцелил души людей от сумасшествия самоуничтожения, жестокости «духовной спячки»…

Сократ — гений диалога и мастер «извлечения» истины путем наводящих вопросов — одна из самых загадочных личностей Древнего мира. Ему принадлежит мудрость о том, что человеку дано два уха и два глаза, но лишь один язык, чтобы больше видеть и слышать, но меньше говорить. И при этом Сократ был самым разговорчивым философом своего времени.

7 малоизвестных фактов из жизни мудреца

Все знают, как любим был мудрец учениками и что сделал для последователей. А вот чего многие не знают.

Принято считать, что Сократ был необразованным. На самом деле его родители — каменотес и повивальная бабка — дали сыну очень хорошее образование. В раннем возрасте он начал изучать геометрию, астрономию и музыку. Брал уроки математики у Феодора Киренского, обучался у Дамона и Коннона. В 20 лет встречался и вел долгие беседы с Парменидом.

Самое знаменитое высказывание Сократа «Я знаю, что не знаю ничего» тоже заслуживает внимания. Дело в том, что эта фраза неполная. К ней мудрец добавлял, что, будучи несведущим, он все же стремится к знаниям — высшей добродетели — в отличие от многих современников. А еще Сократ признавал, что в одном деле он прекрасно сведущ. Речь об эротике — науке о любви, в которой философ считал себя мастером.

Одна из двух жен гения (Ксантиппа) отличалась настолько сварливым характером, что стала отрицательным примером для многих будущих поколений. Ее имя увековечено в десятках поговорок, которые высмеивают женскую жадность, глупость и злость. Всем известно, насколько ангельское терпение Сократ проявлял в отношении своей далеко не самой смиренной супруги.

«Ксантиппа издевается над философом Сократом в присутствии Алкивиада», около 1655 г. Рейер ван Бломмендаль

«Ксантиппа издевается над философом Сократом в присутствии Алкивиада», около 1655 г. Рейер ван Бломмендаль

Но мало кто знает, что причины у Ксантиппы для бесконечной злости на мужа все же имелись. Потому как он предпочитал сравнивать ее только с дикими лошадьми, гусями или ослами. Причем делал это публично.

Всю жизнь Сократ жил в бедности. Мудрец предпочитал ходить босым, никогда не менял одежды до их полного износа. Потому ему приписывают роль мученика — голодающего, нуждающегося. На самом деле отказ от благ был его осознанным выбором. И даже при этом мудрец ни в чем не нуждался.

Среди ближайших друзей было немало богачей (Криптон, Аполлодор, Платон, Криптобул). При необходимости они всегда готовы были погасить за учителя долги (в том числе, за услуги гетер).

Известно, что мудрец выучил десятки великих мужей. Но мало кто знает, что его самого на путь философии наставляли женщины. Среди первых учителей Сократа были две знаменитые гетеры Афин — жрица Диотима и неофициальная жена Перикла Аспазия. Первая учила его диалектике, а вторая — риторике.

Ядвига Лужевская (польск. Jadwiga Łuszczewska), позирующая в роли Диотимы, в живописи Йозефа Зимлера, 1855

Ядвига Лужевская (польск. Jadwiga Łuszczewska), позирующая в роли Диотимы, в живописи Йозефа Зимлера, 1855

Мир унаследовал много гениальных выражений философа. Но их точного смысла не знает никто. Потому как Сократ никогда ничего не записывал. И вся его философия — это его мысли, «пропущенные» через восприятие учеников. Причем в трудах того же Платона и Ксенофонта (самых страстных последователей) учитель предстает разным.

Мудрец очень следил за своей физической формой. Судя по воспоминаниям Платона, он болел идеей полного подчинения тела требованиям разума. Для достижения этой цели Сократ нередко заставлял себя стоять часами, погрузившись в размышления. Есть записи о том, как во время похода на Попидею он простоял без сна всю ночь и на рассвете просто двинулся дальше.

Сократ принимал участие в Олимпийских играх. Правда, в отличие от Пифагора и Платона не стал победителем.

Тайна смерти Сократа

Смерть гениального философа овеяна ореолом тайны. Ни Платон, ни Критон, ни Ксенофонт так и не смогли объяснить то, что их учитель попросту сдался, отдав себя на суд Афин. Хотя у него был шанс оспорить любые обвинения, он неустанно иронизировал на судебном заседании, еще больше распаляя обвинителей.

В результате величайший ум был приговорен к смерти. Яд Сократ выпил добровольно. После чего прошелся по комнате, спокойно прилег на кровать и велел старому другу Критону «отдать Асклепию петуха» (принести жертву богу здоровья).

В этом его последнем наставлении, к слову, и его оправдание. Поскольку мудреца обвинили как раз в отказе от устоявшейся на тот момент религии (многобожества) в пользу монотеизма (единый Бог). А указание принести жертву одному из богов политеизма свидетельствует о ложности обвинений.

Впрочем, по признанию Платона, убийство Сократа было связано с его упрямством — нежеланием поступиться против истины или безропотно признать мнение правящей элиты как единственно верное.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: