Как подать в суд на онлайн школу

Обновлено: 26.04.2024

При этом увеличивается не только разнообразие программ и количество студентов, но и средний чек за образовательные услуги.

Разобраться в таком многообразии бывает сложно, а терять большие деньги из-за неправильного выбора — обидно. Поэтому мы решили понять, как работает система возврата средств в онлайн-школах , и попросили читателей Т—Ж рассказать, как они боролись с электронной бюрократией. Спойлер: все не так страшно.

Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Курс: «Интернет-маркетолог» от «Яндекс-практикума»
Сколько стоил: 13 300 Р в месяц
Сколько вернули: всю сумму

Мой курс стартовал 15 октября 2020 года, но фактически занятия начались 19-го числа. Я написал письмо с просьбой возврата денег почти сразу, 17 октября, — решил вернуть деньги, так как потерял источник дохода. Условия возврата прописаны у «Практикума» в публичной оферте предельно ясно: «Яндекс» считает количество пройденных дней от всего курса и возвращает сумму.

Поддержка ответила сразу, отговорить не пытались — только вежливо попросили пояснить, в чем дело, чтобы они могли стать лучше. Пообещали, что деньги придут обратно в течение 30 дней.

4 февраля 2021 года мне наконец пришла вторая, уже верно рассчитанная часть денег — 6649 Р . Из «Практикума» написали, что отправили деньги, и поинтересовались, получил ли я возврат. За задержку никто передо мной не извинился.

Курс: «Таргетированная реклама про» от «Нетологии»
Сколько стоил: 32 497 Р по предварительной цене
Сколько вернули: 18 467 Р


Выбрала этот курс и взяла рассрочку на 10 месяцев, потому что захотелось упорядочить свои знания в области таргета. До этого я окончила несколько курсов «Нетологии», и они показались неплохими.

Курс оказался для меня неподходящим: я работаю с микробизнесами и совсем небольшими бюджетами, а обучение рассчитано на тех, кто, наоборот, хочет масштабироваться и работать в больших компаниях с большими проектами. Для меня эти знания были бы неприменимы из-за того , что расти до руководителя я не хочу и работать с большими конторами не планирую. В итоге я нашла для себя другой курс, рассчитанный именно на фрилансеров средней руки, с большим количеством практических рекомендаций.

Учиться каким-то вещам, но не иметь возможности применить их на практике довольно бессмысленно. Так что деньги за курс я решила вернуть.

Как победить выгорание

Я успела пройти 10 из 32 занятий. По моим расчетам, мне должны были вернуть 22 343 Р — это как раз сумма за 22 непройденных урока, каждый из которых должен был стоить около 1000 Р . Организаторы прислали мне только 18 467 Р , так как, по их подсчетам, 10 занятий, которые я уже прошла, стоили не примерно 1000 Р за каждое, а 1403 Р — по полной стоимости курса, а не по его предварительной цене. То есть разница между той суммой, на которую я рассчитывала, и той, которую я получила, составила около 4000 Р не в мою пользу. Если бы я решила вернуть деньги, скажем, после 25-го занятия , то еще осталась бы должна.

Годом раньше я купила другой курс в «Нетологии» и за несколько дней до его старта увидела, что следующий поток можно приобрести дешевле — со скидкой early bird и промокодом по случаю какого-то праздника. Я попросила вернуть деньги за курс или перенести оплату на следующий поток и вернуть мне разницу между ценами. Менеджер, похоже, опешил от моей наглости, но оплату перенес и разницу в несколько тысяч рублей я получила. С тех пор при оплате курсов в «Нетологии» скидки на early bird и промокоды суммироваться перестали. Не знаю, совпадение это или моя жадность так впечатлила менеджеров по продажам, что они приняли меры.

Курс: «Коммерческий редактор» от «Нетологии»
Сколько стоил: 33 675 Р
Сколько вернули: перевели на другой курс


В апреле 2020 года от сидения в самоизоляции моя крыша немного начала уезжать. Я решила уйти из ИТ на вольные фрилансерские хлеба и купила курс по копирайтингу и редактуре.

Пройдя первый модуль, я поняла, что погорячилась. Самоизоляция прошла, я стала снова видеться с коллегами, сфера ИТ перестала казаться такой уж ненавистной. А вот труд копирайтера оказался сложным, да и оплачивался гораздо хуже. В целом модуль по копирайтингу мне понравился, но я поняла, что не буду менять профессию, а значит, и проходить следующие модули не имеет смысла.

Условия возврата явно прописаны не были, а может, я просто не обратила на это внимания. Я знала, что закон о защите прав потребителей дает возможность вернуть деньги за неиспользованные услуги, — таким образом мне уже возвращали плату за школу вождения.

Чтобы получить возврат, я написала заявление в свободной форме с просьбой о переводе. Меня не отговаривали, но предложили вместо возврата средств выбрать любой другой курс в рамках той суммы, которую мне должны были вернуть, — что-то около 20 тысяч. Меня это устроило — я выбрала другой курс и прошла его до конца.

Курс: «Бэкенд-разработчик» от «Яндекс-практикума» (сейчас курс закрылся)
Сколько стоил: 85 000 Р
Сколько вернули: 78 200 Р


Первое впечатление от пробного месяца вызвало у меня массу положительных эмоций: интересный тренажер, реальные задачи и примеры из жизни, нетривиальный подход к обучению. Но после оплаты всего курса и вступления в комьюнити что-то пошло не так.

Во-первых, оказалось, что в одной группе смешаны студенты с разным уровнем подготовки: на выполнение некоторых заданий у меня уходило по 6 часов, притом что кто-то уже через 15 минут писал в чат, что все выполнил. Это сильно демотивирует, начинаешь считать себя ущербным.

Во-вторых, встроенный тренажер принимал только один-единственный вариант написания кода. Даже если код работает верно, ответ не будет засчитан и следующий этап не откроется. Как-то на всю дискуссию с техподдержкой у меня ушло 12 часов: мне отвечали с огромными перерывами, аргументируя это большой нагрузкой и недостатком операторов. Странно, «Яндекс» не смог предугадать, сколько должно хватить операторов на всех учеников? И на такую борьбу с тренажером уходило очень много времени, что сильно тормозило процесс обучения. А между тем на курсе прописаны довольно сжатые сроки.

Наконец, «Практикум» утверждает, что обучение идет под чутким присмотром опытных программистов. После того как тренажер в очередный раз не принял мой ответ, я решил обратиться к наставнику нашей группы, чтобы узнать, что же не так в моем коде. Мы долго провозились, но результат остался прежним. В конце концов наставник развел руками и сказал, что не знает, в чем дело. На этом мое терпение лопнуло, и я решил досрочно прервать обучение.

В оферте к курсу был интересный пункт: количество дней обучения рассчитывается с даты начала обучения до первого рабочего дня, следующего за датой отказа. Мой отказ пришелся ровно на день оглашения президентом мартовских нерабочих дней. Повезло, не пришлось платить за лишний рабочий день.

Курс: «Порядок в голове» от «Времени в порядке»
Сколько стоил: 13 350 Р со скидкой
Сколько вернули: 10 012 Р


Пару месяцев назад я выгорела и решила, что из этого состояния меня обязательно вытащат новые знания. Поэтому во время Черной пятницы взяла курс по психологии: восемь видеолекций, с помощью которых обещали разобраться с внутренним ребенком, убрать негативные установки и вот это вот все. Думала, это поможет мне сэкономить на походах к психологу. Покупала импульсивно и явно не в здравом уме.

Доступ к курсу сохранялся три месяца, но начала я смотреть его только за месяц до окончания доступа. Посмотрела всего две лекции и крайне разочаровалась в качестве, хотя «эксперт» очень популярный и восторженных отзывов я прочитала довольно много. Было ощущение, что спикер просто записывает на камеру свой поток мыслей, очень сложно было воспринимать информацию, да и была она крайне примитивной. Например, чтобы избавиться от негативных эмоций, нужно перестать смотреть телевизор. Серьезно? На «Ютубе» в свободном доступе можно получить эту информацию бесплатно и от признанных экспертов и ученых.

Условия возврата удалось найти в описании оферты. Согласно ей я могла «потребовать возврата уплаченных денежных средств в течение 14 календарных дней с момента начала обучения». Кроме того, в договоре были прописаны различные ограничения — например, что должна быть уважительная причина для расторжения. Но я знала, что это противоречит закону о защите прав потребителя и я могу запросить возврат, когда захочу, без объяснения причин.

Я объяснила ситуацию: сказала, что мне необходимы средства на другие цели — восстановление здоровья. Больше вопросов не задавали и сразу приняли заявление. Это хорошо, иначе я бы точно поддалась на уговоры.

Мне предоставили шаблон заявления, а также уже высчитали сумму к возврату. Я переживала, что могут возникнуть проблемы в расчете суммы. Но действительно, мне вернули средства за все шесть непросмотренных уроков в течение 14 дней.

Курс: «Профессия DevOps-инженер» от «Скиллбокса»
Сколько стоил: 25 300 Р со скидкой и сертификатом
Сколько вернули: 7590 Р


За этот курс я заплатил всего 25 300 Р , но это с учетом всевозможных скидок и сертификата на 30 000 Р , который я выиграл ранее на их же интенсиве. Оплачивал курс в рассрочку, которую еще даже не успел закрыть до конца.

Курс состоял из нескольких разделов, но на момент начала обучения основной из них, где, собственно, и обучали необходимой профессии, еще не был готов. Доступно было два модуля, а у остальных только указана дата выхода, которая пару раз переносилась еще на месяц. Пока новые модули выходили, я уже успел освоить часть материала самостоятельно и найти работу по специальности, в результате чего курс потерял для меня актуальность.

На сайте курса не было информации о возврате, или я ее не нашел, но была ссылка на договор оферты, в котором эти условия были прописаны.

Через пару дней после того, как я отправил заявку на возврат, со мной связалась представитель школы и предложила альтернативные варианты: например, заменить курс на любой другой за эту же сумму или переоформить личный кабинет на другого человека — также с возможностью замены курса. От обоих вариантов я отказался, навязывать их мне не пытались, так что разговор закончился довольно быстро.

Сейчас эта эпопея еще не закончена, так как я только отправил оригинал письма. Но сумма к возврату уже определена, и она составляет всего 30% от уплаченной — 7590 Р . Такое условие прописано в договоре оферты, причем в случае, если курс уже пройден более чем на 30%, мне бы вернули еще меньше. Так что неготовность курса к моменту моей покупки даже сыграла мне на руку.

Курс: «Мидл фронтенд-разработчик» от «Яндекс-практикума»
Сколько стоил: 66 500 Р со скидкой
Сколько вернули: 47 422 Р


Решил вернуть деньги через месяц обучения, потому что не устроило абсолютно все: подача материала, сам материал и практическая часть курса.

Курс максимально сырой, куча опечаток в тексте и ошибок в коде. В первый же день нашел штук 20, а за месяц обучения — за полсотни. Кидал все это в чат — ловил плюсы от студентов, но исправлялась дай бог половина.

Сам материал — выжимки из учебников, короткие и бестолковые настолько, что проще и полезнее было бы прочитать их полную версию. Практическая часть — это написание кода в тренажере с автоматической проверкой. Однажды целые сутки убил на попытки понять, что не так в моем решении задачи. Оказалось, проблема в этой автоматической проверке, которая не принимала правильный ответ. При этом были случаи, когда принимались неправильные. А один раз в выходной все студенты дошли до задачи, где ни у кого ничего не принималось, — все выходные коту под хвост, бунт в чате был лютый.

За месяц ничего нового я для себя не узнал. Курс позиционировался как программа обучения для мидлов, но на практике большую часть информации, по крайней мере в первый месяц, на котором я был, я узнал еще на самых первых курсах для новичков.

Правила возврата были более чем понятны. Я написал на почту, что хочу досрочно завершить обучение, и подождал, пока деньги вернутся на карту. Вернули мне 47 422 Р — ровно сколько и было положено. Препятствий не было. Предупреждали, что возврат может занять до 30 дней, занял в итоге всего два.

Курс: Pintosevich Body Design от тренера личностного роста Ицхака Пинтосевича
Сколько стоил: 5000 Р за двоих
Сколько вернули: 0 Р


После покупки курса по налаживанию здорового образа жизни понял, что он не соответствует моим ожиданиям: он существенно отличался по своему строению от предыдущих, купленных мной у Ицхака, был гораздо хуже структурирован и состоял из простого набора записей трансляций какого-то стороннего специалиста, хотя в рекламе на первом месте среди лекторов был указан Ицхак. Я написал в поддержку — во время покупки мне гарантировали возврат средств. Эту гарантию все еще можно найти на сайте:

В поддержке предложили взамен несколько неинтересных мне курсов, и я отказался. Сказали заполнить форму для возврата средств, которую я заполнил и отправил в соответствии со всеми требованиями, а потом перестали выходить на связь.

Не желая особенно заниматься этой ситуацией, я махнул рукой и забыл, пока не увидел вашу форму. Подумал: «А ведь отлично вписывается! Но вдруг там на самом деле нормальные ответственные ребята и произошла ошибка?» Написал в поддержку еще раз. Мне сообщили, что повторно передали мое обращение, но это опять-таки ни к чему не привело, со мной никто не связался, деньги на счет не поступили, и я махнул рукой уже второй раз. Возможно, на результате сказалось недостаточное количество усилий, приложенных с моей стороны, но тем не менее, учитывая, что основатель курсов, Ицхак Пинтосевич, активно ратует за помощь людям, бесплатную передачу знаний и всякие прочие общечеловеческие блага, ситуация показалась мне довольно ироничной.

Любите учиться? Расскажите о курсах, которые вы прошли, и станьте героем нашего нового материала.

Не так давно студенты GeekBrains подали коллективный иск к платформе из-за отказов возвращать деньги за курсы. Мы изучили оферты 4 крупных онлайн-школ и судебные решения, чтобы понять практику на рынке по этому вопросу.

Для анализа мы взяли документы 4 школ: Гикбрейнс, Нетология, Яндекс Практикум и Скиллбокс. Каждая школа по-разному устанавливает политику возвратов

При досрочном прекращении договора Исполнитель возвращает часть стоимости услуг.

Сумма, подлежащая возврату, определяется в зависимости от времени использования платформы:

  • 3 дня с момента предоставления доступа – возврат 100% стоимости.
  • менее 14 дней с момента предоставления доступа – возврат 30% стоимости.
  • от 14 до 30 дней с момента предоставления доступа – возврат 15% стоимости.
  • более 30 дней с момента предоставления доступа – нет возврата.

При досрочном прекращении договора, Исполнитель возвращает стоимость услуг, за вычетом своих расходов.

Порядок возврата отличается в зависимости от способа оплаты.

Сумма возврата определяется по формуле.

При оплате в кредит, с использованием промокода и 100% предоплате – возврат стоимости непройденных занятий.

При ежемесячной оплате – оплата за следующий месяц не списывается, если Обучающийся надлежащим образом уведомил об окончании обучения.

Яндекс Практикум

При досрочном прекращении договора, Исполнитель возвращает стоимость услуг в соответствии с условиями оферты.

Сумма возврата определяется по формуле.

Исполнитель возвращает деньги за вычетом стоимости прошедших занятий.

Исполнитель оказывает услуги по предоставлению удаленного доступа к Платформе.

Возврат средств возможен до исполнения обязательств в полном объеме, то есть до предоставления доступа к платформе.

Прожемуточный вывод

За исключением Скиллбокс онлайн-школы возвращают деньги по определенным формулам. Гикбрейнс в зависимости от времени, прошедшего с момента предоставления доступа. Нетология и Яндекс.Практикум в зависимости от количества пройденных занятий.

Потребительское законодательство дает гражданину право отказаться от договора оказания услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (ст. 32 ЗОЗПП). Гражданское законодательство содержит подобную норму о договоре возмездного оказания услуг (ст. 782 ГК РФ). Не противоречат ли оферты онлайн-школ этим нормам? Как суды применяют их при разрешении споров?

В сентябре прошлого года Московский городской суд рассмотрел дело о возврате стоимости онлайн-курса. Ученица захотела вернуть деньги за оплаченный ею курс. Онлайн-школа вернула только 10% стоимости, а остальное возвращать отказалась. Суд принял сторону школы и отказал в удовлетворении исковых требований, потому что:

  • услуги заключались в предоставлении доступа и были оказаны в полном объеме;
  • расходы онлайн-школы на каждый из учебных блоков курса были указаны в оферте.

Таким образом, онлайн-школа изначально вернула ученице деньги именно в том размере, который предусмотрен офертой и выполнила требования законодательства об оплате фактических расходов (Апелляционное определение Московского городского суда от 08.09.2021 N 33-34582/2021).

В другом деле истец обратился в суд с требованием вернуть деньги за онлайн-курс «Корпоративный блогер». Суд отказал в удовлетворении его требований в связи со следующим:

  • в оферте было указано, что услуги оказаны с момента предоставления доступа к курсу;
  • ответчик доказал, что предоставил доступ.

В перечисленных выше делах суды ссылались на условия оферт и поддерживали, что услуги считаются оказанными в полном объеме с момента предоставления доступа. Однако существует и другой подход.

В 2018 году Московский городской суд удовлетворил требование о возврате средств за онлайн-курс по парикмахерскому искусству. Суд мотивировал свое решение тем, что ответчик не предоставил доказательств своих расходов исключительно на цели обучения истца. В итоге, ответчику пришлось вернуть всю стоимость курса и выплатить штраф за неудовлетворение требований в добровольном порядке. (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.10.2018 по делу N 33-44430/2018).

При этом важно, чтобы потребитель получил именно тот онлайн-курс, за который он заплатил. Так, Скиллбокс проиграл потребителю спор о возврате средств, потому что потребитель заплатил за продвинутый курс, а ему предоставили только начальные (базовые) уроки. Из текста решения не ясно, должны ли продвинутые уроки быть предоставлены после прохождения начальных или нет. В любом случае, суд посчитал, что онлайн-школа нарушила срок оказания изначально согласованной услуги и взыскал стоимость курса, неустойку за нарушение сроков оказания услуги и штраф. (Решение Калининского районного суда г. Новосибирска № 2-1999/2018 2-1999/2018~М-1545/2018 М-1545/2018 от 6 сентября 2018 г. по делу № 2-1999/2018).

После изучения судебной практики становится очевидным текущий способ защиты от возврата средств за онлайн-курсы:

  • указать в оферте, что услуги состоят в предоставлении доступа к курсу;
  • указать в оферте, что услуги считаются оказанными с момента предоставления доступа;
  • указать в оферте обоснование расходов онлайн-школы на каждый из блоков курса.

Если все эти условия соблюдены, то шансы онлайн-школы резко возрастают. При этом большинство онлайн-школ все-таки добавляют условия о возврате в свои оферты, применяя разные формулы. Такой подход в совокупности с вышеназванными условиями оферты еще больше увеличивает шанс на выигрыш в суде.

Кроме того, надо учитывать и репутационные, и бизнес-факторы. Ведь потребитель может приобрести курс, а тот действительно окажется бесполезным. Будет ли он добрым словом вспоминать онлайн-школу, если ему не вернут деньги? Вряд ли. Насколько это бы ни было правомерно.

Возможно, текущий коллективный иск как-то изменит практику на рынке. Но пока это неочевидно.

Онлайн формат обучения – благо. Это возможность учиться из любой точки планеты и почти любой профессии. Но иногда приходится отказаться от курса и вернуть деньги. Причина может быть любая: курс плохо организован, вам не нравится качество или возникли личные обстоятельства. Сегодня поговорим, как нужно действовать в такой ситуации.

Ситуация: вы решили, что хотите вернуть деньги за онлайн-курс.

Первое, что можно сделать – обратиться к условиям оферты, она должна быть размещена на сайте исполнителя.

Этот документ может быть назван по-разному: «Публичная оферта», просто «Договор», «Пользовательское соглашение» или «Договор оферты» (это название не совсем верно с юридической точки зрения, его все время все используют (вероятно, копируя друг друга), но в целом название не меняет сути).

Оферта содержит «дорожную карту» ваших взаимоотношений с исполнителем, юридические реквизиты стороны, там прописываются взаимные права и обязанности и условия одностороннего отказа от договора.

Раздел о порядке возврата средств за онлайн-курс может также называться по-разному: «Порядок оплаты и возврата денежных средств», «Изменение и расторжение договора» и так далее – главное найти ключевое условие о том, в какой момент и при каких условиях вы как заказчик имеете право отказаться от прохождения курса, а также в каком объеме будут (если будут) возвращены денежные средства.

В соответствии с законодательством о защите прав потребителей отказаться от онлайн-обучения как от «классической» услуги, только оказываемой в дистанционном формате, заказчик вправе в любой момент вне зависимости от причины.

Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)

Даже если оферта на сайте указывала на невозможность такого отказа, нужно понимать, что это правило закона – императивное (обязательное), оно не может быть ограничено договором или исполнителем в одностороннем порядке.

Однако все зависит от обстоятельств конкретного кейса: в каких обстоятельствах вы решили отказаться от онлайн-курса и потребовать возврат средств.

Необходимо всегда учитывать правила, которые установлены для отношений между сторонами договором (офертой), и только если такого условия нет – обращаться к общему регулированию из закона.

По общему правилу (из закона) заказчик имеет право отказаться от договора, компенсировав исполнителю фактически понесенные расходы.

Скорее всего, вы сможете попробовать вернуть полную стоимость обучения, так как не приступили к обучению. Но нужно помнить, что, если офертой (договором) не предусмотрено иное, работает общее правило о необходимости компенсации исполнителю фактически понесённых расходов. Такие расходы могут быть вызваны, в том числе, и подготовкой к исполнению договора. То есть, заказчик, отказавшийся от исполнения договора, обязан оплатить исполнителю понесенные до момента такого отказа расходы, даже если услуги не оказаны. Но в таком случае исполнитель должен будет доказать, что он понес такие расходы.

Тут возможно два варианта развития событий:

(1) вас устраивает качество, но у вас есть иная причина, по которой вы решили отказаться от услуги (ваша личная причина);

(2) вас не устраивает качество услуги (причина отказа в некачественной услуге).

В случае, если вас устраивает качество, но вы решили прервать обучение, для вас есть несколько вариантов действий.

Все зависит также от того, в каком порядке оказываются услуги:

  • если онлайн-курс проходит поэтапно, доступ к занятиям предоставляется не единовременно, то исполнитель должен будет вернуть сумму обучения за вычетом оплаты за фактически оказанные услуги (за те уроки, к которым вы уже получили доступ);
  • если же после оплаты вы получили доступ ко всем материалам онлайн-курса, то услуга считается оказанной в полном объеме, и исполнитель имеет право не возвращать деньги.

Иначе строятся отношения в ситуации, когда вы не довольны качеством услуги.

Услуга может быть оказана некачественно по множеству параметров: несоответствие заявленной программе, объему, составу спикеров, отсутствию тех или иных материалов, изменение наполнения или графика выхода уроков и так далее. В таком случае законодательство о защите прав потребителей предоставляет заказчику варианты требований:

  • потребовать устранить недостатки (при возможности) или
  • уменьшить цену оказываемой услуги

Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

Также в случае неустранения недостатков выполняемых услуг в срок, который вы согласовали, а также при выявлении существенных недостатков выполненной услуги (это грубое нарушение/ отступление о условий договора), вы как заказчик будете иметь право отказаться от обучения и потребовать возврата оплаты в полном объеме.

В любом из случаев, изложенных выше, первое действие – это обращение к исполнителю.

Обращение оформляется в виде претензии или заявления на возврат средств (с отказом от прохождения курса). Этот документ направляется в адрес исполнителя по реквизитам, указанным в оферте (договоре / пользовательском соглашении). Как правило, онлайн-школы делают специальное условие о том, что любая коммуникация ведется не по юридическому адресу (не физической почтой), а с помощью электронных средств связи, например, на специальный электронный почтовый ящик.

В претензии / заявлении вы излагаете факты: выражаете желание отказаться от курса, сообщаете данные о произведенной оплате и просите вернуть деньги – при этом можно и нужно ссылаться на закон и пункты договора (оферты).

Чтобы быть уверенным в своей правоте, особенно при отказе от курса по причине недовольства качеством, перед направлением претензии зафиксируйте все наиболее важные факты: сохраните оферту, размещенную на сайте, сохраните все данные о программе курса, его наполнении, привлеченных спикерах – любые важные детали. Сохраните все активные действия исполнителя (например, оповещения о задержке выхода урока), любые переписки с исполнителем. При этом старайтесь не общаться с исполнителем (его представителями) по телефону. Лучше зафиксировать все письменно, а в случае отказа удовлетворить вашу претензию – требуйте официальный письменный ответ.

Все данные доказательства помогут вам отстоять свою позицию, если дело дойдет до суда.

Как правило, добросовестные школы составляют качественную оферту и размещают ее на сайте для свободного доступа всех потенциальных и действующих заказчиков курса.

Но рынок инфобизнеса сейчас наполнен различными форматами, начиная от классических онлайн-курсов, заканчивая мастермайндами и «наставничеством». Часто при покупке курса у блогера вам не предоставят документов, а для оплаты дадут реквизиты карты или счета, или по новой моде – скинут ссылку на оплату через рассрочку от партнёрского банка.

Что делать, если вы не знакомились с условиями оферты (потому что она не существует) и не подписывали договор с исполнителем?

Закон разрешает заключать договор не только в форме единого документа, он может быть заключен и путем обмена электронными письма, даже через мессенджеры. Главное – должно быть предложение заключить договор на определённых условиях и принятие этих условий (акцепт). При этом вы аналогично будете защищены законом, сможете требовать возврата средств, ссылаться на некачественное оказание услуг и предъявлять претензии за нарушение сроков и других условий.

Автор статьи – Наталья Синицына, практикующий юрист в сфере интеллектуальной собственности, главный редактор научного журнала «Vox Juris».

Если статья была вам полезна, не забудьте поставить плюс и добавить в закладки.

Буду рада видеть вас в своем инстаграм @sinnatalie. Мои правовые игры помогают доступно и весело получать новые знания в сфере интеллектуальной собственности.

Превентивный совет: не покупать у инфоцыган, то, что и так бесплатно в доступе. А у нас, к сожалению, большая часть рынка курсов - это инфоцыгане.

Понимаю важность совета и согласна в большей степени! но так как часто работаю с онлайн-школами (с их заказчиками/учениками) на практике инфоциганство вскрывается только после получения доступа к материалам. Поэтому и практикуем оформление возвратов и претензии.

Думаю, если проявить должную осмотрительность: поискать соответствующие отзывы, материалы курса, критически отнестись к хвалебным отзывам на сайтах самих платформ, обратить внимание присутствуют ли негативные отзывы на сайте платформы, то можно понять who is who. На мой взгляд легче проявить осмотрительность, чем потом ходить по юристам и судам расчитывая на возврат средств.

И тут тоже соглашусь, но сфера работает часто больше на импульсивности покупки (онлайн оплата в один клик) и на психологии выбора по рекомендации (и еще FoMO и все вот это).

А собственно статья родилась из моего реального кейса с клиентом, когда мы недавно пытались выбить деньги от "коуча" по курсу, купленного через директ в инстаграм. И там никаких отзывов даже не было, подписчиков 1500 и тд. Поэтому про критическое отношение - очень актуально.

Если коротко. То напишите заявление. Собственно, как и во всех остальных ситуациях %D

Суть материала как раз в том, что не всегда заявление может сработать, не всегда есть основания для возврата денег, и как важно знать, когда основания реально есть, но исполнитель отказывается делать возврат (это в контексте того, что полезно знать свои права как потребителя).

Сергей, автор пишет, в первую очередь, не о том, что нужно сделать, а о том, как именно. Как подойти к оценке своей позиции, как ее грамотно обосновать и зафиксировать доказательства для того, чтобы предельно убедительно выглядеть в глазах онлайн-школ и иных подобных лиц.
Каждый из нас горазд писать всякие портянки, но мало кто может сделать это правильно и убедительно. Автор из числа последних.
Мне грустно, что Вам не удалось понять смысл статьи. Вроде и написана простым языком…

Наталья, спасибо за информацию! Может подскажете с какой стороны лучше подступиться к возврату средств за онлайн-курс, если в этом самом курсе выявлены грубые ошибки в самых простейших темах?

Добрый вечер! благодарю
если ошибки сказываются на качестве обучения (что на мой взгляд логично), то претензия как раз за оказание некачественной услуги. Нужно смотреть, как услуги сформулированы услуги - консультирование / обучение?

Да. Претензию рассмотрели и вернули в полном размере.

Наталья, здравствуйте! А как быть, если не было оферты? Брала курс в рассрочку, прислали только договор на кредитование. Спасибо.

Добрый день! пропустила комментарий - даже если не было оферты в виде единого документа, это не значит, что между вами не было договора, договор считается заключенным, если вы согласовали существенные условия. Дальше применяются те условия, которые вы в том или ином виде согласовали, а также общие положения закона.

Наталья,добрый день!подскажите такая ситуация,оплатила курс по таргету в ФБ и инсте,буквально за пару дней до начала всей этой ситуации в стране.сейчас как известно ФБ заблокирован,т е применить на практике знания я не могу,клиента тоже нет.школа в быстром порядке начала писать курс по таргету в ВКонтакте,ссылаясь на то что ФБ разблокируют все равно (но когда это произойдет никому не известно)и мы вернёмся на таргет в ФБ. считается ли эта ситуация форс мажором,могу ли я вернуть деньги?

Здравствуйте.
Курс по Инстаграм потерял актуальность. Возможен ли возврат средств по оферте с акцептом?

Добрый день! В контексте оказания услуг нет понятия "потеря актуальности". Нужно смотреть вашу оферту, которую вы акцептовали, когда купили курс - там может быть прописана процедура возврата средств в случае, если курс уже начался. В любом случае, по закону вы имеете право отказаться от услуги, если она еще не оказана или оказана не полностью.

К меня тоже воапрс. Купила он лайн обучение у известного в городе фотографа, оформленного как ИП. Аферты не было, заплатила переводом на карту. Был вводный вэбинар, который можно посчитать за оферту, но все что было сказано на вэбинаре потом не соответствовало действительности. И в итоге при просьбе предоставить мне доки для получения налогового вычета за обучение, вскрылось что мадам не имеет лицензии и в ЕГРИП у нее не прописано что она может проводить какой либо обучение. И кстати сертификат после окончания обучения она тоже не выдает. Ссылается на потом, попозже. То есть эти курсы я и обучением уже не могу назвать. Непонятно что. Хочу вернуть полную сумму денег. Получится ли?

добрый день!
прежде всего, не на все услуги должна быть лицензия, и даже если это обучение, то ИП если соблюдает определенные условия закона может не получать лицензию.

В данном случае вопрос скорее в том, что вам обещали, что это будет обучение с выдачей сертификата определенного образца, и ваши ожидания не оправдались. Вы можете написать претензию, даже если нет оферты в форме единого документа, между вами был заключен договор в любом случае, вы имеете право требовать выполнения обязанностей Исполнителя - претензию о несоответствии качества услуги, что вы (возможно) утратили интерес в связи с отсутствием сертификата, что курс не соответствует заявленной программе и тд.

Наталья, здравствуйте. Купила пакет онлайн курсов Платина + курс мастера педикюра у школы Emi. Из пакета только прошла полностью базовый курс по мастеру маникюра, и просмотрела один урок из курса по моделированию. К курсам по дизайну(их там много), и к курсу педикюра не приступала, но доступ к ним открыт был сразу. По факту, открытый доступ к урокам в этой сфере нельзя считать оказанной услугой, ведь для полного оказания услуг, я должна просмотреть всё уроки, выполнить всё задания и получить сертификат. Но у меня закончен только первый модуль "Базовый курс мастера маникюра", и получено свидетельство об этом. Прошло уже 10 месяцев с момента покупки, проходить обучение дальше я не хочу, поняла что это не моё. В договоре не указаны в какие сроки я могу потребовать возврат какой либо части средств от стоимости. Но оператор сказала что месяц прошёл, и значит вернуть средства я не могу. Да и якобы уже заполнены документы и получено свидетельство. Но свидетельство получено только за базовый курс, остальных сертификатов я не получала, значит независимо от полученного свидетельства, услуга с их стороны оказана не в полном объёме, и я имею права требовать частичный возврат средств. Так ли это?

Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, получится ли вернуть деньги в такой ситуации:

Дети занимались в школе английского языка allright и в связи с текущими событиями школа просто ушла с рынка. У нас были оплачены уроки, и их перевели в другую школу английского - skyeng.

До сих пор не могу подобрать учителя под необходимые мне часы занятий - нет доступных учителей, поддержка не помогает в этом моменте.
Вместо 26 уроков по 25 минут на счёт зачислили 13 уроков по часу, что для ребёнка 6 лет просто не продуктивно, но менять формат уроков школа отказалась.

Уроки зачислены как бонусные, соответственно, перевести их на другое направление (например, дошкольная подготовка) тоже нет возможности, как сообщает школа.

Хотела бы завершить с ними всяческие отношения, потому что ни уроки не можем с ребёнком пройти, ни какого-то вразумительного ответа добиться.

Есть ли возможность в моей ситуации получить обратно деньги, если оплачивала я фактически другой школе?

Вся переписка с оплатой прежней школе и информацией про перевод в новую школу и зачислению уроков сохранена.

Инфобизнес: как вернуть деньги за бесполезный онлайн-курс

С приходом пандемии в России выросла популярность онлайн-курсов и марафонов. Их взялись проводить компании, которые лишились дохода в офлайне, и крупные блогеры. Они принялись учить людей управлять временем, распоряжаться личными финансами и правильно мечтать. Ожидания учеников таких курсов не всегда соответствуют реальности: часто блогеры рассказывают прописные истины. Но отстоять свои права и вернуть деньги за бесполезный тренинг будет непросто, говорят юристы.

Сейчас в интернете можно научиться чему угодно. Есть курсы от ведущих университетов России и мира (например, их предлагает Гарвард и ВШЭ), есть онлайн-марафоны от блогеров и звезд. Телеведущая Виктория Боня проводит курсы по гимнастике для лица и макияжу, а музыкальный продюсер Яна Рудковская продает «марафоны трансформации и развития личности для сильных и успешных женщин». Пользователей интернета учат «зарабатывать и думать так, как это делают миллионеры, правильно загадывать и визуализировать желания, встраиваться в энергетические потоки».

Из-за такой высокой конкуренции блогеры стараются быть актуальными и отвечать на запросы аудитории. Но иногда заходят слишком далеко. Например, создательница «Марафона желаний» Елена Блиновская 24 февраля (в день начала российской специальной операции на территории Украины) предложила своей аудитории новый «Марафон дружбы» за 15 000 руб., пишет TexTerra. Она решила помочь своим подписчикам «развязать узел судьбы» и правильно загадать желание, которое остановит развитие ситуации. Реакция на такой курс оказалась неоднозначной: одни благодарили Блиновскую, а другие обвиняли в желании нажиться на происходящем в соседней стране. Впрочем, негативные отзывы не помешали Блиновской развивать свой инфобизнес дальше: в конце апреля она запустила семидневный полумарафон «Дерзость быть собой».

Этот случай не единичный. В народе людей, которые продают информационные продукты без практической ценности, называют инфоцыганами. Их часто обвиняют в мошенничестве. Мы решили разобраться, на что обращать внимание при заключении договора и можно ли вернуть деньги, заплаченные за бесполезный тренинг.

Покупка онлайн-курса: юридические аспекты

Обычно, чтобы купить онлайн-курс, нужно заключить договор оферты, рассказывает старший юрист юрфирмы Солнцев и партнеры Солнцев и партнеры Региональный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность группа Банкротство (включая споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции Профайл компании × Татьяна Стецура. Иногда речь может идти о пользовательском соглашении, которое направляют клиенту по его запросу. В любом случае это договор, с которым потенциальный ученик может только согласиться. Вносить изменения в него нельзя. Как только покупатель оплачивает курс, договор считается заключенным (п. 3 ст. 438 ГК).

Содержание оферты зависит от специфики курса. Но в любом случае автор должен указать перечень и объем услуг, которые он оказывает: например, график занятий. Еще в оферте должен быть указан механизм возврата оплаты и особенности расторжения договора в одностороннем порядке. Стецура отмечает, что такие оферты нацелены на максимальную защиту автора онлайн-курса.

Как вернуть деньги

Часто онлайн-курс, который проводит звезда или известный блогер, не несет в себе ценности: информация собрана из открытых источников, уроки не соответствуют общей теме или лектор рассказывает очевидные вещи. В таких случаях ученик вправе потребовать деньги назад.

С точки зрения законодательства, онлайн-курс — это услуга, оказанная в дистанционной форме. В теории от него можно отказаться в любое время, согласно ст. 32 закона «О защите прав потребителей» («Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)»). В течение десяти дней организатор курса должен вернуть ученику деньги, а если сроки нарушены, то можно добавить еще и неустойку в размере 3% от суммы долга за каждый день просрочки. Если дело дойдет до суда, ученик вправе потребовать еще и потребительский штраф. Но придется возместить расходы преподавателю: например, на услуги видеооператора, который помогал записывать курс.

Но на практике инфобизнесмены научились обходить эти нормы, поэтому вернуть деньги по ст. 32 закона «О защите прав потребителей» получается далеко не всегда. Часто в договоре о покупке онлайн-курса сказано, что услуги считаются оказанными с момента предоставления доступа к обучающим материалам, отмечает адвокат юридической компании ЗАО "Сотби" ЗАО "Сотби" Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции Профайл компании × Дмитрий Бирюлин.

Таким образом, если вы поняли, что курс вам не нравится уже после оплаты и получения доступа (например, вам скинули видеоуроки или методичку), воспользоваться ст. 32 закона «О защите прав потребителей» не получится.


Все гораздо сложнее, если в результате обучения жизненный запал так и не нашелся, потенциал не раскрылся, «финансовый потолок» не пробился, а «ресурсное состояние» не вернулось. Потом будет непросто доказать, что нет ощущения вечной пульсации Вселенной, а работа с родовыми программами не принесла результата.

Юлия Рамзенкова, член Ассоциации юристов России

Если решили вернуть деньги за курс, который уже начали проходить, то можно опираться на ч. 1 ст. 29 закона «О защите прав потребителей» («Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)»). В таком случае можно требовать устранить недостатки или уменьшить стоимость курса. А если речь идет о существенных недостатках, то можно отказаться от обучения и попросить вернуть деньги.

Но при отказе от онлайн-курса нельзя сказать, что он просто не понравился, поясняет руководитель GR-практики BMS Law Firm BMS Law Firm Федеральный рейтинг. × Дмитрий Лесняк. Нужно объяснить, почему курс некачественный. Например, реальные объем или содержание программы не соответствуют заявленным, не было обещанной обратной связи или изменили график проведения занятий. Стецура советует еще до оплаты запросить у автора курса документы, где будут зафиксированы программа обучения, уровень преподавателя, график занятий, количество консультаций.

Ответственность коучей

Впрочем, инфомошенники часто не боятся гражданских исков: они могут снять деньги со счетов, а на предприятие повесить все долги, обанкротить и ликвидировать. Заявление о преступлении работает лучше: почти все с радостью возвращают деньги пострадавшим, как только появляется риск уголовного преследования, говорит руководитель «Центра информационной безопасности» Жан Ботанов.

Лесняк отмечает, что коуча можно обвинить в мошенничестве (ст. 159 УК), если он получил от учеников деньги, но доступ к курсу не предоставил. Еще один вариант — был заявлен известный спикер, но договоренностей с ним на самом деле не было.

Если курс оказался некачественным, его программа не соответствовала заявленной, но вернуть деньги за обучение не получилось, можно пожаловаться в госорганы за предоставление недостоверной информации в рамках рекламы (п. 1 ст. 14.3 КоАП). Норма предусматривает штрафы до 2500 руб. для граждан, до 20 000 руб. для должностных лиц и до 500 000 руб. для компаний.

Исполнителя накажут, если он обучает без лицензии, хотя его курс подпадает под признаки образовательной программы и отвечает критериям образовательной деятельности (ч. 2 ст. 14.1 КоАП). Лицензия необходима, если есть нанятые преподаватели, программа обучения, выдаются дипломы или сертификаты. За ее отсутствие граждан оштрафуют на сумму до 2500 руб., должностных лиц до 5000 руб., юрлиц — до 50 000 руб.

Как выбрать онлайн-курс

Чтобы выбрать действительно полезный тренинг, нужно внимательно читать оферту и отзывы пользователей, советует Стецура. А руководитель практики коммерческого права Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Частный капитал группа Уголовное право Профайл компании × Дарья Шкиттина рекомендует обращать внимание на автора. У него должно быть профильное образование, аккредитация или лицензия.

Коуч не может гарантировать результат. Если речь идет о психологических тренингах, то автор курса должен работать только со здоровыми людьми. «Онлайн-курс не может предлагать работу с острыми состояниями, обострениями, травмами, а также лечение чего бы то ни было», — добавляет Шкиттина.


Клиент сам должен понимать, что волшебных таблеток в сфере личностного роста не бывает.

Законодательное регулирование

В феврале 2022 года в Госдуме начали обсуждать проблему. Инфобизнесменов планируют вносить в реестр и наказывать за некачественные услуги. Для борьбы с так называемыми инфоцыганами законодатели решили создать рабочую группу. Она изучит возможность изменения нормативной базы для привлечения к ответственности недобросовестных тренеров. В числе предложений — сертификация услуг онлайн-коучей, новый реестр, обязательный пункт в договорах о возврате средств, если услуга не оказана.

Юристы к такому регулированию относятся неоднозначно. Например, Рамзенкова положительно оценивает изменение законодательства и дополнительные правовые механизмы защиты прав граждан. Стецура с настороженностью относится к таким инициативам.


Общество должно повзрослеть самостоятельно до уровня распознания недобросовестных коучей и инфомошенников.

Она отмечает, что действующее законодательство имеет достаточно регуляторных механизмов, важен и успех судебных юристов в спорах по защите прав потребителей. Создание реестра коучей или обязательное лицензирование не станет панацеей, защищающей граждан, соглашается Бирюлин.

Иск к вузу: есть ли шанс вернуть деньги за онлайн-обучение

Пандемия заставила образовательные учреждения перейти на дистанционный формат. Поэтому студенты, которые сами платили за обучение, попросили скидку, ведь в их договоре речь шла об очном обучении, которого фактически не было. В США дело уже дошло до суда. Иск к Гарвардскому университету подал студент-юрист, требующий вернуть ему часть стоимости семестра. Дело может стать прецедентом, прогнозируют американские юристы. В России студенты-платники тоже недовольны. Правда, исков пока нет, но и шансов у таких претензий мало, признают эксперты.

«Пренебрежение и равнодушие» ведущего вуза

«Я чувствовал полное пренебрежение и равнодушие со стороны администрации университета. Думаю, что, как нам и объяснили в этом году, добиться справедливости можно через систему права», – сказал 23-летний Абраам Баркхордар (Abraham Barkhordar), студент Гарвардской школы права, в интервью ABC News. Он подал иск к университету, потому что стоимость обучения не изменилась, несмотря на переход в онлайн из-за пандемии коронавируса.

После вопроса о стоимости такого «урезанного» обучения в вузе объявили, что она останется на том же уровне – $65 875 в год.

Тогда студент пошел в суд. Пока его иск касается только весеннего семестра, но теперь в него могут включить и осень.

К концу семестра иски получили более 50 американских вузов. В числе ответчиков – Drexel University в Филадельфии, Columbia University в Нью-Йорке, Беркли, Университет Колорадо и другие. Истцы утверждают, что в изоляции не было полноценного обучения, и требуют компенсации.

Претензии студента

В иске против Гарварда Баркхордар выдвигает три претензии. Первая – несоблюдение условий контракта. «Студенты подписались под оговорёнными условиями, оплатили обучение и предполагали, что занятия будут очными в течение всего семестра. Но это условие не было выполнено, потому что половина занятий прошла онлайн, а это нарушает условия договора», – отмечает один из представителей Баркхордара. Вторая претензия – неосновательное обогащение. Студенты платят за то, что они в итоге не получают. Третий пункт – вузы конвертировали деньги за обучение в собственный доход, но не предоставили ничего взамен.

Юристы рассчитывают, что иск станет групповым (Class action) и к нему присоединятся другие студенты Гарварда.

В самом университете отказались от комментариев. На сайте вуза говорится, что в приоритете сейчас здоровье студентов, а также перечислены онлайн-инструменты, помогающие при удаленном обучении.

Осенью вуз планирует продолжить дистанционные занятия. По словам Баркхордара, осенью условия для студентов даже ухудшатся. Например, профессора не будут записывать лекции. В ответ на жалобы студентов, что учиться из дома неудобно, представители университета посоветовали им решить проблему самим. Например, скинуться и снять офис, где можно было бы заниматься. В школе права обещали выделить до $1 млн на нужды тех, у кого проблемы c интернетом. Также можно добровольно взять академический отпуск. Другие престижные юридические школы – Стэнфорд или Джорджтаун – признают необходимость диалога со студентами, вузы планируют заниматься вживую осенью.

Иск к Гарварду – это далеко не первая претензия такого рода. Он может стать прецедентным, поскольку вуз задает тон для образовательной системы в США. «Я думаю, основной вопрос для вуза масштаба Гарварда, справедливо ли брать такие деньги со студентов в нынешних обстоятельствах», – говорит представитель Баркхордара. Гарвард – один из богатейших вузов в США. По данным финансового отчета Гарварда за 2019 год, на конец прошлого финансового года фонд составил $40,9 млрд. Это больше, чем ВВП более половины стран мира. В самом вузе указывают, что расходы тщательно структурированы, а перерасход в одном месте вызовет дефицит в другом.

По мнению студента, вуз может позволить себе поддержать студентов в сложной ситуации.

«Это один из самых престижных вузов мира. Просто смешно, что они открещиваются от запросов студентов. Например, предлагают за свои деньги арендовать офис для учёбы. Я рад, что правосудие дает мне возможность этому противостоять», – говорит студент Гарварда.

Его юристы, выпускники того же вуза, уверены, что очное обучение не идет ни в какое сравнение с онлайн-обучением, где студенты лишены главного – реального взаимодействия с профессорами, политиками и судьями.

Ситуация в России

В марте комитет Госдумы по образованию и науке предлагал снизить стоимость обучения в вузах для студентов очного отделения при переводе на длительное дистанционное обучение из-за пандемии. Рекомендации перевести студентов на удалёнку дало Минобрнауки, поэтому занятия в вузах проводились с помощью Zoom, Skype и других платформ. То, что формат поменялся, а цена осталась прежней, многих не устроило и вызвало вопросы к вузам. Руководство отвечало, что снижать стоимость «не планируется» – такой ответ на вопрос и сегодня указан на сайте ВШЭ.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в апреле заявил, что вопрос об изменении стоимости правомерно ставить только в том случае, если качество образовательных услуг «очевидным образом» снизилось (цитата – РБК). Он добавил, что в других случаях стоимость и другие условия обучения регулирует договор между вузом и студентом. Университеты же не торопятся идти навстречу студентам и дают формальные ответы. Так, «Коммерсант» цитировал директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирину Абанкину, которая настаивала: «Дистант – это не другая форма обучения. Если говорить строго юридически, у нас формы обучения есть такие, как очная, очно-заочная, то есть вечерняя, и заочная. Дистантная у нас относится к образовательным технологиям». Другие ссылаются на то, что вузам пришлось потратиться на переход в онлайн.

«Если бы мы говорили о трудовых отношениях, то перевод в онлайн можно было бы рассматривать как изменение условий труда», – говорит Елена Кожемякина, управляющий партнер юридической фирмы BLS BLS Федеральный рейтинг. группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 11 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 29 место По выручке × . В этом случае заключается допсоглашение, работники его подписывают, в том числе обосновываются и возможные изменения в зарплате. В период пандемии компании так и поступали. А если работодатель сделает что-то неправильно, то сотрудник может легко пожаловаться. Но здесь такую параллель провести сложно, признает Кожемякина.

По ее словам, когда речь идет о платных образовательных услугах, смотреть в случае иска нужно не на закон об образовании, а на договор между студентом-платником и самим вузом. Но в нем вряд ли прописаны изменения в связи с коронавирусом. Добиться на этом основании изменения стоимости маловероятно.

«Конечно, попробовать подать иск можно. Для этого нужны веские доказательства, аргументы и квалифицированный юрист в сфере образования», – говорит Кожемякина. Многие в качестве доводов говорят, что не смогли получить новые знания и лишь решали текущие задания в онлайне, а хозяйственные и другие расходы вуза в это время снизились. У учебных заведений контраргументов не меньше: нагрузка на преподавателей не упала, а даже выросла, вузы потратились на подключение онлайн-платформ и т. д. Более того, затраты они могут и подкрепить отчетами.

Перевод обучения в онлайн – это не инициатива вузов, а следствие пандемии и режима повышенной готовности.

«Многое в суде будет зависеть от аргументации и доказательств сторон, но перспективы таких исков я вижу весьма туманными», – признает Кожемякина.

Тем временем российские вузы объявили цены на следующий год обучения. В большинстве случаев ниже они не стали.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: