Предварительное рассмотрение обращений в конституционном суде рф это

Обновлено: 24.04.2024

Конституционное судопроизводство состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Они охватывают комплекс действий конституционного суда и участников судебного конституционного процесса, направленных на разрешение конкретной правовой ситуации.

Законодательством субъектов Российской Федерации об органах конституционного контроля предусмотрены следующие стадии судебного конституционного процесса:

1) внесение обращения в конституционный суд;

2) предварительное рассмотрение обращения в конституционном суде;

3) принятие обращения конституционным судом к рассмотрению либо его отклонение;

4) подготовка к судебному разбирательству;

5) судебное разбирательство;

6) совещание, голосование и принятие конституционным судом итогового решения;

7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решения конституционного суда;

8) исполнение решения конституционного суда.

Общим для всех стадий конституционного судопроизводства является вопрос о сроках. На различных стадиях конституционного судопроизводства сроки прохождения дела дифференцируются применительно к отдельным категориям рассматриваемых дел. Сроки дифференцируются и в зависимости от законодательства конкретных субъектов Федерации. Так, весьма сжатыми являются, на наш взгляд, сроки прохождения стадий конституционного судопроизводства в Конституционном Суде Республики Дагестан. Закон о Конституционном Суде Республики Дагестан устанавливает, что предварительное изучение членом Конституционного Суда должно быть завершено не позднее, чем через 10 дней после регистрации. В пятидневный срок после доклада о результатах предварительного изучения решается вопрос о принятии дела к рассмотрению. Рассмотрение дела начинается не позднее, чем через 10 дней после окончания предварительного изучения (ст. 39). В целях обеспечения прав человека на судебную защиту Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (пункт 1 статьи 6) ориентирует на рассмотрение дел в судах в разумные сроки. На соблюдение принципа разумной достаточности относительно процессуальных сроков направлены соответствующие рекомендации Комитета Министров Совета Европы от 16 сентября 1986 года. Между тем, крайне сжатые сроки, установленные в Законе о Конституционном Суде Республики Дагестан, с нашей точки зрения, могут привести к поверхностному, недостаточно глубокому рассмотрению дела, в конечном итоге - к судебной ошибке.

Практика же работы большинства конституционных судов субъектов Российской Федерации показала, что судьи применяют единый порядок исчисления процессуальных сроков. Течение сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты. Сроки, исчисляемые сутками, истекают в двенадцать часов ночи последних суток. Сроки, исчисляемые годами или месяцами, истекают в соответствующее число последнего года или месяца установленного срока. Если последний день срока приходится в нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Внесение обращений в конституционный суд

Данная стадия конституционного судопроизводства преследует цель инициировать возбуждение разбирательства дела и имеет место применительно ко всем категориям дел.Обращениями в конституционный суд могут служить запрос, ходатайство, индивидуальная жалоба, иск и т.д., отвечающие требованиям закона и являющиеся поводом к рассмотрению дела. В принципе, в конституционный суд может обратиться любой субъект права, однако, к рассмотрению принимаются обращения лишь тех субъектов, которым дано такое право по закону.

Законы субъектов Российской Федерации о конституционных судах подробно регламентируют общие и специальные требования, предъявляемые к обращению по той или иной категории дел.

Обращения, поступающие в органы конституционного контроля и надзора, подлежат обязательной регистрации и должны содержать следующие данные:

а) Конституционный (уставной) Суд в качестве, в который направляется обращение;

б) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

в) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

г) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

д) нормы конституции (устава), дающие право на обращение в Конституционный (уставной) Суд субъекта Федерации;

е) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте;

ж) конкретные, указанные в законе субъекта Федерации о конституционном суде, основания к рассмотрению обращения в конституционном (уставном) суде;

з) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы конституции (устава);

и) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к конституционному суду;

к) перечень прилагаемых к обращению документов.

Конституционное судопроизводство в субъектах Российской Федерации осуществляется бесплатно. Однако это не исключает уплату государственной пошлины стороной, которая обращается в конституционный суд, а также того, что сторона, проигравшая в деле, несет часть судебных расходов.

Законодательством субъектов предусмотрены три вида обращений, которые оплачиваются государственной пошлиной - это запрос и ходатайство, жалоба юридического лица и жалоба гражданина. При этом неодинаково устанавливается размер государственной пошлины.

В соответствии с законами о конституционных (уставных) судах государственной пошлиной не оплачиваются запросы судов, запросы о толковании Конституции (Устава), ходатайства Президента (губернатора) по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной.Конституционный Суд (за исключением Республик Дагестан, Карелия, Марий Эл, Саха (Якутия)) своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации

Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.

В случаях, если обращение:

1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального конституционного закона;

3) исходит от явно ненадлежащего органа или лица;

(п. 3 в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) не оплачено государственной пошлиной и отсутствуют ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, отсрочке (рассрочке) ее уплаты и документы, подтверждающие основания для такого ходатайства;

(п. 4 в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) не может быть признано допустимым в связи с тем, что на момент подачи жалобы на нарушение конституционных прав и свобод истек предусмотренный статьей 97 настоящего Федерального конституционного закона срок со дня принятия судебного решения, которым исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты, либо явно не исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба, в рамках конкретного дела.

(п. 5 в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.

(часть третья в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть четвертая утратила силу. - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 N 5-ФКЗ.

Решением Конституционного Суда РФ от 2 июля 2015 г. глава 3 дополнена параграфом 22.1, вступающим в силу с 1 августа 2015 г.

§ 22.1. Подача обращения в Конституционный Суд в электронном виде с использованием системы подачи документов "Обращение в КС РФ"

гражданином - страниц документа, удостоверяющего личность, на которых размещена фотография гражданина, указаны его фамилия, имя, отчество (при наличии) и, если такие сведения предусмотрены формой документа, удостоверяющего личность, его место жительства;

юридическим лицом - документа, подтверждающего регистрацию в качестве юридического лица, документов, подтверждающих правомочие гражданина действовать от имени юридического лица, а также страниц документа, удостоверяющего личность этого гражданина, в соответствии с указанными выше требованиями.

После регистрации заявителю необходимо пройти процедуру активации учетной записи путем подтверждения создания учетной записи с адреса электронной почты, указанного при регистрации, а также процедуру выражения согласия с правилами функционирования системы подачи документов "Обращение в КС РФ" путем проставления отметки в соответствующем поле на официальном интернет-портале Конституционного Суда.

После прохождения процедур регистрации, активации учетной записи и выражения согласия с правилами функционирования системы подачи документов "Обращение в КС РФ" заявитель получает доступ к заполнению электронной формы, предназначенной для подачи обращения в Конституционный Суд, вне зависимости от того, осуществлена ли в этот момент Секретариатом Конституционного Суда проверка выполнения требований к заполнению регистрационной формы и присоединению к ней переведенных в электронный вид изображений документов.

Секретариат Конституционного Суда в течение трех рабочих дней со дня активации учетной записи проверяет выполнение требований к заполнению регистрационной формы, присоединению к ней переведенных в электронный вид изображений документов, а также требования о соответствии данных, указанных в регистрационной форме, данным переведенных в электронный вид изображений документов. В случае невыполнения соответствующих требований уведомление об этом направляется на указанный заявителем при регистрации адрес электронной почты. Если в течение трех рабочих дней со дня направления уведомления на указанный заявителем при регистрации адрес электронной почты заявитель не приведет регистрационную форму и переведенные в электронный вид изображения документов в соответствие с данными требованиями, учетная запись, образующая личный кабинет, считается несозданной, а ранее поданное с ее использованием обращение - непоступившим; уведомление об этом направляется на указанный заявителем при регистрации адрес электронной почты. Если заявитель приведет регистрационную форму и переведенные в электронный вид изображения документов в соответствие с указанными требованиями, обращение, поданное с использованием учетной записи, считается поступившим в день, когда заявителем будет обеспечено такое соответствие.

Информация об изменениях:

Решением Конституционного Суда РФ от 2 июля 2015 г. глава 3 дополнена параграфом 22.2, вступающим в силу с 1 августа 2015 г.

§ 22.2. Подача обращения в Конституционный Суд Российской Федерации в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи

2. Обращение, а также каждый из прилагаемых к обращению документов и материалов подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

3. Если иное не установлено Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" или настоящим Регламентом либо не указано заявителем в обращении, вся корреспонденция, адресованная заявителю, направляется на адрес электронной почты, с которого получено обращение, в виде документов формата PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью сотрудника Конституционного Суда, уполномоченного вести электронную переписку. При этом для удостоверения подлинности подписи не имеющего усиленной квалифицированной электронной подписи должностного лица, направляющего заявителю в соответствии с настоящим Регламентом уведомления и иные документы и материалы, может использоваться усиленная квалифицированная электронная подпись сотрудника Конституционного Суда, уполномоченного вести электронную переписку.

Информация об изменениях:

Решением Конституционного Суда РФ от 2 июля 2015 г. глава 3 дополнена параграфом 22.3, вступающим в силу с 1 августа 2015 г.

§ 22.3. Требования к обращениям, подаваемым в электронном виде

1. Обращение, а также прилагаемые к нему документы и материалы должны быть представлены в форматах Microsoft Word Document (с расширениями файлов .doc, .docx), RTF, PDF, JPG, PNG с сохранением всех аутентичных признаков подлинности (графических подписей, печатей, штампов, номеров, обозначений дат и т.д.). При этом обращение должно соответствовать требованиям статьи 37 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а прилагаемые к нему документы и материалы - требованиям статьи 38 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Содержание обращения, а также прилагаемых к нему документов и материалов должно представлять собой текстовую и (или) графическую (скан-копию текста) информацию. В случае направления в адрес Конституционного Суда сканированных изображений документов и материалов эти изображения должны быть выполнены в черно-белом либо сером цвете (с разрешением не менее 200 точек на дюйм).

3. Допускается подача обращения и прилагаемых к нему документов и материалов в упакованном архивном формате RAR, ZIP или 7z.

§ 23. Предварительное рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд, Секретариатом Конституционного Суда

1. Рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд (далее - обращения), после их регистрации в установленном Инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде (далее - Инструкция по делопроизводству) порядке осуществляется сотрудниками соответствующих подразделений Секретариата Конституционного Суда.

2. Если обращение не соответствует требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", о несоблюдении которых Секретариат Конституционного Суда уполномочен уведомить заявителя, сотрудник Секретариата Конституционного Суда уведомляет об этом заявителя.

3. Если обращение, по мнению соответствующего подразделения Секретариата Конституционного Суда, явно не соответствует иным требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", то это подразделение, с согласия руководителя Секретариата Конституционного Суда, вправе подготовить проект соответствующего определения Конституционного Суда и передать его на изучение судей и последующее вынесение для рассмотрения в заседании Конституционного Суда.

4. Если оснований для действий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего параграфа, не имеется, обращение с заключением (справкой) передается руководителю Секретариата Конституционного Суда. Руководитель Секретариата Конституционного Суда передает заключение (справку) Председателю Конституционного Суда для решения вопроса о направлении его судьям.

5. В случае повторного обращения того же заявителя в Конституционный Суд по вопросу, по которому ранее было вынесено постановление Конституционного Суда либо определение Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства по делу по основаниям, предусмотренным статьями 43 и 68 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в заседании Конституционного Суда принимается определение о прекращении переписки с указанным заявителем. Заявителю направляется заверенная копия соответствующего определения. Дальнейшие его обращения по тому же вопросу оставляются без ответа и хранятся в установленном порядке.

§ 24. Решение Конституционного Суда по вопросу о соответствии обращения требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"

1. В случае если заявитель не согласен с содержащимся в поступившем на его имя уведомлении Секретариата Конституционного Суда выводом о несоответствии обращения требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и требует принятия Конституционным Судом решения по этому вопросу, а также в случаях, предусмотренных пунктом 3 параграфа 23 настоящего Регламента, вопрос о соответствии обращения требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выносится на рассмотрение в заседании Конституционного Суда. При этом не позднее чем за 10 дней до даты заседания всем судьям вручаются для изучения копии выносимых на рассмотрение обращений, приложений к ним, а также проекты определений Конституционного Суда.

2. Заседания Конституционного Суда по вопросам, указанным в пункте 1 настоящего параграфа, проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц.

Информация об изменениях:

Решением Конституционного Суда РФ от 2 июля 2015 г. в пункт 3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2015 г.

3. При признании обращения не соответствующим требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд выносит определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению. Определение может быть вынесено в протокольной форме. Соответствующее определение или выписка из протокола заседания Конституционного Суда направляется заявителю на указанный им в обращении адрес. В случае если обращение подано в электронном виде с использованием системы подачи документов "Обращение в КС РФ", заявителю также направляется копия определения или выписки из протокола заседания Конституционного Суда в соответствии с требованиями пункта 3 параграфа 22.1 настоящего Регламента. В случае если обращение подано в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, заявителю также направляется копия определения или выписки из протокола заседания Конституционного Суда в соответствии с требованиями пункта 3 параграфа 22.2 настоящего Регламента..

4. Обращение, вопрос о котором вынесен на рассмотрение в заседании Конституционного Суда в соответствии с пунктом 1 настоящего параграфа, признанное соответствующим требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", подлежит передаче судье для предварительного изучения.

§ 25. Распределение обращений между судьями

Распределение обращений между судьями для предварительного изучения в порядке, установленном статьей 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", производится Председателем Конституционного Суда исходя из нагрузки судей и регистрируется в Секретариате Конституционного Суда.

§ 26. Поручения Секретариату Конституционного Суда при предварительном изучении обращений судьями

1. Судья, изучающий обращение в предварительном порядке, может дать одному или нескольким управлениям (отделам) Секретариата Конституционного Суда письменное или устное поручение об изучении обращения. Такое поручение направляется в соответствующее управление (отдел) через руководителя Секретариата Конституционного Суда или с уведомлением его об этом. Решениями Конституционного Суда могут быть определены виды поручений, которые даются только с согласия Председателя Конституционного Суда.

2. Судья организует работу по выполнению своих поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве.

§ 27. Направление требований Конституционного Суда, привлечение специалистов при предварительном изучении обращений судьями

1. Судья, проводящий предварительное изучение обращения, может направлять копии обращения и приложенных к нему документов и материалов органу или должностному лицу, издавшему либо подписавшему оспариваемый акт, или государственному органу, компетенция которого оспаривается, с указанием срока для направления отзыва в Конституционный Суд, а также может запрашивать консультации специалистов или мнения заинтересованных органов и лиц по поставленным в обращении вопросам, иные документы.

2. Направление требований Конституционного Суда, поручений о привлечении специалистов при предварительном изучении обращений судьями осуществляется в порядке, предусмотренном параграфами 33 и 35 настоящего Регламента, с особенностями, обусловленными стадией предварительного изучения обращения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» указано, что Секретариат Конституционного Суда наделен полномочием рассматривать обращения в предварительном порядке в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда.

Обращения, поступающие в КС, подлежат обязательной регистрации. Если обращение подведомственно КС и отвечает установленным законом требованиям, то оно вместе с заключением и предложениями специалистов соответствующих подразделений Секретариата передается через начальника Секретариата Председателю Суда для направления судьям. Основания отклонения обращения:

1. явная неподведомственность дел Конституционному Суду;

2. несоответствие его формы требованиям Закона;

3. подача обращения ненадлежащим органом или лицом;

4. неуплата государственной пошлины.

При наличии хотя бы одного из оснований, Секретариат уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям Закона. При этом заявитель вправе:

1. потребовать принятия КС решения по данному вопросу. В этом случае Председатель Суда поручает одному или нескольким судьям провести проверку обоснованности принятого Секретариатом решения. При признании решения Секретариата обоснованным КС выносит определение и направляет его заявителю;

2. заявитель после устранения недостатков вправе вновь обратиться в КС.

Обращения, по которым завершено предварительное изучение, рассылаются всем судьям и вносятся в пленарное заседание КС для рассмотрения вопроса о принятии к рассмотрению.

Завершением стадии предварительного изучения обращения судьями КС является заключение судьи о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению, которое докладывается в пленарном заседании.

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Судом в пленарном заседании. О принятом решении уведомляются стороны.

Принимая обращение к рассмотрению, КС может прийти к выводу о необходимости приостановить действие оспариваемого акта либо процесса вступления в силу международного договора РФ до завершения рассмотрения дела судом. В случаях, не терпящих отлагательства, Суд вправе обратиться с таким предложением к соответствующим органам и должностным лицам, но юридическая сила такого обращения такова, что оно является не требованием, а предложением и не предусматривает обязанности его реализовать или даже рассматривать.

Результатом предварительного изучения обращения судьями может быть решение пленарного заседания об отказе в принятии обращения к рассмотрению. Основаниями отказа в принятии обращения к рас­смотрению являются:

1. разрешение вопроса не подведомственно Конституционному Суду. Имеются в виду обращения, подведомственность которых Конституционному Суду спорна или вызывает сомнения. В этом случае вопрос должен решаться только самим Судом;

2. обращение не является допустимым. По общему правилу, понятие допустимости относится не столько к обращению, сколько к содержащейся в нем правовой позиции заявителя, характеристике оспариваемого акта и т.д., и поэтому требует оценки Суда. Единственный вид обращения, для которого не сформулированы конкретные критерии допустимости, – это запросы о толковании Конституции РФ. На практике Конституционный Суд признавал не соответствующими критерию допустимости запросы о толковании, которые требовали от него: конкретизации конституционных положений путем создания новых норм права, что входит в компетенцию законодателя; признания нормы Конституции РФ недействующей, что противоречит самой природе толкования; проверки конституционности какого-либо закона, что должно осуществляться не в процедуре толкования, а в иной процедуре;

3. наличие ранее вынесенного постановления Конституционного Суда по предмету обращения, сохраня­ющего свою силу.

Обращение в Конституционный Суд может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в судебного заседании. В случае отзыва производство по делу прекращается, а государственная пошлина не возвращается.

Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению либо о прекращении производства по делу излагается в виде отдельного документа.

Предварительное рассмотрение обращений в Конституционном Суде РФ следует отличать от собственно «рассмотрения» дела в Суде. Предварительное рассмотрение охватывает стадии изучения дела в Секретариате, судьями Конституционного Суда РФ и процессуальное решение Суда о принятии дела к рассмотрению либо об отказе в таком принятии. Непосредственно «рассмотрение» дела предполагает назначение дела к слушанию, подготовку дела к слушанию, слушание и вынесение итогового решения.

После регистрации обращение поступает в Секретариат Суда, который осуществляет предварительную экспертизу запроса, ходатайства или жалобы. Функции Секретариата предполагают проверку следующих обстоятельств: во-первых, является ли обращение подведомственным Конституционному Суду РФ; во-вторых, соответствует ли оно установленным требованиям по форме; в-третьих, исходит ли оно от надлежащего лица; в-четвертых, оплачено ли оно государственной пошлиной. Указанные обстоятельства сами по себе не требуют оценочного волеизъявления Конституционного Суда РФ, его судей или должностных лиц. Количество обращений в Суд является сравнительно большим, но многие из них не соответствуют юридическим требованиям: граждане зачастую склонны обращаться в высшие судебные инстанции, не выяснив точно их компетенции; не исключены случаи нарушений формальных требований закона к запросам, ходатайствам и жалобам.

Однако функции Секретариата Конституционного Суда РФ не блокируют дальнейшее движение дела. Секретариат не является государственным органом, в его компетенцию не входит принятие решений публично-властного характера. Обнаружив соответствующие обстоятельства, Секретариат лишь уведомляет заявителя о выявленных нарушениях, рекомендуя тем самым их устранение с целью последующего обращения в Конституционный Суд РФ в надлежащей форме. При возникших разногласиях с Секретариатом заявитель вправе потребовать принятия решения по этому вопросу непосредственно Конституционным Судом РФ.

Следующей стадией предварительного рассмотрения обращений в Конституционном Суде РФ является предварительное изучение обращения судьями. Это – обязательная стадия конституционного судопроизводства. Поручение о предварительном изучении обращения судьями исходит от Председателя Конституционного Суда РФ.

Смысл предварительного изучения обращения судьями заключается не в том, чтобы предопределить правовую позицию Суда, исследовать обстоятельства, собрать доказательства и т.п. Задача этой стадии сводится к тому, чтобы выяснить, относится ли данный вопрос к компетенции Конституционного Суда РФ, является ли обращение допустимым, не было ли вынесено ранее по тому же предмету обращения постановление Конституционного Суда РФ, сохраняющее свою силу. После предварительного изучения судьи сообщают Суду свою позицию о необходимости принятия обращения к рассмотрению или отказа в этом. Однако точка зрения судей, проводивших предварительное изучение обращения, не имеет преюдициального значения. В конечном итоге именно Конституционный Суд РФ в полном составе девятнадцати судей решает, принять ли обращение к рассмотрению или отказать в его принятии.

Если Конституционный Суд РФ принимает обращение к рассмотрению, об этом уведомляются стороны. В случаях, не терпящих отлагательства, Суд может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта или процесса вступления в силу оспариваемого международного договора до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом РФ. При этом Суд не обладает правом непосредственного приостановления оспариваемого акта. Такое действие, выступающее в качестве процессуальной меры обеспечения производства по делу, в некоторой степени предопределяло бы позицию Суда о факте нарушения Конституции РФ, объективность которой сложно обеспечить без соблюдения всех требуемых законом процедур судебного слушания дела.

Законодатель устанавливает юридические основания, по которым Конституционный Суд РФ должен отказать в принятии обращения к рассмотрению. К их числу относятся нарушения правил подведомственности, допустимости и преюдиции.

Институт подведомственности требует соблюдения юридических норм о разграничении компетенции между судами. Конституционный Суд РФ не вправе принимать к рассмотрению обращения, разрешение которых подведомственно судам общей юрисдикции или арбитражным судам. В противном случае оказался бы нарушенным конституционный принцип разделения властей. Например, заявитель ставит перед Конституционным Судом РФ проблему правомерности отказа в выплате дивидендов по привилегированным акциям ввиду необходимости развития производства и приоритетности финансирования капитальных вложений. По этому вопросу имеется решение суда общей юрисдикции. Заявитель формально обращается в Конституционный Суд РФ с целью проверки конституционности нормы закона, регулирующего данные общественные отношения, однако фактически речь идет об оценке правильности установления и исследования обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции. При подобной ситуации Конституционный Суд РФ отказывает в рассмотрения дела по мотиву неподведомственности спора[16].

Требование допустимости обращения обусловлено спецификой производства в Конституционном Суде РФ по отдельным категориям дел. Каждой категории дел присущи собственные критерии допустимости обращения. Наглядно это представлено в виде табл. 1.

Табл. 1. Критерии допустимости обращения в Конституционный Суд РФ в зависимости от категории подведомственных ему дел

№ п/п Категория подведомственных дел Критерии допустимости обращения
1. Проверка конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти либо отдельных их положений Заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению органов власти или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ
2. Проверка конституционности нормативного акта субъекта РФ Нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению субъекта РФ либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов
3. Проверка конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации 1. Международный договор подлежит ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти 2. Заявитель считает международный договор не подлежащим введению в действие и применению в России из-за его несоответствия Конституции РФ
4. Разрешение спора о компетенции 1. Оспариваемая компетенция определена Конституцией РФ 2. Спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности 3. Спор не был или не может быть разрешен иным способом 4. Заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия нарушением установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между органами государственной власти 5. Заявитель ранее обращался к уполномоченным органам государственной власти с письменным заявлением о нарушении ими компетенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности, причем в течение месяца со дня получения данного заявления не были устранены указанные в нем нарушения
5. Проверка конституционности законов по жалобам граждан 1. Закон затрагивает конституционные права и свободы граждан 2. Закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде
6. Проверка конституционности законов по запросам судов По мнению суда, закон подлежит применению в рассматриваемом этим судом конкретном деле
7. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления Обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления

Наконец, правило преюдиции означает, что Суд не должен многократно рассматривать дела с одним и тем же предметом обращения. Если по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, которое сохраняет свою силу, Суд должен отказать в принятии обращения к рассмотрению. Исключение составляют случаи, предусмотренные ст. 47.1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», которые предполагают разрешение дел без проведения слушания. По сути, здесь наблюдается процессуальная форма деятельности Конституционного Суда РФ по разрешению дел с преюдициальными обстоятельствами, при которой Суд все-таки принимает дело к рассмотрению, но разрешает его в упрощенном порядке.

Это становится необходимым, по крайней мере, в следующих случаях: во-первых, если оспариваемые нормы аналогичны положениям, ранее признанным противоречащими Конституции РФ; во-вторых, если подтверждение Конституционным Судом РФ факта неконституционности нормы, применяемой судом в конкретном деле, необходимо для устранения нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина в правоприменительной практике. Разрешение дел без проведения слушаний допускается не для всех категорий споров, подведомственных Конституционному Суду РФ. Кроме того, законодателем определен круг лиц, обладающих правом возражения против применения упрощенной процедуры.

По общему правилу Конституционный Суд РФ осуществляет проверку действующих нормативных правовых актов. Если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Судом производство должно быть прекращено. Однако Конституционный Суд РФ вправе продолжить рассмотрение такого дела. Если же действием оспариваемого акта были нарушены конституционные права и свободы человека и гражданина, Суд обязан завершить производство по делу.

Обращение в Конституционный Суд РФ может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: