В каком году островский поступил на службу в суд на должность канцеляриста

Обновлено: 28.03.2024

Александр Николаевич Островский Родился 31 марта [12 апреля] 1823 Дата смерти 2 [14] июня 1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Биография
Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке. Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда Александру не исполнилось еще девяти лет. В семье было четверо детей (еще четверо умерли во младенчестве).

Благодаря положению Николая Федоровича, семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери шведского дворянина. С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.

Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. В 1835 году Островский поступил в третий класс 1-й Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: не сдав экзамен по римскому праву, Островский написал заявление об уходе (учился до 1843 года). По желанию отца Островский поступил на службу канцеляристом в Совестный суд и служил в московских судах до 1850 года; первое его жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 16 рублей (перевод в Коммерческий суд в 1845).

К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (впоследствии — «Свои люди — сочтёмся!»). Первой же публикацией стала небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» — они были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 году. Профессор Московского Университета С. П. Шевырев после прочтения Островским пьесы у себя дома 14 февраля 1847 года торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического светила в русской литературе».

Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтёмся!» (первоначальное название — «Несостоятельный должник»), опубликованная в 1850 году в журнале университетского профессора М. П. Погодина «Москвитянин». Под текстом значилось: «А. О.» и «Д. Г.», то есть Дмитрий Горев-Тарасенков, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество. Это сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником больших неприятностей, поскольку дало его недоброжелателям повод обвинить его в плагиате (1856). Однако пьеса вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.

Первой пьесой Островского, которая смогла попасть на театральные подмостки, была «Не в свои сани не садись» (написана в 1852 г. и поставлена впервые в Москве на сцене Большого театра 14 января 1853 г.).

С 1853 года более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году в соответствии с пожеланием великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода.

В 1859 году при содействии графа Г. А. Кушелёва-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский удостоился блестящей оценки Н. А. Добролюбова, которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства». В 1860 году в печати появилась «Гроза», которой Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном царстве». Со второй половины 1860-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым. Плодом работы стали пять «исторических хроник в стихах»: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Василиса Мелентьева», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский» и др.

В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 1866 (по другим сведениям — в 1865) году Островский основал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, А. Ф. Писемский, Ф. М. Достоевский, И. Е. Турчанинов, П. М. Садовский, Л. П. Косицкая-Никулина, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова.

В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учреждённой в 1881 году при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов. В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 году император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа истощила организм.

2 (14) июня 1886 года, в Духов день, Островский скончался в своём костромском имении Щелыково. Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» У. Шекспира — любимого драматурга Александра Николаевича. Похоронили писателя рядом с отцом на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии. На погребенье Александр III пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей; вдове, нераздельно с 2 детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трёх сыновей и дочери — 2400 рублей в год.

Впоследствии в семейном некрополе были похоронены вдова писателя М. В. Островская, актриса Малого театра, и дочь М. А. Шателен.

После смерти драматурга Московская дума устроила в Москве читальню имени А. Н. Островского.

У Александра Николаевича было глубокое увлечение актрисой Л. Косицкой, но оба они имели семью. Однако и став вдовой в 1862 г., Косицкая продолжала отвергать чувства Островского, а вскоре у неё начались близкие отношения с сыном богатого купца, который в итоге промотал всё её состояние; Островскому же она писала:

«…Я не хочу отнимать любви Вашей ни у кого».

Драматург жил в сожительстве с простолюдинкой Агафьей Ивановной, но все их дети умерли в раннем возрасте. Не имевшая образования, но женщина умная, с тонкой, легко ранимой душой, она понимала драматурга и была самым первым читателем и критиком его произведений. С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, а через два года после её кончины, в 1869 году, обвенчался с актрисой Марией Васильевной Бахметьевой, которая родила ему четырёх сыновей и двух дочерей.

Творчество
Пьеса «Бедность не порок» (1853) впервые поставлена на сцене 15 января 1869 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского.

Театр Островского
С А. Н. Островского начинается русский театр в его современном понимании: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:
театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
ставка не на одного актёра;
«люди ходят смотреть игру, а не саму пьесу — её можно и прочитать».

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский.

Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности, чего М. С. Щепкин не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы», будучи очень недоволен автором пьесы.

Идеи Островского были доведены до логического конца К. С. Станиславским и М. А. Булгаковым.

Народные мифы и национальная история в драматургии Островского
В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», которую композитор называл своим лучшим произведением. Сам А. Н. Островский по достоинству оценил творение Римского-Корсакова:

«Музыка к моей „Снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Появление стихотворной пьесы Островского «Снегурочка», созданной на основе сказочного, песенного и песеннообрядового материала русской поэзии, было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная. С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта в день своего пятидесятилетия Островский закончил «Снегурочку». Первое представление состоялось 11 мая 1873 на сцене Большого театра.

Во время работы над «Снегурочкой» Островский тщательно искал размеры стихов, консультировался с историками, археологами, знатоками старинного быта, обращался к большому количеству исторического и фольклорного материала, в том числе к «Слову о полку Игореве». Сам он высоко ценил эту свою пьесу, и писал, «Я… в этом произведении выхожу на новую дорогу…», о музыке Чайковского он отзывался с восторгом: «Музыка Чайковского к „Снегурочке“ очаровательна». И. С. Тургенев был «пленен красотой и легкостью языка „Снегурочки“». П. И. Чайковский, работая над «Снегурочкой», писал: «Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе Островского „Снегурочка“», само драматическое произведение он считал перлом творений Островского, а о своей к нему музыке сказал так: «Это одно из моих любимых детищ. Весна стояла чудесная, у меня на душе было хорошо… Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку».

Позднее, в 1880 году Н. А. Римским-Корсаковым была написана опера на тот же сюжет. М. М. Ипполитов-Иванов в своих воспоминаниях пишет: «С какой-то особенной душевной теплотой Александр Николаевич говорил о музыке Чайковского к „Снегурочке“, которая, очевидно, сильно мешала ему восхищаться „Снегурочкой“ Римского-Корсакова. Несомненно,…искренняя музыка Чайковского… была ближе душе Островского, и он не скрывал, что она была ему роднее, как народнику».

Вот как о «Снегурочке» отозвался К. С. Станиславский: «„Снегурочка“ — сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики».

Критика
Творчество Островского стало предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о нём с противоположных позиций писали Добролюбов (статьи «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве») и Аполлон Григорьев. В XX веке — Михаил Лобанов (в книге «Островский», выпущенной в серии «ЖЗЛ»), М. А. Булгаков и Лакшин.

Память
Памятник Островскому у Малого театра в Москве
Во Ржеве Тверской области Центральная библиотека имени А. Н. Островского.
Костромской государственный драматический театр имени А. Н. Островского.
Ирбитский драматический театр имени А. Н. Островского (Ирбит, Свердловская обл.).
Кинешемский драматический театр имени А. Н. Островского (Кинешма, Ивановская обл.).
Улицы в ряде городов бывшего СССР.
27 мая 1929 года перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н. А. Андреев, архитектор И. П. Машков) (жюри отдало ему предпочтение перед памятником Островскому, представленному на конкурс А. С. Голубкиной, изобразившей великого драматурга в момент захватывающего зрителя творческого порыва).
В 1984 году в Замоскворечье, в доме, где родился великий драматург — памятнике культуры начала 20-х годов XIX века, открылся филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина — Дом-музей А. Н. Островского.
Ныне в Щелыкове (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей-заповедник драматурга.
Раз в пять лет, начиная с 1973 года, зажигает огни сцены Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме», который курируется Министерством культуры Российской Федерации и Союзом театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийским театральным обществом).
Мемориальная доска в Твери, на улице Советской (бывш. Миллионная), дом 7, информирует о том, что в этом доме, гостинице Барсукова, драматург жил весной-летом 1856 года, во время своего путешествия по Верхневолжью.
Раз в два года, начиная с 1993 года, в Малом театре проходит фестиваль «Островский в Доме Островского», на котороый в Москву привозят свои спектакли по пьесам драматурга театры со всей России.
Пьесы Островского не сходят со сцены. Многие его произведения экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев.
К числу экранизаций, наиболее популярных в России, относится комедия Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964, в главной роли — Г. Вицин).
Значительную популярность получил кинофильм «Жестокий романс», снятый Эльдаром Рязановым по мотивам «Бесприданницы» (1984).
В 2005 году режиссёр Евгений Гинзбург получил главный приз (Гран-при «Гранатовый браслет») одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино» (Гатчина) «за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского „Без вины виноватые“ в фильме „Анна“» (2005, сценарий Г. Данелия и Рустама Ибрагимбекова; в главной роли — оперная певица Любовь Казарновская).
В филателии
Почтовые марки СССР
Портрет А. Н. Островского — почтовая марка СССР. 1948 год.
Портрет А. Н. Островского по картине В. Перова (1871, ГТГ) Почтовая марка СССР. 1948 год.
Портрет А. Н. Островского по картине В. Перова (1871, ГТГ) Почтовая марка СССР. 1948 год.
Почтовая марка СССР, 1959 год.

Почетный мировой судья Александр Николаевич Островский

12 апреля 1823 года родился Александр Николаевич Островский, известнейший отечественный драматург. Его произведения и сегодня остаются востребованными как читателями, так и театральным бомондом. Нередко они привлекают внимание представителей киноиндустрии.

В 1840 году, после окончания первой Московской губернской гимназии, 17-летний юноша планировал стать студентом словесного (историко-филологического) факультета Императорского Московского университета, но, как говорится, «супротив батьки не попрешь».

Николай Федорович, окончивший в 1818 году Московскую духовную академию, через год устроился на гражданскую службу. Получив чин губернского секретаря, он был определен в общее собрание Московских департаментов Сената, а в 1824 году стал уже секретарем при обер-прокурорских делах департамента Сената. В следующем году Н.Ф. Островский получает чин титулярного советника и становится секретарем первого департамента Московской палаты гражданского суда.

Вскоре отец будущего драматурга занялся частной юридической практикой – в качестве стряпчего вел дела купцов и мещан. Среди прочих он был нередким участником громких дел, связанных с конкурсным управлением в случаях банкротств (а ведь именно эта тема присутствует во многих будущих творениях Александра Николаевича), а в 1836 году Н.Ф. Островский получает чин коллежского асессора.

А посему жизненный путь сына был определен и в сентябре 1840 года А.Н. Островский был зачислен на юридический факультет Императорского Московского университета.

Первый курс Александр успешно окончил, а вот весной 1842 года он не сумел сдать экзамены и остался на втором курсе. Уже через год, в мае 1843 года, А.Н. Островский на основании личного прошения был отчислен из университета.

Однако, несмотря ни на что, Николай Федорович выхлопотал для сына, не имеющего на тот момент даже первого классного чина, место в Московском Совестном суде. Суд этот, созданный в 1775 году, стоял вне общей системы судебных инстанций. В суде разбирались дела по преступлениям умалишенных и малолетних; дела о колдовстве; дела по жалобам на незаконное содержание в тюрьме.

В декабре 1845 г. отец переводит сына в Московский коммерческий суд, где сам с 1842 года исполнял должность присяжного стряпчего (осуществлял надзор за судебными учреждениями, наблюдал за поддержанием порядка в суде, за поведением участников процесса, за отводом членов судебного заседания и т. д.).

Данный суд, открытый в 1833 году, состоял из председателя, четырех членов суда, одного юрисконсульта (докладчика или секретаря), а также канцелярии. Все члены суда избирались купечеством из своей среды (и вновь вспоминаются герои произведений А.Н. Островского). Коммерческому суду были подсудны споры, вытекающие из купеческих сделок; исков городских и иногородних, а также в отношении лиц других сословий, но касающихся дел торговых (фактически арбитражный суд того времени).

Именно в этот суд был определен А.Н. Островский и 10 декабря 1845 года он приступил к исполнению обязанностей канцелярского служителя словесного стола с жалованьем 4 рубля в месяц.

Правда, карьера государственного служащего и в данном учреждении не доставляла молодому человеку большого удовольствия, о чем свидетельствуют его воспоминания:

«Мы приходили в суд часов в одиннадцать, и у нас начиналось литературное утро. Разговаривали и спорили о литературе и так незаметно досиживали до трех часов. После трех часов отправлялись в кофейную Печкина, это было не что иное, как хороший трактир, продававший кофе, против Александровского сада, где теперь дом Комиссаровых.»

На годы службы в Коммерческом суде приходится и первая проба пера – наброски пьес «Исковое прошение» и «Несостоявшийся должник».

Когда же была напечатана комедия «Свои люди – сочтемся!», автор, после того, как комедию прочитал тогдашний император Николай I, с июня 1850 года попал под двойной негласный надзор – полиции и корпуса жандармов.

В январе 1851 г. он подает прошение об отставке и 6 февраля получает выходной аттестат. Негласный надзор был снят лишь после смерти Николая I в августе 1856 г.

С этого момента А.Н. Островский отдает себя целиком литературной деятельности. Сюжеты своих произведений автор берет из судебных дел, рассматривавшихся во время его службы и в более поздние периоды. Это и послужило одним из обстоятельств для возврата его в судебную систему.

21 марта 1872 года А.Н. Островский был избран почетным мировым судьей Кинешемского уезда Костромской губернии и состоял в этой должности по 11 октября 1884 г.

Благодаря своей службе в судебной системе в прошлом, А.Н. Островский соответствовал требованиям, предъявляемым к кандидатам в мировые судьи статьей 19 Учреждения судебных установлений от 20 ноября 1864 года.

Существовали две категории мировых судей – почетные и участковые.

Почетные мировые судьи пользовались такими же правами при рассмотрении дел, как и участковые. Но, в отличие от последних, они могли занимать должности в государственных и общественных учреждениях, не обязывались законом жить в том округе, где были избраны, и не получали вознаграждения, даже когда исполняли обязанности участковых судей (в случае отстранения, отсутствия, болезни или смерти последних).

Почетные мировые судьи решали дела лишь в том случае, если обе стороны сами обращались в суд с просьбой об их посредничестве, причем подсудность их дел фактически распространялась на всю территорию округа, а не только на территорию участка. В тех случаях, когда почетные судьи заменяли участковых судей по причине болезни, отпуска или смерти, они рассматривали подсудные им дела.

А.Н. Островский регулярно принимал участие в работе съездов мировых судей (высшей апелляционной инстанции для мировой юстиции, в кассационном порядке решения мирового суда могли быть обжалованы в Сенат).

На одном из съездов мировых судей разбиралось дело крестьянина Ивашевской волости, у которого решением первой инстанции отобрали часть надельной земли. После судебного заседания, вставшего на сторону крестьянина – бедняка, Островский писал защитнику крестьянина В. И. Верховскому:

«Я не ожидал, что Вы обладаете богатым даром слова. Ваше выступление было содержательным и с большим огоньком. В заключении Вы позволили себе резкое (дерзкое) выступление: «Положение о крестьянах 1861 года, с его разъяснениями, дополнениями и временными правилами нужно сдать в архив и поставить на нем крест». От души радуюсь, что дело выиграно, хотя были прения между членами суда».

Основной целью Общества на протяжении всего периода его существования являлось «охранение принадлежащих по закону русским драматическим писателям и переводчикам права разрешать публичные представления их произведений».

В ноябре 1877 года А.Н. Островский две недели исполнял обязанности присяжного заседателя в Московском окружном суде.

1. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. – М., 1966. С. 368.

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве, в семье чиновника гражданской палаты Николая Федоровича Островского (1796-1853). Провел детство и раннюю юность в московском мещанско-купеческом районе Замоскворечье.

В 1835-1840 годах А. Н. Островский учился в 1-й Московской гимназии, в 1840-1843 годах – на юридическом факультете Московского университета (курса не окончил). В 1843-1851 годах служил писцом в московском совестном, затем коммерческом судах. Служба дала А. Н. Островскому богатый материал для драматургического творчества.

В 1860-х годах А. Н. Островский продолжал создавать талантливые бытовые комедии и драмы, закреплявшие ранее найденные им мотивы. В это время драматург обращался также к проблемам отечественной истории, создал цикл исторических пьес о Смутном времени.

В 1885 году А. Н. Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Здоровье его, к этому времени уже пошатнувшееся, не отвечало тем широким планам деятельности, какие он себе ставил. Усиленная работа быстро истощила организм. 2 (14) июня 1886 года А. Н. Островский скончался в своей усадьбе Щелыково Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне в Островском районе Костромской области).

Драматургия А. Н. Островского знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве, провел детство и раннюю юность в Замоскворечье. В 1835-1840 годах учился в 1-й Московской гимназии, в 1840-1843 годах – на юридическом факультете Московского университета. В 1843-1851 годах служил писцом в московских судах. С 1853 года и на протяжении более чем 30 лет его пьесы ставились на сцене московского Малого театра.

Неоднократно посещал Санкт-Петербург с 1853 года. В Александрийском театре проходили премьерные спектакли почти всех его пьес.

Впервые посетил Щелыково, имение Н. Ф. Островского, в мае 1848 года. В 1867-1886 годах владел усадьбой вместе в братом М. Н. Островским. Скончался 2 (14) июня 1886 года и был похоронен в Щелыково.

Посещал Тверь в 1853 и 1862 годах. В апреле-июне 1856 года жил в Твери, по заказу Морского министерства исследовал быт и промыслы населения Тверской губернии, связанные с речным судоходством.

Посещал Осташков 17-29 мая (29 мая - 8 июня) 1856 года в рамках командировки по линии Морского министерства. Исследовал рыбные промыслы Осташковского уезда.

Посещал Ржев 30 мая - 9 июня (11-21июня) 1856 года в рамках командировки по линии Морского министерства.

Посещал Медное 10 (22) мая 1856 года в рамках литературной командировки в Тверскую губернию. Описал Никольскую ярмарку в селе в очерках "Путешествии по Волге от истоков до Нижнего Новгорода" (1859).

Посещал Городню 3-4 (15-16) мая 1856 года. Оставил описание села в очерках "Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода" (1859).

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. Н. ОСТРОВСКОГО

Александр Николаевич Островский

Александр Николаевич Островский родился в Москве 31 марта 1823 г. в семье чиновника -разночинца.

Семья Островских жила в то время в Замоскворечье, на Малой Ордынке. Замоскворечье было тогда районом

Москвы, где издавна обосновалось купечество. Здесь было много типичных купеческих особняков, окружённых глухими заборами, служебными постройками и садами. Картины быта и своеобразных нравов этого замкнутого купеческого мирка с раннего детства запали в душу будущего драматурга.

Первым учителем мальчика был семинарист, подготовивший его к поступлению в губернскую гимназию (единственную тогда в Москве). Гимназист Островский страстно увлекался театром и, посещая спектакли Московского Малого театра, где выступали замечательные актёры Щепкин и Мочалов, весь находился под обаянием их могучих артистических талантов.

Окончив гимназию, ОстроЕ-ский по совету отца поступил в 1840 г. на юридический факультет Московского университета. Но не юридические науки были его призванием. В 1843 г. он оставил университет, не окончив курса обучения, и решил полностью отдаться литературной деятельности.

Александр Николаевич Островский появился на свет в 1823 году в Москве. Отучившись в гимназии, поступил на юридический факультет Московского Государственного Университета. Но полюбившаяся еще в учебные годы в гимназии актерская жизнь стала причиной поступления в Малый театр.

По желанию и указу отца Александр поступил на службу в канцелярию Московского суда. Времяпровождение в этом заведении было для него не из легких. Его тянуло к себе творчество и писательство, но он верно посещал каждый судебный процесс. Впоследствии работа там стала для него важным жизненным уроком.

1866 год для Островского ознаменовался открытием кружка артистов. Вслед за этим последовало открытие еще одного круга интересов – Общества драматических писателей и композиторов опер. Александр Николаевич поспособствовал увеличению рейтинга актеров и других деятелей искусства.

1. Годы службы и общественная деятельность Александра Николаевича Островского

2. ЭТО СДЕЛАЛ ОН.

3. Биография

• Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в
Москве на Малой Ордынке.
• Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам
окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную
академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий,
занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился
до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство.
• Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря и просвирни,
умерла, когда Александру не исполнилось ещё девяти лет.
• В 1835 году Островский поступил в третий класс 1-й Московской
губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году стал
студентом юридического факультета Московского университета.

5. Университетские годы

• В университете студенту юридического факультета
Островскому посчастливилось слушать лекции таких
знатоков истории, юриспруденции и литературы, как
Т.Н. Грановский, Н.И. Крылов, М.П. Погодин. Здесь
будущему автору "Минина" и "Воеводы" впервые
открываются богатства русских летописей, язык
предстает перед ним в исторической перспективе. Но
в 1843 году Островский уходит из университета, не
пожелав пересдавать экзамен.
• Второй университет - Малый театр. Пристрастившись
к сцене еще в гимназические годы, Островский
становится завсегдатаем старейшего русского театра.

8. Служба

• В 1843 году по желанию отца, Александр Николаевич
Островский поступил на службу канцеляристом в
Московский совестный суд. В 1845 году он перешел в
Московский коммерческий суд. В московских судах
Островский служил до 1851. Службу в судах Островский
воспринимал как повинность. Но он ее добросовестно
исполнял.
• Впоследствии, опыт судебной работы очень помог ему
при создании злободневных произведений. Многие
идеи для пьес Островский взял именно оттуда.
Адвокатская практика отца и служба в суде в течение
почти восьми лет дали будущему драматургу богатый
материал для его пьес.

10. Общественная деятельность

• В 1866 году Александр Николаевич основал знаменитый
Артистический кружок. Он впоследствии дал московской сцене
много талантливых деятелей. У Островского бывали Д. В.
Григорович, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев и тд.
• В 1874 году в России было создано Общество русских
драматических писателей и оперных композиторов. Председателем
объединения был выбран Александр Николаевич Островский.
Фотографии известного общественного деятеля были известны
каждому любителю сценического искусства в России. Реформатор
приложил немало усилий для того, чтобы законодательство
театрального управления было пересмотрено в пользу артистов, и
тем самым значительно улучшил их материальное и общественное
положение.
• В 1885 году Александр Николаевич был назначен на пост
заведующего репертуарной частью театров Москвы и сделался
начальником театрального училища

Островский Александр Николаевич

Островский А. Н. – великий драматург, выдающийся русский классик. Он обогатил отечественную литературу глубокими характерными образами своих героев. Помимо того, что он прославился как писатель, Островский сыграл большую роль в формировании отечественного театрального искусства. Его пьесы – основа классического репертуара российских театров.

Будущий драматург родился в 1823 году в Москве. Его отец имел практику как стряпчий по судебным делам. В итоге отец Островского занял должность коллежского асессора. Мать Саши умерла, когда тот был еще ребенком. С тех пор заботу о мальчике взяла на себя его няня.

Семья Островских была обеспеченной благодаря положению, занимаемому отцом. Дети получили прекрасное домашнее образование. Овдовев, отец, женился вторично. Саше повезло с мачехой, она приняла детей, как родных. Она заботилась о них, занималась их образованием.

У отца была большая библиотека, и Саша много читал еще с детских лет. Уже с раннего возраста он ощущал тягу к литературе, к написанию книг. Его интерес шел вразрез с ожиданиями отца, который видел в нем юриста продолжателя своей профессии – юриста.

После окончания Московской гимназии, в которую он был принят сразу на 3-й год обучения, Александр поступил в Московский Университет, где он собирался получить юридическое образование. Островский не смог закончить учебу, его нисколько не интересовала эта профессия. Более того, он с большим увлечением относился к театру, к пьесам, идущих на его подмостках. Не сдав один из экзаменов, он завершил учебу.

В 1843 году, после прекращения учебы в Университете, Александр, по ходатайству отца, поступает на работу в Совестный суд в должности мелкого чиновника - канцеляриста. Затем он был переведен в Коммерческий суд.

Островский стал заметен и популярен, но успех был омрачен следующими событиями. Николай Ι запретит пьесу к показу, за Островским будет установлен надзор. Писатель попадает в немилость. Ситуацию усугубляют его отношения с простолюдинкой, что было неприемлемо для его отца. Тот отказался финансировать Александра, не дал благословения на брак, и пара сильно нуждалась в деньгах.

В 1851 году он распрощался с судебной деятельностью и всецело посвятит себя литературе. Его пьесы предопределяли необходимость введения новшеств в театре. Островский описывал обыденные бытовые сцены, которые требовали иной актерской игры. Наигранность и театральность должны были уступить место естественной актерской игре. Островского считают реформатором театра. Именно с его легкой руки начались преобразования в театре, изменился подход к актерской игре. Появилась школа русского театра, являющая публике актерское мастерство.

Приехав в Россию, он основывает Артистический кружок, который дал возможность состояться талантливым русским актерам. Через пять лет Островский организовывает Общество русских драматических писателей, став впоследствии его председателем. Он будет возглавлять данное Общество до самой своей кончины.

В 1882 году известный драматург отмечает 35-летие своего творчества. Через несколько лет его назначают главой московской императорской сцены, что происходит за год до его внезапной смерти. Он умер от грудной жабы, находясь в Щелыкове, где и был похоронен на местном кладбище.

Около 20 лет прожил драматург с простолюдинкой Агафьей. Несмотря на отсутствие образования женщина оказалась мудрым и понимающим человеком. Она была доброй и гостеприимной хозяйкой. Отец писателя не признавал их отношений.

Островский не был верен Агафье. Он испытывал сильное и глубокое чувство к актрисе Косицкой. Островский имел с ней роман, но она ему предпочла другого. Следующий роман у писателя был с Марией Бахматовой, которая стала первой законной его женой спустя несколько лет после смерти Агафьи. Супруги жили счастливо, в этом браке родилось шестеро детей.

1. Островский знал 7 языков. Он переводил зарубежных авторов, к примеру, он переводил Шекспира.

2. Писатель обожал ловить рыбу. Рыболовные принадлежности были обязательным атрибутом его путешествий. В этом увлечении его всячески поддерживали близкие люди, которые подыскивали для писателя самые лучшие рыбные места.

4. Театральная школа, основу которой заложил Островский, в дальнейшем совершенствовали Станиславский и Булгаков.

5. Несмотря на плодотворную работу в течение 40 лет и переполненные залы в театрах, Островский постоянно имел финансовые трудности. Более того, он получал ежегодную пенсию в размере 3-х тыс. руб., пожалованную ему императором.

6. Последним произведением великого драматурга оказался перевод Шекспира.

7. Долгие годы драматург был влюблен в актрису Косицкую, но оба были несвободны. Однако, после смерти мужа она предпочла писателю купца, который хорошенько обобрал ее, растратив сбережения актрисы.

Островский Александр Николаевич

Островский А. Н. – великий драматург, выдающийся русский классик. Он обогатил отечественную литературу глубокими характерными образами своих героев. Помимо того, что он прославился как писатель, Островский сыграл большую роль в формировании отечественного театрального искусства. Его пьесы – основа классического репертуара российских театров.

Будущий драматург родился в 1823 году в Москве. Его отец имел практику как стряпчий по судебным делам. В итоге отец Островского занял должность коллежского асессора. Мать Саши умерла, когда тот был еще ребенком. С тех пор заботу о мальчике взяла на себя его няня.

Семья Островских была обеспеченной благодаря положению, занимаемому отцом. Дети получили прекрасное домашнее образование. Овдовев, отец, женился вторично. Саше повезло с мачехой, она приняла детей, как родных. Она заботилась о них, занималась их образованием.

У отца была большая библиотека, и Саша много читал еще с детских лет. Уже с раннего возраста он ощущал тягу к литературе, к написанию книг. Его интерес шел вразрез с ожиданиями отца, который видел в нем юриста продолжателя своей профессии – юриста.

После окончания Московской гимназии, в которую он был принят сразу на 3-й год обучения, Александр поступил в Московский Университет, где он собирался получить юридическое образование. Островский не смог закончить учебу, его нисколько не интересовала эта профессия. Более того, он с большим увлечением относился к театру, к пьесам, идущих на его подмостках. Не сдав один из экзаменов, он завершил учебу.

В 1843 году, после прекращения учебы в Университете, Александр, по ходатайству отца, поступает на работу в Совестный суд в должности мелкого чиновника - канцеляриста. Затем он был переведен в Коммерческий суд.

Вплоть до 1850 года он прослужит в судах и пройдет школу совсем не простых человеческих отношений. Этот «судебный» опыт поможет стать ему великим драматургом. Впоследствии, став писателем, он выведет целый ряд нелицеприятных человеческих типажей, узнаваемых в России. Жестокие помещики и торговцы, лицемерные чиновники, раболепные приживалки и слуги – эти точные и характерные образы не раз будут появляться на подмостках русского театра.

К 1846 году Островский уже полностью подготовил себя к литературному творчеству. Он написал ряд бытовых сценок из жизни купечества, собирался создавать комедию. Впервые его произведения было опубликованы в московской газете. Один из университетских профессоров, прослушав пьесу, тут же отметил о восхождении «нового светила» отечественной литературы.

В 1847 году в одной из газет были опубликованы несколько сцен пьесы «Несостоятельный должник». Он написал комедию, которая будет полностью опубликована через два года под другим названием – «Свои люди – сочтемся». Простой язык изложения, яркие образы, узнаваемые характеры, типичные для России – все это позволило публике воспринять пьесу с большой теплотой.

Островский стал заметен и популярен, но успех был омрачен следующими событиями. Николай Ι запретит пьесу к показу, за Островским будет установлен надзор. Писатель попадает в немилость. Ситуацию усугубляют его отношения с простолюдинкой, что было неприемлемо для его отца. Тот отказался финансировать Александра, не дал благословения на брак, и пара сильно нуждалась в деньгах.

В 1851 году он распрощался с судебной деятельностью и всецело посвятит себя литературе. Его пьесы предопределяли необходимость введения новшеств в театре. Островский описывал обыденные бытовые сцены, которые требовали иной актерской игры. Наигранность и театральность должны были уступить место естественной актерской игре. Островского считают реформатором театра. Именно с его легкой руки начались преобразования в театре, изменился подход к актерской игре. Появилась школа русского театра, являющая публике актерское мастерство.

Писатель тесно сотрудничал с журналом «Современник». В 1856 году Морское министерство направило его в путешествие по верховью Волге. Островский изучал жителей данной местности – их интересы, нравы, быт, что отразил в своем творчестве. В 1862 году он совершает другое путешествие – отправляется в Европу.

Приехав в Россию, он основывает Артистический кружок, который дал возможность состояться талантливым русским актерам. Через пять лет Островский организовывает Общество русских драматических писателей, став впоследствии его председателем. Он будет возглавлять данное Общество до самой своей кончины.

За свою жизнь Островский написал около 50 пьес. Именно его произведения гремели на театральных подмостках. Самыми его известными произведениями считаются: «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые», «Бедность не порок», «Лес» и др.

В 1882 году известный драматург отмечает 35-летие своего творчества. Через несколько лет его назначают главой московской императорской сцены, что происходит за год до его внезапной смерти. Он умер от грудной жабы, находясь в Щелыкове, где и был похоронен на местном кладбище.

Около 20 лет прожил драматург с простолюдинкой Агафьей. Несмотря на отсутствие образования женщина оказалась мудрым и понимающим человеком. Она была доброй и гостеприимной хозяйкой. Отец писателя не признавал их отношений.

Островский не был верен Агафье. Он испытывал сильное и глубокое чувство к актрисе Косицкой. Островский имел с ней роман, но она ему предпочла другого. Следующий роман у писателя был с Марией Бахматовой, которая стала первой законной его женой спустя несколько лет после смерти Агафьи. Супруги жили счастливо, в этом браке родилось шестеро детей.

1. Островский знал 7 языков. Он переводил зарубежных авторов, к примеру, он переводил Шекспира.

2. Писатель обожал ловить рыбу. Рыболовные принадлежности были обязательным атрибутом его путешествий. В этом увлечении его всячески поддерживали близкие люди, которые подыскивали для писателя самые лучшие рыбные места.

3. Драматург был излишне самолюбивых и любил хвастаться. Он не переносил критики в адрес своих пьес, о которых нужно было отзываться только в превосходной форме, выражая свое восхищение. В противном же случае он сильно конфликтовал с «обидчиком». На самую малозначительную критику он реагировал болезненно и крайне бурно.

4. Театральная школа, основу которой заложил Островский, в дальнейшем совершенствовали Станиславский и Булгаков.

5. Несмотря на плодотворную работу в течение 40 лет и переполненные залы в театрах, Островский постоянно имел финансовые трудности. Более того, он получал ежегодную пенсию в размере 3-х тыс. руб., пожалованную ему императором.

6. Последним произведением великого драматурга оказался перевод Шекспира.

7. Долгие годы драматург был влюблен в актрису Косицкую, но оба были несвободны. Однако, после смерти мужа она предпочла писателю купца, который хорошенько обобрал ее, растратив сбережения актрисы.

8. Замечательная стихотворная пьеса Островского «Снегурочка» появилась в связи с тем, что нужен был спектакль, объединяющий артистов балета, оперных певцов и драматических актеров. Сроки были сжатые, но Островский вызвался произведение написать. Пьеса пользовалась ошеломительным успехом.

Александр Николаевич Островский (1823–1886 гг.) – известный русский писатель и талантливый драматург. Основоположник современного русского театра, основатель Артистического кружка, член-корреспондент Петербургской Академии наук и обладатель премии Уварова.

Островский

За свою жизнь писатель создал около 50 пьес. Многие из них прочно вошли в русскую культуру. Стали частью золотого фонда классики. Сейчас их изучают в рамках школьной программы.

Детство и юношество драматурга

Александр Островский родился в Москве, в купеческом районе Замоскворечье. Его отец, Николай Островский, окончил духовную академию, но выбрал светскую профессию и служил чиновником в суде. Мать, Любовь Островская, следила за хозяйством и воспитывала четверых детей. В 1826 году отец получил чин титулярного советника и прибавку к жалованью, и семья из небольшой квартиры переехала в дом. Помимо основной работы Николай Островский занимался частной адвокатской практикой.

Друг будущего драматурга поэт Николай Берг писал:

В доме с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы. Мальчик Островский видел там не одного банкрута, а целые десятки; а разговоров о банкротстве наслушался и бог весть сколько: не мудрено, что язык купцов стал некоторым образом его языком. Он усвоил его себе до тонкости. Иное, в особенности хлесткое и меткое, записывал (как сам мне признавался)

Мать много времени уделяла образованию детей. Александр Островский занимался танцами и пением, учил французский и немецкий языки, а из домашней библиотеки отца часто брал книги Василия Тредиаковского, Василия Жуковского, Александра Пушкина. В 1831 году скончалась мать, и спустя пять лет отец женился во второй раз. Его супругой стала дочь шведского дворянина Эмили фон Тессин. Она продолжила обучать детей: рассказывала им историю европейского искусства и наняла учителя по греческому и итальянскому языкам.

В 1835 году Александр Островский поступил в Первую Московскую гимназию. Там он увлекся литературой и театральным искусством, в свободное время играл в драматическом кружке.

Актер Федор Бурдин вспоминал:

Александр Николаевич был старше нас на три класса, и тогда уже он любил театр, часто посещал его; мы с великим удовольствием и интересом слушали его мастерские рассказы об игре Мочалова, Щепкина, Львовой-Синецкой

Островский мечтал о карьере писателя, однако отец считал, что это не прибыльно. В 1840 году будущий драматург поступил на юридический факультет Московского университета. Учился неважно: вместо лекций ходил на спектакли, несколько раз пересдавал экзамен по римскому праву. Весной 1843 года Островского отчислили. Существует также версия, что он оставил университет сам.

Петр Невежин, драматург. «Воспоминания об Островском»

Самое начало жизни его [Островского] поражает своей нелепостью. Окончивши гимназию и поступивши в Московский университет на юридический факультет, Островский вдруг очутился в положении студента, не способного воспринять высшие знания. Чем вызвано было такое мнение, для нас осталось неизвестным, потому что Островский уклонялся говорить о щекотливом для него вопросе, но стороной мы узнали, что знаменитый драматург был уволен начальством за «непонятие наук».

В 1843 году по протекции отца молодой человек устроился на должность канцеляриста в Совестный губернский суд. В общей сложности в столичных судах Александр проработал около семи лет. Поначалу он получал довольно скромное жалование – четыре рубля в месяц, но став служащим Коммерческого суда начал зарабатывать 16 рублей. Суть его работы заключалась в разрешении имущественных и коммерческих споров между торгующими крестьянами, мелкими дворянами, купцами и простыми горожанами. Судить «по совести» приходилось родственников, оспаривающих наследство и людей, оказавшихся в долговой яме.

Самые интересные, выдающиеся эпизоды он тайно записывал в свой блокнот. Через годы эти записи стали называть нетленными произведениями великого русского драматурга.

Творчество

Творческая биография Островского началась в середине 40-х. Несмотря на плотный график государственной службы, Александр Николаевич находил время для литературной деятельности. Благо, материальное положение тоже это позволяло.

Островский

В ранние годы Островский подражал Гоголю и Белинскому, они были его литературными кумирами, ориентирами в мире искусства. Несмотря на отсутствие широкого опыта, первые работы Александра Николаевича были вполне самостоятельными и целостными, представляли высокую художественную ценность.

В 1846 году из-под пера Островского вышло сразу несколько работ. Наиболее известной стала пьеса «Несостоятельный должник», которую сейчас знают под названием «Свои люди — сочтемся!».

В присущей ему сатирической манере Островский изложил историю хитрого купца, который махинациями решил объявить себя банкротом, но в итоге был обманут собственной дочерью и ее мужем. В те же годы в «Московском Городском Листке» вышли «Картины семейной жизни» и «Записка замоскворецкого жителя», ставшие дебютом автора.

Еще до обретения широкой известности Островский делился своими работами с коллегами по цеху. Читал пьесы гостям, представителям литературных кругов. Профессиональные критики и писатели всерьез называли Александра Николаевича светилом русской драматургии и прочили ему большое будущее.

Островский автор пьесы Свои люди — сочтемся

Пьеса «Свои люди — сочтемся!» была опубликована в журнале «Москвитятин». Произведение получило широкую известность. Сам же автор стал в одночасье знаменит. Работу литератора оценили по достоинству, в том числе и такие фигуры отечественного искусства, как Н. Гоголь и И. Гончаров. Однако не обошлось и без неприятных событий. Известно, что одну из сцен пьесы Островский прорабатывал с актером Дмитрием Горевым-Тарасенковым. Однако все ограничилось лишь небольшим фрагментом произведения.

После публикации работы, литератора неоднократно обвиняли в плагиате и присвоении заслуг своего соавтора. Как считают исследователи, кампанию против Островского организовали крупные купцы. Это и не удивительно: среди московского купечества оказалось немало недовольных произведением.

Представители торговой сферы узнавали в комедийных, преувеличенных образах себя. Купцы объявили Островскому настоящую войну. Благодаря связям, а возможно и взяткам, пьеса Александра Николаевича была запрещена. Ставить ее никто не решался. Более того, информация о произведении и ситуации в целом дошла до самого Николая I. По инициативе императора Островского уволили с судебной службы, а затем за писателем и вовсе установили полицейский надзор. Добиться постановки, а также отмены жесткого необоснованного давления удалось только после смерти Николая и воцарения его сына Александра II с его сравнительно либеральным курсом.

Первая Пьеса Островского «Несостоятельный должник» смогла получить постановку лишь в 1861-м. Несмотря на временную опалу, автор продолжал трудиться и при Николае. Из-под его пера вышла комедия «Не в свои сани не садись». В 1853 ее поставили в Малом Театре.

Здание Малого театра в Москве

Здание Малого театра в Москве

Следом за пьесой вышло новое произведение — «Бедность не порок». Работа, как и прежние, вышла в журнале «Москвитянин» и была посвящена глупости и жадности богачей, власть имущих.

В середине 50-х произведения Островского стали основой для формирования русского театра и произвели настоящую революцию. После публикации «Бедность не порок» Островский поссорился с руководством «Москвитятина». Причиной стали финансовые разногласия. Вскоре писатель начал сотрудничать с «Современником».

Островский автор пьесы Несостоятельный должник

Пьесы Островского были принципиально новым для российского театра явлением. В отличие от высокопарных, пафосных постановок на малопонятные темы, произведения драматурга характеризовались простотой изложения и вполне обыденными, ясными даже необразованному крестьянину ситуациями. За описание провинциального быта Островского прозвали «Колумб Замоскворечья»: он показал статусной столичной публике, что жизнь, и не менее кипучая, чем у них, есть и за пределами Санкт-Петербурга.

Отечественный театр получил мощный толчок в развитии, однако особенности пьес Островского требовали от актеров совсем другого подхода.

Между тем, автор продолжал развиваться. В 56-м году он стал частью редакции журнала «Современник». В поисках новых сюжетов и свежих идей Александр Николаевич отправился в путешествие по России. Он ездил по глубинкам страны, отдаленным частям государства, изучал быт местного населения, его речь, убранство домов, подмечал интересные детали. Не обходилось и без неприятностей. В самом начале путешествия произошел несчастный случай, в результате которого Островский получил несколько переломов и долго лечился. Во время вынужденного покоя он написал пьесу «Доходное место».

Поездка по России помогла драматургу найти свежие идеи. Итогом творческого турне стали новые произведения: «Воспитанница», «Не сошлись характерами». В 1859 на свет появилось первое крупное собрание сочинений Островского в двух томах. Оно стало популярным и быстро разошлось по рукам. Всего через год в 1860-м Александр Николаевич опубликовал свою знаменитую «Грозу». За новую работу он получил престижную премию и был избран в Петербургскую академию наук.

Начало 70-х ознаменовалось новым периодом творчества драматурга, он всерьез заинтересовался историей, вел переписку с крупным исследователем Н. Костомаровым. Результатом их сотрудничества стали «хроники в стихах»: «Василиса Мелентьева», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский» и др.

Александр Островский с артистами Малого театра

Александр Островский с артистами Малого театра

В конце 60-х и начале 70-х Островский выпустил «На всякого мудреца довольно простоты» и «Бешеные деньги». Пьесы, которые дополняли друг друга по смыслу и содержанию. В тот же период литератор закончил работу над произведением «Лес». Из-под его пера появились пьесы «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «Не все коты Масленица».

70-е стали временем высокой творческой активности автора. В 1873 Островский работал в непривычном для себя жанре сказки. По заказу управления театрами литератор подготовил текст «Снегурочки». Музыку для произведения написал Петр Ильич Чайковский, который сотрудничал с Островским. К концу десятилетия драматург опубликовал еще два произведения: «Волки и овцы» и знаменитую «Бесприданницу».

Однако последнее публика встретила без энтузиазма. Островского критиковали за творческие решения. Но как показало время — произведение просто опередило свое время и стало слишком новаторским в художественном отношении. В последующие годы литератор работал над пьесами «Без вины виноватые» и «Таланты и поклонники». За весь период творчества А.Н. Островский написал более 50 произведений. Также он трудился над переводами зарубежной классики. Благодаря его стараниям русская публика смогла познакомиться с работами Шекспира и не только.

Личная жизнь Островского

Агафья с ребенком

Агафья с ребенком

Островскому было около 24 лет, когда он познакомился с Агафьей Ивановной (фамилия ее неизвестна), доброй и обаятельной девушкой, но простолюдинкой, жившей неподалеку от него в Замоскворечье.

Когда про эту «дружбу» узнал отец, он пригрозил лишить Островского наследства, если отношения пойдут дальше. Юноша жениться не собирался, но не мог расстаться с любимой, в том числе и потому, что она забеременела.

Без церковного брака, но с осуждением со стороны родственников, Островский стал жить с Агафьей. Можно ли назвать их союз счастливым? Вряд ли. Они были бедны. На момент начала совместной жизни писатель получал мизерное жалование чиновника, а пьесы его еще не доходили до публики. Агафья рожала детей, но все они умирали в детстве, за исключением старшего сына. Из-за этого девушка страдала. Страдал и сам Островский, рассчитывая все-таки найти женщину своего круга.

Любовь Никулина-Косицкая

Любовь Никулина-Косицкая

Он даже увлекся другой – актрисой Любовью Никулиной-Косицкой. В конце 50-х случился их непродолжительный роман. Она отвергала его, говоря: «Я горжусь любовью вашей, но должна потерять ее, потому что не могу платить вам тем же». Актриса просила не терять дружбу, поэтому теплые отношения продолжались долгие годы. Девушка сыграла в нескольких постановках, включая Катерину в «Грозе». По воспоминаниям современников, «вся Москва бежала смотреть на Косицкую».

Мария Васильевна – законная жена

Мария Бахметьева

Мария Бахметьева (справа)

Прошло всего два года после смерти супруги, а Островский вновь сочетался узами брака, на этот раз обвенчался в церкви. Избранницей стала актриса Малого Театра Мария Васильевна Бахметьева. Знакомы они были несколько лет, часто пересекались в театре, есть мнения, что Агафья знала и об этом увлечении мужа. После смерти гражданской жены Мария не оставила вдовца, она, тогда юная выпускница театра, ухаживала за ним, заставляя работать. Прошел год, и Островский уже не представлял жизни без Марии. Через два года у пары родился ребенок, потом еще трое детей. Пожалуй, Островский не верил, что Мария с ним счастлива, потому как среди его произведений встречались пьесы о страдающих женщинах («Без вины виноватые», «Таланты и поклонники»), но, возможно, это было просто особенностью его творчества. И с Марией он наконец нашел покой.

Смерть

В Духов день, 14 июня 1886 года Александр Островский умер, находясь в своем имении близ Костромы. Принято считать, что причиной смерти стала стенокардия.

Могила Островского

Современники великого автора отмечали, что бедственное материальное положение усугубило состояние его здоровья. Кроме того, он постоянно находился в круговороте событий, не давая себе ни минуты отдыха. По мнению близких людей, это и послужило причиной нарушения сердечной деятельности.

Захоронение русского драматурга находится рядом с могилой его отца на кладбище при Храме во имя Святителя Николая Чудотворца в Костромской губернии. Для организации похорон император Александр III выделил три тысячи рублей. Вдове и ее детям была пожалована годовая пенсия, которая в сумме составила более пяти тысяч. Впоследствии семейный некрополь стал местом захоронения вдовы писателя и его дочери.

Вскоре после кончины литератора по инициативе Московской думы была организована общественная читальня имени Островского.

Интересные факты

Островский владел несколькими языками: английским, французским, испанским, немецким, итальянским, латынью и древнегреческим.

Драматургу пришлось пережить предательство со стороны актера Горева-Тарасенкова, который предложил ему сотрудничество, а потом распространил слухи о том, что Островский ворует идеи у других авторов.

Далее по Москве поползли слухи о том, что писатель является плагиатором, а его тексты написаны кем-то другим. Александр Николаевич сильно переживал по этому поводу и решил написать Гореву-Тарасенкову письмо с просьбой признать обман. Однако, тот отказался. Эта неприятная история вдохновила Островского на создание пьесы «Бедность – не порок».

Молодые авторы часто приносили Островскому свои работы, чтобы он дал им оценку. Творец был невероятно занятым человеком, но для всех начинающих писателей находил время на рецензии, порой довольно объемные.

Прототипом Катерины из «Грозы» была Любовь Павловна Косицкая, к которой драматург испытывал романтические чувства.

Молодой Петр Чайковский свое первое оперное произведение написал по пьесе Александра Николаевича «Воевода». А вот автором либретто для этой оперы стал сам Островский. Премьера спектакля состоялась в январе 1869 года на сцене Большого театра.

Количество переизданий произведений Островского не поддается подсчету. Мастер стал не просто знаковой, но и ключевой фигурой в развитии русской классической литературы и театральной драматургии. Плоды его великолепного творчества до сих пор живут – его пьесы ставят не только в России, но и на сценах ведущих мировых театров. Александр Николаевич внес бесценный вклад в литературный жанр, актерское мастерство и театральную режиссуру.

Пьесы


■ Семейная картина
■ Свои люди — сочтёмся
■ Утро молодого человека
■ Неожиданный случай
■ Бедная невеста
■ Не в свои сани не садись
■ Бедность не порок
■ Не так живи, как хочется
■ В чужом пиру похмелье
■ Доходное место
■ Праздничный сон — до обеда
■ Не сошлись характерами
■ Воспитанница
■ Гроза
■ Старый друг лучше новых двух
■ Свои собаки грызутся, чужая не приставай
■ За чем пойдёшь, то и найдёшь (Женитьба Бальзаминова)
■ Козьма Захарьич Минин-Сухорук
■ Грех да беда на кого не живёт
■ Тяжёлые дни
■ Шутники
■ Воевода (Сон на Волге)
■ На бойком месте
■ Пучина
■ Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский
■ Тушино
■ Василиса Мелентьева
■ На всякого мудреца довольно простоты
■ Горячее сердце
■ Бешеные деньги
■ Лес
■ Не всё коту масленица
■ Не было ни гроша, да вдруг алтын
■ Комик XVII столетия
■ Снегурочка
■ Поздняя любовь
■ Трудовой хлеб
■ Волки и овцы
■ Богатые невесты
■ Правда — хорошо, а счастье лучше
■ Последняя жертва
■ Бесприданница
■ Сердце не камень
■ Светит, да не греет
■ Невольницы
■ Таланты и поклонники
■ Красавец мужчина
■ Без вины виноватые
■ Не от мира сего

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: