Какие в рк осуществляют правосудие

Обновлено: 26.04.2024

Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года N 132.

Раздел 1. Общие положения

Статья 2. Символы государственной власти

Статья 4. Единство судебной системы

Статья 5. Законодательство, определяющее порядок деятельности судов и статус судей в Республике Казахстан

Раздел 2. Судебная система

Глава 1. Районные и приравненные к ним суды

Статья 6. Образование районных и приравненных к ним судов

Статья 7. Состав районного суда

Статья 8. Полномочия районного суда

Статья 9. Председатель районного суда

Глава 2. Областные и приравненные к ним суды

Статья 10. Образование областных и приравненных к ним судов

Статья 11. Структура и состав областного суда

Статья 12. Полномочия областного суда

Статья 13. Исключена Конституционным законом РК от 17.11.2008 № 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2)

Статья 14. Председатель областного суда

Статья 15. Председатель судебной коллегии областного суда

Статья 16. Пленарное и расширенное пленарное заседания областного суда

Статья 16-1. Исключена Конституционным законом РК от 21.02.2019 № 226-VI (порядок введения в действие см. ст. 2)

Глава 3. Верховный Суд Республики Казахстан

Статья 17. Полномочия Верховного Суда

Статья 18. Структура и состав Верховного Суда

Статья 19. Исключена Конституционным законом РК от 17.11.2008 № 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2)

Статья 20. Председатель Верховного Суда

Статья 21. Председатель судебной коллегии Верховного Суда

Статья 22. Пленарное и расширенное пленарное заседания Верховного Суда

Статья 22-1. Исключена Конституционным законом РК от 21.02.2019 № 226-VI (порядок введения в действие см. ст. 2)

Раздел 3. Статус судей

Глава 1. Правовое положение судей

Статья 23-1. Статус судей международных судов, делегированных от Республики Казахстан

Статья 26. Гарантии независимости судьи

Статья 28. Требования, предъявляемые к судье

Статья 29. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи

Статья 29-1. Медицинское освидетельствование кандидата на должность судьи

Статья 30. Отбор кандидатов на должность судьи, председателя, председателя судебной коллегии суда

Статья 31. Порядок наделения судьи полномочиями

Статья 33. Приостановление полномочий судьи

Статья 34. Освобождение от должности и прекращение полномочий председателя суда, председателя судебной коллегии и судьи

Статья 34-1. Предельный возраст пребывания в должности судьи

Статья 35-1. Пенсионное обеспечение судьи

Статья 36. Высший Судебный Совет

Статья 37. Судейское сообщество и его органы

Статья 38. Исключена Конституционным законом РК от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

Глава 2. Дисциплинарная ответственность судей

Статья 39. Основания дисциплинарной ответственности судей

Статья 40. Виды взысканий, применяемых в отношении судьи

Статья 41. Исключена Конституционным законом РК от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

Статья 42. Сроки рассмотрения дисциплинарного дела

Статья 43. Исключена Конституционным законом РК от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

Статья 44. Решения Комиссии по качеству правосудия

Статья 44-1. Решения Судебного жюри

Статья 45. Срок действия дисциплинарного взыскания

Статья 46. Исключена Конституционным законом РК от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

Глава 3. Материальное и социальное обеспечение судей

Статья 47. Материальное обеспечение судьи

Статья 48. Исключена Конституционным законом РК от 29.12.2010 № 370-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

Статья 49. Ежегодные отпуска судей

Статья 50. Компенсация при переезде

Статья 52. Обеспечение судей мантиями

Статья 53. Медицинское обслуживание судей

Статья 54. Компенсации в случае получения увечья (травмы, ранения, контузии, профессионального заболевания) или гибели (смерти) судьи

Статья 55. Компенсация расходов на погребение

Статья 55-1. Лишение судьи гарантий по материальному и социальному обеспечению

Раздел 4. Обеспечение деятельности судов

Статья 56. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов

Раздел 5. Заключительные и переходные положения

Статья 58. Законодательные акты, признанные утратившими силу

Статья 59. Введение в действие настоящего Конституционного закона и связанные с ним особенности деятельности судей

Zakon.kz

Zakon.kz

С момента провозглашения государственной независимости Казахстана реализован комплекс мер по совершенствованию правовых механизмов защиты прав и свобод граждан, формированию независимой судебной системы, отвечающей международным правовым стандартам и адекватной современным тенденциям общественно-политической жизни.

Принятым в декабре 1991 года Конституционным законом «О государственной независимости» было предусмотрено осуществление государственной власти в Республике Казахстан на основе принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Позднее этот принцип был закреплен в Конституции 1993 года, утвердившей основные организационные аспекты институционализации судебной власти.

С принятием Конституции 1995 года и Указа Президента, имеющего силу Конституционного закона, «О судах и статусе судей Республики Казахстан», введены принципиально новые положения о правосудии как непосредственной форме осуществления судами государственной власти, о независимости судебных органов от законодательных и исполнительных структур. Закреплено единство судебной системы путем упразднения арбитражных судов с передачей их функций судам общей юрисдикции. Введен порядок назначения судей местных судов Президентом страны и избрания судей Верховного Суда Сенатом Парламента. Предусмотрено образование Высшего Судебного Совета и Квалификационной коллегии юстиции, усилены гарантии независимости судей с укреплением их статуса и роли в системе защиты прав и свобод человека.

Важным достижением судебной реформы стал Указ Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2000 года «О мерах по усилению независимости судебной системы», которым функции по обеспечению деятельности судов были переданы из ведения Министерства юстиции уполномоченному органу - Комитету по судебному администрированию при Верховном Суде (в последующем функции переданы Департаменту по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде).

Логическим завершением первого этапа преобразований в судебной системе стало принятие в декабре 2000 года Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», заложившего принципиально новые нормы, определяющие основные элементы судоустройства и порядок работы судов республики.

В соответствии с приоритетами в государственно-правовой сфере, принят ряд мер по дальнейшей модернизации и упрощению судопроизводства, разграничению вопросов правосудия и судебного администрирования, созданию специализированных судов, повышению профессионального уровня судейского корпуса.

Указом Президента Республики Казахстан от 9 февраля 2002 года образованы специализированные межрайонные экономические суды, уполномоченные рассматривать судебные споры, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Успешное функционирование этих судов позитивно отражается на развитии рыночных институтов, инвестиционном режиме в республике.

Дальнейшая специализация судов нашла воплощение в образовании Указом главы государства от 9 сентября 2004 года межрайонных специализированных административных судов, к подсудности которых отнесены дела, вытекающие из административных полномочий органов государственной власти. Тем самым усилены механизмы защиты прав и свобод граждан в сфере публично-правовых отношений.

Указом Президента от 23 августа 2007 года в городах Астана и Алматы образованы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних. В последующем, по Указу главы государства от 4 февраля 2012 года такие суды образованы во всех областных центрах и некоторых крупных городах республики.

Важным звеном процесса реформирования судебной системы является введение с 1 января 2007 года института уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей, который в значительной степени расширяет возможности общественного контроля и непосредственного участия граждан в отправлении правосудия.

На сегодня во всех регионах созданы специализированные межрайонные суды по уголовным делам, к подсудности которых отнесены уголовные дела об особо тяжких преступлениях, в том числе с участием присяжных заседателей, а также специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам.

Одним из важных этапов реформы судебной системы стало принятие в 2005 году Закона о разграничении подсудности, направленного на укрепление роли местных судов, упрощение судопроизводства и усиление роли апелляционных инстанций.

Данным законом из подсудности Верховного Суда было исключено рассмотрение уголовных дел по первой инстанции. В компетенцию районных судов передана и часть гражданских дел, которая прежде рассматривалась в областных судах.

Очередной этап судебно-правовой реформы ознаменован внесением поправок в мае 2007 года в Основной закон страны.

Благодаря принятым новеллам, система правосудия получила еще более надежные правовые гарантии в деле обеспечения защиты конституционных прав граждан, в частности, путем введения судебного санкционирования ареста.

В том же году были внесены поправки в Конституционный Закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», которым расширены полномочия республиканской и областных дисциплинарно-квалификационных коллегий судей. Если раньше правом возбуждения дисциплинарного производства в отношении судей были наделены председатели Верховного и областных судов, то теперь эти полномочия переданы дисциплинарно-квалификационным коллегиям судей. Для определения профессиональной пригодности действующего судьи образован новый орган - Судебное жюри. В последующем, функции дисциплинарно-квалификационных коллегий переданы Судебному жюри, которое является коллегиальным органом, формируемым с учетом представительства судов всех уровней. Это позволило исключить возможность неправового влияния на судей местных судов, обеспечить единообразный подход в оценке их деятельности.

Одним из действенных механизмов реализации принципа независимости судов стало упразднение Квалификационной коллегии юстиции с передачей ее функций по отбору кандидатов на должности судей в ведение Высшего Судебного Совета. Эта конституционная поправка позволила окончательно обособить суды от исполнительной власти. Одновременно усилена роль Высшего Судебного Совета как единого органа, осуществляющего отбор квалифицированных судейских кадров, а также уполномоченного давать рекомендации на назначение судей судов всех уровней.

Как логическое продолжение системной работы по оптимизации судоустройства, с 1 января 2010 года введен в действие Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы».

Согласно данному Закону, судебная система Казахстана состоит из судов первой инстанции (районные и приравненные к ним суды), апелляционной и кассационной инстанций (областные и приравненные к ним суды), а также надзорной инстанции (Верховный Суд).

Таким образом, в республике выстроена трехзвенная система правосудия с оптимальной организационной структурой, приближенная к нуждам населения и обеспечивающая своевременное и качественное разрешение судебных дел.

Сегодня в Казахстане функционируют 378 судов. Это – Верховный Суд Республики, 17 областных и 360 районных судов, в том числе специализированных (10 военных, 16 экономических, 32 административных, 17 - по уголовным делам и 19 - по делам несовершеннолетних).

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи местных судов назначаются Президентом, а судьи Верховного Суда – избираются Сенатом Парламента. Судьей можно стать при наличии юридического образования, при достижении 25 лет, двухлетнего стажа работы по юридической специальности и сдачи квалификационного экзамена.

Судьи судов всех уровней обладают единым статусом, различаясь только по объему полномочий. Судья выполняет свои обязанности на постоянной основе. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как на основаниях и в порядке, предусмотренным законом.

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей – такие действия преследуются по закону.

Принципиальное значение для обеспечения объективности судопроизводства имеет введение запрета для судей быть депутатами, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность. Судебные решения и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами.

В целях упрощения, расширения доступа к правосудию и повышения оперативности рассмотрения дел главой государства 17 февраля 2012 года подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования апелляционного, кассационного и надзорного порядка рассмотрения дел, повышения уровня доверия и обеспечения доступности к правосудию». Законом предусмотрено исключение института направления дел на новое судебное рассмотрение, вступление в законную силу судебных актов апелляционной инстанции со дня их оглашения. Кассационное производство предусматривает проверку законности вступивших в законную силу судебных актов. При этом, апелляционное и кассационное разбирательства стали обязательным условием для дальнейшего обращения в Верховный Суд.

Таким образом, на сегодня создана отвечающая условиям демократического правового государства и общепризнанным международным стандартам судебная система, которая обеспечивает должный уровень правовых и социальных гарантий, а также высокую профессиональную ответственность судей за соблюдение конституционных принципов правосудия.

В целях реализации решений VI Съезда судей, состоявшегося в ноябре 2013 года, в ноябре текущего года Президентом страны подписаны, разработанные Верховным Судом, Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур». Положения данных законов направлены на дальнейшее совершенствование судебной системы путем введения ряда новелл, а также корректировок норм, регламентирующих деятельность судов.

В частности, совершенствуются процедуры конкурсного отбора кандидатов в судьи, повышается роль и значение кадрового резерва на судейские должности, при Верховном и областных судах создается отдельный орган, на который будут возложены функции по решению оперативных организационных вопросов.

Закон по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур предусматривает введение упрощенной формы рассмотрения несложных дел искового производства, расширение сферы применения приказного производства, ограничение подсудности Верховного Суда путем установления некоторых категорий дел, не подлежащих пересмотру в порядке судебного надзора.

Законом также вносятся поправки в процессуальное законодательство, позволяющие широко применять информационные технологии в судопроизводстве. В частности, предоставляется возможность подавать заявления в форме электронных документов как в суды первой, так и вышестоящих инстанций, а также право получения копий судебных документов в электронном виде.

Ведется работа над проектом нового Гражданского процессуального кодекса, который сейчас находится на стадии предварительного согласования с заинтересованными государственными органами. Проект предусматривает удобный для участников процесса порядок рассмотрения дел, широкое применение примирительных процедур и использование современных электронных технологий.

Предполагается расширение категорий гражданских дел с обязательным предварительным досудебным порядком разрешения спора. В качестве дополнительных мер по упрощению судебных процедур создается возможность дистанционного исследования доказательств и заслушивания объяснений участвующих в деле лиц с помощью средств видеосвязи. Планируется расширение круга процессуальных действий, совершаемых в электронном режиме.

Законопроектом вводится в ГПК новая глава, предусматривающая детальную регламентацию процедуры заключения мирового соглашения.

Дальнейшее развитие института медиации, способствующего развитию восстановительного правосудия, снижению нагрузки на суды, планируется с введением новой процессуальной фигуры – судьи-медиатора, который в отличие от действующих медиаторов будет осуществлять свою деятельность не на платной основе.

На сегодня в судах осуществляется пилотный проект по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации).

В рамках мер по созданию в Казахстане системы административной юстиции, Верховным Судом разрабатываются концепция и проект Административного процессуального кодекса. С принятием этого кодекса связывается повышение роли правосудия в защите прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных актов и действий государственных органов и должностных лиц.

Также Верховным Судом осуществляется работа над проектами Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», направленных на совершенствование механизма пенсионного обеспечения судей.

По итогам изучения зарубежных практик в области оценки качества судебной деятельности, с начала 2014 года в судах республики введена принципиально новая система мониторинга работы судов. Она становится надежным инструментом дальнейшего совершенствования деятельности судов, исключив вероятность какого-либо умаления независимости суда при отправлении правосудия.

В частности, для оценки состояния судебной деятельности применяются социологические опросы различных категорий респондентов, в целях изучения отношения населения к судебной системе и результатам ее функционирования, выяснения степени информированности населения о работе судов, оценки соответствия уровня судебной защиты прав и свобод граждан ожиданиям общественности, изучения эффективности организации деятельности судов.

Так, в рамках совместного проекта с Программой развития ООН в Казахстане в 2015 году запланировано проведение независимого исследования путем социологического опроса участников судебных процессов в 200 судах республики. Предыдущее аналогичное исследование было проведено в первом полугодии 2012 года Центром исследования правовой политики совместно с Программой развития ООН в Казахстане. В ходе анонимного анкетирования приняло участие 6000 участников судебных процессов в 114 судах всех регионов Республики.

По данным социологического исследования 82,4% участников опроса доверяют судьям, более 80% казахстанцев убеждены в справедливости рассмотрения дела и беспристрастности судьи.

Казахстанская модель мониторинга качества судебной деятельности была успешно презентована на состоявшемся 3-5 сентября 2014 г. в г.Астане совещании председателей Верховных Судом стран – членов Шанхайской организации сотрудничества.

Международными экспертами выражена заинтересованность и дана положительная оценка проводимой работе. При экспертном содействии Программы развития ООН планируется продолжить изучение используемых другими странами систем оценки качества работы судов, на предмет внедрения в судебной системе Казахстана наиболее передовых методик.

Стоит отметить, что Верховным Судом последовательно осуществляется взаимодействие с международными партнерами по всем ключевым направлениям развития. Среди них - Представительство ООН в Казахстане, Программа развития ООН, Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международная организация по миграции, Центр ОБСЕ в Астане. Конструктивное партнерство сложилось с Европейским Союзом в рамках инициативы по верховенству права, Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) и Фондом международного правового сотрудничества (IRZ), Американской Ассоциацией юристов.

Признанием проводимой государством работы по усилению судебной защиты прав и свобод граждан, явилось принятие судейского сообщества Казахстана в 2012 году полноправным членом Международной Ассоциации судей.

На современном этапе развития судебной системы большое значение придается использованию в судах современных информационных технологий. Результатом начатого 10 лет назад внедрения в судах автоматизированных компьютерных систем, стала эффективно используемая Единая информационно-аналитическая система судебных органов, посредством которой автоматизированы все основные процессы в судах, от распределения судебной нагрузки до ведения судебной статистики. Создана единая электронная база судебных актов, посредством которой осуществляется опубликование судебной информации на интернет-ресурсах судов.

В судах Казахстана активно используются сервисы по приему электронных исков, заявлений о выдаче протокола судебного заседания, замечаний на протокол; возможности электронной почты, единой системы документооборота с государственными органами; электронное извещение участников судебных разбирательств; аудио- видеозапись судебных разбирательств. Проектами законодательных актов предусматривается расширение сферы использования электронных технологий в судебном процессе.

Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности судов осуществляется уполномоченным органом - Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде (далее – Департамент), созданным Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» от 17 августа 2010 года.

Департамент в рамках установленных полномочий осуществляет организационное, кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение деятельности судов.

В целом, об эффективности принятых последовательных мер, направленных на защиту прав, свобод физических и юридических лиц свидетельствует улучшение позиций Республики Казахстан в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по индикатору «Независимость судов».

Если в 2011 году в данном рейтинге Казахстан занимал 111-е место, то по итогам 2014 года позиции республики улучшились на 25 пунктов, она переместилась на 86-е место.

Дальнейшие меры по последовательному укреплению независимости судебной системы, обеспечению эффективности и доступности правосудия направлены на формирование судебной системы, отвечающей всем общепризнанным современным международным стандартам.

судейский молоток и весы правосудия

Основная задача судебной власти - разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон.

Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти.

Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом.

Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет функции кассационной инстанции по отношению к ним и дает разъяснения по вопросам судебной практики посредством принятия нормативных постановлений.

Верховный Суд Республики Казахстан состоит из Председателя и судей. В Верховном Суде Республики Казахстан создаются судебные коллегии и могут создаваться специализированные составы. При Верховном Суде Республики Казахстан образуются научно-консультативный совет, международный совет и печатный орган. При Верховном Суде Республики Казахстан функционирует Академия правосудия.

Верховный Суд Республики Казахстан по правилам суда первой инстанции рассматривает административные дела об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Республики Казахста н, решений и действий (бездействия) Центральной комиссии референдума.

К местным судам относятся:

- областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения);

- районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд).

В Республике Казахстан могут создаваться другие суды, в том числе специализированные суды (военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие).

Специализированные суды образуются Президентом Республики Казахстан со статусом областного или районного суда.

Председатель Верховного Cуда

АСАНОВ ЖАКИП КАЖМАНОВИ

Контакты:

г.Нур-Султан, левый берег р. Ишим,

ул. Д.Кунаева, 39 (здание Верховного Суда)

e-mail: vsrk@sud.kz


11:27 7046 0

В этом году Казахстан выделил на работу судебной системы 56,9 миллиарда тенге. У судей в стране есть ряд пожизненных льгот.

Рассказываем, как устроена судебная система в Казахстане, сколько получают судьи и за что.

КАКИЕ ВИДЫ СУДОВ И СУДЕЙ СУЩЕСТВУЮТ

Судебная система — это все суды в стране. Они разрешают конфликты и споры как между гражданами, так и среди чиновников, органов госуправления, компаний. Также суды восстанавливают нарушенные права и наказывают тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон. Заниматься этим могут только суды.

Суды в Казахстане — это отдельная ветвь власти. Зачем нужно разделение власти, как оно работает и кто за что отвечает, читайте в нашем материале.

Судебная система Казахстана:

— Суды I инстанции — городские, специализированные суды, военный суд гарнизона и районные суды.

Это суд, куда первым делом обращаются граждане, если их права кто-то нарушил. Суд изучает доказательства, выносит решение и выбирает меру наказания согласно уголовному или административному кодексу, в зависимости от дела.

— Суды II инстанции — городской суд столицы, городской суд города республиканского значения, Военный суд войск РК и областные суды. Их также называют апелляционными.

Если человек не согласен с решением районного суда, то может подать апелляцию в суд II инстанции. Там дело будут рассматривать по-новому. Когда не устраивает решение апелляционного суда, можно обратиться уже в Верховный суд для пересмотра дела.

— Верховный суд — высший судебный орган. Следит за работой остальных судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

По закону «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», носитель судебной власти в Казахстане — судья.

Ни судья, ни члены его семьи, не имеют права порочить честь и авторитет правосудия в стране.

Судья — важная и ответственная должность. Например, именно судьи избирают меру пресечения гражданину, обвиняемому в каком-либо правонарушении.

В Казахстане существуют жесткие критерии отбора на эту должность.

Кто может стать судьей районного суда:

              гражданин Казахстана в возрасте от 30 лет;

            Кроме этого, необходимо сдать специальный экзамен, пройти медицинское освидетельствование и стажировку в суде.

            Кто может стать судьей областного суда:

                        гражданин со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет;

                      Также необходимо получить заключение о его работе от областного суда, куда намерены принять судью.

                      Кто может стать судьей Верховного суда:

                                  гражданин со стажем работы в юридической сфере не менее 20 лет;

                                Плюс, нужно получить заключение от Верховного суда.

                                КАК И ЧЕМ ГОСУДАРСТВО ОБЕСПЕЧИВАЕТ СУДЕЙ

                                На финансирование судебной системы в стране ежегодно выделяют крупные суммы.

                                Согласно Указу президента «О республиканском бюджете на 2020 год», на обеспечение судебными органами судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в этом году было выделено 56,9 миллиарда тенге.

                                Для сравнения: это в 2 раза больше, чем сумма, выделенная на развитие Министерства национальной экономики (около 27,3 миллиарда тенге), в 5 раз больше, чем бюджет Министерства экологии (9,9 миллиарда) и в 8 раз больше, чем выделено на Министерство информации (7,3 миллиарда).


                                Кроме того, у судей высокие зарплаты. Уровень оплаты варьируется в зависимости от статуса суда.

                                По данным Верховного суда, в Казахстане работают 2,4 тысячи судей, хотя всего рабочих мест предусмотрено 2 684.

                                Районные судьи в Казахстане зарабатывают от 400 до 500 тысяч тенге, областные — от 600 до 700 тысяч, в Верховном суде — от 800 до 900 тысяч. Чем больше стаж, тем выше зарплата.

                                Для сравнения: средняя зарплата по Казахстану в 2020 году составила 211 тысяч тенге, а модальная зарплата (наиболее часто встречающаяся) — всего 58 034 тенге.

                                Даже самый низкооплачиваемый судья получает почти в 2 раза больше средней зарплаты и почти в 7 раз больше реального оклада казахстанцев.

                                Кроме того, у судей в Казахстане много льгот . Например, государство бесплатно предоставляет им земельные участки для индивидуального строительства, а после 10 лет госслужбы судьям выдают квартиры бесплатно.

                                К слову, квартиры для судей зачастую выбираются весьма неплохие. Ratel.kz опубликовал материал , как Верховный суд закупал шесть трех- и четырехкомнатных квартир на общую сумму в 186,6 миллиона тенге в элитных ЖК Астаны (Нур-Султана). Три квартиры стоили 25,4 миллиона тенге, одна — 28,6 миллиона и две — 40,7 миллиона.

                                Для судей, вышедших на пенсию, предоставляется скидка в 50 % по оплате жилой площади, коммунальных услуг, топлива.

                                Также судьи получают бесплатное медицинское и санаторно-курортное обеспечение и надбавки: за выслугу лет и за повышение квалификации. Например, при стаже свыше 20 лет службы надбавка составляет 50 % от зарплаты.

                                Что еще важно и интересно: судьи обладают неприкосновенностью (иммунитетом) . По Конституционному закону , судья не может быть:

                                — подвергнут содержанию под стражей, домашнему аресту, приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке;

                                — привлечен к уголовной ответственности.

                                Лишить судью неприкосновенности можно только после того, как Высший Судебный Совет предоставит заключение президенту, а тот даст свое согласие. В случае с судьей Верховного суда необходимо согласие Сената Парламента.

                                По словам адвоката Таира Назханова, дела в отношении судей могут тянуться очень долго. Сперва необходимо получить согласие от высших органов власти, а дело может начаться только после одобрения Генерального прокурора. И он же будет контролировать весь судебный процесс.

                                Сложности, которые возникают у органов досудебного расследования связаны именно с получением согласия президента или Сената и с тотальным контролем со стороны Генеральной Прокуратуры. В остальном как досудебное расследование, так и рассмотрение дела в суде производится по общим правилам судебного разбирательства, — говорит Назханов.


                                22148 Фото: CC0 Creative Commons

                                Основная задача судебной власти — разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон. Судебная власть осуществляется только судом, никто другой в Казахстане не вправе вершить правосудие.

                                Конституция Республики Казахстан учреждает единую судебную систему государства. Систему судов в Республике Казахстан составляют Верховный Суд Республики и местные суды.

                                К местным судам относятся: областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения), районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд). Также в Казахстане функционируют и другие, специализированные суды: военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и многие другие.

                                Сегодня мы подробнее остановимся на понятии «специализированный суд»: когда и зачем они были созданы, что стало причиной отделения от местных судов, и какие полномочия имеют каждый из них.

                                Законодательство РК допускает осуществление специализации судов и создание в этих целях специализированных судов. Так, могут быть созданы специализированные суды по хозяйственным, налоговым, семейным, административным, трудовым делам, делам несовершеннолетних и т. д. Учрежденные специализированные суды имеют статус районного (городского) суда.

                                Предпосылкой к созданию в Казахстане специализации судов и судей стало стремительное развитие рыночных отношений и гражданского общества. По словам председателя надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного суда Казахстана Елиса Абдыкадырова, необходимость создания специализированных судов как института возникла для повышения гарантий защиты трудовых прав казахстанцев.

                                Первые межрайонные специализированные экономические суды были образованы 16 января 2001 года в порядке в Алматы и Караганде.

                                Итоги деятельности этих судов доказали целесообразность образования экономических судов во всех областях республики и в городе Астане. В результате эксперимента была создана соответствующая правовая база по обеспечению деятельности экономических судов, в частности, внесены изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, где определена подсудность этих судов.

                                Специализированные межрайонные административные суды появились в Казахстане в сентябре 2004 года, в уже в 2007 году — первые специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних. Последние были образованы по Указу Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Астане и Алматы. Затем они появились во всех областных центрах и некоторых крупных городах республики.

                                Специализированные межрайонные суды по уголовным делам появились в Казахстане в январе 2010 года. К их подсудности отнесены дела по особо тяжким преступлениям. Также суды работают и с участием присяжных заседателей.

                                Создание специализированных судов способствовало тому, чтобы наиболее оптимально решить вопросы специализации и, как следствие этого, — повышения квалификации судей, уменьшения нагрузки на суды и повышению эффективности судебной деятельности, а также решению ряда судоустройственных вопросов.

                                Как показывает опыт действующих во многих странах специализированных судов, специализация позволяет судьям на основе углубленных знаний по определенным отраслям права, специфических особенностей и нюансов отдельных категорий дел выносить более квалифицированные судебные решения, что является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность судебной работы и решения некоторых проблем, связанных с судебной нагрузкой.

                                В отличие от судов общей юрисдикции специализированные межрайонные экономические суды призваны осуществлять судебную власть при разрешений гражданских дел по имущественным и неимущественным спорам. Сторонами процесса являются граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица, юридические лица, а также по корпоративным спорам.

                                К подсудности экономических межрайонных судов отнесены только те дела, которые изъяты из подсудности судов общей юрисдикции.

                                Основная функция суда — осуществление защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судебная защита от любых неправомерных решений и действий и действий государственных органов, организаций и должностных лиц, ущемляющих права и законные интересы.

                                Специализированные межрайонные экономические суды созданы в Астане, Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Восточно–Казахстанской, Жамбылской, Западно – Казахстанской, Костанайской, Кызылординской, Мангыстауской, Павлодарской, Северо – Казахстанской, Туркестанской (ранее Южно–Казахстанской) областях.

                                Специализированные межрайонные административные суды были созданы по причине необходимости обеспечения законности и гарантий прав и законных интересов граждан, вовлеченных в сферу правоотношений с органами и должностными лицами исполнительной ветви государственной власти.

                                К компетенции суда отнесено рассмотрение отдельных составов административных правонарушений и разрешение дел об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

                                Следующим шагом в развитии специализированных судов явилось образование финансового суда города Алматы. Суд уполномочен рассматривать гражданско-правовые споры участников регионального финансового центра города Алматы. Статус этого суда приравнен к областному суду.

                                Региональный финансовый центр города Алматы был создан в целях развития рынка ценных бумаг, обеспечения его интеграции с международными рынками капитала, привлечения инвестиций в экономику Казахстана, а также выхода казахстанского капитала на зарубежные рынки ценных бумаг. Региональный финансовый центр представляет собой особый правовой режим, регулирующий взаимоотношения участников финансового центра и заинтересованных лиц, направленный на развитие финансового рынка Республики.

                                Специализированный финансовый суд рассматривает гражданские дела по имущественным или неимущественным спорам участника регионального финансового центра, а также гражданские дела о реструктуризации финансовых организаций и организаций, входящих в банковский конгломерат в качестве родительской организации и не являющихся финансовыми организациями, в случаях, предусмотренных законами РК.

                                Банковский конгломерат — группа юридических лиц, состоящая из банковского холдинга, банка, а также дочерних организаций банковского холдинга и (или) дочерних организаций банка и (или) организаций, в которых банковский холдинг и (или) его дочерние организации имеют значительное участие в капитале.

                                В состав банковского конгломерата не входят национальный управляющий холдинг, банковский холдинг-нерезидент РК, а также дочерние организации и организации, в которых банковский холдинг-нерезидент имеет значительное участие в капитале, являющиеся нерезидентами РК.

                                В отличие от других специализированных судов по иному принципу образуются и действуют военные суды. Особенности организации и деятельности этих судов обусловлены спецификой организации и структуры Вооруженных Сил государства и стоящих перед ними задач.

                                В этой связи военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и иных приравненных к ним законом формирований и органов. Подсистему военных судов образуют три звена:

                                К юрисдикции военных судов отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также в порядке судебного надзора и ввиду вновь открывшихся обстоятельств.

                                Разграничение дел между различными звеньями системы военных судов предусмотрено законом по персональному, в зависимости от того, кто совершил преступление, и родовому, в зависимости от характера совершенного преступления, признакам.

                                При рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел военные суды руководствуются теми же процессуальными и материальными законами, что и суды общей юрисдикции.

                                Специализированные суды по делам несовершеннолетних являются наиболее важным звеном системы ювенальной юстиции, поскольку судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов.Именно, суд обладает наиболее широкими возможностями при решении вопросов, касающихся защиты прав и законных интересов граждан республики, в том числе, несовершеннолетних.

                                Задача ювенального суда состоит в активизации этих процессов, постановки основополагающих вопросов перед всеми субъектами, работающими с несовершеннолетними детьми.

                                Создание суда по делам несовершеннолетних является значимым шагом в развитии системы ювенальной юстиции в Казахстане, началом процесса гуманизации системы правосудия и междисциплинарного подхода среди специалистов разных направлений. С 12 августа 1994 года Республика Казахстан является стороной Международной Конвенции ООН о правах ребенка. Одним из руководящих принципов Конвенции является принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка.

                                Конвенция признает право каждого ребенка, обвиненного в нарушении закона, на «принятие решения по рассматриваемому вопросу независимым компетентным и беспристрастным органом».

                                В Казахстане – единственном из стран Центральной Азии на сегодня успешно функционируют 19 ювенальных судов: по два суда в Алматинской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях и по одному суду во всех областных центрах, городах Астана и Алматы.

                                Ювенальные суды созданы как суды комплексной юрисдикции, к подсудности которых отнесены уголовные дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и уголовные дела о преступлениях, нарушающих права несовершеннолетних, а также гражданские и административные дела.

                                Законодательством четко очерчен круг дел, подсудных ювенальным судам. Суды рассматривают гражданские дела по спорам:

                                — об определении места жительства ребенка при выезде ребенка с одним из родителей за пределы республики на постоянное место жительства;

                                — о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации с особым режимом содержания;

                                — по заявлениям об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

                                — об установлении отцовства и о взыскании алиментов в процентном отношении или твердой денежной сумме на содержание ребенка;

                                — о возмещении вреда, причиненного совместно несовершеннолетними и совершеннолетними, в том числе с участием недееспособных или ограниченно дееспособных совершеннолетних.

                                В целях вынесения судебного решения, которое в полной мере будет способствовать защите интересов несовершеннолетнего, судья выявляет условия жизни и воспитания ребенка, личностные черты ребенка и его родителей, особенности их взаимоотношений.

                                Ювенальный суд — это не только специальный состав суда, а новая форма судопроизводства, отличительными признаками которого являются отход от карательных методов правосудия в отношении несовершеннолетних, широкое применение восстановительного правосудия, где важно не покарать, а перевоспитать.

                                Специализированные межрайонные уголовные суды действуют в качестве суда первой инстанции. В подсудность данного суда входят дела об особо тяжких преступлениях, а также дела, рассмотрение которых производится с участием присяжных заседателей.

                                Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых Уголовным Кодексом Республики Казахстан предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок выше 12 лет или смертной казни.

                                В соответствии с законом РК «О присяжных заседателях» от 16 января 2006 года № 121 специализированными межрайонными судами уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей.

                                Производство по уголовным делам с участием присяжных заседателей — это суд, разбирающий и разрешающий уголовные дела с участием присяжных заседателей, при которой суд подразделяется на две части: одну составляет судья-профессионал, а другую —непрофессионалы (присяжные), которые наделены правом решать как вопросы права, так и вопросы наказания за преступление.

                                Присяжные заседатели приносят в суд свой жизненный опыт и ценностные ориентации, отражающие правосознание общество в целом. Более того, для наших граждан осуществление функции присяжных заседателей одновременно поучительно и почетно.

                                Суд с участием присяжных заседателей действует в составе одного судьи и десяти присяжных заседателей, которые в равных условиях участвуют как при решении вопроса виновности, так и при решении вопроса о наказании.

                                Осуществление уголовного судопроизводства по делам с участием присяжных заседателей производится по ходатайству обвиняемого о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей.

                                Автор статьи

                                Куприянов Денис Юрьевич

                                Куприянов Денис Юрьевич

                                Юрист частного права

                                Страница автора

                                Читайте также: